Мамченко О.А.
Введение
Древняя Русь... Эти два простых слова вызывают в памяти белокаменные соборы, тяжелые, мерцающие темным золотом доски икон, а суровые и просветленные лики фресок на стенах храмов, киноварные инициалы старого пергамена церковных книг. Тысячелетний фольклор сохранил нам былинные сказы о подвигах Ильи Муромца, Микулы Селяниновича, о многих богатырях, легендарных и реальных защитниках земли Русской.
Леса, пашни, бескрайние протяженности равнины, где простор мерили не метрами и верстами, а днями и неделями, проведенными в пути. Еще нечастые поселения пахарей-смердов, небольшие рубленые города. Все бытие и самая жизнь — от колосящейся нивы, щедрых рек, изобилия дремучих лесов-раменей... Случалось, и коней не запрягали в соху или деревянную борону. Коней седлали, шли воинством, щитами прикрывали Русь от звонких, изящно оперенных стрел, разом ударяли на хазар ли, печенегов ли, половцев. Бывало, скрывались в леса от лихого набега степных конников.
Князья ставили города, хаживали на соседей: мечом покоряли новые земли, тиуны вершили суд, дружина собирала дани. Русь исподволь расширялась, укреплялась и устраивалась. Так, или почти так, большинству из нас, тем, кто специально не занимается историей средних веков или искусством, литературой той эпохи, представляется Киевская Русь. Прошлое—как бы идиллия, картины простой и понятной жизни, родниково чистых рек и густых дубрав, а если рисуется оно и не такой мирной картинкой, то, во всяком случае, как нечто, основанное на твердых устоях крестьянского — хрестьянского — христианского мира, на четком круге вечных представлений о Вселенной, Человеке, Боге, Добре и Зле.
Специалисты знают о прошлом намного больше и знают иначе. Жизнь и в Древней Руси была трудной и жесткой, часто жестокой и немилостивой. Она была столь же коротка, как и наша, и казалась нашим предкам столь же стремительно переменчивой и быстротекущей. Конечно, это были не молниеносные виражи нашего века, но и тогда, на памяти поколения-другого, жизнь менялась до, казалось бы, неузнаваемости. Не было простого и неспешного бытия-существования, не было навечно незыблемого, а порою и древним славянам, нашим праотцам, казалось, что вообще нет в мире ничего устойчивого и близится, близится Страшный Суд Божий.
Было так, было, не одна вода текла в руслах светлых рек, вскипали в ней кровавые струи, черными озерами разливалась кровь в полях, на которых давно уже стоят или еще встанут памятники героям и жертвам...
Мы непростительно мало знаем о Руси IX—X веков, почти так же мало о веках XI и XII, важнейшем периоде, в который складывалось и в котором сложилось древнерусское государство, эпохе переломной, много определившей в его дальнейшей судьбе, судьбах его народов. Христианство победно шествует по Европе. В X веке и Русь принимает новую религию, которая на долгие века станет мировоззрением общества, охватит все сферы его жизни.
988 год — год крещения киевлян Владимиром I Святославичем — считается датой крещения Руси. В таком понимании точная дата, как всякая подобная дата, конечно же условна: она лишь открывает длительный и всеобъемлющий процесс христианизации. Тысячелетие этого события торжественно отмечается не только церковными кругами и не только в нашей стране: по решению ЮНЕСКО тысячелетие крещения Руси отмечено в 1988 году как юбилейная дата мировой культуры.
С введением христианства укрепляются международные связи Киевской Руси, она равноправным партнером входит в число государств христианской Европы, начинает широко черпать из общего для всей Европы источника культуры: византийского христианизированного наследия Древней Эллады и цивилизаций Востока. На Русь приходит общеславянская кириллическая письменность — из летописного зерна Византии в круге книжников киевской митрополии вырастает могучее многовековое древо русского летописания. Здесь истоки русской литературы, профессиональной архитектуры, живописи, музыкального искусства. Воспринятое, «трансплантированное», сливалось христианство с народной культурой славянства, его традициями, мифологией, исторической памятью, создавая ту почву, на которой взойдут первые ростки не только русской, но, в той же мере и степени, украинской, белорусской культур.
В исторической перспективе нам следует видеть, что христианская нива давала не только зерно. Она, если прибегнуть к евангельским образам, выращивала и плевелы: человек должен был осознавать себя греховным и ничтожным, обреченным на «коловращение», в котором земные заботы признавались тщетными в своем существе. Церковь, слитая с государством, авторитетом Евангелия однозначно оправдывала социальное неравенство, порядки феодального общества. Так и в наши дни религиозное миропонимание ставит осуществление высших идеалов и надежд человечества в зависимость от воли сверхъестественных сил, Провидения, а высшие истины ставит вне сферы человеческого разума, И вместе с тем и несмотря на это, христиане — реальная и большая сила современного мира, своим, евангельским путем идущая по пути социального прогресса, выступающая ныне против войн, против расовых и национальных предрассудков.
В последние годы появились монографические исследования, многочисленные статьи, тематические сборники, посвященные разработке различных аспектов истории крещения Руси, оценке значения принятия православия, роли русской церкви. Эти работы, как и следовало ожидать, далеко не равноценны, конкретные оценки христианизации Руси в них неоднозначны, а иногда и противоречивы. Наряду с глубокими научными исследованиями появились и такие, в которых сказывается традиционный схематизм в понимании прошлого и вульгаризаторский подход к нему, упрощенно толкующий роль религии и церкви в обществе. Иногда это профессиональная некомпетентность, чаще то, что еще в 30-е годы насмешливо и точно окрестили «попоедством». Выдавая себя за научный атеизм, оно нанесло серьезный вред изучению и пониманию прошлого, его памятникам, в конечном счете способствовало сохранению религиозности, деформировало атеистическое воспитание.
Следует сказать, эта в известной мере калейдоскопичность оценок и мнений в вопросе крещения Руси имеет и объективные причины. Член-корреспондент АН СССР Я. Н. Щапов в одной из своих работ перечислил ряд вопросов истории церкви в Древней Руси, на которые наука может дать пока только предположительные ответы. Неясно, когда именно возникла русская православная церковь, каким было ее первоначальное организационное устройство, в каких реальных отношениях она находилась с язычеством, как строились ее отношения с Константинопольским патриархатом, что унаследовала церковь от христианства, существовавшего на Руси до крещения киевлян? Нет определенного ответа и на вопросы о средствах существования церкви в начальный период ее истории, неясно, кто стоял во главе церкви, как назначали этого главу, какие, наконец, кроме культовых, функции выполняла русская церковь.
Глава 1. Образование великого княжества Киевского
Из соединения варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых областей вышла третья политическая форма, завязавшаяся на Руси: то было великое княжество Киевское. На каких бы пунктах русского промышленного мира ни появлялись
варяжские князья, их постоянно тянуло к городу на южной окраине этого мира, замыкавшему цепь торговых русских городов по греко-варяжской речной линии Днепра — Волхова, — к Киеву. Здесь заморские искатели выгодного найма и торгового барыша могли поживиться всего более. Киев был сборным пунктом русской торговли; к нему стягивались торговые лодки отовсюду, с Волхова, Западной Двины, верхнего Днепра и его притоков.
Отсюда в летописном рассказе о событиях IX и X вв. довольно явственно выступают два факта: тяготение варяжских пришельцев с Балтийского моря к Киеву и экономическая зависимость русских городов от Киева. Кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли. Вот почему всех варяжских князей, появлявшихся на севере, тянуло к Киеву. Из-за него они соперничали друг с другом и истребляли один другого. Так новгородский князь Олег за Киев погубил земляков своих Аскольда и Дира; так и другой новгородский князь Владимир за тот же Киев погубил своего родного брата Ярополка. С другой стороны, все торговые русские города стояли в экономической зависимости от Киева. В Киеве сходились нити их благосостояния; он мог подорвать их торговлю, перерезав главную артерию хозяйственных оборотов страны, не пропуская торговых лодок вниз по Днепру к азовским и черноморским рынкам. Поэтому общим интересом этих городов было жить в дружбе с Киевом, чтобы из Киева иметь свободный выход на степные торговые дороги. Этот общий интерес заметно сквозит в рассказе Начальной летописи о первых князьях, утверждавшихся в Киеве. Аскольд с Диром, отделившись от дружины Рюрика, беспрепятственно спустились Днепром до Киева и без заметной борьбы овладели им вместе со всею землею полян.
Дальнейшая деятельность этих варяжских викингов в Киеве объясняет причины их успеха. Летопись замечает, что после Кия, основателя Киева, полян обижали древляне и другие окольные племена. Поэтому Аскольд и Дир, как только утвердились в Киеве, вступили в борьбу с этими племенами, древлянами, печенегами, болгарами, а потом, собрав варягов, предприняли поход на Царьград. Современник и очевидец этого нападения, константинопольский патриарх Фотий, говорит в одной произнесенной по этому случаю проповеди, что Русь очень ловко смастерила набег, тихонько подкралась к Константинополю, когда император Михаил III с войском и флотом ходил на сарацин, оставив свою столицу беззащитной со стороны моря. Значит, Киевская Русь не только хорошо знала морской путь к Царьграду, но и умела добывать своевременные сведения о делах Византии; сами греки дивились нечаянности и необычайной быстроте нападения. Оно вызвано было, по словам Фотия, тем, что греческий народ нарушил договор, предпринято было Русью с целью отмстить за обиду, нанесенную ее землякам, русским купцам, по-видимому, за неуплату долга, следовательно, имело целью силой восстановить торговые сношения, насильственно прерванные греками. Значит, еще до 860 г. между Русью и Византией существовали торговые сношения, закрепленные дипломатическим актом, и узлом этих сношений был Киев, откуда вышел смелый набег 860 г. Узнаём далее, что эти сношения были довольно давние, завязались еще в первой половине IX в. Послы от народа Руси, о которых говорит Вертинская летопись под 839 г., приходили в Царьград для установления или восстановления дружбы, т. е. для заключения договора. Такой же ряд явлений повторился и в истории Олега, шедшего по следам Аскольда. Он также беспрепятственно спустился из Новгорода по Днепру, без особенного труда захватил по дороге Смоленск и Любеч и без борьбы завладел Киевом, погубивши своих земляков Аскольда с Диром. Утвердившись в Киеве, он начал рубить вокруг него новые города для защиты Киевской земли от набегов из степи, а потом с соединенными силами разных племен предпринял новый поход на Царьград, кончившийся также заключением торгового договора. Значит, и этот поход предпринят был с целью восстановить торговые сношения Руси с Византией, опять чем-либо прерванные. Обоих вождей, по-видимому, дружно поддерживали в этих походах все племена, заинтересованные во внешней торговле, преимущественно обитавшие по речной линии Днепра — Волхова, т. е. обыватели больших торговых городов Руси. По крайней мере, в летописном рассказе о походе Олега читаем, что кроме подвластных Олегу племен в деле участвовали и племена неподвластные, добровольно к нему присоединившиеся, отдаленные дулебы и хорваты, жившие в области верхнего Днестра и обоих Бугов, по северо-восточным склонам и предгорьям Карпат.
Охрана страны от степных кочевников и далекие военные походы на Царьград для поддержания торговых сношений, очевидно, вызывали общее и дружное содействие во всем промышленном мире по торговым линиям Днепра — Волхова и других рек равнины. Этот общий интерес и соединил прибрежные торговые города под властью князя киевского, руководителя в этом деле по положению, какое создавалось для него двояким значением Киева.
1.1 Двоякое значение г. Киева
Киев служил главным оборонительным форпостом страны против степей, центральной вывозной факторией русской торговли. Потому, попав в варяжские руки, он не мог остаться простым местным варяжским княжеством, какими были возникшие в то же время княжества в Новгороде, Изборске и на Белоозере или позднее в Полоцке и Турове. Завязавшиеся торговые связи с Византией и арабским Востоком, с черноморскими, азовскими и каспийскими рынками, направляя народный труд на разработку лесных богатств страны, стягивали к Киеву важнейшие хозяйственные ее обороты. Но для обеспечения этих оборотов необходимо было иметь безопасные границы и открытые торговые пути по степным рекам, даже производить иногда вооруженное давление на самые рынки для приобретения выгодных торговых условий. Всего этого можно было достигнуть только соединенными силами всех восточных славянских племен, т. е. насильственным подчинением тех из них, которые, живя в стороне от главных торговых путей, не имели побуждений добровольно поддерживать князей киевских. Вот почему известия свои и чужие говорят о воинственных делах первых князей киевских. Исследования академика Васильевского о житиях святых Георгия Амастрид-ского и Стефана Сурожского достаточно убедительно доказали, что Русь еще в первой половине IX в. делала набеги на берега Черного моря, даже южные. Но до патриарха Фотия она не отваживалась напасть на самый Царьград. До Фотия дошли кое-какие слухи о начавшемся важном перевороте на Руси, шедшем именно из Киева, и он в своих проповедях по случаю
нападения Руси на Царьград и в последовавшем затем окружном послании объясняет происхождение этой русской дерзости. Народ, никем не знаемый до этого нападения, ничтожный, по словам Фотия, вдруг стал пресловутым, прославленным после этого отважного дела, а отвага внушена была ему тем, что недавно он поработил соседние племена, и этот успех сделал его чересчур гордым и дерзким. Значит, как только основалось в Киеве варяжское княжество, отсюда началось сосредоточение сил страны и вышло первое общерусское предприятие, вызванное общим интересом, обеспечением торговых сношений.
1.2 Киевское княжество — первая форма Русского государства
Таковы были условия, при содействии которых возникло великое княжество — Киевское. Оно явилось сперва одним из местных варяжских княжеств: Аскольд с братом уселись в Киеве, как простые варяжские конинги, охранявшие внешнюю безопасность и торговые интересы захваченного ими владения. Олег шел по их следам и продолжал их дела. Но военно-промышленное положение Киева сообщило всем им более широкое значение. Киевская земля прикрывала собою с юга всю страну по греко-варяжскому пути; ее торговые интересы разделяла вся страна, ею прикрываемая. Потому под властью киевского князя волей или неволей соединились другие варяжские княжества и городовые области Руси, и тогда Киевское княжество получило значение Русского государства. Это подчинение было вынуждено политической и экономической зависимостью от Киева, в какую эти княжества и области стали с падением хозарского владычества в степи. Поэтому появление Рюрика в Новгороде, кажется мне, неудобно считать началом Русского государства: тогда в Новгороде возникло местное и притом кратковременное варяжское княжество. Русское государство основалось деятельностью Аскольда и потом Олега в Киеве: из Киева, а не из Новгорода пошло политическое объединение русского славянства; Киевское варяжское княжество этих витязей стало зерном того союза славянских и соседних с ними финских племен, который можно признать первоначальной формой Русского государства.
1.3 Военно-промышленное его происхождение
Государство становится возможно, когда среди населения, разбитого на бессвязные части с разобщенными или даже враждебными стремлениями, является либо вооруженная сила, способная принудительно сплотить эти бессвязные части, либо общий интерес, достаточно сильный, чтобы добровольно подчинить себе эти разобщенные или враждебные стремления. В образовании Русского государства принимали участие оба указанных фактора, общий интерес и вооруженная сила. Общий интерес состоял в том, что все торговые города Руси с появлением наводнивших степь печенегов почувствовали потребность в вооруженной силе, способной оградить пределы страны и ее степные торговые дороги от внешних нападений. Главным исходным пунктом, из которого выходили русские торговые караваны к черноморским и каспийским рынкам по степным рекам, был Киев. Как скоро здесь явилась вооруженная сила, доказавшая свою способность удовлетворять указанным потребностям страны, этой силе добровольно подчинились все торговые города Руси с их областями. Этой силой был варяжский князь со своей дружиной. Став носителем и охранителем общего интереса, подчинившего ему торговые города страны, этот князь с дружиной из вооруженной силы превращается в политическую власть. Но, пользуясь новыми средствами, которые доставляла ему эта власть, князь начал насильственно подчинять себе и другие племена, не разделявшие этого общего интереса, слабо участвовавшие в торговых оборотах страны. Завоеванием этих племен, удаленных от центральной речной дороги, завершено было политическое объединение восточных славян.
В образовании Русского государства участвовали и общий интерес, и вооруженная завоевательная сила, потому что общий интерес соединился с завоевательной силой: нужды и опасности русской торговли вызвали к действию на ее защиту вооруженную дружину с князем во главе, а эта дружина, опираясь на одни племена, завоевала другие. Первые племена, примкнувшие к Киевскому княжеству и усердно поддерживавшие его князей в заморских походах, были именно племена, жившие по главной речной дороге Днепра — Волхова и тяготевшие к большим торговым городам. Эти племена легко подчинялись власти киевского князя. Славяне новогородские, призвавшие князей, пытавшиеся бунтовать против Рюрика и потом покинутые Олегом и Игорем для Киева, повиновались им безропотно. Чтобы подчинить другие племена, иногда достаточно было одного похода, даже без борьбы: так были покорены кривичи смоленские и северяне. Напротив, племена, обитавшие в стороне от этой речной дороги, среди которых не было больших торговых городов, т. е. значительного вооруженного купечества, долго противились власти новых правителей и покорились им только после упорной, не раз возобновлявшейся борьбы. Так после многих трудных походов были покорены древляне и радимичи; с такими же усилиями были покорены и вятичи в конце X в., спустя столетие после основания Киевского княжества. Таков был окончательный факт, завершивший собою ряд сложных процессов юридических, экономических и политических, начавшихся расселением восточных славян по Русской равнине.
Глава 2. Культура Киевской Руси (XI-XII вв.)
2.1 Письменность и литература
Проведенные археологами раскопки позволяют говорить о высокой письменной культуре горожан, многие из которых были грамотными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся долговые расписки, челобитные, распоряжения о хозяйственных делах, извещения о приезде, письма, которые писали на бересте, а также сохранившиеся в разных городах надписи на вещах, стенах церквей.
Первая берестяная грамота эпохи Древней Руси обнаружена 26 июля 1951 г. С тех пор в одном только Новгороде найдено свыше семисот берестяных грамот; были находки в Смоленске, Пскове, Москве. Для обучения грамоте в городах организовывались школы. Первые школы для мальчиков появились еще в X в., а в XIв. в Киеве была открыта школа для девочек.
Большинство дошедших до нас Книг, относящихся к этому периоду времени, религиозного содержания.
Так, из 130 сохранившихся книг 80 содержат основы христианского вероучения и морали. Однако в это время существовала и религиозная литература для чтения. Хорошо сохранился сборник рассказов о реально существующих и легендарных животных, деревьях, камнях — " Физиолог".
К этому периоду времени относятся такие выдающиеся памятники церковной литературы, как "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, проповеди Кирилла Туровского.
Существовали также религиозные книги, которыенетрадиционно толковали известныебиблейские сюжеты. Такие книги назывались апокрифами. Название произошло от греческого слова "потаенный". Самым популярным был апокриф "Хождение Богородицы по мукам". В большом количестве создавались жития святых, которые подробно описывали жизнь, деятельность, подвиги людей, причисленных Церковью к лику святых. Сюжет жития мог быть и захватывающим, как, например, "Жития Алексея, человека Божия". Сохранились также литературные памятники Владимиро-Суз-дальской земли. Среди них "Слово" ("Моление") Даниила Заточника.
В XI в. появились и первые сочинения исторического (документального) характера. К данной эпохе относится древнейший, сохранившийся до наших дней летописный свод — "Повесть временных лет". По мнению современных исследователей, летописи существовали и до этого времени, однако, к сожалению, они не сохранились. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор использовал их для создания своей летописи, которая получила название по первым строкам: "Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Кыеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть". Этот летописный свод позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени, но и о быте, нравах древних русичей. Так, например, очень подробно описывается любовь русских людей к бане: "... разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут чуть живые, и обольются водою студеною и так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучают, и то совершают омовенье себе, а не мученье".
В крупных городах велись подробные летописи, в которых фиксировались происходившие события. Летописи содержали копии подлинных документов из княжеского архива, подробные описания сражений, отчеты о дипломатических переговорах.
Памятник древней литературы, как "Поучение" мира Мономаха, оно предназначалось детям князя и содержало наставления о том, как должны вести себя молодые князья, дети дружинников. Он предписывал и свом, и чужим не обижать жителей в селениях, всегда помогать просящему кормить гостей, не проходить человека без приветствия, заботиться о больных и немощных.
В 1185 г. был создан другой значительный памятник древнерусской литературы — "Слово о полку реве”. В основе произведения - предпринятый в апреле 1185 г. князем Игорем Святославичем против половцев. К сожалению, единственная сохранившаяся рукописи этого произведения сгорела во время пожара Москвы в 1812 г.
2.2 Зодчество
В русских городах воздвигались неприступные крепостные стены, башни, терема, создавались великолепные каменные дворцы и храмы, среди которых Софийский собор Киеве (1037 г.), церковь Покрова на Нерли (1165 г.), церкви Новгорода Дмитровский собор Владимира (1194 — 1197), Успенский собор Владимире и др. В конце XII в. изменился способ построения церквей, которые теперь воздвигались по башнеобразному типу. Храмы, построенные по этому принципу, до сих порсохранились в Смоленске, Чернигове, Новгороде.
Настоящий шедевр архитектуры этого времени — Софийский о который был воздвигнут в Киеве времена правления Ярослава Мудрого (строительство началось в 1037 г.). Софийский собор являлсянe только главным храмом христианской Руси, но и политическим центром. Назвав собор Софийским (так же, как в Константинополе), Ярослав Мудрый провозглашал равенство Киева с Константинополем.
Именно в этом соборе была организована первая библиотека на Руси.Здесь были похоронены такие русские князья, как Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах.
Можно говорить о существовании нескольких стилей в архитектуре того времени. Так, например, отличительными чертами новгородского архитектурного стиля были монументальная строгость и простота форм. В начале XII в. были воздвигнуты соборы в Антониевском и в Юрьевском монастырях, церкви Николы на Ярославовом дворище, церковь Спаса на Нередице, которая, к сожалению, была разрушена в годы Великой Отечественной войны.
Совершенно другой характер имела архитектура Ростово-Суздальской земли. Это объясняетсятем, что основным материалом для строительства храмов здесь была не плинфа, а белый камень-известняк. Основные черты архитектуры этой земли (использование выступающих пилястров, барельефных изображений людей, животных и растений) сложились в период княжения Андрея Боголюбского, когда во Владимире были воздвигнуты Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове, прекрасная церковь Покрова на Нерли. Строительство Успенского собора продолжалось с 1158 по 1160 г. Для его строительства были приглашены лучшие зодчие Руси. В 1165 г. была построена церковь Покрова на Нерли, воздвигнутая в честь праздника Покрова Богородицы. С 1154 по 1197 г. велось строительство Дмитровского собора. Сделанные археологами раскопки позволяют судить об архитектуре жилищных построек. Горожане жили в усадьбах, основой которых был бревенчатый сруб, чаще всего двухэтажный.
2.3 Живопись
С принятием христианства на Руси начала развиваться живопись, которая была представлена иконами и фресками.
Фресковая роспись делалась по сырой штукатурке. Многие фрески сохранились до наших дней. Особенно примечателен в данном отношении Софийский собор в Киеве. На фресках запечатлены: семья Ярослава Мудрого, борьба ряженых, охота на медведя и т. д. Сохранились также изображения, составленные из очень мелких кусочков смальты (мозаика). Среди них наиболее известна мозаичная икона Дмитрия Солу некого.
Развивалась иконопись. На специально обработанных деревянных досках рисовали лики святых, почитаемых Церковью. До настоящего времени сохранилась особенно чтимая на Руси икона Владимирской богоматери, которая была перенесена Андреем Боголюбским из Киева во Владимир.
Сохранился также памятник станковой живописи "Деисус", который был выполнен в конце XII столетия. На этой иконе Христос изображен между двумя ангелами, которые склонили к нему головы. В этот период времени была создана еще одна знаменитая Богородичная икона — "Оранта".
Высокого уровня достигло художественное ремесло. Мастера прикладного искусства, применяя сложнейшую технику (скань, зернь, перегородчатую эмаль), изготовляли серьги, кольца, ожерелья, подвески, украшения для женских головных уборов.
Глава 3. Великие князья киевской Руси
Политическое лидерство в эпоху Киевской Руси бесспорно связано с функционированием княжеского рода Рюриковичей, который являлся фактически княжеской кастой — элитой. На этом этапе исторического развития княжеская элита выступает в качестве цвета нации, представляя собой наиболее развитую в интеллектуальном, моральном и культурном отношении социальную группу. В рамках элитарной группы происходит выделение лидеров — великих, т. е. первых, главных князей. Переход великокняжеского престола происходил не от отца к сыну, а по старшинству в роде при наличии множества исключений и нарушений сложившегося основного правила. Такая практика во многом предопределила характер государственности — становление своеобразной конфедерации княжеств и частую смену лидеров — великих князей. Это было, безусловно, традиционалистское лидерство, освященное патриархальными обычаями военной демократии и сочетания язычества и раннего христианства.
3.1 Ранние Рюриковичи
Первые известные политические лидеры-правители древних славян — легендарные Кий, Щек и Хорив, имевшие сестру Лыбедь. Они, по преданию, основали город Киев, который стал центром приднепровских территорий. Киев обрел широкую известность во времена правления Аскольда и Дира, бывших, по одним источникам, славянами, по другим — норманнами. Эти властители совершили по меньшей мере 4 набега на Царьград (Константинополь). В Новгороде с 862 г. правил знаменитый князь Рюрик. Одни историки считают его Рериком Датским, другие — вождем славянского племени «русь», жившего на правом берегу Немана и имевшего однотипную славянскую культуру, веру и традиции. Пришелец Рюрик и стал, судя по летописи, искренне принятым первым на Руси монархом — единовластным правителем, но он так и не решился совершить поход на южные славянские земли. Это осуществил родственник Рюрика, старший в роду Рюриковичей князь Олег (879—912). Спустя три года он начал знаменитый поход на юг, по пути присоединяя земли и племена. Подойдя к Киеву, он убил местных правителей Аскольда и Дира, овладел Киевом и перенес сюда столицу из Новгорода. Действуя типичными для тех времен методами — силой, коварством и хитростью, Олег создал Киевское варяжское государство, которое Ключевский назвал «зеркалом того союза славянских и соседних финских племен, который можно признать первоначальной формой русского государства». Сам Олег получил прозвище Вещего, т. е. мудрого и хитрого.
Дальнейшая деятельность Олега носила характер военной экспансии на юг, где доминировала Византия. Олегу удалось совершить успешные походы на Царьград (Константинополь), заложив систему сложных мирно-военных отношений с Византией.
Таким образом, в 882 г., после завоевания Киева легендарным князем Олегом, объединились два ведущих центра славянской государственности — Новгород и Киев. Возникшая вдоль пути «из варяг в греки» с центром на территории племени полян Киевская Русь постепенно включила в зону своего влияния окружающие славянские общности древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей, образовав тем самым своеобразную федерацию местных полугосударственных образований. Так на Руси начала функционировать раннефеодальная монархия, отличавшаяся относительным единством и централизмом. Киевская Русь в Восточной Европе была аналогом империи Карла Великого в Западной.
После смерти Олега престол занял Игорь Рюрикович (912— 945), который за 33 года своего правления сумел укрепить Русь и после военных походов на Царьград заключил выгодные договоры с Византией. Однако он получил известность не благодаря своим политическим действиям, а в силу трагической гибели. Он был разорван пополам древлянами после неудачной попытки вторично собрать дань с этого племени.
Его наследницей стала княгиня Ольга (945—957) — хитрая и жестокая правительница. По законам язычества она должна была добровольно уйти из жизни вслед за мужем, но она поменяла религию — крестилась и получила моральное право на жизнь. Более того — она закрепилась на престоле, совершив фактически переворот. Однако в своем правлении Ольга проявила себя с лучшей стороны: стала первым полноценным правителем государства, который не воевал, а управлял. Академик Б. Рыбаков отмечал, что она заложила правовую основу сбора податей, построила сеть становищ и погостов, ставших основой для развития городов и крепостей. При ней фактически подошел к концу 100-летний период варяжского политического господства. Несколько выбился из политической линии Ольги ее сын — язычник Святослав. По утверждению Татищева, сыну Ольги Святославу в момент смерти отца было более 20 лет (по другим источникам — 10 лет) и он имел в таком случае все возможности править Русской землей. Естественно, что язычник Святослав мог не согласиться с желанием Ольги не только отказаться разделить судьбу мужа, но и стать его правопреемницей. Это, вероятно, обусловило активность Ольги во вопросах вероисповедания, в частности, поездку в Константинополь, посольство к германскому императору Отгону I. В исторической литературе вопрос о крещении Ольги считается дискуссионным, однако логика событий свидетельствует о том, что Ольга не только приняла христианство, но и пыталась распространить его на Руси. Святослав решительно отказывался от крещения, сохраняя верность язычеству и, видимо, испытывая неприязнь к поступку матери. Католический Запад попытался воспользоваться заминкой в распространении православия на Руси и, используя посольство епископа Адальберта, внедрить католическое вероисповедание. Методы этой акции не устраивали славян, посольство было изгнано из Киева и, вероятно, именно в ходе этих событий Святослав устранил наконец от власти свою мать, став правителем Руси. Однако летописи сообщают, что он по-прежнему относился к ней с большим почтением.
3.2 Святослав Игоревич (945-972)
Святослав безусловно является одним из самых великих князей и военнополитическим лидером Киевской Руси — славянским Александром Македонским. Он прославился уничтожением иудейского Хазарского каганата и довольно успешными войнами с Византией за обладание Болгарией. Внешний вид этого князя был весьма примечателен: широкоплечий силач с бычьей шеей, голубоглаз, длинные усы без бороды, на голове чуприна, золотая серьга в ухе. Воин до мозга костей, не признававший даже шатра над головой. Н. М. Карамзин писал, что Святослав являл образец великого полководца, но не великого государя: ибо он славу побед уважал больше государственного блага. Историки считают его больше похожим на предков воинственных анархичных казаков, чем на князя. По мнению некоторых авторов, балканские войны ничего не принесли ни Святославу, ни Руси. С помощью Святослава хитрые византийцы расправились с Болгарией и в конечном счете включили ее в свою державу, акнязь получил скромный мирный договор с обязательством ненападения. Другие считают, что завоевания князя вПридонье и Приазовье были закреплены. Объективно походы Святослава способствовали выходу молодого государства на международную политическую арену, укреплению национального самосознания древнерусской нации, росту безопасности.
Однако в ходе этих войн у Святослава значительно ухудшилось отношение к христианам и он начал уничтожать христианские храмы. Возвращаясь после военной неудачи из Болгарии в 972 г., Святослав перебил в войске своих соратников-христиан, а затем его ослабленный отряд был уничтожен печенегами. По мнению некоторых историков, печенегов предупредили киевские христиане из окружения сына Святослава — Ярополка. Они знали о ненависти Святослава к христианству и использовали в своих целях стремление его сына занять престол.
Наследником Святослава стал Ярополк (972—980), добившийся при своем правлении значительных успехов: во-первых, он привлек на свою службу печенегов, в 976 г. подписал с византийцами благоприятный мирный договор, успешно противостоял католичеству и был близок к организации крещения Руси. Однако он по молодости не смог устоять от соблазна междоусобицы и погиб в борьбе за власть со своим сводным братом Владимиром. В этой борьбе Владимиру помогла вер хушка дружины, недовольная прогреческой политикой Ярополка.
3.3 Владимир Святославович «Креститель» (980-1015)
Легендарный князь Владимир, ставший Святым Крестителем Руси, был незаконным сыном Святослава и его наложницы Малуши—дочери казненного Игорем древлянского князя Мала. В отличие от Святослава он не был воинственным, не отличался удалью, в крайних случаях предпочитал бегство, но при этом любил широко жить, пировать с дружиной, любить многочисленных жен и наложниц. Первоначально Владимир установил господство язычества в Русской земле, совершил ряд удачных походов на соседние территории и даже нанес поражение византийцам. В 80-х гг. власть его настолько укрепилась, что он перестал нуждаться в поддержке язычников, тем более что он убедился, во-первых, в невозможности установить языческий монотеизм, во-вторых, уверился в мировом значении христианства как общепризнанной религии, обнимающей всю цивилизацию Европы. Операцию по принятию православия Владимир провел в лучших традициях военного и дипломатического искусства. Несмотря на наличие 8 жен и нескольких сот наложниц, Владимир задумал породниться с византийскими императорами. Он неожиданно попросил руки принцессы Анны в награду за помощь византийским правителям в усмирении восстания Варды Фоки. Вопреки сопротивлению Владимир добился этого, хотя ему пришлось продемонстрировать силу — осадить Херсонес. Именно здесь и произошло первое крещение Владимира.
Прибыв в Киев, Владимир приступил к крещению населения Руси. 1 августа 988 г. на реке Почайне состоялось массовое крещение киевлян. Первым митрополитом на Руси стал сириец Михаил Сирин. Поскольку христианину было положено иметь только одну жену, Владимир отпустил своих бывших жен и разрешил им снова выйти замуж. Сам князь принимает титул Цесарь и изображается на монетах в царской одежде. После неожиданной смерти Анны Владимир вновь женится на внучке немецкого короля Отгона.
Большим достижением князя, помимо крещения Руси, явилось создание четырех оборонительных рубежей на юге страны. Именно эти заставы, оборонявшиеся княжескими воинами, были зафиксированы народом в былинах о богатырях и князе Владимире Красное Солнышко. Великий князь Владимир был, безусловно, крупным правителем европейского масштаба и справедливо считается и Великим и Святым, хотя в буквальном смысле слова до святого ему было весьма далеко.
3.4 Ярослав Мудрый (1015-1054)
Сыновья Владимира Святого начали междоусобную борьбу, верх в которой одержал хромой князь Ярослав, прозванный Мудрым. Согласно пословице — «не было бы счастья да несчастье помогло» — князь был вынужден увлекаться не традиционными воинскими забавами, а книгами, за что в конечном счете и получил свое прозвище, с котором он вошел в историю мировой цивилизации. Личные качества его были соответствующими — он был миролюбив, осторожен, хитер. Самым серьезным противником Ярослава, осевшего в Новгороде, был Святополк Окаянный, который еще при жизни Владимира проявил себя коварным и жестоким. Он успел поучаствовать в заговоре против отца, но был им прощен. Святополк убил братьев князей Бориса и Глеба, впоследствии канонизированных церковью в качестве святых, и с помощью тестя — польского короля Болеслава I Храброго он захватил Киев, но затем поднял мятеж против него. Внешнеполитическая ориентация на Польшу, призвание к себе католического епископа, игнорирование древнерусских политических традиций позволяет назвать Святополка первым русским «западником» (Л. Н. Гумилев)
Ярослав с новгородским войском разбил Святополка, который бежал и впоследствии сошел с ума в Богемии. Правда, Ярослав не сразу утвердился на престоле и был разбит своим братом — тмутараканским князем Мстиславом Удалым, однако победитель не стал искать единовластия и 10 лет правил Русью вдвоем с Ярославом. После смерти бездетного Мстислава Удалого Ярослав стал единовластным властителем Русской земли. Хотя он не любил войны и не обладал талантами полководца, Ярослав разбил печенегов, подчинил литовцев, ма-зовшан и заставил их платить дань. После похода на Византию его сын Всеволод женился на дочери императора Византии Константина X Мономаха. Большую известность получили дочери Ярослава Мудрого, которые стали женами королей Венгрии, Норвегии, Дании, Франции. Все династические браки свидетельствовали об огромном авторите Руси и ее общей ориентации на Запад при сохранении православия. Киевская Русь этого периода, безусловно, была в основном европейским государством, равным во всех отношениях другим странам континента. К числу достижений Ярослава Мудрого следует отнести строительство городов, укрепление православной церкви, в том числе назначение первого русского митрополита Иллариона; введение писаного закона — судебника «Русская Правда», открытие первой библиотеки и первого народного училища на 300 детей. Можно много перечислять деяний великого князя, но главным было одно — Киевская Русь стала полноценной раннефеодальной монархией, в рамках которой сформировалась единая древнерусская народность.
Киевская Русь достигла расцвета в политическом отношении при Ярославе Мудром в 1019—1054 гг., когда централизация древнерусского государства была максимальной. Традиционный древнеславянский федерализм был ликвидирован. Созданный в это время знаменитый свод правовых обычаев — «Суд Ярослава Владимировича» лег в основу знаменитой «Русской Правды», являвшейся вплоть до конца XV в. основным источником права на Руси. Наследники Ярослава Мудрого закономерно рассчитывали продолжить дело отца и деда, в частности они пытались действовать совместно по важнейшим общегосударственным делам и даже составили продолжение кодекса — «Правду Ярославичей». Однако единство было непродолжительным и Ярославичи начали междоусобную борьбу, осложненную конфликтами с половцами. Великокняжеский политический режим стал уступать место удельной раздробленности и множественности политических режимов в рамках трех основных групп княжений: Галицко-Волынской, Новгородско-Псковской и Владимиро-Суздальской.
Таким образом, первым политическим режимом в рамках раннефеодальной монархии можно считать правление ранних Рюриковичей — Олега, Игоря, Святослава, в какой-то мере Владимира Святославовича, для которых были характерны: автономия местных княжений, сохранение вечевых военно-демократических традиций, языческая религиозность, военная экспансия. Норманский политический режим был кратковременный, но сыграл существенную роль в стимуляции государственнических отношений на Руси. Сами князья-норманны ассимилировались в славянской среде. Археологические лингвистические и другие исследования показали наличие в древнерусских землях собственной материальной и духовной культуры при отсутствии норманского влияния. Стало исторической аксиомой считать, что возникновение государственности на Руси вызвано внутренними причинами, однотипными для всей европейской цивилизации. Но если в Западной Европе появление варварских государств шло ускоренными темпами при опоре на традиции поздней античности, то на Руси сложился более медленный темп формирования государственности. Необходимость постоянного отражения набегов кочевых народов, Хазарского каганата, наконец возможность организации собственных набегов и торговых экспедиций в Византию объективно требовали огосударствления власти племенных вождей-князей. Варяжские пришельцы сыграли роль катализатора или фермента, ускорив объективный процесс становления государства.
В этот период сформировалось правило наследования великокняжеского престола в Киеве старшим в княжеском роде, что сыграло серьезную роль в политическом развитии раннефеодальной монархии на Руси, сложившейся во время правления Ярослава Мудрого.
3.5 Владимир II Мономах (1113-1125)
Последним киевским князем, контролировавшим практически всю Русь, был знаменитый Владимир Мономах. Этого князя народ поминал в былинах, о нем вспоминали русские цари. В известном смысле он стал для царей образцом правителя. Это был князь — подлинный лидер княжеского рода Рюриковичей и всей нации. Князь-созидатель, князь-устроитель и успокоитель, князь-полководец, и даже идеолог! Он совершил 83 военных похода, большей частью успешных. По одной легенде, прозвище Мономах (единоборец) он получил за победу в поединке с генуэзским князем при взятии Кафы (Феодосии). По другой легенде прозвище связано с происхождением по матери, с византийским императором Константином IX Мономахом. Политическая мудрость сочеталась в нем с хладнокровием и умеренностью. Сам князь помимо полководческих и управленческих талантов обладал и литературным дарованием — был незаурядным писателем. Кроме того, он отличался богатырской силой и здоровьем, прославился своими охотничьими подвигами. Конечно, его нельзя идеализировать — он был крайне честолюбив, достаточно лицемерен и жесток.
Приходу Мономаха к великокняжеской власти предшествовали кровавые княжеские междоусобицы с привлечением половецких войск, а также внутренние мятежи. Прежде чем стать великим князем, Мономах 16 лет правил в Чернигове. Когда великий князь Святополк потерпел поражение от половцев, Владимир был вынужден перебраться в пограничный Переяславль, где пробыл 20 лет. В 1095 г. Владимиру удалось вместе со Святополком разгромить половцев. На Любечском съезде князей Владимир пытался отстоять идею единства Руси и осуждения князей типа Олега Черниговского, прозванного «Гориславичем», которые использовали для решения своих проблем половцев и других кочевников. Однако съезд провозгласил: «Каждый да владеет отчизной своей». После этой неудачи Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение», в котором феодальные верхи призывались к единству. Литературная акция имела известный успех, во всяком случае Мономаху удается организовать несколько общерусских победоносных походов против половцев. Наконец в 1113 г. он становится великим князем, хотя по Любечскому договору Киев должен был перейти к сыну Святополка. Решающим фактором, как писал Татищев, стало восстание в Киеве, вызванное произволом еврейской колонии, захватившей монополию на торговлю солью и также оказывавшей серьезное влияние на политику предшествующего князя Святополка в интересах Германии и Польши.
Киевская знать учла значительные военные заслуги князя Мономаха в борьбе с половцами и его общерусский авторитет и призвшта его после усмирения восстания остаться в Киеве в качестве великого князя вопреки Любечскому договору. Став великим князем, Владимир Мономах первым делом удалил из Киева еврейскую колонию без конфискации имущества, но и без права возвращения назад (однако Карамзин отрицал сведения Татищева об изгнании евреев).
В разгар очередной русско-византийской войны в 1111г. киевскому князю византийский император прислал подарки, в том числе скипетр, чашу императора Августа и золотую корону — так называемую «Шапку Мономаха». Согласно летописям, возложив корону на Владимира, митрополит Неофит назвал киевского князя царем, после чего военные действия были прекращены. (Однако современные исследования показали, что реально существующая «Шапка Мономаха» выполнена в восточных традициях и скорее всего подарена Ивану Калите ханом Золотой Орды Узбеком.)
Но независимо от легенды о «шапке» Владимир Мономах, бесспорно, был третьим после Владимира Крестителя и Ярослава Мудрого Великим устроителем земли Русской. По мнению Н. Н. Костомарова, вокруг имени Мономаха вращаются все важнейшие события русской истории во II половине XI и первой четверти XII в. В летописи «Повесть временных лет» Мономах предстает как воплощение идеала русского князя, который всегда способен поступиться личными интересами ради интересов Русской земли (хотя надо учесть, что летопись переделывалась по указанию Мономаха).
Некоторое время после смерти Владимира II Мономаха его традиции успешно продолжал сын, Мстислав Великий (1125—1132). Он присоеденил Полоцкое княжество, совершил ряд походов в Литву, на Волгу и Яик. Мстислав достиг заветной цели отца — объединил все восточное славянство в рамках единого государства. Однако после его смерти начался новый период междоусобиц, в результате которых в этот период практически перестала существовать раннефеодальная монархия — Киевская Русь.
Заключение
С далеких дней они звучат досель,
Могучих наших прадедов былины,
Сияет древний Киев — колыбель
России,
Белоруси,
Украины,
Владимир Луговской
Память о прошлом, знание прошлого — это приобщение каждого человека к истории, к делам и подвигам предков, прирастание сердцем к Отечеству. Киевская Русь — государство восточных славян IX—XII веков — стала колыбелью трех братских культур. Обладая своими устойчивыми, веками сложившимися традициями, в X веке Киевская Русь соприкоснулась с богатейшей культурой Византии и Болгарии.
Обращаясь к истории Отечества, к народным традициям, любого из нас волнуют вопросы: каким был человек в те далекие времена? Что его волновало? Что служило его духовным истоком? Многие летописцы уже тогда отмечали такие черты характера наших предков, как стойкость, гордость, самоотречение ради высокой цели. Нельзя забывать, что именно в рамках дохристианских обычаев, сказаний, мифов возникло раннее русское вольнодумство как одна из форм критического отношения к религии. Сколько существовавших в действительности сильных личностей можно назвать, сделать героями своих произведений в отличие от мифических персонажей христианства! Ведь они, Авраамий Смоленский, стригольники в Новгороде и Пскове, почти все прогрессивные социальные движения, начиная с ересей XIV— XVI веков и кончая выступлениями декабристов и революционных демократов, опирались на антиклерикальные традиции русского народа. Свободомыслие способствовало расширению знаний о мире, утверждению земных ценностей, укреплению реалистического подхода к природе и обществу.
Список использованной литературы
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»