Лунёв Р.С.

Уровень образованности общества – один из важнейших показателей его культуры. Народная мудрость гласит: «Где грамотность – там просвещение, а где просвещение – там добро». Первая половина XX века изобилует экспериментами и реформами, значение народного образования особенно возросло: именно образование стало важнейшим пунктом в определении роли личности в нашем обществе, статуса человека интеллигентного.

В ряде фундаментальных изменений, происходящих в нашей стране и в том числе и в нашем крае, система образования, связанная со всем народным хозяйством, культурной жизнью общества и вовлекающая в свою сферу почти половину населения нашего государства, конечно, не может стоять в стороне от всех тех процессов, которые происходят в нашем обществе, в котором получение образования стало главной и постоянной заботой каждого, одной из привлекательных сторон его жизни: ведь именно образование позволяет человеку ощущать свою весомость в обществе, формирует у человека чувство собственного достоинства. Образование стало само по себе неотъемлемой составляющей духовной жизни каждого из нас, дающей нам возможность не только приобрести специальность и обеспечить себе и своей семье благополучное существование в сфере материальной, в мире вещей, но и в мире идей, ценностей, в измерениях всей человеческой культуры утвердиться в обществе.

Разрушенные годы гражданской войны, хозяйство села Шебекино и волости в двадцатые годы, стало постепенно восстанавливаться. Особенно в период НЭПа – «новой экономической политики » ВКП(б) .

Начали работать шебекинские предприятия. Сахарный завод «Профинтерн» входил в сахоротрест «Раусахар». Кожевенный завод, на котором работало 100 человек, был включен в систему Воронежского кожпромсоюза и потому централизованно снабжался топливом и сырьем. Винокуренный завод «Красное знамя» продолжал вырабатывать паточный спирт1. В механических мастерских по ремонту сельхозинвентаря и машин в конце 1924 года трудилось 150 человек Их работой до 1923 года руководил П. С. Сухомлинов, а затем М. П. Щербаков. Действовали кирпичный завод и мельница.

Кроме Ново-Таволжанского и Ржевского сахзаводов и Безлюдовской мельницы, других крупных предприятий в близ лежащих селах в то время не было. Соседние села отличались лишь развитием ремесленных производства2.

В Шебекинскую волость входило 10 сельсоветов – Безлюдовский, Волковский, Крапивенский, Логовской, Масловский, Ново-Таволжанский, Старо-Таволжанский, Титовский, Устинский и Чураевский. В 1922 году председателем Шебекинского волостного исполнительного комитета стал Е. М. Дзюба, а в 1924 – Г. А. Колонутов.

В ходе административно-территориальных преобразований в 1924 году Курская губерния была разделена на пять округов. Образованный Белгородский округ вобрал в себя Белгородский и Корочанский уезды. Тогда же укреплялись и все волости3. В Шебекинской волости стало уже 13 сельсоветов и насчитывалось двадцать населенных пунктов с населением 30.854 человека4.

Село Шебекино в 1924 году имело 520 дворов с 3367 жителями.

В марте 1925 года при сахзаводе «Профинтерн» состоялся агросъезд , на котором собирались 53 представителя сахарных заводов всей страны.

В 1928 году Шебекино стало центром образованного Шебекинского района. Тот район был примерно вдвое меньше современного, так как восточную часть нынешней территории его занимал Больше-Троицкий район5. Но тем не менее, это стало значительным событием в истории нашего города и района.

В связи с политикой государства в 1929 году по свертыванию НЭПа все предприятия частного сектора и кооперативы ликвидировались. Поэтому Шебекинские мелкие артели по переработке мела передали строящемуся мелоизвестковому заводу «Революционная заря». В 1928-1929 годах к Логовскому меловому карьеру и ко Ржевскому сахарному заводу имени Буденного протянули ветку железной дороги. В 1930 году мелзавод «Революционная заря» первым из предприятий СССР впервые отправил 44 вагона экспортного мела за границу6.

В 1935 году вступил в строй Логовской мелкомбинат, первым директором которого был И. Т. Спесивцев .

По решению ЦК ВКП(б) вначале 1930 года в центральных районах страны создавались редакции районных газет . Появилась своя газета и в Шебекинском районе . Она начала выходить с февраля 1930 года и получила название «Пламя» . Первым редактором ее стал И. А. Мартынов , прибывший из Москвы7. Редакция газеты и типография размещались в бывшем доме Н. А. Ребиндера . Тираж ее в первые годы составлял 500 экземпляров.

В том же году на базе сельхозмастерских в Шебекине созданы машинно- тракторные мастерские , в которых трудилось 300 рабочих . Здесь ремонтировали автомашины, трактора и комбайны8. В 1934 году они преобразованы в Ремонтно – автотракторный завод (РАТЗ) . Его директором стал Рогожин . Именно на РАТЗ в октябре 1935 года комсомолка станочница Клавдия Старченко , Обслуживая три станка одновременно и выполняя по 3,5 задания в смену , стала «стахановкой» . В 1935 году на заводе работало уже 615 человек9.

С мая 1936 года этот завод, преобразованный в Государственный машиностроительный завод Главпищемаша , начал выпускать оборудование для предприятий пещивой промышленности страны . Директором его до 1941 года был Н. Е. Бурковский . На машзаводе к началу 1941 года работало 646 человек10.

Шебекинский колхоз «Коминтерн», созданный еще в 1928 году , разделился в 1935 году на три артели – «Прогресс» , «Коминтерн» и «8 Марта» . В селе Устинка в 1929 году создали колхоз «Красный Октябрь» , председателем которого был З. А. Лазарев. А в селе Логовом существовало тогда сразу четыре колхоза. Всего же в районе в 1931 году было 59 колхозов.

Еще весной 1930 года при сахзаводе «Профинтерн» на базе тракторной колоны Шебекинского машинного Товарищества создана первая в нашем районе машинно-тракторная станция (МТС). Она имела 68 тракторов и обслуживала колхозы не только Шебекинского, но и Больше-Троицкого, и волчанского районов. Шебекинское МТС неоднократно участвовала во всесоюзной выставке на протяжении 1939-1941 годов. В 1940 году ей вручили на выставке Диплом 1-й степени.

В 1934 году в Шебекине открылась первая средняя школа. Шебекинская школа ФЗУ, созданная в 1929 году преобразована в ремесленное училище №2 ( впоследствии СПТУ №3 )11.

Не обошли стороной наш город и район репрессии 1937-1938 годов , от которых пострадали сотни невинных людей , проживавших здесь . Всего на Белгородчине в период 1936-1939 годов подверглись репрессиям около 45000 человек, из которых 1009 человек были расстреляны. Число реабилититированных в Шебекинском районе составило 322 человек12.

28 декабря 1938 года рабочий поселок Шебекино преобразован в город. То есть, в соответствии с указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему был присвоен статус города. С того момента начался новый период в истории города Шебекино13.

Его население тогда составляло всего 6000 жителей. Но город активно развивался и рос. Появились новостройки – Дом Советов, банк, фабрика-кухня, железнодорожный вокзал. Успешно работали все промышленные предприятия и другие объекты народного хозяйства. Развивалось и социально-культурное строительство - клубы, библиотеки, водный стадион, аэроклуб, учебные заведения , летний театр, стадион.

В 1918 г. на территории Ржевского сахзавода начала работать начальная школа (1,2 и 3 класс). Учила ребят окончившая Харьковские Высшие женские курсы учительница Ольга Михайловна Шведова

Вскоре добавился 4 класс и, в школе стала работать вторая учительница Гистерятникова Зинаида Митрофановна, окончившая Корочанскую гимназию.

Затем в 5 классе вел все предметы учитель Платонов Всеволод Сергеевич (с высшим образованием).

В конце 1918 г. вышел закон-положение «О единой трудовой школе РСФСР», разработанное большим коллективом педагогов – марксистов во главе с А.В. Луначарским и Н.К. Крупской, которым упразднялись многочисленные типы учебных заведений дореволюционной России, и устанавливалась единая трудовая школа 1 и 2 ступени – школа массовая, подлинно народная14.

Основные принципы новой Советской школы – полная светскость школы, уважение к личности ребенка, гуманизм, демократизм, активные методы преподавания и другие.

1-й Всероссийский съезд по просвещению в 1918 г., на котором выступил В.И.Ленин, единодушно высказался за полную школьную систему.

В 1919 г. в школе сахзавода уже было несколько старших классов, а в 1920 г. образовалась полная школа девятилетка 1 и 2 ступени.

Школу организовал и приглашал учителей культпросвет завкома сахзавода. В 1920 г., после приезда комиссии из Корочанского УОНО, школа перешла в его ведение15.

Учителя школы проводили, в порядке общественной работы, занятия на курсах для рабочих по русскому языку и арифметике, занимались ликвидацией неграмотности.

Вместе с самодеятельными артистами из рабочих и служащих сахзавода участвовали в постановке спектаклей в клубе сахзавода. Пьесы ставились почти каждую неделю, украинские и русские. Учительница О.М. Шведова вместе с общественностью сахзавода организовала елку для учащихся 1 ступени, украшения для которых изготовляли местные «умельцы», елку привозил и устанавливал завком, он же давал сахар и муку для изготовления конфет и коржиков для подарков учащимся. Этим занималась родительская общественность. Рабочие украшали елку разноцветными электрическими лампочками, на елке гремел духовой оркестр сахзавода и, детвора во главе с учительницами веселилась и танцевала вокруг елки. Был организован школьный танцевальный кружок, разучивались во внеурочное время детские песенки. Эта самодеятельность учащихся показывалась трудящимся16.

В 1923 г. учителя ездили в Корочу на двухнедельные курсы по переподготовке.

В 1923 г. в течение учебного года учащиеся под руководством учителей ставили концерты и постановки, часть из них была платная. На эти деньги и на дополнительную сумму, выделенную завкомом завода «Профинтерн», ученики выпускного 9 класса под руководством учителя Н. А. Федченко совершили экскурсию в Крым.

Поехали они через Донбасс, видели шахты, как выпускается чугун через домны, видели работу прокатных станков.

Из Мариуполя поехали на барже через Азовское море в Керчь. Ехали целую ночь.

В Керчи были на горе Митридат, где производились раскопки: в музее видели древнюю посуду и другие вещи, найденные при раскопках.

Из Керчи пароходом доехали до Феодосии, где любовались картинной галереей (картинами Айвазовского).

Из Феодосии поехали в Ялту, совершили экскурсию пешком в Никитский сад и Гурзуф, видели дачу А.П. Чехова, любовались красотой Черного моря17.

В Севастополе осмотрели город, любовались знаменитой панорамой обороны Севастополя.

Из Севастополя доехали до Харькова, а оттуда разъехались по домам.

На ночлег во всех приморских городах останавливались в зданиях школы.

Через некоторое время школа была превращена в фабрично-заводскую семилетку – школу ФЗС.

16 мая 1934 г. издано постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР о структуре начальных и средних школ в СССР, согласно которому устанавливались общеобразовательные школы: начальная школа (1-4 кл.), неполная средняя школа (1-7 кл.), средняя школа (1-10 кл.).

В 1939 г. 27 съезд ВКП (б) наметил осуществление в городах всеобщего среднего, а в сельских местностях всеобщего семилетнего образования.

Город и район росли и набирались сил. Однако этот процесс был прерван начавшейся Великой Отечественной войной СССР против фашистской Германии. С первых дней войны практически все учителя и многие ученики старшеклассники были призваны в ряды Красной Армии, они ушли защищать свою Родину. Большинство из них погибло, до конца выполнив свой долг18.

Нападение гитлеровской Германии на СССР, приостановило решение о всеобщем образовании. В средней школе № 1 проводились показательные уроки для учителей района, была организована мастерская для работы по дереву, работу изучали учащиеся и учителя под руководством модельщика машзавода К. А. Алексеенко и других специалистов. Ученики делали табуретки, полочки и другое.

Учащиеся изучали производство сахароварения, наблюдая за работой и работая под руководством мастеров на всех станциях завода. В заводе дежурили учителя. Младшие учащиеся ходили в завод на экскурсию19.

В районе проводились конференции учителей, работали районные и кустовые методобъединения.

В школе был организован прекрасный хор из учащихся школы и любителей – рабочих и служащих Шебекинских предприятий и учреждений. Руководил хором и солистами учитель начальных классов Георгий Акимович Никитин. Аккомпанировала на рояле в порядке общественной работы учительница географии Ольга Михайловна Коновалова.

Хор учащихся ездил на Ржевский сахзавод и в Ново - Таволжанку. На сцене школы был организован хороший, разнообразный по программе, концерт (бесплатный) в лубе сахзавода для трудящихся города20.

Во исполнение декрета о ликвидации неграмотности среди населения РСФСР учителя школы и учащиеся старших классов участвовали в этой работе по коллективизации населения, занимаясь с неграмотными на закрепленных за ними улицах Шебекино. Также работа по ликвидации неграмотности велась во всем районе.

Учителя участвовали в работе по коллективизации населения, разъясняя преимущества коллективного сельского хозяйства.

Школа помогала колхозу и совхозу «Шебекино-поле» в сельскохозяйственных работах, в борьбе с сельхозвредителями. Школьники участвовали в озеленении школы и улиц города.

Вместе с молодежью сахзавода и машзавода учащиеся старших классов провели большую работу по очистке от деревьев и выравниванию площади под футбольное поле в бору г. Шебекино, пришлось половину площади приподнять на 1-1,5 мм путем засыпки песком, а затем поле по всей площади уплотнить, засыпав мелом. Теперь здесь стадион машзавода.

Незадолго до Отечественной войны школа поставила произведение Островского «Лес». Участвовали в качестве артистов учащиеся старших классов. Роль трагика Несчастливцева играл ученик Осачий, а роль комика Аркадия Счастливцева – ученик Передеряев (бывший теперь секретарь РК КПСС Иван Иванович Передеряев). Игра молодежи артистов всем понравилась.

Коснёмся, непосредственно, образовательной деятельности в районе в 1941-1945 гг. Итак, конец учебы (учебного года) отмечался всегда торжественным вечером, на котором присутствовали представители РК КПСС, Районо, горсовета, РК ВЛКСМ и родители учащихся. В торжественной обстановке учащимся вручались аттестаты зрелости, затем – выступление художественной самодеятельности школы, танцы под оркестр или баян. Расходились на рассвете с песнями. Так было и в 1941 г., а на следующий день разразилась война. Война быстро подкатила к Шебекинскому району и, уже в середине августа 1941 года город Шебекино был подвергнут бомбардировке. Но, несмотря на это 1 сентября 1941 г. в средних школах № 1 и № 2 начались учебные занятия. Вскоре здание 1-й средней школы было занято под военный госпиталь, поэтому ученики обеих школ стали заниматься в одном здании, каждая школа в свою смену21.

В октябре 1941 г. школам района и города пришлось прекратить занятия из-за угрозы оккупации (враг подходил к реке Северский Донец).

Многие из школ стали госпиталями, например Б. Городищенская школа. Учителя работали санитарами и поварами, многие из старших девочек стали медсестрами и нянечками.

14 июня 1942 г. гитлеровцы перешли в наступление и ворвались в город Шебекино. Настали черные дни оккупации (июнь 1942 – 9 февраля 1943 г.).

Болшетроицкий район был оккупирован немцами с июля 1942 г. по февраль 1943 г. в течение 7 месяцев единственная средняя школа не работала, правда, в это тяжелое время продолжали обучение детей начальных школ. Но нам пока не удалось установить, кто учил детей, чем они занимались и чему их учили22.

Таким образом, во время фашистской оккупации настал период спада в развитии школьного образования.

В феврале 1943 г. в ходе Острогожско-Россошанской операции Красной Армии г. Шебекино был освобожден от немецких захватчиков. Но линия фронта еще полгода, т. е. до Курской битвы, проходила в непосредственной близости от него.

Город лежал в развалинах. За неполных восемь месяцев оккупации фашисты убили 4500 человек, казнили 146 мирных жителей, на принудительные работы в Германию было угнано 395 человек, разрушено 840 зданий23.

Городская школа № 1 и большинство школ района были уничтожены, многие требовали капитального ремонта. Средняя школа № 2 чудом уцелела, но вид у нее был жалкий, так как в дни оккупации немцы использовали ее как конюшню.

Мужественно боролись с врагами выпускники школы и учителя на фронтах Великой Отечественной войны. Среди них ученик средней школы № 1 Александр Григорьевич Шевцов, Герой Советского Союза. Он был лучшим учеником класса, добросовестно выполнял домашние задания и порученную ему общественную работу, помогал в учебе другим ученикам, был очень простой, вежливый и скромный. В одном из писем, которые он посылал, пишет, что письма воодушевляют и помогают бороться с врагом.

В другом письме пишет он: «Не учился бы я у вас быстро делать сложные задачи по тригонометрии – не сумел бы теперь, в доли секунды, правильно решать тактические задачи в условиях боя в воздухе и на земле, с точным использованием современной техники». Еще одно его письмо читали на районной конференции учителей в 1944 г. по просьбе секретаря РК ВЛКСМ. Все учителя и президиум, стоя, аплодировали славному Герою Советского Союза А.Г.Шевцову, его товарищам – ученикам, летчикам его части, учителям и родителям, воспитавшим его. Теперь А.Г. Шевцов уже генерал авиации24.

Михаил Терентьевич и Ольга Михайловна Коноваловы 25 лет своей жизни посвятили трудному, но благородному педагогическому делу.

После разгрома немцев под Курском и Орлом, в 1945 г. – начались занятия в школах.

Еще до войны из школы № 1 выделилась школа-семилетка, в   1940 г. выделилась из той же средней школы № 1 еще одна средняя школа № 2 (по улице Ломоносова).

Из бывших начальных классов средней школы № 1 на стороне машзавода выросла средняя школа № 3. После войны учителям и учащимся было трудно заниматься – недостача пищи, одежды, учебников.

Школьное здание школы № 1 помогали ремонтировать учителя и ученики, окна были заложены кирпичом, только часть окон была застеклена, так как стекла было мало. Классные комнаты отапливались железными печками, топлива было мало, учителя вместе с учащимися ходили в лес и оттуда на плечах носили бревна для топлива. Освещение классных комнат было недостаточным (керосиновые лампы), на целый класс приходился один учебник. Но учителя и ученики не падали духом, они старались учиться и учиться, преодолевая все трудности того времени.

Главной задачей того времени стало восстановление школ района. Это можно было выполнить только силами учителей и учеников, родителей – всех, кто выжил и не ушел на фронт. Естественно процесс восстановления проходил без выделения каких-либо средств, ведь шла тяжелая война. Благодаря энтузиазму жителей всего через неделю после завершения Курской битвы (сентябрь 1943 г.) начались занятия в средней школе № 1 г. Шебекино. Она стала базой. Откуда в последующие годы целые классы вместе с учителями направлялись в восстановленные школы № 2 и № 3. В это время приняла новых учеников и Болшетроицкая средняя школа25.

В целом, в феврале-марте 1943 г. в Шебекинском районе возобновили занятия в большинстве средних и начальных школ. Но здесь надо отметить, что все школы смогли организовать к этому времени учебный процесс. Например, в 1-Цепляевской и Краснополянской школах занятия не возобновились из-за больших разрушений школьных зданий и из-за отсутствия каких – либо пригодных помещений.

Восстанавливая систему образования, жители Шебекинского района столкнулись с множеством проблем.

Во – первых, негде было заниматься. Поэтому в это время существовала многосменка, иногда занятия проводились до четырех смен. Под школы приспосабливались всевозможные сохраненные помещения. Школы в селах, особенно начальные, нередко размещались в домах колхозников. Так например, в с. Красная поляна школа размещалась в пяти крестьянских избах, которые находились недалеко друг от друга. В г.Шебекино помещения не могли вместить всех учеников (наполняемость классов была 40-56 человек), поэтому в полуразрушенной школе № 1 были приспособлены даже туалетные комнаты.

Другой важной проблемой было отсутствие учебников, учебных принадлежностей, школьной мебели. Иногда на целый класс приходился один учебник25. Так, например, в Большетроицкой школе в первом классе было всего два букваря, и уроки приходилось делать по этим двум учебникам: пол класса приходили к учительнице, а пол класса – к одному из учеников. Во время урока писали и решали на доске мелом, так как практически ни у кого не было тетрадей. По воспоминаниям учеников тех лет, писали на обрывках газетной бумаги. На полях и между строк старых тетрадей, и только для контрольных работ родители покупали на рынке тетради по 100 рублей (а в ней всего 8 листов). По тем времена это было очень дорого: стакан соли (соль была дефицитом во время войны) стоил тоже 100 рублей, а зарплата рабочего составляла 400-500 рублей. Старожили вспоминают, что эти тетради были сделаны из какой-то странной бумаги, чернила растекались по вощеному листу26.

Жители отовсюду сносили в школу столы, стулья, скамейки, передавали на восстановление школ деньги, хотя они сами жили в тяжелейших условиях: не было одежды, обуви, продуктов питания. Многие вспоминают, как приходилось на время откладывать учебники и ждать, пока пройдет головокружение от голода. От голодной смерти детей спасал так называемый «приварок». Старожили рассказывают, что его готовили из козьего молока, которое разбавляли с водой и чуть посыпали солью. Но и такой напиток был роскошью.

С окончанием великой Отечественной войны связан новый этап в развитии системы образования г. Шебекино и Шебекинского района. Началось восстановление школ всех уровней, хотя до конца 40-х годов не удалось приступить к строительству школьных зданий, поэтому занятия проводились в приспособленных сооружениях. Типовых учебных зданий было мало, например, в районе существовало 34 семилетних школы, из них только 10 были типовыми, а остальные приспособленные помещения. Недостаток школьного строительства объясняется тем, что основные силы были брошены на восстановление разрушенного хозяйства страны27.

В первые послевоенные годы наша страна решала задачи восстановления народного хозяйства. К 1948 г. эта задача в основном была решена. Восстанавливались из руин города, промышленные предприятия, села и едва ли не первыми - разрушенные войной школы.

Уже в 1943 г. Наркомпрос РСФСР разослал в помощь местным органам народного образования «Инструкцию по восстановлению дела народного образования в областях, освобожденных от немецко-фашистской оккупации», на основе которой было издано более 10 распоряжений, касающихся каждой освобождённой области, края, автономной республики. Учебники и учебные пособия поступали в централизованном порядке и в порядке шефской помощи из тыловых областей. Однако эта помощь оказалась недостаточной: к началу занятий во многих школах Белгородчины имелось 15% и менее от требуемого количества учебников.

Исключительно силами общественности восстанавливались школы в Нижнем Березове, Красной Поляне, Белом Колодезе Большетроицкого района. Родители, ученики сами заготавливали и перевозили дрова, собирали уцелевшую литературу, учебники, наглядные пособия. Население передавало на восстановление школ деньги, выделяло столы, стулья, скамейки, топливо. Жители Артелянского, Белянского, Зимовского и других сельсоветов Большетроицкого района вернули в школу имущество, переданное им на сохранение летом 1942 г. накануне оккупации района немецко-фашистскими захватчиками. Во многих районах под школы приспосабливались всевозможные сохранные помещения, школы в селах, особенно начальные, нередко размещались в домах колхозников.

В целом, в феврале–марте 1943 г. возобновлялись занятия в школах всех районов. В Шебекинском районе открылись все неполные средние и начальные школы28. Но работу школ в Шебекино и Масловой Пристани из-за больших разрушений школьных зданий организовать к этому времени не удалось.

Трудно начинался первый после освобождения год. Рядом шли бои, кругом разруха. Не хватало учителей, почти не было учебников, совсем не было тетрадей, не хватало ручек, чернил и много другого. Посещаемость занятий была значительно ниже довоенной. Многие старшеклассники из-за материальных условий вынуждены были бросить школу и наряду со взрослыми работать на колхозных полях. Вся тяжесть организации учебного процесса легла на плечи женщин. Часто в одном классе занимались дети от 7 до 16 лет. В 1945-46 гг. в школы возвращаются мужчины.

Посещаемость занятий была значительно ниже довоенной. Многие учащиеся из-за материальных условий были вынуждены бросить школу и наряду с взрослыми работать на заводах и в колхозах29. Например, в 1949-1950 учебном году из школ Большетроицкого района выбыло 522 человека. Среди причин выбытия были и такие: домашняя работа (381), работа в колхозе (19), отсутствие обуви и одежды (15), длительная болезнь (67) и другие.

Остро стоял кадровый вопрос. Вся тяжесть организации учебного процесса легла на плечи женщин, образовательный уровень педагогов был невысок. Так, например, в школах Большетроицкого района в 1950 г. работали 343 человека, из них 248 (72%) – женщины. Большая часть работников имела законченное среднее педагогическое образование (247 чел.-74,8%), высшее образование имели всего 15 человек (4,5%), 18 человек (5,4%) окончили двух и трехгодичные учительские институты, а часть даже не имели полного среднего образования (9 чел.-2,6%)30.

Но, несмотря на это, ветераны вспоминают, что в послевоенные годы в школах царила особая атмосфера. Не существовало проблем с дисциплиной, наблюдалась высокая работоспособность учеников. Старожили рассказывают, что за 5 минут перемены (перемены были такие короткие, так как школы работали обычно в несколько смен) учащиеся успевали выучить наизусть стихотворение. Не хватало художественных текстов. Ученица тех лет вспоминала, что когда в четвертом классе сдавали экзамен по чтению, текст «Каштанки» многие знали наизусть31.

Пройдя страшную войну, жители города и района относились к образованию, как к большой ценности.

Отсюда стремление к познаниям, уважение не только к конкретному учителю, но и к учительской профессии вообще как к самой мирной и созидательной.

К концу 40-х годов жить стало немного легче: было восстановлено разрушенное хозяйство, наконец-то отменили карточки на хлеб. И хотя большинство хозяйств жили по-прежнему бедно, стали выделяться средства на строительство новых школ32. Все больше школ из приспособленных помещений переходили в новые типовые здания, а потребность в их количестве возросла, так как по решению Совета Министров СССР, все учащиеся, окончившие четвертый класс, повсеместно принимались в пятый. Произошел переход к всеобщему обязательному семилетнему образованию (начало ему было положено еще в 1939 году, но война прервала этот процесс на 10 лет)33.

Следует сказать о том, что, видное место в системе народного образования г. Шебекино и Шебекинского района занимали рабочие факультеты (вечерние школы)34. До Великой Отечественной войны в городе работала школа рабочей молодежи, которая находилась в здании НСШ (неполной средней школы) на улице Профинтерна. В 1939-1940 учебном году директором этой школы был Кузьма Никитович (фамилия неизвестна)35.

На фронт ушло со школьной скамьи очень много молодежи. Вернувшись к мирной жизни, молодые люди поступили на работу. И школы рабочей молодежи открыли перед ними возможность получить образование без отрыва от производства36.

15 июня 1943 года Совнарком СССР принял постановление «Об обучении подростков, работающих на предприятиях» - появились школы для обучения молодых рабочих без отрыва от производства. В 1944 году они получили название школ рабочей молодежи37. В 1945 г. для учащихся таких школ правительство установило льготы: отпуск в период выпускных экзаменов с сохранением заработной платы – в 7 классе на 15 рабочих дней, в 10-м классе на 20 рабочих дней38.

После Великой отечественной войны занятия в школе рабочей молодежи организовывала учитель химии Бова Александра Ивановна. Она была и первым директором этой школы в послевоенный период. Свою деятельность школа в послевоенное время начала с 1-го сентября 1945 года39.

В 1946-1947 учебном году директором школы рабочей молодежи был назначен учитель истории Каторгин Иван Трофимович. Школа укрепляла свою материальную базу, педагогический коллектив приобретал опыт работы40.

В 50-е годы директором школы рабочей молодежи была назначена Гайдук Мария Федоровна. Школа размещалась в здании средней школы № 1, затем в здании школы № 2, затем вновь в здании школы № 1 (в наши дни школа № 4). В годы руководства средней школой рабочей молодежи Гайдук М. Ф. наблюдался подъем педагогического процесса. Молодежь сознательно стремилась получить среднее образование, тянулась к знаниям, а многие готовились к поступлению в высшие учебные заведения. Этого требовала жизнь: страна остро нуждалась в высококвалифицированных специалистах 41.

Гайдук М. Ф. перевели директором 8-летней школы № 1, школа рабочей молодежи продолжала успешно работать. На посту директора школы рабочей молодежи города в последующее время были следующие товарищи:

- Заугольников Павел Трофимович;

- Исенко Георгий Иванович;

- Гашков Дмитрий Степанович;

- Терещенко Иван Прокофьевич;

- Климова (Мирошниченко) Александра Николаевна;

- Алейников Николай Стефанович;

- Пыханова Нина Ивановна.

Когда средняя школа рабочей молодежи была упразднена (примерно в конце 80-х годов), при 8-летней школе № 1 был открыт консультационный пункт для обучающихся заочно42.Руководителем его была Котлярова Ирина Михайловна – ветеран школы рабочей молодежи, учитель химии и биологии43.

Система заочного образования предусматривает три формы обучения: групповые консультации, индивидуальные консультации и зачеты44.

Заочник имеет зачетную книжку, в которой указывается тема зачетов по каждому предмету и время, к которому он должен быть подготовлен. Посещение групповых и индивидуальных консультаций не было обязательным, но в конце учебного года заочник должен сдать переводные экзамены45.

Таким образом, заочная система обучения очень удобна для лиц, которые по роду своей работы или по каким – либо другим причинам не имели возможности получить образование в других видах школ46.

Предприятия, на которых работали заочники, создают благоприятные условия для совмещения обучения с трудом на производстве: помогают с ремонтом помещений, с приобретением необходимых учебных пособий47.

Совет Министров СССР установил для лиц, успешно обучающихся в заочных школах, на период учебного года сокращенную на один день рабочую неделю с сохранением заработной платы на 50%. Заочники имели право еще на два свободных от работы дня в неделю без сохранения заработной платы48.

Задумываясь над проблемой развития системы образования в нашем обществе, прихожу к выводу: чем выше уровень развития общества, тем активней в нем роль молодого поколения. «Дети – наше будущее, будущее нашей Родины, всего нашего народа, - эта мысль понятна и не нуждается, по – моему, в комментариях. Сейчас, когда в стране ширится процесс демократизации, молодежь становится реальной социальной силой. И очень важно, чтобы эта сила была направлена на созидание, на решение того огромного количества проблем, которые в наши дни стоять перед обществом, а не превращалась бы в толпу «праздно гуляющих», увеличивающих число проблем и усложняющих их решение. Нынешняя молодежь родного края (как, впрочем, и всей страны) должна свое стремление к утверждению, самореализации соединять с компетентностью, с пониманием величайшей ответственности не только за свою личную жизнь, но и за жизнь всего нашего народа, за жизнь родного края и всей своей Родины.

Понимая, что личность складывается под влиянием трех сил: школа, семья , общества – в тесной взаимосвязи и взаимозависимости , считаю , что главным в становлении личности звеном является все – таки школа, дающая человеку среднее образование , готовящая его к трудовой деятельности, к достойной жизни. Поэтому считаю необходимым мое исследование по проблеме развития системы народного образования в городе Шебекино и Шебекинском районе.

История школьного образования в районе прошла путь от становления системы учебно–воспитательного процесса в отрасли и формирования материально-технической базы и педагогических кадров – до уровня сегодняшних дней с наличием хорошей методической и материальной базы, квалифицированным педагогическим составом школ. Проведённое исследование позволяет выделить в истории развития народного образования ряд этапов.

Период с 1920 по 1938 годы вошёл в историю образования района как время становления и развития системы народного образования. Вся учебно-воспитательная работа, педагогическая пропаганда, проводимая всем учительским коллективом школ района и работниками аппарата РОНО, была направлена на воспитание диалектико-материалистического мировоззрения, на повышение качества знаний учащихся и на укрепление учебно-материальной базы.

Развитие системы школьного образования в нашей области шло бурными темпами. И известную роль в этом сыграл призыв общественности Шебекинского района (1938 г.) о повсеместном строительстве школьных зданий в нашем крае за счёт средств колхозов и местных советов. Это позволило увеличить сеть общеобразовательных учреждений в районе, пополнить их материально-техническую базу.

Шебекинский район быстро реагировал на изменения в области образования, на задачи, выдвигаемые жизнью. С 1934 г. район приступил к политехническому обучению и трудовому воспитанию учащихся, которое осуществлялось как в учебное время, так и через внеклассную работу. Получили распространение кружки предметной и политехнической направленности.

1938 год стал мощным импульсом для дальнейшего развития школьного образования в районе в связи с выходом «Закона об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшего развития образования», и присвоении слободе Шебекино статуса города. Ключевыми моментами этого постановления стали введение обязательного 8-летнего обучения для всех учащихся и политехническая и трудовая подготовка. Уже в первый год действия закона в районе действовало 12 школ с производственным обучением, учащиеся всех 8-летних и 7-летних школ были охвачены учебно-производственными бригадами и звеньями.

Укреплялась материальная база школ, кабинеты и библиотеки пополнялись новыми приборами и инструментами.

С середины 1930 до начала 1940-х годов система народного образования в Шебекинском районе переживала качественные и количественные изменения. Школы района развивались в рамках единой национальной культуры и единого образовательного пространства. Значительное число школ района в силу своей специфики в исследуемый период сохранили и пополнили уникальный опыт своей педагогической деятельности и заложили хороший фундамент для дальнейшего перспективного развития системы школьного образования.

Примечания

1 Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 1917 – 1973 гг. / Сост. А.А. Абакумов. – М.: Педагогика, 1974. - С. 218.

2 Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941 – 1961) / Под ред. Ф.Г. Паначина. – М.: Педагогика, 1988. - С. 149.

3 Народное образование в СССР. Сборник нормативных актов / Сост. Н.Е.Голубева. – М.: Юрид.лит-ра, 1987. - С. 93-94.

4 Волошина Г.В. Общеобразовательная школа Белгородчины в 1960-1970-х гг. (Материалы научно - практической конференции, посвященной 270 – летию Белгородской губернии). – Белгород, 1997. - С. 30.

5 ГАБО. Ф.Р-150, оп. 2, д. 43, л. 3.

6 Там же, л. 79.

7 Там же, л. 3.

8 ГАБО. Ф.Р - 163, оп.1 ,д.6, л.51.

9 ГАБО. Ф.Р - 150, оп. 2, д. 45, л. 98.

10 ГАБО. Ф.Р - 150, оп. 2, д. 43, л. 3.

11 ГАБО. Ф.Р - 150, оп. 2, д. 43, л. 17.

12 ГАБО. Ф.Р - 163, оп. 1, д. 8, л. 2-3.

13 Кузюлёв Н. Опыты ставят школьники // Красное знамя (Шебекино). - 1964. 1 декабря. - С.2-4.

14 Из воспоминаний Стародубцевой С.И.

15 Ситников В. У нас в школе // Красное знамя (Шебекино). – 1964. - 8 декабря. – С. 4.

16 ГАБО. Ф.Р -150, оп. 2, д. 43, л. 18.

17 ГАБО. Ф.Р - 150, оп. 2, д. 51, л. 1.

18 Рекомендации идеологической комиссии обкома КПСС (Белгородский сельский областной комитет КПСС). – Белгород, 1963. - С.1-2.

19 ГАБО. Ф.Р - 150, оп. 2, д. 51, л. 50-51.

20 Там же, л. 69.

21 Шевченко К. Учебный комбинат в Белянке // Красное знамя (Шебекино). – 1963. - 29 ноября. - С. 2.

22 На повестке – пионерское лето // Красное знамя (Шебекино). – 1966. - 5 мая. - С. 1.

23 Постников И. О выполнении закона о всеобуче // Красное знамя (Шебекино). – 1967. - 15 сентября. - С. 1.

24 Ковалёв А. Идёт пионерское лето // Красное знамя (Шебекино). – 1965. - 29 июня. - С. 2.

25 На повестке – пионерское лето // Красное знамя (Шебекино). – 1966. - 15 мая. - С. 1.

26 ГАБО. Ф.Р - 163, оп. 1, д.12, л. 27.

27 ГАБО. Ф.Р - 1 53, оп.1, д. 14, л. 28.

28 Там же, л. 74.

29 Там же, л.81.

30 Волошина Г.В. Общеобразовательная школа Белгородчины в 1960–1970-х гг. (Материалы научно–практической конференции, посвященной 270 – летию Белгородской губернии). – Белгород, 1997. - С. 48.

31 Развитие народного хозяйства Белгородской области за годы Советской власти. Статистический сборник. – Белгород: Статистическое управление Белгородской области, 1967. - С.342.

32 ГАБО. Ф.Р - 150, оп. 2, д. 48. л. 34.

33ГАБО. Ф.Р - 150, оп. 2, д. 52, л. 1-2.

34 Там же, л. 13.

35 ГАБО. Ф.Р -1 50, оп. 2, д. 47, л. 47.

36 ГАБО. Ф.Р - 150, оп. 2, д. 44, л. 16.

37 ГАБО. Ф.Р - 150, оп. 2, д. 52, л. 49.

38 Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР /1941 –1961/ Под ред. Ф.Г. Паначина. – М.: Педагогика, 1988. - С.92.

39Важные задачи советской школы // Красное знамя (Шебекино). – 1966. - 22 ноября. - С. 1.

40 Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. /Сост. А.А. Абакумов. – М.: Педагогика, 1974. - С.219.

41Плаксин Н. Накануне учебного года // Красное знамя (Шебекино). – 1966. - 10 июля. - С.1.

42 Развитие народного образования в Белгородской области за 1934-1943 гг. – Белгород, 1996. - С. 3.

43 Буданов Г. Сеять разумное, доброе, вечное // Красное знамя (Шебекино). – 1967. - 30 августа. - С. 2.

44 Развитие народного хозяйства Белгородской области за годы Советской власти. Статистический сборник. – Белгород: Статистическое управление Белгородской области, 1967. - С. 329.

45 Рассказывают цифры //Красное знамя (Шебекино). - 1966. - 15 января. - С. 2.

46 Там же, с. 3.

47 Народное образование в СССР / Под ред. М.А. Прокофьева. – М.: Педагогика, 1985. - С.77.

48 ГАБО. Ф.Р - 163, оп. 1, д. 33, л. 8.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top