Бельченко И.Н.
1. Состояние системы образования в Новооскольском районе (1943 –1945 гг.)
Самым значимым и важным звеном системы образования является школа. Именно она выступает тем главнейшим институтом жизни, в котором зарождаются и поддерживаются общественные отношения, закладывающие фундамент в строительстве квалифицированных производительных сил.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. затормозила поступательное движение системы народного образования в целом и школы в частности. После ее окончания встали новые, сложные и многоплановые задачи. Прежде всего, необходимость восстановления и дальнейшего развития народного образования. Чтобы обеспечить решение этой задачи, было важно в кратчайшие сроки вновь открыть десятки тысяч школ, оснастить их учебным оборудованием, обеспечить хорошо подготовленными педагогическими кадрами, издать учебники для учащихся и методическую литературу для учителей, поднять качество всей учебно-воспитательной работы. Этот процесс был сложным и противоречивым. Давали о себе знать тяжелые последствия войны, поэтому работа школы была перестроена применительно к условиям данного времени.
Историю развития Новооскольского района невозможно представить без развития системы школьного образования. Кроме того, образование в Новооскольском районе являлось одной из составляющих частей образовательного процесса во всей области.
Школьное образование в районе прошло путь от становления системы учебно-воспитательного процесса и формирования коллектива педагогических кадров — до уровня сегодняшних дней: с наличием хорошей методической базы, квалифицированным педагогическим составом в школах.
Исследование по данной теме охватывает наиболее трудное время в развитии в Новооскольского района и области в целом. С 1943 – по начало 50-х. гг. в системе образования района произошли значительные сдвиги, которые привели в последующие годы к изменениям в тенденциях развития школы.
Образование на Белгородчине имеет свою историю, которая сыграла огромную роль в развитии культурного потенциала общества. В годы Великой Отечественной войны мирное строительство образовательной системы был прерван. Во время оккупации, которая продолжается на Белгородчине с 1941 по 1943 гг., наблюдался процесс сплошного закрытия школ. Не избежали этой участи учебные заведения и Новооскольского района.
Интересующий нас период развития системы народного образования в Новооскольском районе приходится на 1943-1940-е годы. Это время характеризуется невероятными трудностями, которые испытывало народное образование в годы Великой Отечественной войны. Многие учителя ушли на фронт. В школы пришли новые кадры - часто это были лица с общим средним и даже незаконченным средним образованием, не имеющие педагогической и методической подготовки. И все же, даже в эти тяжелые годы народное образование выжило. После освобождения города и сел начали возобновлять работу многие временно закрытые школы. С окончанием войны была успешно продолжена работа по завершению перехода к всеобщему семилетнему образованию. Многие школы Новооскольского района в годы войны были разрушены или использовались не по назначению. Помещения школ в тылу и в местах оккупации превращались в госпитали, призывные пункты, казармы.
До отечественной войны в Новом Осколе было 2 средние школы: №1 и №2. Средняя школа №1 существует до настоящего времени. Средняя школа №2 в период войны прекратила свое существование, ее здание передали мелькомбинату, где была устроена мельница. В городе сложилась труднейшая ситуация, связанная с проблемой обучения детей. Поэтому в мельничной конторе по улице Октябрьской была создана семилетняя школа №2 , в здании бывшей земской управы. Здания этих школ были временно приспособлены для обучения и воспитания учащихся в военный период.
Кроме задачи номер один - поиск здания, пригодного для школьных нужд существовал ценный ряд проблем, вызывавших не меньшую озабоченность у руководства. В связи с недостаточным количеством средних учебных заведений, школы, как правило, были переполнены учащимися. Положения усугублялось еще и тем, что средняя школа №1 занимала только один нижний этаж, а на втором этаже располагалось педучилище.
Особые трудности испытала средняя школа №2. Многие окна были заложены кирпичом, в 4-х классных комнатах обучались 8 классов (до 300 учеников). В базарные дни в школьном дворе останавливались подводы, совершались торговые сделки.
Школы были слабо укомплектованы педагогами. Многие учителя ушли в армию. Говоря об укомплектованности школ учителями, ситуация выглядит таким образом: средних 0, неполных средних школ 14, начальных 52. Недостает учителей: в средних школах 5 человек, в неполных средних школ -18 человек, из них 12 преподавателей немецкого языка, в начальных классов – 4учителя.
Таким образом, в большинстве школ после оккупации района практически отсутствовали условия для учебы. Это было связано с тем, что во многих школах отсутствовали стекла в окнах, не было ни одной парты. Ухудшилось снабжение школ учебниками, оборудованием, письменными принадлежностями.
Несмотря на вышеизложенные трудности в после оккупационный период по району следовало восстановить: 78 школ, из них 3 средние, неполных средних школ 19, начальных 56.1 И уже октябрю 1946 года было восстановлено и начало работать 76 школ, средних 3, неполных средних школ 18, начальных 55. Причем среди них вновь открытые 3 школы. В капитальном ремонте нуждалось 28 зданий. Однако удалось произвести его только в 21 здании. Текущий ремонт был осуществлен во всех 72 зданиях.2
В результате военных действий на территории района было разрушено 5 школьных зданий. Всего лишь 13 помещений удалось приспособить под школы.
Преступая к решению проблемы, связано с восстановлением в районе образовательной системы, было решено начать с открытия начальных классов, причем во всех школах района. В результате они открылись во всех селах Новооскольского района. Начальные школы были трех или четырех классными. В трехклассных школах преподавались предметы: письменный и устный русский язык, арифметика, объяснительное чтение. В четырех классных, помимо этих предметов преподавались чистописание, естествознание, география, история, военное дело. В некоторых школах военное дело не преподавалось в связи отсутствием учителей по данному предмету. В начальной школе дополнительно велось рисование, пение, физическая культура.
В семилетних школах с 5 по 7 классы велось преподавание литературы, геометрии, тригонометрии, Конституции СССР, физики, астрономии, химии, иностранного языка.
Учеба была затруднена, так как не хватало элементарного: тетрадей, чернил и учебников. Приходилось шить тетради из военных карт, писать на книгах; в качестве тетрадей еще использовали газеты. Чернила делали из семечек черного подсолнуха и других подручных средств, например, красной свеклы, сажи.
В годы войны Советское правительство принимало все меры по расширению школьной сети и восстановлению ее в тех местах, где враг уничтожил школьные здания. По государственному бюджету в 1944г. был ассигнован один миллиард рублей на строительство новых школьных здании.3
Но не только государство заботилось об обучении и воспитании подрастающего поколения. Должное внимание уделяли органы местного самоуправления - сельские советы, колхозы, общественность. Великая Отечественная война закончилась, но еще несколько лет имели место факты невнимательного отношения к школе со стороны руководителей сельских советов и школ.
Были и такие руководители местных органов самоуправления, которые старались выполнить постановления правительства о восстановлении образовательной сети. Где о школах проявлялась забота, там школы были на должной высоте - там находились и средства, и топливо, и материалы для ремонта.
Таким образом, мы видим, что отношение к школам в селах было разное. Большинство колхозов старались восстановить разрушенные здания
школ, обеспечить их топливом, стульями, партами и всем необходимым, создав тем самым условия для нормального учебного процесса.
Несмотря на разрушительные действия немцев, имущество, оборудование в ряде школ ценой стараний родителей и учителей, удалось сохранить.
Восстановление и дальнейшее расширение сети школ проводилось с учетом численности и плотности населения района, с учетом перспектив его экономического развития. Составлялись реальные планы строительства и восстановления школьных зданий.
Таблица № 1
Список школ по Новооскольскому району 4
Наименование с/советов
|
Число до оккупации |
Сожжено и разрушено (во время оккупации) |
Занятия идут (во время оккупации) |
Всего учащихся в школах |
сохранено
школ |
|
|
||||||
Беломестненский
|
2 |
- |
- |
2 |
210 |
2 |
Больше-Ивановский |
2 |
- |
- |
2 |
120 |
2 |
Больше-Яружский |
3 |
- |
1 |
2 |
116 |
2 |
Борово-гриневский |
4 |
- |
- |
4 |
132 |
4 |
Боровской |
1 |
- |
- |
1 |
145 |
1 |
Глинновский |
2 |
- |
- |
2 |
93 |
2 |
Голубенский |
1 |
- |
- |
1 |
139 |
1 |
Зоолешенский |
2 |
- |
- |
2 |
104 |
2 |
Ливенский |
1 |
- |
1 |
1 |
90 |
- |
Немцевский |
3 |
- |
1 |
3 |
132 |
2 |
Ниновский |
2 |
1 |
- |
2 |
119 |
1 |
Николаевский |
3 |
- |
- |
2 |
155 |
2 |
Ново-Безгинский |
4 |
- |
- |
4 |
272 |
4 |
Оскольский |
3 |
1 |
- |
3 |
143 |
2 |
Ольховатский |
1 |
|
- |
1 |
122 |
1 |
Песчанский |
2 |
- |
1 |
2 |
101 |
1 |
Редкодубский |
3 |
- |
- |
2 |
66 |
2 |
Старо-Безгинский |
4 |
- |
- |
4 |
197 |
4 |
Севальневский |
4 |
- |
- |
4 |
182 |
4 |
Серебрянский |
6 |
- |
- |
6 |
218 |
5 |
Скрынниковский |
1 |
- |
- |
1 |
33 |
1 |
Слоновский |
4 |
- |
- |
4 |
294 |
4 |
Шараповский |
2 |
- |
- |
2 |
87 |
2 |
Яковлевский |
3 |
1 |
1 |
3 |
120 |
2 |
Крюковский |
5 |
- |
- |
4 |
153 |
4 |
Крениченский |
4 |
- |
- |
4 |
151 |
4 |
Город |
4 |
- |
- |
4 |
450 |
4 |
Итого |
78 |
3 |
5 |
72 |
4152 |
64 |
Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что количество школ до и после оккупации уменьшилось не намного.
Наркомпросами и местными организациями был принят ряд мер по уточнению школьного контингента, разрешалось открывать дополнительные классы и школы. Администрация, комсомол, профсоюзы и родительская общественность принимали активное участие в борьбе с отсевом учащихся, что способствовало укреплению школы. Другой задачей комсомольских ячеек стояла восстановление в школах области пионерских организаций; и подбор пионервожатых.5
Школьные здания успешно ремонтировались силами комсомольцев, учителей, молодежи и школьников.
В результате разрушения многих школ, дети из близлежащих сел были вынуждены ходить в одну школу. Это приводило к перегруженности, из-за чего учебный процесс шел в две смены, а иногда и в три.
Большинство школ осталось совершенно без парт, столов, шкафов, классных досок. В этом деле широкую инициативу проявили сами школьники и учителя: они собрали инвентарь. Школьники принесли в школы свои столы, стулья, табуреты, изготовили примитивные классные доски.
Война лишила миллионы детей возможности нормально учиться в школах. Принятый Закон о всеобщем образовании в 30-е годы в условиях войны не выполнялся. Иногда местные органы оправдывали срыв всеобуча тем, что в военное время надо воевать, а не учиться.
«Как бы мы ни были поглощены войной,- указывалось в обращении Советского правительства к народу, ─ забота о детях, их воспитании остается одной из главных задач. Закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны. Мы должны учесть всех детей и учесть хорошо, несмотря на сложность военного времени...». 6
Большинство юношей, оканчивавших среднюю школу, призывалось в действующую армию, поэтому возникала необходимость не только в их более серьезной физической подготовки, но и обучении элементам военного дела. Вследствие этого возникла необходимость более серьезной физической подготовки и обучения элементам военного дела. В середине 1942-1943 учебного года в учебные планы школ был введен предмет «Военное дело». Кроме этого детям приходилось заниматься сельскохозяйственными работами.
В учебный курс были включены: физкультурная, строевая, химическая, огневая и военно-лыжная подготовка, а так же изучение военного устава. Проводились беседы о Красной Армии и тактическая подготовка к войне.
Участие молодежи в общественном производстве вызвало в жизни появление нового типа общеобразовательных школ района. В 40-50-е г. развитие получили вечерние школы рабочей молодежи. Это был вынужденный, но вполне оправдывающий себя социально-образовательный феномен. Такие школы помогли значительной части молодежи обрести свой социальный статус.
С 1944 - 1945 учебном году в Новооскольском районе было установлено обязательное обучение детей с семилетнего возраста. Это мероприятие ликвидировало разрыв между детским садом и школой. Однако для его реализации пришлось преодолеть ряд трудностей: нехватку учителей, классных помещений. Во многих школах района не все учителя могли приспособиться к возрастным особенностям детей - семилеток.
Таким образом, несмотря на трудности военного времени в большинстве школ Новооскольском района с большой энергией проводилась борьба за всеобщее обучение.
В Новооскольской вечерней школе, которая находилась на территории средней школы № 2, широко использовались групповые и индивидуальные консультации, устные зачеты, письменные работы. Экзамены сдавались по полугодиям. Документы об окончании вечерней школы давали выпускникам одинаковые права с окончившими дневную школу.
К 1945-1946 учебному году завершился ремонт многих школ, была изготовлена новая мебель. Школы были обеспечены топливом и горячим питанием для детей. Практически во всех школах района занятия проводились в две-три смены.
Таким образом, период с 1943 по 1945 характеризовался не только улучшением материально-технической базы школ, но и поиском новых форм охвата детей и подростков общим и средним образованием. С 1944 г. стали функционировать школы рабочей молодежи в районе, в которых учились подростки и юноши, занятые трудом в сельском хозяйстве. В школах рабочей молодежи учащиеся получали неполное среднее и среднее образование без отрыва от производства.
2. Основные направления в процессе развития начального, среднего и среднеспециального образования в 1945 — 1950-е годы и ее ресурсное обеспечение
Правительство еще в ходе Великой Отечественной войны приняло ряд постановлений о неотложных мерах по восстановлению народного хозяйства в районах, освобожденных от фашистских оккупантов. Но особенно больших успехов достигла деятельность советских людей в условиях мирного времени после завершения Великой Отечественной войны.
В 1944 году было установлено обязательное семилетнее обучение. Распространение семилетнего образования позволило вовлечь в обучение новый контингент учащихся.
Был разработан и принят первый послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 — 1950 гг. План предусматривал восстановление и строительство школьных зданий, значительное расширение сети школ и увеличение числа обучающихся.7
Новый 1945-1946 учебный год школы Новооскольского района начали лучше, чем это было в 1944-1945 учебном году. В целях полного выполнения закона о всеобщем обучении были проведены следующие мероприятия.
1) В городе выделены из квартальных комитетов ответственные лица, на которых возложены были обязательства следить за вновь прибывающими гражданами с детьми школьного возраста, ставить в известность школу и требовать определения детей в школу.
2) В сельской местности к участкам были прикреплен учителя, которые несли полную ответственность за охват детей школой, находящихся в том или другом участке.
При Старо-Безгинской школе был организован интернат для детей далеко живущих от места учебы.
К концу 40-х г.г. наметилась тенденция к переходу на десятилетнее обучение. Рост количества десятилеток в городах СССР был достаточно быстрым. Иное положение было в сельской местности, полных средних школ там было очень мало.
Учебные программы за 1946-1947 учебный год были выполнены полностью. Качество знаний учащихся по предметам в основном соответствовало выставленным отметкам, но имели отдельные случаи завышения отметок.8
Качество преподавания в школах района в 1946-1947г. значительно улучшилось в сравнении с предыдущими годами обучения. Идеологическое воспитание учащихся и преподавание велось в соответствии с требованиями ЦК ВКП об идеологическом воспитании.
Расширение школьной сети было одной из главных задач для государства. К 1948-1949 учебном году увеличилось количество издаваемых учебников, что помогло обеспечить учащихся учебной литературой; выросли объемы выпускаемого школьного инвентаря, учебно-наглядных пособий, лабораторного оборудования.
Однако, при наличии этих мероприятий, направленных на улучшение качества знаний учащихся, процент успеваемости в школах района все еще является низким.
Основными причинами медленного роста качественного показателя учащегося являлись следующие.
1) Низкий уровень общеобразовательной и специальной подготовки, недостаточная методическая и идейно- политическая вооруженность ряда учителей.
2) Недостаточно глубокая подготовка учителей к урокам.
3) Отсутствие оборудования, учебников.
4) Нерегулярное посещение учениками занятий из-за отсутствия обуви, одежды и продуктов питания.
Работа школ района на 1945-1946 учебный год подошла к следующим итогам.9
На конец 1946г. по району числится 7608 учащихся, из них успевают по всем предметам:
В 1- 4 классах из 5679 учащихся – 4682 учащихся.
В 5-7 классах из 1738 учащихся – 1253 учащихся.
В 8-10 классах из 185 учащихся – 126 учащихся.
Итого по району не успевают 1.541
Из не успевающих имеют задания на осень 559.
По 1- 4 классу 281 учащихся.
По 5-7 классу 248 учащихся.
По 8-10 классу 30 учащихся.
Оставлено на второй год
По 1- 4 классу 716 учащихся.
По 5 -7 классу 247 учащихся.
По 8 -10 классу 29 учащихся.
За 1945- 46г. отсеялось из школ района 61 учащийся. Из них
По 1- 4 классу 51 учащийся.
По 5 -7 классу 10 учащихся.
В программный материал входит: физкультурная, строевая, химическая, огневая, военно-лыжная подготовка, уставы и беседы о красной армии, тактическая подготовка.
Программный Материал по 64-х часовой программе в школах в основном выполнен полностью за исключением тех школ, у которых нет военруков.
Успеваемость по району по военно-физкультурной подготовке 100% и характеризуется следующими показателями.10
Отлично - 428
Хорошо - 837
Посредственно - 4790
Плохих оценок нет.
Однако за общими цифрами успеваемости имеются следующие недостатки. Так новооскольская средняя школа - учебный план первого полугодия по 9-му классу выполнен на 19%, по 8-му классу на 7%. Во втором полугодии 11-ть классов из 18-ти военной подготовкой не занимались.
Характерно, что за первое полугодие в школе сменилось 5 военруков, один – уволен за неработоспособность, другой - призван в РККА, третий выбыл на лечение. Таким образом новооскольская неполная средняя школа – программный материал прошла не полностью. По вине военруков имели место пропуски занятий.
Необходимо отметить, что учащиеся с большим интересом относились к изучению военного дела. На несвоевременное прохождение программного материала, на низкую успеваемость кадров военруков влияла текучесть кадров, недостаточная подготовка военных руководителей. Об этом свидетельствует доклад «О состоянии военно-физкультурной работе в школах района».11
В районе 78 школ из них 55 начальных, 3 неполных , 18 нсш, 1 техникум. Всего учащихся 6289 человек. В 5 начальных школах военруков не имеется. Учащиеся в количестве 234 человека военно-физическую подготовку не проходят. В остальных 74 школах, с количеством учащихся в 6055человек проводятся занятия по военно-физической подготовке в соответствии с 64-х часовой программой. Из-за нехватки кадров работу по военно-физической подготовке проводят средние и младшие командиры, рядовые бойцы и учителя по совместительству.
В средних школах - военруки имеют звания:
Старших лейтенантов-1
Младших лейтенантов-1
Старших сержантов-1
В неполных средних школах:
Старших лейтенантов-2
Лейтенантов-3
Младших лейтенантов-4
Старшины-3
Рядовые бойцы-1
Старших сержантов-2
Учителя-2
В начальных школах:
Старшины-1
Сержантов-4
Рядовые бойцы-1
Учителя –17
Девушки с военной подготовкой 21. 8 военруков ведут работу в 2х начальных школах каждый.
Дальнейшее развитие системы школьного образования шло быстрыми темпами. Определенная роль в этом процессе принадлежала народной инициативе. По призыву трудящихся, разворачивалось строительство сети школ.
Восстановлению и дальнейшему развитию подлежали и средне-специальные учебные заведения. С фронта вернулись молодые люди либо недоучившиеся, либо вообще не имевшие никакой специальности. Страна остро нуждалась в рабочих руках. Но надо было думать и о будущем – создавать кадры квалифицированных специалистов. Новооскольский техникум механизации сельского хозяйства возобновил свою работу в 1945 году. Довоенный учебный корпус (теперь Дом Культуры) был без окон и дверей, без отопления. Не было учебной мебели, библиотечного фонда, станков, машин, лабораторий. Организацию учебного процесса пришлось начинать с нуля. В начале учащиеся занимались в не отопленных аудиториях. Учебников не было, конспекты писали на оберточной бумаге и газетах, плакатах, плакаты были самодельные.
Материально-техническая база была столь же бедной как и в средних школах. Вместо парт были примитивные столы из неструганных досок. Лаборатории находились в подвальных помещениях. Но постепенно жизнь налаживалась. Бывший директор техникума Соловьев С.И. вспоминает: «В 1946 году нам удалось восстановить разрушенные здания учебной мастерской и оснастить ее металлообрабатывающими станками. Случайно узнали, что в городе Лисичанские в подсобном хозяйстве завода имеется брошенный нефтяной двигатель «метеор». Купили его по стоимости утиля и восстановили, приобрели генератор. Этот двигатель и дал первый послевоенный электрический ток в Новом Осколе. Затем построили вагранку для чугунного литья. Учебно-производственные мастерские техникума оказали большую помощь по выполнению заказов колхозам, совхозам и предприятиям области. Плохо было с обеспечением техникума машинами. В 1946 году мы имели изношенные тракторы ХТЗ и СТЗ-НАТИ, неиспсправные тракторы С-60 и С-65, автомобиль ГАЗ-АА и ЗИС-5. В 1951 году получили из Волоконовской МТС списанный трактор ДТ-54, и трактор С-80, автомобиль ГАЗ-51».12
Бывший учащийся техникума Исаев В.П. так же оставил вспоминания о тяжелых условиях после военного времени: « Поле Великой Отечественной войны я поступил доучиться в техникум на 2 курс в сентябре 1946 года и окончил техникум в 1948 году. Это было тяжелейшее время – послевоенный период совпал с неурожайным годом. Часть учащихся жили в общежитии, находившемся подвале здания техникума, часть в помещении нынешнего буфета, бухгалтерии, литейного цеха. Для освещения комнат нам выдали по 2 литра керосина в месяц, но его постоянно не хватало. Приходилось просить у машинистов городской электростанции дизтопливо и использовать для освещения фронтовые гильзы. Кроватей в первое время не было, мы сами мастерили топчаны. Около 30% из первых учащихся техникума были фронтовики, они составляли актив всех общественных организаций учащихся».13 Несмотря на тяжелые условия, энтузиазм работников техникумов и самих учащихся, переживавших страшные годы войны, позволил наладить деятельность средне-специальных учебных заведений.
В 1945 году полевые работы на учхозе проводились в основном на лошадях, сеяли вручную (вразброс), так как сеялок не было.
В 1952 году на учхозе были построены: жилой четырехэтажный квартирный дом, здание электростанции и мельницы. В 1956 году были построены склад ГСМ, коровник, овощехранилище. Началось строительство еще одного здания под контору, клуб и магазин.
В результате правильной агротехники, механизации работ, совершенствования организации труда, создания прочной кормовой базы, росла доходность учхоза. Большинство полевых работ выполнялись силами учащихся под руководством инструкторов и преподавателей.
Общая прибыль Учхоза и учебно-производственной мастерской в 1956 году – 77 тысяч рублей, в 1957 году – 151тысяча рублей, в 1958 году 169 тысяч рублей, в 1959 – 194 тысячи рублей. Благодаря этому техникум получил возможность затрачивать дополнительные средства на укрепление учебно-материальной базы.
Таким образом, техникум развивался не только за счет государственных субсидий, но и укреплению собственной материально-производственной базы.
Переходя к вопросу о ресурсном обеспечении школ Новооскольского района следует отметить, что сразу после оккупации в районе и в первые послевоенные годы оно было низким. Многие школы оставили практически не восстановлены, а лишь приспособлены для занятий. Посильную помощь в улучшении материально-технической базы оказались родители, учителя и учащиеся, не дожидаясь помощи со стороны руководства области. Руками учителей и учащихся изготавливались наглядные пособия, оборудовались кабинеты.
В послевоенный период с 1945 по 1949 года, было намечено улучшение материально - технической базы школ района. Большое внимание уделялось ремонту школ со стороны Исполкома райсовета и РОНО. Также в этот период наблюдалась реконструкция многих школ и других учебных заведений. Надо отметить вклад государства в развитие средне-специального образования.
Периодом восстановления можно считать время вплоть до конца 40-х годов. Намеченным планам следовала исполнительная власть Новооскольского района. Можно отметить, что данный период, начиная с 1945 и включительно по 1950 гг., являлся благоприятным и имел положительные перспективы для развития образования в Новооскольском районе.
Во всех школах для того, чтобы поставленные задачи выполнялись районным отделом народного образования был разработан подробный план подготовки школ к новому учебный год для каждой школы отдельно. План по улучшению материально-технической базы школ был утвержден решением Исполкома райсовета депутатов трудящихся 21 марта 1948г.
В результате проведенных в данный период улучшений в системе образования Новооскольского района была значительно улучшена материально-техническая оснащенность школ, которая была приближена к стандартным нормам, что значительно улучшило состояние школьных помещений. Одним из условий успешного функционирования учебного заведения являлось наличие хорошей материальной базы. В связи с этим в школах Новооскольского района был организован сбор добровольных средств среди населения (из 68169 рублей на ремонт школы потрачено 4376 рублей). В результате этого мероприятия текущий ремонт был проведен во всех школах.
Нужно отметить, что строительный материал- стекло, гвозди, древесина областным планом отпущен не был.
К началу 1947г. все школы района были полностью подготовлены.
54 школы к учебному процессу проводили занятия в две смены. 19 школ в одну смену и все 5 школ города в две смены.
В школах были созданы условия для нормальной работы. Силами коллективов заготовлено топливо на весь отопительный сезон. В классах было чисто, уютно. Мебель для учащихся соответствовала их росту и возрасту. Имелись наглядные пособия.
Особо следует отметить, что актуальной проблемой послевоенного времени было строительство стандартных школьных зданий. Большинство школ района располагали помещениями в 5-6 зданиях, расположенных в разных местах, что естественно отрицательно отражалось на учебном процессе.
В целом, развитие школьного образования в Новооскольском районе шло быстрыми темпами. Развитию образования способствовали местные советы, которые выделяли денежные средства и строительные материалы для возведения новых школ.
3. Образовательная деятельность учебных заведений
Основными компонентами педагогического процесса являлись обучение и воспитание, которые находились в постоянном движении, развитии, изменении. Важнейшая задача школы заключалась в том, чтобы дать ученикам определенный круг прочных знаний и умений.
На протяжении всего военного и послевоенного времени оставалась проблема воспитания в процессе обучения. Здесь преобладали два аспекта: идейно - политическое воспитания и развитие мышления у учащихся. Годы войны и восстановления народного хозяйства не могли не оказать влияние на обновление педагогической практики и теории. В школах военного времени воспитательной работе уделялось особое внимание. В после оккупационное время в Новооскольского районе получили распространение такие формы организации школьников, как кружки, устные газеты, агитбригады, выпуск стенных газет и боевых листков и т. п.
Эти аспекты усиливали роль комсомольских и пионерских организаций, которые в свою очередь вели политическую работу среди детей и подростков. Работа комсомольских и пионерских организаций оказала большую помощь в учебно-воспитательной работе школ. Там где были комсомольские организации – работа велась с пионерами, как в отрядах, так и в звеньях. На пионерских сборах обсуждались вопросы дисциплины, успеваемости, участие в общественной работе. Работа комсомольских, пионерских комитетов была направлена на оказание помощи школе в повышении учебно-воспитательной работы.
Всего комсомольских организаций в школах района было 15, в которых состояло 248 человек. Пионерских дружин и отрядов 26.
Лучшие комсомольские и пионерские организации в школах района были в семилетних школах, это: Голубинская, Ново-Безгинская, Севальневская школы.
Говоря подробнее об учебно-воспитательной работе в некоторых школах Новооскольского района на 1943 – 1944 учебный год, следует отметить то, что она являлась достаточной, так как не проводилась внеклассная работа. Во многих школах района была слабо организована работа по военно-физическому воспитанию учащихся, преподавание военных предметов было формальным. Но следует отметить, что постепенно положение менялось в лучшую сторону. Начали выполняться государственные программы по предметам. Учителя работали в соответствии с календарными планами которые разрабатывали лично и обсуждали на методических объединениях. Хотя учебной литературы и письменных принадлежностей не хватало. В свою очередь государство пыталось оказать помощь образованию, не смотря на то, что необходимо было восстановить и построить промышленные предприятия. Образование финансировалось по остаточному принципу. Приблизительно около 3% государственного бюджета расходовали на систему обучения и воспитания.
На совете РОНО от 19 ноября 1945 г. был заслушан доклад завуча школы Шевченко П.М.: «О состоянии учебно-воспитательной работы городских средних школ». Решили, что: в целях улучшения организации учебной и воспитательной работы в школе, следует провести следующие мероприятия: администрации школы организовать систематический глубокий контроль за работой каждого учителя. Для этого необходимо составить план, при анализе занятия опираться на цель посещения урока.14 Администрация школы обязала учителей собрать к декабрю 1946г. работоспособный родительский комитет. Для эффективности деятельности родительского комитета необходимо составить план работы комитета. Администрация школы обязана руководить работой комитета, опираясь на положение о родительских комитетах.
Во всех школах района учащиеся и их родители с начала учебного года были ознакомлены с «Правилами для учеников». Это дало возможность значительно улучшить дисциплину. Большая воспитательная работа среди учащихся проведена классными руководителями. Основными целями в осуществлении мероприятий являлось привитие учащимся таких качеств, как вежливость, аккуратность, любовь к Родине.15
Улучшение воспитательной работы вело за собой и повышение эффективности учебной работы.
В воспитательной работе основу составляли такие направления как:
-сплочение детского коллектива;
-формирование трудолюбия;
-развитие эстетического вкуса;
-развитие навыков культуры в общении.
Исключительно важное воспитательное и образовательное значение приобрел труд школьников на полях колхозов и совхозов. При хорошей ее организации ученики приносили пользу сельскому хозяйству и расширяли свой общий кругозор. Интенсивную деятельность ученики школ Новооскольского района развивали по сбору железного лома, на вырученные средства помогали семьям фронтовиков. Следует отметить, что, начиная с 1945 г. на территории Новооскольского района создавались денежные фонды всеобуча. Целью этих фондов являлось оказание помощи остронуждающимся и малообеспеченным детям.
В процессе учебно-воспитательной работы у учащихся большую роль играет школьная библиотека. Работа библиотеки всегда ставила перед собой цель: вовлечь как можно больше школьников в систематическое чтение художественной литературы. Но, к сожалению, библиотеки существовали не во всех школах района. А если они и имелись, то книжный фонд был небольшой.
Несмотря на то, что педагогический состав Новооскольского района активно трудился под контролем директоров и заведующих школ, под руководством РОНО, стремясь к улучшению учебно-воспитательного процесса, работа многих школ района страдала существенными недостатками. Во многих семилетних и начальных школах преподавание ряда предметов, в особенности русского языка, было еще неудовлетворительным. Основными причинами низкой успеваемости было: недобросовестное отношение некоторых учителей к производству; отсутствие индивидуального подхода к учащимся; перегрузка учащихся домашними заданиями по большей части предметов; слабая внеклассная работа и ряд других причин.
Перед учителями начальных классов руководством района была поставлена задача - обеспечить улучшение работы начальной школы, так как начальная школа закладывала фундамент, на котором строилось все дальнейшее образование и воспитание. Таким образом, Отдел народного образования большое внимание уделял улучшению учебно-воспитательной работы начальных классов.
К учителям района со стороны РОНО и директоров школ были предъявлены требования по улучшению преподавания грамматики русского языка, постановке уроков объяснительного чтения, повышению культуры устной и письменной речи, умению решать арифметические задачи. В преподавании арифметики в 1 - 4 классах также было заметное улучшение, так как большее внимание уделялось методике работы по арифметики. Учителями изучались методы решения задач, типы задач, приемы и виды устного счета, воспитательное и практическое значение арифметики. Очень важным был тот момент, что решению задач отводилось положенное по программе место. По этому учащиеся приобретали более глубокие и прочные знания в решении задач.
Разбирая работу учителя важно отметить положительные и отрицательные стороны в его деятельности. При необходимости - организовать помощь педагогу. Обязать всех преподавателей регулярно готовиться к урокам: подбирать материалы урока, выполнять требования программы, обеспечить урок наглядными пособиями, продумать эффективность их использования. Организовать плановое и систематическое повторение учебного материала. При организации и проведении повторения, необходимо применять формы и правила, рекомендуемые Наркомпросом РСФСР « Указания о повторении учебных программ в 1944-1945г.г.» Повторение необходимо проводить как на уроках, так и во внеурочное время (кружки, вечерние занятия по подготовке уроков, консультации).
По сравнению с 1954 г. работа проводилась на основе принципа добровольности учащихся. Развивались различные виды кружковой работы, где руководили ими учителя-предметники.
В 1955 г. состоялось очередное Всероссийское совещание по внеклассному и внешкольному обучению, созывало Министерство Просвещения РСФСР и ЦК ВЛКСМ. На совещании было отмечено, «что внеклассная и внешкольная работа должна занять важное место в системе воспитания молодежи и ориентировать воспитательную работу на коммунистические идеалы». 16
Особое место в воспитательной работе занимали кружки, которые имелись в каждой школе. На период 1955 - 1956 учебного года на территории Новооскольского района действовало 47 кружков. Главное место среди кружков занимали предметные кружки: юннатов и «юных физиков». Эти кружки давали разнообразные знания по отдельным наукам. В 1955 - 1956 учебном году наблюдался повышенный интерес к кружковой работе у учащихся и педагогического коллектива.
В 1957 - 1958 учебном году количество кружков увеличилось до 70, появились новые кружки, например, кружок кройки и шитья, автомобильный кружок. Большой интерес проявлялся к кружкам технического направления. Например, «Юные техники», «Умелые руки», «Радиолюбители», «Автомобильный» и «Тракторный» кружки.
РОНО и директорами школ организовывались школьные и межшкольные спортивные соревнования и мероприятия: игры в футбол, лапта, зарница, шахматно-шашечные турниры и т. д. Спортивные соревнования показывали работу физкультурных кружков. Такие кружки хорошо работали в средних школах.
Количество кружков с 1956 г. в каждой школе было разным - от 2 до 15. Ежегодно учительские коллективы разрабатывали новые требования к воспитательной работе. Проводились вечера художественной самодеятельности, литературные чтения, праздники, конференции и другие мероприятия. Дети, посещавшие кружки, изготавливали некоторые наглядные пособия для уроков физики, химии и других предметов.
Все кружки работали в соответствии с намеченными планами. Планы работы кружков разрабатывались руководителями кружков на весь учебный год. Однако, можно отметить, что множество кружков в районе работали плохо. В основном эти были кружки трудового воспитания, рукоделия, моделирования. Для занятий в кружках привлекались все желающие.
Таким образом, большинство кружков имели положительный опыт работы, это говорит о том, что они помогали учащимся расширять кругозор, овладевать дополнительными навыками по тем или иным видам деятельности.
Актуальными оставались вопросы об охвате учебой каждого ребенка, о недопустимости отсева детей без уважительных причин. Основной причиной не охваченности учащихся учебой являлась прежде всего плохая постановка учета детей школьного возраста в сельских советах. Необходимо было обратить внимание на учащихся оставленных на повторный год обучения. Такие учащиеся нуждались во внимании со стороны педагогов. Необходимо было стимулировать у них их учебную деятельность путем подбора наиболее интересного материала. С этой же целью педагог должен разнообразить дополнительное время для занятия.
Таким образом, следует отметить, что в 1955-1956 учебном году количество выбывших учащихся их школ Новооскольского района уменьшилось почти в два раза. Основной причиной отсева являлось отдаленность школ от дома, отсутствие интернатов.
За основу в работе на 1949-1950гг. Новооскольскому Роно и школами района были положены «Положение о классном руководителе школ рабочей и сельской молодежи (от 10 марта 1949г.)» постановления.17 Согласно этому документу, перед учебными заведениями было поставлено ряд задач
1) Школы рабочей и сельской молодежи имеют своей задачей дать ученикам без отрыва от производства образовательную подготовку в объеме начальной и семилетней.
2) В школах рабочей молодежи и средней школы, вооружить учащихся основами советского мировоззрения, воспитать их мужественными и стойкими людьми, умеющими преодолевать любые трудности, преданными своей Родине.
Эти задачи осуществлялись силами всего педагогического коллектива школы как в процессе обучения на уроках, так и путем внеклассных мероприятий.
Основой задачей классного руководителя является сплочение учащихся класса в единый, дружный и работоспособный коллектив для успешного разрешения учебно-воспитательных задач школы.
С 1958 г. восьмилетнее обучение становится обязательным для всех учащихся. Учащимся 11-х классов выдавались удостоверения, дающие право работать по профессии сразу на производстве.
В целом, следует отметить, что 1950-е гг. - это время позитивных изменений в системе образования Новооскольского района. Это время роста успеваемости. Высокую успеваемость показали большинство школ Новооскольского района. Она свидетельствовала о позитивных изменений в развитии системы образования в Новооскольском районе.
Подводя итог, отметим наиболее важные выводы, к которым мы пришли в ходе исследования.
В развитии системы народного образования в Новооскольском районе можно выделить два этапа: 1943-1945 и 1945-1959 гг. Они имели свои характерные особенности.
Основными задачами первого этапа развития системы народного образования в Новооскольском районе являлись: стремление вернуть довоенный уровень развития школ и обеспечить непрерывность в обучении детей. Данный период являлся наиболее сложным в восстановлении системы народного образования. После оккупации, с февраля 1943 г. наблюдалось разрушение большинства школ района, потеря материально - технической базы, что значительно затрудняло учебно-воспитательный процесс.
Вторым этапом развития системы народного образования в Новооскольском районе являлся послевоенный период. Данный этап характеризуется, прежде всего, началом становления и развития новой системы обучения. Этот этап характеризовался строительством новых учебных заведений, улучшением материально - технической базы школ, что заметно улучшало процесс обучения учащихся. На данном этапе развития системы образования в 1949 г. был принят закон о всеобщем семилетнем образовании. Это способствовало изменениям в системе народного образования в Новооскольском районе. Второй этап в развитии народного образования отмечен позитивными изменениями в становлении и развитии образования Новооскольском района.
Таким образом, главные усилия правительства были направлены не только на восстановление народного хозяйства, но и на расширение сети школ, строительство новых школьных зданий, увеличение количеством обучающихся. Возросло издательство учебников, учебно-наглядных пособий, выпуск школьного инвентаря, лабораторного оборудования.
Отметим то, что в 1944 г. было установлено обязательное семилетнее образование, а к концу сороковых наметилась тенденция к переходу на десятилетнее обучение, поэтому увеличивалось количество десятилетних школ. Иное положение было в сельской местности - средних школ было мало, а начальные школы преобразовались в семилетние.
Несмотря на то, что большинство школ было малокомплектными, начальная школа оставалась основной в образовательной системе Новооскольском района. Ситуация к концу 1950-х г. стала меняться в лучшую сторону. Расширилась сеть школ, увеличилось число учащихся старших классов. Например, уже к 1954-1955 учебному году в Новооскольском районе было 5 средних, 21 семилетняя и 39 начальных классов. Наметился количественный рост учащихся 8-10-х классов.
Одним из достоинств руководства школ Новооскольском района являлось то, что оно быстро реагировало на изменившиеся жизненные условия.
Период восстановления системы народного образования Новооскольского района начался после оккупации в 1943 г. В данный период времени развитие системы образования было затруднено, так как многие школьные здания были разрушены, не хватало учебников, в школах отсутствовало необходимое оборудование. Занятия проходили в домах сельских жителей и других приспособленных помещениях, так как во многих школах отсутствовали условия для обучения детей. Восстановление и дальнейшее расширение школ проводилось с учетом численности и плотности населения района. Практически во всех школах района занятия проводили в две смены.
К началу пятидесятых годов наметилась тенденция к переходу на десятилетнее обучение. К этому времени в Новооскольского районе были восстановлены почти все школы. Развитие школьного образования шло быстрыми темпами. Особый вклад в развитие школьного образования вносили местные сельские советы, коллективные хозяйства, общественность. Они выделяли денежные средства и строительные материалы для строительства зданий школ. Трудящиеся отчисляли трудодни для восстановления школ.
В учебно-воспитательной работе после оккупации Новооскольского района получили распространение такие формы идеологического воздействия на учащихся, как кружки, устные газеты, журналы и т. д. В данный период времени усилилась роль комсомольской и пионерской организаций, которые положительно влияли на успеваемость и дисциплину учащихся. Но с 1944 г. успеваемость учащихся повысилась и с каждым годом становилась лучше. Важную роль в воспитании и успеваемости учащихся играли библиотеки, но они, к сожалению, имелись не во всех школах, а там где они были - располагались в коридорах. С начала пятидесятых годов в Новооскольском районе начали действовать кружки - юннатов, физиков, рукоделия и т.д. С каждым годом количество кружков увеличивалось, но их число в каждой школе было различным.
Первая половина 50-х гг. отмечена серьезными изменениями в сети школ. Ликвидировались малокомплектные школы, крупные начальные школы реорганизовывались в семилетние, а семилетние в средние.
В 1955 году на территории Новооскольского района был организован денежный фонд всеобуча, который осуществлял помощь малообеспеченным детям. Денежный фонд был организован в основном в семилетних школах и средних. Следует отметить, что 1950-е гг. - это время позитивных изменений в системе народного образования района. Это выражается в улучшении учебно-воспитательной работы, повышении успеваемости учащихся и т.д.
Материально-техническое обеспечение школ Новооскольского района в военный и послевоенный период находилось на низком уровне. Учебной литературы и письменных принадлежностей не хватало. Во многих школах не было столов и стульев, учебно-наглядных пособий. После оккупации из-за отсутствия столов, стульев, учебников, тетрадей и т.д. многие школы были лишь приспособлены к учебным занятиям. План по улучшению материально-технической базы школ был утвержден к 1948 г решением Исполкома райсовета депутатов трудящихся. Важнейшей проблемой для школ Новооскольского района на протяжении ряда лет являлась обеспеченность освещением и топливом. Для освещения школ завозили керосин. Топливо во многих школах заготавливалось силами учащихся, их родителей и учителей. В некоторых школах в заготовке и подвозе топлива оказывали помощь колхозы и сельские советы. В основном топливо было низкокалорийным. К 1950 г. школы Новооскольского района начинали пополняться учебно-наглядными пособиями и учебной литературой, соответственно начинал пополняться библиотечный фонд школ. С каждым годом улучшается санитарно-гигиеническое состояние школ.
Учительство представляло самый массовый отряд интеллигенции в Новооскольского районе. После оккупации контингент учителей очень сократился. Но многие учителя, вернувшиеся с войны, продолжили свою педагогическую деятельность. У многих учителей района не было высшего образования. В послевоенное время в Новооскольского районе создавались условия для проживания молодых специалистов, а именно, они обеспечивались жильем, топливом, для освещения получали керосин. Общественность оказывала помощь в ремонте учительского жилья. Количество учителей зависело от количества учащихся, поэтому многие учителя работали на неполную ставку.
В целом развитие народного образования в Новооскольского районе в изучаемый период происходило поступательно, но при этом оно было сопряжено с большим количеством трудностей. Преодоление возникавших трудностей осуществлялось благодаря постоянной поддержке районной и местных властей, сельскохозяйственных предприятий, а также местного населения.
1 ГАБО.Ф.332.оп.1 д.3 л.360
2 Там же.
3 История педагогики и образования /Под ред. А.И. Пискуновой.-М.,2001.-С.431
4 ГАБО.Ф.332 оп.1 д.3 л. 359
5 Сборник документов и материалов. Курская область в период Великой отечественной войны Советского союза 1941-1945 гг. Т.2.- Курск.,1962
6 Там же.
7 ГАБО.Ф.332 оп.1 д.17 л.54
8 ГАБО.Ф.332.оп.1 д.3 л.32
9 Там же. л.338
10 Там же
11 Там же. л.64
12 Воспоминания С.И. Соловьева.
13 Воспоминания В.П. Исаева
14 ГАБО.Ф.332 оп.1 д.3 л.85
15 ГАБО.Ф.332 оп.1 д.3 л.290
16 ГАБО.Ф.332 оп.1 д.20 л.48
17 ГАБО.Ф.332 оп.1 д.1 л.73
Источники неопубликованные
Воспоминания В.П. Исаева
Воспоминания С.И. Соловьева
Государственный архив Белгородской области ф. 332 . «Министерство просвещения РСФСР Новооскольский районный отдел народного образования Курской области» оп.1 д. 1, 3, 17, 20
Источники опубликованные
Сборник документов и материалов. Курская область в период Великой отечественной войны Советского союза 1941-1945 гг. Т.2.- Курск.,1962
Литература
Золотухин Д.С. Трудовое воспитание сельских школьников. - М.: Просвещение, 1990.- 157 с.
История педагогики и образования /Под ред. А.И. Пискуновой.-М.,2001.- 431 с.
Колесников В. И. Новооскольцы и Новоосколье: Избранные очерки. - Белгород, 2003. – 43 с.
Периодические издания
// Советская педагогика.1942. № 8 - 9.
// Вперед. 1991. от 2 сент.
// Правда 1946. от 9 июня.
// Народное образование. 1952. № 7.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»