Лейман И.
На Европейском Севере России ярмарки имели особое значение в силу сезонного характера производства и сбыта главных ярмарочных товаров, слабого развития сухопутных путей и средств сообщения, низкой плотности населения на огромной территории. Наиболее интересен и показателен для характеристики ярмарок Европейского Севера России период их расцвета – середина - вторая половина XIX в. К этому времени ярмарки – совершенно особенное в сфере внутренней торговли страны явление – приобрели наиболее зрелую форму.
В середине XIX в. на Европейском Севере России ежегодно проводилось около 110 ярмарок. К примеру, в 1853 году в Архангельской губернии прошло 9 ярмарок, в Вологодской губернии – 101 ярмарка. Число ярмарок на Европейском Севере России постепенно возрастало, и к 1861 г. в Архангельской губернии насчитывалось 13 ярмарок, Вологодской губернии – 150 ярмарок. Столь быстрое увеличение числа ярмарок – в полтора раза менее чем за десять лет – свидетельствует, насколько данная форма торговли была значима и востребована в регионе. В начале ХХ в. в число главнейших ярмарок страны входили две ярмарки Европейского Севера России: Маргаритинская в Архангельске, ежегодно проходившая 1 по 30 сентября, и Крещенская в Вологде, ежегодно проводившаяся с 15 по 31 января. (См. Приложение 1 и 2) Маргаритинская ярмарка считалась самой известной и самой крупной ярмаркой на Европейском Севере России.
Ярмарки на Европейском Севере России часто возникали стихийно, в тех местах, где «большое предложение» сочеталось с «большим требованием». Возникновение Маргаритинской ярмарки относится еще к тому времени, когда Архангельск, оттеснив Холмогоры, стал торговым центром. Ярмарка получила название «Маргаритинская» лишь в 1844 году, когда была официально признана вследствие прошения поморов на имя военного губернатора маркиза Траверсе. По просьбе же горожан архангельским губернским правлением в 1803 г. была учреждена Сретенская ярмарка в г. Шенкурске.
Просьбы населения официально оформить стихийно существующие ярмарки обусловлены вполне конкретными причинами. Официальное признание ярмарки предполагало ее проведение в соответствии с установленным законом правилом, согласно которому ярмарочная торговля не облагалась никакими пошлинами. Для осуществления торга на ярмарке достаточно было купить билет, заплатить небольшую сумму за место, иногда за охрану или какие-либо другие дополнительные услуги. Упомянутое прошение поморов об официальном признании ярмарки в Архангельске было вызвано притеснениями со стороны торговой депутации, требующей от участников ярмарки уплаты гильдейских пошлин и препятствующей осуществлению свободной торговли.
Возникновение ярмарок могло быть обусловлено указами сверху. Это происходило в тех случаях, когда учреждение ярмарки являлось необходимым для развития волости, уезда или имело значение для всей губернии. Так, в 1844 г. управляющий министерством внутренних дел, ознакомившись с отчетом архангельского губернатора, внес на рассмотрение Архангельской палаты государственных имуществ вопрос об учреждении ярмарки в селе Ижма. Новая ярмарка была необходима в целях создания благоприятных условий для развития оленеводства в Ижемской, Усинской и Усть-Цилемской волостях Мезенского уезда, жители которых, согласно материалам губернаторского отчета, «терпят стеснения от сбыта оленьих кож на ярмарке в селении Кривом Вологодской губернии». (См. Приложение 2) После предварительного ознакомления губернских властей с мирскими приговорами крестьян Усть-Цилемской и Ижемской волостей о необходимости учреждения ярмарки, она была официально открыта в с. Ижме, стала ежегодно проводиться с 15 февраля по 3 марта и называлась «зимняя».
К губернским властям могли обращаться представители местного самоуправления, видевшие необходимость в открытии новых ярмарок на подведомственных территориях. В 1853 г. становой пристав Мезенского уезда для активизации торговли в Запечорском крае внес на рассмотрение губернатора предложения об учреждении ярмарок в селах Усть-Цильме и Куе. После ознакомления с отзывами сельских сходов «Запечорских волостей», губернатор, с учетом высказанных ими предложений, утвердил приказ об открытии новых ярмарок в Запечорском крае. В с. Усть-Цильма ярмарка стал ежегодно проходить с 10 по 20 июня, в Куе – с 16 по 25 августа. Обе ярмарки получили название «летние». (См. Приложение 1)
Время проведения ярмарок определялось вполне конкретными условиями. На Европейском Севере России основным предметом сбыта для местного населения являлась продукция промыслов. В связи с этим время проведения большинства ярмарок соотносилось со сроками окончания промысловых сезонов. Так, проведение Маргаритинской ярмарки в г. Архангельске именно в сентябре во многом определялось тем, что к этому времени оканчивался сезон рыбной ловли и возникала необходимость реализации осеннего улова. Основной статьей дохода крестьян Пинежского уезда Архангельской губернии являлся промысел лесных птиц и зверей с конца сентября по декабрь. С августа по октябрь крестьянами Мезенского уезда производился улов семги, а с октября по январь для них наступало время птичьего промысла. Продукция указанных промыслов сбывалась на Никольской ярмарке в Пинеге, ежегодно проводившейся 4 по 12 декабря, и на Крещенской ярмарке в Мезени, проходившей ежегодно с 10 по 20 января.
Открытие новой ярмарки без учета сроков промысловых сезонов «губительно» сказывалось на ее дальнейшей судьбе. Например, упомянутая Сретенская ярмарка в г. Шенкурске Архангельской губернии достаточно быстро превратилась в «череду заурядных базарных дней». Причиной послужил тот факт, что ярмарка по времени не совпадала с периодами крупных сезонных заготовок (дичи, рыбы), что отрицательно сказывалось на объеме товарооборота. Выставляемые же на ярмарке товары местного производства были, в основном, невысокого качества и поэтому не пользовались особым спросом у приезжих купцов, которые постепенно утратили интерес к Сретенской ярмарке.
Кроме сроков промысловых сезонов при учреждении ярмарки необходимо было учитывать сезонное состояние путей сообщения. Отсутствие развитой дорожной сети являлось острой проблемой для Европейского Севера России, на что неоднократно обращали внимание в своих отчетах Архангельские и Вологодские губернаторы. По этой причине больше половины ярмарок проводилось глубокой осенью или зимой, когда по замерзшим рекам, озерам и болотам прокладывались гужевые дороги – «зимники». Кроме того, к этому времени окончательно определялись излишки или недостатки промысловой и сельскохозяйственной продукции.
Часть ярмарок проводилась весной и летом, обычно в пунктах, связанных судоходными путями с районами, производящими и потребляющими ярмарочные товары. Это, например, уже упомянутая летняя ярмарка в Усть-Цильме. Использование водных путей, однако, не всегда позволяло торговцам вовремя попасть на ярмарку. Так, в 1870 г. Усть-Цилемское волостное правление от имени торговцев обратилось к архангельскому губернатору с просьбой расширить сроки проведения ярмарки с 10-20 июня до 28 мая-30 июня. Мотивация была следующая: приезжие торговцы нередко опаздывали к началу ярмарки по причине «непредвиденных препятствий», встречающихся «на продолжительном водном пути» в Усть-Цильму, или, наоборот, приезжали раньше срока из-за раннего вскрытия рек и половодья.
Одним из следствий использования торговцами природных путей сообщения являлось то, что динамика торга на ярмарках находилась в сильной зависимости от климатических условий. Так, на Маргаритинской ярмарке в г. Архангельске объем товарооборота мог уменьшаться в случае мелководья рек (например, в 1852 г.) или, наоборот, увеличиваться при большей продолжительности сроков навигации (1851 г.). Позднее наступление зимних холодов часто не позволяло торговцам вовремя попасть на ярмарку из-за отсутствия санного пути. Подобная ситуация наблюдалась в период Никольской ярмарки в 1877 г. в г. Пинеге Архангельской губернии, проводившейся ежегодно с 4 по 12 декабря. Товар испортился еще до того, как попал на торги, что не позволило торговцам получить хорошую прибыль. На динамику ярмарочного торга влияли ранняя оттепель, несвоевременный разлив рек, неурожай и другие природные факторы. Не свойственное зиме тепло в 1851 г. помешало многим торговцам воспользоваться санным путем и попасть на уже упомянутую Никольскую ярмарку. Неурожай 1863 г. в Шенкурском уезде Архангельской губернии сказался на уменьшении числа приезжих торговцев и снижении объема привезенного товара на Евдокиевкую ярмарку в с. Благовещенском, ежегодно проводившуюся с 25 февраля по 10 марта.
Динамика ярмарочного торга находилась зависимости и от политической ситуации в стране. Так, повышение цен на мясо и другие крестьянские продукты и изделия на Никольской ярмарке в Пинеге 1856 г. явилось одним из следствий Крымской войны 1853-1856 гг. На ход ярмарок оказывали влияние различные катаклизмы. К примеру, в 1853 г. оборот торговли на Маргаритинской ярмарке Архангельской губернии уменьшился по сравнению с предшествовавшим годом по причине разразившейся летом 1853 г. эпидемии холеры.
Особое внимание при открытии новых или изменения сроков уже существующих ярмарок уделялось времени проведения: оно не должно было совпадать со временем проведения ярмарок в близлежащих населенных пунктах. Многие торговцы круглый год переезжали с одной ярмарки на другую, продавая и перепродавая свой товар, поэтому время проведения ярмарок в близко лежащих населенных пунктах не должно было совпадать. Например, когда в 1853 г. архангельский губернатор в соответствии с предписанием министерства уделов поставил вопрос об изменении сроков Евдокиевской ярмарки в с. Благовещенском Шенкурского уезда с 1-10 марта на 25 февраля – 10 марта, прежде всего он предписал уездным властям предоставить сведения о том, «…не бывает ли в тамошнем уезде в указанные сроки других ярмарок». Шенкурский земской суд и городовая ратуша прислали информацию о существовании следующих ярмарок: Сретенской в Шенкурске (со 2 по 10 февраля), а также Алексеевской в Верховажском посаде (с 12 по 22 марта) и Алексеевской же в г. Красноборске (с 15 по 23 марта) Вологодской губернии. (См. Приложения 1 и 2) Городовая ратуша, кроме того, предложила более удобные с ее точки зрения сроки Евдокиевской ярмарки – с 15 февраля до 1 марта. Однако это предложение было отклонено министерством уделов по причине того, что «…это повредит ярмарке». На Евдокиевскую ярмарку приезжали торговцы из отдаленных мест – Москвы, Ярославля, а также из Вологодской и других губерний. Они могли вовремя не узнать о произошедших изменениях в сроках проведения и потерпели бы убытки, приехав по традиции к 1 марта, когда ярмарка уже была бы окончена. К тому же прежний срок окончания ярмарки – 10 марта – вполне позволял торговцам успевать на ярмарки Вологодской губернии. Торговцев не устраивало лишь время начала ярмарки – 1 марта, так как они, в силу особенностей путей сообщения и сроков ярмарок в близлежащих населенных пунктах, часто приезжали раньше срока и терпели убытки от простоя товара. В связи с этими обстоятельствами губернатор в итоге изменил только дату начала ярмарки с 1 марта на 25 февраля, оставив без изменения время ее окончания. Другой пример: в 1863 г. предложение действительного члена архангельского статистического комитета Щербакова об изменении сроков Маргаритинской ярмарки в Архангельске было отклонено вследствие того, что многие торговцы не будут успевать возвратиться с Нижегородской Макарьевской ярмарки. В 1870 г. одним из решающих обстоятельств при изменении неудобных для торговцев сроков проведения летней ярмарки в с. Усть-Цильма Архангельской губернии с 10-20 июня на 28 мая – 30 июня являлось то, что новые сроки не мешали торговцам участвовать в ярмарках, проводившихся в ближайших к Усть-Цильме селениях.
Специфика периодических форм торговли уже со второй четверти XIX в. требовала использования «примитивных» форм рекламы. В это время рекламное дело, еще только зарождавшееся, выполняло функцию распространения информации: население необходимо было извещать об открытии новых и закрытии убыточных ярмарок, об изменениях в сроках ярмарок, призывать к участию в ярмарке. В середине–второй половине XIX в. необходимые сведения о ярмарках публиковалась в Губернских ведомостях. Прежде всего, это были данные о профиле, сроках и месте проведения ярмарок, а, кроме того, – об увеселительных мероприятиях, предполагавшихся в ходе ярмарок. К примеру, когда в 1844 г. была официально учреждена ежегодная Маргаритинская ярмарка в г. Архангельске, губернатор поручил Губернскому правлению «сделать известным чрез припечатание в Губернских ведомостях, непременно при первом по получении сей бумаги номере». В 1870 г. после утверждения измененных сроков (28 мая – 30 июня вместо 10-20 июня) Усть-Цилемской ярмарки Архангельским губернатором «было предписано» опубликовать данные сведения в Губернских ведомостях. Несвоевременное обнародование информации о ярмарках отрицательно отражалось на динамике торга. Например, ежегодная Никольская ярмарка 1877 г. в г. Пинеге Архангельской губернии была менее оборотной по сравнению с предшествовавшим годом по причине позднего опубликования решения об изменении сроков ее проведения. В итоге, часть торговцев опоздала к началу ярмарки, а когда они приступили к торговле, часть покупателей уже разъехалась.
Кроме природно-климатических условий, времени и места проведения ярмарок важное значение имело существование обеспечивавшей функционирование ярмарки комплексной инфраструктуры. Данная инфраструктура включала водный и гужевой транспорт, различные ремонтные и ремесленные мастерские, заведения общественного питания, постоялые дворы, бани, питейные заведения и другие элементы сферы услуг, необходимые для благоприятного осуществления торговли и поддержки жизнедеятельности участников ярмарки. Занятость в сфере услуг во время проведения ярмарки являлась одной из главных статей дохода местных жителей. Путешествовавший в 1856 г. по Архангельской губернии С.В. Максимов так описывал Маргаритинскую ярмарку в Архангельске: «…архангельский люд, на половину своего количества, нашел здесь себе работу; даже бабы – по здешнему женки – заняты выгодной поденной работой. Часть их занялась промывкою на плотах крепко просоленной трески; часть расселась у наскоро сплоченных столиков и прилавков с подходящим и идущим товаром: шерстяными чулками, перчатками, сапогами, ситцем, носильным платьем в виде готовых красных рубах, овчинных полушубков… Народности спутались, расшумелись, занятые сосредоточенно собственными интересами». Ярмарка предоставляла местным жителям самые разнообразные возможности получения дохода. К примеру,в ходе Никольской ярмарки в г. Пинеге Архангельской губернии в 1864 г. за аренду балаганов, торговых мест на площади и весов городское общество получило 423,4 руб., а сами жители – за квартиры, амбары и другие помещения, за сено и жито для лошадей, «съестные припасы» – 995,5 руб. Кроме того, в двух трактирах и питейных заведениях было выпито вина на 3455 руб., а те, кто занимается перевозкой, заработали до 14 000 руб. Перевозка товара и обслуживание торгового пути являлось одним из видов промысла, так как торговцы в целях безопасности старались пускаться в путь не в одиночку, а сгруппировавшись в обоз. К тому же состоятельные торговцы часто закупали столько товара, что им приходилось нанимать лошадей с ямщиками. Недостаточное уделение внимания сфере услуг отражалось на популярности и успешности ярмарок. 4 апреля 1722 г. Петр I запретил всю внешнюю торговлю в Архангельске и перевел ее в Петербург. Сохранилась история о том, как после этого Петр I встретил в Петербурге голландского матроса и спросил его, лучше ли Петербург Архангельска. Матрос высказался не в пользу Петербурга и объяснил это так: «Да в Архангельске про нас всегда были готовые оладьи». Данный пример демонстрирует, насколько большое значение придавали постоянные участники ярмарки развитой инфраструктуре, сфере услуг.
Традиционно ярмарки проводились на торговых площадях населенных пунктов, а также при церквях или монастырях. К примеру, на городской площади проходила Сретенская ярмарка в г. Шенкурске Архангельской губернии. В 1804 г. к открытию ярмарки здесь были построены лавки и амбары, а также временные лавки и балаганы, которые разбирались по окончании торгов. Георгиевская ярмарка в г. Усть-Сысольске Вологодской губернии, ежегодно проводившаяся ежегоднос 21 ноября по 6 декабря(см. Приложение 2), размещала свои ряды на рыночной площади. Первоначально они располагались у стен Троицкого собора, где находились лавки, составлявшие гостиный двор Усть-Сысольска и начинавшие длинную улицу. В 30-е годы XIX в. городские власти перенесли рыночную площадь немного в сторону, что вызвало возмущение соборного причта, ранее получавшего в ходе ярмарки хорошую прибыль за аренду построенных при церкви торговых помещений и складов. Кроме того, ярмарка способствовала массовому притоку прихожан, скупавших восковые свечи и подававших на церковные нужды. Несмотря на все доводы протоиерея, согласно распоряжению городских властей рынок остался на новом месте и функционировал вплоть до 30-х годов ХХ в.
Евдокиевская ярмарка в с. Благовещенском Шенкурского уезда Архангельской губернии на протяжении своей истории проводилась в гостином дворе старой постройки, имеющем вид замка, который был построен по одним сведениям в 1732 году, по другим – в 1752. В ходе Маргаритинской ярмарки в г. Архангельске, многие участники которой приплывали на кораблях, в торговые места превращалась и большая часть набережной Северной Двины, начиная от предшествовавшей пристани Торговой площади – центра ярмарочной торговли. Торговля велась на берегу в торговых рядах и на реке прямо с кораблей и барок, стоящих у причала на рейде. Покупателей туда перевозили лодочники, всегда стоявшие наготове у берега.
В тех селах и деревнях, где объем ярмарочного товарооборота был небольшим и не требовал специального обустройства торговой площади, ярмарки проходили при церквях и монастырях . К примеру, торг на Прокопьевской ярмарке в с. Бестужево Архангельской губернии, проходившей в течение трех дней, осуществлялся прямо у церкви, из лавок и помещений в бревенчатой ограде погоста, а также под горой, где специально для ярмарочного времени были поставлены амбары и склад.
В качестве торговых мест использовались лавки и амбары, а также временные помещения, разбиравшиеся по окончании ярмарки: балаганы, шалаши, лары. Кроме того, многие торговцы имели обычай торговать в частных домах, складывая товары при арендуемой квартире. Лавкой называли торговое место, 2 сажени в длину и 1,5 в ширину (1 сажень – 231,36 см); при необходимости использовались и более крупные лавки на 2 отделении – 3 сажени в длину и 2 в ширину. Амбар являлся холодным торговым помещением, где производилась розничная торговля; он имел от 2 до 5 сажен в длину при различной ширине.Существовали также харчевные избы и харчевные амбары, в избах торговали зимой.Балаган и шалаш определяли как временное досчатое или иное строение, навес для склада товаров и торговли. Лар – большой ящик с навесной крышкой для продажи припасов на базарах.
Лавки и амбары, стоявшие на торговой площади, функционировали круглый год и использовались для постоянного торга. Во время ярмарки их либо продолжали занимать те же лица, что и в течение года, либо, если это было предусмотрено договором об аренде, лавки на время ярмарки отдавались в наем приезжающим торговцам. Места под постройку временных торговых помещений заранее определялись членами ярмарочного комитета на территории, отведенной для ярмарки, и торговцы сами обустраивали на интересующих их местах временные помещения из заготовленных на городской счет материалов. В этом случае стоимость аренды снижалась в 3-4 раза.
Торговые помещения не всегда были сделаны аккуратно и часто являлись неудобными для торговцев. Так, приехавшие в 1865 г. на Никольскую ярмарку в г. Пинеге Архангельской губернии торговцы занимали устроенные для ярмарки балаганы «…неохотно и почти по принуждению», так как эти торговые места были неудобны, «…со щелями, в которые несет снег, и расположены весьма дурно». Это обстоятельство побудило городскую ратушу срочно заняться их перестройкой на имеющийся у города «запасной капитал». Неудобными в 1873 г. иногородние торговцы находили балаганы, устроенные для Георгиевской ярмарки в г. Усть-Сысольске. Еще в 1870 г. эти балаганы были предназначены городскими властями к сносу, так как предполагалось начать перестройку Гостиного двора.
Таким образом, ярмарка - это сложное по структуре явление, требовавшее особенно тщательного подхода и внимательного ознакомления с местными обстоятельствами при решении всех вопросов, связанных с открытием новых ярмарок, изменением сроков уже существующих, а также с другими условиями функционирования ярмарок.
Рассматривая ярмарку как комплексное явление, прежде всего, необходимо отметить, что она затрагивала три очень значимых для населения региона сферы жизнедеятельности: экономическую, религиозную и сферу культуры, одновременно являясь важным каналом формирования общественного мнения. Ярмарка привлекала массу населения содержанием универсального набора культурных ценностей в сочетании с торгово-экономической составляющей. На ярмарке любой человек, независимо от возраста и сословной принадлежности, мог найти удовлетворение как своих материальных, так и духовных потребностей. Материальные потребности удовлетворялись за счет осуществления покупок и ведения торговли. В уездных городах и, тем более, в отдаленных селениях Европейского Севера России стационарная торговля была слаба и не могла полностью удовлетворить потребности населения. Чиновничество, горожане, крестьяне приезжали на ярмарку лишь отчасти для развлечения, но, главным образом, для закупки на целый год разных припасов, необходимых в домашнем хозяйстве. Даже на ярмарках уездных городов Европейского Севера России во второй половине XIX в. можно было приобрести такие товары, как сигары, папиросы, бумага, перья, сургуч (Благовещенская ярмарка в г. Пинеге Архангельской губернии, 1868 г.); курительный табак (русский, турецкий идругих видов), часы, очки, пуговицы, куклы, игрушки, серьги, бусы, брошки, туалетные духи, душистые воды, мыло белила, румяна и др. (Никольская ярмарка в г. Пинеге Архангельской губернии, 1868 г.).
Особой популярностью на ярмарках пользовались лавки со сладостями – пряниками, кренделями, конфетами, мармеладом, сайками, коврижками. Здесь, в основном, толпилась детвора и чиновничество, которое, по замечанию современника, очень любило полакомиться сладким и дорогими закусками.
Типичным элементом ярмарочных дней являлись «выставки» (форма временной продажи алкогольной продукции) со спиртными напитками, преимущественно с водкой, а также питейные балаганы, харчевни, кабаки. Как характеризовал в 1856 г. Никольскую ярмарку в г. Пинеге Архангельской губернии С.В. Максимов, она, «…как капля воды на другую, похожа на все ярмарки: … те же питейные дома, соблазнительно застроившие все входы и выходы города, те же питейные выставки под полотняным колоколом на бойких местах».
Торговать алкогольными напитками было выгодно. На Евдокиевской ярмарке 1863 г. в с. Благовещенском Шенкурского уезда Архангельской губернии, где было открыто две харчевни и шесть «выставок» в водкой, «торговля оной шла успешно». Возле питейных балаганов и «выставок» всегда толпилось масса народа, который «…при барыше и накладе напивается «донельзя», без церемоний толкается, шатается, валяется по всему базару и «любезными» русскому люду словами «угощает» встречных и поперечных», – писал участник Сретенской ярмарки середины XIX в. в г. Шенкурске Архангельской губернии. «Где ярмарка и выставка с водкой,народ не долго бодрится и церемонится, еще до обеда иной налижется донельзя…Старшие перепиваются и заводят ссоры, чешут друг другу морды, без чего праздник не обходится, и угощают посетителей праздника» – описывал свои наблюдения со Сретенской ярмарки 1865 г. занимающийся сбором этнографического материала Шадрин. «Выставки с питиями» функционировали все время ярмарки и убирались только с ее завершением. Особого рода развлечением на время ярмарки было и посещение кабаков, которые играли роль народных клубов и, в то же время, биржи, где совершались разные сделки.
Иными словами, представитель любого сословия и любой возрастной категории мог найти на ярмарке то, что ему было необходимо. «Ярмарочный дом составляет в настоящее время центр, где по обыкновению сосредотачивается наше общество», – писали об одной из ярмарок в 1853 г. «Вологодские губернские ведомости», – «как бы ни разнородны и ни прихотливы были бы требования, остается только иметь деньги, а удовлетворение готово».
Удовлетворение духовных потребностей населения во время ярмарки происходило за счет участия в различных религиозных празднествах и народных гуляниях. Религиозная составляющая органично вписывалась в ярмарочную структуру. Названия ярмарок практически всегда соотносились с религиозными праздниками или днями почитания Святых, приходившимися на время проведения ярмарки: Благовещенская ярмарка в г. Лальске Вологодской губернии (20-25 марта), Крещенская ярмарка в Грязовецком уезде Вологодской губернии (5–7 января), Покровская ярмарка в селе Преображенском Вологодской губернии (25 сентября – 2 октября) и другие ярмарки. (См. Приложение 2) Наиболее распространено было название «Никольская». Например, в 1861 г. среди 150 ярмарок Вологодской губернии 15 ярмарок назвались Никольскими, из них 9 проводилось в первой половине декабря, 6 – в мае. (См. Приложение 2) Этот факт можно объяснить не только особым почитанием в народе святителя Николая (Николая Чудотворца) – по христианским представлениям второго после Бога заступника от всех бед и несчастий, покровителя земледелия и скотоводства, хозяина земных вод. В православном календаре Николаю посвящено два дня – 7 (19) декабря и 10 (22) мая. Время обоих православных праздников совпадало с благоприятным сочетанием условий, необходимых для проведения ярмарки: наличием товара для продажи и путей сообщения. Так, к началу декабря, во-первых, устанавливался санный путь, а, во-вторых, завершался осенний промысел лесных зверей и птиц. В середине мая появлялась возможность передвижения по водным путям и появлялась необходимость сбыта продукции весеннего промысла зверей и птиц, рыбной ловли.
На втором месте по степени распространенности названия была Благовещенская ярмарка. В Вологодской губернии в 1861 г. среди 150 ярмарок «Благовещенскими» были 11 ярмарок. По 6 ярмарок приходилось на названия «Ивановская» и «Афанасьевская». Остальные названия, связанные с христианскими праздниками и с днями почитания святых, встречаются 1-3 раза. (См. Приложение 2)
Проведение ярмарок при монастырях и церквях в дни религиозных праздниковобеспечивало массовый приток народа. Например, в Вологодской губернии при Маслянской Покровской церкви Вологодского уезда с 1 по 2 октября проходила Покровская ярмарка; при Богоявленской Раменской церкви Грязовецкого уезда с 5 по 7 января – Крещенская ярмарка; при Покровском монастыре Кадниковского уезда с 4 по 7 декабря– Никольская ярмарка. В 1861 г. из 150 ярмарок Вологодской губернии 51 ярмарка проводилась при различных церквях, 6 ярмарок – при монастырях.(См. Приложение 2)
Религиозные празднествав ярмарочные дни естественно вписывались в общий ход ярмарки. Так, открытие в 1804 году Сретенской ярмарки в г. Шенкурске Архангельской губернии в день Сретенья Господня было ознаменовано крестным ходом, в котором принимали участие духовенство и горожане. Крестный ход сопровождался колокольным звоном до места будущей ярмарки, где был проведен молебен с водосвятием. Освещение воды в церкви и колокольный звон были типичными элементами первого дня ярмарки. К примеру, С.В. Максимовтак описывал в 1856 г. Никольскую ярмарку в г. Пинеге Архангельской губернии: «Ничем особенным не сказался первый день ярмарки. В единственной городской церкви, каменном соборе, освящали воду, звонили в колокола – да и только!»В праздничные ярмарочные дни в церквях не только проходили богослужения, но и организовывались угощения для народа. В ходе Прокопьевской ярмарки (21 июля – день Прокопия Устьяновского) в с. Бестужево Архангельской губернии в деревянной церкви, наряду со службой устраивали трапезы. Они назывались ссыпчиной, так как каждый из участников заранее вносил «ссыпь» – свою долю ячменя для варки пива. Позднее эта традиция даже легла в основу герба и флага Устьяновского района Архангельской области, где находится село Бестужево.
Однако особый колорит ярмаркам придавали не торговля и религиозные торжества, а народные гуляния и разного рода увеселения, проходившие в ярмарочные дни и делавшие ярмарки особенно привлекательными для всех сословий и всех возрастов. Вместе с торговцами на ярмарку прибывали гастролирующие артисты, владельцы различных аттракционов. Многочисленные афиши зазывали людей поупражняться в кидании колец на столб, поиграть в русские кегли, посмотреть спектакли.
О характере типичных для ярмарок балаганных представлений можно судить на основании текста афиши Маргаритинской ярмарки 1890 года в г. Архангельске. Организатором представления выступал «солдатский сын» Дмитрий Богданов, который предварительно пять лет учился у африканского акробата Залуэ-Кособи. Дмитрий Богданов «по примеру прочих» устраивал временный балаган на базарной площади. Представление включало следующие номера: «…большое акробатическое и гимнастическое увеселительное представление; антиспиритические магические фокусы; гимнастические упражнения на разных воздушных висячих предметах; разные комико-юмористические-фантастические пантомимы; выходы клоунов, шутов; разные римские игры; комические рассказы и куплеты из русско-еврейских, малороссийских и армянских бытов; балансирование, жонглирование разных предметов; геркулесские арабские львиные прыжки и воздушные сальтомортали». Выступление сопровождалось музыкой.
Необходимо отметить, что увеселительные представления не были типичны для всех ярмарок Европейского Севера России. Они практиковались, в основном, в крупных городах. Как отмечал путешествовавший по Архангельской губернии в середине XIX в. С.В. Максимов, «…здесь к этому не привычны». Характеризуя Никольскую ярмарку 1860-х гг. в г. Пинеге Архангельской губернии П.П. Чубинский писал, что «…на время ярмарки нет никаких увеселений». Единственное зрелище представляла выставка лошадей и испытание их возкой тяжестей. Особенно популярно было последнее, являвшееся для крестьян своего рода турниром, на котором выяснялось, чья лошадь более вынослива. Победителям состязаний вручались призы и премии. Мероприятие это было очень популярно среди участников ярмарки. П.П. Чубинский писал: «…как только тронется лошадь и пойдет, конечно, нервически скоро, вслед за нею летит почтенная публика сломя голову по глубокому снегу. И это повторяется за каждой лошадью. Тут услышите довольно горячие прения, т.к. крестьяне принимают горячо к сердцу подобные состязания». Подобные «соревнования» проходили и в ходе Алексеевской ярмарки в г. Пинеге.
Несмотря на небольшой перечень увеселений, ярмарки, тем не менее, собирали огромное число людей. «Скоплением народа» отличались не только крупные губернские ярмарки типа Маргаритинской в г. Архангельске, где «…в праздничные дни, при хорошей погоде, не было проходу; балаганы набиты покупателями, а в узеньких проходах между балаганами не протолкаешься». Описывая имевшую местное значение Сретенскую ярмарку середины XIX в. в г. Шенкурске Архангельской губернии, этнограф Шадрин отмечал: «…народа собирается много, а при большом народе гулянье бывает похоже на городское; молодцы и девушки, особенно последние, одетые хорошо и красивые, гуляют по улице и показывают себя и свои наряды».
Массовое скопление народа, шум и толкотня на ярмарках создавали благоприятные условия для работы карманников, изымавших у зазевавшихся покупателей кошельки. Не исключены были кражи и грабежи. Указания о них в документах редки. Во время Евдокиевской ярмарки 1863 г. в с. Благовещенском Архангельской губернии «случился один грабеж и виновный в оном вместе с дознанием препровожден к исполняющему должность Пинежского Судебного следователя». В 1864 г. на Никольской ярмарке в г. Пинеге Архангельской губернии произошли три кражи лошадей, «по коим виновные открыты». Интересен описанный С.В. Максимовым эпизод с Никольской ярмарки 1856 г. Воспользовавшись «людным сбором», «…мужичок, повесив свою лохматую шапку на длинную палку, просит сказать православных: не видал ли кто выкраденной лошадки с такой-то приметой, или такой-то сбежавшей коровы».
На ярмарке исчезали различия между сословиями и народностями, все превращались в «честной люд». Ярмарка обладала удивительными свойствами, соединяющими и сглаживающими различия и противоположности людей и обычаев. Она примиряла все разногласия быстрее и производительнее любого другого случая встречи: нужно во что бы то ни стало продать и купить. Действа, зрелища, увеселения, товары были рассчитаны на всех, без разбора. Иными словами, всем и каждому предлагался один и тот же состав ценностноокрашенных и облеченных авторитетом всеобщности «сигналов», что производило с неизбежностью эффект униформирования сознания, эффект интеграции. Обращенность составляющих ярмарки не «к кому-либо», а ко «всему честному люду» позволяет видеть рассматривать ярмарки в качестве системы массовой коммуникации, которая была особенно необходима для Европейского Севера России.
Ярмарки являлись особенно важным каналом формирования общественного мнения. На торги съезжались люди различных социальных положений и из разных губерний. Каждый из них являлся носителем определенной информации, которой делился с окружающими в ходе ярмарки. Особенно разнообразными сведениями обладали торговцы, которые круглый год переезжали с одной ярмарки на другую. На Маргаритинскую ярмарку в Архангельске, к примеру, в 1862 г. приезжали торговцы из Москвы, Нижнего Новгорода (где проходила крупнейшая в России того времени ярмарка), Каргополя; из губерний: Вологодской, Вятской, Владимирской, Ярославской; и даже из-за границы – из Норвегии. Архангельская ярмарка была главной в губернии, отсюда и такое многообразие. Однако даже в отдаленных районах ярмарки привлекали внимание многих торговцев соседних губерний. В ходе Георгиевской ярмарки в г. Усть-Сысольске Вологодской губернии в 1874 г. принимали участие торговцы из г. Великого Устюга, а также из губерний: Архангельской, Витебской и Вятской.
Ярмарки до неузнаваемости преображали города и селения Европейского Севера России. «В сентябре месяце [1856 г.] я вернулся обратно в Архангельск и не узнал его» - писал С.В. Максимов, когда впервые увидел этот город в дни Маргаритинской ярмарки, – «шум и деятельность имели характер огромного людного базара. Народности спутались, расшумелись, занятые сосредоточенно собственными интересами». Сравнивая г. Пинегу Архангельской губернии в дни ярмарки и в будни, он же отмечал, что в обычные дни город выглядит «тоскливо, безлюдно, как и всякий другой архангельский городок, бедный средствами и скудный жителями». Когда же приходит время Никольской ярмарки, город «шумит, как вообще шумит русский человек, когда он очутится на полном просторе, на широкой, собственной нестесненной воле… Далеко разносится ярмарочный гул».
Неразвитость сети путей сообщения и сезонный характер основных занятий населения Европейского Севера России в середине-второй половине XIX в. – промыслов – сделали периодическую форму торговли главной для региона. На ежегодных ярмарках Архангельской губернии «сосредотачивается вся внутренняя торговая деятельность населения» – отмечал в своем отчете за 1891 г. губернатор князь Голицын. Ярмарки не только позволяли местному населению получать все необходимые для жизни предметы и средства, но и оказывали огромной влияние на развитие в регионе ремесла, культуры, способствовали созданию единого информационно-культурного пространства. Можно сказать, ярмарки являлись прообразом современной системы массовой коммуникации. Объединяя в своей структуре экономический, культурный и религиозный элементы, ярмарки стали универсальным средством для целостного и многостороннего развития не только отдельных регионов, таких как Европейский Север России, но и всей страны.
Список литературы
Приложения
Название ярмарки
|
Время проведения
|
Место проведения
|
|
уезд
|
населенный пункт
|
||
Благовещенская |
23.03-31.03 |
Пинежский уезд |
г. Пинега |
Введенская |
21.11-05.12 |
Кемский уезд |
с. Сорока |
Евдокиевская |
25.02-10.03 |
Шенкурский уезд |
с. Благовещенское |
Зимняя |
15.02-03.03 |
Мезенский уезд |
с. Ижма |
Крещенская |
10.01-20.01 |
Мезенский уезд |
г. Мезень |
Летняя |
01.06-01.07 |
Мезенский уезд |
с. Ижма |
Летняя |
10.07-20.07 |
Мезенский уезд |
с. Усть-Цильма |
Летняя |
16.08-25.08 |
Мезенский уезд |
с. Куя |
Маргаритинская |
01.09-01.10 |
Архангельский уезд |
г. Архангельск |
Никольская |
04.12-12.12 |
Пинежский уезд |
г. Пинега |
Никольская |
06.12-01.01 |
|
посад Сумский |
Покровская |
15.02-03.03 |
Кемский уезд |
с. Кузоменское |
Сретенская |
02.02-10.02 |
Шенкурский уезд |
г. Шенкурск |
Приложение 1
Перечень ярмарок Архангельской губернии в 1861 г.
Источники
РГИА, Ф. 1263, Оп.1. Д. 2961. Л. 483-483 об.
Приложение 2
Перечень ярмарок Вологодской губернии в 1861 г.
Название ярмарки
|
Время проведения
|
Место проведения
|
|
уезд, волость
|
населенный пункт
|
||
01.05-15.05 |
01.05-15.05 |
|
г. Никольск |
10.02-20.02 |
10.02-20.02 |
Тотемский уезд |
г. Тотьм |
15.11-08.12 |
15.11-08.12 |
|
г. Никольск |
Авдиевская |
19.11-20.11 |
Кадниковский уезд, Емская волость |
ц. Николаевская |
Александровская |
30.08-00.00 |
Кадниковский уезд, Заболоцкая волость |
с. Никольское |
Александровская |
12.12-15.12 |
Кадниковский уезд, Урченская волость |
с. Устье |
Алексеевская |
12.03-22.03 |
|
посад Верховажский |
Алексеевская |
17.03-18.03 |
Кадниковский уезд, Васьяновская волость |
погост Енальский Троицкий |
Алексеевская |
15.03-23.03 |
|
г. Красноборск |
Алексеевская |
07.03-14.03 |
Сольвычегодский уезд |
г. Сольвычегодск |
Алексеевская |
17.03-20.03 |
Тотемский уезд |
пог. Алексеевский |
Алексеевская |
13.03-18.03 |
Устюжский уезд |
пог. Теплогорский Богородский |
Ананьевская |
весной по вскрытии р. Кубены 15 дней |
Кадниковский уезд, Грибцовская волость |
дер. Ананьино |
Андреевская |
30.11-03.12 |
Кадниковский уезд, Заднесельская волость |
ц. Георгиевская |
Андреевская |
30.11-02.12 |
Кадниковский уезд, Зубежская волость |
с. Георгиевское |
Андреевская |
28.11-04.12 |
|
г. Красноборск |
Анисимовская |
15.02-16.02 |
Кадниковский уезд, Емская волость |
ц. Николаевская |
Анисимовская |
15.02-16.02 |
Кадниковский уезд, Урченская волость |
с. Устье |
Антоньевская |
15.01-20.01 |
Грязовецкий уезд |
г. Грязовцы |
Афанасьевская |
18.01-25.01 |
Вельский уезд |
г. Вельск |
Афанасьевская |
16.01-19.01 |
Кадниковский уезд, Богородской волость |
ц. Богородская Становская |
Афанасьевская |
02.05-00.00 |
Кадниковский уезд, Грибцовская волость |
ц. Ильинская |
Афанасьевская |
04.01-05.01 |
Кадниковский уезд, Емская волость |
ц. Николаевская |
Афанасьевская |
13.01-23.01 |
|
г. Лальск |
Афанасьевская |
18.01-25.01 |
Яренский уезд |
г. Яренск |
Благовещенская |
22.03-25.03 |
Вологодский уезд |
мон-рь Самский |
Благовещенская |
25.03-28.03 |
Грязовецкий уезд |
ц. Николаевская Мосольская |
Благовещенская |
25.мар |
Грязовецкий уезд |
ц. Спасопреображенская Сеньговская |
Благовещенская |
25.03-28.03 |
Кадниковский уезд, Васьяновская волость |
с. Ивачин |
Благовещенская |
21.03-25.03 |
Кадниковский уезд, Заболоцкая волость |
с. Никольское |
Благовещенская |
25.03-28.03 |
Кадниковский уезд, Зубежская волость |
с. Георгиевское |
Благовещенская |
20.03-25.03 |
|
г. Лальск |
Благовещенская |
15.03-18.03 |
Тотемский уезд |
пог. Мольский Троицкий |
Благовещенская |
06.07-09.07 |
Тотемский уезд |
ц. Маркушевская Благовещенская |
Благовещенская |
24.03-01.04 |
Тотемский уезд |
г. Тотьм |
Богородская |
06.09-08.09 |
Вологодский уезд |
мон-рь Самский |
Богородская |
2.07-0000 |
Грязовецкий уезд |
ц. Богородская Сидоровская |
Богородская |
08.09-09.09 |
Тотемский уезд |
пог. Шейбухтский Богородский |
Богородская2 |
08.09-0000 |
Грязовецкий уезд |
ц. Богородская Сидоровская |
Богоявленская |
06.01-09.01 |
Кадниковский уезд, Маныловская волость |
с. Иконниково |
Богоявленская |
06.01-09.01 |
Кадниковский уезд, Сямженская волость |
с. Никольское |
Брусенская |
11.06-14.06 |
Тотемский уезд |
ц. Брусенская Христорождественская |
Брусенская |
06.12-16.12 |
Тотемский уезд |
ц. Брусенская Христорождественская |
Васильевская |
01.01-02.01 |
Кадниковский уезд, Васьяновская волость |
пог. Енальский Троицкий |
Введенская |
21.11-24.11 |
Вельский уезд |
пог. Верюжский Введенский |
Введенская |
23.11-28.11 |
Грязовецкий уезд |
г. Грязовцы |
Введенская |
20.11-27.11 |
Сольвычегодский уезд |
г. Сольвычегодск |
Введенская |
21.11-25.11 |
Яренский уезд |
пог. Оквадский |
Владимирская |
20.06-23.06 |
Грязовецкий уезд |
ц. Никольская Святогорская |
Власьевская |
11.02-00.00 |
Кадниковский уезд, Вожегодская волость |
ц. Ильинская |
Власьевская (Харлампиевская) |
11.02-18.02 |
Кадниковский уезд, Корбанчская волость |
с. Преображенское |
Воскресенская |
06.06-10.06 |
|
г. Лальск |
Георгиевская |
25.апр |
Грязовецкий уезд |
ц. Богородская Сидоровская |
Георгиевская |
16.11-02.12 |
Яренский уезд |
г. Усть-Сысольск |
Герасимовская |
28.01-07.02 |
Яренский уезд |
с. Усть-Вымскре |
Даниловская |
11.12-14.12 |
Кадниковский уезд, Сямженская волость |
ц. Вознесенская |
Девятовская |
19.06-22.06 |
|
г. Красноборск |
Денисьевская |
01.06-04.06 |
Кадниковский уезд, Васьяновская волость |
с. Ивачин |
Дионисьевская |
в пятн., суб., вскр. Вербной недели |
|
мон-рь Сосновецкий |
Дионисьевская |
30.05-03.06 |
|
мон-рь Сосновецкий |
Дмитриевкая |
25.10-27.10 |
Грязовецкий уезд |
ц. Богоявленская Раменская |
Дмитриевская |
11.02-14.02 |
Вологодский уезд |
с. Домшино |
Дмитриевская |
11.02-14.02 |
Кадниковский уезд, Уcтюжская волость |
ц. Спасопреображенская |
Евдокиевская |
27.02 на 3 дня |
Кадниковский уезд, Заднесельская волость |
ц. Георгиевская |
Егорьевская |
23.04-00.00 |
|
ц. Георгиевская Ачевская |
Екатерининская |
23.11-25.11 |
Кадниковский уезд, Кумофская волость |
ц. Фроло-Лавровская |
Ефимьевская (Антоньевская) |
20.01-23.01 |
Кадниковский уезд, Сямженская волость |
ц. Вознесенская |
Зачатьевская или Ивановская |
22.09-27.09 |
|
г. Красноборск |
Златоустенская |
12.12-13.12 |
Кадниковский уезд, Васьяновская волость |
погост Енальский Троицкий |
Ивановская |
24.06-26.06 |
Вельский уезд |
погост Содемский Спасопреображенский |
Ивановская |
23.06-26.06 |
Кадниковский уезд |
ц. Устюгская Трифоновская |
Ивановская |
24.06-27.06 |
Кадниковский уезд, Ильинская волость |
дер. Увариха |
Ивановская |
24.06-27.06 |
Кадниковский уезд, Сямженская волость |
ц. Вознесенская |
Ивановская |
18.06-23.06 |
Устюжский уезд |
пог. Теплогорский Богородский |
Ивановская |
15.06-22.06 |
Яренский уезд |
г. Яренск |
Ивановская |
23.09-01.10 |
Яренский уезд |
пог. Туглимовский |
Ильинская |
20.06-23.06 |
Грязовецкий уезд |
ц. Спасская в Ямщиках |
Ильинская |
17.07-24.07 |
Сольвычегодский уезд |
пог. Ильинский Вилегодский |
Иоанно-Предтеченская |
24.07-00.00 |
Тотемский уезд |
пог. Иоанно-Предтеченский |
Иоанно-Предтеченская |
24.06-26.06 |
Тотемский уезд |
пог. Мольский Троицкий |
Казанская |
22.10-00.00 |
Грязовецкий уезд |
ц. Спасопреображенская Сеньговская |
Казанская |
22.10-23.10 |
Кадниковский уезд, Ильинская волость |
дер. Увариха |
Кирилловская |
14.02-18.02 |
Кадниковский уезд, Маныловская волость |
с. Иконниково |
Кирилловская (Трифоновская) |
04.02-07.02 |
Кадниковский уезд, Ильинская волость |
дер. Увариха |
Князевская |
19.09-00.00 |
Кадниковский уезд, Новосельская волость |
ц. Николаевская |
Коновская |
03.03-08.03 |
Кадниковский уезд, Кумофская волость |
ц. Фроло-Лавровская |
Космоденьяновская |
29.10-19.11 |
Вологодский уезд |
с. Домшино |
Крещенская |
05.01-07.01 |
Грязовецкий уезд |
ц. Богоявленская Раменская |
Крещенская |
04.01-07.01 |
Кадниковский уезд, Кумофская волость |
ц. Фроло-Лавровская |
Крещенская |
06.01-18.01 |
Яренский уезд |
пог. Туглимский |
Крещенская |
06.01-18.01 |
Яренский уезд |
с. Важгородское |
Купальницкая |
24.06-01.07 |
Яренский уезд |
пог. Туглимовский |
Леонтьевская |
25.03-26.03 |
Тотемский уезд |
пог. Кочковский Леонтьевский |
Леонтьевская |
23.05-00.00 |
|
с. Великий двор |
Митрофановская |
23.11-26.11 |
Кадниковский уезд, Ильинская волость |
дер. Увариха |
Митрофановская |
23.11-00.00 |
|
с. Великий двор |
Модестовская |
18.12-21-12 |
Кадниковский уезд, Васьяновская волость |
с. Ивачин |
Модестовская |
18.12-00.00 |
Кадниковский уезд, Вожегодская волость |
ц. Ильинская |
Модестовская |
15.12-18.12 |
|
ц. Георгиевская Ачевская |
Наумовская |
01.12-04.12 |
Кадниковский уезд, Маныловская волость |
с. Иконниково |
Никольская |
06.12-00.00 |
Вельский уезд |
пог. Верюжский Введенский |
Никольская |
08.05-11.05 |
Вологодский уезд |
с. Домшино |
Никольская |
06.12-07.12 |
Вологодский уезд |
ц. Маслянская Покровская |
Никольская |
06.12-09.12 |
Грязовецкий уезд |
ц. Никольская Мосальская |
Никольская |
09.05-15.05 |
Кадниковский уезд |
г. Кадников |
Никольская |
04.12-06.12 |
Кадниковский уезд, Заболоцкая волость |
с. Никольское |
Никольская |
09.05-00.00 |
Кадниковский уезд, Новосельская волость |
ц. Николаевская |
Никольская |
09.05-12.05 |
Кадниковский уезд, Сямженская волость |
с. Никольское |
Никольская |
06.12-07.12 |
Кадниковский уезд, Федосеевская волость |
дер. Лисицино |
Никольская |
01.12-06.12 |
|
г. Лальск |
Никольская |
04.12-10.12 |
Сольвычегодский уезд |
пог. Пустынский Успенский |
Никольская |
04.05-12.05 |
Тотемский уезд |
пог. Николаевский |
Никольская |
08.11-11.11 |
Тотемский уезд |
пог. Николаевский |
Никольская |
01.12-10.12 |
Устюжский уезд |
г. Устюг |
Никольская |
04.12-07.12 |
|
мон-рь Покровский |
Никоновская |
23.03-00.00 |
Кадниковский уезд, Заболоцкая волость |
с. Никольское |
Парасковинская |
28.10-00.00 |
Кадниковский уезд, Новосельская волость |
ц. Николаевская |
Парасковинская |
9-я пятница по Пасхе |
|
ц. Георгиевская Ачевская |
Петровская |
29.06-02.07 |
Вологодский уезд |
мон-рь Самский |
Петровская |
28.06-01.07 |
Вологодский уезд |
с. Домшино |
Петровская |
27.06-30.06 |
Грязовецкий уезд |
г. Грязовцы |
Покровская |
01.10-02.10 |
Вологодский уезд |
ц. Маслянская Покровская |
Покровская |
29.09-01.10 |
Кадниковский уезд, Заболоцкая волость |
с. Никольское |
Покровская |
25.09-02.10 |
Кадниковский уезд, Корбанчская волость |
с. Преображенское |
Покровская |
27.09-02.10 |
Тотемский уезд |
пог. Мольский Троицкий |
Преображенская |
7 дней с понедельника 9-й недели по Пасхе |
Тотемский уезд |
пог. Таконенский Преображенский |
Прокопьевская |
08.07-10.07 |
Вельский уезд |
пог. Верюжский Введенский |
Прокофьевская |
07.07-10.07 |
Сольвычегодский уезд |
г. Сольвычегодск |
Прокофьевская |
01.07-10.07 |
Устюжский уезд |
г. Устюг |
Пятницкая |
13 день 9-й пятницы по Пасхе |
Кадниковский уезд, Маныловская волость |
с. Иконниково |
Пятницкая |
9-я пятница по Пасхе |
Кадниковский уезд, Новосельская волость |
ц. Николаевская |
Пятницкая |
28.10-00.00 |
|
ц. Георгиевская Ачевская |
Рождественская |
|
Грязовецкий уезд |
ц. Богородская Сидоровская |
Сергиевская |
06.10-08.10 |
Грязовецкий уезд |
ц. Спасомуромская |
Стрелицкая |
01.08-08.08 |
Тотемский уезд |
пог. Стрелицкий Преображенский |
Тихановская |
15.06-17.06 |
Грязовецкий уезд |
ц. Спасопреображенская Сеньговская |
Тихоновская |
16.06-19.06 |
Кадниковский уезд, Урченская волость |
с. Устье |
Трифоновская |
01.02-04.02 |
Кадниковский уезд |
ц. Устюгская Трифоновская |
Трифоновская |
01.02-00.00 |
Кадниковский уезд, Васьяновская волость |
погост Енальский Троицкий |
Троицкая |
перед Троициным днем с пятницы 3 дня |
Кадниковский уезд, Заднесельская волость |
ц. Георгиевская |
Троицкая |
С Троицина дня трое суток |
Кадниковский уезд, Зубежская волость |
с. Георгиевское |
Успенская |
14.08-15.08 |
Кадниковский уезд, Заднесельская волость |
ц. Александровская Белавинская |
Федоровская |
11.11-00.00 |
Кадниковский уезд, Вожегодская волость |
ц. Ильинская |
Филипповская |
17.11-21.11 |
Кадниковский уезд |
г. Кадников |
Филипповская |
14.11-17.11 |
Кадниковский уезд |
ц. Устюгская Трифоновская |
Флоровская |
17.08-20.08 |
Сольвычегодский уезд |
пог. Ильинский Вилегодский |
Флоровская |
18.08-00.00 |
|
ц. Георгиевская Ачевская |
Харлампиевкая |
11.02-00.00 |
Кадниковский уезд, Федосеевская волость |
дер. Лисицино |
Христовская (Пасхальная) |
II день после Пасхи |
Грязовецкий уезд |
ц. Богородская Сидоровская |
январская |
06.01-01.02. |
Вологодский уезд |
г. Вологда |
Источники
РГИА, Ф. 1263, Оп.1. Д. 2991. Л. 842-848 об.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»