Дьяков И.М.
Можем ли мы представить себе Санкт-Петербург без Исаакиевского собора, монументального 100–метрового здания, золоченый купол которого виден и с Васильевского острова, и от Эрмитажа, и со стороны Невского проспекта. С колоннады храма и сейчас многие и многие гости Северной столицы осматривают ее красόты, перспективы ее улиц, водные ленты опутывающих ее рек. В Исаакиевском соборе проходят все наиболее значимые службы с участием патриарха и митрополита. По праву, это главный, Кафедральный, собор Петербурга. А ведь история могла пойти по иному пути (historiapotentialis?!!), и в Петербург не был бы приглашен выдающийся французский архитектор Огюст де Монферран. Почему? – Потому что в бывшей столице Российской Империи еще в первой четверти XVIII века должен был появиться достойный архитектурный кандидат на эту должность – грандиозный барочный собор на стрелке Васильевского острова.
«Месье,
<…> мы хорошо осведомлены, что Ваше сиятельство обладает большой ученостью и опытом в области архитектуры, так что в соответствии с этим мы хотим просить Вас и ходатайствовать о создании проекта церкви, соответственно, чертежа в горизонтальной проекции и в поперечном сечении, и затем переслать его нам. Вы нас особо обяжете тем самым, а мы неизменно остаемся Вам признательны с нашей императорской милостью и благосклонностью.
Санкт-Петербург
декабрь 3 дня 1724 года», - пишет на смеси немецкого и французского русский император Петр I шведскому архитектору Никодемусу Тессину-младшему[1].
Никодемус Тессин-младший, вернее граф де Тессин, сенатор Швеции, великий мэтр Королевского двора и Суперинтендант садов и зданий родился 23 мая 1654 года в небольшом шведском городке Никерпинге. Конечно, не сразу он получает все вышеперечисленные звания; они достаются ему в результате долгой упорной работе. Сын придворного архитектора Никодемуса Тессина-старшего (1615-1681 гг.), он в течение продолжительного времени целеустремленно учится, чтобы стать достойным преемником своего отца, выходца из среднего класса, который лишь благодаря неимоверной трудоспособности получил известность в архитектурных кругах и под конец жизни был удостоен даже дворянского титула. Молодой Тессин-сын много путешествует по Италии, Франции, Англии, и во время этих поездок набирается навыков и умений, сравнивает различные архитектурные стили, характерные черты, присущие той или иной школе, рисует и чертит. И плоды его труда проявляются довольно скоро – уже в 27 лет Н.Тессин-младший назначен королевским архитектором Швеции.
Первой его крупной работой становится завершение строительства ансамбля Дроттнингхольмского дворца и создание великолепного парка вокруг этой королевской резиденции. Затем он строит Стокгольмский замок. Но король Карл XI скуп, и другие блестящие идеи архитектора не могут воплотиться в жизнь. Он довольствуется лишь устройством многочисленных увеселительных мероприятий и официальных церемоний и столь же многочисленных похорон членов королевской семьи. Именно при оформлении последних проводов Тессин показывает все, что умеет, а умеет он, судя по воспоминаниям современников, многое! Увы, все эти творения недолговечны, и их уничтожают, как только проходит в них надобность.
Все это было при жизни Карла XI, и совсем по-другому обстоит дело при вступлении на престол Карле XII, который интересуется архитектурой и не жалеет денег на достойные проекты. Тессин сразу же хорошо принят королем, и до конца жизни они остаются друзьями. Однако с началом нового, XVIII века сказочная пора художественной активности сменяется войной. Карл XII надолго покидает Стокгольм, а Тессин вынужден снова практически прекратить свои занятия архитектурой. За неимением денег король одаривает своего приближенного званиями и титулами. За 17 лет Тессин поднимается по служебной лестнице до звания Главного маршала Швеции. Его прекрасные административные способности высоко ценятся, но в мечтах он занят градостроительством. Из переписки Карла XII и Тессина видно, какие они строят красивые планы о дивном барочном городе, центром которого был бы Королевский дворец, утопающий в зелени располагавшихся рядом садов и парков, а монументальные здания окружали бы площади и стояли бы вдоль набережных… Однако лишь небольшая часть этих мечтаний стала реальностью.
Войне между Швецией и Россией суждено закончиться лишь в 1721 году. Постепенно все возвращается в свое русло; деньги, до того момента используемые для разрушения, наконец начинают служить созиданию. В соседней со Швецией России 28 ноября 1723 г. царь Петр Великий объявляет конкурс на лучший проект Кафедрального собора для новой столицы его империи. Свои чертежи присылают такие признанные мастера архитектурного дела, как Н.Микетти, Н.Гербель, Г.Киавери. Но ни одна из их идей не приходится по душе русскому императору. Тогда после долгих раздумий он обращается к шведскому королевскому архитектору Н.Тессину-младшему. В конце 1724 года государь пишет ему приведенное выше письмо и прилагает записку с некоторыми своими особыми требованиями: «…чтобы купол был сделан и смоделирован на манир купола церкви Св. Петра в Риме, походил на него фасоном и внешним видом».
Получив послание российского императора, Н.Тессин не долго мучается над созданием нового проекта – у него уже есть один, удачно подходящий под требования Петра. Архитектору остается лишь сдуть пыль с рисунка Королевской усыпальницы, которую еще в 1708-1712 гг. должны были построить на площади Густава-Адольфа в Стокгольме. Однако, видимо, из-за войны тогда проект не был осуществлен. И вот спустя всего только одно десятилетие он может воплотиться в реальные формы! Тессин или собственноручно, или с помощью своих учеников копирует этот рисунок и срочно отсылает в Петербург, царю.
В конце 1724 – начале 1725 года в столицу прибывает чертеж собора, подписанный на французском языке: «Рисунок, проектированный по запросу Его Императорского Величества Великой России для имеющегося быть выстроенным в Санкт-Петербурге кафедрального собора».
Вообразим, что этот поистине великолепный проект осуществлен. Все внутреннее пространство подчинено подкупольному объему, что делает интерьер предельно динамичным. Параболический, удлиненный и заостренный сверху купол приближает зрителя к небесам. Потоки света, падающие из окон барабана, создают ощущение воздушности конструкции, которая сотворена, на самом деле, из тяжеловесных каменных глыб. Стены и купол собора, поддерживаемые колоннами, украшены обильной росписью, рельефами, кроме того внутри храма находится множество скульптур. Вдоль южной и северной стен располагаются два яруса для посетителей церкви. Что же, по замыслу, находится вокруг церкви?
Кафедральный собор стоит на огромной площади на Стрелке Васильевского острова, которая отделена от основной части острова каналом. Вдоль него тянется трехэтажное здание «для всех новых высших учреждений управления Россией», разделяемое на две неравные части другим каналом, который проходит через весь остров – от взморья до восточного мыса – и заканчивается на площади бассейном. На восточном берегу бассейна воздвигнут главный храм России, причем его западный фасад виден даже с кораблей, стоящих в гавани. На северной части Стрелки находятся Гостиный двор, здание таможни и Мытный двор. С юга же площадь окружена зданиями Кунсткамеры, Библиотеки Петербургской Академии наук, дворцом царицы Прасковьи Федоровны и некоторыми другими частными строениями. Это торговый и административный центр новой столицы в непосредственной близости от Петропавловской крепости и Адмиралтейства, хорошо просматривается он и со стороны Зимнего дворца Петра и Летнего сада. С площади же можно наблюдать и лодочные катания и военно-морские парады, устраиваемые государем на Неве.
Казалось бы, остается немного – вдохнуть жизнь в планы, и, как пишет историк В.Н. Татищев, «…славный архитект, шведский сенатор граф Тессин, чертежи зделал, и модель делать была начата, токмо…» В ночь с 27 на 28 января умирает инициатор создания храма и в целом ансамбля стрелки Васильевского острова – российский император Петр Алексеевич.
Так сложилась жизнь шведского архитектора, что многие и многие его идеи не нашли воплощения ни на его родине, ни в других странах, причем это явилось следствием некоей роковой случайности. И грандиозный план преобразования Лувра, и проекты храма Аполлона в Версальском замке, Кафедрального собора Св. Петра в Петербурге, дворца Амалиенбург в Копенгагене не были претворены в жизнь.
На дворе стоял апрель 1728 года, когда смерть унесла одного из выдающихся деятелей XVII-XVIII веков Никодемуса Тессина-младшего.
(*Сокращенный вариант статьи опубликован в журнале «Всемирный следопыт» № 20, 2004 г.)
Список использованной литературы
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»