Балахонцев С.А.

Введение
Образование является составной частью культуры любого народа и любого государства. Оно проходит определённые этапы развития, связанные с социально-экономическими изменениями в стране, проведением радикальных преобразований во всех сферах жизни общества.
Российская система образования прошла длительный путь становления от церковных и частных школ и сословной направленности образования к целостной государственной политике в области образования, ставшего народным, общедоступным, основанным на новейших методах обучения.
Становление и развитие системы образования в Симбирске – Ульяновске неразрывно связано с теми же историческими факторами и условиями, которые оказывали влияние на развитие хозяйства страны, политическую и духовную жизнь общества.
Основная цель проекта – изучить основные этапы становления и развития системы профессионального образования Ульяновской области.
Основные задачи:
- познакомиться с зарождением профессионального образования в Симбирской губернии;
- проследить этапы развития системы профессионального образования нашего края в советский период;
- выявить приоритеты образовательной политики Ульяновской области на современном этапе;
- систематизировать материал по истории образования и развития ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций».
В 2016 году на базе Ульяновского авиационного колледжа был осуществлён проект по созданию Межрегионального центра компетенций в области обслуживания транспорта и логистики. Главная цель - создание условий для обеспечения подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования с применением лучших мировых практик обучения. Этапы становления и развития нашего учебного заведения так же актуальны и вызывают большой интерес.
Тема проекта актуальна, так как сегодня Ульяновская область успешно развивается и растущие потребности нашего региона в квалифицированных специалистах ставят новые, более сложные задачи в области профессионального образования.
В ходе исследования были использованы методы:
- метод сбора и систематизации материала, включая Интернет – ресурсы;
- работа с архивным материалом;
- анализ прессы по исследуемой теме;
- подбор фотоматериала;
- проведение сравнительного анализа.
Работа носит теоретический характер и отличается практической значимостью. Результаты могут быть использованы при проведении внеклассных мероприятий, при организации профориентационной работы.
Сегодня в городе Ульяновске и области действуют разные типы образовательных учреждений, внедряются новые педагогические технологии, новые образовательные стандарты, что должно способствовать более качественной подготовке квалифицированных специалистов для различных отраслей народного хозяйства.

ГЛАВА I. Зарождение профессионального образования
в Симбирской губернии
Первые учебные заведения профессионального образования в Симбирской губернии появились в сороковых годах 19 века. Это были ремесленные училища. Организовывались они на удельных (царских) землях, которых в губернии было самое большое количество по сравнению с иными территориями России. В стране в те годы было всего 19 ремесленных училищ, из них 6 находились в симбирской губернии.
Самым первым стало ремесленное училище на 20 крестьянских мальчиков с 4-х годичным сроком обучения в селе Ключищи Симбирского уезда, открытое в 1840 году. В нём велось обучение кожевенному, кузнечному, столярному ремёслам. Через год начались занятия в ремесленных училищах в селе Старые Костычи Сызранского уезда и в селе Четвертаково Ардатовского уезда. В последующие годы в губернии были открыты ещё три удельных ремесленных училища: в с. Царево-Никольское Сызранского уезда (1848), селе Козловка Алатырского уезда (конец 40-х годов 19 века) и деревне Тимбаево Буинского уезда (1852).
Уникальными для России были женские удельные училища, которые имелись только в Симбирской губернии. В них крестьянских девушек обучали грамоте и счёту. Выпечке хлеба и умению стряпать, обрабатывать пеньку, прясть шерсть, ткать полотна. Скатерти. Салфетки и крестьянское сукно, красить разные ткани и нитки, кроить и шить крестьянскую одежду и башмаки, вязать чулки и варежки. Лить сальные и восковые свечи, готовить постное масло, ухаживать за скотом и птицей, работать в саду и огороде. Заготавливать впрок овощи и фрукты. Выпускниц училища старались выдавать замуж преимущественно за хозяев образцовых усадеб. Такие училища имелись в Алатыре, Солдатской Ташле, Конно-Подгорной Слободе.
Кроме того, в Симбирске при городском управлении содержались два специальных ремесленных училища для мальчиков, в которых преподавались общеобразовательные предмета и ремёсла: токарное по дереву и по металлу, столярное, кузнечное, слесарное и паяльное, сапожное, портняжное и живопись.
В 1871 году на набережной реки Свияги открылось ремесленное училище графа В.В.Орлова-Давыдова, бывшего симбирского губернатора. Ныне в здании бывшего ремесленного училища находится Ульяновский автомеханический техникум.
Второе ремесленное училище было открыто в 1895 году. Мелкий чиновник Михаил Лебедев пожертвовал на его открытие около 70 тысяч рублей. Отказывая себе во всём, он почти 50 лет копил деньги. Жил в старом домишке на Мартыновской улице, спал на голых досках, укрывшись тряпьём, а зимой и вовсе спал в печке, экономя на дровах. Накопленные деньги он передал городу на сооружение реального училища для мальчиков-сирот. Сам он жил при училище до самой смерти на пенсию, выплачиваемую городом. В 1914г. город построил для училища новое каменное здание (ул. Радищева, 39).
Кроме двух ремесленных училищ, в 1914г. в Симбирске насчитывалось семь мужских, восемь женских, семь смешанных городских училищ. На их содержание в год уходило до 80 тыс. рублей, причём две трети суммы давал городской бюджет.
Новое качество организация образования стала приобретать после введения в России земства. В Симбирской губернии стали создаваться народные училища для детей всех сословий, которые разделялись на главные и малые.
Особенно значимым этапом в развитии народного просвещения в губернии стал период работы здесь И.Н.Ульянова. За 16 лет его работы здесь в должности инспектора, а затем директора народных училищ ему удалось реорганизовать школьную сеть. Привести её в порядок.
Настоящим событием для Симбирска стало открытие в городе в 1876 году национальной чувашской школы. На средства её создателя, педагога просветителя чувашского народа И.Я.Яковлева, а так же благодаря денежной помощи купца Н.Я.Шатрова для школы был построен целый комплекс зданий на набережной р.Свияги. Сегодня в одном из зданий находится церковь, в другом – музей И.Я.Яковлева. А в двухэтажном здании по улице Назарьева – Ульяновское училище культуры.
Другой симбирский купец И.К.Акчурин открыл в начале 20 века первую в Симбирске светскую школу для татарских девушек.
В 1877 году в Симбирске открыта военная гимназия.
В 1914 году город украсило здание ещё одного учебного заведения – трёхэтажный кирпичный корпус Землемерного училища, одного из немногих в стране (ныне один их корпусов Технического университета на ул. Энгельса).
Помимо светских, в Симбирске до революции существовали и духовные учебные заведения: семинария, Духовное мужское и Епархиальное женское училища.
Таким образом, развитие системы образования в 19 веке положительно повлияло на общий образовательный уровень населения края, способствовало росту его общей культуры.

 ГЛАВА II. Развитие системы профессионального образования в советский период

2.1. Профессиональное образование края в первые годы Советской власти
После победы Октябрьской социалистической революции в Симбирской губернии, как и в целом по стране, начинается новый этап в развитии образования. Большевики осуществляют «культурную революцию», направленную на борьбу с неграмотностью.
Осуществление мероприятий по созданию системы школьного образования нового типа в Симбирской губернии, воплощение принципов организации школы, заложенных в руководящих документах советской власти, требовало немало материальных средств. Финансирование образовательных учреждений после 1917 года производилось из местного бюджета. Сложившаяся экономическая обстановка в губернии не позволяла обеспечивать потребности просвещения в полном объеме. К концу 1925г. более половины населения губернии овладело грамотой, была решена задача всеобщего начального образования, в городах во второй половине 30-х гг. было введено семилетнее обучение.
История университетского образования в Симбирске началась в 1919 г., когда был организован Симбирский пролетарский университет. Ректором нового российского вуза был назначен заслуженный профессор Казанского университета Александр Семенович Архангельский. 22 февраля 1920 г. Пролетарский университет был преобразован в Симбирский государственный университет имени В.И. Ленина. 23 октября 1921 г. постановлением Совета народных комиссаров в связи с тяжелой социально-экономической ситуацией в регионе Симбирский государственный университет был закрыт.
Назначение молодого вуза состояло в том, чтобы открыть доступ к образованию и науке широким массам народа. Первоначально в Симбирском университете существовало два факультета: физико-математический и социально-экономический (позднее — факультет общественных наук).
В 1920 году при нём был создан один из первых в стране рабочий факультет по подготовке рабочей и крестьянской молодежи для поступления в высшие учебные заведения страны. В библиотеке университета имелось около 30 тысяч учебников и других книг. При университете было общежитие на 250 мест, в котором могло разместиться 125 юношей и столько же девушек. Первоначально в нем размещалось 87 студентов.
Следует отметить, что в том же 1919 году, по распоряжению Наркомпроса Алатырская учительская семинария преобразуется в Алатырский институт природоведения, который через один год и три месяца реорганизуется в техникум, а с 1 сентября 1920 года Симбирские чувашские трехгодичные педагогические курсы были преобразованы в Чувашский институт народного образования - первое высшее учебное заведение в истории чувашского народа.
Таким образом к 1 января 1921 года в Симбирской губернии имелось 4-е института (вместе с университетом).
В 1932 году при вновь основанном Ульяновском государственном педагогическом институте (ныне государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова) открыт был педагогический рабфак им. М. Горького.
В январе 1918 года был открыт Симбирский народный политехникум. В связи с перегруженностью города Симбирска в 1919 году воинскими частями и беженцами, политехнические курсы разместились на окраине города в небольшом здании бывшей инструкторской школы огнестойкого строительства.
Перед началом 1923 - 1924 учебного года Политехнические курсы были преобразованы в Симбирский строительный техникум. При открытии учебного заведения предполагалось иметь отделения полеводства, животноводства, пчеловодства, садово-огородничества. Но из-за отсутствия материальных средств осталось два: полеводства и животноводства. При техникуме работала метеорологическая станция, отчеты о наблюдениях которой три раза в месяц посылались в метеорологическую часть Наркомзема и ежемесячно в город Симбирск и общество местного края.
Особое место в Симбирской губернии уделялось развитию педагогического образования. Первый Симбирский педагогический техникум, по имеющимся данным, был открыт не ранее 1920 года. Позднее стал называться "Педагогический техникум имени Карла Маркса". Симбирский II-ой педагогический техникум - открыт 8 октября 1921 года на базе Симбирских трехгодичных Педагогических курсов.
Промышленно-экономический техникум открыт 1 ноября 1923 года в городе Симбирске.
Основным типом начального профессионального образования в СССР с 30-х годов XX века стала школа фабрично-заводского ученичества. 30 марта 1929 года Совет Народных Комиссаров принял постановление «О школах фабрично-заводского ученичества», согласно которому школы ФЗУ из ведения Главного Профессионального образования передавались в ведение Всесоюзного Совета Народного Хозяйства СССР, а на местах – предприятиям, заводам, фабрикам, стройкам.
В этот период принималось много постановлений и решений государственных органов по улучшению подготовки рабочих, расширению школ ФЗУ, краткосрочных форм обучения и переподготовки кадров. Однако упразднение единого государственного органа по руководству подготовкой рабочих кадров и передача начального профессионального образования в ведение хозяйственных органов оказались нецелесообразными и привели к отставанию системы подготовки молодых рабочих от потребностей производства. Из-за нерентабельности обучения на предприятии прекращалась подготовка важных профессий и специальностей, не учитывались перспективы развития народного хозяйства в целом.
К 1940 году школы ФЗУ перестали удовлетворять экономику в пополнении народного хозяйства квалифицированными рабочими. За два года третьей пятилетки (1938-1942гг.) план подготовки рабочих был выполнен только на 20%. Экономическая обстановка предвоенного времени требовала срочно исправить положение. Нужна была единая государственная система подготовки квалифицированных рабочих кадров.
2.2. Система профессионального образования края накануне Великой Отечественной войны
Накануне Великой Отечественной войны в г.Ульяновске достаточно развитой была сеть средних и высших учебных заведений. К 1938 году в городе существовали:
- два вуза – педагогический и учительский;
- 12 техникумов – механический, библиотечный, ветеринарный, дорожно-механический, НКВД, сельскохозяйственный, строительный, фармацевтическая и фельдшерско-акушерская школы, школа кулинарного и торгового ученичества;
- 4 военных училища и авиашкола.
Особенно актуальной была задача реформирования системы начального профессионального образования. 2 октября 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР» в стране была создана новая система начального профессионального образования. Она включала три типа учебных заведений: ремесленные училища (РУ) и железнодорожные училища (ЖУ) со сроком обучения два года, а так же школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) со сроком обучения 6 месяцев. Для руководства системой государственных трудовых резервов было создано Главное управление трудовых резервов при СНК СССР.
По учебным планам и программам, например, в ремесленных училищах на два года обучения отводилось 4032 часа, в том числе производственное обучение – 2880 часов (71,4%), на теоретическое обучение – 1152 часа. Изучались предметы: спецтехнология, общая технология металлов, черчение, физика, математика, физическое воспитание. В 1945 году дополнительно были введены русский язык и политзанятия, а вместо общей технологии металлов – материаловедение.
Особенности созданной системы трудовых резервов:
- обучение в этих учреждениях производилось бесплатно и учащиеся на период обучения находились на иждивении государства. Для них было введено бесплатное форменное обмундирование, они обеспечивались трёхразовым питанием, общежитием. Учебными пособиями и т.п. За каждым учреждением закреплялось базовое предприятие;
- принцип набора строился как на добровольной основе, так и по мобилизации (призыву), особенно в военные и первые послевоенные годы;
- было принудительное распределение выпускников по месту работы, часто располагавшемуся в других городах и регионах, с обязательной четырёхлетней отработкой.
В 1940 году территория нашей области входила в состав Куйбышевской области с центром г. Куйбышев (ныне Самара). Выполняя указ о создании трудовых резервов СССР Куйбышевский облисполком принимает решение об открытии в области ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО. На территории будущей Ульяновской области учреждается одно ремесленное училище и пять школ ФЗО.
За короткий предвоенный период новая система подготовки рабочих показала свои преимущества. В мае 1941 года первый в стране выпуск школ ФЗО дал народному хозяйству 250 тысяч молодых рабочих.
2.3. Подготовка профессиональных кадров в годы Великой Отечественной войны
22 июня 1941 года нацистская Германия, вероломно нарушая договор о ненападении, начала войну против СССР. Открылась самая тяжелая и трагическая страница в историй нашего государства.
Всю войну в Ульяновске работали профессиональные образовательные учреждения, обеспечивающие фронт и тыл необходимыми кадрами:
- фельдшерско-акушерская школа, фармшкола, школа медсестёр готовили младший медицинский персонал;
- с 1 сентября 1942 года начались занятия в эвакуированных из Воронежа медицинском и зоотехническо-ветеринарном институтах, что весьма благотворно сказалось на лечении раненых в госпиталях;
- в 1943 г. на базе Воронежских институтов был создан Ульяновский сельскохозяйственный институт;
- персонал среднего звена готовили механический техникум, строительно-механический техникум, чувашское педучилище;
- Ульяновск оставался «кузницей офицерских кадров» - здесь дислоцировались единственное в стране училище связи, пехотное училище, 1-е Ульяновское Краснознамённое училище самоходных установок им. Калинина, танковое училище, военная авиационная школа пилотов, курсы усовершенствования командного состава Красной армии «Выстрел».
Исключительно важную роль в обеспечении военной экономики страны квалифицированными рабочими кадрами в период войны сыграли Государственные трудовые резервы. За первые пять лет своего существования ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО подготовили около 2.5 миллионов молодых рабочих. Воспитанники трудовых резервов, с честью оправдали выложенные на них задачи. Они заменяли ушедших на фронт кадровых рабочих, быстро осваивали технику, и становились в ряды активных борцов за выполнение фронтовых заказов.
Не только выпускники, но и учащиеся оказывали существенную помощь Родине, давая немало продукции для нужд армии и тыла. Достаточно отметить, что в 1941 году только учащихся системы трудовых резервов, которые еще осваивали профессию, зачастую работали на станках, приспосабливая под ноги специальные подставки или ящики.
Всего в производственных училищах и школах трудового резерва было изготовлено для нужд фронта на 5 миллиардов рублей различной военной продукций, отремонтировали 10 тысяч паровозов, около 100 тысяч вагонов, выпустили 3000 металлорежущих станков. Изготовили на 110 миллионов рублей различных инструментов.
На 1 января 1943 года на территории нашего края, входившего тогда в состав Куйбышевской области, имелось одно ремесленное училище, одно железнодорожное училище и восемь школ ФЗО. После образования Ульяновской области 19 января 1943 года, в конце января выходит приказ Главного управления трудовых резервов о создании Ульяновского областного управления трудовых резервов. Куйбышевское областное управление передаёт Ульяновскому управлению 9 учебных заведений:
- ремесленное училище №2 при заводе им. Володарского;
- железнодорожное училище №4;
- семь школ ФЗО №№ 13, 18, 19, 22, 23, 24 и 34.
Как житель Заволжского района, я заинтересовался, как жили, учились и работали наши ровесники в военные годы и подробно изучил архивный документ ТУ-1(бывшее РУ-2) при патронном заводе имени Володарского. Первоначально при заводе были открыты ремесленное училище №6 (с января 1941г. переименованное в РУ №2, а с 9 июня 1943г. – в РУ №1) и школа ФЗО №24 (затем ФЗО №1).
Согласно документу, с первых дней войны работа училища была перестроена на военный лад. Наряду с добровольным поступлением на учебу в училище привлекалась молодежь по мобилизации. К концу 1941г. в училище насчитывалось около двух с половиной тысяч учащихся. Приезжие размещались в семи общежитиях, которые были расположены не только в Заволжье, но и в центральной части города. В учебных мастерских центральное отопление не работало, грелись в основном за счет интенсивных движений во время работы. Станочное оборудование было старое.
Из архивного материала я узнал, какие изменения были внесены в учебные планы училища в условиях военного времени.
Дисциплина в училище была полувоенная. Параллельно с учебой все юноши 1925-1927 годов рождения проходили 100-часовую военную подготовку по овладению стрелковым оружием и элементами боевых действий. В 1941 г. учащиеся училища, которым исполнилось 16 лет, направлялись на станцию Выры рыть противотанковые рвы и строить укрепления.
На первом году обучения, наряду с изучением основной профессии, изучали основы кузнечного, жестяного дела и термической обработки. На втором году в учебных мастерских занимались ремонтом станков. Многие группы проводили обучение в цехах завода, где помогали выпускать продукцию для фронта, как и прежде занятия проводились с чередованием теорий и практики через день.
В 1942 году были случаи, когда отдельные группы даже на первом году обучения выполняли особо срочные и сложные задачи для фронта, работали они по 12 часов в сутки и чтобы поддержать ребят, им дополнительно к пайку выдавали по 300 грамм хлеба и талон на так называемый «стахановский обед».
На втором году была только практика. Для ускорения обучения занятия по теории были отменены и не проводились до 1943 г. В целях удовлетворения растущих потребностей предприятий в рабочих кадрах, было разрешено наиболее способных учащихся выпускать и передавать предприятиям досрочно. Сроки обучения сокращались до 6 месяцев.
Как свидетельствует первоисточник, за годы войны учащимися училища в учебных мастерских было изготовлено продукции для фронта на 299.824 рубля, для сельского хозяйства области - на 2.829.323 рубля. В цехах патронного завода было выработано продукции на 2.829.323 рубля. По заказам Главного Управления Трудовых Резервов было изготовлено различной продукции на 74.008 рублей, для прочих организаций на 453.466 рублей.
Всего за годы войны учащимися было изготовлено продукции на 3.806.312рублей. В грозные военные годы училищем было подготовлено и направлено на предприятия только по путевкам областного управления 2729 молодых рабочих, и это не считая более двухсот рабочих, выпущенных досрочно. Многие из выпускников были направлены на предприятия разных городов страны. Но основная часть работников осталась работать на заводе им. Володарского. Коллектив преподавателей и мастеров производственного обучения самоотверженно трудились по обучению и воспитанию учащихся.
Более 50 работников училища были награждены медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны».
Вместе со всей страной, учащиеся также отправляли посылки на фронт, перечисляли деньги на строительство танков, самолётов. Об этом свидетельствует телеграмма Верховного Главнокомандующего СССР в адрес наших земляков: «Прошу передать учащимся и работникам школы ФЗО №1 металлистов, собравшим 20 тысяч рублей на строительство танка «Трудовые резервы», мой горячий привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».
Всего за годы войны Ульяновский патронный завод поставил на фронт более пяти миллиардов боевых патронов, более ста миллионов боеприпасов к противотанковым ружьям, которые останавливали вражеские танки на подступах к нашим городам и сёлам. За годы войны предприятие выпустило столько продукции, сколько за все 24 года своей довоенной истории. Вдумайтесь только в одну цифру – каждый третий патрон, выпущенный по фашистам, был произведен на Ульяновском патронном заводе!
Таким образом, жители Ульяновской области, как и весь советский народ, всю войну жили только одним - «Всё для фронта, всё для Победы!». Учащиеся также внесли свой вклад. Воспитанники учебных заведений трудовых резервов проявляли мужество, героизм и жертвовали собою не только в тылу, но и на фронтах Великой Отечественной войны. Немало выпускников трудовых резервов отдали свои жизни, защищая Родину, многие вернулись с фронта с боевыми наградами.
В одном из выступлений М. Н. Калинина было отмечено: «Родина не забудет своих сынов, добрым словом помнят они доблестный труд наших юношей и девушек, учащихся в ремесленных училищах и школ ФЗО».

 2.4. Развитие системы профессионального образования Ульяновской области во второй половине XX века

После образования Ульяновской области в 1943 году и окончания Великой Отечественной войны развитие народного образования идёт особенно интенсивно. К 1947 году в крае было построено 862 школы на 180 тысяч ученических мест. С 1959/60 учебного года введено всеобщее обязательное восьмилетнее образование.
Особую роль в подготовке квалифицированных рабочих кадров сыграли учебные заведения среднего и начального профессионального образования. К концу 80-х годов в области было 24 учреждения среднего профессионального образования. Были открыты:
- сельскохозяйственный (ныне Жадовский совхоз-техникум) и автомеханический техникумы (1944)
- дошкольное педагогическое училище №1 (1946)
- культурно-просветительская школа (1947)
- кооперативный техникум (1957)
- музыкальное училище (1958)
- музыкально-педагогическое училище №2 (1964)
- физкультурно-педагогическое училище №3 (1967)
- авиационный техникум (1985)
- педагогическое училище №4 и медицинское училище №2 (1987)
В конце 1950-60-х годах был установлен единый тип учебных заведений начального профессионального образования – городские и сельские профтехучилища (ПТУ). Была улучшена их учебно-материальная база, многие ПТУ были преобразованы из начальных в средние училища с трёхгодичным сроком обучения, которые вместе с профессией стали давать общее (среднее) образование.
К концу 90-х годов в области имелось 37 профессиональных училищ и лицеев, а так же семь ПТУ при исправительно-трудовых учреждениях. Всего за 1940-2000 годы в профессиональных училищах области подготовили около 450 тысяч молодых квалифицированных рабочих.
Для подготовки специалистов с высшим образование в Ульяновске действовали вузы:
- Ульяновский государственный педагогический институт (1932) в 1994г. был преобразован в Ульяновский государственный педагогический университет.
- Сельскохозяйственный институт (1943) преобразован в 1996г. в Сельскохозяйственную академию (ныне Ульяновский государственный аграрный университет).
- Вечерний политехнический институт (1957) с 1962 года стал дневным высшим учебным учреждением (сегодня Ульяновский государственный технический университет).
- Филиал Московского государственного университета имени М.Ломоносова (1988) в 1995г. преобразован в Ульяновский государственный университет.
- Школа Высшей лётной подготовки (ШВЛП) гражданской авиации (1950) преобразована в Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации.
- Подготовкой военных кадров занимались Ульяновское высшее военное инженерное училище связи имени Орджоникидзе (1936); Ульяновское гвардейское суворовское училище (1991), преобразованное из Ульяновского высшего гвардейского танкового училища; Ульяновское высшее военно-техническое училище имени Богдана Хмельницкого.

 Раздел III. Приоритеты образовательной политики Ульяновской области на современном этапе

3.1. Кластерный подход к образованию в Ульяновской области
В основу стратегического развития образования Ульяновской области на современном этапе положен один из основных принципов развития экономики – кластерный подход.
Интеграция в кластере образования, науки и производства предполагает объединение региональных разноуровневых учебных заведений вокруг общего интеллектуального центра – вуза. Организации, входящие в кластер, взаимодополняют друг друга и усиливают конкурентные преимущества – как свои, так и кластера в целом. Условия успешного развития образовательного кластера:
– преемственность образовательного процесса на основе сквозных согласованных, соответствующих требованиям профессиональных стандартов, образовательных программ, что позволяет консолидировать интересы работодателей, органов власти, образовательных учреждений, учреждений культуры и др.;
– территориальная близость учреждений образовательного кластера;
– общность интересов и взаимовыгодное сотрудничество;
– совместное использование имеющейся базы и ресурсов;
– социальное партнерство коллективов учебных заведений и предприятий;
– открытость происходящих внутри кластера процессов, прозрачность результатов для всех его участников.
Развитие высокотехнологичных авиационного, ядерного, строительного кластера, IT-кластера, открытие Центра высоких медицинских радиационных технологий даст Ульяновской области новые преимущества, но требует, в свою очередь, высокообразованных, квалифицированных специалистов. Ульяновская область обладает высоким образовательным и научным потенциалом.
3.2. Система высшего и среднего профессионального образования в Ульяновской области
На 2013 год на территории региона действовали 12 ведущих научно-исследовательских организаций, 5 федеральных государственных и 12 филиалов государственных и негосударственных вузов, 41 областное учреждение среднего профессионального образования. В высших учебных заведениях в 2012–2013 учебном году обучались более 45 тысяч студентов, половина из которых – студенты очной формы обучения. Более 20 000 студентов учились в начальных и средних профессиональных учебных заведениях.
Высшие учебные заведения:
- Ульяновский государственный технический университет
- Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова
- Ульяновский государственный университет
- Ульяновский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина
- Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Бугаева Б.П.
С 2015 г. в Ульяновской области создаётся сеть центров прикладных квалификаций. Димитровградский технический колледж, механико- технологический колледж р. п. Старая Кулатка, Ульяновский строительный колледж уже приступили к реализации данной программы. С 2014 г. Ульяновская область приступила к апробации и внедрению международного опыта дуального образования, суть которого – равноправное участие государства и работодателей в процессе подготовки кадров. Экспериментальной площадкой стали ресурсные центры Бош в Ульяновске.
В апреле 2014 г. в Ульяновске на базе нового учебного корпуса для технических специальностей УлГУ был открыт Центр инновационного творчества молодёжи «Воплощение». В нём разместились лаборатории для специальностей, связанных с авиастроением, автомобилестроением и нефтегазовым делом. Открыты крупные лаборатории по созданию прототипа программы-макета, по 3D-моделированию, по программированию и инструментальной обработке, лаборатория испытания взрывозащищённого оборудования, учебно-лабораторный полигон нефтегазового дела. Аналогичные центры сейчас есть только в Москве и Санкт-Петербурге.
В настоящее время Правительство Ульяновской области выделяет следующие приоритеты образовательной политики в нашем регионе:
- расширить доступность и качество образования всех уровней;
- здоровьесберегающая направленность;
- развитие творческой активности педагогов и обучающихся;
- воспитание гражданственности и патриотизма;
- приведение системы профессионального образования в соответствие с потребностями экономики региона;
- завершение технического переоснащения образовательных учреждений;
- разработка системы закрепления одарённой молодёжи в регионе.
Реализация этих направлений позволит обеспечить растущие потребности региона в профессиональных кадрах и закрепить молодёжь в Ульяновской области.
3.3. ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций»
История ульяновского авиационного колледжа начинается с 9 июля 1985 года, когда приказом Министра авиационной промышленности СССР №200 на базе строящегося гиганта авиационной промышленности страны - Ульяновского авиационного промышленного комплекса был образован Ульяновский авиационный техникум. В развитии колледжа можно выделить этапы:
1. 9 июля 1985г. - 09 января 1993г. «Ульяновский авиационный техникум»
2. 10 января 1993г. - 28 декабря 2011г. «Ульяновский авиационный колледж»
3. 29 декабря 2011г. - 26 июня 2014г. "Ульяновский авиационный колледж" - ФГОУ СПО «УАвиаК»
4. 27 июня 2014г. - 04 мая 2016г. ОГБОУ СПО «УАвиаК»
5. С 05 мая 2016г. - колледж преобразован в ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций в области транспорта и логистики».
На современном этапе экономического развития нашей страны большое внимание уделяется новым инновационным проектам. Ульяновская область входит в десятку самых инновационных регионов России и является крупнейшим центром российского гражданского авиастроения, научно-образовательным центром. Именно здесь в 2009 году создан авиационный кластер, так как в Ульяновске находится один из крупнейших в Европе авиационных заводов - ЗАО «Авиастар-СП». Его производственные мощности позволяют выпускать до 50 самолётов в год. На данный момент на базе завода развёрнуто производство грузового самолёта Ил-76МД-90А. Область занимает первое место в России по производству транспортных самолётов.
Любой кластер подразумевает наличие высокотехнологичного предприятия и создание вокруг него сопутствующих производств. Интеграция в промышленном кластере определяется как объединение образования, науки и производства. Деятельность авиационного кластера направлена на повышение конкурентоспособности продукции и услуг авиационной отрасли нашего региона. В нём объединены самолётостроительное производство, поставщики комплектующих, конструкторское бюро, два аэропорта, ряд авиакомпаний, сервисные и логистические службы, а также образовательные учреждения, готовящие весь спектр специалистов для авиации.
К 2020 г. на предприятиях и в учреждениях авиационного кластера будет создано не менее 3000 высокотехнологичных рабочих мест. Наш кластер первый и единственный из российских, который входит в Европейское сообщество авиационных кластеров. А ульяновский Международный авиатранспортный форум стал вторым регулярным крупным авиационным событием России и занял место в одном ряду с Международным авиакосмическим салоном в Жуковском.
Развитие данного кластера требует высокообразованных, квалифицированных специалистов. Именно поэтому на базе Ульяновского авиационного колледжа был осуществлён проект по созданию Межрегионального центра компетенций в области обслуживания транспорта и логистики. Главная цель - создание условий для обеспечения подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования с применением лучших мировых практик обучения.
Для молодёжи Ульяновской области создание авиационного кластера означает, что на базе ОГАПОУ «Ульяновский авиационный колледж – Межрегиональный центр компетенций» начата активная подготовка кадров для новых предприятий, большое внимание уделяется подготовке авиаспециалистов.
1 октября 2017 года была завершена полная готовность Учебного центра. Тренировочный полигон МЦК служит площадкой для подготовки национальной сборной к участию в российских и международных конкурсах профессионального мастерства WorldSkills по 6 компетенциям:
- Ремонт и обслуживание легковых автомобилей,
- Механик грузовых автомобилей,
- Специалист по ремонту и обслуживанию авиатехники,
- Эксплуатация сельскохозяйственных машин,
- Кузовной ремонт,
- Окраска автомобилей.
Сегодня Учебный центр "УАвиаК-МЦК" - это подготовка кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям ТОП-50 в области обслуживания транспорта и логистики в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями.

 

ВЫВОДЫ
Изучение истории становления и развития системы профессионального образования Ульяновской области позволяет сделать следующие выводы:
1. Становление и развитие системы профессионального образования в Симбирско-Ульяновском крае прошло длительный путь и закономерные этапы, которые связаны с общими процессами развития системы образования в нашей стране.
2. На современном этапе в Ульяновской области успешно осуществляется кластерный подход в подготовке квалифицированных кадров для всех отраслей экономики нашего региона и страны в целом.
3. Реализация современных направлений развития профессионального образования позволит обеспечить растущие потребности региона в профессиональных кадрах и закрепить молодёжь в Ульяновской области.
4. Создание на базе Ульяновского авиационного колледжа Межрегионального центра компетенций способствует подготовке кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям ТОП-50 в области обслуживания транспорта и логистики в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями. 

Литература:
1.Историческое краеведение: Учебное пособие для VII-IX классов общеобразовательных учреждений. / Под ред. Т.Б. Табардановой.- Ульяновск: ИПК ПРО, «Корпорация технологий продвижения», 2000- 240 с.
2. Качкина Т. Б. Ульяновская область в XXI веке: учебное пособие [Текст] / Т. Б. Качкина. – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2014. – 192 с.
3.Саранцев И.П. Трудовые резервы Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) – Ульяновск: УИПК ПРО, 2005. – 76 с.
4. Симбирский – Ульяновский край в истории России / Егоров В. Н., Бородина О. Е., Гарина А. Ф., Константинова Л. М. – Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2007.
5. Рукописный Архив ТУ-1 (бывшее РУ-2) при патронном заводе имени Володарского.
Интернет-ресурсы:
6. Федеральный образовательный портал. Колледжи и техникумы. – URL: http://www.edu.ru/abitur/act.18/rgn.73000000/index.php
7. Ульяновский авиационный колледж (сайт): http://www.aircol.mv.ru
8. Ульяновская область (сайт): http://www.ru-regions.ru
9. Департамент молодёжной политики Правительства Ульяновской области (сайт): http://www.mpol.ulgov.ru/ Регионы России. Социально-экономические показатели 2013 г. – URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_14p/Main

 

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top