Андреева В.И.

Введение
С давних времен, если верить крылатому выражению, люди хотели «хлеба и зрелищ», и если в устах римского поэта Ювенала, эта была скорее социальная сатира, то сейчас это все-таки больше утоление «эстетического голода». В современном мире пресыщенном информацией, яркой визуальной картинкой, как никогда хочется прикоснуться к «вечному» искусству, таковым, несомненно, является театр и его действо. Театр – синтез множества искусств, вобрал, пожалуй, в себя лучшие черты каждого из них: пластичность танца, эмоциональность музыки, монументальность живописи и архитектуры, пронзительность слова от литературы.
На протяжении времен в обществе всегда существовали различного рода регулирующие институты, направляющие культурную жизнь, поощряющие одни культурные пристрастия, ограничивающие, а зачастую и подавляющие, другие. Театр является одним из важнейших социальных общественных институтов. Он может всесторонне повлиять на личность человека, ее становление: он объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к разного рода деятельности, играет воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества. Будучи социальным институтом, театр всегда влиял на общественно-организационные процессы и выступал в роли определенного социального «маркера».
Специфичность театрального искусства заключается в прочной связи со зрителем, который в свою очередь представляет собой часть общества. Через призму театрального действа зритель видит все грани человеческого естества, его внутренней природы и механизмов поведения. В системе культуры – театр явление уникальное. Как указывает в своей статье В. Н. Дмитриевский: «...особенно это заметно относительно развития культурного потенциала какой-либо общественной структуры (например, ограниченной географическим местоположением). Очевидно, что развитие, расширение или упадок любого населенного пункта нельзя объяснить только экономическими причинами. Так, одни города при росте населения богатеют, другие беднеют; одни развиваются при устойчивом правлении однопартийных муниципалитетов, другие при нем же погружаются в застой, третьи справляются с коалиционным характером городского правления. Одни города не могут существовать без дотаций из государственного бюджета, другие почти в них не нуждаются. И вот здесь, в развитии определенного социума основную роль на себя берет культура: «основой благополучия или неблагополучия конкретного города является зыбкое, неопределенное, трудноуловимое содержание – его индивидуальный культурный потенциал» [6,35].
Мой родной город – Пенза, принадлежит к числу тех русских городов, который, несмотря на свою относительную «молодость» (город был основан в 1663 году) имел достаточно развитую и богатую театральную культуру, которая стала формироваться в усадьбах родовитых пензенских дворян Горихвостовых, Бекетовых, Кожиных, Чемесовых, Араповых. Большое количество домашних театров выдвинуло Пензу на третье место в России после Москвы и Петербурга.

Первые театральные сезоны и «пробы пера».

В 1793 действующий в то время, вице-губернатор Иван Михайлович Долгорукий, построил в усадьбе помещика Полчанинова, небольшое здание театра, с посадочными местами на 100 человек, или как бы его назвали на французский лад «камерный».
24 ноября с большой помпой состоялось первое представление - комедия Екатерины II «Обманщики», что своего рода было данью уважения таланту императрицы. Спектакли в театре Долгорукова игрались любителями по воскресеньям, изредка приглашались актеры из Симбирска. Репертуар составляли в основном комедии
A. П. Cумapoкoвa, в то время достаточно популярного поэта, драматурга и литературного критика. Считается, что именно эта дата является отправной точкой в развитии пензенской театральной сцены, в последующей приобретшей свое профессиональное лицо. Позднее в своих мемуарах, И.М. Долгорукий будет писать: «Всякий день театр полон. Никто не спрашивает, что играют, а играют ли?..». Но как видно – играли, успех по организации театров в Пензе стал колоссальным.
В начале XIX столетия в Пензенской губернии было три постоянных театра «для широкой публики», т. е. общедоступных для каждого гаражанина: театр Горихвостова (специализировавшегося на итальянской опере), В. И. Кожина (легкие переводные комедии) и наиболее крупный и универсальный в жанровом представлении – театр Г. В. Гладкова. Кроме театров для широкой публики, в помещичьих усадьбах функционировали и домашние крепостные театры, такие как театр помещика А. Б. Куракина с постановками оперы и балеты популярных композиций В. Мартини, Ф. Керцелли, а также драмы и комедии, театры В. О. Мацнева, Р. И. Ранцева, семейств Бекетовых и Араповых. «По количеству театров губерния была на третьем месте после Москвы и Петербурга, а среди провинциальных городов и губерний – на первом», что дало повод именовать Пензу в шутку «мордовскими Афинами» [7,12].
Самым долгоиграющим театром оказался театр надворного советника Григория Васильевича Гладкова, функционировавший с 1806 по 1821, бразды правления которым, затем перенял его сын Василий Григорьевич Гладков – с 1821 по 1829. Театр был расположен живописным месте, с видом на реку Сура, в специально построенном здании, примыкавшем к дому хозяев. (угол улицы Троицкой и Пушкарки, ныне – улицы Кирова и Замойского), на 25 лож и около 300 мест в партере и на галерее. Состав театральной труппы был смешанным: крепостные актеры, любители и немногие профессионалы. Только за первые 7 лет было сыграно комедий 103, опер и балетов 36, драм 32, трагедий 20, по подсчетам некоторых историков-краеведов, это порядка 200 премьер. Постановки отличались большим драматургическим разнообразием, в театре игрались пьесы А. П. Сумарокова, В. А. Озерова, Я. Б. Княжнина, Д. И. Фонвизина, Мольера, П.- О. Бомарше, А. Коцебу, У. Шекспира и Вольтера.
Что касается личности самого «властителя театра» Г.В. Гладкова, то воспоминания о нем встречались в мемуарах его современников, где тот представал в виде таки одиозной фигуры пензенских театральных подмостков. Сын бывшего в ту пору пензенского губернатора, Филипп Филиппович Вигель, так отзывался в своих воспоминаниях о советнике Гладкове: «Григорий Васильевич Гладков (брат его Иван Васильевич был при Александре обер-полицмейстером в обеих столицах), самый безобразный, самый безнравственный, жестокий, но довольно умный человек, с некоторыми сведениями, имел пристрастие к театру. Подле дома своего, на городской площади, построил он небольшой, однако же каменный театр, и в нем все было, как водится: и партер, и ложи, и сцена. На эту сцену выгонял он всю дворню свою: от дворецкого до конюха и от горничной до портомойки. Он предпочитал трагедии и драмы, но для перемены заставлял иногда играть и комедии. Последние шли хуже, если могло быть только что-нибудь хуже первых. Все это были какие-то страдальческие фигуры, все как-то отзывалось побоями. И некоторые уверяли, будто на лицах, сквозь румяна и белила, были иногда заметны синие пятна. Эти представления я видел, но что сказать мне о них? Даже и вспомнить и жалко, и гадко…»[7,67].
После смерти Г.В. Гладкова, театр отошел его сыновьям, которые в свою очередь передали его в руки матери – Анне Яковлевне. Несмотря на это, фактически заправлял театром, старший сын – Василий Григорьевич, которого в народе прозвали «Буяновым» за необузданный характер и норов. Мемуарист В. А. Инсарский писал о новом художественном руководителе театра, как о человеке «оригинальном» и «замечательном», при котором, мастерство крепостных актеров заметно выросло. Было ли это связано с систематическими побоями, или же действительно с талантом истинного гуманного руководителя, В.А. Инсарский не уточнял. Однако, в своем позднем очерке мемуарист, посвятил не одну страницу помещику-театралу «Буянову», где весьма нелестно высказался не только о личности, но и нравах царящих в театре. [7,56]
Восторженный отзыв о театре Гладкова писал другой наш именитый земляк – Виссарион Григорьевич Белинский. В то время В. Г. Белинский учился в гимназии, которая располагалась недалеко от театра (здание существует и по сей день в нем расположена классическая гимназия № 1 имени В.Г. Белинского, ул. Красная, 54).
Тем не менее, здание театра постепенно ветшало, средств на его содержание у семьи Гладковых не было. В 1828 году поэт П.А. Вяземский, после посещения театра писал: «Театр, как тростник от ветра колыхаясь, — ветхий и холодный, род землянки. В ложи сходишь по лестнице крючковатой. Освещение сальными свечами, кажется, поголовное по числу зрителей» [14,35]. Закат театральной эпохи «гладковщины» наступил в 1829 году, когда здание было пущено с публичных торгов. Причиной закрытия театра называли жестокое обращение его владельца со своими крепостными актерами.
В 1846 году, другой пензенский помещик Иван Николаевич Горсткин, решил выступить в роли покровителя Мельпомены. В 1827 году Ивану Николаевичу разрешили вернуться из г. Вятки, куда он был сослан за причастность к делу о декабристах, в свое родное имение с. Голодяевка, Чембарского уезда. Спустя девять лет, Иван Николаевич решит приобрести и отремонтировать здание театра Гладковых, где начнет ставить спектакли силами любителей и организует сдачу здание приезжим труппам профессионалов. В 1862 году театр Горсткина снял антрепренер П.М. Медведев, который в своих воспоминаниях так описывает свою встречу с известным пензенским театралом: «…Как теперь помню: за большим письменным столом сидел высокого роста, сутуловатый, худощавый, седой как лунь старик; он имел высокий лоб, продолговатое морщинистое лицо, орлиный нос, черные глаза и брови, глаза, в которые нельзя смотреть. Так как они пронизывали тебя, так много в них было электричества, тонкие губы и в общем очень умное выражение лица. Это был декабрист Иван Николаевич Горсткин…» [14,76].
В 1840–50-е гг. антрепризу держал Залесский с репертуаром романтических драм и трагедий («Эсмеральда» по Виктору Гюго, «Дочь разбойника», «Тридцать лет, или Жизнь игрока» и др.). В 1850 году давала гастроли итальянская опера, в 1853 году труппа московских и петербургских актеров, в 1862–1863 гг. спектакли известного актера и режиссера П. М. Медведева, который в последующем организовал в Пензе первое актёрское товарищество. В 1864 восемь спектаклей сыграл знаменитый негритянский трагик Айра Олдридж (был знаменит в США исполнением роли Отелло по пьесе У. Шекспира).
В 1876 году театр перешел к Л. И. Горсткину, продолжившему дело отца. Из выдающихся заслуг Горсткина-сына, следует отметить антрепризу Г. Граббе, ставившего в Летнем саду мелодрамы и водевили, В. П. Далматова в сезоны 1877–1881, в труппе которого играл «король московских репортеров» будущий писатель В. А. Гиляровский. Три сезона подряд здесь в труппе антрепренера В. П. Далматова-Лучича, играл под псевдонимом В. А. Сологуб писатель Владимир Алексеевич Гиляровский. О времени, проведенном в Пензе, Далматов вспоминал такими словами: «Никогда, ни при каких обстоятельствах, ни в горе, ни в радости я не забывал «нашу Пензу», где я провел лучшие годы, среди прекрасных, доброжелательных людей, воодушевлявших меня в тяжелые минуты и радовавшихся за меня при удачах» [14,86].
В 1891 году Л.И. Горсткин, продает усадьбу антрепренеру Петру Ивановичу Дубовицкому, снимавшему до того театр Горсткина. Под антрепризой Дубовицкого в 1890 году здесь состоялся дебют актера Н. П. Россова в роли Гамлета, с которой начался его триумфальный путь на сцене. Через три года П.И. Дубовицкий разорился и был вынужден продать усадьбу, на которую очень быстро нашелся новый хозяин.
В июне 1894 года усадьбу с торгов купил заядлый театрал Петр Михайлович Вышеславцев. В 1903 году она перешла к его детям, а в 1910 году ее единоличным владельцем стал Николай Петрович Вышеславцев. В театре Вышеславцевых, или в Зимнем театре, как его еще называли, играли многие известные актеры, в том числе братья Адельгейм, начинали службу будущая народная артистка Е. П. Корчагина-Александровская. В 1880–90-е гг. антрепризу держали режиссер Дубовицкий, известный драматург и актер Д. Т. Ленский, впервые поставивший в Пензе «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, в спектаклях играли известные артисты Андреев - Бурлак, Киселевский, комик Жуковский, Зорина.

«Театральный ветер перемен». XX век в истории пензенского театра.

В 1896 году организуется Пензенский народный театр, открывший сезон пьесой Островского «Бедность не порок». В его постановках участвовали члены ранее созданного драматического кружка имени В. Г. Белинского: В. Э. Мейерхольд, Д. С. Волков, О. М. Мунт, а позже, уже в XX веке, И. И. Мозжухин, будущий маршал М. Н. Тухачевский и др.
Период существования театра (до 1918 года) ознаменован серьезной и плодотворной деятельностью. В его репертуаре наряду с традиционной классикой (постановки Грибоедова, Сухово-Кобылина, Островского) были и современные на тот моммент авторы: А. П. Чехов, Л. Андреев, Л. Н. Толстой, С. Найдёнов, Е. Чириков, К. Гамсун, Г. Гауптман, Г. Ибсен. Работа местного театра не препятствует гастролям других театральных трупп в Пензе.
В 1904 году в Пензу приезжает Всеволод Мейерхольд (уроженец нашего города, чей отчий дом существует и сейчас) со своим «Товариществом Новой драмы», знакомя земляков с пьесами А. М. Горького. Когда в конце 1930-х годов у Станиславского спросят, кого он считает лучшим советским режиссером, он ответит: «Единственный режиссер, которого я знаю, это Мейерхольд». Всеволод Мейерхольд сыграл выдающуюся роль в становлении театра нового типа – условного театра [2,72]. Особый подход у В. С. Мейерхольда был и к актерской составляющей. В представлениях Мейерхольда «актерское существование» выражается в следующем:
1. Большая мера обобщения.
2. Импровизационность.
3. Передача актерам не образа, а своего отношения к образу.
4. Прием предигры. Движение рождает слово.
5. Актер должен зеркалить, слышать и видеть себя со стороны.
6. Синтетичность актера.
7. Создание социального образа маски.
8. Действие актера строилось по цепочке: намерение – осуществление – реакция.
В 1911 гастролирует драматическая труппа Д. С. Семченко, в 1912 году - театр В. В. Чарского, в 1913 году - антреприза Д. Ф. Константинова. Систематически гастролируют опера и оперетта (в основном, в летние сезоны). В один театральный сезон, в Пензе могли выступать одновременно 2-3 труппы [14]. В 1916 открывается специально построенный Народный дом имени императора Александра II, предоставивший театральному искусству превосходную сцену. Здание (ул. Московская, 89) до сих пор основное помещение стационарного Пензенского областного драматического театра имени А. В. Луначарского (на фото – вид Драмтеатра, после масштабной «реставрации» после пожара 2 января 2008 года).
В первые послереволюционные годы в городе возникают многочисленные, чаще по продолжительности кратковременные, самодеятельные театральные коллективы. Только за период 1918–1919 гг. были зафиксированы: Камерный театр, Свободный театр (он же Театр художественных миниатюр), Гарнизонный (он же театр «Народный дом»), Летний театр им. В. Г. Белинского и просто «Новый летний театр». Наконец, Пролеткультовский театр и ещё Государственная студия драматических искусств. Этот период, увлечение сценой носило более просвещенческий, нежели театрально-художественный характер. Это наглядно демонстрирует пример «Госдрамстудии», «насчитывающая до 119 курсантов», поставившая несколько пьес классического репертуара и одноактных спектаклей-инсценировок. Более серьезной была деятельность театра «Народный дом». Репертуар его включал помимо пьес, близких духу той эпохи («Стенька Разин», «Вильгельм Телль», «Смерть Дантона» и др.), старую классику – Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, Мольера, К. Гуцкова и даже «Царя Эдипа» Софокла. Кроме того, театр «стал давать не только драму, но и оперу из местных молодых сил» – оперной (Ф. П. Вазерский) и балетной (И. В. Быстренина) студий. В 1920 театр получает статус профессионального и ему присваивается имя наркома просвещения А. В. Луначарского, пьесы которого – «Канцлер и слесарь», «Яд», «Королевский брадобрей», «Медвежья свадьба» шли на его сцене. Работа театра тогда поражала своей интенсивностью: в отчете за январь 1921 года перечислены 22 драмы и 21 опера, поставленные, и указаны еще 24, принятые к постановке. Однако, не всегда на сцене ставились агитационные спектакли, большую часть репертуара занимала классика [14,68].
Стоит отметить, что положение театров в то время, было тяжелым, несмотря на, казалось бы, плодотворную театральную деятельность. Недостаток финансирования, не слишком успешные театральные сезоны, которые давали исключительно дефицит. В письме наркому просвещения А. В. Луначарскому, В. И. Ленин писал, что «..все театры советую положить в гроб..и наркому надлежит заниматься не театром, а обучению грамоте». Конечно, доля правды в словах Ленина, несомненно, есть. В тяжелые для страны время, важный вопрос - подготовка квалифицированных кадров, однако привитие навыков культуры широким слоям культуры, тоже своего рода ликбез, и этим с энтузиазмом занимались деятели театральной сцены.
В 1930–1940-е гг. репертуар театров обновляется за счёт новых современных пьес («Темп», «Поэма о топоре», «Мой друг» Н. Погодина, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Шторм» Билль-Белоцерковского, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Хлеб» и «Чудесный сплав» В. Киршона, «Платон Кречет» А. Корнейчука и мн. др.). Контроль за репертуаром становится все более жестки, но на деле проследить процентное соотношение советских, рабочих и классических постановок было сложно. Так, в 1933 году из заявленных Драматическим театром 80ти советских постановок, были показаны только 44. Вопрос об финансовой поддержке театра стоял по-прежнему остро, необходимо было приводить нового зрителя. Для этого пензенские профсоюзы работников искусств, работали над привлечением в театр рабочего зрителя. Контрамарки были представлены либо со скидкой, либо бесплатными. Но подобная практика обернулась и неприятностями. Как уже говорилось раннее, из-за слабого материального оснащения, многие театры переводились на самоокупаемость, билетов становилось меньше, и многие из них оседали в карманах чиновников, при этом оставшаяся часть свободных билетов в стоимости увеличивалась в разы [14]. В 1936 году, при выполнении плана по наполняемости театра, по завершению театрального сезона было выполнено лишь 55 %, вместо 64. Это объяснялось, тем, что в городе имелись проблемы с общественным транспортом, и жители окраин не могли добраться до театров. Кроме того, определенную долю зрителя забирали хорошо оборудованные клубы, находившиеся вблизи предприятий, рядом с которыми зачастую находились жилые дома.
Несмотря, на тяжелое финансовое положение, в 1934 году был открыт филиал московского академического Малого театра в с. Земетчино (Земетчинский филиал московского Малого театра). В отличие от аналогичных филиалов других театров, комплектовавших труппы из второстепенных актеров, в данном случае коллектив возглавил выдающийся режиссер И. С. Платон, а в спектаклях принимали участие ведущие артисты. Несколько лет работал областной колхозно-совхозный театр смешанного состава в Нижнем Ломове.
В годы Великой Отечественной войны пензенские театральные деятели разрабатывают актуальную героико-патриотическую тематику («Парень из нашего города», «Русские люди», К. М. Симонова, «Нашествие» Л. М. Леонова и др.). Артисты в составе творческих бригад давали концерты и выступали перед бойцами Красной Армии для поддержания их боевого духа. В те же годы продолжал функциoниpовать театр в Кузнецке.
В послевоенные годы в театры приходит молодежь, имеющая актерское или режиссерское образование. Повышается исполнительская культура, а следовательно, меняются и запросы зрителей. Происходит рост интереса к сцене, к искусству драмы, что находит отражение в большом количестве самодеятельных театральных коллективов. В первые послевоенные годы в Пензе ставили пьесы драматические кружки при Доме культуры им. Кирова, при клубе железнодорожников, в педагогическом и индустриальном институтах. Постепенное вливание материальных средств в пензенский областной драматический театр, сказывается на его внешнем облике – здание дважды капитально ремонтируют, увеличивается состав труппы, повышается качество декораций и т. д. В Пензенской области функционирует также целая плеяда театров – это народные театры в Сердобске, Лунино, Бессоновке и Кузнецке.
Традиционно каждый летний сезон, на гастроли в Пензу приезжали театры из Смоленска, Ульяновска, Горького, Ростова, Липецка, Таганрога, Шахт, Ижевска, Челябинска, Перми, Волгограда, Казани, Краснодара, Тернополя, Саратова, Иванова, Куйбышева и др. Проходили гастроли столичных театров: Московского областного театра драмы, Московского академического Малого театра, с которым была установлена долговременная творческая связь. В свою очередь наш областной театр драмы посетил с гастролями немало городов страны, в том числе четырежды (в 1957, 1958, 1966, 1979) Москву, а в 1985 – Ленинград.
Кроме того, много лет в Пензе существует театр кукол. В 1992 организован театр юного зрителя. В Кузнецке с 1979 по 2005 работал эксцентричный молодёжный театр-студия «Бум», по стилистике являющийся театром-балаганом.
Особенностью театральной жизни послевоенного времени является интерес к тематике и драматургии краеведческого характера. Впервые были поставлены юношеские драмы М. Ю. Лермонтова «Испанцы» и «Странный человек», трагедия В. Г. Белинского «Дмитрий Калинин». Ставились пьесы современных местных авторов: «Родное крыльцо» и «Мятежный год» В. И. Кирюшкина, «Лермонтов» В. П. Налобина, «Три дуэли» А. С. Гуляева, «Несколько майских дней» В. Н. Садчикова, «Главный разговор – завтра» М. и В. Сидоренко, «Гусарская элегия» Н. М. Инюшкина и В. Н. Садчикова. Было множество инсценировок прозы писателей-земляков и оригинальных драм. постановок на местном телевидении (В. Л. Садовского, В. С. Стенькина, К. Д. Вишневского, Н. М. Инюшкина и др.).
В 1984 был открыт музей cцeнического искусства в доме, некогда принадлежавшем семейству Мейерхольдов. На базе музея функционирует «Театр Доктора Дапертутто» (художественный руководитель - Н. А. Кугель), осуществляющая постановку одноактных пьес. Ранее театр носил название «Авансцена», но в последующем было решено отдать предпочтение творческому псевдониму В.Э. Мейерхольда в названии театра, этому как бы и способствовало и местонахождение. Сами современники нашего земляка описывали следующим образом приобретение Всеволодом Эмильевичем, столь экзотического псевдонима: «В. С. Мейерхольд наследовал от Гофмана «ящик с игрушками». Там были паяцы, гротески «в манере Калло», как называл Гофман персон итальянской комедии дель Арте, автоматы. Там же хранился сонм чародеев с хищными носами. Один из них, в малиновом камзоле с большими серебряными пуговицами, промышлял тем, что извлекал отражения незадачливых обывателей из зеркал. Его имя присвоил себе Мейерхольд, стал называться Доктором Дапертутто. То был прозрачный псевдоним режиссера Императорских театров, ироничный (в то время ирония была в чести), на самом деле более чем серьезный. На малых сценах Доктор Дапертутто ставил, условно говоря, кукольные спектакли, продолжая традицию своего знаменитого и скандального «Балаганчика». Актеры играли кукол в «Шарфе Коломбины» по пьесе А. Шницлера. Треугольник театра марионеток -несчастливый союз: Арлекин, Коломбина, Пьеро» [3,25]. Таким образом, термин «Доктор Дапертутто» - это псевдоним В. С. Мейерхольда, взятый как дань уважения творчеству И. Гофмана. Многие его современники, отмечали схожесть Всеволода Эмильевича с персонажами произведений Гофмана или Гоцци. Об этом упоминал В. Г. Сахновский в своей статье: «Меняя маски, изменяясь до неузнаваемости как истинный лицедей, мудрый как химера..лицо из Гофмана или Гоцци» [10, 43]. Псевдоним «Доктор Дапертутто» был по своему содержанию близок к эстетике символизма, и во многом отражал даже личные черты творчества В. С. Мейерхольда.
Из современных пензенских театральных трупп можно выделить театр «Кириллица», основанный студентами и выпускниками естсественно-географического факультета ПИ имени В.Г. Белинского. Театр "Кириллица" существует с 2015 года и за это время, режиссером театра Константином Бутиным были поставлены такие спектакли как: «Шукшинские рассказы», «Шинель», «Валентин и Валентина», «Записки юного врача», «Зощенко. Рассказы». В марте этого года публике будет представлена постановка по произведению А. Куприна «Яма». Всего на данный момент в театре числится 50 человек - это актеры, декораторы, художники по костюмам, реквизиторы и другие. Площадки для выступлений у театральной группы, всегла разные,это и Литературный музей, ДК имени Кирова, малая сцена Пензенского драматического театра им. Луначарского. На данный момент Театр «Кириллица» считается лучшим студенческим театром Поволжья.

Заключение
«По туманной, но безошибочной классификации антрепренеров... город Пенза... всегда считался городом театральным», - именно так написал когда- то в своих мемуарах драматург А. Гладков. Несмотря на отдаленность от двух крупнейших культурных столиц России – Москвы и Санкт-Петербурга – провинциальный городок Пенза, смог доказать заезжим антрепренерам, известным критикам и маститым режиссерам крупных театров, что по праву может считаться одной из театральных «жемчужин» России.
На протяжении нескольких столетий, истории пензенских театров показывали, что их существование – это скорее закон «вопреки». Появлялись и содержались они исключительно на собственные средства. Некоторые владельцы театров в императорской России были энтузиастами своего дела, хотя, как показало изучение истории, таковыми были не все, кому-то из помещиков хотелось лишь предстать этаким ценителем прекрасного перед широкой общественностью. Но такие заведения существовали недолго, т.к. без искренней любви к своему делу, конечно, существовать нельзя. Даже во времена СССР, при недостаточности средств и наличии жесткой агитационной политики, театральные подмостки несли зерна «разумного, доброго, вечного», теперь уже в жизни простых женщин и мужчин с заводов, фабрик и т.п. Всегда были люди неравнодушные к ремеслу театральному.
С Пензенским краем тесно связано множество лиц, имевших непосредственное отношение к театру. Как драматурги выступали И. М. Долгорукий, И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов, И. А. Салов, П. Н. Арапов, С. А. Найденов, выдающимися актерами и театр. деятелями были В. Э. Мейерхольд, И. И. Мозжухин, кинорежиссер В. И. Пудовкин, театральный критик Н. Д. Волков, народные артисты РСФСР П. М. Кирсанов и Л. А. Лозицкая.
Как писал итальянский драматург Карло Гоцци (чьи произведения можно увидеть в театре Доктора Дапертутто): «Мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой»…А мы бы пожалуй добавили, что не просто всенародной школой..а школой жизни, нашей повседневной жизни..
Список литературы

1. Альтшуллер, А. В. Э. Мейерхольд и актеры Александринского . театра. // Театр и драматургия. Вып. 2. Л., 1967.
2. Богданов-Березовский, В. М. Мейерхольд // Встречи. — М.: Искусство, 1967. — С. 75—110. — 280 с. — 25 000 экз.
3. Всеволод Мейерхольд: Условность [предисл. А. Лемон] // Формальный метод: Антология русского модернизма // сост. С. Ушакин. — Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. — Т. 3. — С. 503–752. — 906 с. — ISBN 978-5-7525-2997-9.
4. Всемирная История в десяти томах. Академия наук СССР. Институт истории. Институт народов Азии. Институт Африки. Институт Славяноведения. Издательство Социально-Экономической литературы “Мысль”. Под редакцией: В.В. Курасова, А.М. Некрича, Е.А. Болтина, А.Я. Грунта, Н.Г. Павленко, С.П. Платонова, А.М. Самсонова, С.Л. Тихвинского.
5. Гиляровский, В.А., Мои скитания; Люди театра // В.А. Гиляровский; [Предисл. Н. Кружкова]. - М. : Правда, 1987. – 477 с.
6. Дмитриевский, В. Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XX в. // В. Н. Дмитриевский, – СПб., 2007. С.21.
7. Дынник, Т. А. Крепостной театр. // Т.А. Дынник, М. – Л., 1933;
8. Молебнов, Г.В., Дьяконов В.А. Лицедеи, певчие, музыканты. // Г.В. Молебнов, В. А. Дъяконов, Саратов. 1991; Наследие.
9. Волков, Н. Д. Театральные вечера // Н.Д. Волков, М., 1966;
10. Елагин, Ю. Всеволод Мейерхольд. Темный гений // Ю. Елагин, М.: Вагриус, 1998, — 368 с., 5 000 экз., ISBN 5-7027-0764-8
11. Жаров, М. И. Жизнь, театр, кино. // М. И. Жаров. М., 1967.
12. Звенигородская, Н. Э. Провинциальные сезоны Всеволода Мейерхольда (1902—1905 гг.) // Н. Э. Звенигородская, М.: «УРСС», 2004. — 256 с.
13. Ильинский, И.В.. Сам о себе // И.В. Ильинский. М., 1973.
14. К. Д. Вишневский. Театральная жизнь // Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.
15. Майоров В. М. Земетчинский филиал Московского Малого театра // Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 199
16. Мейерхольд. Наследие 1: Автобиографические материалы. Документы 1896—1903 гг. М.: ОГИ, 1998. — 744 с. — ISBN 5-900241-34-3
17. Молебнов М. П. Пензенский крепостной театр Гладковых // М. П. Молебнов, П., 1955
18. Мочалов В. А. Театр Гладковых // Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.

Интерет-ресурсы:
https://www.culture.ru/persons/8760/vsevolod-meierkhold
https://cyberleninka.ru/article/n/v-e-meyerhold-i-ego-teatralnoe-nasledie
https://cyberleninka.ru/article/v/gofmanovskiy-kompleks-u-v-e-meyerholda
http://www.dslib.net/teorja-kultury/specifika-uslovnosti-hudozhestvennogo-jazyka-v-kulturnyh-tekstah-v-je-mejerholda.html - автореферат
http://www.dissercat.com/content/postroenie-ponyatiinykh-i-terminologicheskikh-ryadov-na-materiale-rezhisser-naslediya-k-s-st - автореферат
https://penzanews.ru/region/encyclopedia/9343-2009 - публикация из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

 

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top