В.С. Назарова

 

Дивногорье – место на юге Среднерусской возвышенности, расположен-ное у впадения р. Тихой Сосны в Дон. Свое название оно берет от слова «диво». Согласно словарю Д. Н. Ушакова, диво – это то, что вызывает удивление, чудо . И недаром: природные меловые столбы, возвышающиеся над поймой рек, из-давна пленяли воображение людей. Первым о них упомянул еще Игнатий Смо-лянин в 1389 г.: «Оттуда же приплыли к Тихой Сосне и видели столпы камен-ные белые, дивно и красиво стоят они рядом, как маленькие стога, белы и очень светлы над рекою над Сосною ».
В 1653 г. в этом живописном месте был основан Свято-Успенский Дивно-горский мужской монастырь. Об этом говорится в грамотах о пожаловании мо-настырю хлебной руги 1657 г. и о передаче архимандриту с братией сенных по-косов на Тихой Сосне 1700 и 1701 гг. Обитель располагала не только наземны-ми, но и пещерными постройками. По мнению церковного историка П. В. Никольского, сооружение пещер, устройство в них церквей, срезание ме-ловой горы «первобытными заступами» говорят о религиозном порыве и увле-чении дивногорской братии .
Одной из наиболее интересных страниц истории Дивногорского монасты-ря является обретение Сицилийской иконы Божьей Матери как чудотворной. Как мы увидим, во второй половине XIX – начале XX вв. этот сюжет нередко освещался как в научной, так и в религиозной литературе. Священник Алек-сандр (Кременецкий) даже посвятил иконе отдельный труд . Однако в совре-менной России эта тема оказалась незаслуженно позабытой. По нашим данным, на настоящий момент нет ни одной научной работы о Сицилийской иконе Божь-ей Матери. В лучшем случае она упоминается бегло , несмотря на то, что до Октябрьской революции икона была частью духовной культуры Воронежской и соседних губерний. Так, в 1916 г. священник Петр (Сергеев) писал: «Торжество было неописуемое. Народу, говорят, было не менее, как 70–80 тысяч. Призна-юсь, я такого торжества ещё не видывал! Видал я большие крестные ходы и в Петрограде, и в Москве, устраивал и сам грандиозные, но описанный превосхо-дил всякое моё представление! ». Впоследствии религиозные шествия с иконой были запрещены.
В 2010 г. традиция крестного хода с Сицилийской иконой Божьей Матери была возрождена. По нашим наблюдениям, в 2018 г. в нем приняли участие 120 человек.
Впервые об этой иконе сообщил в своем труде архимандрит Макарий (Миролюбов). В 1831 г. в г. Коротояке вспыхнула холера. На меловом столбе в двух верстах от Дивногорского монастыря была обнаружена Сицилийская икона Божьей Матери, «благоволившей явить видимое знамение своего заступления всем притекающим с верой христианам ». В память об исцелении жители Ко-ротояка, а впоследствии и Острогожска, где история повторилась, решили при-нимать у себя чудотворную икону ежегодно. Архимандриту Макарию удалось выяснить, что подлинник иконы, известный с 1090 г., находится в Москве .
Через несколько лет эту информацию позаимствовал для своего сочине-ния краевед Г. М. Веселовский, от себя ничего не добавив .
В сборнике, посвященном чудотворным иконам, приведена более точная дата первого упоминания об иконе (1092) . Текст снабжен иллюстрацией (см. Приложение 1).
Сообщение архимандрита Димитрия (Самбикина) связывает эти сжатые и отрывочные сведения в единое целое. Икона имеет два названия: Дивногорская, по месту пребывания, и Сицилийская, поскольку предание связывает ее проис-хождение с Сицилией. Согласно тому же преданию, ее принесли первые насель-ники Дивногорского монастыря Ксенофонт и Иоасаф. Армандрит Димитрий предполагал, что они были греками, в XV в. бежавшими в Италию, а оттуда, го-нимые ревностными католиками, – в православную Россию. Неслучайно день иконы совпадает с днем св. Агафьи – покровительницы Сицилии (5 (18) февраля) .
С середины XVIII в., опять-таки по преданию, икона была врезана в мело-вой столб в двух верстах от Дивногорского монастыря, где собирала множество почитателей. Но в начале XIX в. местные жители по непонятной причине пере-стали посещать это место. Об иконе вспомнили в 1831 г., когда в окрестностях появилась холера. Жившая в Коротояке Екатерина Коломенская увидела во сне Божью Мать, для избавления от болезни повелевшую помолиться перед иконой из Дивногорского монастыря. Узнав об этом, жители Коротояка обратились к обитателям бывшего Коротоякского монастыря, а теперь подворья Дивногор-ской обители. Один из служителей сообщил, что видел подобную икону на пути из Острогожска в Дивногорье. Ее нашли, сняли и принесли на подворье, где был отслужен молебен и совершен крестный ход. Холера стала ослабевать, а вскоре совсем прекратилась. С тех пор икону вносили в Коротояк ежегодно, где ей по-клонялись в течение нескольких недель. В 1847 г. холера пришла в Острогожск, но и в этот раз от нее быстро избавились. С 1850 г. икону, помимо Коротояка, вносили в Острогожск .
Архимандрит Димитрий привел описание иконы. Божья Мать сидит на облаках, поддерживая Младенца Иисуса. В руках они держат по ветке лилии с шестью цветками. Над головой Божьей Матери изображен Святой Дух. По сто-ронам от Божьей Матери и Младенца парят шестеро ангелов, еще двое стоят на коленях, воздев руки .
Любопытно, что в другом, более позднем сочинении епископ Димитрий поделился новыми деталями этой истории. Путь Ксенофонта и Иоасафа лежал через Киев. В XVIII в. икону поместили на меловой столб по распоряжению настоятеля. В 1831 г. Коломенская и ее спутники узнали о возможном местопо-ложении иконы не в Коротоякском подворье, а в Дивногорском монастыре. Бо-жья Мать и Младенец держат в руках пальмовые ветки .
С течением времени история иконы приобретает все новые подробности. Например, у Никольского можно прочитать про то, как на следующее утро по-сле своего видения Коломенская пришла в Коротоякский собор, где и переска-зала согражданам слова Божьей Матери, а те ей поверили, потому что неодно-кратно замечали в соборе неизвестно откуда исходивший свет. Выходило, что свет был знамением. Получив разрешение коротоякского духовенства, Коло-менская с помощниками отправились в Дивногорский монастырь . Труд Ни-кольского снабжен иллюстрацией иконы (см. Приложение 2).
Противоречивые сведения публикуют авторы «Сказаний о земной жизни Пресвятой Богородицы». Они относят икону к 1092 г. и XVI в. одновременно .
По убеждению протоиерея Иоанна (Бухарева), «явление сей иконы после-довало в 1092 году. Один из списков сей иконы находится в Дивногорском мо-настыре Воронежской епархии и пользуется особым уважением с 1831 года. То-гда благодатною помощью Пресвятой Богородицы скоро прекратилась появив-шаяся в тех местах холера ».
О «явлении» иконы в 1092 г. на Сицилии сказано и в книге духовного пи-сателя Е. Н. Поселянина. В Россию, согласно преданию, ее принесли благоче-стивые старцы Ксенофонт и Иоасаф в конце XV в., после падения Византии и исхода православного населения в Италию и на Сицилию. По месту пребывания икону называют Дивногорской. Образ прославился как чудотворный в 1831 г. в связи с прекращением холеры . В сборнике Поселянина представлена иллю-страция иконы (см. Приложение 3).
Труд священника Александра (Кременецкого) – это, по сути, свод всей имеющейся (к началу XX в.) информации об иконе. В нем есть оригинальные предположения и выводы, но в том, что касается фактов, историк идет вслед за своими предшественниками: «явление» иконы в 1092 г., прославление в 1831 г. в связи с избавлением от холеры.
Любопытны гипотезы священника Александра касательно ранней истории иконы. На Сицилии, судя по стилю иконописи, она появилась в IX–XI вв. В Рос-сию ее могли принести русские воины, вернувшиеся с Сицилии после неудачной военной кампании, в ходе которой в составе византийского войска защищали остров от нашествия арабов, и произошло это в 1092 г. .
Крупный исследователь византийского и древнерусского искусства Н. П. Кондаков ставил икону в один ряд с Боголюбской, Египетской, Мирож-ской, Путивльской, Смоленской и некоторыми другими богородичными икона-ми «поздневизантийского периода» – XI–XIII вв. А приведенный Кондаковым перечень типов византийской иконографии показывает, что икона относится к т.н. «Печерскому» – Божья Мать держит Младенца Иисуса перед собой на ко-ленях .
Эта информация играет важнейшую роль в воссоздании ранней истории иконы. Она вкладывает смысл в многократно упоминавшуюся дату – 1092 г., а также вписывает икону в иконографию Божьей Матери.
В другом труде Кондаков, ссылаясь на различные, в т.ч. иностранные ме-сяцесловы, уточнил, что «явление» иконы произошло 5 февраля 1092 г. в Мес-сине .
Какие выводы можно сделать на основе изложенного?
Во-первых, Сицилийский образ Божьей Матери появился не позднее XIII вв. Есть основания считать, что отправной точкой его истории стал 1092 г., но говорить об этом уверенно пока не приходится. То же самое относится и к месту «явления» иконы. Хотя Мессина вписывается в ее историю, более того – объясняет название, относиться к этой информации стоит с большой осторож-ностью.
Во-вторых, в России икона появилась не позднее 1727 г. Интересно, что уже тогда она фигурировала под двумя названиями – Сицилийская и Дивногор-ская . По нашему мнению, в Дивногорье ее принесли основатели и первые насельники обители. Известно, что они были малороссиянами, поэтому в доку-ментах называли себя «иноземцами» . Не потому ли у архимандрита Димитрия сказано, что «в редком храме, особенно в малороссийских уездах, не находится копия этой святой иконы »?
Но, вероятно, до спасения местных жителей от холеры она ничем не вы-делялась среди других икон Дивногорского монастыря. Лишь прославившись как чудотворная, она стала темой проповедей, статей и даже отдельных трудов, а поскольку икона «проявила себя» не только в 1831 г., эта тема не утихала вплоть до Октябрьской революции.
Священник Александр был уверен, что икона почиталась с момента ее по-явления в Дивногорье . Известные нам факты скорее опровергают, чем под-тверждают его слова. Во-первых, икона не упоминается ни в одном из дошед-ших до нас источников, хотя бы косвенно, даже в подробной описи монастыр-ского имущества 1714 г.
Об описи стоит сказать отдельно. Составлявшим ее священникам повеле-ли «в Дивногорском Успенском монастыре святые церкви и в них святые иконы и ризницу и всякую церковную утварь, лошадей и скотину, и всякие заводы пе-реписать именно ». То есть монастырские иконы были им относительно инте-ресны. Тем удивительнее отсутствие хотя бы намека если не на Сицилийскую, то на главную икону монастыря.
Это странно, даже если учесть, что составители не изучали, а оценивали имущество обители. Почитаемую икону принято украшать благородными ме-таллами, драгоценностями. Но в описи указано: все иконы на медных досках. Едва ли обитатели монастыря экономили на убранстве: одна только шапка ар-химандрита была украшена жемчугом, серебром и позолотой .
Во-вторых, возведенная на месте деревянной, в 1758 г. была освещена ка-менная церковь Владимирской, а не Сицилийской Божьей Матери . Наоборот, после обретения иконы как чудотворной это название станет популярным. В 1862 и 1903 гг. его получат два храма в Дивногорье . В 1870 г. в Острогожске начнется строительство молитвенного дома в честь Сицилийской иконы Божьей Матери .
Сведений о том, что с середины XVIII в. икона находилась на вершине мелового столба, источники не содержат. Скорее всего, это предание, со време-нем дополнившее историю о поисках иконы Коломенской. Ведь напрашивались вопросы, когда, как и почему икона очутилась в таком необычном месте.
Поскольку основные труды об иконе были изданы не ранее 1860-х гг., мы полагаем, что широкую известность она обрела не сразу. В 1859 г. помимо Ко-ротояка и Острогожска право принимать у себя икону получила сл. Алексеевка Бирюченского уезда. Молитвы перед иконой помогли ее жителям избавиться от череды крупных пожаров . О заступничестве просили и по личным причинам. В литературе наибольшее распространение получила история исцеления кресть-янки Семерниной из сл. Бутурлиновки Бобровского уезда .
В итоге в 1862 г. Воронежская Духовная консистория обязала настоятеля Дивногорского монастыря вести летопись «благодатных знамений, какие могут совершаться при означенной иконе Божьей Матери; и своевременно доносить о том епархиальному начальству ».
По архимандриту Макарию, подлинник иконы был увезен в Москву. Хотя сообщение не подтверждено ссылкой на источник, основания верить ему все же есть. Оно объясняет, почему описания иконы, сделанные епископом Димитрием, священником Александром и другими историками отличаются. Это списки. Но со стороны историков было бы целесообразнее характеризовать подлинник, особенно после изложения его истории начиная с 1092 г. Впрочем, священник Александр и не сомневался в том, что описал оригинал («Не список, а подлин-ная икона находится в Дивног. монастыре »). Противоречия в описаниях иконы он рассматривал как ошибки, что, на наш взгляд, несколько наивно. Немалая часть историков Дивногорского монастыря относилась к духовенству. Они не могли спутать лилии, символы непорочности, с пальмовыми ветками, означав-шими победу и славу. Было бы наивно говорить и об ошибках художников (см. Приложения 1–3).
С другой стороны, трудно вообразить, чтобы Дивногорский монастырь добровольно расстался бы с чудотворной иконой, снискавшей народную лю-бовь. Но исключать такой вариант не стоит, поскольку обитель остро нуждалась в средствах. Ее удручающий вид побуждал посетителей делать пожертвования. Так, в 1836 г. М. Исаева, которая «в бытность свою в монастыре видела край-нюю бедность монахов, при многотрудном их занятии не имеющих никаких способов к приличному и соответствующему их сану одеянию», пожертвовала 1000 рублей. Ее примеру последовала «благотворительная особа», пожелавшая остаться неизвестной. В 1837 г. монастырь получил 5000 рублей от графини А. А. Орловой-Чесменской, а также 5 десятин строевого леса и сруб в с. Хреновом .
Важно помнить еще две детали. Во-первых, с духовной точки зрения спи-сок равнозначен подлиннику. Во-вторых, молитвы перед иконой направлены не на икону, а через нее (в данном случае – Божьей Матери).
В 1866 г. в Острогожске снова вспыхнула холера. В память об исцелении в 1871 г. в центре города был освящен молитвенный дом Сицилийской иконы Божьей Матери. Именно в нем, а не в соборной церкви теперь находилась икона в период своего пребывания в Острогожске . В 1872 г. были спасены от засухи степи г. Боброва. «Господняя благодать! Ради молитв Пречистой Своей Матери, Господь удивил на нас грешных Свою милость: в полночь на 3-е июня над нашим селом собралась черная громадная туча и пролил такой дождь, что и утром ещё стояли в некоторых местах лужи, – насытилась, напиталась корми-лица! Даже не верится, откуда дождь мог взяться, и откуда нам сие?! » – запи-сал сельский священник в своем дневнике.
Неудивительно, что порой списки были схожи лишь в основном, – гео-графия их распространения все время росла.
В 1909 г. икону принимали в с. Красное Нижнедевицкого уезда. Священ-ник Григорий (Лебедев) рассказал, с каким восторгом толпа верующих ждала, приветствовала и провожала икону, а через два дня пролился «обильный дождь, дав хороший сев и роскошные всходы ».
Сицилийская, или, как ее еще называли, Исцелийская икона встречается и сегодня. Ее списки XIX в. имеются в Дивногорском монастыре, церквях гг. Лиски, Россошь и многих других местах (см. Приложение 4). Отреставриро-ванный список того же времени экспонируется в пещерном комплексе музея-заповедника «Дивногорье» (см. Приложение 5).

 


Список использованных источников и литературы
Источники
Акты Дивногорского Успенского монастыря / сост. А. М. Правдин // Во-ронежская старина. – Воронеж, 1902. – Вып. 1. – С. 57–90.
Богоматерь: полное иллюстрированное описание Ея земной жизни и по-священных Ея имени чудотворных икон / под ред. Е. Поселянина. – СПб.: Кни-гоиздательство П. П. Сойкина, 1909. – Кн. 1. – 224 с.
Воронежский край с древнейших времен до конца XVII века: документы и материалы по истории края / сост. В. П. Загоровский. – Воронеж: Изд-во Воро-неж. ун-та, 1976. – 192 с.
Григорий (Лебедев), свящ. Жива ли вера в народе? / свящ. Григорий (Ле-бедев) // Воронежские епархиальные ведомости. – 1909. – №3. – С. 145–153.
Петр (Сергеев), свящ. Ещё торжество в Дивногорской обители / свящ. Петр (Сергеев) // Воронежские епархиальные ведомости. – 1916. – №3. –С. 1227–1231.
Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богоро-дицы, в православной церкви прославляемых. – М.: Издание книгопродавца Ма-нухина, 1866. – 63, V с., 30 л. ил.
Сергий (Спасский), еп. Святой и животворящий крест Господень и право-славной учение о почитании святых икон и другие соприкосновенные с ними ис-тины православной веры / еп. Сергий (Спасский). – СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1889. – 156, III с.
Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. – М.: Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь (Типо-литогр. И. Ефимова), 1904. – 378 с.
Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. – Воронеж: Тип. В. И. Исаева, 1884. – Вып. 2. – 234 с.

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их и изображения / сост. протоиерей Иоанн (Бухарев). – М.: Каравелла, 1994. – 240 с.

Литература
Александр (Кременецкий), свящ. Успенский Дивногорский монастырь, находящийся в Воронежской губернии, и его святыня: Сицилийская чудотвор-ная икона Божьей Матери / свящ. Александр (Кременецкий). – Воронеж: Типо-Лит. т-ва «Н. Кравцов и Ко », 1912. – 127 с.
А. М. Дивногорский Успенский монастырь / А. М. // Памятная книжка Во-ронежской губернии на 1863–1864 гг. – Воронеж: Издание Воронежского Гу-бернского Статистического Комитета, 1864. – С. 1–12.
Амелькин А. О. Дивногорская обитель / А. О. Амелькин // Русская провин-ция. – 1995. – Вып. 2. – С. 242–251.
Веселовский Г. М. Город Острогожск Воронежской губернии и его уезд / Г. М. Веселовский. – Воронеж: Типография губернского правления, 1867. – 220 с.
Дивногорский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской мона-стырь / игум. Митрофан (Шкурин) // Православная энциклопедия. – Т. 14. – С. 641–650. – URL: http://www.pravenc.ru/text/171961.html (дата обращения: 30.01.2019).
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери / Н. П. Кондаков. – Птг.: Типо-графия Императорской академии наук, 1915. – Т. II. – 451 с.
Он же. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения / Н. П. Кондаков. – СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1910. – 216, 17, VII с.
Кондратьева С. К. Из истории Дивногорья в XVII в. / С. К. Кондратьева // Вопросы истории славян. – Воронеж: Научная книга, 2010. – Вып. 20. – С. 77–89.
Коровин В. Ю. Почитаемые иконы в культурном пространстве Воронеж-ского края XIX века / В. Ю. Коровин // Культурология. Пересечение научных сфер, 2015. – Вып. 10. – С. 32–36.
Краткое сведение о Дивногорском Успенском монастыре. – Острогожск: тип. М. Ф. Азаровой, 1892. – 48 с.
Никольский П. В. Монашество на Дону / П. В. Никольский. – Воронеж: Типо-Лит. т-ва «Н. Кравцов и Ко », 1909. – 326 с.
Он же. Успенский Дивногорский монастырь / П. В. Никольский. – Воро-неж: типография Исаева, 1904. – 49 с.
Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков. – М.: Аделант, 2013. – 800 с.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top