Д.С. Семенцев

 

1. Прокурорский надзор за укреплением обороны страны
В начале Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 г., Прокурор СССР В. М. Бочков направил телеграмму всем республиканским, краевым и областным прокуратурам. В ней предписывалось сделать главный упор в работе прокуратуры на укрепление обороноспособности страны . В результате началась перестройка в деятельности прокуратуры Сталинградской области с приоритетом на военную сферу, в результате чего появились новые направления работы.
Накануне Великой Отечественной войны в прокуратуре Сталинградской области по штату работало 326 человек. Прокурором Сталинградской области был Степан Викторович Бекедов . Обязанности первого заместителя исполняла Александра Ивановна Зотова, второго – Увакин .
Таблица №1. Отделы прокуратуры Сталинградской области по состоянию на 22 июня 1941 г.
Наименование отдела Начальник отдела Выполняемые задачи
Общего надзора Иван Андреевич Паничкин Надзор за точным исполнением законов в сфере государственного управления и общественных организаций
Следственный Мантуров Предварительное следствие по делам, отнесенных законом к компетенции прокуратуры или переданное прокурором в этот отдел
Уголовно-судебный Садовников Поддержка государственного обвинения в суде и наблюдение за законностью во время судопроизводства по уголовным делам
Гражданско-судебный Модель Поддержка истцов в гражданско-правовом разбирательстве и наблюдение за законностью во время судопроизводства
По надзору за местами заключения Гирко Надзор за соблюдением законов по исправлению и перевоспитанию заключенных администрацией исправительно-трудовых лагерей, а также за исполнением законов заключенными
По надзору за Рабоче-Крестьянской Милицией Карпов Надзор за соблюдением законов по аресту и содержанием граждан в Камерах Предварительного заключения (КПЗ), контроль за следственной работой Рабоче-Крестьянской Милиции.
Кадров Заболоцкая Учет движения кадров и их качества
Особый сектор Никулин Статистика, финансы, архив

Борьба с уклонистами от призыва в РККА, провокаторами и паникерами
В связи с военным временем, одной из главных задача стала борьба с уклонистами в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА), спекулянтами, провокаторами и паникерами, которые подрывали моральный настрой населения на победу, а также с саботажем поставок исправных грузовых и легковых автомобилей, тракторов и лошадей в РККА. Этими вопросами Сталинградская областная прокуратура начала заниматься с первых дней войны. Также на призывных пунктах организовывалось постоянное дежурство представителей районных прокуратур для проведения бесед, консультаций среди мобилизованных, разрешения их жалоб на месте. Представители прокуратуры выезжали вместе с членами приемных комиссий на места для проверки состояния транспорта, подлежащего мобилизации в армию .
В результате проведенной работы за период с 22 июня по 21 июля 1941 г. было привлечено к уголовной ответственности за контрреволюционную агитацию 40 человек, за уклонение от поставки транспорта в армию в облсуд было направлено 16 дел, арестовано за спекуляцию 15 человек, за распространение ложных слухов – 14 человек, в военный трибунал за нарушение дисциплины на призывном пункте (пьянство, невыполнение приказов, самовольные отлучки) и за членовредительство с целью уклонения от службы передано 16 дел, за нарушение светомаскировки оштрафовано 34 человека, еще 18 предупреждены . В итоге за один месяц войны арестовано 80 человек. Всего за период с 23 июня по 11 октября 1941 г. облпрокуратурой было направлено в областной суд и революционный трибунал 325 дел по контрреволюционной пропаганде, дезертирству, уклонению от мобилизации . Среднемесячное число дел составило 87. За ноябрь того же года было передано еще 100 дел по таким же преступлениям . Из приведенных цифр видно, что постепенно, от месяца к месяцу растет число этих преступлений, что, скорее всего, связано с неблагоприятной обстановкой на фронте. Однако, этот рост идет очень медленно, несмотря на неудачный ход военных действий для СССР. Этот факт говорит о том, что облпрокуратура выполняла свою работу не только по наказанию уклонистов, паникеров и провокаторов, но и по предотвращении этих преступлений путем проведения разъяснительной работы среди населения о последствиях таких нарушений закона. Подтверждением этой точки зрения может служить тот факт, что в облпрокуратуру неоднократно поступали замечания из Прокуратур СССР и РСФСР о неудовлетворительной работе по различным направлениям. Среди них не было ни одной претензии к деятельности облпрокуратуры в сфере борьбы с уклонистами, провокаторами и паникерами.
Также в поле деятельности облпрокуратуры оказалась не только мобилизация в Красную Армию, но привлечение граждан к военному обучению. Так 17 сентября 1941 г. Государственный Комитет Обороны (ГКО) издал постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». В связи с этим облпрокуратура начала активно бороться с уклонистами от военных занятий и руководителями предприятий, которые не отпускали рабочих на обучение военному делу. Также облпрокуратура добилась от местных советов помещений и оборудования для военных занятий .
В начале 1942 г. облпрокуратура продолжала вести борьбу с уклонистами от службы в РККА. Так 30 января 1942 г. от Прокуратуры СССР поступило сообщение о том, что в стране увеличилось количество лиц призывного возраста, обратившихся в больницы. В результате проверки было установлено, что отдельные увечья были нанесены умышленно с целью уклонения от службы в РККА. Для наказания лиц за умышленное членовредительство, а также медицинского персонала, скрывавшего такие факты облпрокуратуре было поручено организовать регулярное наблюдение за гражданами призывного возраста, обращавшимися в больницу. В случае вскрытия факта членовредительства было необходимо возбуждать уголовное дело по ст. 193-10а «Уклонение от призыва по мобилизации в ряды Рабоче-Крестьянской Армии» УК РСФСР . 14 февраля 1942 г., облпрокурор С.В. Бекедов приказал по этой же статье возбуждать уголовные дела против лиц, укрывающих дезертиров и уклонистов. При этом он обратил внимание на то, что следовало осторожно подходить к возбуждению таких дел, чтобы не допускать безосновательного обвинения . Нужно сказать, что в дальнейшем подобные сообщения о дезертирах и уклонистах перестали поступать в облпрокуратуру. Это говорит о том, что меры, принятые облпрокуратурой, привели к сокращению случаев членовредительства, укрывательства и увеличению количества мобилизованных на службу в РККА, т.к., уклонисты поняли, что наказание неотвратимо, а медицинский персонал и другие лица, помогающие скрываться от мобилизации, почувствовали ответственность за свои преступления.

Надзор за соблюдением прав семей военнослужащих, условиями размещения эвакуированного населения и раненных военнослужащих
С началом войны без надзора облпрокуратуры не оставалась и социальная сфера. В первую очередь это касалось прав семей военнослужащих, эвакуированных и раненых.
Летом 1941 г. облпрокуратурой была проведена проверка районных комиссий по назначению пособий семьям призванных в РККА и льгот по налогам и натурпоставкам, в результате которой были выявлены нарушения, замедлявшие этот процесс, а также случаи необоснованного отказа по данным заявлениям граждан. Благодаря вмешательству облпрокуратуры были назначены пособия и льготы тем, кому было необоснованно отказано, установлен трехдневный срок рассмотрения заявления, наведен порядок оформлении документации . Также в Сталинграде в июле 1941 г. было открыто 6 госпиталей и 1 эвакуационный пункт, которые посещались работниками прокуратуры 2 раза в неделю для оказания юридической помощи раненым и эвакуированным и проверки условий их содержания.
Успешная работа велась облпрокуратурой и в сфере надзора за условиями содержания раненых командиров и бойцов РККА. 19 сентября 1941 г. была проведена проверка госпиталей в Сталинграде (всего 14 госпиталей в зданиях больниц, школ, гостиниц и других учреждений). По ее итогам был поднят вопрос в Обкоме ВКП(б) об обеспечении госпиталей мягким и твердым инвентарем, топливом, койками, недостающим медперсоналом и медоборудованием. Были выявлены виновные в необеспечении госпиталей всем необходимым и им сделано предупреждение . Повторная проверка, проведенная 3 февраля 1942 г., установила, что вышеперечисленные проблемы устранены . Таким образом, вмешательство облпрокуратуры способствовало улучшению материального положения раненных военнослужащих, находящихся в госпиталях г. Сталинграда.
В начале 1942 г. на территории Сталинградской области обострилась проблема с эвакуированными людьми. В связи с этим С.В. Бекедов 26 января дал указание райпрокурорам обеспечить всех эвакуированных жилплощадью, в т.ч. с помощью изъятия излишней жилплощади у граждан области в соответствии с постановлением СНК СССР от 5 июля 1941 г. Также на райпрокуроров возложили обязанность следить за медицинским обслуживанием эвакуированных, за их санитарным состоянием и трудоустройством совместно с РК ВКП(б) .
В целом облпрокуратура оперативно реагировала на нарушение прав семей военнослужащих, эвакуированного населения, раненых бойцов и командиров Красной Армии, и делала все возможное, чтобы добиться улучшения их положения. Но работа в сфере защиты прав семей военнослужащих долгое время велась неудовлетворительно, что отмечали заместитель Прокурора СССР Нечанов, военный прокурор Сталинградского военного округа Семенов и Прокурор СССР В.М. Бочков . Основной претензией к облпрокуратуре было то, что она не следила за выплатой пособий, в результате чего не все их получили, а в случае выявления такого факта просто его констатировала, не прибегая к наказанию виновных. На протяжении всего первого периода Великой Отечественной войны прокуратуре Сталинградской области не удалось наладить самостоятельную работу районных комиссий по пособиям так, чтобы их получали все без постоянного вмешательства надзорного органа в этот процесс.

Надзор за сохранностью оборонительных рубежей
В январе 1942 г. закончилось строительство оборонительных рубежей на ближних подступах к Сталинграду . После этого наркомату обороны СССР и Сталинградскому ГКО стало ясно, что их необходимо защищать как от диверсий со стороны противника, так и от расхитителей леса, а также поддерживать их в готовности к боевым действиям. Поэтому 18 февраля 1942 г. эти ведомства приняли решение об охране оборонительных рубежей. Секретари РК ВКП(б), председатели исполкомов и райвоенкоматов были обязаны создать конную охрану из мужчин. На райпрокуроров возлагали задачи по надзору за организацией этой самой охраны, а также по возбуждению дел на лиц, уличенных в диверсии по ст. 58-9 «Разрушение или повреждение с контрреволюционной целью» УК РСФСР или в хищении леса – по закону от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» . Стоит обратить внимание на то, что закончилось строительство оборонительных рубежей в январе, а данное решение было принято только 18 февраля 1942 г. Это говорит о том, что его изданию способствовал какой-нибудь прецедент, скорее всего связанный с хищением леса. Т.е. наркомат обороны СССР и Сталинградский ГКО сразу не предусмотрели возможность такого развития событий. Однако, несколько запоздавшее, но необходимое решение по охране оборонительных рубежей все-таки спасло их от дальнейшего разрушения, что затем сыграло важную роль в оборонительном этапе Сталинградской битвы.

Деятельность прокуратуры области по довоенным направлениям работы в гражданской сфере
Несмотря на то что из-за начала войны у прокуратуры появились новые приоритетные задачи, связанные с ней, другие направления работ, появившиеся еще до войны, не были оставлены. Облпрокуратура продолжила осуществлять надзор за выполнением
производственных планов, за трудовой дисциплиной на предприятиях, вести борьбу с расхищением социалистической собственности и т.д. При чем в условиях войны эти направления работы приобрели особую значимость.

Надзор за выполнением планов предприятиями промышленности и сельского хозяйства
Одним из главных направлений работы Сталинградской облпрокуратуры был надзор за выполнением производственных планов предприятиями Сталинграда и области, т.к. от этого зависело снабжение армии вооружением, топливом, обмундированием, а также продовольствием не только армии, но и всей страны.
В рамках этого направления работы облпрокуратурой было проведено несколько проверок. Первая состоялась с 13 по 16 августа 1941 г. Отдел общего надзора прокуратуры Сталинградской области совместно с прокурорами общего надзора Прокуратуры СССР Жилтовским и Троицкой провели проверку Сталинградской областной конторы Главнефтесбыта по выполнению планов поставок нефтепродуктов для нужд Красной Армии, а также по выполнению общих планов . В результате проверки было выявлено, что в июле 1941 г. ОблконтораГлавнефтесбыта поставила в РККА только 60 % необходимого количества нефтепродуктов, а в первой декаде августа – только 12%. Отмечалось невыполнение планов по строительству нефтеемкостей и по ликвидации утечки топлива. Материалы проверки были переданы в Сталинградский обком ВКП(б) для принятия мер по улучшению работы облконторыГлавнефтесбыта .
По итогам проверки следственному отделу облпрокуратуры совместно со следственным отделом Прокуратуры СССР было поручено определить причины сложившегося положения в облконтореГлавнефтесбыта . В результате были установлены следующие причины невыполнения планов: 1) нехватка дефицитного сырья, которое поставлялось в меньшем объеме, чем требуется из Грозного и Баку; 2) Главнефтесбыт требовал производить больше, чем есть сырья; 3) невыполнение планов по производству тары, объяснялось нехваткой сырья, которое не поставлял Главнефтесбыт. Таким образом, виновность ОблконторыГлавнефтесбыта в срыве поставок в РККА не была установлена . Стоит отметить то, что по результатам проверки не было найдено ни одного конкретного виновного. Прокуратура просто ограничилась проверкой Сталинградской облконторыГлавнефтесбыта и констатацией фактов, не наказав лиц, образовавших ее. Не было инициировано аналогичных проверок в Баку и Грозном, в конторе Главнефтесбыта.
Стоит отметить, что 18 сентября 1941 г. Прокурору Сталинградской области была направлена телеграмма от заместителя Прокурора СССР Нечанова. В ней, на ряду с другими недостатками в работе облпрокуратуры, говорится о том, что неудовлетворительно ведется борьба с утечкой нефтепродуктов в Сталинградской облконтореГлавнефтесбыта. При этом уже ни слова не говорится о том, что планы по поставкам нефтепродуктов в РККА срываются. Из этого можно сделать вывод о том, что данный недостаток в работе облконторыГлавнефтесбыта был устранен, в чем есть заслуга и облпрокуратуры.
В декабре 1941 г. была проведена проверка производства танков Т-34 и Т-60 на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) и на заводе №264 и проверка задания Народного Комиссариата Обороны (НКО) по пошиву обмундирования на швейной фабрике «8 марта» и «Обувной фабрике». В результате проверок выяснилось, что тормозится производство танков Т-34 на СТЗ из-за срыва планов производства корпусов для него на заводе №264 и невыполнение планов по пошиву обмундирования из-за нехватки сырья .
Исходя из приведенных примеров видно, что основной причиной невыполнения планов предприятиями г. Сталинграда была нехватка сырья и комплектующих, которые в большинстве случаев поступали из за пределов области и из-за чего облпрокуратура не могла ускорить этот процесс. К тому же с августа 1941 г. началась массовая эвакуация предприятий с запада на восток страны, в результате которой заводы г. Сталинграда лишились своих поставщиков, что не могло не отразится на объеме выпускаемой продукции .
Нужно сказать, что проверки предприятий на предмет выполнения ими производственного плана проходили только в 1941 г. После 1941 г. не было проведено ни одной. Об этом говорит то, что в последующем эта тема ни разу не поднималась облпрокуратурой в период Великой Отечественной войны и, следовательно, не была отражена в документах. Из этого можно сделать вывод о том, что в 1941 г. предприятия производили перестройку своей деятельности на выпуск военной продукции, в результате чего планы в это время не выполнялись. Чтобы разобраться в ситуации требовалось вмешательство облпрокуратуры. Скорее всего, предприятия области завершили перестройку и вышли на плановый уровень выпуска продукции к началу 1942 г., поэтому проверять их больше не было необходимости.
Не осталось без надзора и сельское хозяйство Сталинградской области. 15 января 1942 г. С.В. Бекедов приказал райпрокурорам проверить состояние хранимого зерна в колхозах и в случае выявления фактов гибели зерна принять уголовные и дисциплинарные меры наказания к виновным в зависимости от обстоятельств .
К марту 1942 г. обязательства по сдаче зерна государству колхозами и совхозами области были выполнены на 77%. Для стопроцентного выполнения плана 5 марта 1942 г. Бекедов издал постановление о том, что необходимо мобилизовать весь транспорт совхозов, колхозов и других организаций, а также единоличников для вывоза оставшегося хлеба. На прокуратуру была возложена обязанность по надзору за выполнением плана. Виновники в его срыве должны были привлекаться к ответственности . Участие облпрокуратуры в этом процессе говорит о том, что план нужно было выполнить как можно быстрее, а без должного надзора и угрозы наказания для виновных сделать это было непросто.
С приближением весенней посевной кампании С.В. Бекедов 13 марта 1942 г. приказал райпрокурорам приступить к проверке готовности колхозов и совхозов к ней, а также вести надзор за ее ходом . В отношении виновных в срыве сева требовалось возбуждать дела с последующим сообщением в отдел общего надзора. Расследование этих дел должно было завершаться в трехдневный срок. Прокуроры были обязаны добиваться их рассмотрения в суде также за 3 дня .
Участие облпрокуратуры в решении вопросов по хранению, перевозки зерна и весеннему севу говорит о том, что стопроцентное выполнение планов поставок продовольствия государству, без вмешательства органов судебной репрессии, было невозможным. Планы нужно было выполнить как можно быстрее, а без должного надзора и угрозы наказания для виновных сделать это было непросто. Привлечение облпрокуратуры к этим мероприятиям говорит об их важности и о наличии рисков по их срыву, что грозило голодом в стране. Облпрокуратура должна была свести эти риски к минимуму.
В итоге можно сказать, что облпрокуратура играла важную роль в решении вопросов по выполнению планов. Ее вмешательство в этот процесс должно было гарантировать обеспечение армии оружием, боеприпасами, амуницией, топливом и продовольствием. Но при этом нужно отметить наличие разницы в методах решения проблем в зависимости от сектора экономики. Так, при проверке промышленных объектов г. Сталинграда, облпрокуратура ограничивалась отправкой отчета о срыве планов в вышестоящий орган, не прибегая к наказанию виновных лиц, чего нельзя сказать про надзор в сельском хозяйстве: тут облпрокуратура была готова завести дело по невыполнению плана в любой момент и незамедлительно его расследовать. Возможно это связано с тем, что промышленные предприятия были союзного и республиканского подчинения, а сельского хозяйства – областного. Поэтому облпрокуратура боялась действовать самостоятельно в промышленном секторе, чтобы не вызвать неодобрительную реакцию из Обкома ВКП(б), Наркоматов, которым принадлежали предприятия и от собственного начальства в лице Прокуратур РСФСР и СССР. Эта неодобрительная реакция могла последовать в случае если наказание обрушится хоть и на виновного, но нужного предприятию сотрудника. Возможно, поэтому облпрокуратура была вынуждена заводить уголовные дела на работников промышленности только по приказу «сверху», даже если их вина была очевидна, а труженики сельского хозяйства оказывались «беззащитными» перед стражами закона.

Надзор за трудовой дисциплиной на предприятиях Сталинградской области
В условиях начавшейся войны особую актуальность приобрело выполнение указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». С момента начала действия этого указа на прокуратуру была возложена обязанность по надзору за его выполнением. Однако из-за начавшейся войны борьба с дезертирами ослабла. Сначала на это обратил внимание Военный прокурор Харьковского военного округа Семенов 16 ноября 1941 г . А затем, 15 января 1942 г., об этом заявил и облпрокурор С.В. Бекедов. Поэтому он приказал проводить ежедневную проверку предприятий на предмет дезертиров, которых следовало арестовывать, а дела о дезертирстве передавать в военный трибунал. При этом было необходимо обратить внимание не только на факт дезертирства, но и на причины, побудившие к бегству с предприятия. Среди таких причин руководство облпрокуратуры видело не только недисциплинированность рабочих, но и их плохое положение на предприятии, в т.ч. притеснения со стороны начальства . Стоит отметить, что это замечание было направлено не просто на ликвидацию явления дезертирства, но и на уничтожение причин этого самого дезертирства, защиту прав рабочих, создание более или менее подходящих условий работы для них в условиях войны. От того, останутся ли рабочие на предприятии или сбегут с него, зависело выполнение плана производства. Поэтому прокуратуре принадлежала важная роль по предотвращению этого явления. Однако на первом этапе Великой Отечественной войны число дезертиров с предприятий области было невелико, т.к. на тот момент времени она находилась в глубоком тылу. Из-за этого документов, посвященных борьбе облпрокуратуры с ними, в этот период немного.

Борьба с расхищением социалистической собственности
В условиях военного времени, когда все внимание государства сконцентрировано на вопросах обороны, неизбежен рост хищений государственных средств из гражданской сферы. В начале Великой Отечественной войны облпрокуратра активно боролась с этим видом преступлений. Об этом говорится в телеграмме, направленной заместителем Прокурора СССР Нечановым прокурору Сталинградской области С.В. Бекедову 1 сентября 1941 г. В ней отмечалось то, что, благодаря инициативе облпрокуратуры, произошли сдвиги в работе по борьбе с расхитителями социалистической собственности, что выразилось в увеличении числа лиц, преданных суду за совершение данного преступления . Так, за период с 22 июня по 18 сентября 1941 г. к уголовной ответственности за расхищение социалистической собственности было привлечено 1229 человек .
Однако, в последующем сообщения о привлечении к ответственности лиц, обвиненных в хищении и растрате государственных средств, перестают фиксироваться в облпрокуратуре. На основании вышеизложенного материала можно увидеть, что в 1941 г. облпрокуратура в основном занималась экстренным переводом страны на военные рельсы, путем борьбы с уклонистами, провокаторами и паникерами, контролем за выполнением планов предприятиями Сталинграда и области, а также надзором за соблюдением прав семей военнослужащих, эвакуированного населения, раненых бойцов и командиров РККА и т.д. Поэтому произошло ослабление контроля за охраной социалистической собственности, который в начале войны был организован неплохо. При этом с 22 июня 1941 г. не было праведно ни одной полномасштабной проверки систем Облпотребсоюза и Госторговли. В результате сведения этих двух факторов воедино – ослабление уже имевшейся борьбы с расхитителями и отсутствие регулярных проверок систем Облпотребсоюза и Госторговли – привело к тому, что по данным Облпотребсоюза в этой системе выросли растраты и хищения с 1260 тыс. руб. в 1940 г. до 1561,2 тыс. руб. в 1941 г., а в сфере Госторговли они составили 476 тыс. руб. Такие цифры приводит Бекедов в своем приказе от 24 марта 1942 г. Он считал, что эти негативные явления усилились из-за мобилизации в РККА работников ревизионных комиссий, из-за чего ослабилась их деятельность . При этом облпрокурор никак не связывал это с отсутствием контроля со стороны прокуратуры области как за самими организациями, так и за ревизионными комиссиями, чем пытался снять с себя ответственность за увеличение хищений государственных средств.
Пытаясь устранить этот недостаток в работе облпрокуратуры Бекедов 24 марта 1942 г. приказал отделу общего надзора вмешаться в проверку систем Облпотребсоюза и Госторговли, которые должны были пройти в первом квартале 1942 г. и привлечь к уголовной ответственности лица, которые своей бездеятельностью создавали условия для растрат и хищений . Прокурорские работники были обязаны следить за передачей дел о растратчиках из ревизионных комиссий в следственные органы и за взысканием присужденных сумм с виновных, а также ежеквартально обобщать сведения по борьбе с растратами и хищениями .
Работа облпрокуратуры в сфере торговли не ограничилась одними лишь проверками растрат государственных средств. Она также занималась защитой прав потребителей. Так 29 апреля 1942 г. облпрокуратура начала проверку дел об обмеривании и обвешивании покупателей, возбужденных прокуратурой, милицией и торгинспекцией. Необходимо было закрыть необоснованно возбужденные дела и завершить те, в которых преступление было на лицо .
В итоге, весной 1942 г., постепенно была восстановлена, прерванная войной, систематизированная работа облпрокуратуры в этом направлении, в ходе которой максимальное количество расхитителей должны были понести наказание.

Взаимодействие облпрокуратуры с УНКВД по Сталинградской области и с Рабоче-Крестьянской милицией (РКМ)
С началом Великой Отечественной войны была прервана совместная работа облпрокуратуры с УНКВД и Рабоче-Крестьянской Милицией (РКМ) по следственным делам. Первым на это обратил внимание Военный прокурор Харьковского военного округа Семенов 16 ноября 1941 г. Он потребовал вернуться к совместной работе УНКВД, милиции и облпрокуратуры. При чем последней отводилась руководящая роль в этом процессе . Выполняя это требование начальник УНКВД по Сталинградской области майор госбезопасности Воронин и облпрокурор С.В. Бекедов составили совместное письмо райпрокурорам от 23 февраля 1942 г. В нем было отмечено, что следственная работа райотделов НКВД велась неудовлетворительно. Частично вина за это возлагалась на райпрокуроров, которые самоустранились от следствия. Поэтому Воронин и С.В. Бекедов потребовали от них не только контролировать следствие, но и руководить им и активно участвовать в нем, для повышения его качества и законности . Скорее всего самоустранение произошло из-за того, что райпрокуроры оказались перегружены работой. Но несмотря на это они были обязаны вернуться к совместной следственной работе с УНКВД.
Также для улучшения качества следствия облпрокуратура стала возвращаться к совместной работе с милицией. 15 декабря 1941 г. облпрокурор С.В. Бекедов в телеграмме Прокурору РСФСР А.А. Волину заявил, что благодаря вмешательству облпрокуратуры выросло качество работы следственных отделов милиции, была прекращена практика перехода дел от одного следователя к другому, дела о дезертирстве, хищениях и хулиганстве оканчивались в 1-3 дня . Однако, этого улучшения было недостаточно, поэтому 25 апреля 1942 г. С.В. Бекедов приказал проводить постоянные проверки дел, которые вела РКМ, на предмет объективного и качественного расследования. Прокуроры были обязаны принимать непосредственное участие в допросах; тщательно изучать дела, прежде чем давать санкцию на арест; вести борьбу с безосновательным возбуждением и прекращением дел, при этом привлекая к ответственности лиц, допустивших это . Необходимо было устраивать регулярные (два раза в месяц) проверки КПЗ на предмет законности содержания под стражей, а также усилился надзор за паспортным столом РКМ и за работой милиции по борьбе с нарушителями светомаскировки . Таким образом, совместная деятельность облпрокуратуры и милиции стала вестись более организовано, появился постоянный контроль за ней. В результате качество следственной работы выросло.
В итоге в феврале-апреле 1942 г. была восстановлена, нарушенная началом войны, совместная работа облпрокуратуры с УНКВД и РКМ. Райпрокуроры вернулись к своей работе по контролю за законностью следственных действий УНКВД и РКМ и к непосредственному участию в этих делах.

Положение с кадрами
На 22 июня 1941 г. по штату в облпрокуратуре работало 326 человек . Естественно процесс
мобилизации в Красную Армию из-за начавшейся войны затронул и прокурорских работников. Полноценный масштаб этого явления определить оказалось невозможным из-за отсутствия доступа к документу №4а «Справка о работе с кадрами за 1941 г.» 1 описи, фонда Р-3159 Государственного архива Волгоградской области (ГАВО) по причине его плохого физического состояния. Однако, вполне вероятно, что он все равно не дал бы нам точного количества прокурорских работников, призванных в Красную Армию, потому что, по словам начальника отдела кадров А.П. Коннычевой, эти данные сгорели в пожаре здания облпрокуратуры в г. Сталинграде после бомбардировки 24 августа 1942 г . Поэтому, для определения хотя бы косвенных потерь облпрокуратуры от мобилизации, приходится воспользоваться данными о численности сотрудников на 1 января 1942 г. К этому времени штат облпрокуратуры был увеличен до 340 человек. В действительности же было 272. В составе облпрокуратуры не хватало 12 райпрокуроров, 34 помощника райпрокуроров, 22 народных следователя. Всего же недокомплект составлял 68 работников (20%) . Наверняка в 1941 году ситуация в этом плане была еще хуже, т.к. на 1 января 1942 г. облпрокуратура была уже пополнена резервистами, и все равно оставалась недоукомплектованной. Тем не менее, благодаря пополнению облпрокуратуры резервистами, командированными из Прокуратуры СССР и демобилизованными из РККА по состоянию здоровья, в первой половине 1942 г., все вакантные должности были заполнены, что и отразилось на некоторых успехах в работе в этот период. Но такая благоприятная ситуация с кадрами продолжалась лишь до эвакуации облпрокуратуры из оккупированных сельских районов и из г. Сталинграда в июле-августе 1942 г., в результате чего наличный состав снова сократился. В условиях сокращения числа прокурорских работников, шло расширение фронта работ для них. Соответственно существенно возрастала нагрузка на каждого сотрудника, что не могло не отразиться на качестве и сроках его работы.

Итоги работы прокуратуры Сталинградской области в первый период Великой Отечественной войны
Для того, чтобы определить качество работы прокуратуры Сталинградской области в начальный период Великой Отечественной войны необходимо обратиться к оценкам ее работы, как облпрокурором, так и вышестоящим руководством. При этом стоит отметить то, что в этих оценках начальники различных
уровней обращают свое внимание в первую очередь на недостатки в работе облпрокуратуры, с той целью, чтобы их заметили и исправили, а достижения облпрокуратуры воспринимаются как должные, не выходящие из ряда вон явления.
Одним из первых работу прокуратуры Сталинградской области оценил заместитель Прокурора СССР Нечанов в своей телеграмме облпрокурору Бекедову от 1 сентября 1941 г. В ней отмечались крупные недостатки в работе облпрокуратуры: 1) прокуратура не проследила за своевременной организацией штабов МПВО; 2) не были выполнены планы по организации групп самозащиты; 3) была слабо реализована система взысканий с нарушителей правил светомаскировки . В то же время отмечались сдвиги в работе по борьбе с расхитителями социалистической собственности: увеличилось число лиц, преданных суду за 1941 год, что связано с проявлением инициативы прокуратурой области .
18 сентября 1941 г. от Нечанова пришла другая телеграмма, в которой повторялись предыдущие недостатки работы прокуратуры Сталинградской области и отмечались новые: прокуратура не проследила за выплатой пособий семьям мобилизованных в РККА, в результате чего не все их получили; не велась борьба с утечкой нефтепродуктов, виновные в ней не были привлечены к ответственности. В связи с этим Нечанов приказал не оставлять виновных безнаказанными .
16 ноября 1941 г. прокуратура Сталинградской области была подчинена Военной прокуратуре Сталинградского военного округа под руководством дивизионного военного юриста (диввоенюриста) Семенова . В своей телеграмме облпрокурору Бекедову он выразил недостатки в работе облпрокуратуры и предложения по ее улучшению: 1) перестроить работу прокуратуры так, чтобы следственный аппарат стал более гибким и оперативным, чтобы следствие велось в течении нескольких часов при высоком качестве; 2) уделить особое внимание выполнению оборонных и мобилизационных мероприятий, знать ход их работы, чтобы быстро исправлять возникающие проблемы; 3) перестать просто фиксировать факт срыва заказов, искать и наказывать виновных; 4) усилить борьбу с прогульщиками и привлекать их к ответственности за саботаж ; 5) провести большую работу с дезертирами и уклонистами, облпрокуратура должна не только расследовать эти дела, но и организовывать на борьбу с ними милицию, НКВД и местные советы, провести проверки в местах массового скопления людей; 6) найти и наказать виновных в перебое снабжения города и периферии; 7) усилить борьбу с контрреволюционными преступлениями, распространением ложных слухов, хищением социалистической собственности, бандитизмом, хулиганством, спекуляцией, сопротивлением представителям власти; 8) сократить сроки рассмотрения дел и улучшить судебную репрессию; 9) усилить надзор за обеспечением прав военнослужащих и их семей . Если сравнить эти требования Семенова с тем, что говорил Нечанов в своей телеграмме С.В. Бекедову, то можно увидеть, что снова повторяются проблемы с пустой констатации фактов без привлечения к ответственности виновных, и проблемы по соблюдению прав военнослужащих и их семей. Т.е. за два месяца с момента последней телеграммы от Нечанова от 18 сентября 1941 г. облпрокуратура так и не решила эти вопросы. К причинам такого положения можно снова отнести боязнь облпрокуратуры прибегать к действительному наказанию виновных без санкции от Обкома ВКП(б) и отраслевых наркоматов, чтобы не вызвать дальнейший конфликт между различными органами власти. Новыми претензиями к работе прокуратуры области стали неудовлетворительная борьба с прогульщиками и отсутствие совместной работы с НКВД и милицией в первую очередь по вопросам привлечения к ответственности дезертиров и уклонистов от службы в РККА.
К исправлению ситуации по этим направлениям работы облпрокуратура приступила сразу же после того, как была получена эта телеграмма Семенова и первые положительные сдвиги произошли уже через месяц. Например, 15 декабря 1941 г., облпрокурор С.В. Бекедов сообщил Семенову, что указания по перестройке работы облпрокуратуры были приняты и произошли следующие сдвиги в работе: сокращены сроки расследования военных дел до 5 дней; военной прокуратурой перестали возвращаться дела на доследование . Основные же изменения в качестве работы облпрокуратуры произошли весной 1942 г., о чем говорилось выше.
28 января 1942 г. Прокуратура РСФСР обратила внимание на недостатки в работе облпрокуратуры, которые выражались в большом количестве дел возвращенных на доследование (19,7%) и очень длинных сроках расследования (только 53,7% дел были завершены в 10-тидневный срок). По мнению Прокуратуры РСФСР, это говорило о том, что облпрокуратура плохо руководила работой райпрокуроров . Следует отметить, что в телеграмме Прокурору РСФСР А.А. Волину от 15 декабря 1941 г. облпрокурор С.В. Бекедов говорил, что расследование дел о дезертирстве, хищениях и хулиганстве оканчивалось за 1-3 дня, а из телеграммы Семенову следует, что военные дела заканчивались за 5 дней. Из письма Прокуратуры РСФСР видно, что на самом деле при расследовании некоторых дел облпрокуратура не укладывалась даже в 10-тидневный срок. Из этого следует, что облпрокуратура неверно информировала руководство о качестве своей работы. Также нужно обратить внимание на большой процент дел (19,7%), возвращенных на доследование, хотя Бекедов в телеграмме Семенову говорил об отсутствии таковых. Возможно здесь разница заключается в том, что облпрокуратура сделала упор на качественном расследовании в первую очередь дел, связанных с военным временем (контрреволюционная пропаганда, распространение ложных слухов, дезертирство, уклонение от мобилизации и т.д.). Это отрицательно сказалось на результатах работы по другим направлениям и проявилось в виде большого количества дел, возращенных на доследование и в длинных сроках расследования, о чем и говориться в письме Прокуратуры РСФРС.
5 февраля 1942 г. Прокурор СССР В.М. Бочков отметил то, о чем уже говорили и Военный прокурор Сталинградского военного округа Семенов, и Прокурор РСФСР А.А. Волин – облпрокуратура только лишь констатировала факты срыва оборонзаказов и невыполнения указа о пособиях семьям военнослужащих. Поэтому В.М. Бочков потребовал, чтобы виновные были наказаны вместо простой констатации фактов нарушения; повседневно проверялись райкомиссии по пособиям и уменьшился срок расследования дел .
10 марта 1942 г. облпрокурор С.В. Бекедов отметил, что в работе облпрокуратуры имеется большой процент дел, прекращенных во время следствия. Так в январе 1942 г. худшими районами по этим показателям были: Николаевский – из 3-х законченных дел 2 прекращено, что составляет 66%; Иловлинский – из 2-х дел прекращено 1 или 50%; Алексеевский – из 7-ми дел прекращено 3 или 42,8%. По замечанию облпрокурора это говорило о том, что многие прокуроры безосновательно заводили дела и впустую тратили время и силы, столь дорогие в период войны . Кроме того, процент дел, возвращенных судами на доследование, вырос с 5,8% в декабре 1941 г. до 8,8% в январе 1942 г. Также выросли сроки расследования дел, связанных с военным временем: в декабре 1941 г. в пятидневный срок было окончено 56,5% дел, а в январе 1942 г. 64,5%. С.В. Бекедов потребовал добиться, чтобы 100% этих дел завершалось в пятидневный срок. Прокуроры должны были перестать безосновательно возбуждать дела, повысить качество следствия, чтобы прекратилось возвращение на доследование и сократить сроки расследования дел . Можно почти что с полной уверенностью сказать, что все эти негативные тенденции, усилившиеся в январе 1942 г., явно были связаны с тем, что многие прокурорские работники были мобилизованы в РККА, а их место заняли неопытные «резервисты». Именно о необходимости пополнить кадрами облпрокуратуру, ослабленную после призыва в армию, за счет местного партийного и советского активов говорил Бекедов в своем приказе от 7 января 1942 г . Нужно понимать, что это были люди, ранее никак не связанные с работой в прокуратуре и не обладавшие полноценными юридическими знаниями. Результат виден на лицо: в январе эти люди пришли на службу в облпрокуратуру и в этот же месяц ухудшились все основные показатели по сравнению с декабрем 1941 г., когда еще работали опытные прокуроры.
Работа по устранению выше названных Нечановым, Семеновым, А.А. Волиным, В.М. Бочковым и С.В. Бекедовым недостатков в работе облпрокуратуры была затруднена тремя факторами. Первый – это нехватка личного состава в облпрокуратуре. Второй – пополнение облпрокуратуры кадрами за счет местного партийного и советского актива, эвакуированных работников прокуратур с других регионов. В результате на работу в прокуратуру пришли люди, ранее не имевшие к ней никакого отношения, что естественно сказалось на качестве работы . Третий – сокращение нормативов по срокам расследования дел до 1-3 дней. Их выполнение не всегда представлялось возможным, если речь шла о таких крупных предприятиях как Сталинградская контора Главнефтесбыта, СТЗ и т.д.
Влияние этих трех факторов приводило к тому, что: 1) дела расследовались быстро, но некачественно, что выражалось в их возвращении на доследование; 2) дела расследовались качественно, но долго, что не удовлетворяло руководство Прокуратуры СССР, РСФСР и Харьковского (позднее Сталинградского) военного округа.
С самого начала Великой Отечественной войны прокуратура Сталинградской области стала решать широкий круг задач, посвященных обороне страны от немецко-фашистских захватчиков. Это борьба с уклонистами от призыва, дезертирами из армии и с предприятий, паникерами, спекулянтами, расхитителями социалистической собственности, контроль за выполнением планов предприятиями Сталинграда и области и т.д. При этом, из-за призыва в армию опытных прокурорских работников и расширения обязанностей облпрокуратуры темпы и качество работы оставляли желать лучшего. В конце 1941 – начале 1942 гг. работа облпрокуратуры стала улучшаться и приобретать систематизированный характер по всем направлениям.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top