Л.Г. Бородкина

 

Современное информационное общество сложно представить без рекламной индустрии. Она окружает нас повсюду: как в реальном, так и в виртуальном пространстве, выполняя самые различные функции. На сегодняшний день одной из ключевых функций рекламы продолжает оставаться социально-экономическая, рассматривающая рекламу как главный двигатель продажи товаров, так было и в дореволюционное время.
Поскольку реклама постепенно становилась частью культурной, политической, экономической жизни российского общества, стимулируя его развитие, она превращалась ещё и в «эффективное средство, активизирующее процесс производства, совершенствование предлагаемых товаров и услуг» [2, с. 16]. Однако, до середины XIX века торговля в Миасском заводе была развита слабо, поскольку во времена крепостного права мастеровых обеспечивали основными необходимыми продуктами владельцы заводов и администрация Золотопромышленного товарищества, а все недостающие товары покупались на ярмарках.
Подтверждение этому можно найти в свидетельствах горного чиновника Томилова: «… Гостиного двора нет и ярмарок не бывает, однако же крестьяне, по воскресным дням, из селениев поблизости лежащих, приезжают, и привозят на продажу хлеб, харчевые припасы, а иногда также приезжают разного звания люди, привозят платье и обувь и разные потребности, у коих всё сие покупается в казну, и жители сего завода тем пользуются уже из магазинов, по истинным ценам. Жители, кроме заводских работ, никакими ремёслами не занимаются, а женщины занимаются тканием холстов и разными изделиями, потребными для семейств… Сеют рожь, пшеницу, ячмень, овёс, гречуху, просо, немалое количество сеют картофели».
В частных руках была сосредоточена в основном виноторговля, которая позднее перешла в казённое управление. Среди первых торговых людей известны уже в 1831 году челябинский мещанин Пётр Блинов, содержатель «ренского погребка», а также крестьяне Филипп Максимов и Тимофей Пермяков, владельцы винных лавок.
В середине XIX века в связи со складыванием купечества, широкую торговлю вели в Миассе купцы Кузнецовы, а также золотопромышленники Беляевы и Бакакины из Троицка.
Центральная площадь Миасского завода со временем начинает становиться еще и торговой: в 40-е годы XIX века здесь были построены каменные ряды, сдаваемые в аренду торгующим (рис.1). Так, постепенно вся площадь застроилась деревянными лавками. Чуть позже такие лавки появляются и на другой главной площади города – Александровской.


С ростом населения города начинает расширяться и торговля. В 1880 году Миасс занимал второе место в Оренбургской губернии по экономическим показателям. Большую роль сыграла крестьянская реформа 1861 г., «способствовавшая формированию в стране капиталистических отношений, росту городов и промышленности» [1, с. 8]. Особенно хорошо была развита торговля скотом и мясом, большую роль играла и скупка зерна. До постройки железной дороги Златоуст – Челябинск, Миасский завод был крупным перевалочным пунктом зерна, поступающего из Башкирии. Ежегодно здесь проводились три ярмарки с участием крупных торговцев из больших городов Южного и Среднего Урала: Екатеринбурга, Уфы и Троицка.
Торговля зерном и хлебом была сосредоточена в руках владельцев мельниц – Кузнецовых, Дунаевых, Рассомахиных. Хлебом также торговали и купцы И.М. Старостин, В.В. Юркин, А.Г. Абрамов, А.С. Родинов, С.В. Семенов, А.П. Сергеев, В.М. Антонов, В.Л. Богачёв.
Магазины бакалейных товаров содержали И.К. Чеканов, В.Г. Смирнов, братья Д.Л. и Г.Л. Подрядовы, В.В. Юркин. Начинают появляться магазины различных товаров – «Посуда», «Мануфактура», «Галантерейные товары», «Порох», «Железоскобяные товары».
Во второй половине XIX века центр городской жизни перемещается с площадей на главные улицы. Там находятся многочисленные магазины, кондитерские, меблированные комнаты, гостиницы. Появляются на улицах Миасса торговые дома.
До наших дней сохранились здания крупнейших магазинов – это «Обувь» братьев Николаевых, торговавших и мясом, и хлебом, а в доме на изображении 2 велась торговля товарами промышленного производства. Здесь можно было приобрести хозяйственные принадлежности, кровати, матрасы, умывальники, ковры, полотно, зонты и прочее (рис.2, 3). Сохранились и магазины других известных Миасских купцов: магазин В.Г. Смирнова (рис.4), торговый дом елабужского купца И.Г. Стахеева (рис.5), магазин А.Ф. Бакакина (рис.6, 7).

Некоторые купцы специализировались на каких-то определенных продуктах или товарах, но часто один и тот же купец владел различными магазинами. Наиболее разнообразной была торговля Петра Зиновьевича Филиппова, ему принадлежали магазины: «Посуда», «Часы», «Музыкальные инструменты», «Обувь», «Москательные товары», «Швейные машины Зингер» и даже «Золотые и серебряные изделия» (рис.8).

Рис.8. Объявление в Миасской газете «Казакъ»
Среди купечества, наравне с мужчинами, известны и женские имена. До нас дошло имя первой миасской бизнес – леди, содержательницы лавки желескобяных товаров – Августины Тимофеевны Гредасовой.
Постепенное развитие промышленности в Миассе в XVIII-XIX вв., разработка месторождений золота, торговли повлекло за собой и развитие рекламных средств. Если в середине XIX века мы видим, что рекламы, как таковой в принципе не существовало, а торговые ряды только-только начали получать свое распространение в Миасском заводе, то с появлением магазинов и торговых домов, реклама получает своё развитие в полной мере.
Возникает потребность купцов рекламировать свои товары для получения большей прибыли, что обуславливает появление рекламных каналов, и таковыми стали вывески и газеты. Однако «устная социальная коммуникация лидировала вплоть до XX в.», если мы имеем ввиду продажу каких-либо локальных товаров [3, с. 157]. Но всё же мощнейшими средствами рекламирования товаров широкого потребления в дореволюционное время выступали «Всероссийский торгово-промышленный альбом», «Уральский торгово-промышленный справочник» и «Путеводитель по Уралу». Самом Миассе в период с 1910 по 1913 год выпускалась местная газета с новостями и объявлениями под названием «Казакъ».
Список литературы:
1. Лешуков А. Г. Торгово-промышленная реклама в пореформенной России. – Челябинск, 2011. – 68 с.
2. Миронова А. А. Эволюция рекламной коммуникации в России. – Lap Lambert Academic Publishing, 2017. – 125 с.
3. Савельева О. Живая история российской рекламы. – М.: Гелла-принт, 2004. – 263 с.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top