О.А. Ермолова

 

1. Элементы повседневного детского костюма, прически, обувь, особенности одежды учащихся. Начало развития детской моды в новых условиях советского государства было сложным и неоднозначным. Легкая промышленность страны на начало 1920-х годов находилась в упадке. Поэтому часто ребенок носил вещи, перешитой из взрослой одежды, и фасон зависел не от модных тенденций, а от маминого умения шить. 

Детский костюм в большинстве своем напоминал одежду взрослых – это характерная черта моды 1920-х годов. В 1930-х все изменится – детская одежда приобретет свой собственный, отличный от взрослого, стиль и фасон. Детскую моду, какой ее хотели бы видеть в 1920-е годы, можно проследить по журналам мод, как ни странно сохранившимся в стране советов. Это «Моды сезона», «Женский журнал», «Ателье», «Вестник моды» и другие. Так, как представлено в этих журналах, одевать своих детей могли себе позволить лишь семьи с высоким заработком. Поэтому наиболее модно, конечно же, были одеты дети советской буржуазии и людей, занимавших хорошую должность в партии.
Девочки носили прямые платья с заниженной талией , лиф мог быть украшен вышивкой, кружевом, юбка – плиссировкой. Также носили юбку-тюльпан. Низ юбки или платья украшался оборками, бантами. Чем меньше был возраст девочки – тем короче было платье. Максимальная длина – до колена. Ткани костюмов, как для мальчиков, так и для девочек были в клетку, полоску, горошек, однотонные, с цветочным рисунком. Сочетали разные ткани в одной вещи, одном ансамбле – уделяли внимание контрасту в одежде, комбинации разных цветов (прил., рис. 1).
Модными были простые белые платьица для девочек. Причины популярности были разные. Белый цвет часто употреблялся в праздничной одежде детей дореволюционной эпохи как символ чистоты и невинности, а в 20-е годы возросла популярность стиля юных танцовщиц Айседоры Дункан.
У мальчиков все еще были популярны матросские костюмчики - рубашка - матроска и брюки или шорты, а также костюмы в клетку – тоже с шортами. Шорты и брюки могли быть со стрелками и без, с подворотами и без них, на подтяжках и без – мода 1920-х не стремилась к какому-то одному строго определенному образу [1].
В качестве верхней одежды дети из богатых семей носили шубки из разных видов меха, обычно заграничного происхождения. На страницах модных журналов также встречаются разные виды детского пальто – с рукавом-реглан, капюшоном, пелериной, длиной не ниже колена. Прически и головные уборы тоже повторяли «взрослую моду» - короткие стрижки, волосы завитые кудрями или легкой волной, длина волос – до уха (и у сыновей нэпманов тоже). Прически девочек украшались бантами. Головной убор – узкая шляпка-клош, украшенная лентой или цветком. У мальчиков – кепка-картуз (в одном из журналов в желто-зеленую клетку), различного рода шапки и панамки [1].
В менее обеспеченных семьях детских гардероб был более скудным и дешевым. Девочки носили простые прямые платья, платья-трапеции, платья на кокетке, строгие юбки и блузы, в деревне это могли быть еще и сарафаны с фартуком. Мальчики надевали простого кроя брюки, рубашки европейского образца или косоворотки. Выкройки детской одежды для рабоче-крестьянской среды предлагал журнал «Работница». Что касается причесок – мальчики стриглись коротко, девочки носили либо короткие стрижки, либо традиционные косы.
В теплую погоду костюм и девочки, и мальчика дополняли сандалии и белые носки или гольфы (при наличии), парусиновые тапочки, в более холодную – ботинки, сапоги, валенки. В обеспеченных семьях девочки, как и взрослые дамы, также носили узконосые туфли с перемычками. В деревне дети летом зачастую ходили босыми. Важно отметить, что к 1920-м годам в деревню уже проникают городские элементы одежды, происходит переход от домотканой к фабричной ткани, покупной одежде. Но в связи с трудным положением в стране крестьянам пришлось снова вернуться к «домашнему производству», так как легче было хоть что-то соткать, сшить, связать самому, нежели достать готовую одежду в городе.
В 1918 г. была отменена школьная форма – как напоминание о царском прошлом и ввиду тяжелых условий в стране. Снова она появится только в конце 1940-х годов и будет напоминать дореволюционную. На смену форме «гимназической» в 1922 г. пришла форма пионерская. Главным элементом, отличающим образ пионера, был красный галстук – «частица красного знамени» (прил., рис. 2). О своем пионерском детстве вспоминает А. В. Рублев: «Мы носили красные, простые – ситцевые – галстуки. Пионеры 1920-х годов завязывали пионерский галстук как гражданский. На спине уголок косынки, на груди два конца и оба вместе. Галстук мы носили постоянно: когда ходили в школу, в магазин, в кино, на стадион» [2]. Три конца галстука символизировали нерушимое единство пионерии, комсомола, партии. До войны галстук закреплялся специальным зажимом. Еще один знаковый элемент - пионерский значок, дизайн которого в течение 1920-х гг. менялся. Так, в первоначальном виде на значке изображались серп и молот, горящий костёр и девиз «Будь готов!» Потом добавили мавзолей Ленина. В конце 1920-х на значке появился портрет самого Ленина [3].
Комплект парадной одежды пионера 1920-х гг. составляли темного цвета шорты или брюки (у девочек юбка выше колена) и белая рубашка. Нужно сказать, что шорты пионеров вызвали неприятные ассоциации с нэповскими «голоногими буржуйчиками», однако, советская власть объясняла введение такого вида одежды обыкновенным удобством: чем короче одежда – тем удобнее играть и делать полезные дела.
В конце 1920-х гг. была разработана и стала популярной в среде рабочей и учащейся молодежи единая военизированная форма комсомола – юнгштурм (от названия молодежного движения немецких коммунистов). Она включала в себя рубашку (либо гимнастерку, куртку) с отложным воротником и накладными карманами на груди, юбку у девушек, галифе – у юношей, портупею, широкий ремень. Белая рубашка в среде рабочей молодежи была редкостью. Такой костюм выполнялся в темных цветах – хаки, синий, серый, зеленый. Материал - грубое полотно, солдатское сукно, байка, бумазея. Его могла дополнять шляпа-панама из брезента или фуражка со звездочкой. Военизированный стиль был востребован с эстетической и идеологической позиций, практичен и доступен (прил., рис. 3, 4) [4; c. 218].
В изданной в 1929 году в Москве и Ленинграде книге В. Семеновского «Снаряжение туриста» юнгштурмовка рекомендуется в качестве туристической одежды: «Для большинства обычных маршрутов в летний период времени, начиная с мая и кончая августом, наилучшей одеждой по нашему мнению будет костюм юнгштурма. Он достаточно прочен, не маркий и выглядит прилично. Костюм этот недорог и для большинства молодежи является обычной одеждой» [5].
На юнгштурмовку возлагались большие социально-экономические надежды. Она должна была решить не только проблему гардероба части молодых людей. ЦК ВЛКСМ считал, что форма юнгштурма «дисциплинирует комсомольцев», позволит «воспитать чувство ответственности у комсомольца за свое пребывание в комсомоле, примерность поведения у станка, на улице, дома, способствует военизации комсомола» [6].
На исходе нэпа юнгштурмовка в организованном порядке возрождала нормы аскетизма военно-коммунистической эпохи. Но просуществовала она недолго. К началу 30-х годов появились мнения о том, что юнгштурм – это вид спецодежды, и для постоянного применения она не пригодна, вследствие нерационального подбора ткани и кроя. Бессмысленным стало и ношение портупеи.
Таким образом, детская мода в пространстве повседневности 1920-х гг. представляет собой сложное и разноплановое явление. Здесь перемешались традиционное и авангардное новое, перешитое и модное, российское и западное… Широкая палитра различных вариантов костюма отражала многообразие характеров различных людей, которые эту одежду носили. Костюм дошкольника мог включать в себя самые разные элементы одежды – в зависимости от достатка в семье. Наряд же младшего школьника и подростка в данных период является настоящим символом своего - советского - времени и имеет определенное дисциплинирующее содержание – форма пионера, а затем комсомольца.
2. Особенности детского досуга периода 1917-1930 гг.: детская периодика, игрушки, настольные игры.
Важная часть детского мира - игрушки ребенка. Уменьшенные копии различных сфер «взрослого» мира (трудовой деятельности, природы и техники, семьи) помогают ребенку включиться в экономическую и политическую реальность.
В 1920-е гг. в СССР производство игрушек было ограничено: перед страной стояли другие, более серьезные задачи. По мнению исследователя М. С. Костюхиной, политика государства была ориентирована на то, чтобы игрушками для ребенка были настоящие инструменты: рубанок, молоток, пила (для того, чтобы с детства ребенок приобретал навыки коллективного труда, для воспитания «нового социалистического отношения» к труду) [7].
Однако, не все было так мрачно, и игрушки у детей все-таки были. Благодаря усилиям художественной интеллигенции в 1919 году был открыт Музей игрушки. Производство «настоящих» игрушек сохранилось в мастерских, существовавших еще в царский период. Таковых сохранилось немного: фабрика Журавлева, артель А. Дунаева под Москвой, ленинградский завод «Треугольник», Сергиевская кустпромартель. Возникли советские артели «Все для ребенка», «Мастичная кукла», «Единение», «Дитяшка», и др (прил., рис. 5). Данные предприятия выпускали керамические, резиновые, деревянные игрушки, папье-маше и др. Запросы обеспеченных слоев общества могли удовлетворяться еще и за счет немецких и французских товаров.
Но большей части населения все это стало недоступно по причине высокой цены и малых объемов производства. В среде рабочих и крестьян, конечно, нашелся выход - большинство детских игрушек были самодельными - из остатков ткани, пряжи, дерева и т. д. Это, по старой традиции, были лошади, кораблики, паровозики, куклы (но теперь в образе не буржуазных барышень, а рабочих, крестьян, пионеров, военных).
Нужно отметить, что советский конструктивист Александр Родченко, также предложил, чтобы дети сами делали игрушки. Родченко создал «книгу самоделок» «Самозвери» (не была опубликована), которая, возможно, послужила толчком к началу широкого выпуска подобных изданий. Формы игрушек-самоделок представляли собой паровозы, заводы, рабочих и другие символы эпохи [8; с. 182].
Городские «советско-буржуазные» мастерские периода нэпа, выпускавшие гипсовые куклы, кошки-копилки, коробочки-сюрпризы «демонстрируют ярчайшие образцы кича с революционным или контрреволюционным «душком»» - пишет М. А. Марченко [9; с. 18].
Широкое распространение среди масс в 1920-е годы в Советской России получили настольные игры, являющиеся приложениями к детским журналам. Игры имели яркую идеологическую направленность и были связаны с последними событиями в стране: «Революция», «Красные и белые», «Путешествия по богатствам СССР», «Электрификация» (прил., рис. 6), «Дадим сырье заводам», «Путешествие на аэроплане по СССР» и т.д. Все это выглядело забавными иллюстрациями жизни и умонастроений тех лет [10; с. 383–385].
Каковы были правила в таких играх? Играть в "Электрификацию", например, могли от двух до четырех игроков. К услугам игроков большие и маленькие карточки с картинками. Больших всего четыре - деревня, город, аул, порт. Эти карточки делятся между игроками - это объекты, которые они должны электрифицировать. Маленькие карточки перемешиваются и раздаются игрокам. Игроки вытягивают карточки у своих соседей и откладывают парные картинки. В конце концов, у них должны остаться не имеющие пары картинки с электрическими лампочками. По числу таких карточек на игровом поле открываются закрытые кружками поля - электрифицированные объекты. Тот, кто электрифицировал свою часть игрового поля первым, тот и оказался победителем [11].
Более пристальное внимание вопросу детской игрушки будет уделяться с начала 1930-х гг. Например, в постановлении ЦКК РКИ от 26.08.1933 г. прозвучат слова о том, что «советская детская игрушка, технически и внешне художественно хорошо выполненная должна ширить кругозор ребенка, ярко отражать социалистическое строительство, технику, оборону СССР, знакомить с бытом народностей СССР, с революционной борьбой пролетариата» [12; с. 1]. Игрушка будет выступать средством воспитания подрастающего поколения, а также возможным предметом экспорта.
Более удобным инструментом воспитания подрастающего поколения для советской власти на период 1920-х годов была детская печать. Многие дореволюционные издательства после событий 1917 года по разным причинам закрылись, но были созданы новые: «Молодая гвардия», «Правда», «Детгиз». Для маленьких читателей стали выпускаться «Мурзилка» (1924), «Воробей» (1923), «Ёж» (1927), «Чиж» (1930), «Северное сияние» (1919) и др. Рассмотрим ниже некоторые из них.
Журнал «Мурзилка» предназначался детям преимущественно дошкольного возраста, здесь сотрудничали А.А. Федоров-Давыдов, А.Л. Барто, С.Я. Маршак и др. «Мурзилка» стал, пожалуй, наиболее популярным детским изданием – в первые же годы тираж журнала достиг около 20 тыс. экземпляров. Но и он имел свои недостатки. Так как советская власть преследовала свои цели, то перед авторами публикаций были поставлены вполне конкретные задачи: учить юных читателей коммунистическим идеалам и не уводить от реального мира. Вследствие этого, содержание журнала казалось детям скучным и сухим. По просьбам читателей в 1925 г. "Мурзилка" вышел с новыми темами, рожденными советской действительностью: рассказами о жизни советских детей, о новой деревне, об отрядах юных ленинцев, о природе. Улучшилось оформление журнала. В 1926 г. его тираж вырос до 150 000 экземпляров.
Идеологическая направленность выражалась уже на обложке журнала. Так, на обложке №2 за 1924 г. изображен мальчик в очках, рядом с ним доска, на которой написано: "Когда я буду большим, я тоже буду большевиком" (прил., рис. 7) [13; с. 1]. Существовали рубрики «Мурзилкина почта», где печатались заметки читателей, «Мурзилкина выставка картин» - детские рисунки и др.
В 1923-1925 гг. выходит журнал «Воробей» - для детей младшего школьного возраста. В нем печатались члены литературного кружка С. Я. Маршака: О.И. Капица, Б.С. Житков, В.В. Бианки, Е.П. Привалова. Издание было более ориентировано на сотрудничество с педагогами . Главный редактор З. Лилина полагала, что ребенку нужна реалистическая литература, касающаяся окружающего мира детей. Но большинство публикаций журнала не отвечали этой установке. Там печатался юмористический рассказ В.В. Бианки про воробья и его друзей, история В. Ермолаева о зверях, которые стали людьми. В конце журнала помещались шарады, загадки, шутки.
В 1924 году «Воробей» был переименован в «Нового Робинзона», а затем получил новую обложку, на которой был изображен мальчик с барабаном и лозунгом "Будь готов!" [14]. Помимо художественных произведений, очерков на общественно-политические темы, «Лесной газеты», «Бродячего фотографа», издание включало в себя рубрики: «Наш дневник» ― очерки о жизни пионеров, «Лаборатория «Нового Робинзона»» ― о химии и физике, «Погляди на небо» ― статьи об астрономии и другое. Тираж журнала достиг 100 тысяч экземпляров, но в 1925 году критиковался со стороны Российской ассоциации пролетарских писателей и в итоге был закрыт.
Журнал «Ёж» был рассчитан на детей 10-14 лет и был органом центрального бюро юных пионеров. Он публиковал письма детей, статьи о повседневной жизни ("Сколько тебе лет?", "Праздник"), на острые темы ("Кому нужна религия?" или "Товарищ ли нам учитель?"). Также там помещал свои стихи Маршак, другие авторы печатали истории для развития воображения, активизации восприятия детей и побуждения их к творчеству. После 1929 г. содержание журнала несколько изменилось, большее внимание уделялось в публикациях вопросам быта и промышленности, однако тираж не уменьшился – 125 тыс. экземпляров [14].
Таким образом, изменения в политической сфере государства, введение новой идеологической системы затронули и пространство повседневности страны. Власть уделяла большое внимание вопросам «правильного» воспитания подрастающего поколения, и поэтому перемены произошли даже в сфере детской моды, детского досуга. Под влиянием времени и режима вслед за взрослой упростилась и детская мода, изменился набор детских игрушек – куклы в образе рабочих и крестьян, паровозы, корабли. Распространение получили настольные игры на тему последних событий в стране – революция, электрификация и т. п. Был организован выпуск новых детских журналов, содержание которых строго регламентировалось и подчинялось новой идеологии.
Список использованных источников и литературы:
1. Вестник моды (1926) [Электронный ресурс]. URL: http://vintagestory.ru/fashion_magazines/vestnik_modi/1926 (дата обращения: 15.01.19)
2. Далекое и близкое. Первые пионеры [Электронный ресурс]. URL: http://communa.ru/obshchestvo/dalekoe_i_blizkoe-_pervye_pionery/ (дата обращения: 15.01.19)
3. Детская одежда в СССР: Часть I. [Электронный ресурс]. URL: https://zina-korzina.livejournal.com/287750.html (дата обращения: 15.01.19)
4. Захаржевская Р. В. История костюма: От античности до современности.— 3-е изд., доп.— М.: РИПОЛ классик, 2005. — 288 с.: ил.
5. Юнгштурмовки. История костюма [Электронный ресурс]. URL: https://costume-history.livejournal.com/222266.html (дата обращения: 15.01.19)
6. Лебина Н. Советская повседневность: нормы и аномалии от военного коммунизма к большому стилю [Электронный ресурс]. URL: https://profilib.net/chtenie/153758/natalya-lebina-covetskaya-povsednevnost-normy-i-anomalii-ot-voennogo-kommunizma-k.php (дата обращения: 15.01.19)
7. История советской игрушки [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/6019308/ (дата обращения: 15.01.19)
8. Черкасова М.А., Бекк Н.В.. Советская индустрия игрушек в первые послереволюционные десятилетия // Октябрь1917 в истории архитектуры и изобразительного искусства Сибири: избранные тезисы Всероссийской научной конференции. - Новосибирск, 2017. – С. 182 – 184.
9. Марченко М.А. На стыке культур. Игрушка СССР 1920–1930-х годов // Общество. Среда. Развитие. – 2017, № 3. – С.15–20.
10. Костюхина М. Детский оракул. По страницам настольно-печатных игр. – М.: Литературное обозрение, 2013. – 644 c.
11. Настольные игры советских детей [Электронный ресурс]. URL: https://fishki.net/50055-nastolnye-igry-sovetskih-detej-51-foto.html (дата обращения: 15.01.19)
12. За высокое качество // Советская игрушка. – № 1, 1935. – С. 1–2.
13. Мурзилка. – №2. - М., 1924 – С. 1.
14. Советские детские журналы 1920-х - середины 1930-х гг. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/09/10/rodina-jurnaly.html (дата обращения: 15.01.19)

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top