В.Д. Кукоба

Введение.
Данная тема затрагивает историю русско-ливонских конфликтов XIII столетия. Это была борьба за контроль над прибалтийскими племенами между русичами и немецкими крестоносцами. Эта борьба продолжалась до начала 1270-х годов XIII столетия когда тверской князь Ярослав Ярославич при посредничестве ордынского баскак Амрагана сумел заключить мир с крестоносцами.
Проблема русско-ливонских конфликтов затрагивалась не очень часто. В XIX столетии данную тему затрагивали такие известные историки, как Н. М. Карамзин , С. М. Соловьев , А. В. Экземплярский , частично Н. И. Костомаров . В годы СССР эту проблему гораздо глубже затронули в 1930-х и 1940-х годах, поскольку это связано с борьбой советского народа против фашисткой агрессии. Это были такие историки как М. Н. Тихомиров «Борьба русского народа с немецкими интервентами в XII-XIII вв.» и В. Т. Пашуто в его работе «Героическая борьба русского народа за независимость» .
В 2000-х по данной тематике опубликованы статьи Е. Л. Назаровой . Также эту проблему частично затрагивал Игорь Данилевский «Русские земли глазами современников и потомков» . Среди научно-популярной литературы, специально затрагивающую данную тему, можно выделить книгу М. А. Бредиса и Е. А. Тяниной «Крестовый поход на Русь». Среди современных монографических работ можно добавить работу Д. Г. Хрусталева «Северные крестоносцы» .
Таким образом, проблема русско-ливонских конфликтов затрагивается во многих работах частично и лишь в двух современных работах, эта тема исследовалась в первую очередь.
Целью данной работы является реконструкция осады Юрьева в 1224 году.
Для выполнения этой цели нам понадобятся источники, непосредственно рассказывающие об этом событии. Это «Хроники Ливонии Генриха Латвийского» (1225-1227 гг.) . Эта Хроника была написана в 1225-1227 годах. Ее главный плюс состоит в том, что она написана человеком, который непосредственно участвовал в описанных им событиях первой четверти XIII столетия. Это католический священник Генрих Латвийский. Этот документ излагает версию крестоносцев, а именно рижского епископа Альберта Буксхевдена. Это дает нам основания сомневаться в достоверности описания данных событий. Однако еще одним плюсом Хроники является то, что в ней довольно подробно описано событие интересующей нас темы.
Также мы затронем и русский источник Первую Новгородскую летопись из Полного собрания русских летописей , чтобы показать взгляд новгородской стороны на эти события. Также мы дополним сведениями из знаменитой Повести временных лет.
Таким образом, мы располагаем источниками для реконструкции данного события.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматривается предыстория рассматриваемого события. Во второй главе уже непосредственно рассматривается ход битвы. В третьей главе рассматривается то, что уже было после битвы. В заключении подводятся итоги исследования.

Глава I. Предыстория битвы.
Юрьев был поставлен князем Ярославом Мудрым в 1030 году, по своему христианскому миру Юрьев. Этот город не раз захватывали и сжигали различные прибалтийские племена и русские князья.
Борьба между русичами и ливонцами началась еще в начале XIII столетия, когда Полоцкое княжество вступила в схватку с крестоносцами за, подвластные этому княжеству, прибалтийские племена. К сожалению, Полоцкое княжество потерпело поражение и подконтрольные ей прибалтийские племена вошли под власть немецких завоевателей.
В 10-х годах XIII столетия пришел черед племен подконтрольных Новгородской республике. Войска Новгорода совершали походы в соседние территории эстских племен и брали с них дань. По-началу многие племена поддерживали крестоносцев как своих защитников, что являлось одним из факторов, способствовавших порабощению немцами этих племен, но усиливающиеся гнет со стороны немцев стал раздражать их. Юрьева был захвачен в 1215 году. В первой половине 20-х годов XIII столетия начались восстания эстов против крестоносцев. Однако эсты не могли с ними справиться в одиночку и стали просить помощи у своих русских соседей. Они даже попросили помощи у Владимиро-Суздальского князя, одного из могущественных правителя Руси того времени. Суздальский князь обещал им помощь и отправил своего брата князя Ярослава Всеволодовича, отца знаменитого князя Александра Невского, в поход на прибалтийские земли принадлежавшие крестоносцам. Этот поход состоялся в 1223 году. Когда он проходил новгородские территории к нему присоединились новгородцы, а также псковичи во главе с Владимиром Псковским. Во время похода эсты открывали перед ним ворота своих замков и Ярослав оставлял там свои гарнизоны, среди этих замков как раз и были Юрьев. Но для Ярослава поход оказался не совсем удачным поскольку он не сумел напасть на Ливонию, потому что она была хорошо защищена, и не с мог взять крепость датских крестоносцев Линданизэ (по русским источникам называющуюся Колывань). Исчерпав возможности Ярослав вернулся на обратно. Таким образом, немцы утратили часть захваченных им раннее территории, и крестоносцы начали стремительно их возвращать.

Глава II. Осада Юрьева.
После похода Ярослава немцы предприняли попытку вернуть утраченные земли и осадили Юрьев «Между тем братья-рыцари и другие тевтоны с немногими людьми осадили замок Дорпат (Tarbatense) и бились там пять дней, но не могли по малочисленности взять столь сильный замок, разграбили окрестную местность и вернулись в Ливонию со всей добычей» .
После этого в Юрьеве посадили князя Вячко, который раньше был правителем, вассального от Полоцка, княжества Кукенойс и из-за крестоносцев утратившего его «После того новгородцы послали короля Вячко (Viesceka), некогда перебившего людей епископа рижского в Кукенойсе, дали ему денег и двести человек с собой, поручив господство в Дорпате (Darbeta) и других областях, какие он сумеет подчинить себе. И явился этот король с людьми своими в Дорпат (Darbetam), и приняли его жители замка с радостью, чтобы стать сильнее в борьбе против тевтонов, и отдали ему подати с окружающих областей. Против тех, кто не платил податей, он посылал свое войско, опустошил все непокорные ему области от Вайги до Виронии и от Виронии вплоть до Гервена и Саккалы, делая христианам зло, какое мог». Но немцы тоже не расслаблялись «Справив праздник рождества господня, рижане задумали осадить замок Дорпат (Tarbatense). Собрались они с братьями-рыцарями, пилигримами, ливами и лэттами у Астигервэ, и было у них большое войско. И вспомнили они о датчанах, давно живущих в бедствии, так как с ними воевали все окружающие области и племена, и, отменив поход на Дорпат (Darbetam), отправились со всем войском Гариэн и осадили замок Лонэ». Это событие отсрочило поход на Юрьев. Но то, что Юрьев был в руках Вячко, им все же не давало покоя «Был двадцать шестой год посвящения епископа Аль берта, а церковь все еще не знала тишины от войн. Ибо король Вячко (Viesceke) с жителями Дорпата (Tarbatensibus) тревожил всю область вокруг, а лэтты и ливы, не раз ходившие в небольшом числе на них, не в силах были причинить им вред. Снова собравши после пасхи войско, братья-рыцари также осадили Дорпат (Darbetam) и бились там пять дней, но не могли, по своей малочисленности, взять замок и, разграбив окружающую местность, с добычей вернулись в Ливонию».
После этого крестоносцы стали готовиться к походу основательней. Вячко им здорово мешал «Так же радовались и унгавнийцы господству епископа Германна, находившегося в Одемпэ, но им препятствовал король Вячко (Viesceka) со своими дорпатцами (Таrbаtensibus): он был ловушкой и великим искусителем для жителей Саккалы и других соседних эстов». Вячко призывал к себе в замок прибалтийские племена. Немцы пробовали устранить проблему другими способами.
Вячке предлагали оставить крепость «И отправили епископы послов к королю в Дорпат (Darbetam) прося отступиться от тех мятежников, что были замке, так как они оскорбили таинство крещения; бросив веру христову, вернулись к язычеству; братьев-рыцарей, собратьев и господ своих, одних перебили, других взяли в плен и таким образом вовсе извели в своих пределах, а все соседние области, перешедшие в веру христову, ежедневно грабили и опустошали. И не захотел король отступиться от них, так как, давши ему этот замок с прилегающими землями в вечное владение, новгородцы и русские короли обещали избавить его от нападений тевтонов». Но Вячко отказался.
Его силы продолжали расти «И собрались в тот замок к королю все злодеи из соседних областей и Саккалы, изменники, братоубийцы, убийцы братьев-рыцарей и купцов, зачинщики злых замыслов против церкви ливонской». «Итак, все эти люди, полагаясь на крепость выше названного своего замка, пренебрегали миром с христианами и ежедневно старались повредить им. Да и на самом деле замок этот был крепче всех замков Эстонии: братья-рыцари еще ранее с большими усилиями и затратами укрепили его, наполнив оружием и балистами, которые были все захвачены вероломными. Сверх того, у короля было там множество его русских лучников, строились там еще и патерэллы, по примеру эзельцев, и прочие военные орудия». Защитники замка укрепляли его оборону.
В этом же году епископ осуществил новый поход на Юрьев. Войско немцев собралось у озера Растигервэ и епископ устроил совещание. По совещавшись, епископ приказал войску выступать и отправил передовой отряд, чтобы наскоком осадить Юрьев. «Итак, чтобы ливонская церковь могла избавить от бед дочь свою, церковь эстонскую, рожденную ею во Христе, достопочтенный епископ рижский созвал братьев-рыцарей, а также церковных людей с пилигримами, купцами, горожанами Риги, со всеми ливами и лэттами и назначил поход для всех, принадлежащих к ливонской церкви. В полном повиновении все собрались с войском у озера Растигервэ, пригласив с собой вышеназванного достопочтенного епископа рижского с братом его, не менее достопочтенным епископом Германном, со всеми церковными людьми и рыцарями. Совершив там дело мол швы и совещания, отправили вперед лучших и сильнейших в войске, чтобы они, пройдя Унгавнию в течение дня и ночи, на следующее утро могли осадить замок Дорпат (Darbatense)». Передовой отряд разделил свои силы. Одни отправились на Дорпат, другие в Виронюю для карательного рейда. Через три дня они вернулись с награбленным. «Те, снова разделив свои силы, одних отрядили для нападения на замок, других направили в Виронию для разорения все еще непокорных жителей. После трехдневного похода они в изобилии привели овец, быков и прочее, что войску пригодилось. Остальные войска вместе с епископом шли следом и 15 августа достигли Юрьева «Епископы же с пилигримами и всей массой войска шли сзади и в день успения пресвятой девы достигли замка».
Началась осада Дорпата, стали готовить осадные машины, в том числе и башню, начали рыть рвы «Итак, поля покрылись шатрами, началась осада замка. Стали строить малые осадные машины и патерэллы, наготовили множество военных орудий, подняли крепкую осадную башню из бревен, которую восемь дней искусно строили из крупных и высоких деревьев в уровень с замком, затем надвинули поверх рва, а внизу тотчас начали вести подкоп. Для рытья земли днем и ночью отрядили половину войска, так чтобы одни рыли, а другие выносили осыпающуюся землю». Затем они продвинули башню ближе к замку «Поэтому с наступлением утра значительная часть подкопанного обрушилась с вала, и вскоре можно было продвинуть осадную башню ближе к замку». К Вячко посылали послов с требование, чтобы он оставил замок, однако Вячко рассчитывал на помощь новгородцев «Между тем к королю посылали для переговоров знатных людей, священников и рыцарей. Ему предлагали свободный путь для выхода с его людьми, конями и имуществом, лишь бы он ушел из замка и оставил этот народ отступников. Но король, в ожидании помощи от новгородцев, упорно отказывался покинуть замок». Тем временем из Руси явился для набега отряд русских, однако когда часть немцев отправились сразиться с ними, они исчезли. Эта часть немцев вернулась к осаде «В это время пришли русские разорять область; слухи об этом распространились по шатрам. Тотчас явились в полной готовности тевтоны, желавшие с ними сразиться, и выступили в поле, оставивши других осаждать замок, но так как русских не оказалось, они снова вернулись к осаде замка». Этот русский отряд предупредил новгородцев о том, что город Юрьев в осаде и новгородцы стали готовиться к походу на помощь Юрьева. Замок обстреливали. Защитники отстреливались из луков и орудий. Рылся подкоп, а к замку медленно двигали башню. Защитникам не давали отдыха, а русские шумели в ответ. «Многих на верху вала ранили стрелами из балист, других перебили камнями метательных орудий, бросали в замок из патерэллов железа с огнем и огненные горшки. Одни готовили орудия, называемые ежом и свиньей, другие складывали костры из бревен, третьи подкладывали огонь, наводя всем этим великий страх на осажденных. И бились так много дней. Точна также и бывшие в замке построили свои машины и патерэллы против христианских орудий, а против стрел христиан направили своих лучников и балистариев. Подкоп велся день и ночь без отдыха, и башня все более приближалась к замку. Не было отдыха усталым. Днем бились, ночью устраивали игры с криками: ливы и лэтты кричали, ударяя мечами о щиты; тевтоны били в литавры, играли, на дудках и других музыкальных инструментах; русские играли на своих инструментах и кричали; все ночи проходили без сна». Военноначальники решились на штурм: «И собрались вновь все христиане, ища совета у бога. Были среди них вождь Фридрих и вождь Фредегельм, и судья пилигримов, человек знатный и богатый, который говорил: «Надо взять этот замок приступом, с бою и отомстить злодеям на страх другим. Ведь во всех замках, доныне взятых ливонским войском, осажденные, всегда получали жизнь и свободу: оттого другие и вовсе перестали бояться. Так теперь, мы всякого, кто из наших первый взберется на вал и вступит в замок, превознесем великими почестями, дадим ему лучших коней и лучшего пленника из взятых в замке, за исключением короля, которого вознесем надо всеми, повесив на самом высоком, дереве». Эта мысль всем понравилась, люди стали приносить обеты господу и пресвятой деве, и тотчас по наступлении утра, после торжественной мессы, началась битва». Эсты пытались с помощью горящих деревьев, поджечь башню, но это им не удалось. Немцы подожгли мост и русские встали у ворот, чтобы отбить атаку «Стали подносить бревна, но весь труд был напрасен, так как не пришло еще время возмездию божьему. В девятом часу эсты в замке зажгли большие огни, открыли широкое отверстие в вале и стали через него скатывать вниз колеса, полные огня, направляя их на башню и подбрасывая сверху кучи дров. Но сильные христианские воины в доспехах разбросали огонь, разломали колеса, сбили силу пламени и защитили свою башню. Между тем другие нанесли дров и подожгли мост, а русские все сбежались к воротам для отпора». Немцы забрались на вал и согнали эстов затем начались уличные бои. Русские отступили внутрь укрепления, однако их выкурили оттуда и выходивших убивали, брали в плен. Вассала суздальского князя отпустили «Иоанн из Аппельдерина, брат епископа, славный рыцарь, взяв факел в руку, первый стал подниматься на вал. Вторым за ним тотчас пошел его слуга Петр, и они без всякого промедления сразу добрались до самого верха вала. Увидев это, и другие в войске побежали вслед за ними. Что же сказать дальше? Каждый спешил взойти первым ради вящей славы и чести Иисуса Христа и матери его Марии, а также, чтобы и самому получить честь и награду за свой подвиг. И взошел кто-то первый, а кому это удалось, не знаю, знает бог; за ним последовала вся масса. Каждый помогал товарищу подняться в замок, а иные проникли в отверстие, через которое осажденные катили колеса с огнем; вошедшие первыми приготовляли место следующим, гоня эстов мечами и копьями с вала. Когда уже много тевтонов вошло в замок, за ними двинулись летты и некоторые из ливов. И тотчас стали избивать народ, и мужчин и даже некоторых женщин, не щадя никого, так что число убитых доходило уже до тысячи. Русские, оборонявшиеся дольше всего, наконец были побеждены и побежали сверху внутрь укрепления; их вытащили оттуда и перебили, всего вместе с королем около двухсот человек. .Другие же из войска, окружив замок со всех сторон, не давали никому бежать. Всякий, кто, выйдя из замка, пытался пробраться наружу, попадал в их руки. Таким образом, изо всех бывших в замке мужчин остался в живых только один - вассал великого короля суздальского, посланный своим господином вместе с другими русскими в этот замок. Братья-рыцари снабдили его одеждой и отправили на хорошем коне домой в Новгород и Суздаль сообщить о происшедшем его господам. Когда все мужчины были перебиты, началось у христиан великое торжество: били в литавры, играли на свирелях и других музыкальных инструментах, потому что отомстили наконец злодеям и истребили всех вероломных, собравшихся туда из Ливонии и Эстонии. После того собрали оружие русских, одежду, коней и всю добычу, бывшую в замке, а также оставшихся еще в живых женщин и детей, подожгли замок и на следующий день с великой радостью пошли назад в Ливонию, славя бога на небе за дарованную победу, ибо благ он и милостив во веки». Новгородское войско узнав о падении замка, повернуло обратно «Новгородцы же пришли было во Псков с многочисленным войском, собираясь освобождать замок от тевтонской осады, но услышав, что замок уже взят, а их люди перебиты, с большим горем и негодованием возвратились в свой город». Поскольку русичи потерпели поражение в Первой новгородской летописи об этом событие есть такое упоминание «Того же лета убиша кня¬зя Вячка Немци въ Гюргеве». Таким образом, несмотря на упорное и героическое сопротивление эстов и русских дружин крестоносцами удалось взять город. Это стало поворотным моментом в русско-ливонских конфликтах, потом что русские лишь в Петровские времена смогли вернуть контроль над этими землями.

Глава III. Что было после битвы.
Над Юрьевом стал главенствовать епископ Герман, брат рижского епископа Альберта. С русскими немцы заключили договор «Русские из Новгорода и Пскова также прислали в Ригу послов просить о мире. И согласились рижане, заключили с ними мир, а подать, которую те всегда собирали в Толове, возвратили им» , то есть русские могли брать подати в Толове. Этот договор подтвердили, когда в Ливонию прибыл легат Вильгельм Моденский «Когда русские в Новгороде и других городах также услышали, что в Риге находится легат апостольского престола, они отправили к нему своих послов, прося утвердить мир, уже давно заключенный с тевтонами. Выслушав эти просьбы и укрепив доверие людей своими речами, он всех в радости отпустил по домам». Новгородцы и псковичи заключили мир, однако обе стороны не были удовлетворены этим. Русичи хотели вернуть контроль над прибалтикой, а немцы продолжить свою экспансию уже в Псковские земли. Конфликты уже возобновились в 1233 году, когда немцы и дружина, изгнанного из Пскова, князя Ярослава Владимировича пыталась взять Псков, но для немцев и князя не удачно. Дальше последуют битвы такие как при Омовже под Юрьевом в 1234 году, где Ярослав Всеволодович отправит под лед некоторых немецких рыцарей, потом Ледовое побоище 1242 года, где князь Александр Ярославич разгромит крестоносный клин, и наконец Раковорское побоище в 1268 году, когда дорогой ценой русичам удалось победить немецкое войска. Одним из командиров войск был сын князя Александра Ярославича князь Дмитрий Александрович Переяславский. Таким образом, не смотря на заключенный мир, война еще продолжалась.

Заключение.
Таким образом, мы видим, что эстам и русичам, не смотря на героическое сопротивление немецким захватчикам, не удалось удержать Юрьев. После этого, этот город под немецким названием Дерпт долгое время находился в чужих руках, пока при Петре I его вновь не взяли. Юрьевская дань, которую немцы обещали платить, затем стало одним из поводов послуживших столкновению Москвы с Ливонией в 1550-1560-х годах, а именно началу Ливонской войны 1558-1583 годов.
На захвате Юрьева экспансия крестоносцев на восток не закончилась. В первой половине 1240-х годов они захватили Псков и племя Водь и близко подошли к самому Новгороду. Лишь князь Александр Ярославич освободил эти территории от крестоносцев и на Чудском озере нанес им поражение в апреле 1242 года. На Псковской границе экспансия крестоносцев остановилась.

 

 

Список использованных источников и литературы.

1. ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1: Лаврентьевская летопись. Вып. 2-3: Лаврентьевская летопись по Суздальскому списку.
2. ПСРЛ. Т. 3: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 2000.
3. Генрих Латвийский. Хроники Ливонии / Введение, перевод и комментарии С. А. Аннинского. М.-Л., 1938.
4. Бредис М. А. Крестовый поход на Русь / М.А. Бредис, Е.А Тянина. – М.: Алгоритм, 2007. – 416 с.
5. Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.): Курс лекций. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 389 с.
6. Назарова Е. «77., 1999 — Крестовый поход на Русь в 1240 г. (Организа-ция и планы) // Восточная Европа в исторической ретроспективе. М. С.190-201.
7. Пашуто В. Т. Героическая борьба русского народа за независимость (XIII в.) / В.Т. Пашуто. М., 1956.
8. Карамзин Н. М. История государства российского: книга первая / Н. М. Карамзин. – М.: Книга, 1988. – 181 с.
9. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н. И. Костомаров – М.: АСТ: Астрель; 2010. – 316 с.
10. Соловьев С. М. Сочинения: книга II: История России с древнейших времен / С. М. Соловьев. – М.: Мысль, 1988. – 795 с.
11. Хрусталев Д. Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII-XIII вв. – Изд. 3-е, исправленное. – СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2018. – 622 с.
12. Экземплярский А. В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 г. по 1505 г.: биографические очерки / А.В. Экземплярский. СПб., 1889. Т. 1. – 475 с.
13. Экземплярский А. В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 г. по 1505 г.: биографические очерки / А.В. Экземплярский. СПб., 1891. Т. 2. – 696 с.

 

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top