И.В. Вахрушева

 

Изучение трансформации социально-экономического положения женщины на исходе удельного периода является одним из важнейших аспектов в процессе определения ее правового и социального положения в обществе. История развития имущественных отношений давно привлекала внимание отечественных исследователей. Данной проблематикой занимались Н.Л. Пушкарева, М.Ф. Владимирский-Буданов, В.Л. Янин, С.В. Юшков, Р.Г. Скрынников, Е.Н. Ярмонова. Однако, несмотря на осуществление исследований, которые в большей мере носят комплексный характер, проблема положения женщины именно в Новгородской земле остается на сегодняшний момент недостаточно изученной, в связи с чем, обращение к исследованию данной проблемы представляется весьма актуальным.
Цель исследования состоит в выявлении, на основе материала берестяных грамот, специфики положения древнерусской женщины в Новгородской земле, как в одной из самых сильных в финансово-экономическом и политическом отношении территории в удельный период.
Одним из важнейших источников по истории Новгорода являются берестяные грамоты, наглядно отражающие повседневную жизнь людей. На сегодняшний день усилиями ученых введено в научный оборот уже более 1000 новгородских грамот. Проведенный нами анализ грамот показал, что за период 1100-1500 гг. из 1050 новгородских грамот, более чем в 130 женщина выступала участником правовых, имущественных и семейных отношений [см. Приложение 1]. В частности, более чем в 50 документах речь идет о хозяйственных распоряжениях, торговых и денежных операциях, в которых были задействованы и женщины. В результате нами было выявлено и проанализировано 132 новгородские берестяные грамоты, в которых действующими лицами являлись женщины.
В настоящем исследовании была предпринята попытка проанализировать весь пласт новгородских берестяных грамот, введенных в научный оборот и выявить все те, которые так или иначе посвящены положению женщины в обществе. На момент начала 2018 г. опубликовано уже 12 томов из серии «Новгородские грамоты на бересте». Стоит отметить, что работа по находкам грамот ведется по сей день, и на момент крайней новгородской археологической экспедиции 2017 г. было обнаружено 1102 берестяных грамоты. На настоящее время имеются также отдельные статьи, посвященные раскопкам, проведенным в частности 2015-м и 2016-м годах.
Привлеченные к исследованию берестяные грамоты позволили изучить как имущественное положение женщин, так и их участие в экономической и хозяйственной жизни Новгорода. В грамотах, также как и в законодательных актах, отражена трансформация имущественных прав женщин, в частности, выявлен период обладания и пользования как движимым, так и недвижимым имуществом. На наш взгляд, именно степень имущественной самостоятельности женщины, является одной из важнейших функций для определения ее статуса и роли в обществе.
C принятием христианства, на Руси усилилась роль церкви, но в культуре прослеживались и новые явления, которые проявлялись в борьбе с церковным мировоззрением о подчиненном положении женщины. В настоящее время юридически мужчины и женщины равноправны, но продолжают сохраняться элементы, характерные для традиционных обществ, в частности патриархальный уклад семьи, согласно которому женщина находится в подчиненном положении. Изучение положения женщины в средневековой Руси в период раздробленности, позволяет выявить истоки борьбы женщин с традиционными патриархальными устоями, которые господствовали в обществе.
Развитие крупного феодального землевладения привело к образованию самостоятельных княжеств и земель. При этом каждый регион демонстрировал специфику социально-экономического и политического развития. Наиболее крупными княжествами в удельный период являлись Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, а также Новгородская боярская республика.
Новгородские берестяные грамоты являются специфическим источником не только по истории Новгорода, но и повседневной жизни людей. На основе привлечения грамот мы можем реконструировать практику применения той или иной правовой нормы. Помимо этого, новгородские берестяные грамоты XI-XV вв. свидетельствуют об участии женщин в хозяйственных делах и торговых операциях, а также закрепляют за ними практику распоряжения и пользования денежными средствами.

Имущественное положение женщин
Касаемо имущественных отношений в семье, то раздельное имущество супругов подтверждалось на практике берестяной грамотой № 9 последней трети XI в. В данной грамоте Гостята жаловалась на противозаконные действия своего мужа, который предъявлял материальные претензии относительно ее имущества. В грамоте № 705, первой половины XIII в., брат выдавал своей замужней сестре некое имущество. В грамоте № 414 первой половины XIV в. Филикс просит учитывать потребности своей жены в прибыли: «…А что будет надобно жене моей, и ты, брат Семен, дай жене моей». Стоит отметить, что Филикс был готов посоветоваться с женой, прежде чем делать вклад в церковь (либо товар, либо пожертвование на нужды церкви). Также найдена свинцовая печать с надписью «Филиксова печать», что позволяет утверждать, что он был должностным лицом, так как печатями пользовались только они. Возможно, Филикс был наместником новгородского посадника или тысяцкого.
В грамоте № 84 рубежа XI-XII вв. Зубрею было поручено взять у «госпожи» тринадцать резан. Грамота № 429 первой половины XII в. содержит опись имущества, в которую вошли различные женские украшения, туалетные принадлежности и сундук, в котором лежали вещи. Набор предметов позволяет предположить, что грамота является описью к свадебному подарку или списком приданого. В грамоте № 644 начала XII в. Нежка дает указания своему брату Завиду на изготовление золотых украшений. Данная грамота позволяет предположить, что Нежка могла заниматься предпринимательской деятельностью и продавать украшения.
Имеется целый ряд грамот с фрагментами списков имен, которые представляют собой заказы на иконы. Cтоит также отметить, что и сами женщины имели возможность заказывать иконы. Так, в грамотах № 559 , № 560 , № 561 , № 602 последней четверти XII в. упомянуты такие женские имена как: Феврония, Настасья, Фекла, Христиана, Христина, Мария, Онисия, Евфимия, Варвара, Акилина, Анастасия. Помимо этого, в грамотах № 541 , № 542 , № 545 , № 551 , № 555 , № 553 , № 506 , № 557 , № 595 уже рубежа XII-XIII вв., также имеются фрагменты списка имен, которые также являлись заказом художнику на иконы, в частности от женщин.
Серия грамот раскрывает участие некой женщины Марены в общественно-экономической жизни Новгорода в середине-второй половине XII в. Так, в грамоте № 849 Петр просит Демша взять шесть Гривен у Марены и дать их Микуле. В грамоте № 794 Марене было доверено наделение купцов. В грамоте № 798 Марена получала дань от покупки зерна. В грамоте № 955 Марена исполняла функции свахи, за что также могла получать денежное вознаграждение. Согласно исследованию А.А. Гиппиуса, Марена была женой знатного новгородского боярина Петра Михалковича, игравшего важнейшую роль в жизни новгородской администрации середины-третьей четверти XII в. Марена же обладала значительной хозяйственной властью, к ней обращался сам князь, она ведала выдачей денег, поступлением зерна и другими хозяйственными делами.
Многие грамоты представляют собой списки должников, среди которых немало женщин. В грамоте № 228 конца XII в., представлены сведения о должниках, так у «Ярошковой жены 9 кун». В грамоте № 711 уже первой половины XIII в. речь идет о долге женщины: «…если ты теми деньгами не покрыла своего долга, то покроешь людьми». Грамота № 630 первой половины XII в. также представляет собой список должников, так «у Путковой жены пол гривны». Грамота № 1013 второй половины XII в. говорит о том, что у «Борисовы 8 кун», но фрагментарность письма не позволяет восстановить его смысл. Грамота № 1063 второй половины XII в., является имущественным реестром, известно, что «у Сологовой десять рад…» В грамоте № 818 третей четверти XII в. Песковна задолжала «5 кун и гривну». В списке должников и Наста из грамоты № 974 второй половины XII в., которая задолжала «7 кун». В грамоте № 449 XII в. должницей являлась какая-то женщина: «У нее 6 гривен итого в должнице». В грамоте № 212 рубежа XIII-XIV вв. «…у попадьи у Павловой (жены) 7 гривен…».
Берестяные грамоты свидетельствуют о том, что женщины выполняли хозяйственные поручения, а также могли пользоваться денежными средствами и участвовать при совершении денежных операций. Так, в грамоте № 999 второй половины XII в. Лука просит взять отца две гривны у «Тудоровой жены». В грамоте № 1016 также второй половины XII в., автор письма собирал помесячную дань для «госпожи». В грамоте № 8 конца XII в. «Семнунова жена» хотела выкупить корову. В грамоте № 603 конца XII в., жена автора заплатила 20 гривен: «…теперь жена моя заплатила 20 гривен, которые вы обещали князю Давыду». В грамоте № 989 второй половины XII в., Яким писал письмо к Милославе, но фрагментарность текста не позволяет выяснить его смысл. Возможно, Милослава выполняла какие-то денежные поручения.
Участниками имущественных операций являлись женщины из грамоты № 1029/980 второй половины XII в.: «У…тковой жены кадь. У Настасьи (столько-то) кадец. У Семьюновой жены кадь. У Коснятиной жены 2 кади. У Нежки 4 кади». Примечательно, что половину участников этих имущественных операций составляют женщины. Что именно измерялось кадями, не указано, но в данной грамоте вероятнее всего имеется ввиду рожь. В грамоте № 531 рубежа XII-XIII вв., представлены сведения о том, что некая Анна с дочерью без ведома мужа давала деньги в долг. В грамоте № 771 конца XIII-начала XIV вв. Офимья пишет письмо с просьбой прислать «гривну серебра за девку». Скорее всего, речь идет о продаже рабыни, но также можно предположить, что Офимья была свахой и хотела получить вознаграждение. В грамоте № 328 начала XIV в. Ефимья расплатилась с кем-то полтиной. В грамотах № 263 и № 264 представлен список свадебных даров, в частности от женщин: «от жены Якуна» и «от Сыповой жены…».
В грамоте № 275(266) Елена имела подклеть в церкви, где хранились товары: «…Что в подклете Еленино, выдай сторожу в церковь…». Автором грамоты № 328 рубежа XIII-XIV вв. является Евфимия, ее письмо посвящено денежным расчетам, но фрагментарность текста не позволяет полностью восстановить смысл. Грамота № 389 первой половины XIV в. была адресована Марфе, которой Лука давал распоряжение об уплате: «…да тебе бы дать куны на Петров день…». Стоит отметить, что подобные письма с просьбой могли получать управители. В грамоте № 129 рубежа XIV-XV вв. Фома покупал у Тани какие-то товары: «…только начнет продавать тебе, и ты у ней купи…». В грамоте № 578 начала XV в. Маремьяна принимала участие в деловых поручениях. Так, ей было поручено забрать расписку о получении полтины.
Женщины были вовлечены преимущественно в семейные хозяйственные дела. Так, Радило, в грамоте № 442 первой половины XIII в. сообщает матери цены на рожь. В грамоте № 293 середины XIII в. содержатся указания отдать деньги жене Волотка: «5 гривен и 8 кун отдай жене Волотка…». В грамоте № 395 второй половины XIII в. Григорий просит мать отдать деньги некому Мули.
Женщины и сами отдавали хозяйственные поручения. Так, в грамоте № 125 конца XIV в. некая Марина могла быть портнихой, так как давала наказ своему сыну купить дорогую ткань из Бухары.
Возникали и имущественные споры, так в грамоте № 944 второй половины XII в., содержится ряд претензий и вопросов по поводу имущества. Автор письма объявляет, что имущество принадлежит женщине адресату: «А про села ты сама знаешь. А на то (свидетель) Бог». В грамоте № 53 рубежа XIII-XIV вв. Петр пишет Марье с жалобой на то, что крестьяне отняли у него сено, которое он имел с покосов. Кроме того, Петр просит Марью «списать список с купчей грамоты и прислать сюда». Данная грамота является перепиской между мужем и женой, стоит отметить, что просьба Петра свидетельствует нам о том, что Марья не только обладала грамотой, но и также разбиралась в официальных документах (купчая). В грамоте № 477, второй половины XIV в. Микифор обращался к Анне с тем, чтобы она документально подтвердила за ним владение земельным участком, который она ему выдала. В грамоте № 474 рубежа XIV-XV вв. автор письма жаловался на нарушение границ земельного участка, обозначая, что нарушены не только его права, но и жены.
Подтверждением того, что женщины обладали собственным имуществом, служат завещания. Так, в грамоте № 580 последней четверти XIV в. некая Ульяна завещала землю своим сыновьям: «…Ульяна, пишу завещание сыновьям моим Василию и Ивану. Землю, что дал мне свекор…» Фетинья в грамоте № 28 рубежа XIV-XV вв. также писала духовное завещание, но фрагментарность текста не позволяет восстановить смысл. Завещание написала и Мария в грамоте № 692 начала XV в.: «Я Мария, отходя от сего света, пишу завещание при своей жизни. Завещаю наследство своему Максиму, потому что я не имею детей». Скорее всего, Мария была черницей монастыря св. Варвары, а Максим выступал не как наследник, а как душеприказчик.
Имея имущественную самостоятельность, женщины принимали участие и в общественной жизни. Так, в грамоте № 601 конца XII-первой четверти XIII вв. приведен реестр расходов князя и княгини на некие похороны, которые по их поручению были организованы посадником.

Положение женщины в семье
Материал берестяных грамот позволяет нам через призму самих современников изучаемых событий составить представление о внутрисемейных отношениях. Нередко браки могли заключаться по взаимному согласию, об этом свидетельствует целый ряд грамот. Так, еще в грамоте № 752 рубежа XI-XII вв. некая женщина пишет любовное письмо: «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил?». Отсутствие адресной формулы связано с интимным характером письма, оно написано человеком, знакомым с литературным языком. Возникает мысль о том, что письмо написано третьим человеком, возможно, образованным монахом, но интимный характер содержания делает эту гипотезу уязвимой. Более вероятно, что автором являлась образованная женщина.
Еще одно любовное письмо относится ко второй половине XIII в., так, в грамоте № 377 Никита делает Ульянице брачное предложение: «От Никиты к Ульянице. Пойди за меня. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат…». Невеста была, очевидно, грамотна. Игнат был назван свидетелем, возможно, речь идет о предполагаемом свидетеле брачного обряда, либо Игнат уверял жениха в чувствах невесты. В грамоте № 521, относящейся ко второй половине XIV – началу XV вв. Моисей обращался к своей возлюбленной: «Как ся разгоре сердце мое, и тело мое, и душа моя до тебе и до тела до твоего, и до виду до тво… его, тако ся разгори сердце твое, и тело твое, и душа твоя до мене, и до тела моего, и до виду до моего…». Возможно, Моисей был вдовцом и намеревался жениться вторично, при этом он хотел обеспечить детей от первого брака. Данное послание позволяет предположить, что браки могли основываться и на взаимной склонности супругов, несмотря на то, что выдача замуж женщины являлась обязанностью родителей и вменялась церковным законом.
У женщин из числа зависимого сословия имелась возможность выйти замуж за мужчину более высокого социального статуса. Так, в грамоте № 155 первой половины XII в., адресат письма женился на девке, принадлежащей Домаславу: «…Женился на девке у Домаслава. На мне Домаслав взял 12 гривен. А пришли 12 гривен…» Домаслав, не имея возможности взыскать деньги с адресата, взыскал стоимость рабыни с автора письма, связанного с адресатом. Это было ее выкупом на волю для свободного жениха. Женихом не мог быть холоп адресата. Цена девки 12 гривен (цена шапки из грамоты № 138 - 13 гривен). Автор письма требует, чтобы адресат прислал ему эти 12 гривен, и угрожает в противном случае стать на суд у князя. До 1136 г. князь имел в Новгороде реальную власть и грамота относится еще к этому времени. Таким образом, данная грамота показывает нам случай перехода женщины из одного сословия в другое. В грамоте № 112 XIII в. мужчина женился на исполовнице: «Женился на моей исполовнице, отдал телицу…».
Немаловажной являлась и роль свахи при заключении брака. Так, в грамоте № 731, датируемой второй половиной XII в., говорится о роли свахи при сватовстве и заключении брака. Родители жениха пишут о том, что они согласны на предлагаемую свахой невесту: «К празднику ее хочет. Пожалуйста будь здесь». Можно предположить, что родители невесты наняли сваху для скорейшего решения ее судьбы и выдачи замуж, также как и родители жениха были согласны на предлагаемую свахой невесту. В грамоте № 771 конца XIII-начала XIV вв. Офимья пишет письмо с просьбой прислать «гривну серебра за девку». Скорее всего, речь идет о продаже рабыни, но также можно предположить, что Офимья была свахой и хотела получить вознаграждение. Роль родителей или старшего мужчины в семье подтверждается и грамотой № 672 второй половины XII в. Так, в грамоте говорится о том, что без Аркадия не нужно устраивать свадьбу, возможно, его дочери или сестры, что говорит о его значительной роли в данном мероприятии. В грамоте № 402 XV в., некая женщина женила на ком-то своего слугу: «Жонку ту дала за своего слугу…».
Новгородские женщины соучаствовали в распоряжении семейным бюджетом, разбираясь не только в хозяйственных нуждах семьи, но и в финансах. В берестяных грамотах имеются сведения о том, что женщина давала указания и выполняла хозяйственные поручения. В грамоте № 384 второй половины XII в., Стойнег отчитывался перед матерью за вещи, отданные Савве, что свидетельствует о роли женщины в хозяйственных делах семьи. В грамоте № 945 второй половины XII в., возможно, Гостяте (если имя упомянуто в качестве женского), даются хозяйственные распоряжения: «Иную работу дома, а это тебе Гостята…» Фрагментарность текста не позволяет полностью понять его смысл. В грамоте № 350 второй трети XIII в. Степан и его мать дают хозяйственное поручение. Данная грамота свидетельствует о том, что женщины наряду с мужчинами принимали участие в хозяйственной жизни семьи. В уже упомянутой нами грамоте № 395 конца XIII в. Григорий пишет своей матери письмо с просьбой «дать 30 гривен потом Мули». В данном случае, женщина распоряжалась семейными денежными средствами, выполняя указания сына.
В грамоте № 53 начала XIV в., вероятно, муж Петр просил свою жену Марью прислать ему копию купчей грамоты о покупке пожни. В грамоте № 3 первой половины XIV в. Федосье было поручено варить пиво: «Тогда он писал к Федосье: «Вари ты пиво. Сидишь на выморочном имуществе, не варишь ячмень (рожь)». Онос в грамоте № 1053 первой половины XIV в. просил прислать для своей сестры полотен. Онцифор в грамоте № 354 середины XIV в. дает хозяйственные поручения своей матери: «Челобитие к госпоже матери от Онсифора. Вели Нестору рубль скопить да идти к Юрию укладнику. Проси его, чтобы купил коня. Да иди с Амвросием к Степану, взяв жеребий, а может быть, он и рубль возьмет, купи другого коня. Да проси у Юрия полтину да купи соли с Амвросием». Стоит предположить, что обращение «госпожа» подтверждает, что мать была боярыней. Онцифор находился далеко от матери, которая жила в Новгороде. Она вела городское хозяйство семьи в отсутствие мужчин. Кроме того, мать Онцифора пользовалась денежными средствами и совершала финансовые операции. Так как письмо было адресовано лично матери, то стоит предположить, что она была грамотна и могла самостоятельно его прочесть.
Савелий в грамоте № 272 дает хозяйственные распоряжения не только Максиму, но и матери: «…Ни дома… ни дров, ни матери послать на чем…». Фрагмент грамоты № 939 второй половины XIV в. позволяет предположить, что муж хотел через жену передать рожь: «…ку со женой. Дай коробью ржи…» Муж дает указание своей жене в грамоте № 942 второй половины XIV в.: «(Наказ от)… я к жене своей Ульяне. Пойди сюда немедленно». Стоит также предположить, что женщина была грамотна, в другом случае поручение послали бы через гонца. В грамоте № 363 конца XIV в. Семен дает хозяйственные распоряжения своей невестке: «Поклон от Семена к невестке моей…Ты возьми колобью, а муки сколько нужно, и испеки в меру. А мясо в сеннике. А что рубль дать Игнату, то ты дай». Данная грамота вновь подтверждает тот факт, что, во-первых, женщина являлась хозяйкой дома, а во-вторых, что могла отдавать и передавать денежные средства по распоряжению главы семьи. В грамоте № 134 конца XIV в. содержится наказ Домне от Григория: «Готовь изобку и клеть». Данное хозяйственное поручение свидетельствует о том, что женщина являлась хозяйкой домашнего очага, возможно, получая указания от главы семьи - мужа.
В грамоте № 125 рубежа XIV-XV вв. Марина просила сына купить ей бухарские хлопчатобумажные ткани, как уже отмечалось, возможно Марина могла быть портнихой. В грамоте № 265 скорее всего Григорий дает хозяйственные распоряжения Репеху и Фовро слушать Домну, ставя их в ее подчинение: «…А ты, Репех, слушай Домну и ты, Фовро…».
Женщины могли просить помощи у своих братьев. Так, в грамоте № 49 второй половины XIV в., Настасья просила помощи у братьев в связи со смертью мужа: «Поклон от Настасьи к господину, к моим к братьям. У меня Бориса нет в живых. Как, господа, позаботьтесь обо мне и моих детях». В берестяной грамоте № 415 начала XIV в., Феврония жалуется на побои от пасынка: «Поклон от Февронии Филиксу с плачем. Избил меня пасынок и выгнал со двора. Велишь ли мне ехать в город? Или сам поезжай сюда. Я избита». Письмо представляет собой жалобу на самоуправство пасынка. Феврония, хотя и была готова приехать в Новгород, надеется, что Филикс сам приедет к ней, возможно, Феврония была его родственницей. Если же она не родственница, то все же достаточно важная особа, поскольку ждет Филикса к себе по своему делу.
Важную роль играли женщины в воспитании детей, так в грамоте № 687 второй половины XIV в., муж дает жене указание о покупках и обучении ребенка грамоте: «…масло себе купи, а детям одежду…отдай грамоте учить». Стоит отметить, что отдать ребенка на обучение грамоте было заурядным для новгородцев, ведь указание об этом стоит в письме в общем ряду домашних дел. А для матери семейства в таком деле тоже не было ничего необычного. В грамоте № 43 конца XIV в. некий Борис просил Настасью прислать ему слугу с рубахой. Интересной представляется грамота № 931 рубежа XIV-XV вв., жена пишет мужу о том, чтобы он уладил конфликт: «Приказ к Семену от жены. Утихомирил бы ты всех попросту и ждал бы меня. А я тебе челом бью». По-видимому, до Семеновой жены дошло, что в ее отсутствие возник некий конфликт или внутрисемейная ссора, и она требует от мужа утихомирить конфликтующих «попросту», т.е. без полного выяснения кто прав и кто виноват, и ждать ее возвращения. Она считает, что сумеет лучше справиться с ситуацией, чем он.
Таким образом, берестяные грамоты дают нам наглядное подтверждение того, что женщины играли важнейшую роль в семье. Они выполняли самые разнообразные функции: от уборки дома и совершения покупок до разрешения каких-либо споров и неурядиц. А обладая имущественной самостоятельностью и играя важную роль в семье, можно предположить, что женщины являлись и правоспособными членами общества.

Правовой статус в обществе
Определение дееспособности в имущественно-правовой сфере представительниц различных слоев является важнейшим аспектом не только социального, но и правового положения женщины в обществе. Фактический материал позволяет нам предположить, что именно представительницы привилегированного сословия в той или иной степени обладали дееспособностью в вопросах распоряжения частной собственностью. Правовое положение женщин следует также рассматривать с учетом социальной иерархии. Так, Русская Правда и Устав князя Ярослава определяли степень наказания в зависимости от статуса женщины в обществе. В памятниках светского и церковного права зафиксированы различные виды преступлений, совершаемых по отношению к женщине, так и самой женщиной. Берестяные грамоты в свою очередь также дают подтверждение того, что нормы законодательства «работали» в реальной действительности.
Статья 43 Устава охраняла неприкосновенность родителей от посягательства на них сыновей. Церковная власть не устанавливала наказание нарушителю, но предписывала передать виновного под опеку церкви. Можно говорить о том, что нарушителем здесь мог являться только юноша, а не взрослый мужчина. Так в уже упоминавшейся нами берестяной грамоте № 415 начала XIV в., Феврония жалуется на побои от пасынка: «Поклон от Февронии Филиксу с плачем. Избил меня пасынок и выгнал со двора. Велишь ли мне ехать в город? Или сам поезжай сюда. Я избита». Данная грамота говорит нам о том, что Феврония была осведомлена в своих правах, возможно, она обращалась к какому-то должностному лицу. Кроме того, согласно РП, пасынку за избиение матери угрожала потеря наследства. Но в грамоте № 156 XII в., женщина, вероятно, была избита по своей вине: «От Завида к Мон…к жене и к детям. Жену твою били, жаль, что совсем не замучили. Иди к Луке».
В рамках брачно-семейных отношений жена несла наказание и выплачивала штраф за кражу у мужа, а также за его избиение. Женщина могла обратиться за помощью в суд, что было для нее самым эффективным способом доказать свою правоту или невиновность. Стоит отметить, что не все женщины, обладая правами, знали, как ими пользоваться. Так, в грамоте № 227 конца XII в. сын просил свою мать обратиться в суд для того, чтобы доказать ее законное право владения на участок земли.
В уже упоминавшейся нами грамоте № 531 рубежа XII-XIII вв., Анна просит у брата защиты от несправедливого обвинения: «А теперь объяви ему при свидетелях: «Почему ты разгневался на мою сестру и на ее дочь? Ты назвал сестру мою коровою, а дочь блядью. А теперь Федор приехав, услышав тот попрек, и выгнал сестру мою и хотел убить». А теперь, господин брат, посоветовавшись с Вое(с)лавом, скажи ему (Коснятину) так: «Ты обвинил, так докажи». Данная грамота демонстрирует применение гражданского судопроизводства. Следует предположить, что Анна была грамотна и знала свои гражданские права. В грамоте № 213 второй половины XIII в. жена Местятки находилась под судом: «За провинность жены будет по суду сто кун».
Таким образом, несмотря на то, что правовому положению женщины в обществе посвящено совсем небольшое количество материала, тем не менее, можно сделать вывод о том, что женщины являлись правоспособными членами общества.

Участие женщин в общественно-политической жизни
Рассматривать социальное положение женщины следует в совокупности с ее положением в семье, имущественным и правовым статусом. Стоит предположить, что имея правовую защиту и имущественную самостоятельность, женщина из привилегированного сословия могла играть немаловажную роль и в общественно-политической жизни.
Стоит отметить, что церковь разделяла положение женщины, которая решила отдать свою жизнь служению церкви, и женщину, которая выбирала для себя роль хозяйки дома и обзаводилась семьей. Жизнь вне семьи, тем не менее, позволяла женщине реализоваться в общественной жизни. Так, грамота № 657 второй половины XII в. является перепиской двух монахинь - Пелагеи и Евфимии. Пелагея сообщала, что деньги Евфимии, предназначенные для монастыря св. Варвары, находятся в городе и хранятся у Жирослава. Помимо этого, Пелагею интересовало, здорова ли ее телица, уход за которой вероятно, был поручен Евфимии. Данная грамота говорит нам о том, что монахини, активно участвовали в общественной жизни монастыря, имели денежные средства и могли ими распоряжаться, кроме того, занимались домашним хозяйством.
В грамоте № 682 второй половины XII в. монахиня Харитания дает Софье хозяйственные поручения. В грамоте № 717 конца XII-начала XIII вв. некая игуменья монастыря пишет письмо Офросении с хозяйственными поручениями, помимо этого, игуменья была озабочена предстоящим пострижением женщин. Стоит предположить, что женщины играли немаловажную роль в качестве руководительниц монастырями, могли вести не только активную хозяйственную, но и экономическую деятельность.
В грамоте № 794 второй половины XII в. боярин Петр советовался со своей женой Мариной по поводу «наделения» купцов, если к ней явится князь. Следует предположить, что мнение женщины в таком важном вопросе имело не последнее значение. В грамоте № 67 первой четверти XIV в., Яков, жалуясь на бесчестье Жирослава, обращается за помощью не только к Василию, но и его жене. Данная грамота дает нам основание полагать, что женщина также, как и мужчина, принимала активное участие в общественной жизни не только своей семьи, к ней также обращались за помощью со стороны.
Некая княгиня из грамоты № 109 второй половины XI в. имела власть, так как в XI в. во главе Новгорода еще стоял князь и его могла заменить княгиня: «Ты купил рабыню в Пскове. А ныне меня за это задержала княгиня». Княгиня задержала Жизномира за покупку рабыни, которая, очевидно, была украдена и перепродана другому лицу. Жизномир просит Микулу найти ее и не получать за нее деньги, если они еще не получены. Для освобождения Жизномира потребовалось поручительство целой дружины. Грамота также является иллюстрацией к РП, так как поручительство связано со «сводом», а поручитель отвечал за явку ответчика на свод. Кроме того, Жизномиру пришлось еще купить коня для княжьего мужа, который, вероятно, вел розыск. В грамоте № 765 второй половины XIII в. Данила ждал от госпожи некое пожалование: «А госпожа меня не пожаловала».
В грамотах имеются сюжеты о положении рабынь. Так, в грамоте № 335 начала XII в. упомянут неуплаченный остаток или цена рабыни. Речь о продаже рабыни идет и в грамоте № 831 второй четверти XII в.: «И вот еще ты забрал у меня рабыню и юношу-раба совокупной ценой в семь гривен и другую рабыню ценой в две гривны». В грамоте № 1026 второй половины XII в. речь также идет о приобретении рабыни: «От Нежилы к Семке. А я взял твою девку. Если девка хрома, то вези [ее] к моей…». Вероятно, Нежила не видел этой рабыни при сделке, поэтому еще не знает, есть ли у нее какие-то физические недостатки. Сделкой считался соответствующий словесный договор, а как деньги, так и товар могли переходить из одних рук в другие не сразу, а лишь позднее.
Женщины и сами могли быть исполнителями распоряжений по вопросам беглых холопов. Так, в грамоте № 411 рубежа XIII-XIV вв. прослеживается применение ст. 108 РП об обнаружении беглого холопа: «(От Фед)ора к Ксенье. Если Матфейца поймаете, хорошо его скуйте, а цепи сумейте достать…Прикуйте в пивном подклете. Дайте его Коснятинцу, пусть сторожит до моего приезда…Иди в село немедленно». Феодалы имели право арестовывать и судить зависимых от них лиц. Исполнителем этих суровых распоряжений в данном случае должна была стать Ксения, жена или родственница автора.
Крестьяне могли обращаться за помощью и к женщинам. Так, в грамоте № 307 первой половины XV в., крестьяне обращаются к сыновьям и вдове Михаила Юрьевича: «Господину Адриану Михайловичу, господину Никите Михайловичу, госпоже нашей Настасье, Михайловой жене, челом бьют крестьяне из Избоищ». Они говорят о том, что в волости появились самозванные, которые влекли новые поборы для крестьян, которые и были вынуждены просить защиты у бояр. Стоит отметить, что крестьяне обратились и к вдове боярина, называя ее «госпожой».
В заключение можно прийти к выводу о том, что женщина участвовала во всех сферах жизни общества, являясь одновременно не только женой и матерью, но и полноправным членом общества, обладающим имущественной и правовой дееспособностью. Новгородская женщина могла обратиться за помощью в суд, являлась юридически грамотной и была готова отстаивать свои права, в том числе и имущественные, что подтверждается материалом берестяных грамот.
Имеется ряд грамот с неполной сохранностью, в связи с чем затрудняется их понимание, тем не менее, они посвящены женщинам. В частности, это грамоты № 21 , № 424 , № 635 , № 853/898 , № 1025 , № 503 , № 513 , № 979 , № 1004 , № 118 , № 728 , № 55 , № 747 , № 708 , № 350 , № 111 , № 357 , № 703 , № 58 , № 538 , № 252 , № 497 , № 521 , № 8 . Стоит отметить, что лингвистами постоянно проводится работа по расшифровке грамот, а, следовательно, данные грамоты могут быть интерпретированы и с другой стороны.
Таким образом, в период раздробленности государства, специфика отдельных княжеств Руси, в частности Новгородской земли, позволила выявить особенности положения женщины именно в этом регионе. Проведенный анализ берестяных грамот позволяет нам предположить, что женщина в Новгороде являлась более самостоятельной, независимо от сословной принадлежности, в отличие от русских женщин в других землях в удельный период. Данное утверждение подтверждается материалом берестяных грамот, в которых женщины представлены не только хранительницами домашнего очага, но и полноправными членами новгородского общества, которые имели возможность заниматься ремеслом и торговлей, а не только внутрисемейными хозяйственными делами. Именно более тесные связи Новгорода с европейскими странами, а также развитие ремесла и торговли в регионе, позволили женщинам играть немаловажную роль в новгородском обществе.

 Список используемой источников и литературы

1. Арциховский, А.В. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1951 г.) : в 12 т. Т. 1. / А.В. Арциховский, М.Н. Тихомиров. – М., Изд-во АН СССР, 1953. – 67 с.
2. Арциховский, А.В. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1952 г.) : в 12 т. Т. 2. / А.В. Арциховский. – М.: Изд-во АН СССР, 1954. – 91 с.
3. Арциховский, А.В. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1953-1954 гг.) : в 12 т. Т. 3. / А.В. Арциховский, В.И. Борковский. – М.: Изд-во АН СССР, 1958. – 158 с.
4. Арциховский, А.В. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1955 г.) : в 12 т. Т. 4. / А.В. Арциховский, В.И. Борковский. – М.: Изд-во АН СССР, 1958. – 152 с.
5. Арциховский, А.В. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1956-1957 гг.) : в 12 т. Т. 5. / А.В. Арциховский, В.И. Борковский. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – 328 с.
6. Арциховский, А.В. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1958-1961 гг.) : в 12 т. Т. 6. / А.В. Арциховский. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. –118 с.
7. Арциховский, А.В. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1962-1976 гг.) : в 12 т. Т. 7. / А.В. Арциховский, В.Л. Янин. – М.: Наука, 1978. – 192 с.
8. Устав князя Ярослава. Пространная редакция / Российское законодательство X-XX вв. : в 9 т. Т. 1. Законодательство Древней Руси / под ред. О.И. Чистякова. – М.: Юридическая литература, 1984. – 432 с.
9. Янин, В.Л. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1977-1983 гг.) : в 12 т. Т. 8. / В.Л. Янин, А.А. Зализняк. – М.: Наука, 1986. – 310 с.
10. Янин, В.Л., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1984-1989 гг.) : в 12 т. Т. 9. / В.Л. Янин, А.А. Зализняк. – М.: Наука, 1993. – 352 с.
11. Янин, В.Л. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1990-1996 гг.) : в 12 т. Т. 10. / В.Л. Янин, А.А. Зализняк. – М.: «Русские словари», 2000. – 430 с.
12. Янин, В.Л. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1997-2000 гг.) : в 12 т. Т. 11. / В.Л. Янин, А.А. Зализняк, А.А. Гиппиус. – М.: «Русские словари», 2004. – 288 с.
13.Янин, В.Л. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 2001-2014 гг.) : в 12 т. Т. 12. / В.Л. Янин, А.А. Зализняк, А.А. Гиппиус. – М.: «Языки славянской культуры», 2015. – 286 с.

 Приложение 1

№ п\п Датировка Номер грамоты Содержание грамоты Публикация
XI в.
1 Вторая половина XI в.
109 Грамота от Жизномира к Микуле. Ты купил рабыню в Пскове. А ныне меня за это задержала княгиня. А ныне за меня поручилась дружина. А ныне по шли-ка к тому мужу грамоту, есть ли у него рабыня. И вот я хочу, купив коня и на него посадив княжьего мужа, потом на свод. А ты, если не взял тех кун, не бери у него ничего. сокр: НГБ, Т. 3.
2 Вторая половина XI в. 733 Поклон от матери сокр: НГБ, Т. 10.
3 1080-е-1110-е гг. 752 Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под глаз и примчался… После большого разрыва: …теперь где-нибудь в другом месте. Отпиши же мне про… После разрыва в 6-8 слов сохранился конец фразы никогда тебя не оставлю. Заключительная фраза: Буде даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то судит тебя Бог и моя худость. сокр: НГБ, Т. 10.
4 XI в. 9 От Гостяты к Василию. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, он мне не дает ничего, он меня прогнал, а другую взял в жены. Приедь, сотвори добро. сокр: НГБ, Т. 1.
5 Рубеж XI-XII вв. 84 От Твердяты к Зуберу. Возьми у госпожи тринадцать резан. сокр: НГБ, Т. 3.
XII в.
6 Первая половина XII в. 155 От Полоцка…Женился на девке у Домаслава. На мне Домаслав взял 12 гривен. А пришли 12 гривен. Если не пришлешь, я встану…у князя и у владыки… сокр: НГБ, Т. 4.
7 Первая половина XII в. 429 Монисто, серьги, все шубы…три отока улучшенные и с кокошником…шесть губок, перины и подушка, плащи… 5 темно-красных и три белых, окованный…рукомойник, сундук. сокр: НГБ, Т. 7.
8 Первая половина XII в. 487 …веле делать. А ты делаешь насильно. Если бы ты хорошо жил с братом. …живи или с Георгием или с Лукою, а если бы позвали тебя, с дядиной невесткой. сокр: НГБ, Т. 7.
9 Начало XII в. 156 От Завида к Мон…к жене и к детям. Жену твою били, жаль, что совсем не замучили. Иди в Луке. сокр: НГБ, Т. 4.
10 Начало XII в. 335 …выменяй мне четыре колтка, из золотых колтков по полугривне. А за тобой 12 кун за рабыню…теми веревицами… сокр: НГБ, Т. 6.
11 Начало XII в. 424 (Поклон) от Гюргия к отцу и матери. Продавши двор, идите сюда, в Смоленск или в Киев. Дешев хлеб. Если же не пойдете, пришлите мне грамоту (письмо), здоровы ли вы. сокр: НГБ, Т. 7.
12 10-е-20-е гг. XII в. 644 От Нежки к Завиду. Почему не присылаешь то, что я дала тебе выковать? Я ведь поручила это тебе, а не Нежате. Если я что-нибудь должна, то пришли слугу. Ты дал мне полотнишко; если по этой причине не даешь, то пришли мне весть. Я вам больше не сестра, коль вы так поступаете-не возвращаете мне ничего! В три колтка нужно вковать 4 золотника в виде двух колец. сокр: НГБ, Т. 9.
13 20-е-середина 50-х гг. XII в. 630 У Нежка 19 берковец, у Гонича 19 берковец, у СтаньмираЖучковича 4 берковца и 6 кун, у Гургия, Непробудова внука, полгривны, у Путковой жены полгривны, у Местка-кузнеца без двух ногат гривна, у Жирка Оньковича полгривны, у Станишы полгривны… сокр: НГБ, Т. 9.
14 20-е – начало 40-х гг. XII в. 635 …к тетке. Придет Я…Нежату.Сдумать же….Не упускай же… сокр: НГБ, Т. 9.
15 Последняя четверть XII в. 559 Феврония, Настасья, Прокопий, Федор, Григорий сокр: НГБ, Т. 8.
16
Последняя четверть XII в. 560 Фекла, Кура, Иван, Алексей, Федор, Христина, Мария, Онисия, Евфимия, Варвара, Феврония, Акилина, Анастасия сокр: НГБ, Т. 8.
17
Последняя четверть XII в. 561 Пантелеймон, Илья, Варвара сокр: НГБ, Т. 8.
18 Середина 50-х-середина 90-х гг. XII в. 657 Поклон от Пелагеи Евфимии. Вот, деньги твои от Домачка для святой Варвары, в городе, а лежат у Жирослава. А поспеши в город. Здорова ли телица святой Варвары. сокр: НГБ, Т. 9.
19 Середина 50-х-середина 90-х гг. XII в. 672 …и Аркадий велел без него жениться. Но не выдавай без него. А женеПоведа предназначены те деньги, которые обещаны Твердятой. сокр: НГБ, Т. 9.
20 Середина 50-х-середина 90-х гг. XII в. 682 Поклон от Харитании Софье. Что касается того, что я послала Михалю три резаны на повой, то пусть он (повой) даст. Да еще прошу тебя, госпожа моя: пусть он поскорее выдаст соленье и рыбок. Приветствую тебя. сокр: НГБ, Т. 9.
21 Середина XII в. 849 Приветствие от Петра к Демше. Дай Микуле Кишке гривен шесть, взявши у Марены. Приведя его сам, дай в присутствии Марены. А если попросит Ярко, то тому не давай. Приветствую тебя. Сделай же милость, исполни сам. сокр: НГБ, Т. 11.
22 Вторая четверть XII в. 853/898 Внешняя сторона: От Марты грамота к…у тебя, выписав из такой-то книги…
Внутренняя сторона: Городьшинее (Городшиной жены) сокр: НГБ, Т. 11.
23 Вторая четверть XII в. 831 От Кузьмы и от его детей к «старшему» Рагуилу. Я дал корову тебе ценой в полторы гривны;…и сыры – это я купил за гривну; да десять сигов и полоть в десять кун. Да попу твоему корову ценой в гривну. И отрокам твоим оказывал почет и давал им дары. И вот еще ты забрал у меня рабыню и юношу-раба совокупной ценой в семь гривен и другую рабыню ценой в две гривны. Но это –благослови тебя Бог. А вот зачем ты придираешься ко мне и к моим детям? Если кто-то тяжбу против меня и моих детей-упаси тебя Бог- это он уже подстрекает тебя против меня и моих детей, и из-за этого ты наслал на меня и на моих детей двух отроков. А я с детьми… сокр: НГБ, Т. 11.
24 Вторая четверть-середина XII в. 893 Строка 1: …пшеницы две осмины…
Строка 2: делай сам. Если же ведаешь домом, то рано встань, а поздно ляг. А я…
Строка 3:…рыбу солите как есть – и потроха, и все. Если же не будете солить суща, а где случаем сведаете-испробовав, купите…
Строка 4:…ради; если же они (родители) уже не могут трудиться, то найми для них работника. сокр: НГБ, Т. 11.
25 Середина-третья четверть XII в. 1013 Борисовы 8 кун. А 9… сокр: НГБ, Т. 12.
26 60-е -80-е гг. XII в. 794 От Петра к Марене. Если станет князь наделять купцов и пришлет к тебе, то ты ему скажи: «Ты, князь, знаешь, сколько мужей мор этой зимой унес…». сокр: НГБ, Т. 11.
27 60-е -80-е гг. XII в. 798 Поклон от Завидак тетке. Тому из твоих сыновей, у которого есть зерно, прикажи, чтобы отдали дань Марене, поскольку я приду и ты тогда отдашь назад зерном же. Кланяюсь тебе. сокр: НГБ, Т. 11.
28 60-е –середина 90-х гг. XII в. 1025 …свояка. А мать-то знает; и этот Яким. А где вот он покажет… сокр: НГБ, Т. 12.
29 Вторая половина XII в. 1026 От Нежилы к Семке. Вот. А я взял твою девку. Если девка хрома, то вези [ее] к моей… На обороте: От Нежилы к Семке. сокр: НГБ, Т. 12.
30 60-е – 90-е гг. XII в. 1063 …у Петра пятьдесят; у Станата….девять, у Волохвашестьядесят, у Сновида шестьдесят сигов; у Сологовой десять рад…десять у Даньши. сокр: НГБ, Т. 12.
31 Третья четверть XII в. 818 У Песковны 5 кун и гривна. У Фимы 5 кун. У Завида 5 гривен. В кубышке (в тайнике) 4 гривны серебра. Все это я отдаю брату. сокр: НГБ, Т. 11.
32 Вторая половина XII в. 503 От Изосимы поклон… Теперь… владения лишились. А я за вас бога молю, Судила, Граврия, Мария, Олисава, Домьника. сокр: НГБ, Т. 7.
33 Вторая половина XII в. 513 …жена моя…у него. сокр: НГБ, Т. 7.
34 Вторая половина XII в. 974 (У того-то), Верина племянника, за солод куна. У Войгостя 7 резан. У бабки столько-то) кун…У Насты 7 кун… сокр: НГБ, Т. 12.
35 Вторая половина XII в. 979 От Якима к Милославе. Пошли… сокр: НГБ, Т. 12.
36 Вторая половина XII в. 989 От Якима к Нежиле и к Милославе. Вот я Гавриле…(вероятно: отдал, заплатил или послал) две с половиной гривны, а Милославе… сокр: НГБ, Т. 12.
37 Вторая половина XII в. 1029/980 У Жирослава 6 [и] у мужа [Жирославова] взял кадь. У Лазоря кадь. У попа Иванка кадь. У Несдыкадь. У …тковой жены кадь. У Настасьи [столько-то] кадец. У Семьюновой жены кадь. У Коскиной жены 2 кади. У Нежки 4 кади. сокр: НГБ, Т. 12.
38 Вторая половина XII в. 955 От Милуши к Марене. Большой косе – пойти б ей замуж за Сновида. Маренка! Пусть же напьется (набухнет) рождающее лоно. Говорит тебе Милуша: дай две гривны вчерашние. сокр: НГБ, Т. 12.
39 Вторая половина XII в. 999 От Луки к отцу. Ссыпь зерно у Тудора. А две гривны отдай Якше-возьми две гривны у Тудоровой жены (или вдовы). Да прикажи, чтобы Ляшко-Тудоров Ляшко-продал в распутицу новоторжских жита и ржи 18 больших котлов, а пшеницы 13 котлов. Измерь же, правильно ли все. И приветствую тебя. А работнику дано…столько-то и такому-то 2 ногаты. сокр: НГБ, Т. 12.
40 Вторая половина XII в. 1004 От Луки к отцу. Вот не отдал работник, который меня вез, денег за кожи, да я продал ему на шесть ногат сковород-итого полных две [гривны]. А он идет в ладье с товаром. Возьми же у него две гривны. А если отвертится, то объявив ему [об этом], введи его [в долг] в три [гривны].
Приписка на обороте в левой части: А это Гоймер. Ну который в Чернигове. И с женой -не помню имя.
Приписка на обороте в правой части: И вот 10 резан с [этим] берестяным письмом. сокр: НГБ, Т. 12.
41 Вторая половина XII в. 1060 …(я ходил) к роте (?)…..(грамоту) послал, а ты мне не присылаешь денег- семи гривен и 17 резан. Забрав у меня месячное, отдай госпоже. сокр: НГБ, Т. 12.
42 Конец XII в. 8 От Семнуновой жены к Игучку. Тому, чья корова, скажи: «Если хочешь корову и едешь за коровой, то вези три гривны». сокр: НГБ, Т. 1.
43 Конец XII в. 602 Дмитрия и Христину. А на другой святого Ивана и святую Марию, А на третей Святого Ивана. А четвертой святого Симеона. сокр: НГБ, Т. 8.
44 Конец XII в. 603 От Смолига к Гречину и к Мирославу. Вы знаете, что я суда не добился. Тяжба касается вас. Теперь жена моя заплатила 20 гривен, которые вы обещали князю Давыду. сокр: НГБ, Т. 8.
45 Вторая половина XII в. 944 (А) про имущество, так это на руки (т.е. в распоряжение и ответственность) Богу и тебе, (то же) и про села. А про села ты сама знаешь. А на то (свидетель) Бог. сокр: НГБ, Т. 12.
46 Вторая половина XII в. 945 …иную работу дома, а это тебе Гостята… сокр: НГБ, Т. 12.
47 XII в. 118 К Нестеру. Не…неходи к Шедре… сокр: НГБ, Т. 3.
48 XII в. 384 От Стоенега к матери. Вот я дал Савве 5 кун и полотенце, 2 ложки, 2 ножа, платок и оленью шкуру. сокр: НГБ, Т. 6.
49 XII в. 449 …должница. Взято со ста. У нее 6 гривен истого в должнице. сокр: НГБ, Т. 7.
50 Середина XII -начало XIII вв. 731 Поклон от Янки с СелятойЯрине. Хочет-таки детище твоего. К празднику ее хочет. Пожалуйста, срочно будь здесь. А я обещала ему свое согласие, как ты сказала ему давеча: «Придешь- в тот же день сосватаю». А если у тебя там нет повойничка, то купи и пришли. А где мне хлеб, там и тебе. сокр: НГБ, Т. 10.
51 Рубеж XII-XIII вв. 541 Ивано. Мария…Мефодия…Антоний (Антонина) сокр: НГБ, Т. 8.
52 Рубеж XII-XIII вв. 542 Мануила, Клима, Мелания, София, Настасья сокр: НГБ, Т. 8.
53 Рубеж XII-XIII вв. 545 Георгий, Иринея, Марфы, Стефана, Феврония, Романа, Марфу сокр: НГБ, Т. 8.
54 Рубеж XII-XIII вв. 551 Григорий, и Настасью, а… Ивана… Марию, Катерину сокр: НГБ, Т. 8.
55 Рубеж XII-XIII вв. 555 …Катерина сокр: НГБ, Т. 8.
56 Рубеж XII-XIII вв. 553 Лука, Иоанн, Кирилл, Стефан, София, Мануил, Мария,
Анна. Феодосия, Захария сокр: НГБ, Т. 8.
57 Рубеж XII-XIII вв. 227 Поклон матери. Отдай сему 2 гривны. Не моги же ми, матка, согре…у себя не будет, займешь. Отдай от того нам хочет благо…земля…6 гривен…жена Радка…дверь…была земля Павлова…с земли желая.. при поездке возьмешь судно. Доброю женою…честь, пивши, евши с женой Давыда. А торгуй там по цене шити…кланяюсь тебе. А снова пойдя возьми десять гривен ногатами…я конец то сам… сокр: НГБ, Т. 5.
58 Рубеж XII-XIII вв. 400 …ты холоп и нарекла… сокр: НГБ, Т. 6.
59 Рубеж XII-XIII вв. 506 Петр – Ивана; Маремьяна, Яна – Георгия; Федор –Прокопия; Евдокия- Ивана Рождество сокр: НГБ, Т. 7.
60 Рубеж XII-XIII вв. 531 От Анны поклон Климяте. Господин брат, позаботься о моем деле перед Коснятином. А теперь объяви ему при свидетелях: «Почему ты разгневался на мою сестру и на ее дочь? Ты назвал сестру мою коровою, а дочь блядью. А теперь Федор приехав, услышав тот попрек, и выгнал сестру мою и хотел убить». А теперь, господин брат, посоветовавшись с Вое(с)лавом, скажи ему (Коснятину) так: «Ты обвинил, так докажи». Если же скажет Коснятин: «Она поручилась за зятя», ты, господин брат, скажи ему так: «Если бы нашлись свидетели на мою сестру, если бы нашлись свидетели, при которых она якобы поручалась за зятя, тогда вина на мне». Ты же, брат, разузнай какая причина возвела на меня (его) гнев. А если бы нашлись свидетели тому (что Коснятин прав), я тебе не сестра, а мужу не жена. Ты же меня и убей, не дожидаясь Федора. А давала моя дочь деньги при свидетелях, открыто, а заклада просила. И позвал меня (Коснятин) в погост, и я приехала, а он поехал прочь, сказав: «Шлю 4 дворян по гривне серебра». сокр: НГБ, Т. 7.
61 Рубеж XII-XIII вв. 557 …Мария и Анастасия сокр: НГБ, Т. 8.
62 Рубеж XII-XIII вв. 595 Настасья-Настасии, Марфы, Марии, Анны, Федосьи. Семен - Ильи. сокр: НГБ, Т. 8.
63 Рубеж XII-XIII вв. 228 У Доброжира полторы куны. У Ярошковой жены 9 кун. У Завида семь векш и резана. У Олисея резана. У Го… сокр: НГБ, Т. 5.
64 Середина XII -начало XIII вв. 728 Ярина сокр: НГБ, Т. 9.
65 Вторая половина XII-начало XIII вв. 717 Поклон от игуменьи к Офросении. Пришли привитку и повоев. Если у тебя повоев много, то пришли их штук до пяти. А я сильно озабочена черницами: скоро постригать. Поэтому давай-ка разузнай, в монастыре ли Матфей. сокр: НГБ, Т. 9.
66 Вторая половина XII-начало XIII вв. 670 Поклон Антону от матери. Мы все живы-здоровы. Если не... сокр: НГБ, Т. 9.
67 Конец XII-первая четверть XIII вв. 601 Посаднику 30 (гривен) выплаты, за двое саней по пять кун, а больше о не дает. А княгининой выплаты десять гривен, за двое саней по пять кун, за мешок и за две попоны 5 кун. А Станиславу с товарищем 7 гривен, а крытное две куны и гривна… сокр: НГБ, Т. 8.
68 Конец XII-первая треть XIII в. 747 Поклон от матери к Мирославу(ве). сокр: НГБ, Т. 10.
XIII в.
69 Первая половина XIII в. 442 От Радилы к матери…9 гривен полвоза ржи… сокр: НГБ, Т. 7.
70 XIII в. 55 …господин, возьми дворню к Фомине жене в Акосово…..господин торговать беле во н…ко мне дворнюю грамоту если к те… сокр: НГБ, Т. 2.
71 Первая половина- середина XIIIв. 695 От Ульяны к Игнату. Пойди сюда, а… сокр: НГБ, Т. 9.
72 40-е-60-е гг. XIII в. 765 Поклон от Данила брату Игнату. Брат, позаботься обо мне: хожу ведь голый-ни плаща, ни иного чего. Пришли же буро-красный плащ, а я здесь деньги отдам. Да скинь, сколько дашь за сукно. А госпожа меня не пожаловала. Умилосердись, же, брат, дай мне место на задах: не на чем кормиться. Кланяюсь тебе. сокр: НГБ, Т. 10.
73 40-е-60-е гг. XIII в. 708 …пришли сюда, а не пяли ничего же. А…я женился. А вам кланяюсь с ж(еною)…(бу)ду на зиме у вас… сокр: НГБ, Т. 9.
74 40-е-60-е гг. XIII в. 711 …свободных. Если ты теми деньгами не покрыла своего долга, то покроешь людьми (т.е. рабами). А… сокр: НГБ, Т. 10.
75 Середина XIII в. 293 От попа к Завиду. Двенадцатью гривнами на…две резаны это тебе. 5 гривен и 8 кун отдай жене Волотка…возьми за себя. И кланяюсь той гривне серебра. сокр: НГБ, Т. 5.
76 Середина XIII в. 350 От Степана и от матери к Полюду. Пришли ржи, продавши коня. сокр: НГБ, Т. 6.
77 Вторая половина XIII в. 213 О Местятке запись за Радослава. Он оставил взыскать на Местятке 7 гривен. За провинность жены будет по суду сто кун. А самого он щипал в ином суде, За это четвертая часть. сокр: НГБ, Т. 5.
78 Вторая половина XIII в. 323 Марии черницы сокр: НГБ, Т. 6.
79 Вторая половина XIII в. 377 От Никиты к Ульянице. Пойди за меня. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат… сокр: НГБ, Т. 6.
80 Вторая половина XIII в. 395 Поклон от Григория матери. Дай 30 гривен и потом Мули и это с тебя сюда. сокр: НГБ, Т. 6.
81 XIII в. 111 Сама на своем сокр: НГБ, Т. 3.
82 XIII в. 112 ….к Фларю…:Женился на моей исполовнице, отдал телицу….
мои тяжба поезжай в город.
Хонова жена на той грамоте госпожи. сокр: НГБ, Т. 3.
83 XIII в. 70 Христианова жена сокр: НГБ, Т. 2.
84 XIII в. 67 Поклон от Якова к (Ва)силью и ко Васильевии (Васильевой жене). Иди, господин, к Тимофею. Жирослав без чести. Лишь дворяни… сокр: НГБ, Т. 2.
85 Конец XIII- первая половина XIV в. 771 Офимья сообщает тебе весть. Пришли гривну серебра за девку. С ребенком пришли весть. Если тебе придется долго медлить, то тоже пришли весть. сокр: НГБ, Т. 10.
86 Конец XIII-начало XIV вв. 411 (От Фед)ора к Ксенье. Если Матфейца поймаете, хорошо его скуйте, а цепи сумейте достать…Прикуйте в пивном подклете. Дайте его Коснятинцу, пусть сторожит до моего приезда…Иди в село немедленно. сокр: НГБ, Т. 7.
87 Вторая половина XIII в.- первая половина XIV в. 357 Поклон от Юрки к Марии. Что мы у тебя свезли на… сокр: НГБ, Т. 6.
88 70-е гг. XIII в.-30-е гг. XIV в. 703 …жонкою… сокр: НГБ, Т. 9.
89 Рубеж XIII-XIV вв. 328 Поклон от Евфимии к Пер…я рекла полтину… сокр: НГБ, Т. 6.
90 Рубеж XIII-XIV вв. 212 …у попадьи у Павловой (жены) 7 гривен… сокр: НГБ, Т. 5.
91 Рубеж XIII-XIV вв. 53 Поклон от Петра к Марье. Покосил сюда пожню, а озеречи у меня сено отняли. Спиши список с купчей грамоты да пришли сюда. Куда грамота поведет, чтобы мне было понятно. сокр: НГБ, Т. 2.
92 Рубеж XIII-XIV вв. 58 Маремьяне сокр: НГБ, Т. 2.
XIV в.
93 Первая половина XIV в. 3 Поклон от Грикши к Есифу. Прислал Онанья, со словами…Я ему ответил: не велел мне Есиф варить перевару ни для кого. Тогда он пислал к Федосье: «Вари ты пиво. Сидишь на выморочном имуществе, не варишь ячмень (рожь). сокр: НГБ, Т. 1.
94 Первая половина XIV в. 1053 От Оноса поклон Даниле, сыну моему. Пришли мне сорочку, полотенце, портки, повод. Сестре моей пришли полотна. А буду жив- расплачусь. сокр: НГБ, Т. 12.
95 Первая половина XIV в. 389 От Луки к Марфе. Что Алексей Колбинец дал поруку в кунах, да тебе бы дать куны на Петров день… сокр: НГБ, Т. 6.
96 Первая половина XIV в. 414 Поклон от Филикса к Семену и к Юргию. На боге положено и на вас. Если будете что прибыли в весе будет, то вложи в церковь. А что будет надобно жене моей, и ты, брат Семен, дай жене моей. А я тебе много кланяюсь. сокр: НГБ, Т. 7.
97 Первая половина XIV в. 415 Поклон от Февронии к Феликсу с плачем. Избил меня пасынок и выгнал со двора. Велишь мне ехать в город или сам поезжай сюда. Я избита. сокр: НГБ, Т. 7.
98 Середина XIV в. 354 Челобитие к госпоже матери от Онсифора. Вели Нестору рубль скопить да идти к Юрию укладнику. Проси его, чтобы купил коня. Да иди с Амвросием к Степану, взяв жеребий, а может быть, он и рубль возьмет, купи другого коня. Да проси у Юрия полтину да купи соли с Амвросием. А если он не добудет мехов и серебра до зимнего пути, пошли за ними с Нестером сюда. Да пошли «2 козикорякулю, пятен», войлочные ковры, мешки, меха и медвежью шкуру. Вели у Максима ключника попросить пшенки. И деда проси, чтобы ехал в Юрьев монастырь и попросил пшенки. А здесь на нее не найдется… сокр: НГБ, Т. 6.
99 Середина XIV в. 358 Поклон госпоже матери. Я послал тебе с посадничьимМануйлом 20 бел. А ты НестераПрокофьевича пришли ко мне, грамоту с ним послал. А приехавши в Торжок, коней корми хорошим сеном. К житнице свой замок приложи. А когда молотят, стой на гумне. А коней корми овсом при тебе, да в меру. А в клеть ржи перемерь и овес тоже. И сообщай, кому надобна рожь или овес… сокр: НГБ, Т. 6.
100 Середина-вторая половина XIV в. 406 …и масло…то. А мы тебе, господин Офонос, кланяемся. А дар ты знаешь: 3 куницы за 3 года. А если попросишь жене или сыну, то жене 2 белки, а сыну белка. сокр: НГБ, Т. 7.
101 60-е -90-е гг. XIV в. 687 …масло себе купи, а детям одежду…отдай грамоте учить. А коней… сокр: НГБ, Т. 9.
102 Вторая половина XIV в. 538 Приказ от попадьи к попу. Что у тебя было, то пошло к Онании. А теперь распространяется Кирьяком. А теперь позаботься о том. сокр: НГБ, Т. 7.
103 Вторая половина XIV в. 477 Поклон Анне от Микифора с Дорофеева участка. Пашню, что дала в Быковщине, Шуйга отнимает, а другую отнимает Осипок. Землицы мало, а пашню отнимают. Нечем помочь, хоть не пользуйся (этим участком). Так что дай мне это место Быковщину. сокр: НГБ, Т. 7.
104 Вторая половина XIV в. 252 …есть у меня убили, а имущество у меня разграбили лезлые люди во Плище….и снохою и своим грабежом поедем в город кун… сокр: НГБ, Т. 5.
105 Вторая половина XIV в. 263 От Гюргия…от Василия…попа 3 полстка козьего пуха. От жены Якуна, Фоминой снохи 3. От Терентия от Коя 5…от Офоносова 2 сафьян. От ФларяКочанкова 5 отрез голубой ткани. От Бориса Панте…2 сафьян. От Павла Иванова 3 сафьян. От Онд… сокр: НГБ, Т. 5.
106 Вторая половина XIV в. 264 От Федора Синофонтова 4 блюда сафьян. От Поре…от Сыповой жены 5 блюд сафьян. От ОнанииКурицкого 4… сокр: НГБ, Т. 5.
107 Вторая половина XIV в. 272 От Савелия к Максиму. Как договорились пришли коня. Почему ты меня погубил второй раз? Рать ударила под Копорьем. А я без второго коня имущество побросал, а часть разронял. А теперь пришли…Плохо будет на одном коне. Ни дома…ни дров, ни матери послать на чем…А со мною… сокр: НГБ, Т. 5.
108 Вторая половина XIV в. 275(266) Приказ от Сидора к Григорию. Что в подклете Еленино, выдай сторожу в церковь. А что две коробьи Сидоровы и …меня…Остафии, а прове… сокр: НГБ, Т. 5.
109 Вторая половина XIV в. 497 Поклон от Гаврилы от Посени к зятю-куму моему Григорию и к сестре моей к Улите. Хоть бы вы поехали в Новгород к радости моей, а нашего слова не оставили. Дай бог вам радостей. Мы вашего слова все не оставим. сокр: НГБ, Т. 7.
110 Вторая половинаXIV в. 939 …ку со женой. Дай коробью ржи, а… сокр: НГБ, Т. 12.
111 Вторая половинаXIV в. 942 (Наказ от)… я к жене своей Ульяне. Пойди сюда немедленно. сокр: НГБ, Т. 12.
112 Последняя четверть XIV в. 580 …Ульяна, пишу завещание сыновьям моим Василию и Ивану. Землю, что дал мне свекор мой Ми…в Здоровеце на этой стороне Коломенецкой, по обе стороны Деревецокого пути. сокр: НГБ, Т. 8.
113 Вторая половина XIV в. 49 Поклон от Настасьи к господину, к моим к братьям. У меня Бориса нет в живых. Как, господа, позаботьтесь обо мне и моих детях. сокр: НГБ, Т. 2.
114 XIV в. 134 Приказ от Григория к Домне и к Репеху. Приготовь изобку и клеть. А Недана пошли в Лугу к Ильину дню. сокр: НГБ, Т. 3.
115 XIV в. 356 …пошли ссуду, твоей ж… у тебя…госпожа, воля и твоя. сокр: НГБ, Т. 6.
116 Рубеж XIV-XV вв. 28 Во имя отца и сына и святого д…
Фетиния отход…
ь при сво сокр: НГБ, Т. 2.
117 Рубеж XIV-XV вв. 43 От Бориса к Настасье. Как придет эта грамота, так пришли мне человека на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли сорочку, сорочку забыл. сокр: НГБ, Т. 2.
118 Рубеж XIV-XV вв. 125 Поклон от Марины к сыну к моему Григорию. Купи мне зендянцу хорошую. А куны я дала Давыду Прибыше. И ты, чадо, сделай это сам да привези сюда. сокр: НГБ, Т. 3.
119 Рубеж XIV-XV вв. 129 Просьба от Есифа к брату своему Фоме, чтобы ты прислал воска да меда, да овчины добросошье. По шубе сошьем, а…ем. Да следи за Таней, чтоб не блудила чего зря. Только начнет продавать тебе, и ты у ней купи, а Юблу п…дил…тьвиновату. А иное все добро, здорово здесь. сокр: НГБ, Т. 3.
120 Рубеж XIV-XV вв. 173 Поклон от Панфила к Марье и к попу. Купите маслица деревянного, да пришлите сюда. сокр: НГБ, Т. 4.
121 Рубеж XIV-XV вв. 259 Приказ от Григория к Домне. Послал я к тебе ведерко осетрины… сокр: НГБ, Т. 5.
122 Рубеж XIV-XV вв. 265 …а сам там не леж…вспять в Лугу иди. А ты, Репех, слушай Домну и ты, Фовро… сокр: НГБ, Т. 5.
123 Рубеж XIV-XV вв. 363 Поклон от Семена к невестке моей. Если ты не вспомнишь, то у тебя солод был, а солод ржаной в подклете, и ты возьми колобью, а муки сколько нужно, и ты испеки в меру. А мясо на сеннике. А что рубль дать Игнату, и ты дай. сокр: НГБ, Т. 6.
124 Рубеж XIV-XV вв. 474 …ця, господин, пережата через межу детей моих и жены. Жена моя изобижена. Ради бога, господин, защити. Я тебе кланяюсь. сокр: НГБ, Т. 7.
125 Рубеж XIV-XVвв. 521 Первая запись:
…так пусть разгорится сердце твое и тело твое и душа твоя ко мне и к телу моему и к лицу моему.
Вторая запись:
На то ссылаюсь, отняли у меня Селиванка, Михейка, Яков, Болдыкин коня в три рубля, седло в полтину, верхнюю одежду в полтора рубля…в тороках. Это случилось такого0то дня между Горками на Бору.
Третья запись:
…три четвертка…у….3 четвертка жита.
Четвертая запись:
У Тимошки в Гуслях полторы коробьи ржи. У Кюра три четвертка ржи. У Выевка три четвертка пшеницы, три четвертка жита. сокр: НГБ, Т. 7.
126 Рубеж XIV-XV вв. 931 Приказ к Семену от жены. Утихомирил бы ты всех попросту и ждал бы меня. А я тебе челом бью. сокр: НГБ, Т. 12.
XV в.
127 XV в. 402 Поклон от…госпоже. Жонку ту дала за своего слугу… сокр: НГБ, Т. 6.
128 XV в. 8 Мнези сокр: НГБ, Т. 1.
129 XV в. 21 …холстинку выткала и ты ком не пришли, а не найдется с кем прислать и ты у себя выбели. сокр: НГБ, Т. 2.
130 Начало 20-х гг. XV в. 692 Во имя отца и сына и святого духа. Я (раба божья) Мария, отходя от сего света, пишу завещание при своей жизни. Завещаю наследство свое…своему Максиму, потому что я не имею детей. Пусть он на это наследство совершит по мне поминки. сокр: НГБ, Т. 9.
131 Начало XV в. 578 Поклон от Онцифора к бабушке Маремьяне. Полтину, госпожа, которую я тебе дал, нужно дать биричу (судебному исполнителю), а взять грамоту. Если грамота уже взята, то ее передать Антону. Если же ты грамо (ту не вязла)… сокр: НГБ, Т. 8.
132 Первая половина XVв. 307 Господину Адриану Михайловичу, господину Никите Михайловичу, госпоже нашей Настасье, Михайловой жене, челом бьют крестьяне из Избоищ. Здесь, господа, в вашей волости являются позовники в Городне. И здесь являются позовники лживые. И здесь, господа, являются рукописания лживые. А переписывают ваше (имущество) неправильно. И дьяк позовничий, и рукописания лживые творятся. Печатал (дьяк). И в Парфе рукописания. А крестьяне ваши вам, своим господам, челом бьют. сокр: НГБ, Т. 5.

 

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top