Р.А. Пикалова

 

Сменяются поколения, все меньше остается в живых ветеранов Великой Отечественной войны, к пенсионному возрасту приближаются их дети. Но память о войне, затронувшей практически каждую советскую и российскую семью, неизгладима. Уроки Великой Отечественной войны, которая была составной и основной частью второй мировой войны, до сих пор непреходящи для всего человечества. Ведь более трагического и значимого события для землян в XX веке не было.
В стенах нашего техникума мы стремимся готовить не только классных специалистов бухгалтерского учета и землеустройства, но и людей высокого понимания своего гражданского долга перед обществом и государством - патриотов. Эта наша вторая задача не менее сложна и ответственна, чем первая.
Сформировать полноценную личность с определенным мировоззрением и морально-нравственными мотивами поведения - дело не простое, потому что основной комплекс воспитательных мер нужно проводить во внеурочное время, в непринужденной обстановке, на основе добровольности студентов в таких мероприятиях.
Решая эту задачу, мы используем все многообразие наработанных не одним десятилетием воспитательных приемов, мероприятий, психологических факторов воздействия на сознание формирующихся личностей студентов,
В воспитательной практике мы не чураемся давно сложившихся форм соревнования учебных групп за высокую успеваемость и дисциплину, за культуру поведения в техникуме и за его пределами.
С полным основанием утверждаем, что используемые нами виды внеклассной работы, составляют главный арсенал средств для глубокого осознания студентами своей значимости в жизни учебной группы, отделения, техникума, родного края, своего Отечества.
В деле формирования целостной личности будущего специалиста наиболее эффективным является его активное общение с людьми старшего поколения, прошедшими горнила войны и имеющими большой жизненный опыт. И тут для нас незаменимы такие формы общения разных поколений, как классные часы, подготовкой и проведением которых занимаются сами студенты. Руководители учебных групп помогают организационно.
В системе мер воспитания гражданского самосознания наших студентов мы уделяем большое внимание глубокому, самостоятельно¬му познанию истории культуры и быта родного края. Именно на этой основе складывается гражданский менталитет и национальная гордость студентов, мотивируются их патриотические чувства.
Проникновение в глубинные пласты истории родного края явля¬ется непременным условием проявления патриотизма молодежи и желания быть защитниками Отечества. Музейные экспозиции, экскурсии по памятным местам района и залам нашего районного краеведческого музея и музея техникума давно стали необходимой составляющей в практике формирования любви к Родине и воспитания морально-нравственных качеств студентов техникума.
Экспозиционные залы музея сегодня являются важными аудиториями для проведения историко-познавательной работы, местом формирования идейно-патриотического сознания студентов. С помощью коллектива районного музея создан музей истории техникума и уже 12-й год работает историко-краеведческий кружок студентов.
В этом деле большую помощь студентам оказал коллектив Дмитриевского государственного краеведческого музея им. А.Ф. Вангенгейма. Было решено увековечить память об учителях-воинах Дмитриевского района изданием данной книги.

Середенко А.А.

 

АГАПОВ 

ИЛЬЯ ЛЕОНТЬЕВИЧ
Встреча с новым человеком - это всегда событие. Строгий, с военной выправкой, в аккуратно выглаженном костюме со звездочками на погонах - таким представал перед учениками преподаватель начальной военной подготовки Дмитриевской средней школы № 1 Агапов Илья Леонтьевич. Он родился 22 июля 1922 года. На вид суровый, но на самом деле был прекрасным, душевным человеком и часто, войдя в класс и глядя на учеников, улыбался своими карими глазами. А когда просили рассказать о боевом пути, лицо его становилось сосредоточенно-серьезным. О чем он вспоминал в такие минуты?
Шел грозный 1941 год. 18-летний мальчишка Илья Агапов подал заявление в танковое училище. Но вызова не дождался. Грянула война. В июне он оказался в действующей армии. И понесла, закружила парнишку суровая военная жизнь, на пять лет оторвала его от любимых книг и увлечений. В сорок втором выпускник Чкаловского танкового училища Илья Агапов был зачислен в 193-ю танковую бригаду, которая формировалась в Горьком. Оборона Дона, потом Сталинград. В пути младшего лейтенанта ранило - сразу одиннадцать осколков вонзились в него. Госпиталь, а потом снова фронт.
Весной 1943 года Агапов - на ударном участке сражения с гит¬леровскими полчищами, на Курской дуге. В марте 1943 года он оказался на Центральном фронте в составе одного из танковых корпусов. 12 июля танковый взвод младшего лейтенанта Агапова вступил в бой. Сотрясая землю, рвались снаряды. Все пылало в огне: танки шли в наступление. С обеих сторон, где двигались мощные боевые машины, колосилась густая, высокая рожь. Природа жила и звала к жизни. Лучи заходящего солнца скользили по спелым колосьям, будто для них не было войны, пожарищ, горя.
Снаряд глухо ударил по броне, и командир почувствовал запах жженой окалины. Через секунду второй снаряд угодил в бак с горючим, танк вспыхнул. Агапов приказал всем покинуть машину. Вылезая из люка, танкисты увидели в метрах 150-ти немецких автоматчиков. Но густая русская рожь помогла отступить им без потерь.
В том бою Агапову и его товарищам удалось уничтожить вражеский танк и два противотанковых орудия, несколько десятков автоматчиков. И когда московское небо было расцвечено огнем салюта в честь героев Курской битвы, Родина салютовала и младшему лейтенанту Агапову.
А потом были многие города и села Белоруссии, взятие Кенигс¬берга, трудные версты по земле Германии. Много раз находился Илья Леонтьевич на волоске от смерти: горел в танке, был ранен, но всегда возвращался в строй. На реке Птейч, в 80-ти километрах от Берлина, пережил счастливые минуты: война кончилась, победа! На груди фронтовика сияли ордена и медали. А было тогда заместителю командира батальона Агапову Илье Леонидовичу всего 23 года.
Более трех десятков лет мирной жизни посвятил Илья Леонтье¬вич воспитанию подрастающего поколения. Он готовил ребят к службе в армии. И теперь многие из его учеников заняты ратным трудом. За' свои боевые действия он награжден орденом Боевого Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны.
Чрезвычайно трудно писать о человеческой судьбе, такой, какая она была у Агапова, но многие его ученики прочувствовали, запомнили его слова, сказанные на уроках Мира: «Берегите Мир!»
Не стало Ильи Леонтьевича Агапова в 2001 году. Похоронен в городе Дмитриеве.

Литература и справочные материалы:
1. Материалы фондов музея.
2. Локтионов В. Дедушкин орден // Дмитриевский вестник. – 1999. - № 28. – 28 сентября.

 

АЗАРОВ
АЛЕКСЕЙ НИКАНОРОВИЧ

Родился Азаров Алексей Никанорович 24 ноября 1922 года в п. Лунинский Дмитриевского уезда Курской губернии в семье крестьянина.
Окончил Дмитриевский педагогический техникум. В октябре 1940 года был призван в ряды Красной АРМИИ. За неделю до начала Великой Отечественной войны зачислен курсантом Мелитопольского авиаучилища. Учеба по специальности «летчик-наблюдатель» длилась год. Курсанты, не закончив учёбу, были направлены в действующую армию. В их числе находился и Азаров Алексей Никанорович. Он попал в формировавшийся 6-й танковый корпус.
В августе 1942 года Азаров в составе отдельного артиллерийского дивизиона этого корпуса участвовал в тяжелых боях под Ржевом, Сычевкой.
Летом 1943 года артиллерийская батарея 76-миллиметровых пушек, в которой Азаров был командиром огневого взвода, принимала участие в Курской битве. Молодой офицер отважно сражался на южном фасе Курской дуги у д. Верхопенье. У высоты 242,0 советские артиллеристы отразили атаку 200 немецких танков.
Отличился в боях за Берлин. Звание Героя Советского Союза Азарову Алексею Никаноровичу было присвоено 31.05.1945года.
После демобилизации Алексей Никанорович окончил юридиче¬ский институт в г. Москве, учился в дипломатической академии МИД СССР. Являлся советником посольств в ряде стран Ближнего Востока.
Приказом Министра обороны СССР старший лейтенант Алексей Никанорович Азаров зачислен почетным солдатом 249-го мотострел¬кового полка.
Награжден орденом Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I ст./ 2 /, орденом Красной Звезды, медалями.
Литература и справочные материалы:
ГСС.Т.].- МЛ987. - С.30 -31. ЗСБ. - Курск, 1995 С. 18 - 20. КБЭ. С. 13.

 

АНИКЕЕВ
ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающие насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненных, грохот орудий, свист пуль, всюду боль, грязь, ненависть и смерть. Все это и есть война. Самое страшное, что может случиться в судьбе человека и всей страны. Наш народ пережил Великую Отечественную войну. И не только пережил, но и вышел победителем. За мирное небо над землей, за счастье трудиться, учиться и жить, мы благодарны нашим ветеранам войны, в числе которых учителя, прошедшие суровые дороги войны и посвятившие всю оставшуюся жизнь школе и детям. Это люди, у которых самая мирная профессия на свете, профессия, несущая людям свет, радость, счастье. «Учитель – мирный человек, но в сорок первом каждым нервом он защищал двадцатый век, чтоб жили школы в двадцать первом».
Аникеев Григорий Григорьевич был участником боев на Халхин-Голе в 1939 году. Воевал с белофиннами. Прошел большую жизненную школу – Великую Отечественную войну.
С 1941 по 1945 годы находился в составе1-й истребительной артиллерийской бригады Резерва Верховного Главнокомандующего. Дважды был ранен. Подлечивался – и снова в бой. Принимал участие в освобождении многих городов. Дошел до Берлина. Сражаясь в боях против немецко-фашистских захватчиков, Григорий Григорьевич проявил себя как настоящий герой, истинный патриот своей Родины Этапы большого пути отмечены многими орденами и медалями за смелость и мужество, проявленные в боях.
Аникеев Григорий Григорьевич награжден орденом Красной Звезды и медалями: «За отвагу», «За Победу», «За освобождение Киева», «За Сталинград», «Юбилейной медалью». В редкие минуты затишья на фронте Григорий Григорьевич брал в руки аккордеон и играл для своих боевых друзей, скрашивая суровые фронтовые будни воспоминаниями о доме, близких и родных. После войны вернулся к мирному труду в качестве учителя музыки в Первоавгустовской средней школе. Он учил детей не только азам этого прекрасного вида искусства, но и воспитывал любовь к родителям, учил любить свой край, свою Родину. Григорий Григорьевич был прекрасным человеком: добрым, открытым, скромным и вежливым. Дети обожали своего учителя и после учебных занятий с удовольствием ходили к нему на репетиции. Высокий уровень ответственности, дисциплина, порядок в душе – вот те качества, которые он прививал ученикам, учил видеть мир в его разнообразии, любить человека и музыку.
Умер Аникеев Григорий Григорьевич в 1975 году.
Литература и справочные материалы:
1. Материалы музея Боевой Славы им. Веры Терещенко МКОУ «Первоавгустовская СОШ»
2. Они были учителями // Дмитриевский вестник. – 2000. - № 67. – 17 августа.

 

АРТЕМЕНКО
АНДРЕЙ ЛУКИЧ
ЕМУ ДОВЕЛОСЬ ОСВОБОЖДАТЬ
ДМИТРИЕВ
Андрей Лукич Артеменко. Родился 28 августа 1921 года в селе Шишаки Полтавской области. Ветеран педагогического труда. Учитель начальной военной подготовки. Участник Сталинградской битвы. В составе 2-й танковой армии сражался на Курской дуге. В марте 1943 года в боевом строю воинов-освободителей прошагал по улицам Дмитриева на Запад. Демобилизовавшись из армии в 1947 году, обосновался в полюбившемся ему Дмитриеве. Стал учителем Дмитриевской средней школы.
Из военного училища Андрей Артеменко попал на фронт, когда уже шли жестокие бои с врагом. Было ему тогда двадцать лет. На Днепре был ранен и попал в госпиталь. После лечения в составе 51-го отдельного мотоциклетного разведывательного батальона воевал на Юго-Западном фронте. Летом сорок второго воевал на Дону, в сентябре-ноябре участвовал в Сталинградских сражениях. В канун Октябрьских праздников измотанные боями подразделения полка были отправлены для пополнения людьми и техникой в Москву, а оттуда полк был переброшен в район Орловско-Курской дуги. Бои под Ливнами, Ельцом, Золотухино, Дмитриевом.
-Самый жуткий бой разгорелся в районе Понырей, - вспоминал Андрей Лукич.
-Наш батальон пополнялся там трижды. Броня, железо, сталь и люди проверялись на прочность.
Дальше, путь разведчика пролег через Киев, Умань, Житомир, Корсунь-Шевченковский. Затем - Бессарабия и выход на советско-румынскую границу.
Победу над Германией Артеменко Андрей Лукич встретил далеко за Берлином. Демобилизовался в 1947 году, увешанный боевыми орденами и медалями, среди них, орден Красной Звезды и медаль «За отвагу».
В 1948 году Андрей Лукич Артеменко стал военруком Дмитри¬евской средней школы.
Многие его воспитанники поступили в военные училища и, став офицерами, проявили себя достойными наследниками Великой Победы.'
Вместе с женой, Татьяной Михайловной, они воспитали достойных сыновей - Андрея и Владимира. Сформировали характеры внуков Дмитрия, Оксаны, Татьяны.
Жестокая судьба навсегда разлучила Андрея Лукича с женой. Всех, кто его знал, восхищала верность первой любви. Одиночество не сломило характера Андрея Лукича. Он всегда внимателен к окружающим. В День знаний приходит в школу и техникум, чтобы пробудить у юных собеседников волю к формированию активной жизненной позиции.
Артеменко Андрей Лукич внес весомый вклад в победу Совет¬ского Союза над фашистской Германией, о чем свидетельствуют его многочисленные награды. Для нашего края он человек особенный, потому как ему довелось быть участником операции по освобождению города Дмитриева от немецко-фашистских оккупантов.
Умер 22 декабря 2008 года и похоронен в Дмитриеве.

Литература и справочные материалы:
1. Музейные и архивные материалы.
2. Замечательному юбиляру // Дмитриевский вестник. – 2001. - № 69. – 28 августа.
3. Усачева Г. Артеменко Андрей Лукич // Ленинец. – 1973. - № 23. – 22 февраля.
4. Ярцева И. «Тот день был солнечным и ясным: Андрей Лукич Артеменко // Дмитриевский вестник. – 2015. - № 19. – 8 мая.

 

 

 

АРХАНГЕЛЬСКИЙ
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Архангельский Алексей Николаевич родился 23 февраля 1908г. в селе Прудки Комарического района Брянской области в семье крестьянина-бедняка. В 1917 году из-за тяжелого материального положения мать отдаёт его в приют. В 1922 году он поступает в Севскую профтехшколу, которую заканчивает в 1926 году, затем поступает работать на Любимовский локомобилестроительный завод машинистом-испытателем. В 1929 году Любимовский райком комсомола направляет Алексея Николаевича на учёбу в Рязанское пехотное училище.
В феврале 1932 года окончив пехотное училище, направляется командиром взвода ДВКА в 3-й Вёрхнеудинский стрелковый полк Тихоокеанской дивизии. В 1935 году, в мае, был назначен в 8-ю ШМАС во Владивостоке курсовым командиром, где в 1936 году ему присваивают звание «лейтенант». В мае 1937 года был назначен начальником боепитания 54-го отдельного артиллерийского дивизиона береговой обороны г. Совгавань Тихоокеанского флота. В 1938 году назначается комендантом г. Совгавань, и в этом же году Алексею Николаевичу присваивают звание «старший лейтенант».
25 февраля 1939 года получил новое назначение - командир горновьючной роты 193-го горновьючного стрелкового полка в Северной Тихоокеанской флотилии г. Совгавань.
В 1940 году ему присваивается звание «капитан». В 1942 году был назначен начальником штаба 2-го отдельного горновьючного стрелкового батальона г. Совгавань. 1 января 1943 года становится командиром маршевого батальона и направляется на фронт. 3 декабря 1943 года - командир 11 танкового батальона отдельной учебной бригады.
В августе 1944 года направлен на 1-й Украинский фронт, где назначен комендантом 88-ой комендатуры репатриированных и военнопленных иностранных граждан. 2 декабря 1944 года ему было присвоено звание «майор», тогда же он награждён орденом Красной звезды.
20 ноября 1945 года Алексей Николаевич назначен начальником отдела 2-й трофейной бригады 1-й гвардейской танковой армии.
г. Дрезден, 20 июня 1946 года - заместителем командира 20-го гвардейского механизированного полка.
9 мая 1945 года он был награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г». Имеет другие награды.
12 декабря 1946 г. был уволен в запас. После войны, возвращаясь из Германии на Родину, в поезде встретил фронтового друга, который пригласил его в гости в Первоавгустовский поселок. Но судьба распорядилась по-другому, и Алексей Николаевич остался жить в Дмитриевском районе и уже с февраля 1947 г. начинает трудовую деятельность как учитель физкультуры и военного дела Первоавгустовской средней школы, где работал до пенсии. Коллеги видели в нем мудрого и прекрасного товарища. Ученики - замечательного преподавателя, наставника, воспитателя. Он был настоящим учителем.
Архангельский Алексей Николаевич умер 21 января 1989 года и похоронен в поселке Первоавгустовский Дмитриевского района.
Литература и справочные материалы:
1. Семейный архив Архангельского А.Н.
2. Учетные данные Дмитриевского районного комиссариата.
3. Материалы музея Боевой славы им. Веры Терещенко МКОУ «Первоавгустовская СОШ»
4. Родным стал Дмитриевский край: Алексей Николаевич Архангельский // Дмитриевский вестник. – 2005. - № 56. – 13 июля.


АШУРКОВ
АЛЕКСЕЙ ФЁДОРОВИЧ.
Ашурков Алексей Фёдорович родился 30 марта 1922 г. в семье крестьянина в селе Романовка Дмитриевского района Курской области. Родители занимались сельским хозяйством.
В 1936г. окончил Новопершинскую семилетнюю школу и поступил в Кокинский сельскохозяйственный техникум Брянской области. В 1939 году был призван на службу в Советскую Армию и зачислен на учебу в Тамбовское военное училище. По окончании училища ему было присвоено звание «лейтенант». Началась Великая Отечественная война, и до её окончания он участвовал в боевых действиях.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985г. за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, он был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг» и многими юбилейными медалями.
Демобилизовался только в 1947г. После демобилизации заочно учился в Курском педагогическом институте. Одновременно работал в школах Дмитриевского района на разных должностях: был преподавателем естествознания, географии, зав. учебной частью, директором Крупецкой школы, инспектором РОНО. Неоднократно награждался Почётными грамотами. В 1984 году получил Почётную грамоту Министерства просвещения за успешную работу по обучению и воспитанию учащихся Дмитриевской восьмилетней школы.
В 1966 году был награждён Почётной грамотой Дмитриевского райкома и райисполкома за хорошую учебно-воспитательную работу в школе и активное участие в общественной жизни города.1975-1977г.г. Всесоюзный Оргкомитет награждает Алексея Федоровича грамотой за активное участие в организации и проведении 1-ого Всесоюзного фестиваля художественного творчества трудящихся.
За долголетний и добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР решением исполкома Курского областного Совета народных депутатов от 13 мая 1982 г. был награждён медалью «Ветеран труда».
Умер Ашурков Алексей Федорович в 1995 году.
Литература и справочные материалы:
1. Материалы семейного архива.
2. Личное дело А.Ф. Ашуркова.
3. Глотова Н. Ветеран войны и труда: об Ашуркове А.Ф. //Дмитриевский вестник. – 2005. – № 12.- 11 февраля.

 

БАЛАНДИН
ПЕТР ФЕДОРОВИЧ
Среди участников Курской битвы значительную долю составляли юноши 1925г. рождения. Многим из них ещё не хватало нескольких месяцев до совершеннолетия.
Особое место среди молодых бойцов занимали куряне и орловцы. Это не случайно. Именно на курско-орловской земле Гитлер решил нанести сокрушительный удар советским войскам, взять стратегическую инициативу в свои руки. Однако советское командование тщательно готовилось к отражению вражеского наступления. Молодые новобранцы учились воинскому мастерству у опытных бойцов и командиров. Зная, что в битве будет участвовать несметное количество танков, командиры проводили совместные учения пехоты и танкистов. Обычно стрелки занимали оборону в окопах, а их атаковали наши танки. Такое «обкатывание» пехоты помогало преодолеть танкобоязнь. Великое дело – осилить страх, когда над твоим окопом, скрежеща гусеницами, проползает тяжелый танк.
В великом сражении на Курской дуге участвовал дерюгинский парнишка Петр Баландин. В ходе боев он получил несколько легких ранений. Но остался жив. Более того, он вместе с боевыми товарищами гнал фашистов до Бреста. Во время боев за героическую крепость Петр Федорович был ранен осколком снаряда в висок. И быть бы ему покойником, если бы не опытный врач-хирург из военного госпиталя. Опасаясь нанести повреждение мозгу, он отказался извлекать осколок.
Вернулся домой солдат, а за плечами никакой специальности. Но была у юноши способность к рисованию, к изобразительному искусству. Ранение дает о себе знать – болит голова. Тем не менее, пошел Петр учиться. Получив специальность, он поступает на работу в Дерюгинскую восьмилетнюю школу. Здесь он преподает рисование и черчение. О высоком уровне его педагогического мастерства свидетельствует тот факт, что его ученики, поступившие в наш техникум, успешно овладевали топографическим черчением, а оно – дело тонкое.
До 1972 г. работал Петр Федорович в Дерюгинской восьмилетней школе. С любовью он передавал свои знания детям. Кстати, и одна из его трех дочерей, Валя, пошла по примеру отца овладевать изобразительным искусством. Дочь Лида стала лаборантом-химиком на заводе, а Нина – бухгалтером. В 1972 году боль в голове от фашистской железяки настолько обострилась, что Петр Федорович решается на операцию, чтобы извлечь вражеский осколок. К великой скорби, она закончилась летальным исходом.
Но память об этом славном защитнике Родины, отличном учителе и воспитателе живет в сердцах его детей, земляков и бывших выпускников.

Литература и справочные материалы:
1. Материалы краеведческого музея.
2. Новиков Н.М. О солдате память вечна // Дмитриевский вестник.- 2006. - № 60. - 28 июля.

 

БАЛЫШЕВА
МАРИЯ АНДРЕЕВНА

Война и школа… Это особая страница в истории. Сегодня о себе в военную пору рассказывает учитель Мария Андреевна Балышева.
- Родилась я в д. Ядовище Конышевского района в бедной семье. После окончания семилетки в 1937 году поступила в Дмитриевское педагогическое училище. Быть учительницей – это очень высоко ценилось тогда в селе. Училась старательно, целеустремленно и в 1940 году, получив диплом, по распределению поехала в Сибирь, в Алтайский край. Романтика романтикой, но условия оказались тяжелейшие: голод, холод, жить невозможно. Уехать не могла, так как здесь очень нуждались в учителях. Да я и не хотела бросать детей, которых успела полюбить. Ребятишки тянулись ко мне, и я с радостью окунулась в беспокойную школьную жизнь. Учила детей любить свою страну, родной край, дом, школу (это сегодня, к сожалению, слово «патриотизм» стало не модным). Уехать пришлось только тогда, когда пришла телеграмма: «Мама в тяжелом состоянии, приезжай срочно…»
После возвращения стала работать в Новоалексеевской начальной школе Дмитриевского района. Вскоре грянула война. Взрывы, бомбежки, немцы… Школу пришлось закрыть на время, я же стала помогать партизанам. Узнавала и передавала информацию, в которой нуждались в партизанском отряде.
После войны 20 лет проработала учителем в селе Заслонки. Я всегда знала, что бесценное качество любить детей, жить с ними одной жизнью, одними интересами – это дар свыше, помноженный на невероятную самоотдачу и трудолюбие, поэтому профессия учителя для меня – это не просто работа. Это смысл моей жизни.
Потом, когда я переехала в п. Красная Дубрава, вопрос, куда пойти трудиться, не стоял? Конечно же, к детям! До самой пенсии я проработала воспитателем, стараясь научить подрастающее поколение «разумному, доброму, вечному»…
Литература и справочные материалы:
1. Воспоминания Балышевой М.А.
2. Высокое предназначение быть учительницей: о Балышевой М.А. // Дмитриевский вестник. – 2005. - № 78. – 28 сентября.

 

БАРАННИКОВ
ВАСИЛИЙ ФЕДОРОВИЧ

 

320 работников образования нашей страны в 1941-1945 гг. были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них и наш земляк-Баранников Василий Федорович.
Родился 26 марта 1921 года в деревне Новая Першина Дмитриевского района в семье крестьянина.
В 1939 году окончил Дмит¬риевский педагогический техникум. До начала Великой Отечественной войны работал учителем в родной деревне.
Июнь 1941 надел на паренька воен¬ную шинель, и потекли для него суровые будни.
Центральный военный ар¬хив хранит в своих фондах документы, в которых рас-крывается подвиг советских артиллеристов, которые малым числом, без участия пе-хоты, не только держали вы¬соту 647, на которой распо¬лагалась их батарея, но и отбили атаку противника, со¬хранили материальную часть. Фашистские солдаты и офицеры, потеряв тогда де¬сятки убитых и раненых, вы¬нуждены были бежать. Это было в сентябре 1944 года.
. 14 сентября 1944 года фашисты хотели ликвидировать артилле¬рийскую батарею из двух 76-миллиметровых орудий, закрепившихся на высотке вблизи Карпатского села Камене. Им удалось окружить и ворваться на огневую позицию советских артиллеристов, но овладеть пушками им не дал наш земляк Василий Федорович Баранников. Как былинный богатырь, вооружившись саперной лопаткой, он вступил в рукопашный бой с фашистами. Отстаивая боевую позицию, старший сержант гвардеец Василий Баранников уложил трех фашистов Подоспевшие артиллеристы - лейтенант Филиппов и красноармеец Хомутов открыли огонь из отбитых орудий прямой наводкой по отступающим фашистам.
За бои в Карпатах старшему сержанту Баранникову Василию Федоровичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза. А также Василий Федорович награжден за свои подвиги орденом Ленина, орде¬ном Славы III степени, много¬численными медалями.
Войну Василий Баранников закончил в Праге. Тринадцать раз он был ранен, но каждый раз выходя из госпиталя, рвался в самое пекло боёв. Был демобилизован в 1945 году.
Вернувшись домой, Василий Федорович некоторое время работал учителем начальных классов в Новопершинской се¬милетней школе, затем был на¬значен председателем сель¬ского совета. С этой должности РК КПСС направил его в областной центр, в школу по подготовке работников партийно-хозяйственного актива, и вскоре Баранников вернулся в Дмитриев уже в качестве заместителя председателя райисполкома. Потом была Михайловка, где Василий Федорович работает зампредом Михайловского райисполкома, секретарем парторганизации тамошнего пенькозавода.
Когда началось активное освоение Курской магнитной аномалии, он занимался материально-техническим снабжением треста «Курскрудстрой».
После войны В.Ф. Баранников жил в сл. Михайловка, затем в Железногорске.
Герой Советского Союза часто встречался с юным поколением, с молодежью, призывая их стать достойными продолжателями дел своих предков, крепить дружбу народов. Его не стало 24 августа 1979 года.

Литература и справочные материалы:

1. Материалы фондов музея.
2. Курские учителя в военное лихолетье: Сборник. Автобиографиче¬ские заметки - Курск, 2000.
3. Лукошкина Л. Отважный командир // Дмитриевский вестник. – 2005. - № 53. – 1 июля.
4. Черномазов И.И. В. Они сражались за Родину: о Баранникове В.Ф. // Дмитриевский вестник. – 2008. - № 89. – 5 ноября.

БАРАННИКОВ
ВЛАДИМИР КУЗЬМИЧ

Владимир Кузьмич Баранников родился в 1907 году в селе Ново- Першино Дмитриевского района в семье крестьянина.
После окончания школы по направлении ЦК ВЛКСМ работал в деревне по ликвидации неграмотности.
В Комаричевском районе Брянской' области работал в школе 1-й ступени, а затем заведовал школой ШКМ (школа крестьянской молодежи) с 1929 по 1932 г.
В 1933 году по специальному набору ЦК партии был призван на службу в авиацию.
С 1933 по 1936 год учился в авиационном училище в городе Оренбурге. По окончании училища служил в Красноярске в авиационном полку.
В 1938 году он был переведен в Новосибирск. Там служил в школе лётчиков, командиром звена и командиром отряда до июня 1941 года.
В первые месяцы войны, с июня 1941 года по сентябрь 1941 го¬да, - шеф-пилот командующего воздушной армией.
С сентября 1941 года и до конца войны - командир авиационной эскадрильи 392 ночного легкобомбардировочного авиаполка.
Совершил 430 ночных боевых вылетов и 243 дневных вылета. Прошёл боевой путь от Москвы через Украину, Бессарабию, Румынию, Венгрию и Чехословакию. Войну закончил под Прагой.
За выполнение боевых заданий Баранников Владимир Кузьмич награждён орденом Красной Звезды и 8-ю медалями.
Из армии его демобилизовали по состоянию здоровья в 1951 году в звании подполковника. После увольнения из армии Баранников Владимир Кузьмич продолжал работать учителем в Ново-Першинской школе.

Литература и справочные материалы:
1. Материалы Дмитриевского краеведческого музея.
2.

 

 

БОЖКОВ
ИВАН ФЁДОРОВИЧ
Отгремели последние залпы войны, на опаленную землю пришел первый день выстраданного мира. Весна и Победа пришли вместе, вернув земле и людям тепло и свет. Прошло уже много лет, а память о войне живет в каждом доме, хранится в сердцах ветеранов войны. Это нелегкая память: в ней много боли и скорби, утрат и лишений. Это чистая память: она полна высокого мужества и беспримерной отваги. Огненные годы стали эпохой в жизни страны и мира. Эпохой великого мужества и героизма. У войны свой, особый счет времени: иные ее часы равны месяцам, месяцы – годам, а годы – десятилетиям.
Иван Федорович Божков родился в 1914 году на берегу Азовского моря, село Инзовка. Закончил 7 классов в родном селе. В 1928 году семья переехала в Дмитриевский район. Иван Федорович работал учителем физики, математики, астрономии. В те молодые годы Божков работал в школах с. Расторг и с. Рышково ныне Железногорского района.
Божков Иван Федорович в 1941 году был призван на военную службу. Доблестно сра¬жался до конца 1943 года в противовоздушных войсках под Москвой. С 1944 по 1945 г.г. продолжил работу учителем в Воронежской области.
В 1946 году возвратился Божков И.Ф. в Дмитриевский район, работал в Первоавгустовской средней школе учителем,
Иван Федорович был не только учителем физики и астрономии, но также долгое время работал завучем этой школы.
Более чем за 40-летнюю педагогическую деятельность он вос¬питал и вложил прочные знания не в одно поколение молодых односельчан. За что был награжден почетными грамотами и правительственными наградами.
Как учитель, как участник войны, Иван Федорович в детях воспитывал чувство патриотизма, неоднократно говорил: «Великая Отечественная - это не только история, она неиссякаемый родник мужества и зрелости. Эта память сделает вас сильней, душевно богаче, добрее».
Иван Федорович прожил трудную, но счастливую жизнь. Он воспитал четырех сыновей и дочь, дал всем им высшее образование. Его дочь, Божкова' Лидия Ивановна, пошла по стопам отца и стала педагогом, работала в Дерюгинской школе. Сын, Виктор Иванович, стал преподавателем Краснодарского университета.
Умер Божков Иван Федорович в 1997 году. Память о скромном человеке, учителе, отдавшем все свои силы и знания воспитанию подрастающего поколения, останется в нашей памяти навсегда.

Литература и справочные материалы:
1. Семейный архив.
2. Поиск продолжается: Божков Илья Федорович // Дмитриевский вестник. – 2006. - № 30. – 12 апреля.

БУЖИНСКИЙ
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
Бужинский Василий Иванович родился 9 июня 1926 года в селе Глотово Грайворонского района Курской области (ныне Белгородская область) в крестьянской семье.
Детство и юность прошли в родном селе, окончил школу в 1941 году. Временно находился на оккупированной территории (с октября 1941г. по июль 1943г.)
С 1 декабря 1943 года по октябрь 1946 года - в Советской Армии.
В 1944 году на фронте вступил в ряды ВЛКСМ, с 1950 года - кандидат, с 1952 года - член КПСС.
Демобилизовался из Советской Армии по инвалидности.
В 1946-1948г.г. годы учился в строительном училище Министер¬ства сельского хозяйства в городе Льгове.
С 1948 по 1949 год работал техником-строителем Грайворонского райисполкома, позже, с 1949 по 1950 годы, - начальником ремстройконторы Грайворонского горсовета.
В сентябре 1950 года Василий Иванович поступил в Суджанский учительский институт, который окончил в 1952 году и был направлен на работу в Почепскую семилетнюю школу Дмитриевского района учителем русского языка и литературы. Затем стал ее директором. Из Почепного его перевели директором Пальцевской средней школы.
В 1953 году Василий Иванович Бужинский поступил, а в 1957 году окончил заочно Курский пединститут, факультет русского языка и литературы. В связи с объединением районов его назначают директором Хомутовской средней школы.
С 1963 по 1967 годы он работает инспектором Дмитриевского РОНО. С 16 февраля 1967 года по 22 мая 1973 года - заведующий Дмитриевским районным отделом народного образования.
Василий Иванович Бужинский участвовал в войне с японски¬ми империалистами. Он награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Японией».
В 1970 году Василий Иванович был удостоен медали «За доб¬лестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина».
Жена, Бужинская Зоя Михайловна, учитель русского языка и литературы. Зоя Михайловна и Василий Иванович воспитали двух детей: старший сын, Вячеслав, 1955 года рождения, работает зав. кафедрой иностранного языка Курского университета, дочь Галина, 1959 года рождения, закончила Харьковский институт общественного питания, живет и работает в г. Железногорске.
Умер Василий Иванович Бужинский 3 мая 1988 года. Похоронен в Дмитриеве.
Литература и справочные материалы:
1. Семейный архив.
2. Бачурина А.И. «Работа с детьми для нас была в радость…»: о педагогах Бужинских // Дмитриевский вестник. – 2010. - № 30. – 14 апреля.
3. Поиск продолжается: Бужинский Василий Иванович // Дмитриевский вестник. – 2006. - № 30. – 12 апреля.

 

БУЛАВИНЦЕВ
НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВИЧ
Николай Кириллович Булавинцев родился в 1923 году в селе Быховка Харасейского сельсовета. Участник боев за Сталинград, инвалид Великой Отечественной войны. На фронте был пулеметчиком в звании старшего сержанта. Война для него закончилась тяжелым ранением. В великой Сталинградской битве он был тяжело ранен в шею. Правая рука стала непригодна к работе. Так в неполных двадцать лет стал Николай Кириллович Булавинцев не пригодным для военной службы. В родное село вернулся из Уфимского госпиталя летом 1943 года. Научился писать левой рукой, работал, заочно учился.
Свою педагогическую деятельность начинал военруком в Березовской средней школе, потом в Бреховской. Заочно окончив Курский пединститут, преподавал историю в Снижанской семилетней школе. Позже, в 1965 году, стал работать преподава¬телем Дмитриевского сельскохозяйственного техникума, где трудился 21 год.
В последнее время жил в городе Железногорске.
Умер в 2016 году. Похоронен в Железногорске.
Литература и справочные материалы:
1. Новиков Н.М. По правде и совести // Дмитриевский вестник.- 2001. - № 45.

 

БУЛАВИНЦЕВА
АНАСТАСИЯ ИВАНОВНА
Анастасия Ивановна Булавинцева - заведующая Расстригинской начальной школой, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, который еще до войны она получила из рук Председателя Президиума Верховного Совета СССР.
Родилась Анастасия Ивановна в 1885 году в деревне Быховка Дмитриевского уезда. Училась в Одесской гимназии. После окончания гимназии она изъявила желание работать учительницей в своем Дмитриевском уезде и была направлена сначала в село Почепное, а спустя несколько лет в 1911 году в деревню Расстригино учителем и одновременно директором Расстригинской начальной школы. После открытия Снижанской начальной школы в 1923 году, она стала ее первым директором. Анастасия Ивановна была талантливым учителем. Ёе статьи публиковались в педагогической литературе. В 1938 году она была первой награждена в районе орденом Трудового Красного Знамени.
Раннее утро. Роса лежит густой матовой россыпью. Дорожная пыль, уплотнившаяся за ночь, еще не тронута следами, а заведующая сельской начальной школой Анастасия Ивановна Булавинцева уже на ногах: начинается последний день выпускных экзаменов.
Закончив необходимые приготовления, учительница' переписы¬вала фамилии четвероклассников, изредка останавливалась, задумываясь о судьбах своих питомцев.
В комнату вошла школьная сторожиха Ольга, круглолицая жен¬щина лет тридцати. Прикрыв дверь локтем, она поставила на поднос кипящий самовар. Из открытого настежь окна, сквозь цветущие кисти сирени, в комнату скользнул первый солнечный луч и разбился вдребезги на блестящей самоварной крышке.
- Почту принесли, - сказала Ольга и, вынув из подоткнутого передника пачку писем и газет, положила ее на стол, покрытый вышитой парусиновой скатертью.
Учительница бережно распечатывала конверт за конвертом. Внимательно прочитывала письма со знакомыми и незнакомыми почерками.
- Кто пишет-то, - полюбопытствовала Ольга, перетирая посуду.
- Мои ученики, - ответила Анастасия Ивановна. - Тихомиров Геор¬гий, Ваня и Сережа Ляховы, Гриша Колупаев... Взрослые все, а школу вспоминают,,. Не забыли.
Ольга заварила чай и поспешила в классы: к экзаменам полага¬лось наводить там особую, праздничную чистоту.
Анастасия Ивановна аккуратно сложила письма и подошла к зеркалу. Из овальной рамки на нее смотрело русское лицо с зачесанными, вверх седыми волосами, уложенными на затылке в тугой узел. Темно-серые глаза были по-прежнему молоды. Возле них лучились добрые морщинки. Приглаживая волосы, Анастасия Ивановна подумала; «Вот и еще один учительский год позади. Скоро сорок лет будет, как я в школе. Шутка - ли, шестой десяток на исходе». Отогнав грустные мысли о старости, она принялась за чай.
Бесшумно открылась филенчатая дверь, окрашенная белой, местами облупившейся краской.
-Простите, это я. Здравствуйте! - в комнате стоял широкоплечий, коренастый, ясноглазый мужчина.
-Саша Хромов... Александр Иванович, здравствуйте, проходите! - засуетилась, усаживая гостя.
Принимая из рук своей бывшей учительницы стакан чая, гость невольно отдался воспоминаниям.
- Помните, Анастасия Ивановна, как мы с Тихомировым школьные часы разбили? У вас была тогда такая большая библиотека, что мы, мальчишки, с ума от нее сходили. Дали вы мне сказки Пушкина. Начитались мы с Тихомировым и давай представлять, как Руслан с Черномором сражался, нечаянно и свалили часы.
-Как же не помнить, помню, - поддержала собеседника Анастасия Ивановна. - Ученики и их проделки никогда не забываются. Вы же мне будто дети родные.
- А помните, как вы с нами спектакли готовили, во все соседние деревни нас тогда приглашали!..
А теперь я как газетчик сегодня приехал к вам специально по¬присутствовать на экзаменах. Разрешите?
- Конечно же, - согласилась Анастасия Ивановна Булавинцева. И добавила: - Знаете, волнуюсь, как и в первый год своей работы.
- Не зря волнуетесь. Вот вам приятная весть - заведующий районо просил передать: вас вызывают в Москву для вручения ордена Трудового Красного Знамени. От души вас поздравляю! В нашем районе он первый. И вы, несомненно, заслужили его.
Радостно переживала Булавинцева поездку в Москву, незабы¬ваемую встречу с Михаилом Ивановичем Калининым. Волновали до слез поздравления учеников, ставших взрослыми, уважаемыми людьми, занятыми на различных участках народного хозяйства.
Потом снова потекли дни, заполненные занятиями с детьми и общественной работой. Бессменный член правления колхоза, депутат сельского Совета, она находила время бывать в школах района, чтобы оказать товарищескую помощь учителям, поддержать добрые их начинания, дать нужный совет.
Зимой 1940 года Анастасию Ивановну Булавинцеву свалил тиф. Болезнь проходила тяжело и долго. Слабой, неокрепшей встретила она весть о войне.
- Уезжайте из Расстригино и поскорее, - писала ей из Москвы знакомая учительница. - Фронт близится к Курску, вы одинокая, партийная и не должны подвергать свою жизнь опасности.
Она никуда не поехала. Осенью 1941 года в деревню Расстриги¬но нагрянули фашисты. Наступили дни тяжелой неволи. Здоровье уходило, и Анастасия Ивановна, опекаемая верной ей сторожихой Ольгой, все больше лежала в постели.
В мартовскую вьюжную ночь в квартиру ворвались фашисты. Привел их начальник Дмитриевской полиции предатель Гридин. Ольгу заперли в кухне. У Булавинцевой Анастасии Ивановной принялись выпытывать, что она знает о партизанах, требовали отдать партбилет и орден. Через несколько минут Ольга услышала выстрелы. Потом все стихло. Выбравшись на свободу, Ольга застала Анастасию Ивановну на диване с безжизненно опущенными руками. На полу валялись осколки от маленького бюста Владимира Ильича Ленина. Бандиты не постеснялись снять с ног убитой облитые кровью валенки. Из глаз обомлевшей Ольги потекли неудержимые слезы.
Рано утром 28 января жители села узнали о смерти Булавинцевой. Велико было горе жителей, потерявших любимую учительницу. Несмотря на запрет полицаев, местные жители схоронили Анастасию Ивановну. Так закончилась жизнь этой замечательной женщины – настоящего патриота своей Родины.

Литература и справочные материалы:
1. Материалы фондов музея.
2. Герасименко З. Народная учительница: Патриот России // Дмитриевский вестник. – 2007. – 22 июня.
3. Булавинцева А.И. О наглядности в преподавании. – В кн.: Сельский учитель. /Курск/, 1940, с. 38-42.

ВОЗГРИН
ДМИТРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ
Возгрин Дмитрий Яковлевич родился 4 ноября 1917 года в селе Меловое Дмитриевского уезда Курской губернии в крестьянской семье.
Окончил Дмитриевский педагогический техникум, работал учи¬телем начальных классов в школах Ащхабада. Закончил вечернее отделение факультета русского языка и литературы Ашхабадского пединститута имени А.М. Горького (1942 год).
В 1942 году учился в Харьковском Краснознаменном училище химической защиты, эвакуированном в Ташкент. Участник Великой Отечественной войны.
С 1946 года - преподаватель русского языка и литературы Рыльской средней школы № 1, затем её директор.
С 1959 года по 1973 год Дмитрий Яковлевич возглавлял Рыльское педагогическое училище. Те, кто помнит его, говорят, что это был очень ответственный и деятельный человек. При нем широко развернулись строительные работы: «население» училища, которое изначально было представлено всего сорока учащимися, значительно выросло, нужны были дополнительные аудитории. Пристраивается крыло к основному зданию с восточной стороны, строится спортивный зал, новое здание, в котором и сейчас располагаются аудитории для музыкальных занятий и столовая. Студентов так много, что занятия ведутся в 2 смены. Училище заполнено студентами с 8 утра до 20 .30 вечера. После того, как было начато строительство нового спортзала, в 1968 году вновь открывается физкультурное отделение.
В 1963 году открываются двухгодичные педагогические курсы, готовящие учителей русского языка и литературы, математики, химии и биологии на базе 10 классов. Студенты после окончания этих курсов сдавали выпускные экзамены, которые были одновременно вступительными в Курский государственный педагогический институт. В это же время открывается и заочное отделение для учителей, не имеющих педагогического образования.
Во внеурочное время проводились различные вечера отдыха и тематические вечера. Студенты работали в колхозах. На заработанные деньги приобретались музыкальные инструменты. Студенты-победители награждались ценными подарками, группы-победители награждались экскурсиями в города-герои, в Ясную Поляну, Спасское-Лутовиново и др. Появляются традиции: встречи с выпускниками, смотры художественной самодеятельности, марш-парады.
Студенты успешно выступают в спортивных соревнованиях, занимаются в различных кружках, становятся активными участниками художественной самодеятельности. В училище был создан свой духовой оркестр, который является его гордостью до сих пор. На праздничных шествиях духовой оркестр всегда выделялся: и потому, что играли в нем талантливые музыканты, и потому, что музыкантами этими были одни только девушки.
Вспоминая то время, Федор Кузьмич Томилин, преподаватель музыки Рыльского педагогического училища, тепло и сердечно рассказывает о тогдашнем директоре образовательного учреждения Дмитрии Яковлевиче Возгрине, который, по его словам, был большим эрудитом и обожал музыку. И всегда говаривал, чтобы молодой специалист делал все, для того чтобы будущие педагоги выходили в жизнь музыкально образованными людьми и несли искусство в народ. Воодушевленный напутствиями начальства, Федор Кузьмич создал хор из числа студентов, в котором пели более 100 человек. И когда вскорости этот юный коллектив впервые выступил на празднике, посвященном Дню Советской Армии, как рассказывает Томилин, сам директор поднялся на сцену и расцеловал художественного руководителя со словами: «Наконец-то к нам пришел музыкант, которого мы так долго ждали».
Для всех студентов Дмитрий Яковлевич был олицетворением сложившегося стиля. Царственная осанка, аристократические манеры, тихий голос с застенчивой улыбкой и устремленность к возвышенному. Каждую группу, отъезжающую по распределению, он непременно наставлял сам лично, словно завершая ваяние образа, добавлял последние штрихи: манеры, голос, речь, одежда.
Дмитрий Яковлевич Возгрин - За¬служенный учитель школы РСФСР (1962 год). Он награждён орденом Красной Звезды, медалями.

Литература и справочные материалы:
1. Возгрин Дмитрий Яковлевич - Большая Курская Энциклопедия. Том 1. Книга 1. С.149.
2. Сайт Рыльского социально-педагогического колледжа.

ШАПОВАЛОВ
ИЛЛАРИОН ИВАНОВИЧ
Дмитриевская земля взрастила многих известных талантливых людей – ученых, писателей, художников. Отдельной строкой в этом списке – Герои Советского Союза, подвиги которых навечно внесены в энциклопедию Великой Отечественной. Но, по большому счёту, маленькие герои той большой войны жили в каждом доме. На фронте ли, в тылу они ковали победу над врагом, и многие сложили свои головы за свободу и независимость нашей Родины.
Шаповалов Илларион Иванович родился в Дмитриеве, окончил школу № 2, поступил в Воронежский государственный университет, после окончания которого, был направлен завучем в свою родную школу.
В апреле 1939 года он стал командиром Красной Армии. Участвовал в финской войне, о которой маршал С. К. Тимошенко писал: «Прогрызать укрепрайоны зимой, во время сильных морозов (40-45 градусов) более чем трудно. Успехи в иные дни измерялись не километрами, а метрами. История еще не знала таких войн, и ни одна армия, кроме нашей, на наступление в подобных условиях не способна». В 1940 году в Кремле М. И. Калинин вручил Иллариону Шаповалову орден Красной Звезды. Это была награда за мужество, проявленное им в штурмах оборонительных сооружений и крепости Выборг. Он дважды был контужен и ранен.
Наша районная газета вышла в те дни с заметкой «Доблестные защитники Родины».
«Много прекрасных людей нашей страны, героически сражавшихся на фронте борьбы с финской белогвардейщиной, своими подвигами заслужили высочайшую награду Советского правительства, - писала газета. - Среди многих тысяч награжденных - житель города Дмитриева Шаповалов Илларион Иванович. Командование части, где находится сейчас тов. Шаповалов, прислало его родителям - Ивану Петровичу и Александре Никитичне поздравительную телеграмму, в которой благодарит стариков за воспитание подлинного героя».
А впереди у Шаповалова как и у всех советских людей, были еще более суровые испытания. Великую Отечественную войну встретил слушателем инженерного факультета военной академии. По спецзаданию Генерального штаба возводил оборонительные укрепления на Калининском, затем в районах Сталинграда, Саратова и других волжских городов.
После учебы по сокращенной программе, в мае 1942 года, Иллариона Ивановича Шаповалова направляют на фронт. Он сражался на Брянском, на втором Прибалтийском и Ленинградском фронтах. С 1943 года командовал отдельной фронтовой частью. За боевые заслуги награжден пятью орденами и четырнадцатью медалями Советского Союза.
В послевоенные годы Илларион Иванович служил в артиллерийских училищах и в Военной артиллерийской ордена Ленина Краснознаменной академии имени М. И. Калинина. Он является автором ряда учебных пособий и учебника по технической механике (в соавторстве). Им была проведена большая поисковая работа о выпускниках Дмитриевской средней школы - участниках Великой Отечественной войны. Илларион Иванович Шаповалов передал в дар Дмитриевскому краеведческому музею сведения и рассказал о боевом пути более 30 учащихся школы, которые ушли на защиту Родины и многие из которых не вернулись. Это П.М. Курис, впоследствии инженер-конструктор, Н.Л. Лагутин, военврач, А.В. Никоноров, инженер железнодорожного транспорта, А.Ф. Литвинцев, политрук, В.К. Баранников, командир эскадрильи, А.П. Чуваев, начальник метеослужбы фронтовых авиасоединений, Д.С. Соловьёв, воздушный стрелок авиаполка, З.Н. Остроухова, помощник командира взвода, Т.И. Слепокурова, медсестра.
После войны Илларион Иванович Шаповалов жил в Ленинграде, преподавал в военной академии. С 1965 года - инженер-полковник в отставке. Активно работал в Ленинградском совете ветеранов войны. Но малую родину никогда не забывал, вел переписку с музеем, по возможности приезжал в Дмитриев. ,
Литература и справочные материалы:
1. Материалы краеведческого музея.
2. Ярцева И. Вспоминая земляков: о Шаповалове И.И. // Дмитриевский вестник. – 2013. - № 11. – 6 февраля.

 

 

ШВЕЦОВ
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
Швецов Александр Иванович родился 20 февраля 1926 года. Учился в Первоавгустовской средней школе, летом работал штурвальным на Дерюгинской машинотракторной станции. Позднее работал на комбайне. Артиллерийская канонада еще не докатилась до усадьбы Дерюгинской МТС, как старший брат Николай ушел на фронт, а Саша спешил убрать хлеб, чтобы не достался врагу. Когда настали мрачные дни оккупации, Саша вместе с матерью не раз прятал партизан, снабжал их продовольствием. Однажды он вместе с жителями поселка спас от преследования партизанку Дрючину Александру Ивановну.
Как только передовые части Красной Армии освободили район от гитлеровских захватчиков, 17-летний юноша ушел на фронт. Тогда-то началась его морская эпопея. Сначала был Александр Щвецов в учебном отряде Северного Флота, затем старшиной 2 статьи, старшиной команды мотористов. Воевал наш земляк в составе Черноморского флота. Шел 1944 год. Наши войска, изгоняя врага со своей территории, вышли к государственной границе. Чтобы обезвредить зеркало Дуная, моряки проявили невиданную отвагу и сноровку. Под постоянным артиллерийско-минометным обстрелом и бомбежкой с воздуха матросы вылавливали и обезвреживали магнитные и магнитоакустические мины.
В составе Дунайской флотилии Александр Швецов участвовал в сложных операциях и боевых действиях по освобождению Румынии, Венгрии, Чехословакии. В бессонные дни и ночи под огнем противни¬ка на тральщике перебрасывались десантные группы, боеприпасы и снаряжение, эвакуировались раненые. Матросов на каждом шагу подстерегала смерть.
День Победы Александр Иванович Швецов встретил в одном из австрийских портов. В мае 1950 года с чувством выполненного долга возвратился в родной край. Среди многих наград самой дорогой считал А. И. Швецов медаль Ушакова. В мирные дни Александр Иванович заочно окончил Курский сельскохозяйственный институт. Работал в Дмитриевской средней школе № 2 в учебно-производственном комбинате.
Умер Александр Иванович Швецов 7 сентября 1990 года.
Литература и справочные материалы:
1. На голубом Дунае: о Швецове Александре Ивановиче // Ленинец. – 1978. - № 24.

 

ШЕВЧЕНКО
МИХАИЛ ФИЛИППОВИЧ
Шевченко Михаил Филиппович родился в г. Дмитриеве 18 мая 1921 года. Отец, Шевченко Филипп Петрович, был служащим. Он работал в Дмитриевском детском доме в должности заместителя директора. Филипп Петрович прекрасно справлялся со своей должностью. С глубоким пониманием относился к детям и ко всему рабочему персоналу, чему и учился его сын.
Но настали тяжёлые годы - годы Великой Отечественной войны. С 1941 по 1945г. Михаил Филиппович был ее участником. В боях за Новороссийск получил ранение и был отправлен в феврале 1945 года в г. Шахты Ростовской области в военный госпиталь.
Но время шло своим чередом, и в июле 1945 года Михаил Филиппович женился на прекрасной девушке Вере Михайловне. Вместе с женой работали учителями физики в средней школе г. Шахты. Одновременно учился на вечерних курсах учителей физкультуры. В 1948 году переехал с семьёй - женой Верой и дочкой Людмилой в г. Дмитриев, где работал учителем физкультуры в средней школе № 1, а затем в ДСХТ.
За годы Великой Отечественной войны получил награды - орден Красной Звезды, орден Великой Отечественной войны II степени, медаль «За боевые заслуги», медаль «За отвагу». Умер Шевченко Михаил Филиппович в своём родном городе Дмитриеве 4 октября 1985 года.
Литература и справочные материалы:
1. Материалы из семейного архива Шевченко М. Ф
2. Кузьмичева Л. О Шевченко Михаиле Филипповиче // Дмитриевский вестник. – 2008. – 5 марта.

  Родные земляки-учителя!

Велик ваш вклад во всеобщую Победу!
Мы благодарны вам,
И в сердце вы у нас!
И знаем всё и помним мы о вас!
Вы все свой долг исполнили достойно,
И вами от фашистов мир освобожден,
Чтоб все мы жили счастливо, спокойно,
Спасибо вам, и низкий вам поклон!

Память о прошлом. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силу и внушает веру. Из памяти народной мы черпаем силы для новых свершений, она вдохновляет на труд, на подвиг. Вот почему мы, наше поколение, должны чтить память о подвигах тех, кто не жалел сил, самой жизни за наше светлое будущее
Это прекрасно, что в школах и учебных организациях работают историко-краеведческие кружки, создаются музеи, в которых представлены материалы и о погибших, и о живых героях. Они заслужили эту память, эту славу. Память заслужили и те, кто воспитал этих героев. Скромные и незаметные, они делали своё дело, не думая о славе. Как не думали о ней и те, кого они воспитали.

 

Будем хранить память о них!

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top