С.Н. Кудрявцев

Среди военной техники Советского Союза, сконструированной и используемой, в годы Великой Отечественной войны много широко известной: танк Т-34, самолет Ил-2, Катюша… Но есть и удивительные образцы военного инженерного искусства и конструкторской мысли. Редкие из них сохранились до наших дней, ещё реже они находятся в действующем состоянии. Настоящим исключением стал уникальный бронеавтомобиль БА-64, найденный на территории Советского района и ставший гордостью его жителей.
Редкая находка
В 2004 году в деревне Серебянка Советского района в рамках очередной Вахты Памяти курсанты военно-патриотического клуба «Славяне» (существующего с 1996 года и действовавшего на базе Советского профессионального училища №33) обнаружили корпус бронеавтомобиля. О подбитой машине им рассказала 90-летняя жительница деревни, брат которой долгое время использовал остов автомобиля для хранения картофеля в погребе. После смерти хозяина усадьба была заброшена, заросла, и уникальная техника оказалась погребенной под слоем земли.
В ходе кропотливой и физически нелегкой работы студенты и работники ПУ № 33 извлекли боевую машину и доставили на территорию училища для определения её дальнейшей судьбы. В результате поисков в сети Интернет и по архивным материалам удалось установить, что найденный бронекорпус принадлежал легковому бронеавтомобилю БА-64, выпускаемому в военные годы Горьковским автозаводом.
Историческая справка – БА-64:
В первой половине 1941 года ведущий конструктор Горьковского автозавода В.А. Грачев руководил освоением производства ГАЗ-64 – армейского автомобиля повышенной проходимости. Начало Великой Отечественной войны внесло свои коррективы: горьковчане решили на базе уже имеющейся разработки изготовить для фронта легкий пулеметный бронеавтомобиль, подходящий для командирской разведки, управления боем, борьбы с авиадесантами, сопровождения автоколонн и танков на марше, противовоздушной обороны и т.д.. Руководство завода поддержало инициативу Грачева, и уже 17 июля 1941 года начались работы: ведущим конструктором назначили Г.М. Вассермана, компоновку вел инженер Ф.А. Лепендин, разработкой корпуса занимались Ю.Н. Сорочкин, Б.Т. Комаревский, В.Ф. Самойлов и другие. Новый бронеавтомобиль и внешне, и по боевым возможностям резко отличался от прежних машин этого класса: учли новые тактико-технические требования, возникшие на основе анализа боевого опыта прежних лет, определённое влияние оказало знакомство с немецким трофейным бронеавтомобилем (предположительно это был Sd Kfz 221).
Вышедший на испытания 9 января 1942 года БА-64 был легким, маневренным, а главное – дешевым в производстве. Он мог преодолевать подъемы, броды глубиной до метра и косогоры. Модель утвердили, и через 5 месяцев началось её серийное производство. Первые БА-64 вступили в бой на Брянском и Воронежском фронтах летом 1942-го. Чуть позже эти машины поступили на Сталинградский фронт, а в конце войны БА-64 и ширококолейный вариант БА-64Б принимали участие во взятии польских, венгерских, румынских, австрийских городов, в штурме Берлина.
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 10 апреля 1942 года за создание ГАЗ-64 и БА-64 В.А. Грачев был удостоен Сталинской премии третьей степени.
Параллельно с серийным производством завод продолжал совершенствовать конструкцию и создавать новые модификации БА-64, однако, большинство из них оказались малоудачными или не очень нужными к концу войны.
Всего за период с 1942 по 1946 годы ГАЗ выпустил 3 901 единиц БА-64. Они стали основой парка бронеавтомобилей Советской Армии: использовались как учебно-боевые, отправлялись в социалистические страны.
Реконструкция
Обнаруженный корпус бронеавтомобиля в автомастерских училища очистили и детально изучили; сохранность оказалось хорошей: удалось даже обнаружить серийный номер бронеавтомобиля (4605209) и выяснить год выпуска – 1942 год. Руководством училища было принято решение о необходимости восстановления первоначального вида автомобиля. Работы по реставрации велись на средства училища и в его автомастерской; активное участие в них приняли преподаватели и студенты. Задача оказалось непростой, ведь оригинальным был только кузов, да и тот не в полном комплекте. Работать с корпусом было трудно – прочный металл поддавался только автогену.
Не оригинальны и колеса бронеавтомобиля – в годы войны на нем была литая резина, что давало определенные преимущества: стрелять по таким колесам бесполезно – осколки и пули просто застревали в каучуке. Такие, конечно, в современном мире не достать! Пришлось многое переделать – двигатель поставили от «ГАЗ-24», ходовая, рама и колеса – от «УАЗа», укорачивали рессоры рулевой колонки… А вот фары нашли военного времени. Несмотря на значительные поправки, всё же удалось добиться полного соответствия со специальной исторической литературой. Даже по бортам прикрепили лопату, топор и пилу.
Ездит раритет на бензине: расход топлива большой, а максимальная скорость – 60 км/ч. Основные восстановительные работы завершили практически за три месяца – 15 февраля 2005 года возрожденный БА-64 впервые предстал «на своих ногах» перед массовым зрителем.
Окончательно бронеавтомобиль был готов к 60-й годовщине Победы – он даже впервые принял участие в торжественном шествии жителей района и поселка 9 мая 2005 года.
Последний бой
Помимо реставрационных работ удалось выяснить и обстоятельства гибели бронеавтомобиля. В годы Великой Отечественной войны Советский район был оккупирован немецкими войсками дважды. Первая оккупация продолжалась меньше месяца – с 29 ноября по конец декабря 1941 года – и охватила только северную и западную части района (деревня Серебрянка, где был обнаружен раритет, была занята вражескими войсками всего несколько дней в начале декабря). В результате наступательных боев 40-й армии Юго-Западного фронта, территория района была освобождена.
Летом 1942 года наступление немецко-фашистских войск в здешних местах возобновилось, и 28 июня 1942 года началась вторая оккупация Советского района, продолжавшаяся 7 долгих месяцев – до зимы 1942 – 1943 года. Основная роль в освобождении этих территорий принадлежит 132-й стрелковой дивизии под командованием Т.К. Шкрылева (его именем в районном центре названа улица). В начале этого наступления дивизия входила в состав 13-й армии Брянского фронта, а в конце была передана 60-й армии Воронежского фронта (генерал-майор И.Д. Черняховский), которая после изгнания немцев из Воронежа начала сосредоточение на восточном берегу реки Тим, готовя наступление на Курск.
Наступление наших войск было быстрым, несмотря на сильный мороз и нелегкие погодные условия, бои шли стремительно, а сопротивление противника, укрепившегося здесь за период оккупации, было яростным и обреченным. Именно здесь были привлечены все силы и ресурсы сторон.
Бронеавтомобили БА-64, несмотря на свой основной недостаток – малую огневую мощь, успешно применялись при проведении десантных операций, разведрейдов, для сопровождения и боевого охранения пехотных подразделений. Их нередко отправляли проверить вооружение противника: если возвращались, начинали бой; нет – подорвалась на минном поле или попала в противотанковую траншею. Солдаты в шутку называли подобные броневики «Прощай, Родина!». Вероятно, найденный автомобиль, как самый резвый и маневренный, находился на переднем крае, и именно в этот период, был выведен из строя немцами.
Эта информация, полученная после изучения краеведческих и архивных материалов, подтвердилась и в беседах с местными жителями деревни Серебрянка. Они рассказали, что машина была подбита во время боев за освобождение района, зимой 1943 года, недалеко от их деревни. Броневик на буксире солдаты доставили в населенный пункт, где разукомплектовали: сняли всё, что еще могло послужить (водители, как могли, поддерживали оставшиеся бронемашины на ходу; вот где помогла вынужденная унификация!). А весной местный житель приспособил её для хранения картофеля. Началась подземная полувековая служба боевой машины.
Вторая жизнь БА-64
Одним из первых мест, куда направился возрожденный БА-64, стала деревня Серебрянка. Ранней весной 2005 года там состоялась встреча с селянами, удивленными столь быстрому и разительному преображению бронеавтомобиля. С этого времени уникальный автомобиль стал постоянным участником районных мероприятий патриотической направленности.
Настоящим «боевым крещением» для возрожденной бронемашины стала поездка в Курск на празднование очередной годовщины Курской битвы в 2008 году, после чего поездки в Курск, а также м. Свобода (Золотухинский район Курской области) для участия в областных военно-патриотических мероприятиях стали регулярными.
В родном поселке Кшенский броневик постоянно возглавляет колонну местных жителей во время торжественных шествий в дни празднования освобождения поселка (1 февраля), Дня Победы (9 мая), победы на Курской Дуге (23 августа). Он – постоянный участник автомотопробегов, организуемых в канун 9 мая, и мероприятий по перезахоронению останков солдат Великой Отечественной войны.
Курсанты военно-патриотического клуба «Славяне» и кружка «Автомир» ПУ №33 приняли участие в областном конкурсе технического творчества, а также во Всероссийском детском конкурсе «Гренадеры, вперед!», где заняли первое место в номинации «Создание моделей военной техники Великой Отечественной войны». В 2010 году за создание бронеавтомобиля училище было награждено Дипломом 2 степени Всероссийского конкурса «Лучший экспонат по истории Великой Отечественной войны», организованного Министерством образования и науки РФ, в номинации «Вахта памяти».
В 2013 году произошла реорганизация и самого училища. Произошедшие перемены отразились и на судьбе броневика: он наконец-то получил постоянную прописку – был поставлен на учет и материально-ответственное хранение как собственность ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова».

Память о Великой Отечественной войне живет в трепетном Вечном огне у Кремлевской стены, у монументов на площадях больших городов и в скромных, с красной звездочкой, обелисках на сельских кладбищах. Она живет в воспоминаниях ветеранов и символах Победы. Она живет, сохраненная в экспонатах музеев, и в замерших на постаментах танках, самолетах, артиллерийских орудиях… Хранит память о Великой войне чудом сохранившийся до наших дней и бережно восстановленный бронеавтомобиль БА-64, ставший настоящей достопримечательностью не только для Советского района, но и для Курской области. Ветеран военного автопрома со следами ран на высоком неуклюжем корпусе теперь совсем не выглядят грозным. Но он хорошо помнит, как мчался по дорогам и бездорожью под шквальным огнем вражеской артиллерии, как, теряя водителей и стрелков, и, сам выбыв из строя в далеком 1943-м, всё же пришёл к великому дню – дню Победы.
Список использованных работ:
1. Великой победы посвящается. Буклет. – Коммунар, Профессиональное училище № 33, 2010. – 50 с.
2. В Курской области патриоты восстановили броневик времен ВОВ // Life news
3. Калинин В. Автопривет из 1943 года // Нива – 7 мая 2004.
4. Калинин В. Готовить к жизни – какой бы она ни была //Нива – 24 сентября 2004.
5. Калинин В. ПУ+ «Славяне» – залог успеха // Нива – 19 августа 2005. – С. 2.
6. Канунников С. Одетые в броню // Мы и автомобиль – №5 – 2002. – С. 145.
7. Кузичева Е. Поставили на колеса// Нива – 23 февраля 2005.
8. Курские умельцы «поставили на колесо» настоящий броневик времен войны // Первый канал. Новости – 8 мая 2007. – Интернет-ресурс: http://www.1tv.ru/news/other/64541
9. Наступательная операция по освобождению Мармыжей (декабрь 1941 г.) // Противостояние. (Оборонительные бои на Курской земле осенью 1941 – летом 1942 г.) Курский край. научн.-ист. журнал: № 3 (7) /Курское обл. науч. краевед. общество – Курск, 1999.
10. Никифоров С.А. Таблица № 2. // Оккупационная политика немецко-фашистских захватчиков на территории Курской области в 1941 – 1943 гг. Курский край. научн.-ист. журнал: № 4 (7) /Курское обл. науч. краевед. общество – Курск, 1999. – С. 60.
11. Носов Ю. Все делаем вместе (интервью с Л.И. Кузнецовой) // Нива – 22 июня 2005.
12. Оборонительные бои в ноябре 1941 года на территории Щигровского, Черемисиновского и Советского районов // – С. 4 – 9
13. Павлова Е. В Кшени нашли уникальный броневик// Мы – куряне – № 38(218) – 14 сентября 2004. – С. 5.
14. Пархоменко И. Современное образование с «советской» заботой и крепкими традициями // Традиции – № 2 – 2015 – С. 40 – 45.
15. Прочко Е.И. Вездеходы РККА Армада №7 // М-Хобби – № 2 – 1999.
16. Романова М. По Кшени на боевой бронемашине// Друг для друга – № 26 (612) – 27 июня 2006.
17. С ветер.ком // Курск.com. – № 8 – 2008. – С. 69 – 70.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top