Воробец Г.И.
Введение
175-летию российского булата и
200-летию Златоустовской оружейной фабрики
посвящается.
История развития российской металлургии на Урале для оружейного производства – обширная, богатая и важная тема, неразрывно связанная со Златоустом и людьми, здесь работавшими. Остановимся подробно на эпохе И.Бушуева и П.Аносова – времени создания Златоустовской оружейной фабрики, поисков своего стиля в создании холодного оружия, использования новых материалов, способов обработки и исследования металла.
Основание уральского города Златоуста относится к середине XVIII века, когда началось промышленное освоение природных богатств и территории Южного Урала. 31 августа (по новому стилю 11 сентября) 1754 года было получено разрешение Берг-коллегии на строительство завода, который было велено «именовать и писать Златоустовским»[1]. Работы начались с возведения плотины - перегородили реку Ай в узком створе между склонами Уреньги и Косотура. Деревянная часть плотины состояла из сложного комплекса сооружений, выполненных из лиственницы, наиболее прочного и не гниющего в воде дерева. Завод, как бы он не назывался за эти два с половиной века – железоделательный завод Мосоловых, Оружейная мастерская, Златоустовская оружейная фабрика, Златоустовский завод, Златоустовский механический завод, Златоустовский инструментальный завод-комбинат имени В.И.Ленина, позже – Златоустовский машиностроительный завод, ПО «Булат» и, снова, Златоустовская оружейная фабрика – ни разу не прекращал свою работу, здесь создавалась слава русского холодного оружия, и рождалось искусство златоустовской гравюры на стали. Заводские здания, в том числе, здание Арсенала с отлитыми более 100 лет назад стальными пушками у входа, до сих пор украшают центральную городскую площадь, сюда же спускается улица немецких мастеров-оружейников Большая Немецкая (сейчас это улица Ленина).
История в Златоусте органично вписана в настоящее и находится вокруг повсюду благодаря бережному и уважительному отношению жителей города. И, изучая эту историю, очень часто в исторических материалах, статьях, книгах встречаешь ссылки на сказы уральского писателя Павла Петровича Бажова «Иванко Крылатко»[2] и «Коренная тайность»[3], иногда цитируется творчество златоустовского поэта Константина Васильевича Скворцова (драматическая легенда «Ущелье крылатых коней»[4] и драма «Отечество мы не меняем»[5]). В бажовских сказах Иванко Крылатко неразрывно связан с именем Ивана Бушуева, П.П. Аносов предстает металлургом, исследователем и изобретателем, дополняют бажовскую картину поэтические образы из драматических легенд К.Скворцова. Работая над научно-исследовательским проектом о влиянии исторических эпох на развитие златоустовской гравюры на стали, мы дополнили текст работы цитатами из этих произведений и заметили, что литературные эпизоды часто не совпадают с историческими данными. Это противоречие мы надеялись разрешить в ходе работы над новым проектом. Так была выбрана тема нашей работы – искусство мастеров металла Златоустовской оружейной фабрики в исторических фактах и литературных образах сказов П.Бажова и драм К.Скворцова, проблемой которой является соотношение между историческими фактами и их литературной интерпретацией.
Вначале работы мы хотели воспользоваться альтернативным способом решения вопроса – изучением критической литературы по всем этим литературным произведениям. Но этот способ не дал результатов: во всех материалах были подробно разобраны сюжеты, стили повествования, достоинства, идеологическая составляющая и пр., но ни в одной критической, аналитической, информационной статье не анализировалась историчность этих произведений, не ставился вопрос: «Можно ли доверять этим литературным произведениям и изучать по ним реальную историю? Насколько близки сюжеты к историческим фактам?». Поэтому было решено изучить сюжеты сказов и драм, а также историю Златоустовской оружейной фабрики, сопоставить литературные эпизоды и соответствующие им исторические факты и самостоятельно сделать вывод о степени историчности сказа П.Бажова «Иванко Крылатко» и драмы К.Скворцова «Ущелье крылатых коней».
Актуальность выбранной темы - в необходимости установить историческую достоверность описанных событий. Как говорит известный златоустовский краевед, автор множества книг, почётный гражданин города Златоуста Александр Козлов: «А иначе зачем бы нам ворошить пыль веков, если б это прошлое нам сегодня не было так потребно». Кроме того, необходимо отметить, что в 2012 году исполнилось 175 лет с момента открытия П.П.Аносовым тайны выплавки литого булата - в 1837 году первые клинки из булатной стали были представлены российскому императору, а 2015 году Златоустовская оружейная фабрика отмечает свое 200-летие. Это – важные вехи в истории российской металлургии и оружейного производства.
Объект нашего исследования – история возникновения златоустовского искусства гравюры на стали, предмет – историчность литературных трактовок событий, связанных с этим процессом.
Цель работы – выявить, насколько соответствуют исторической действительности литературные образы сказов П.П.Бажова и драм К.В.Скворцова.
Для того чтобы достичь цели и найти ответы на поставленные выше вопросы, необходимо было решить следующие задачи:
- изучить сюжеты сказа П.Бажова «Иванко Крылатко» и драмы К.Скворцова «Ущелье крылатых коней»;
- изучить историю Златоустовской оружейной фабрики;
- сопоставить литературные эпизоды и соответствующие им исторические факты и самостоятельно сделать вывод об историчности сказа П.Бажова «Иванко Крылатко» и драмы К.Скворцова «Ущелье крылатых коней».
Практическая значимость проекта заключается в основе для создания экскурсионного маршрута, знакомящего уральских школьников с искусством златоустовских граверов и мастерством металлургов. Поэтому список задач необходимо дополнить следующими:
- подготовить теоретический материал – основу для проведения экскурсии;
- разработать и опробовать туристический маршрут на практике и заинтересовать как можно больше людей красотой и живой историей этого края.
Гипотезой нашего проекта стало предположение, что указанные литературные произведения вполне историчны, а, значит, могут использоваться в качестве учебного материала для ознакомления с историей златоустовской гравюры на стали и уральской металлургии вообще.
Структура работы включает в себя содержательную часть, состоящую из двух глав, построенных по принципу событийной сопоставимости.
Главы содержат теоретическую часть, дополненную описанием практической части исследования, включающую знакомство со Златоустовской оружейной фабрикой, производством клинков и булата, а также экскурсию по городским местам, где исторические факты и литературные эпизоды оживают и становятся наглядными и доступными каждому, а современность вплетается в историю.
В работе мной были использованы следующие методы:
- метод сравнительного анализа;
- метод экспертной оценки;
- метод контент-анализа (содержательного анализа);
- метод социологического исследования в форме интервьюирования,
-метод математического анализа статистических данных.
Златоустовской оружейной фабрике посвящено немало специальных работ. В частности, можно назвать книги М. Глинкина «Златоустовская гравюра на стали»[6], М.Денисовой «Художественное оружие XIX века Златоустовской оружейной фабрики»[7], «Златоуст – город мастеров»[8], Ю.Б.Рябкова «Современное состояние Златоустовской гравюры на стали»[9]. История российского булата, деятельность П.П.Аносова представлены в монографии Ю.Г.Гуревича «Булат. Структура, свойства и секреты изготовления»[10].
С другой стороны, вопросы истории Златоустовского оружейного искусства с неизбежностью затрагивались в трудах по истории Урала и краеведению общего характера, например, в книгах Черноскутова А.П. и Шинкаренко Ю.В. «Малахитовая шкатулка. В поисках новых ключей»[11]; Рундквиста Н.А. «Сто дней на Урале»[12]; Кирилловой И.А. «Легенды Южного Урала»[13] и других. Наибольшую помощь мне в моей работе оказали следующие издания: Ю.Окунцов «Златоустовская оружейная фабрика»[14], Козлов А.В., Заева Л.П. «С именем Златоуст»[15], а также материалы Златоустовских краеведческих конференций разных лет под редакцией Шадриной Т.В.
Итак, давайте рассмотрим исторические факты и их литературную интерпретацию, и тогда мы получим все ответы.
Глава 1. Основание Златоустовской оружейной фабрики и появление искусства гравюры на стали
К началу XIX века перед правительством России встал вопрос о создании фабрики холодного оружия. Поскольку войны следовали одна за другой, требовалось много стандартного и качественного оружия. 15 декабря 1815 года состоялось официальное открытие «Фабрики дела белого оружия, разных стальных и железных изделий», которая по замыслу основателей, должна была стать главным производителем отечественного холодного оружия для российской армии и флота. Юрий Петрович Окунцов, эксперт Росохранкультуры по холодному и огнестрельному оружию, утверждает, что Златоустовская оружейная фабрика – единственное в России предприятие, специализировавшееся на производстве холодного (как тогда говорили «белого») оружия.[16]
После победы над Наполеоном в Отечественной войне к русскому офицерству было особое отношение. Их сабли, шпаги, палаши и прочее оружие должны были своим великолепием и надежностью отразить и подчеркнуть статус армии в России того времени. Решение «об учреждении оружейной фабрики с помощью вызванных иностранных оружейников» принял кабинет министров и утвердил император Александр I, считавший эту фабрику своим детищем. В журнале заседаний Комитета министров есть следующая запись: «Комитет, приняв во уважение ту пользу, которая произойти должна от укоренения в России искусства, через вызванных из Солингена мастеров, делать белое оружие и разные вещи из стали, ни мало не уступающие добротою, выделываемым в самом Солингене, как знаменитейшем месте в Европе», и далее следует вывод о «достижении цели наиболее удобным образом» путем «управления Златоустовскими заводами и оружейною при них устраиваемою фабрикою».[17] Оружейные мастерские были основаны в городе Золингене ещё в XIII веке, производство клинков постоянно росло, мастера выезжали на учёбу в знаменитые оружейные центры, в том числе, и в Толедо. Золинген, пережив все перевороты, завоевал в Европе прочную славу центра оружейного дела. Но в XVIII веке производство стало сокращаться, а после войны с Наполеоном и вовсе настали трудные времена, забытые и невостребованные в своём отечестве мастера стремились попасть в Россию, где им были обещаны и предоставлялись очень выгодные условия.
Первая партия иностранных мастеров прибыла в Златоуст в августе 1814 года. Был заключен контракт с Вильгельмом Николаем Шафом, специалистом по вытравке и позолоте клинков. Его старший сын Людвиг имел ту же специальность, а два младших сына учились лакировке кожаных ножен.[18] Первые два года (1816 и 1817 годы) немецкие мастера были единственными в Златоусте, кто украшал оружие. Но правительство России предписывало «приложить всевозможные старания» для отказа от помощи иностранцев и передачи производства в руки русских мастеровых. Контракт обязывал Шафов с первых дней готовить учеников и передать подробное описание приготовления состава для золочения, но они уклонялись от выполнения своих обязанностей сколько могли, и только 1 апреля 1818 года директор фабрики А.Фурман заставил Вильгельма Шафа приступить к обучению русских мастеров. Успех русских граверов был поразителен. Уже 4 июня 1818 года Фурман сообщал министру финансов: «Сии ученики уже работают ничем не хуже своих учителей и без их малейшей помощи. Нынешнее оружие, красотою позолоты и чистотою оправки, далеко превосходит прежде сего посланное. Оружие наперёд сего посланное, всё без изъятия, было украшено иностранными мастерами Шафами, а в нынешнем, крайне малая часть токмо, их работы; почти всё украшено русскими учениками»[19]. Документы красноречивы: за два года Шафы украсили 100 клинков, а их ученики за 4 месяца (с марта по июнь 1818 года) изготовили 300 сабель и шпаг. Но в истории эти клинки сохранились под именем Шафов с клеймом «Шаф и сын».
В 1823 году Шафы, покидая Златоустовскую оружейную фабрику, признавались: «Коренной Золингеновский завод не в состоянии приуготовить такого оружия, какое уже сделано было в Златоусте».[20]
Несложные приемы художественной обработки стали из арсенала немецких умельцев – вытравка после предварительной рисовки на клинках, синение, золочение стали с применением ртути («золочение через огонь») были освоены учениками очень быстро. И секрет золочения, который Шаф записал и попросил запечатать в конверт и не открывать до его отъезда на родину, был случайно обнаружен только через 60 лет, когда его содержимое уже давно не было тайной, ведь клинки, и не только, всё это время выпускались и украшались уже нашими, российскими мастерами. Огромным отличием и шагом вперёд по сравнению с немецким украшением оружия стало нанесение нашими мастерами богатых и разнообразных рисунков. Немецкие мастера применяли для украшения технологию, позволявшую передавать только контуры изображаемого: вся поверхность клинка покрывалась лаком (киноварью), по которому иглой процарапывался рисунок, далее изделие протравливали кислотой, поверхность клинка оставалась блестящей, а рисунок - матовым.[21] Вообще, немецкие традиции украшения клинка не шли дальше клейма мастера, хоть и расположенного на видном месте, слов «Сделано в Золингене», фирменных знаков, девизов и поговорок, отдельных предметов, гирлянд, иногда собираемых в одну рамку.
Шафы были ремесленниками высокого класса, прекрасно владели техникой вытравки, гравировки, позолоты. Но они не были художниками. Наши же мастера обладали серьёзной подготовкой в живописи и рисовании, были куда более образованными людьми, чем иностранцы. Бушуев и Бояршинов были унтер-шихмейстерами, т.е. имели государственный чин, а, как рассказывал нам краевед Ф.Н. Яблонский, Шафы, сколько не писали обращений, чин так и не получили[22].
Русские «ученики» Шафов – Иван Бушуев, Иван Бояршинов - быстро освоили эти приемы и пошли дальше, впервые нанося кисточкой само изображение на металл лаком и протравливая весь клинок. Такой рисунок после травления выступал рельефно, приобретал объем. Появилась возможность создавать более сложные и красивые многофигурные картины – батальные сцены, мифологические сюжеты, сцены охоты на медведя и кабана. Например, на сабле «Бородинское сражение» разворачивается панорама баталии и фрагмент конного сражения[23], а на украшениях были перекрещенные сабли, копья, ножи, лавровые венки, барабаны, кивера. Не отказались мастера и от стальной иглы, позволявшей наносить дополнительные штрихи для большей выразительности рисунка. Характерно для златоустовских мастеров особое уважение к металлу, использование красоты металлической поверхности: гладко отполированной «белой» плоскости, узорного «дамаска» или литого булата.
Павел Свиньин после посещения фабрики в 1825 году писал в журнале «Отечественные записки»: «Мастер Иван Бушуев особенно прославился искусством в позолоте клинков. Он не только перенял в совершенстве от Шафов, привезших этот секрет из Золингена, но его ещё усовершенствовал. Из сравнения обыкновенной сабли Златоустовской с богатейшей саблей Солингеновской можно убедиться в превосходстве русского оружия над немецким. В Златоусте рисуются на клинках целые баталии и мифологические происшествия. Бушуев, молодой человек, обещает много хорошего, ибо имеет страсть к своему художеству и душу пылкую, сверх того он любит словесность и пописывает стишки»[24].
Одним из любимых мотивов И.Бушуева стал крылатый конь Пегас. Пегас стал верным хранителем и символом, гербом Златоуста. Автор герба – скульптор Владимир Павлович Жариков – говорил, что «хотел подчеркнуть, что в городе булата и гравюры на стали труд одухотворен искусством»[25].
Глава 2. Анализ исторического соответствия литературных эпизодов сказа П.Бажова «Иванко Крылатко» и драматической легенды К.Скворцова «Ущелье крылатых коней»
Сказ «Иванко Крылатко» написан в 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны. Драматическая легенда «Ущелье крылатых коней» создана почти через 30 лет в 1970 году. Для реализации поставленных целей в литературных произведениях были выделены эпизоды, событийно сопоставимые с реальными историческими данными. Подробные цитаты и детализированные исторические факты приведены в сводной таблице.[26]
Сведя все данные в одну таблицу и проанализировав их, видим, что число совпадений весьма невелико:
1. Главного героя обоих литературных произведений зовут Иван Бушуев, как и его реально существовавшего прототипа. Бажов: «Паренек…- Иванко, той же фамилии – Бушуев» [27]. У Скворцова в перечне действующих лиц указан «Иван Бушуев, мастер украшенного оружия» [28].
2. Профессия главного героя – художник-гравер. Бажов: «Иванко Бушуев. Смышленый по рисовке», «Иванко и принялся за работу. Дело ему, по-настоящему сказать, знакомое. …Решил, - буду рисовать коня на полном бегу. Поглядел Иванко, чует - ловко рисовка к волновому булату пришлась. Живыми коньки вышли». У Скворцова в перечне действующих лиц указана профессия Бушуева - мастер украшенного оружия.
3. Место действия – Златоустовская оружейная фабрика. В сказе «Иванко Крылатко» исторически точно описано обустройство жизни приехавших немецких мастеров, практически повторяя исторические документы: «Про наших златоустовских сдавна сплетка пущена, будто они мастерству у немцев учились». «Не дом, не два, а полных две улицы (немцев – прим. автора) набилось. Так и звались: Большая Немецкая - это которая меж горой Бутыловкой да Богданкой - и Малая Немецкая. Церковь у немцев своя была, школа тоже, и даже судились немцы своим судом». У Скворцова место действия обозначено как «Урал. Фабрика белого оружия», ссылкой на Златоуст является упоминание Таганая, горного хребта близ Златоуста.
4. Немецкие мастера-оружейники Шафы обучают Ивана Бушуева своему мастерству. Бажов: «Надо к Штофу на выучку из здешних кого определить. Положение такое есть… Так Иванко и попал к немцу, в подручные». Скворцов приводит слова Вильгельма Шафа: «Ну, а Бушуев… Как он смел негодный, Не почитать учителя!..»
5. Бушуев – автор мотива «Крылатый конь». Бажов: «Генерал… долго на коньков любовался, заточку осмотрел и говорит: «Много я на своем веку украшенного оружия видел, а такой рисовки не случалось. Видать, мастер с полетом. Крылатый человек». Скворцов так рисует историю возникновения крылатых коней: «…Коль в узор возьмет коней крылатых, бессмертны будут и Иван, и кони…». Генерал, приехавший с Александром I, говорит: «Не покривя душой, я выбрал бы клинок с конем крылатым... Кто этот мастер дивный, сочинивший узор бессмертный?». Фантазия И.Бушуева и в самом деле создала, а талант увековечил на металле образ стремительно несущегося крылатого коня Пегаса как символ творческого горения.
6. Немецкий подход к украшению холодного оружия отличался от подхода златоустовских мастеров. Бажов: «Наши мастера тоже хвалят (клинок Ивана - прим. автора). А немцы разве поймут такое? Какой глюпость! Кто видел коня с крильом!». Людвиг из драмы Скворцова так говорит об украшении клинков: «В искусстве нашем главное - умение руки, здесь сердце непричастно». И действительно, наши мастера к немецкому ремеслу добавили свое художественное видение, по словам П.Аносова «вытравка и позолота клинков принадлежат более к изящным искусствам… Здесь нужны мастеру не одно знание приёмов и навык, но рисовальное искусство, образованный вкус и изобретательный дух».
7. Златоустовскую оружейную фабрику посещает император Александр I. Бажов так описывает это событие: «К нам в завод царский поезд приехал. Тройках, поди, на двадцати. На другой день, как приехали в Златоуст, пошли все в украшенный цех». Скворцов таким образом сообщает о приезде царствующей особы: «Извещаю сим, что фабрики Уральского хребта, к великой чести вашей, удостоит со свитой высочайшим посещеньем наш император!». Действительно, российский император посетил Златоуст, состоялся осмотр фабрики и завода.
8. Места действия описанных событий гораздо раньше русских были заселены башкирскими и татарскими племенами. Да, действительно, коренным населением этих мест были башкиры, татары и пр. Местные топонимы красноречиво свидетельствуют об этом: Таганай - в переводе «подставка для луны», Юрма - в переводе «не ходи» и пр. Русское население стало появляться при промышленном освоении этой территории, строительстве заводов. Бажов: «Про башкир тоже забывать не след. Эти и вовсе задолго до наших в здешних местах поселились». У Скворцова описывается жизнь башкир, их обычаи, традиции, праздники; действие драмы начинается с традиционных весенних скачек - байга. Среди действующих лиц - Рамазан, старый батыр: «Я собирался умереть в седле, как дедами завещано башкирам…».
9. Немецкие мастера, передав мастерство мастерам златоустовским, покинули фабрику и уехали на родину. У Бажова: «А Фуйко после того случая в свою сторону уехал. Он, видишь, не в пример прочим все-таки мастерство имел, ему и обидно показалось, что его работу ниже поставили». У Скворцова Вильгельм Шаф говорит так: «Я - Шаф. Я лучший мастер Золингена, со мной никто в Европе состязаться в искусстве рисования на стали до сей поры, поверьте, не решался. Но здесь я чувствую, что с каждым часом уходит наша родовая слава…». В 1823 году Шафы были уволены с фабрики и покинули Златоуст. Покидая Златоустовскую оружейную фабрику, Шафы признавались: «Коренной Золингеновский завод не в состоянии приуготовить такого оружия, какое уже сделано было в Златоусте».
10. Златоустовские мастера научились работать самостоятельно и превзошли в мастерстве своих немецких учителей. Бажов отмечает: «Не тужи, Иванко! Без немцев жили и дальше проживем». Бушуев в драме Скворцова так говорит о свое работе: «Я нахожу узоры для клинков в ручьях витых литого Таганая, когда весна приходит, погоняя своих коней по белым тропам рек», а Александр I отмечает, что «здесь мастеровые работают не хуже мастеров (немецких – прим. автора) и даже превосходят их во многом».
По мнению ведущих экспертов и знатоков оружейного дела, характерными особенностями произведений златоустовской художественной школы до сих пор являются изысканность формы и украшения, высокое качество и верность традициям старой школы.
Часть фактов искажена частично:
1. Немецкие мастера, обучавшие златоустовских. Бажов пишет: «Приехал немец. Из себя видный, а кличка ему Штоф. …На деле оказалось - понимающий мужик. Глаз хоть навыкате, а верный, руке с инструментом полный хозяин и на работу не ленив. Прямо сказать, мастер». Скворцов в действующих лицах указывает: «Людвиг Шаф - немецкий мастер украшенного оружия; Вильгельм Шаф - немецкий мастер, его отец». Исторические документы свидетельствуют, что договор на обучение был заключен с Вильгельмом Николаем Шафом (не Штофом), считавшимся непревзойденным мастером в Золингене по вытравке и позолоте клинков. С ним приехали и его сыновья.
2. Управление Златоустовским заводом в описываемый период. У Бажова читаем: «Немцы и забеспокоились. Привезли из своей земли какого-то Вурму или Мумру. Этот, дескать, покажет, как булат варить». Возможно, имеется в виду Антон Федорович Фурман, происходивший из обрусевших немцев. Он в 1815 году занял должность горного начальника Златоустовских заводов. Фурман был способным организатором, навел порядок на фабрике, но сам сталеварением не занимался. Скворцов показывает в драме Фурмана как директора фабрики белого оружия.
3. Приглашенные немецкие мастера. В обоих произведениях подробно описываются 1-2 немецких мастера, на самом деле (и это есть у Бажова) немецкая колония в Златоусте была довольно многочисленной.
4. Способы украшения холодного оружия немецкими мастерами. Бажов описывает рисунок немецкого мастера Штофа: «Как один у него золотые кони на саблях выходили, и позолота без пятна. Ровно лежит, крепко. И рисовка чистая». Но по образцам сохранившихся клинков, украшенных Шафами собственноручно, видна европейская манера украшения с рисовкой клейма мастера, фирменных знаков, девизов и гирлянд. Традицию рисовать на клинках коней начал И.Бушуев. Скворцов описывает немецкую манеру точнее: «Но есть такие вещи, о которых не помышляешь ты - немецкий мастер. Скажи мне, к чести ль русского оружья девические эти украшенья: венки, розетки, завитки аканфа?».
5. Руководство фабрики было против обучения немцами русских мастеров. У Бажова: «Надо к Штофу на выучку из здешних кого определить. Положение такое есть, а начальство руками машет, свое твердит: «Это есть ошень тонкий рапота. Руски понимайт не может». Немецкое начальство сперва поартачилось…». Скворцов описывает этот процесс следующим образом - Фурман, директор фабрики, говорит об обучении: «Я в обученье немцам мастерам определил учеников смышленых», Вильгельм Шаф о Фурмане: «Вы настояли, чтоб учеников мы взяли с сыном...». На самом деле именно Фурман буквально заставил немцев в 1818 году наконец приступить к обучению русских мастеров, что более точно описано в драме Скворцова.
Далее рассмотрим некоторые наиболее яркие факты, полностью несоответствующие действительности:
1. Дед Бушуева как его первый учитель мастерства. Бажов: «…Дедушко Бушуев. Он раньше по украшению же работал. …Стал по заказу металл в синь да в серебро разделывать. Ну, и от позолоты не отказывался. И был у этого дедушки Бушуева подходящий паренек, не то племянник, не то внучонко - Иванко, той же фамилии - Бушуев. Смышленый по рисовке». Скворцов тоже указал в списке действующих лиц: «Иван Бушуев, мастер украшенного оружия и Терентий Бушуев, его дед»; обучением занимался дед: «Таинство рисунка мне дед открыл - чертежник и пушкарь...». Мало того, что деда на самом деле звали Никита Бушуев, а не Терентий, так и обучался рисованию и работал Иван у отца в чертежной заводской мастерской.
2. Образование Бушуева. В обоих произведениях Иван представлен самородком-самоучкой, получившим азы мастерства от деда. В реальной жизни Иван Бушуев учился в горнозаводской школе, с 1815 года начал работать в заводской чертежне, где под руководством своего отца Н.Н. Бушуева и А.Е.Тележникова, известных в то время на фабрике рисовальщиков, прошел хорошую выучку для художника. В 1827 году был направлен для обучения в Академию художеств в Санкт-Петербург «дабы не упало искусство».
3. Социальный статус Ивана Бушуева. У Бажова немцы называют Бушуева «глупым мальчишкой», у Скворцова «холопом». В действительности, Иван Бушуев начал обучение у Шафов в достаточно зрелом по тем временам возрасте – в 18 лет, уже имел хороший опыт рисования и черчения, имел государственный чин унтер-шихтмейстера 3-го класса, чего Шафам, несмотря на все их обращения, получить так и не удалось.
4. Семейное положение Ивана Бушуева. В обоих произведениях Иван только собирается жениться, когда проходит обучение у Шафов. А вот из документов следует, что Бушуев к тому моменту уже был женат, и, будучи ещё учеником, получал жалованье 120 рублей в год и 48 пудов провианта - на себя и на жену.
5. Увольнение с фабрики Ивана Бушуева. И в сказе, и в драме говорится, что Иван Бушуев по разным причинам уходит с фабрики, или его увольняют. Но нет сведений, что И.Бушуев когда-либо прекращал работу на златоустовской оружейной фабрике, кроме отъезда на стажировку в Академию художеств по направлению горного начальства в 1827 году. Он начал работу на заводе в 1815 году в чертежной мастерской и работал после в «украшенном цехе» вплоть до своей смерти. Сразу после отъезда Шафов Бушуев был назначен на должность старшего мастера отделения украшенного оружия, т.е. фактически стал главным художником оружейной фабрики. Были у легендарного мастера и правительственные награды: 3 декабря 1824 года «с Высочайшего утверждения награжден золотой медалью на Анненской ленте с надписью «За усердие».
6. Внешний вид И.Бушуева. Бажов описывает Ивана как «замухрышистого парнишку». В драме Скворцова так описывается внешний вид русских мастеров: «По-русски одеваются!.. Кто видел творца в мужицком рубище?». А, между тем, Ивану Бушуеву как и другим мастерам, имевшим чины предписывалось быть на службе гладко выбритыми и в мундирах. Ярким свидетельством являются рисунки И.Бояршинова[29], запечатлевшие мастеров за работой в цехе.
7. Дата приезда на Златоустовскую фабрику императора Александра I. В драме Скворцова указана дата «1825 год», а приезд императора состоялся в сентябре 1824 года.
8. Встреча Александра I с Шафами на Златоустовской оружейной фабрике. В обоих произведениях Александр I во время визита на фабрику встречается с Шафами, но Шафы покинули Златоуст в 1823 году, а император приезжал в 1824 году.
9. Управляющий заводом во время приезда Александра I. У Скворцова императора встречает управляющий Фурман, между тем, во время приезда Александра I управляющим был уже Кляйнер.
10. Клинки, представленные высочайшей особе. Бажов пишет: «Немцы, понятно, спозаранку всю фуйкину работу на самых видных местах разложили. А один наш мастер возьми и подсунь в то число иванковых коньков». А вот выдержка из доклада горного начальника министру финансов: «Некоторые из иностранных и русских мастеров фабрики испросили дозволения поднести Его Императорскому Величеству оружие, которое и удостоено было благосклонным вниманием».
11. Награда за представленные императору клинки. Бажов так написал о награде: «Через год ли больше за эту саблю награду выслали, только немецкое начальство, понятно, ту награду зажилило». А, согласно документам, участвовавшие в изготовлении подарков были щедро награждены. И.Бушуев всегда получал приличное жалованье и значительные суммы денег в качестве наград. Скворцов был ближе к действительности, император говорит: «Назначил я награды за лучшие клинки. …Сей клинок (о клинке Бушуева – прим. автора) достоин всех наград!..».
Используя методы математической статистики, мы обработали выборку, состоящую из 26 литературных эпизодов. Полностью соответствуют историческим реалиям только 10 из них, так что процент соответствия составил 38,46%.[30] Таким образом, можно прийти к выводу, что степень исторической достоверности литературных произведений, касающихся деятельности И. Бушуева невелика. Следовательно, изучая историю Златоустовской гравюры на стали, опираться на сказы Бажова или поэмы Скворцова можно лишь с существенными оговорками.
Не стоит забывать о времени написания сказа «Иванко Крылатко» - 1943 год, разгар Великой Отечественной войны. Возможно, в тот момент важнее исторической правды было идейное содержание – вселить в советских людей патриотические чувства, пробудить гордость за свой народ по любому, пусть и незначительному, поводу. Ведь одержал уральский мастер победу, убрался немец Фуйко в свои земли – чем не пример для русского бойца на фронте, чем не призыв гнать врага с родной земли! Да и в тылу поддерживать веру в нашу победу было не менее важно. Отсюда и уничижение, и гротескность образов немецких мастеров, а образ златоустовских мастеровых неизменно вызывает сопереживание, сочувствие читателя, уверенность, что даже находясь в столь бедственном положении, они найдут выход и обязательно победят.
Так уж сложилось, что образ художника Ивана Николаевича Бушуева был подменен лубочным образом Иванко Крылатко. Писавшие об этом человеке оказались в плену рассматриваемого сказа П.Бажова. Литераторы, художники и даже историки принимали литературный текст за реальную жизнь. Это привело к тому, что даже памятник основоположнику Златоустовской гравюры на стали на привокзальной площади Златоуста, открытый в декабре 1988 г., совершенно не соответствует исторической правде: будучи горным офицером, Бушуев должен был носить положенный ему мундир, быть бритым и аккуратно подстриженным, а не представать в образе бородатого мужика с гривой волос, перетянутых ремешком. На рисунках художника-гравера того времени И.Бояршинова мастера изображены за работой в форменных фраках и с завитыми волосами[31].
Вероятно, и К.Скворцов, создавая свою драматическую легенду о Бушуеве в 1970 году, попал под влияние этого сказа. Исторические неточности совпадают с сюжетными линиями Бажова: и обучал-то азам мастерства дед (хотя, на самом деле, это был отец), и император Александр I приезжает в момент ученичества Бушуева и встречается с немецкими мастерами-оружейниками Шафами. Факты же свидетельствуют об обратном: Александр I посетил Златоустовскую оружейную фабрику в 1824 году, когда Бушуев уже занимал должность старшего мастера отделения украшенного оружия, т.е. фактически был главным художником завода и неформальным лидером русских художников. А Вильгельм и Людвиг Шафы были уволены с фабрики за грубость, «неусердие и своекорыстие» и покинули Златоуст ещё в 1823 году, так что встретиться на заводе с императором они бы никак не могли.
Заключение
Интересен процесс слияния западноевропейских традиций с новшествами русских мастеров. Результатом стало возникновение «златоустовского стиля», новой школы авторского украшения оружия, отличной от утвердившейся европейской школы. «Вы уже размышляли о том, какое значение имеет географическое место, где мы живём, для нашего творчества?» - такой вопрос задаёт Н.В.Лохтачёва, мастер златоустовской гравюры, и сама отвечает: «Мы живём на границе Европы и Азии и не хотим забывать, что не только наши горы, но и наше искусство – это мост между двумя континентами».[32]
Немецкие оружейники в XIX веке вложили в фундамент оружейного златоустовского производства своё искусство ковки, закалки, шлифовки и полировки клинков, но златоустовские клинки превзошли золингеновские и прочие из-за качества стали и художественного украшения. Тогда же зародилось уникальное искусство, получившее имя города и ставшее известным всему миру - златоустовская гравюра на стали, о чём свидетельствуют слова П.П.Аносова: «Вытравка и позолота на клинках достигла на Златоустовской фабрике большего совершенства, нежели в Солингене, ибо не одна позолота, но и идеи рисунков, украшают клинки, чего в Солингене никогда не было»[33].
Полагаем целесообразным продолжить исследовательскую работу изучением исторического периода Златоустовской оружейной фабрики, связанного с именем П.П.Аносова и анализом исторического соответствия литературных эпизодов сказа П.Бажова «Коренная тайность»[34] и драмы К.В.Скворцова «Отечество мы не меняем»[35], посвященных П.П.Аносову и его соратнику Н.И.Швецову. Долгое время Павел Петрович Аносов был горным начальником и директором оружейной фабрики. По сути дела, он в одном лице совмещал, говоря современным языком, должности генерального директора, главного инженера и руководителя конструкторского бюро. Десять лет отдал П.П.Аносов раскрытию тайны булата. Ему удалось получить образцы, которые по своему качеству не уступали легендарным дамасским булатам. Клинки, изготовленные из этих образцов, сгибались в кольцо и распрямлялись вновь, ими рубили гвозди, а острота лезвия была такой, что лёгкая ткань, подброшенная вверх, падая и касаясь его, распадалась.[36] Производство холодного оружия в Златоусте было организовано на высоком техническом уровне, технология отработана была в короткий срок, очень быстро златоустовское оружие приобрело мировую известность.
П.Бажов и К. Скворцов, исказив, конечно, некоторые исторические факты, отразили главное – только настоящий Мастер – поэт, творец, увлеченный и ищущий художник, ученый, мастеровой – создают славу своей страны, настоящее искусство, покоряющее мир. Эти произведения – литературный памятник великим российским мастерам. Но, несмотря на это, гипотеза в процессе работы была опровергнута. Процент исторически верно переданных фактов колеблется от 38 % (сказ «Иванко Крылатко», поэма «Ущелье Крылатых коней») до 66% (сказ «Коренная тайность», поэма «Отечество мы не меняем»), что недостаточно для признания материала исторически достоверным. Литературные произведения, ярко и образно изображая и неизбежно искажая, исторические события, знакомят с ними широкий круг читателей и позволяют оценить исторические факты с эстетической точки зрения. Это справедливо и для сказов П.Бажова, и для драм К.Скворцова: мы ими восхищаемся, с интересом читаем, они удачно выполняют задачу популяризации темы гравюры на стали и открытия тайны булата, но неприменимы в качестве исторического документа. Реальную картину событий можно получить, изучая документы, хроники, свидетельства очевидцев эпохи, а не подменяя ее литературной интерпретацией.
В ходе работы над этим проектом мы ставили перед собой несколько задач для успешной его реализации. В том числе и вопрос практического применения полученных нами данных. Этот аспект был реализован в форме разработки туристического маршрута для школьников, который должен познакомить их с искусством Златоустовских металлургов и граверов, с историей металлургии и декоративно-прикладного искусства на Урале, жизнью и деятельностью замечательных уральцев – Ивана Николаевича Бушуева и Павла Петровича Аносова. Материалы разработки и апробации экскурсионного маршрута представлены в приложении к работе.[37]
Предлагаемая нами тема может быть наглядно проиллюстрирована в ходе экскурсии по Златоусту. От Екатеринбурга до Златоуста можно добраться железнодорожным или автотранспортом, прямое сообщение и с пересадкой в г. Челябинске налажено давно и хорошо. Наиболее удобный вариант – заказ туристического автобуса. В самом Златоусте предполагается автобусная экскурсия по городу с посещением основных точек маршрута в сопровождении гида-экскурсовода.
Предлагаем начать знакомство с Городской площади (пл. III Интернационала), на которой расположены здание Златоустовской оружейной фабрики, с выставочным салоном, в котором представлен весь ассортимент современных изделий, и бывшего Арсенала, перед входом в который установлены отлитые в XIX веке стальные пушки. Там же находится памятник П.П.Аносову – горному начальнику и изобретателю булата. Неподалеку – Златоустовский городской краеведческий музей (пл. III Интернационала, 1). Здесь, в историческом центре города, завершается знакомство с историей возникновения и развития гравюры в XIX веке.
Далее предлагаем посмотреть современный облик гравюры в мастерских города Златоуста: 1) мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК» (ул. Парковый проезд, 3А); 2) художественная мастерская «Практика» (ул. 50 лет Октября, 5); 3) предприятие «Златоустовский завод оружейных специализированных сталей», (ул. 5-я Нижне-Вокзальная, д.1Б).
При желании экскурсионный маршрут может быть продолжен обзорной экскурсией по городу. Можно посмотреть панорамы Уреньгинского и Таганайского хребтов, увидеть визитную карточку Златоуста – Двуглавую сопку, остановиться на Привокзальной площади у памятника Ивану Бушуеву работы скульптора В.П.Жарикова, Почетного гражданина города Златоуста. Завершить экскурсию можно на Старомиасском тракте, где над трассой нависает крылатый конь.
Автору проекта довелось побывать в роли гида, сопровождая группу златоустовских школьников. Таким образом, экскурсионный маршрут был успешно апробирован. Акт апробации в форме рецензии, а так же отзыв Центра сертификации представлены в приложениях к данной работе. Анализ финансовых аспектов реализации данного проекта, представленный сметой, показывает, что маршрут может быть отнесен к категории доступных для уральских школьников.
Крылатый конь – эмблема Златоуста – встречает гостей на трассе на въезде в город. Основанный промышленником И.П.Мосоловым два с половиной столетия назад на границе Европы и Азии, на гребне Уральских гор, у горы Косотур, и сегодня город продолжает славу булатных дел мастеров и по-прежнему слывет центром производства высококачественных легированных сталей и родиной уникального искусства, известного сегодня не только в России, но и во всем мире - гравюры на стали, которому город подарил свое имя – златоустовская.
«Когда забрался на бугор, вниз не смотри надменно, будто Богом ты стал уже… Есть горы много выше!» - это слова Ивана Бушуева из драмы Константина Скворцова. Истинные мастера гравюры и металла и сейчас отдают свои силы и душу своему делу – и покоряют новые вершины мастерства.
Талантами Русь богата
И вот, старики говорят,
Что сталь дамасских булатов
Рассек уральский булат.
Л.Сорокин
Список использованной литературы
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»