Гусева М.Н.

 

1.    Введение

 

Россию трудно представить без казачества. На протяжении веков оно надежно и всерьёз укреплялось на новых местах и защищало передовые рубежи государства. Вряд ли можно найти аналоги в мировой истории этому боевому, вольнолюбивому, подвижному люду, всегда готовому к труду и борьбе в самых трудных условиях пограничной жизни.

Мы живем на Кубани, где сохранились черты самобытной казачьей культуры, являющейся частью национального фонда  традиционной культуры. Изучение  кубанской казачьей культуры позволяет осмыслить историю нашего края, корни некоторых современных обычаев.

В нашей школе  в 2008 году был открыт «казачий класс» - это класс, обучение в котором отличается от общеобразовательного, прежде всего, набором специальных дисциплин. Краеведение и изучение истории, культуры и традиций казачества – первооснова воспитания и дополнительного образования в классах и группах казачьей направленности.  Много нового и интересного о Кубани, о быте, о жизни казаков  узнают ребята на тематических  занятиях.

Обряды казаков – ритуальные действия, торжественные мероприятия, связанные с важными событиями в жизни и деятельности казачьих обществ, сопутствующие казаку всю жизнь. Фактически, вся жизнь была сопряжена с теми или иными обрядами (рождение, свадьба, проводы на службу, смерть и т.д.), поэтому можно предположить, что через эти обряды можно понять и увидеть основные сходства и  различия в быту донских и кубанских казаков.

Объект исследования:  свадебные обряды жителей станицы Отрадной, происходящих от потомков запорожского казачества и  свадебные обряды жителей, имеющих донские корни

Цель исследования: сравнение свадебных обрядов донского и кубанского казачества.

Задачи исследования:

1.              изучение свадебного  обряда  кубанских  казаков;

2.              изучение свадебного обряда  донских казаков;

3.              выявление общих черт и различий в свадебных обрядах двух ветвей казачества;

4.              популяризация традиционной культуры казачества среди молодого поколения.

Гипотеза исследования: обряды жизненного цикла донских и кубанских казаков имеют общую основу, а различия носят незначительный характер, так как формирование их происходило в одном регионе (Юг России), но обе ветви испытывали на себе влияние соседних этносов. Усилиями этнографов, фольклористов накоплен значительный фактический материал по культуре, связанной с обрядами жизненного круга кубанских и донских  казаков, что создает основу для их сравнения. Несмотря на достигнутые результаты в изучении обрядов жизненного цикла казаков, исследования по сопоставлению обрядов донцов и кубанцев являются перспективной задачей.

 

В работе использованы теоретические методы исследования: анализ,  обобщение, сравнение.

 

2.       Сравнительный анализ свадебного обряда жителей станицы Отрадной

 

2.1.        Особенности свадебного обряда жителей станицы Отрадной, происходящих от потомков запорожских казаков

 

Свадебная обрядность кубанских казаков складывалась позже, чем обряды донских казаков, поэтому для кубанцев не были характерны ранние формы брака, например, объявление о браке на казачьем Кругу. Таким образом, свадебные традиции Кубани представляют собой культуру позднего формирования. Свадьбы на Кубани игрались чаще осенью, в промежутке между Успенским и Филипповским постами и в зимний мясоед после Святок, реже в послепасхальный период до Троицы, что является аналогичным свадебному обряду донских казаков.

Выбор невесты обычно осуществлялся на традиционных молодежных гуляниях. Иногда знакомство молодежи и выбор невест случались на весенних и зимних хороводах.

Все свадебные обряды охватывали период около месяца. Этап предварительной договоренности о свадьбе на Кубани представлен традиционным сватовством, которое осуществляли сваты.

 

2.1.1. Сватовство

 

Как правило, группа сватов была немногочисленной: сам жених и от двух до четырех человек из числа родственников и друзей. Дружком назначался уважаемый немолодой человек, который мог с легкостью выйти из затруднительного положения.

Сватать невесту шли под вечер, стараясь не афишировать свой поход. С собой у сватов был белый хлеб и бутылка водки.

В случае согласия родителей в комнату призывались жених и невеста, не участвовавшие в переговорах, у которых спрашивали согласия на брак. Если оно подтверждалось, невесте предлагали разрезать принесенный хлеб на две или четыре части или разломить его над головой жениха. В случае отказа сватам хлеб не принимали.

 

2.1.2. Смотрины и договор

 

Смотрины устраивались в доме жениха на первой неделе после сватовства. Сюда приходила родня невесты с целью осмотра хозяйства, после чего, как правило, устраивалось небольшое застолье. В отдельных случаях, если родня невесты после осмотра не заходила в хату, свадьба расстраивалась.

Окончательное утверждение будущего брака закреплялось на договоре, где родня жениха и невесты в более полном составе определяла день венчания и день  свадьбы. Также на договоре оговаривались основы хозяйства новой семьи.

 

2.1.3. Пропойки

 

Пропойки – первый свадебный этап, на котором начинают звучать обрядовые песни (на предшествующих встречах пели любые песни, независимо от их жанра). Первой песней обряда была песня, в которой высказывался укор отцу невесты, пропившему дочь.

Срок до свадьбы – период, соединяющий договорные этапы и дни собственно свадьбы. Протяженность этого периода – от двух недель до месяца. Срок до свадьбы в кубанских станицах подготавливал свадебный обряд по двум линиям.

2.1.4. Предсвадебные вечеринки

 

К первой следует отнести предсвадебные вечеринки в доме невесты. Вечеринки обычно начинались собранием девушек, которые помогали в подготовке приданого, подарков будущей родне. Чуть позже в дом невесты приходили жених с друзьями, приводили музыкантов, приносили гостинцы девушкам (орехи, пряники, конфеты).

Молодежное общение на вечеринках схоже с обычными посиделками, но есть и специфические моменты. Один из них – исполнение девушками величальных песен в адрес жениха и невесты, а также в адрес других пар, складывающихся по ходу вечеринки. Эти песни существуют только в традициях нечерноморских казаков. Нередко за исполнение этих песен требовали бросить в принесенный стакан мелкую монетку.              

А в павлина-гаспадина залатая галава,

Ой, ли, ой, ли, ой, ляли, ляли, ляли.

А в павушки-красавушки – пазалоченная,

 Ой, ли, ой, ли, ой, ляли, ляли, ляли.

 

2.1.5.  Организационная подготовка свадьбы

 

Вторая линия подготовки к свадьбе – организационные действия: изготовление специальных предметов, необходимых для особых обрядовых действ, приготовление обрядовых блюд, приглашение гостей. Сами приготовительные действия считались ритуалами, как, например, выпечка обрядового хлеба. Выполнение этой задачи поручалось замужним женщинам.

Для выпечки приглашали только тех, кто хорошо живет с мужем. Таким образом «обеспечивалась» счастливая семейная жизнь.

Существовало несколько видов свадебного хлеба: каравай, лежень (продолговатый пирог с начинкой), дывень (небольшой хлеб, образованный тремя ветками, поставленными в края круглого хлеба и обвитыми тестом), шишки и др.

Из предметов, изготавливаемых в процессе свадебного обряда можно выделить гильце – свадебное деревце, украшенное символами богатства и плодородия. Его изготовляли из ветки плодового дерева, окрученного тонкими полосками теста, после чего изделие запекалось и украшалось. Гильце размещалось отдельно на столе или в центре каравая.

 

2.1.6. Приглашение на свадьбу

 

Приглашение гостей на свадьбу в кубанских станицах, ведущих свое родство от потомков запорожских казаков,  осуществлялось в пятницу, либо утром в субботу самостоятельно с той и другой стороны. Приглашение на свадьбу с обеих сторон было схожим, различием являлось лишь то, что мужской обход не сопровождался пением. Девушки-сироты посещали кладбища, они приглашали своих покойных родителей прийти на свадьбу, оставляя на могиле шишки (они раздавались всем приглашенным).

 

2.1.7.  «Несение жениху рубашки»

 

В предсвадебный вечер распространенным ритуалом являлось несение жениху рубашки. Помимо рубашки несли кусок мыла, крестик, платочек и кисет. Девушки должны были «продать» рубашку. Вначале выходили друзья жениха и начинали «хаять» рубаху. Дружки требовали вывести жениха. Вместо него одним за другим выходили его товарищи, девушки не признавали их, и тогда выходил сам жених и выкупал рубаху под песню девушек:

Наша рубаха рясная,

Всем людям прекрасная,

Старому, малому

Да князю удалому!

После этого устраивалась вечеринка в доме невесты.

 

2.1.8. Вечеринка в доме невесты

Невесту убирали в фату и усаживали в святой угол на лавку, покрытую шубой. На столе перед невестой были выставлены подготовленные к свадьбе каравай, гильце, шишки и т.д. В последней вечеринке принимала участие только молодежь. Пели песни, играли на музыкальных инструментах. Оканчивался последний вечер поздно, а на рассвете подружки вновь собирались в доме обряжать невесту к венцу.

Одевали невесту дружки во главе со старшей дружкой.  Принимали в этом участие и мать со старшими сестрами.  Подвенечный комплекс – кофта и юбка светлых тонов. Волосы зачесывали в пучок, либо заплетали «врасплет». На волосах укрепляли восковой венок и фату из кисеи. Жених, как правило, венчался в казачьей форме.

Утром невеста выходила с матерью и дружками во двор и причитала, кланяясь на четыре стороны света:                

Выйду я на белую зореньку,

Покличу я свою волю девичью.

Прошла же моя воля, прокатилася.

 

2.1.9. Свадебные торжества

 

В доме жениха утро было посвящено сбору свадебного поезда. Он состоял из нескольких конных повозок, в первую их которых садились жених с дружком, свахой и старшим боярином. Бояре сопровождали поезд верхом.

По приезде свадебного поезда к дому невесты женихом осуществлялся выкуп ворот, дома, места рядом с невестой, косы. После удавшегося выкупа жених занимал место рядом с невестой, после чего следовало угощение гостей.

Перед отъездом к венцу жениха и невесту благословляли.

Молодожены становились на колени на шубу, вывернутую мехом вверх. Отец и мать брали икону и хлеб соответственно, произносили текст  благословения, крестя ими жениха и невесту. Когда наступало время отъезда к венцу, невесту и жениха выводил из дома дружко за платок или рушник, при этом молодожены держались за концы платками. Перед воротами мать невесты обсыпала пару хмелем, конфетами, мелкими деньгами из фартука или сита. После венчания, по приезде свадебного поезда в дом жениха, поезд должен был проехать над очистительным костром, так как люди опасались различных сглазов.

Затем начиналось застолье, при этом за стол первыми садились родственники невесты. Через некоторое время волосы девушки укладывали в женскую прическу. Этот ритуал производился свашками со стороны жениха.

Молодую либо уводили в другую комнату, либо отгораживали платком от остальных.

Во время свадебного застолья осуществлялось дарение молодых. Молодожены должны были стоять перед гостями и кланяться во время преподнесения подарка. Гости делали это с пожеланиями счастья новой семье. Тем, кто преподносил подарки, подавали на подносе рюмку водки и кусок каравая.

Также на Кубани предпринимались различные формы ряжения, например, ряжения в «жениха и невесту».

В числе завершающих ритуалов – ритуал «забивания кола» на пороге дома, в котором оженили младшего сына или выдана замуж младшая дочь, деревянный колышек утапливали в землю так, чтобы его верхний срез сровнялся с уровнем земли.

 

2.2.        Особенности свадебного обряда жителей станицы Отрадной,  ведущих происхождение от донских казаков

 

Становление духовной культуры донского казачества и их потомков, складывание обычаев, появление тех или иных праздников, развитие фольклора в значительной мере определялись двумя обстоятельствами: достаточно поздним утверждением православия и военным образом жизни казачьего общества

До петровских реформ казачья свадьба проходила на казачьем Кругу. Помолившись Богу, жених называл имя невесты и говорил: «Будь ты мне жена!", и невеста, поклонившись жениху в ноги и назвав его по имени, отвечала: «А ты будь мне мужем!» После этого они целовались и принимали поздравления со вступлением в законный брак, затем торжество оканчивалось пиршеством. Однако в XVIII веке свадебный обряд становится более развернутым. Когда после реформ Петра I донские казаки начинают заниматься земледелием и вести оседлый образ жизни.

 

2.2.1.  Предсвадебье

 

Предсвадебье состояло из сватовства (а также выбора свахи и сватов), прихода сватов и зачина сватовства, смотра невесты, совета сватов и родственников жениха, рукобитья, договора, пропоя (пира) и окончания сватовства, о положительном результате которого станичников или хуторян извещали с помощью песен.

 

2.2.2.  Обряд рукобитья

 

Ко дню сводов невеста готовит угощение для «приезжих» - жениха с друзьями, будущих деверя и золовки, а также для своих подруг, которых она «покличет». Подруги сходятся в отдельную комнату, а в горнице рассаживаются по лавкам старшие родственники из женатых и замужних. На почетных местах сидят крестные мать и отец. На столе два неналоманных калача и солонка с солью. Этими калачами обмениваются.

Девки начинают петь песни, ожидая сватов:

Не павин, Не павин, не павинушка,

Не павинная перушка,

Високо перо узвивалася,

Да низехунька опускалася,

Серяди-то двора впала

Серяди двора да широкова…

От жениха является посланец с парой калачей в руках. Он представляется странником, который вместе с друзьями просит ночлега. Странника приглашают в горницу. Там он более подробно рассказывает, откуда он едет, затем он достает «хлеб-соль и водицу святую, што ба и закусить чем было, и запить». После этого он просится уйти за своими друзьями, но его не пускают. Тогда он достает из сумы калачи и бутылку водки, оставляет на столе, прощается и уходит.

В назначенный для рукобитья день жених вместе со своими родными большим поездом едет в хутор невесты. Останавливаются у родных или знакомых, подкрепляются припасами и, выбрав в посланцы кого-нибудь порасторопней из своих, наряжают его, - дают ему переметную суму с калачами и несколько бутылок напитков, чтобы он мог, как подобает, ублаготворить сватов и с делать их сговорчивее.

Тем временем дружко  учит жениха, как ему вести себя, как войти, как поклониться:

«Как введут невесту с ближними подругами, зайди с правой стороны и скорея цалуй, - ентих ототри, а сам становись рядом. Да смотри, угадывай: цалуй середнюю да крепче», - шутит он, подбадривая жениха, у которого от страха поджилки уже трясутся.

Перед отправлением все обычно присаживаются, затем молча встают и чинно, без песен и шума, отправляются в путь. Впереди выступают старые. Подходят к дому. Дружко просит войти с новыми людьми, своими спутниками, удалыми охотниками, про которых он докладывал честной компании в первый приход. Гости входят, здороваются. Жених с товарищами остается пока на крыльце. После обмена приветствиями дружко-сват подзывает жениха и вводит в горницу. Жених кланяется, отвечает на вопросы, а затем сваты просят показать им невесту. Невесту выводят к жениху. Он подходит и становится рядом, «оттерев» подруг. Подруги отступают, а игрицы (свадебные песенницы) подхватывают:

Да у лебедя, Да у лебедя под крылушком горячо,

Да люли-люли, да люлешуньки, горячо,

Да и Настюшка Иванушке по плечо,

Да и у лебедя под крылушком беленькя,

Да и Настюшка Иванушке миленькя.

Не белой лебедь лебедушку любует –

Да Иванушка што-й Настюшку целует:

Да поплыл, поплыл белай лебедь в камыши,

Да узял, узял лебедушку с собою.

По окончании песен родители вторично спрашивают у детей согласия на брак. Следуют обычные ответы: «Из родительской воли не выхожу».

После этого жениху дают графин с вином, а невесте – поднос, уставленный стаканчиками. Жених наливает, невеста подносит, начиная со своих родителей, восседающих в почетном красном углу под образами. Жених берет стакан, кланяется невесте и гостям на все стороны и отпивает сначала из одного стакана, потом из другого. Затем допивает их, принимает от невесты поднос и потчует ее.

Свекровь дарит невесте шаль или материи на платье. Всех одаривают мелочью, платочками, серебром и медяками. Затем все провожают молодых в соседнюю горницу к молодежи, а старшие договариваются о дне свадьбы, стоит ли накрывать стол до свадьбы и когда везти подушки (3, с. 18). В этом состоял обряд рукобитья или сводов.

Далее следовали: смотрение места, общение жениха и невесты (в необрядовой форме), подушки (т.е. перенос приданого в дом жениха), девичник и мальчишник.

2.2.3.  Свадьба

 

День свадьбы начинается с оголашивания невесты, играющей на заре печальные песни о расставании с родными и девичьей волей (сирота оголашивается на могилках родителей).

Далее последовательно идут:

¾        одевание невесты;

¾        отъезд поезда жениха за невестой;

¾        сидение на посаде невесты;

¾        преодоление препятствий женихом;

¾        выкуп места;

¾        угощение гостей у невесты и прощание ее с домом;

¾        следование свадебного  поезда к церкви и венчание;

¾        встреча молодых в доме жениха;

¾        свадебный пир и дары;

¾        обкрутка невесты (замена прически);

¾        отводы в постель;

¾        вечерние гости (не везде).

В момент отправления свадебного поезда жениха в церковь появляется свадебный колдун и объявляет, что его забыли пригласить на свадьбу. За это он «наказывает» свадебный кортеж. Цель этого «наказания» - напомнить молодым, что обряд носит общественно значимый характер, что создаваемая семья должна получить одобрение всего общества. После принесения сватами извинений, угощения и приглашения на свадьбу колдун отправляет процессию в путь со словами: «Езжайте с Богом».

 

Песенный репертуар для свадьбы необозрим: опевается практически каждый эпизод. Песни, как правило, коротки по размеру, но по смыслу соотносятся с происходящим.

 

3.       Заключение

 

Проведенный анализ свадебного обряда кубанских и донских  казаков позволяет определить их общие  черты и различия.

Имеющие запорожские корни

Имеющие донские корни

Структура свадебного обряда является общей для двух ветвей казачества и имеет схожие элементы: состоит из сватовства,  договоров (рукобитья), пропоя (пропоек), смотрения места, девичника и мальчишника, обрядовых песен.

Свадебная обрядность кубанских казаков складывались позже, чем обряды донских казаков, поэтому для кубанцев не были характерны ранние формы брака, например, объявление о браке на казачьем Кругу. Таким образом, свадебные традиции Кубани представляют собой культуру позднего формирования.

До петровских реформ казачья свадьба проходила на казачьем Кругу. Помолившись Богу, жених называл имя невесты и говорил: «Будь ты мне жена!", и невеста, поклонившись жениху в ноги и назвав его по имени, отвечала: «А ты будь мне мужем!» После этого они целовались и принимали поздравления со вступлением в законный брак, затем торжество оканчивалось пиршеством

У кубанских казаков после застолья сваты подносили невесте нож и каравай и предлагали разрезать его. В случае согласия девушка разрезала хлеб и становилась «отрезанной» от дома. Нарезанный хлеб тут же подавали к столу. Также у кубанцев имеется специфический элемент предметов обрядности – гильце. Это ветка, обмазанная тестом, на которую навешивали деньги, чтобы молодожены были богаты;

У донских казаков по окончании сватовства жених брал стакан, кланялся невесте и гостям на все стороны и отпивал сначала из одного стакана, потом из другого. Затем допивал их, принимал от невесты поднос и потчевал её.

Д   День свадьбы начинался с оголашивания невесты, играющей на заре печальные песни о расставании с родными и девичьей волей (сирота оголашивается на могилках родителей).

                               Далее последовательно идут:

Одевание невесты;

отъезд свадебного  поезда жениха за невестой;

сидение на посаде невесты;

преодоление препятствий женихом;

выкуп места;

угощение гостей у невесты и прощание ее с домом;

следование свадебного поезда к церкви и венчание;

встреча молодых в доме жениха;

свадебный пир и дары;

обкрутка невесты (замена прически);

отводы в постель;

вечерние гости (не везде).

У кубанских казаков такой элемент обрядности не наблюдается;

День свадьбы  на Дону содержал специфический обряд, посвященный станичному колдуну. 

 Период послесвадебья у кубанских казаков выделяется специфический обряд вбивания колышка на пороге дома, в котором оженили младшего сына или выдана замуж младшая дочь;

 У донских казаков такой элемент обрядности не наблюдается;

  Еще одним общим элементом можно считать использование огня в заключительном эпизоде свадебного обряда, очистительная символика которого не подлежит сомнению.

      Свадьбы на Кубани игрались чаще осенью, в промежутке между Успенским и  Филипповским постами и в зимний мясоед после Святок, реже в послепасхальный период до Троицы, что является аналогичным свадебному  обряду   донских казаков.

         

Таким образом, проведенный анализ свадебного обряда  кубанских и донских  казаков позволил подтвердить выдвинутую гипотезу: свадебные обряды кубанских и донских казаков имеют общую основу, а различия носят незначительный характер

Учитывая результаты нашей работы, мы хотели бы дать следующие рекомендации:

¾        Необходимо разнообразить формы изучения традиций казачества.  Наряду с  традиционными мероприятиями, такими как: посещение музеев, изучение  фольклора тематические викторины и т.д., вводить конкурсы, имеющие более современную техническую направленность: конкурсы  фото- и  компьютерной  графики, мультимедийных  и флэш  - презентаций,  интернет-проекты.

¾        Рекомендовать включение собранного материала проведение внеклассных мероприятий по региональной истории и культурологи.

 

 

 

4. Список литературы

 

1.  Жиганова С.А. Свадебные обряды и фольклор кубанских казаков // Очерки  традиционной культуры казачеств России. Том 2 / под общ. ред. Н.И. Бондаря. Краснодар: ЭДВИ, 2005.

2.  Казачий Дон: Очерки истории. Ч. II/ А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян и др. Ростов-н/Д: облИУУ, 1995. – 208с.

3.  Листопадов А.М. Старинная казачья свадьба на Дону. Ростов-н/Д, 1947.

4.  Левкиевская Е.Е. // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Под ред. Н.И. Толстого. М.: Международные отношения, 1999. Т.2. С. 528-534.

5. Проценко Б.Н. Свадебный обряд донских казаков // Очерки  традиционной культуры казачеств России. Том 2 / под общ. ред. Н.И. Бондаря. Краснодар: ЭДВИ, 2005.

6. Чистов К.В. Семейные обряды и обрядовый фольклор // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987.


 

 

1.    Введение

 

Россию трудно представить без казачества. На протяжении веков оно надежно и всерьёз укреплялось на новых местах и защищало передовые рубежи государства. Вряд ли можно найти аналоги в мировой истории этому боевому, вольнолюбивому, подвижному люду, всегда готовому к труду и борьбе в самых трудных условиях пограничной жизни.

Мы живем на Кубани, где сохранились черты самобытной казачьей культуры, являющейся частью национального фонда  традиционной культуры. Изучение  кубанской казачьей культуры позволяет осмыслить историю нашего края, корни некоторых современных обычаев.

В нашей школе  в 2008 году был открыт «казачий класс» - это класс, обучение в котором отличается от общеобразовательного, прежде всего, набором специальных дисциплин. Краеведение и изучение истории, культуры и традиций казачества – первооснова воспитания и дополнительного образования в классах и группах казачьей направленности.  Много нового и интересного о Кубани, о быте, о жизни казаков  узнают ребята на тематических  занятиях.

Обряды казаков – ритуальные действия, торжественные мероприятия, связанные с важными событиями в жизни и деятельности казачьих обществ, сопутствующие казаку всю жизнь. Фактически, вся жизнь была сопряжена с теми или иными обрядами (рождение, свадьба, проводы на службу, смерть и т.д.), поэтому можно предположить, что через эти обряды можно понять и увидеть основные сходства и  различия в быту донских и кубанских казаков.

Объект исследования:  свадебные обряды жителей станицы Отрадной, происходящих от потомков запорожского казачества и  свадебные обряды жителей, имеющих донские корни

Цель исследования: сравнение свадебных обрядов донского и кубанского казачества.

Задачи исследования:

1.              изучение свадебного  обряда  кубанских  казаков;

2.              изучение свадебного обряда  донских казаков;

3.              выявление общих черт и различий в свадебных обрядах двух ветвей казачества;

4.              популяризация традиционной культуры казачества среди молодого поколения.

Гипотеза исследования: обряды жизненного цикла донских и кубанских казаков имеют общую основу, а различия носят незначительный характер, так как формирование их происходило в одном регионе (Юг России), но обе ветви испытывали на себе влияние соседних этносов. Усилиями этнографов, фольклористов накоплен значительный фактический материал по культуре, связанной с обрядами жизненного круга кубанских и донских  казаков, что создает основу для их сравнения. Несмотря на достигнутые результаты в изучении обрядов жизненного цикла казаков, исследования по сопоставлению обрядов донцов и кубанцев являются перспективной задачей.

В работе использованы теоретические методы исследования: анализ,  обобщение, сравнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2.       Сравнительный анализ свадебного обряда жителей станицы Отрадной

 

2.1.        Особенности свадебного обряда жителей станицы Отрадной, происходящих от потомков запорожских казаков

 

Свадебная обрядность кубанских казаков складывалась позже, чем обряды донских казаков, поэтому для кубанцев не были характерны ранние формы брака, например, объявление о браке на казачьем Кругу. Таким образом, свадебные традиции Кубани представляют собой культуру позднего формирования. Свадьбы на Кубани игрались чаще осенью, в промежутке между Успенским и Филипповским постами и в зимний мясоед после Святок, реже в послепасхальный период до Троицы, что является аналогичным свадебному обряду донских казаков.

Выбор невесты обычно осуществлялся на традиционных молодежных гуляниях. Иногда знакомство молодежи и выбор невест случались на весенних и зимних хороводах.

Все свадебные обряды охватывали период около месяца. Этап предварительной договоренности о свадьбе на Кубани представлен традиционным сватовством, которое осуществляли сваты.

 

2.1.1. Сватовство

 

Как правило, группа сватов была немногочисленной: сам жених и от двух до четырех человек из числа родственников и друзей. Дружком назначался уважаемый немолодой человек, который мог с легкостью выйти из затруднительного положения.

Сватать невесту шли под вечер, стараясь не афишировать свой поход. С собой у сватов был белый хлеб и бутылка водки.

В случае согласия родителей в комнату призывались жених и невеста, не участвовавшие в переговорах, у которых спрашивали согласия на брак. Если оно подтверждалось, невесте предлагали разрезать принесенный хлеб на две или четыре части или разломить его над головой жениха. В случае отказа сватам хлеб не принимали.

 

2.1.2. Смотрины и договор

 

Смотрины устраивались в доме жениха на первой неделе после сватовства. Сюда приходила родня невесты с целью осмотра хозяйства, после чего, как правило, устраивалось небольшое застолье. В отдельных случаях, если родня невесты после осмотра не заходила в хату, свадьба расстраивалась.

Окончательное утверждение будущего брака закреплялось на договоре, где родня жениха и невесты в более полном составе определяла день венчания и день  свадьбы. Также на договоре оговаривались основы хозяйства новой семьи.

 

2.1.3. Пропойки

 

Пропойки – первый свадебный этап, на котором начинают звучать обрядовые песни (на предшествующих встречах пели любые песни, независимо от их жанра). Первой песней обряда была песня, в которой высказывался укор отцу невесты, пропившему дочь.

Срок до свадьбы – период, соединяющий договорные этапы и дни собственно свадьбы. Протяженность этого периода – от двух недель до месяца. Срок до свадьбы в кубанских станицах подготавливал свадебный обряд по двум линиям.

2.1.4. Предсвадебные вечеринки

 

К первой следует отнести предсвадебные вечеринки в доме невесты. Вечеринки обычно начинались собранием девушек, которые помогали в подготовке приданого, подарков будущей родне. Чуть позже в дом невесты приходили жених с друзьями, приводили музыкантов, приносили гостинцы девушкам (орехи, пряники, конфеты).

Молодежное общение на вечеринках схоже с обычными посиделками, но есть и специфические моменты. Один из них – исполнение девушками величальных песен в адрес жениха и невесты, а также в адрес других пар, складывающихся по ходу вечеринки. Эти песни существуют только в традициях нечерноморских казаков. Нередко за исполнение этих песен требовали бросить в принесенный стакан мелкую монетку.              

А в павлина-гаспадина залатая галава,

Ой, ли, ой, ли, ой, ляли, ляли, ляли.

А в павушки-красавушки – пазалоченная,

 Ой, ли, ой, ли, ой, ляли, ляли, ляли.

 

2.1.5.  Организационная подготовка свадьбы

 

Вторая линия подготовки к свадьбе – организационные действия: изготовление специальных предметов, необходимых для особых обрядовых действ, приготовление обрядовых блюд, приглашение гостей. Сами приготовительные действия считались ритуалами, как, например, выпечка обрядового хлеба. Выполнение этой задачи поручалось замужним женщинам.

Для выпечки приглашали только тех, кто хорошо живет с мужем. Таким образом «обеспечивалась» счастливая семейная жизнь.

Существовало несколько видов свадебного хлеба: каравай, лежень (продолговатый пирог с начинкой), дывень (небольшой хлеб, образованный тремя ветками, поставленными в края круглого хлеба и обвитыми тестом), шишки и др.

Из предметов, изготавливаемых в процессе свадебного обряда можно выделить гильце – свадебное деревце, украшенное символами богатства и плодородия. Его изготовляли из ветки плодового дерева, окрученного тонкими полосками теста, после чего изделие запекалось и украшалось. Гильце размещалось отдельно на столе или в центре каравая.

 

2.1.6. Приглашение на свадьбу

 

Приглашение гостей на свадьбу в кубанских станицах, ведущих свое родство от потомков запорожских казаков,  осуществлялось в пятницу, либо утром в субботу самостоятельно с той и другой стороны. Приглашение на свадьбу с обеих сторон было схожим, различием являлось лишь то, что мужской обход не сопровождался пением. Девушки-сироты посещали кладбища, они приглашали своих покойных родителей прийти на свадьбу, оставляя на могиле шишки (они раздавались всем приглашенным).

 

2.1.7.  «Несение жениху рубашки»

 

В предсвадебный вечер распространенным ритуалом являлось несение жениху рубашки. Помимо рубашки несли кусок мыла, крестик, платочек и кисет. Девушки должны были «продать» рубашку. Вначале выходили друзья жениха и начинали «хаять» рубаху. Дружки требовали вывести жениха. Вместо него одним за другим выходили его товарищи, девушки не признавали их, и тогда выходил сам жених и выкупал рубаху под песню девушек:

Наша рубаха рясная,

Всем людям прекрасная,

Старому, малому

Да князю удалому!

После этого устраивалась вечеринка в доме невесты.

 

2.1.8. Вечеринка в доме невесты

Невесту убирали в фату и усаживали в святой угол на лавку, покрытую шубой. На столе перед невестой были выставлены подготовленные к свадьбе каравай, гильце, шишки и т.д. В последней вечеринке принимала участие только молодежь. Пели песни, играли на музыкальных инструментах. Оканчивался последний вечер поздно, а на рассвете подружки вновь собирались в доме обряжать невесту к венцу.

Одевали невесту дружки во главе со старшей дружкой.  Принимали в этом участие и мать со старшими сестрами.  Подвенечный комплекс – кофта и юбка светлых тонов. Волосы зачесывали в пучок, либо заплетали «врасплет». На волосах укрепляли восковой венок и фату из кисеи. Жених, как правило, венчался в казачьей форме.

Утром невеста выходила с матерью и дружками во двор и причитала, кланяясь на четыре стороны света:                

Выйду я на белую зореньку,

Покличу я свою волю девичью.

Прошла же моя воля, прокатилася.

 

2.1.9. Свадебные торжества

 

В доме жениха утро было посвящено сбору свадебного поезда. Он состоял из нескольких конных повозок, в первую их которых садились жених с дружком, свахой и старшим боярином. Бояре сопровождали поезд верхом.

По приезде свадебного поезда к дому невесты женихом осуществлялся выкуп ворот, дома, места рядом с невестой, косы. После удавшегося выкупа жених занимал место рядом с невестой, после чего следовало угощение гостей.

Перед отъездом к венцу жениха и невесту благословляли.

Молодожены становились на колени на шубу, вывернутую мехом вверх. Отец и мать брали икону и хлеб соответственно, произносили текст  благословения, крестя ими жениха и невесту. Когда наступало время отъезда к венцу, невесту и жениха выводил из дома дружко за платок или рушник, при этом молодожены держались за концы платками. Перед воротами мать невесты обсыпала пару хмелем, конфетами, мелкими деньгами из фартука или сита. После венчания, по приезде свадебного поезда в дом жениха, поезд должен был проехать над очистительным костром, так как люди опасались различных сглазов.

Затем начиналось застолье, при этом за стол первыми садились родственники невесты. Через некоторое время волосы девушки укладывали в женскую прическу. Этот ритуал производился свашками со стороны жениха.

Молодую либо уводили в другую комнату, либо отгораживали платком от остальных.

Во время свадебного застолья осуществлялось дарение молодых. Молодожены должны были стоять перед гостями и кланяться во время преподнесения подарка. Гости делали это с пожеланиями счастья новой семье. Тем, кто преподносил подарки, подавали на подносе рюмку водки и кусок каравая.

Также на Кубани предпринимались различные формы ряжения, например, ряжения в «жениха и невесту».

В числе завершающих ритуалов – ритуал «забивания кола» на пороге дома, в котором оженили младшего сына или выдана замуж младшая дочь, деревянный колышек утапливали в землю так, чтобы его верхний срез сровнялся с уровнем земли.

 

2.2.        Особенности свадебного обряда жителей станицы Отрадной,  ведущих происхождение от донских казаков

 

Становление духовной культуры донского казачества и их потомков, складывание обычаев, появление тех или иных праздников, развитие фольклора в значительной мере определялись двумя обстоятельствами: достаточно поздним утверждением православия и военным образом жизни казачьего общества

До петровских реформ казачья свадьба проходила на казачьем Кругу. Помолившись Богу, жених называл имя невесты и говорил: «Будь ты мне жена!", и невеста, поклонившись жениху в ноги и назвав его по имени, отвечала: «А ты будь мне мужем!» После этого они целовались и принимали поздравления со вступлением в законный брак, затем торжество оканчивалось пиршеством. Однако в XVIII веке свадебный обряд становится более развернутым. Когда после реформ Петра I донские казаки начинают заниматься земледелием и вести оседлый образ жизни.

 

2.2.1.  Предсвадебье

 

Предсвадебье состояло из сватовства (а также выбора свахи и сватов), прихода сватов и зачина сватовства, смотра невесты, совета сватов и родственников жениха, рукобитья, договора, пропоя (пира) и окончания сватовства, о положительном результате которого станичников или хуторян извещали с помощью песен.

 

2.2.2.  Обряд рукобитья

 

Ко дню сводов невеста готовит угощение для «приезжих» - жениха с друзьями, будущих деверя и золовки, а также для своих подруг, которых она «покличет». Подруги сходятся в отдельную комнату, а в горнице рассаживаются по лавкам старшие родственники из женатых и замужних. На почетных местах сидят крестные мать и отец. На столе два неналоманных калача и солонка с солью. Этими калачами обмениваются.

Девки начинают петь песни, ожидая сватов:

Не павин, Не павин, не павинушка,

Не павинная перушка,

Високо перо узвивалася,

Да низехунька опускалася,

Серяди-то двора впала

Серяди двора да широкова…

От жениха является посланец с парой калачей в руках. Он представляется странником, который вместе с друзьями просит ночлега. Странника приглашают в горницу. Там он более подробно рассказывает, откуда он едет, затем он достает «хлеб-соль и водицу святую, што ба и закусить чем было, и запить». После этого он просится уйти за своими друзьями, но его не пускают. Тогда он достает из сумы калачи и бутылку водки, оставляет на столе, прощается и уходит.

В назначенный для рукобитья день жених вместе со своими родными большим поездом едет в хутор невесты. Останавливаются у родных или знакомых, подкрепляются припасами и, выбрав в посланцы кого-нибудь порасторопней из своих, наряжают его, - дают ему переметную суму с калачами и несколько бутылок напитков, чтобы он мог, как подобает, ублаготворить сватов и с делать их сговорчивее.

Тем временем дружко  учит жениха, как ему вести себя, как войти, как поклониться:

«Как введут невесту с ближними подругами, зайди с правой стороны и скорея цалуй, - ентих ототри, а сам становись рядом. Да смотри, угадывай: цалуй середнюю да крепче», - шутит он, подбадривая жениха, у которого от страха поджилки уже трясутся.

Перед отправлением все обычно присаживаются, затем молча встают и чинно, без песен и шума, отправляются в путь. Впереди выступают старые. Подходят к дому. Дружко просит войти с новыми людьми, своими спутниками, удалыми охотниками, про которых он докладывал честной компании в первый приход. Гости входят, здороваются. Жених с товарищами остается пока на крыльце. После обмена приветствиями дружко-сват подзывает жениха и вводит в горницу. Жених кланяется, отвечает на вопросы, а затем сваты просят показать им невесту. Невесту выводят к жениху. Он подходит и становится рядом, «оттерев» подруг. Подруги отступают, а игрицы (свадебные песенницы) подхватывают:

Да у лебедя, Да у лебедя под крылушком горячо,

Да люли-люли, да люлешуньки, горячо,

Да и Настюшка Иванушке по плечо,

Да и у лебедя под крылушком беленькя,

Да и Настюшка Иванушке миленькя.

Не белой лебедь лебедушку любует –

Да Иванушка што-й Настюшку целует:

Да поплыл, поплыл белай лебедь в камыши,

Да узял, узял лебедушку с собою.

По окончании песен родители вторично спрашивают у детей согласия на брак. Следуют обычные ответы: «Из родительской воли не выхожу».

После этого жениху дают графин с вином, а невесте – поднос, уставленный стаканчиками. Жених наливает, невеста подносит, начиная со своих родителей, восседающих в почетном красном углу под образами. Жених берет стакан, кланяется невесте и гостям на все стороны и отпивает сначала из одного стакана, потом из другого. Затем допивает их, принимает от невесты поднос и потчует ее.

Свекровь дарит невесте шаль или материи на платье. Всех одаривают мелочью, платочками, серебром и медяками. Затем все провожают молодых в соседнюю горницу к молодежи, а старшие договариваются о дне свадьбы, стоит ли накрывать стол до свадьбы и когда везти подушки (3, с. 18). В этом состоял обряд рукобитья или сводов.

Далее следовали: смотрение места, общение жениха и невесты (в необрядовой форме), подушки (т.е. перенос приданого в дом жениха), девичник и мальчишник.

2.2.3.  Свадьба

 

День свадьбы начинается с оголашивания невесты, играющей на заре печальные песни о расставании с родными и девичьей волей (сирота оголашивается на могилках родителей).

Далее последовательно идут:

¾        одевание невесты;

¾        отъезд поезда жениха за невестой;

¾        сидение на посаде невесты;

¾        преодоление препятствий женихом;

¾        выкуп места;

¾        угощение гостей у невесты и прощание ее с домом;

¾        следование свадебного  поезда к церкви и венчание;

¾        встреча молодых в доме жениха;

¾        свадебный пир и дары;

¾        обкрутка невесты (замена прически);

¾        отводы в постель;

¾        вечерние гости (не везде).

В момент отправления свадебного поезда жениха в церковь появляется свадебный колдун и объявляет, что его забыли пригласить на свадьбу. За это он «наказывает» свадебный кортеж. Цель этого «наказания» - напомнить молодым, что обряд носит общественно значимый характер, что создаваемая семья должна получить одобрение всего общества. После принесения сватами извинений, угощения и приглашения на свадьбу колдун отправляет процессию в путь со словами: «Езжайте с Богом».

Песенный репертуар для свадьбы необозрим: опевается практически каждый эпизод. Песни, как правило, коротки по размеру, но по смыслу соотносятся с происходящим.

 

 

 

 

 

 


 

3.       Заключение

 

Проведенный анализ свадебного обряда кубанских и донских  казаков позволяет определить их общие  черты и различия.

Имеющие запорожские корни

Имеющие донские корни

Структура свадебного обряда является общей для двух ветвей казачества и имеет схожие элементы: состоит из сватовства,  договоров (рукобитья), пропоя (пропоек), смотрения места, девичника и мальчишника, обрядовых песен.

Свадебная обрядность кубанских казаков складывались позже, чем обряды донских казаков, поэтому для кубанцев не были характерны ранние формы брака, например, объявление о браке на казачьем Кругу. Таким образом, свадебные традиции Кубани представляют собой культуру позднего формирования.

До петровских реформ казачья свадьба проходила на казачьем Кругу. Помолившись Богу, жених называл имя невесты и говорил: «Будь ты мне жена!", и невеста, поклонившись жениху в ноги и назвав его по имени, отвечала: «А ты будь мне мужем!» После этого они целовались и принимали поздравления со вступлением в законный брак, затем торжество оканчивалось пиршеством

У кубанских казаков после застолья сваты подносили невесте нож и каравай и предлагали разрезать его. В случае согласия девушка разрезала хлеб и становилась «отрезанной» от дома. Нарезанный хлеб тут же подавали к столу. Также у кубанцев имеется специфический элемент предметов обрядности – гильце. Это ветка, обмазанная тестом, на которую навешивали деньги, чтобы молодожены были богаты;

У донских казаков по окончании сватовства жених брал стакан, кланялся невесте и гостям на все стороны и отпивал сначала из одного стакана, потом из другого. Затем допивал их, принимал от невесты поднос и потчевал её.

Д   День свадьбы начинался с оголашивания невесты, играющей на заре печальные песни о расставании с родными и девичьей волей (сирота оголашивается на могилках родителей).

                               Далее последовательно идут:

Одевание невесты;

отъезд свадебного  поезда жениха за невестой;

сидение на посаде невесты;

преодоление препятствий женихом;

выкуп места;

угощение гостей у невесты и прощание ее с домом;

следование свадебного поезда к церкви и венчание;

встреча молодых в доме жениха;

свадебный пир и дары;

обкрутка невесты (замена прически);

отводы в постель;

вечерние гости (не везде).

У кубанских казаков такой элемент обрядности не наблюдается;

День свадьбы  на Дону содержал специфический обряд, посвященный станичному колдуну. 

 Период послесвадебья у кубанских казаков выделяется специфический обряд вбивания колышка на пороге дома, в котором оженили младшего сына или выдана замуж младшая дочь;

 У донских казаков такой элемент обрядности не наблюдается;

  Еще одним общим элементом можно считать использование огня в заключительном эпизоде свадебного обряда, очистительная символика которого не подлежит сомнению.

      Свадьбы на Кубани игрались чаще осенью, в промежутке между Успенским и  Филипповским постами и в зимний мясоед после Святок, реже в послепасхальный период до Троицы, что является аналогичным свадебному  обряду   донских казаков.

         

Таким образом, проведенный анализ свадебного обряда  кубанских и донских  казаков позволил подтвердить выдвинутую гипотезу: свадебные обряды кубанских и донских казаков имеют общую основу, а различия носят незначительный характер

Учитывая результаты нашей работы, мы хотели бы дать следующие рекомендации:

¾        Необходимо разнообразить формы изучения традиций казачества.  Наряду с  традиционными мероприятиями, такими как: посещение музеев, изучение  фольклора тематические викторины и т.д., вводить конкурсы, имеющие более современную техническую направленность: конкурсы  фото- и  компьютерной  графики, мультимедийных  и флэш  - презентаций,  интернет-проекты.

¾        Рекомендовать включение собранного материала проведение внеклассных мероприятий по региональной истории и культурологи.

    


 

4. Список литературы

 

1.  Жиганова С.А. Свадебные обряды и фольклор кубанских казаков // Очерки  традиционной культуры казачеств России. Том 2 / под общ. ред. Н.И. Бондаря. Краснодар: ЭДВИ, 2005.

2.  Казачий Дон: Очерки истории. Ч. II/ А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджьян и др. Ростов-н/Д: облИУУ, 1995. – 208с.

3.  Листопадов А.М. Старинная казачья свадьба на Дону. Ростов-н/Д, 1947.

4.  Левкиевская Е.Е. // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Под ред. Н.И. Толстого. М.: Международные отношения, 1999. Т.2. С. 528-534.

5. Проценко Б.Н. Свадебный обряд донских казаков // Очерки  традиционной культуры казачеств России. Том 2 / под общ. ред. Н.И. Бондаря. Краснодар: ЭДВИ, 2005.

6. Чистов К.В. Семейные обряды и обрядовый фольклор // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987.

 

 

 

 

 

 

 

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top