Бойко С.В.

План исследовательской работы

I. Введение

II. Древнерусские земли в середине XIV века (предпосылки к освободительной войне)

III. Характеристика запорожского казачества как главной силы освободительного движения

IV. Начало освободительной войны, первые сражения:

1. Сражение у Жёлтых вод;

2. Корсунская битва

V. Богдан Хмельницкий – гетман освободитель!

VI. Борьба продолжается.  Главные сражения Освободительной войны:

1. Битва под Пилявцами;

2. Битва под Берестечком;

3. Осада Жванца

VII. Поиск украинским народом своего покровителя

VIII. Православная церковь во времена Воссоединения Украины с Россией

IX. Развитие русско-украинских связей во время освободительной войны 1648-1654 гг. Экономика

X. Взаимоотношения Донского и Запорожского казачество

XI. Культурные отношения народов

XII. Переселения украинцев на территорию российского государства в середине XVII в

XIII. Посольства украинского народа в Россию и ответные шаг царя

I. Введение

 В истории Российского государства есть много светлых и победоносных дат. Но есть такие события, которые оставляют не только след в истории, но и дают “пищу” следующим поколениям. Говоря об этом, мы имеем в виду значимые, переломные даты, с наступлением которых меняется политический курс государства. Я хочу поговорить об одном из самых важных моментов нашей истории – Воссоединение России и Украины XVII века.

Я родом из симпатичного города на Донбассе – Северодонецк. Моя семья имеет украинские корни, но пятнадцать лет я живу в России. Украинский народ является очень доброжелательным, у нас с украинцами много общего. Наши народы вместе воевали с татарами, турками, поляками, шведами, в первой мировой войне и пережили революцию. Наши народы сплотились в единое целое вместе с другими, чтобы победить голод и фашизм.  Совместно поднимали и развивали самую сильную страну XX столетия Советский Союз. В России и Украине родилось много талантливых полководцев, поэтов, писателей, художников, политических деятелей.

И пусть все кто так думает, что если им удалось переписать учебники истории откровенной ложью, вырастить поколения ненавистников к русской нации, посеять раздор между нашими народами, поймут, то, что им никогда не удастся изменить те людские судьбы и события совместно прожитые грядущие России с Украиной! В своей исследовательской работе я хочу рассмотреть освободительную войну украинского народа и всей Малороссии от польско-литовского господства. Помощь Украине от русского царства, а также развитие взаимоотношений в главных направлениях между двумя народами. Включая и воссоединение России и Украины.

Памяти всех погибших во имя воссоединения братских народов посвящаю свою работу.

II. Древнерусские земли в середине XIV века (предпосылки к освободительной войне)

Начну свою работу, охарактеризовав события, происходившие на украинских землях. Почему всей Малороссии была необходима освободительная война?

Братские русский, украинский и белорусский народы ведут своё общее происхождение от древнерусской народности. В тяжёлую эпоху феодальной раздробленности и нашествия ордынского ига на Русь произошло постепенное обособление и развитие трёх мощных ветвей. Появились новые, очень похожие друг на друга языки, сформировались особенности общей культуры. Русская народность появилась в северо-восточных землях территории Древнерусского государства, белорусская – в западных районах, украинская – в юго-западных. Жизнь всех трёх народов протекала в сложных международных условиях, при которых по отдельности народы могли не сохраниться.  Русские княжества, вели многолетние войны с монголо-татарами, хотя и были раздроблены, князья не всегда приходили на помощь друг другу. Из-за постоянных набегов неприятеля русские города и сёла находились в разграбленном и опустошённом состоянии. В итоге восточнославянские княжества нашли в себе силы объединиться, победить ордынское иго и сформировать в конце XV в. могущественное централизованное государство, ставшее одним из самых сильных в Европе.

К середине XIV века, когда на Руси уже началось собирательство земель вокруг Москвы, все белорусские и большая часть украинских земель были захвачены литовскими феодалами, а древние Галицкие и Волынские находились под властью польских магнатов. Закарпатье забрали себе венгерские феодалы, Буковину – молдавские бояре, а южно-украинские степи стали местами кочевий разбойнических крымских орд. Все это говорило о том, что Украина была разобрана между европейскими странами. Поэтому украинскому народу предстояла длительная и кровопролитная борьба за независимость от иноземцев либо исчезновение с политической карты Европы как независимого государства.

 После 1569 года, положение Украины стало более тяжёлым в следствие воссоединения великокняжеской Литвы и королевской Польши в мощное феодальное государство Речь Посполитую. Магнаты и шляхта превратили благодатные украинские степи в сеть барщинных имений-фольварков. Король раздавал магнатам “на вечность” украинские земли, которые, несмотря на то, что они были заселены украинцами, именовались в жалованных грамотах “пустынями”. Только магнаты и шляхта считались людьми, а крестьян, казаков именовали не иначе как “быдлом” – скотом. Получив двести – триста гектаров – плодородного чернозёма да три-четыре крупных села, феодал организовывал барщинное хозяйство, которое скоро начинало приносить огромные прибыли. Многие польские магнаты – Вишневецкие, Конецпольские, Жолкевские, Потоцкие – стали новоявленными хозяевами украинских земель. Им принадлежали десятки городов и сёл, реки, леса, дороги. На выкачанное из фольварков серебро магнаты содержали роскошные дворцы, в подражание французским королям и обзаводились целыми армиями наёмников. Вслед за магнатами саранчой хлынула на Украину мелкая шляхта, ксендзы и иезуиты. К концу XVI в. барщинное хозяйство на Украине распространилось повсеместно. Феодальный произвол был закреплён законами. Крестьянин, проживший десять лет в имении какого-нибудь магната или шляхтича, становился навечно крепостным.

Карл Маркс отмечал: “Там, где существовала барщина – она редко возникла из крепостного состояния, наоборот, обыкновенно крепостное состояние возникало из барщины”.

Так случилось и на Украине, на территории древней Киевской Руси. Магнат и шляхтич имели неограниченную власть над своими крестьянами, могли любого из них безнаказанно убить или искалечить. Более того, владелец мог предоставить такое право арендатору. Протест трудовых масс против экономического, национального и религиозного гнёта с каждым годом становился всё активнее. Главной формой его стали крестьянские побеги, которые приняли массовый характер. Бежали в основном в низовье Днепра – за днепровские пороги. В последней четверти XVI века там жили уже многие тысячи беглых, которых стали называть, как и на Руси, казаками, а край прозвали Запорожской Сечью, о ней мы поговорим позже.

Край этот был мало освоен из-за постоянных татарских и турецких набегов. Чтобы обезопасить себя от разбойных рейдов, казаки создали на южных рубежах систему оборонительных засек, откуда и произошло общее название – Сечь. Активные действия против татар и турок способствовали возникновению в Сечи стройной военной организации. Скоро король Речи Посполитой обеспокоился быстрым ростом казачества. Чтобы как-то приручить эту вольницу, он принял наиболее состоятельную часть казаков к себе на службу, приказав занести их в особый “реестр”. Казаков, попавших в него, стали звать “реестровыми”. Им был дан ряд привилегий, а главной задачей королевской службы определили борьбу с турками, посягавшими тогда на многие страны Европы. Однако история шла своими путями, которые вовсе не совпадали с королевскими хитростями.

К концу XVI века Сечь стала не только оплотом борьбы с турками, но и центром борьбы украинского народа против господства шляхетской Речи Посполитой. Именно в Запорожье, куда бежали порабощённые со всей Украины, возникают основы будущей украинской государственности.

Карл Маркс называл Сечь: “христианской казацкой республикой” и писал, что с основанием Сечи “дух казачества разлился по всей Украине”.

Наступило время открытой священной борьбы, в которой можно было либо победить либо погибнуть, иного выхода не существовало. В данный трудный момент для украинского народа, как никогда нужна была помощь родного – русского народа.

III. Характеристика запорожского казачества как главной силы освободительного движения. (См. Приложение 6)

Украинский казак второй половины XV — первой половины XVI в. — вольный человек, занимавшийся охотой и рыболовством. Они селились в районе нижнего Днепра, южнее труднопроходимы днепровских порогов. В начале своей истории, казаки выглядели как небольшие разбойничьи отряды, не только отбивавшие атаки татар и османов на границы Польши, но и сами не редко отправлявшиеся в заграничные походы. Однако с каждым годом ряды запорожцев росли, формировалось большое по численности войско, которое предпринимало серьёзные походы на неприятеля. Например – походы воеводы Адашева из устья Днепра и воеводы Вишневецкого из устья Дона на Крым в 1559 г.  

Сечь Запорожская. Именно здесь окрепла казацкая традиция, продолжалась борьба с магометанским миром, сюда стремились все порабощённые и недовольные порядками в Польше и на Украине люди. Сечь делилась: военные и территориальные устройство, в соответствии с которыми и организовывалось управление. Войско запорожское делилось на 38 куреней, а территория — сначала на пять, впоследствии на восемь паланок. Высшим органом казацкого самоуправления, который решал важнейшие вопросы, были общие войсковые рады. Собирались они регулярно 1 января и 1 октября каждого года. Казацкий совет собирался и в иные сроки, когда на то была воля общества. На войсковых радах решались все важнейшие вопросы Запорожской Сечи: объявлялась война и заключался мир, объявлялись военные походы, казнились злостные преступники, ежегодно переделялись между куренями земли, реки, озера, леса, рыбные ловы и тому подобное, избиралась и смещалась казацкая старшина. Кроме общих военных советов, были еще и советы по куреням, которые называли “сходками”.  Данные советы собирались в случае необходимости для решения мелких дел, срочных вопросов, а также тайных дел. Военную старшину составляли в Сечи: главнокомандующий – кошевой атаман (гетман), военный судья и военный писарь, они избирались военным советом 1 января и состояли в должности сроком на один год. В число военной старшины иногда включались куренные атаманы. В мирное время военная старшина занималась административными и судебными делами, а в военное – возглавляла казаков в походе.

Казачество – это та сила, которая часто то задерживалась и скрывалась под личиной хитрости и простодушного лукавства, даже флегматичности и лени, то вдруг вырывалась на свободу и принимала широкие размеры стихийной силы, не знавшей удержу и пределов...

(Николай Васильевич Гоголь)

В 30-е годы XVII века крестьянские и казацкие восстания стали сотрясать украинские владения чуть ли не ежегодно. Поэтому король тут же задумал избавиться от Запорожской Сечи. В ответ на это поднялись крупные казацкие восстания под предводительством Криштофа Косинского (1591—1593 гг.), Григория Лободы и Северина Наливайко (1594—1596 гг.), Павлюка (1637−1638 гг.) и Якова Остраницы (1638г.). (См. Приложение 2).

Запорожцы боролись за религиозную и гражданскую независимость Украины. Эти восстания польский король подавил, а многих из предводителей казнили. Но правительству Речи Посполитой не удалось задушить волю народа к свободе и поэтому масштабная освободительная война была лишь делом времени. После усмирения восстаний польский гнёт на украинских землях усилился. В ответ казаки только сильнее сплотились с крестьянами для подготовки крестьянско-казацкой освободительной войны. Жизнь в постоянных походах требовала универсальности от казака, всё больше практических знаний, он был и землепашцем, и собирателем, охотником, и скотоводом, ремесленником, врачом и воином. Между казаками существовали законы товарищества, взаимовыручки. То самое время, когда весь народ поднялся на борьбу с угнетателями.

Королевская армия, отряды немецких наёмников, многочисленные войска магнатов бросались из одного края в другой, не имея передышек между походами. Феодальный гнёт короля, магнатов и шляхты стал невыносимым. В западных районах Украины барщина достигла шести дней в неделю. Крепостная неволя, национальное угнетение и религиозные притеснения дополнялись ещё и не слыханной феодальной анархией, произволом и беззаконием. Подняв восстание, буйная Сечь сразу попала в сложное военно-стратегическое положение. С севера могли с часу на час хлынуть, чтоб укротить восставших, магнатские армии, а с юга в любой миг грозил обрушиться крымский хан. Поэтому следовало немедленно обезопасить Сечь со стороны Крыма, чтобы бросить силы на освободительную борьбу. В феврале 1648 года казацкое посольство возглавляемое гетманом Войска Запорожского – Богданом Хмельницким поскакало в Крым. Явившись к хану Ислам-Гирею III, показали ему королевский универсал, призывавший казаков к походу на ханство. После недолгих раздумий Ислам-Гирей согласился послать против королевских войск свою летучую конницу.

Скоро узнал о надвигающейся войне самый могущественный магнат, коронный гетман Украины Николай Потоцкий. Писал он своему королю:

“Упаси бог, - чтобы это трёхтысячное войско вступило в пределы Украины – оно быстро обратиться в сто тысяч! Наберёмся тогда горя с ними!” [1]

(Николай Потоцкий)

 

IV. Начало освободительной войны, первые сражения. (См. приложение 8)

Опасаясь увеличения казацкого войска Потоцкий решает задушить начавшееся движение прямо в Запорожье, бросая вниз до Днепра два крупных отряда. Шляхетская конница под командованием сына – Стефана Потоцкого шла берегом Днепра. А немного поотстав от неё, вниз по Днепру плыли несколько сотен лёгких судов “чаек”. На них сидели около 4 тысяч реестровых казаков да ещё 2 тысячи наёмников. Лично возглавив мобильный трёхтысячное войско, Хмельницкий быстрым маршем двинулся навстречу кавалерии Стефана Потоцкого.

1. Сражение у Жёлтых вод

 19 апреля 1648 года отряды встретились у реки Жёлтые воды. Не решаясь вступать в бой, войска стояли смотря друг на друга, и тут Богдан Хмельницкий решил сделать хитрый ход. Гетман выслал своих людей вверх по Днепру, к плывущим на лёгких чайках реестровым казакам, призывая их присоединиться в борьбе за правое дело. Выслушав послов, реестровцы кинули кличь – собирать Чёрную раду. В результате которой казаки решили – присоединиться к Хмельницкому! В начале мая, подойдя к Жёлтым водам, неожиданно для поляков соединившиеся силы испугали о заставили отойти Стефана Потоцкого. Но 6 мая восставшие настигли отступающего врага и наголову разбили его. Захватили всю артиллерию, а незадачливого молодого стратега Потоцкого взяли в плен.

Уже эта битва по своим результатам превзошла самые крупные успехи предшествующим восстаний. Николай Потоцкий не ошибся, говоря о присоединение народа к восставшим и в скором времени на борьбу поднимутся новые и новые тысячи украинцев.

2.Корсунская битва

Ещё одно значимое сражение произошло 16 мая 1648 года, узнав о поражение сына, старший Потоцкий решил сам остановить войско Хмельницкого. Место битвы было выбрано – урочище Гороховая Дубрава около Корсуня. Конное шляхетское войско двинулось по узкой дороге, ограждённых с обеих сторон лесистыми кручами. Устроив пехотную засаду на его пути, восставшие затем ударили их с тыла. Зажатая в клещи на узкой полосе дороги кавалерия врага была за несколько часов полностью разгромлена. Коронный гетман попал в плен. Крупных шляхетских войск на Украине не осталось. Две блестящие победы, одержанные в течение одного месяца, породили всенародное ликование. А в стане врага царило замешательство. Всё это заставило канцлера Речи Посполитой предложить восставшим перемирие.

После некоторых раздумий Богдан Хмельницкий принял его. На первый взгляд это может показаться странным и неоправданным – противник разгромлен и ошеломлён, самое время идти на Варшаву. Но казацкий гетман видел многое, что ускользало от неопытного взора. Богдан, понимал, что Речь Посполитая не отступиться от Украины, а рано или поздно поднимет всю свою немалую мощь против восставших. Тем самым, заключая перемирие, Хмельницкий рассчитывал использовать его для упорядочения, усиления и организации своей бурно разросшейся, но плохо вооружённой и обученной армии. Организованное военное ядро – казаки – теперь было её уже меньшей частью. Основная масса это вчерашние крестьяне, холопы, бездомная голытьба, бедный городской люд. Их следовало вооружить, обучить началам военного дела, подготовить к новым неминуемым боям.

 Восстание шло в глубь исстрадавшейся страны, всюду возникли крестьянские и казацкие отряды, полки, изгоняющие вельможных панов, громившие наёмников. С украинских земель волнения скоро перекинулись в Белоруссию, куда Хмельницкий летом 1648 года послал несколько казацкий отрядов.

V. Богдан Хмельницкий – гетман освободитель! (См. Приложение1)

В своей исследовательской работе, я не мог обойти стороной пусть уже всем известную историческую личность – Богдана Хмельницкого. Именно его считают символом Освободительной войны украинского народа и всех малороссийских земель. Исследуя его политику, я могу достоверно сказать, что Богдан был бесстрашным человеком, не смотря на неудачи своих предшественников, он не отказался от освободительных восстаний и довёл украинский народ к освобождению. Хмельницкий не только освободил Украину, но и способствовал историческому воссоединению украинского и русского народов.   

Богдан родился примерно в 1595 году в городе Чигирине. К началу освободительной войны ему было около 50 лет, он был уже опытным военным, знающим жизнь зрелым человеком. Отец Хмельницкого был украинским шляхтичем, находился на мелком посту чигиринского подстаросты. Жизненный путь гетмана поначалу не отличался от большинства служивых казаков. Разница была, в том, что Богдан был очень одарённым природным умом юношей, ему легко давалось ученье, о котором позаботился отец. Хмельницкий знал много языков: латинский, польский, турецкий, французский. Как и у всякого служивого человека, главным стала для него в жизни военная служба. С юных лет вместе с отцом он участвовал в постоянных казацких походах на крымцев, хорошо владел всеми видами оружия, приглядываясь к старшим, освоил многие секреты военной тактики.

В 1620 году вместе с отцом на этот раз под королевским флагом пошёл он на войну с турками. В тяжелейшем сражении под Цецорами отец Хмельницкого – Михаил сложил голову на поле брани, а сам Богдан попал в плен, где провёл два одни из самых трудных годов в своей жизни. Вырвавшись из османского плена, Хмельницкий вернулся в родной край, и снова окунулся в кипучую казацкую жизнь, ходил в походы, занимал выборочные должности в Войске Запорожском, в том числе – видную должность войскового писаря. С годами в нём росло и крепло осознание необходимости борьбы за независимость Родины. К пятидесяти годам он сумел пробиться в казацкую верхушку, стал незаурядным полководцем и заставил уважать себя даже королевский двор. Сердцем Богдан тяготел к простому народу, страдания которого делали его жизнь безрадостной. Хмельницкий сочувствовал восставшим, оказывал им помощь, и польские власти знали об этом.  Один из польских шляхтичей доносил королю про дела Хмельницкого и просил отрубить ему голову как и другим бунтовщикам.

 В конце 30-х годов деятельность Хмельницкого озлобила властей, его лишили должности реестрового писаря и отправили сотником в родной Чигирин. К тому времени Богдан окончательно определил свою политическую позицию. Свобода Украины – вот что стало его жизненным делом и идеалом, которому он верой и правдой служил до конца своих дней. Большой опыт говорил ему, что нужна не отчаянная борьба, а дальновидный политический расчёт, умение вести и скоротечные сражения, и длительную дипломатическую борьбу.

Начать активные действия Хмельницкому помогло, как не парадоксально, сложное положение польского короля Владислава IV. Тот чувствовал себя на королевском троне неуютно и скованно – могущественное магнатство не давало ему шагу ступить по своей королевской воле. Владислав искал средства для возвышения королевской власти. Правда, чтобы возвысить её, нужна была реальная сила, например наёмная армия, а чтобы она была нужны деньги. В 1645 году он решил начать как ему казалось, беспроигрышную партию. За помощью к королю обратилась Венеция, подвергшаяся нападению Турции. Венецианцы предложили Владиславу большие деньги с тем, чтобы он набрал армию и выступил против турок.

Быстро создать сильную армию король мог только одним путём – обратиться к казакам. 29 апреля 1645 года он тайно принял в Варшаве казацких старшин, среди которых был и Богдан Хмельницкий, вернувший себе к этому времени хороший авторитет в Сечи. Король договорился со старшинами, что казаки выступят войной против османов. Король выдал им секретный, скрепленный личной печатью указ-привилей на набор 50-тысячного войска. Вернувшись на Украину, Хмельницкий, предложил казацкой верхушке быстро набирать войско, но не для сражения с турками за интересы короля, а для освободительной войны. Богатые казаки донесли на него властям. Магнаты уже не раз всерьёз задумывались о том, что бы любой ценой убрать Хмельницкого с политической арены. Один из них, Станислав Конецпольский, задолго до освободительной войны предостерегал короля: “Хмельницкий обладает бунтовщическими духом и умом, этот человек, способный на великие дела, и его надо очень опасаться!”. [2]

Магнаты решили расправиться с Хмельницким. В 1647 году, во время отражения одного из татарских набегов, шляхтич Дашевский, подкрался сзади и ударил Хмельницкого саблей по голове. Спасло Богдана лишь то, что он перед боем надел небольшой металлический шлем под меховую шапку. Прошло несколько месяцем, и подстрекаемые магнатами шляхтичи, собравшись пьяной толпой во главе с польским подстаростой Чаплинским, разгромили хутор Субботов, где жила семья Богдана, насмерть засекли его малолетнего сына, увезли жену Гелену. Ещё через некоторое время Богдана Хмельницкого обманом заключили в тюрьму, надеясь расправиться с ним за толстыми стенами, но поднявшееся в казацкой среде волнение не позволило этому свершиться. Однако покушение, погром, тюрьма и постоянные угрозы не остановили его. Скоро Богдан стал набирать войско, закупать оружие, Хмельницкий уже не скрывал своей цели.

Собрав как-то ближайших в роще под Чигирином, он заявил, что настал час для освобождения Украины. Как и его предшественники в годы прежних восстаний, Хмельницкий возлагал надежду на союз с Россией, её помощь и поддержку. “Не вижу, заявил он другого выхода кроме Москвы!” [3]

Чигиринские власти знали, что Хмельницкий “бунтует казаков”, узнали они и про совещание в роще. Богдан был схвачен и едва не умерщвлён в тюрьме, чудом удалось ему вырваться из цепких рук чужеземной власти и в конце 1647 года с тремя сотнями сторонников уйти в низовья Днепра.  Пойти с такой малой силой сразу на Запорожскую Сечь Хмельницкий не мог – там стоял большой гарнизон наёмников. Узнав о начавшемся движении, с разных концов Украины пошла к Богдану казацкая голытьба, крестьяне, бедные городские жители, собрав из прибывших несколько крупных отрядов и как только почувствовал, что сил достаточно, двинулся освобождать Сечь. Прослышав о его приближении, в конце января 1648 года королевский гарнизон без боя оставил Запорожские земли и отступили на север. А часть служивших в нём реестровых казаков передалась к Хмельницкому. Здесь в Сечи казачество единодушно избрало Богдана гетманом, он явился к запорожцем и заявил:

“Хватит нам терпеть этих поляков, давайте соберём раду и будем защищать церковь православную и землю Русскую!” [4]

Так движение всколыхнувшее Украину, одержало первую победу. Но до исторического воссоединения, был длительный и кровопролитный путь.  

 

VI. Борьба продолжается.  Главные сражения Освободительной войны.

Феодалы Речи Посполитой, осознав размах начавшейся войны, раскололись на два лагеря. Потерявшие огромные владения, восточноукраинские магнаты требовали немедленного сбора всеобщего шляхетского ополчения – “посполитого рушенья” и беспощадного военного подавления восстания. Более осмотрительные политики – канцлер Оссолинский, могущественный магнат Адам Кисель, предлагали умиротворять Украину, надеясь с помощью небольших уступок оторвать от движения часть сил, прежде всего хорошо вооружённое казачество, и сбить пламя народной войны.

Богдан Хмельницкий видел эти противоречия и, для того чтобы немного продлить передышку, решил подыграть сторонникам “умиротворения”. Он направил в Варшаву посольство, которое предъявило сейму очень скромные требования.  Поляки сразу согласился на просьбу восставших, надеясь, что теперь война начнёт затухать. Но недовольные таким решением восточноукраинские магнаты возобновили набеги на Украину, желая спровоцировать ответные военные действия Хмельницкого и заставить правительство собрать большую армию. В конце концов им это удалось.

В 1648 г. по указу сейма была набрана огромная армия – 40 тысяч солдат. Ей придали мощную артиллерию – больше ста пушек. Командующими сейм назначил сразу трёх магнатов – Заславского, Конецпольского и Остророга. В начале сентября этого года к коронному войску присоединилась и наёмная армия магната Иеремии Вишневецкого. Двигаясь на Украину шляхетское войско жестоко расправлялось с казаками и крестьянами, грабило сёла и города. Вслед за войском шёл по разбитым дорогам и обоз награбленных богатств – 100 тысяч возов! Узнав о нашествие врага, Хмельницкий стал спешно завершать формирование своих сил. В его армии уже было 35 полков, примерно по 2 тысячи в каждом. Он организовал снабжение этого большого войска, наладил производство оружия и боеприпасов, создал артиллерию. Гетмана окружала целая плеяда вышедших из глубин народа талантливых сподвижников-полководцев: Максим Кривонос, Иван Богун, Данило Нечай, Мартын Небаба, Стась Морозенко; каждый из которых вложил свой вклад в освободительную войну.  (См. Приложение 3).

1. Битва под Пилявцами

В начале сентября 1648 два больших войска сошлись у небольшого села Пилявцы неподалёку от города Староконстантинова. Армии разделяла небольшая речка Пилявка. Крепкую плотину, соединявшую её берега, занял смелым броском казацкий отряд. Думая о предстоящем сражении, намечая его планы, Богдан постоянно останавливал взгляд на этой плотине. Считая, что этим замком запирает дверь, ведущую к победе. К исходу первой недели сентября план сражения созрел в голове полководца окончательно, во всех деталях. 8 сентября по приказу Хмельницкого казаки оставили плотину, открыв коронному войску путь на свой берег. Расценив это как военную слабость, враги сразу стали переправляться через реку. За три дня на левый берег перешло несколько полков. Коронное войско было теперь фактически разделено на две части.

На рассвете 13 сентября Хмельницкий поднял восставших в решительное наступление. Не выдержав мощного и хорошо организованного удара, шляхетское войско дрогнуло и стало отступать к плотине, а затем в панике бросилось по ней на правый берег – к основным силам. А три перессорившихся командующих – Заславский, Конецпольский и Остророг – как раз в это время решили перебросить подкрепления на левый берег. На плотине возникла костоломная давка. В этот момент Хмельницкий приказал своей артиллерии открыть по плотине картечный огонь. Паника стала всеобщей, армия противника потеряла управление. Пришло время осуществить последний пункт разработанного гетманом Хмельницким плана. Осуществив за ночь искусственный обходной манёвр лучший полковник казацкого гетмана Максим Кривонос обрушился с тыла на главный лагерь врага.

После этого поражение коронного войска стало окончательным. Коронные гетманы кинулись кто куда. Конецпольский покинул поле боя, переодевшись в крестьянское платье, Иеремия Вишневецкий отбил у кого-то грязную телегу и бежал на ней, трясясь толи от неровной дороги, толи от страха. Заславский в панике потерял даже свою гетманскую булаву. Остатки войска бежали так быстро, что через три дня были уже во Львове. Восставшим достались огромные трофеи: сотня пушек, десятки бочек с порохом, оружие, многие тысячи возов, доверху нагруженных – золотыми кубками, серебряными чашами, деньгами, дорогими мехами и др. На следующий день армия Хмельницкого двинулась вслед за отступающим врагом. Через несколько дней она подошла ко Львову, осадила его, но спустя три недели, получив от местных купцов контрибуцию, гетман перенёс осаду на другую сильную крепость – Замостье. Здесь и пришла к нему весть о том, что новый король Речи Посполитой Ян Казимир готов заключить мир с повстанцами. Хмельницкий согласился: войско его устало, надвигалась зима. Нужна была передышка.

Заканчивался 1648 год. Он вместил в себя столько событий, сколько не вмещали иные десятилетия. Свобода, о которой мечталось веками, впервые началась на украинской земле. Почти на всей Украине власть по казацким обычаям принадлежала теперь руководителям полков и сотен. Резко ослаб религиозный гнёт, исчезло национальное притеснение, иссушавшее душу народа. В конце декабря 1648 года Хмельницкий со сподвижниками прибыл в Киев. У Золотых ворот его встретил ликующий город, началась приветственная пальба из пушек, поднялся радостный перезвон колоколов в православных церквах. Многие считали, что наступил бесповоротный конец шляхетскому господству. Радость и торжество народа переполняли душу Богдана, но умом он прекрасно понимал – борьба ещё далеко не закончена. Скорее всего протянутся ещё долгие годы борьбы. И поэтому всё нужнее становилась помощь России, которая не стояла в стороне от украинской проблемы.

Наша родина с 1598 по 1613 годы, пережила один из серьёзных переломных моментов в своей истории – Смутное время и польскую интервенцию. Русский народ, также пострадавший от Речи Посполитой, сочувствовал украинцам. Российское правительство без действия сидеть, не стало, всем чем можно помогало в Освободительной войне братскому народу. 

Распознав чёткую линию России по отношению к Украине, король Ян Казимир понял: нужны немедленные действия!

 

2. Битва под Берестечком

Весной 1651 года коронное войско, возглавляемое лично королём, а именно 40 тысяч шляхтичей, 20 тысяч наёмников и до 36 тысяч регулярных войск двинулось на Украину. Уже в мае в пределах Малороссии в неё влились большие отряды магнатских войск. Армия достигла численности в 150 тысяч человек! Теперь Ян Казимир не сомневался в том, что восстание удастся задушить. Коронное войско сошлось с армией Хмельницкого, к которому на этот раз примкнуло большая татарская орда, под городом Берестечком.

Первые бои 18-19 июня 1651 г. были успешными для восставших. Но 20 июня крымский хан, испугавшись польской крылатой конницы бежал с поля боя, тем самым обнажив левый фланг войск. Богдан Хмельницкий сам бросился к месту прорыва, пытался повернуть хана, но был им предательски схвачен и увезён с поля. Лишь через несколько дней, находясь уже чуть ли не в сотне вёрст от Берестечка, Хмельницкий вырвался из цепких лап “союзника”. Но вернуться к своей блокированной армии уже не мог – пути через кольцо окружения не было. Командование армией принял полковник Иван Богун. Ян Казимир не сомневался в своей победе и считал, что казаки сдадутся в ближайшие часы. Однако ни на первый, ни на второй, ни на третий день штурма лагерь восставших взять не удалось. А казаки, отбивая непрерывные атаки, скрытно от врага соорудили длинную гать через болото.

В ночь на 30 июня 1651 г. их неожиданный удар смял стоявших за болотом заградительный отряд и открыл путь к выходу из окружения и спасению армии. Ян Казимир долго не подозревал о том, что восставшие уходят из окружённого лагеря. Это обнаружилось лишь утром. Коронное войско всей силой обрушилось на не успевшие уйти отряды казаков. Неравный бой в лагере под Берестечком навсегда останется одной из самых трагических страниц народной войны. Ни один из казаков и крестьян не принял предложения сдаться. Польский шляхтич писал в Варшаву:

“Засев на островке казаки оказывали нашим такой решительный и мужественный отпор, что хотя гетман Потоцкий обещал даровать им жизнь, они не захотели согласиться на это предложение… А один из крестьян, захватил лодку, дал на глазах короля и всего войска пример нехолопского мужества, обороняясь на этом челне при помощи косы несколько часов!”. [5]

Все, кто находился в лагере, включая и не успевших уйти женщин и детей, были убиты озверевшими феодалами, бесновавшимися из-за того, что от них ускользнули основные силы восставших. Казалось, враг победил. Но так только казалось. Украинский народ не думал сдаваться и не пал духом, а наоборот жаждущие свободы люди готовились к новым походам и сражениям. После пленения, Хмельницкий энергично восстанавливал свою армию. Стихийно возникавшие отряды тут и там нападали на войска Речи Посполитой. Скоро поляки из оккупантов превратились в осаждённых.

В сентябре 1651 г. был заключён Белоцерковский мир между казаками Войска Запорожского и властями Речи Посполитой. Он был тяжёлым для Украины: сокращался казацкий реестр и казацкая территория, на которой не было правительственных войск, шляхта получала права вернуться в свои имения. Но как не тяжек был новый договор, уже сам факт его заключения свидетельствовал о крахе планов покорения Украины.

3. Осада Жванца

На очередное покорение Украины в 1653 году королём были набраны первые 10 тысяч солдат, их тут же бросили на расправу с украинским народом, рассчитывая сорвать подготовку восставших к летним боям. Но Богдан Хмельницкий вновь не дал осуществиться планам короля. Он отрядил для борьбы с этим крупным авангардом небольшую часть своих сил и во главе поставил самого искусного из своих полковников Богуна. Долго изматывал Иван врага бесконечными манёврами, а затем неожиданно перешёл в контрнаступление и полностью разгромил неприятеля.

Вновь пришлось королю отложить генеральное наступление. Лишь в октябре 1653 года, в осеннюю распутицу огромное войско короля двинулось на Украину и скоро подошло к небольшой крепости Жванцу, расположенной недалеко от города Каменец-Подольского. Хмельницкий уклонился от генерального сражения: сил у него было не так много. Часть войска во главе с Тимошем Хмельницким вела тяжёлые оборонительные бои в Молдавии. Расчёт украинского гетмана заключался в другом. Он помнил, что армия Речи Посполитой начала активные действия в неподходящее время. На носу дождливая осень, а затем зима с холодом и бескормицей. Поэтому восставшие охватили район расположения королевских войск кольцом партизанской войны. Летучие казацкие отряды перехватили обозы с продовольствием и фуражом, устраивали бесконечные засады на дорогах, ослабляли врага тысячами мелких нападений.

Болезни и голод, осенние холода и дожди быстро породили у солдат уныние и подавленность. К концу ноября 1653 года Хмельницкий намеревался нанести противнику решающий удар. Но подошедшая к Жванцу крымская орда хана Ислам-Гирея, не желавшего освобождения Украины, не позволила гетману атаковать королевское войско. Татарам было выгодно, чтобы Малороссия пребывала в постоянных военных муках, пользуясь которыми можно было грабить украинский народ. Хмельницкому пришлось отступить и пойти на вынужденное перемирие. Возвращение шляхты в имения, появление королевских войск вызвало массовые уходы казаков и крестьян в Россию. Степные области на юге России, заселенные в это время украинцами, стали называть Слободской Украиной, здесь появились и начали быстро расти крупные города – Харьков, Сумы. Жители русского приграничья по-братски встречали переселенцев, крестьянская взаимовыручка помогла хозяйствам быстрее встать на ноги.

Король сговорился с крымским ханом, в Молдавии, казаки потерпели поражение от объединённых валашских и шляхетских войск. Поздней осенью 1651 г. там умер от ран сын Хмельницкого Тимош. Одна оставалась надежда на братский российский народ.

VII. Поиск украинским народом своего покровителя

С самого начала Освободительной войны в 1648г. Украине стало понятно, что в одиночку вести военные действия против одного из сильных государств в Европе будет трудно. Поэтому Хмельницкий занялся поиском покровителя своего народа. В лице такого защитника должно было быть мощное, централизованное государство. В начале июня 1648 Богдан Хмельницкий отправил дипломатическое посольство в Стамбул во главе с полковником Филоном Джалалием для прошения у султана принять гетмана и всё войско Запорожское под свою защиту и оказать помощь против поляков. В итоге между Османской империей и Украиной был заключен договор сюзеренно-вассального вида.

В обмен на покровительство Хмельницкий отдавал Валашское и Молдавское княжество, обещал оказывать военную помощь Порте, добровольно посылать “рабов” на турецкие галеры и кроме того передать в прямое подчинение османам город Каменец-Подольский. Этот договор мне показался слишком дерзким со стороны Турции. Но с другой стороны покровительство султана было выгодно Хмельницкому: во-первых, Турция не граничила с Запорожской Сечью и им было трудно контролировать внутреннюю политику Украины, во-вторых украинцы долго воевали на Чёрном море с Османской империей, а во время Освободительной войны гетман не хотел воевать на два фронта, поэтому Богдану важно было установить с султаном мирные отношения. Наконец, Украина обезопасила себя от набегов Крымских орд на свою территорию, более того, хан стал союзником для украинцев в борьбе против Польши. Переговоры с турками велись в течение ряда лет освободительной войны с 1648 по 1651 гг. Даже после воссоединения с Россией нашлись предатели в лице гетмана Мазепы и его полковников, которые продолжали переговоры с султаном в 1653 и 1655 годах.

Как показала история, крымский хан стал для Украины ненадёжным союзником и не раз предавал гетмана Хмельницкого. Стоит только вспомнить трусливое бегство татар с поля боя под Берестечком в 1651 году при том и пленив Богдана Хмельницкого и предательство казаков ханом Ислам Гиреем под Жванцем в 1653 г. Всё это говорило, что Османская империя вместе с ханом использует Войско Запорожское в борьбе с Польшей.

Гетман видел свою ошибку, всё яснее и понятнее становилось, что искать покровительство нужно в Московском царстве. Крестьяне и казаки тысячами уходили в Россию, не раз на службу к русскому царю переходили целые запорожские полки. В широких массах зрело и крепло убеждение о том, что единственная сила, которая может помочь в тяжёлой борьбе за освобождение – это русская народность. Ещё в 1593 году руководитель восставших Косиньский обратился к русскому царю Фёдору с просьбой принять казаков в московское подданство. В 1620 году Сечь отправила посольство в Москву с посланием московскому царю “служить готовы против всяких его царского величества неприятелей”. Через четыре года Киевский митрополит поставил перед русским правительством вопрос о присоединении Украины. Но царь, боясь войны с Польшей, ответил отказом. Хмельницкий понимал, что в таких условиях дальнейшие успехи не мыслимы без помощи России. В июне 1648 года от имени войсковой рады Богдан написал письмо царю Алексею Михайловичу, известил его о своих победах и желанием украинцев иметь своим государем русского царя:

“…Не отделяй нас, а мы от Бога о том молим, чтобы ваше царское величество как праведный и православный государь над нами царём и самодержцем был.” [6]

 Этим было положено начало официальным переговорам о воссоединении Украины с Россией.

VIII. Православная церковь во времена Воссоединения Украины с Россией.

В 1596 году под эгидой епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви во главе с митрополитом Михаилом Рогозой была провозглашена Брестская уния – союз католической и православной церквей под высочайшей эгидой папы римского. Далеко не все церковники приняли и согласились с унией, многие остались верными православию. Широкие массы городских и сельских жителей, свыкшихся с родной религией отрицали католичество. На мой взгляд уния была ещё одним способом окатоличивания и ополячивания Украины.

Идеологами воссоединения с Россией являлись и представители церковного мира – митрополит Киевский Иов Борецкий, епископ Перемышльский, позднее митрополит Исаия Копинский и другие. Православное духовенство было всегда на стороне восставших казаков и крестьян. Когда Богдан Хмельницкий, возвращался в Переяславль и проезжал через Киев, его торжественно встречали Киевский митрополит Сильвестр Косов и находившийся там проездом Иерусалимский патриарх Паисий.

Отметим, как реагировала на события на Украине Русская Православная Церковь. Во главе ее в первый момент восстания Хмельницкого стоял патриарх Иосиф. В феврале 1651 года он подал Земскому собору свое мнение по украинскому вопросу. Однако между Польшей и Россией существовал официально мир, но фактически со стороны поляков этот мир постоянно нарушался. В марте 1652 года гетманские послы к царю Алексею – Иван Истра и его товарищи имели встречу и с патриархом Иосифом. Больной патриарх, очень скоро (1652 году) скончавшийся, не мог толком войти в курс украинских событий. Его приемник патриарх Никон повёл себя более решительно. 14 мая он, отвечая на письмо Богдана Хмельницкого, доставленное ему посланниками гетмана, уверяет что будет и дальше советовать царю, чтобы тот выказал казакам свое расположение. В августе 1653 года гетман Хмельницкий вновь пишет Никону и просит его походатайствовать перед царем о воссоединении Украины с Россией. В этом же месяце Богдан уже благодарит Никона за помощь содействие.

На соборе 1 октября 1653 года по украинскому вопросу всесильный патриарх играл видную роль.

 

IX. Развитие русско-украинских связей во время освободительной войны 1648-1654 гг. Экономика.

В годы освободительной войны значительно усилились связи, взаимопонимание между русским и украинским народами. Они охватывали многие сферы общественно-экономической и политической жизни и отражали новые тенденции в сближении двух единокровных народов. Помощь России была разнообразной. Сейчас мы рассмотрим важные направления сотрудничества России с Украиной в период освободительной войны, а именно экономические, культурные и военные связи.

 Расширение экономических связей России с Украиной в то сложное время особенно заметно проявлялось в торговле. Уже в начале 1649 г. воеводы русских пограничных городов получили указание правительства, в котором говорилось о расширении свободного беспошлинного проезда торговых людей из России на Украину. По такой же схеме поступала и старшинская администрация. Котелевский сотник Г. Триполев и городской атаман В. Кислица писали 2 марта 1653 г. волынскому воеводе:“торговым людям вашего (царя. — Ред.), а нашего Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, вольно в нашу землю с товары идти, так и нам в Москву”.

Данная взаимовыгодная торговая политика встречала одобрение и поддержку различных слоев населения России и Украины. Размеры товарооборота не ограничивались, запрещалось лишь торговать “заповедными” товарами – водкой и табаком. Во время освободительной войны сложились обстоятельства, в которых экономическая поддержка украинского народа играли особую роль. Например, в засушливые 1648–1649 гг. на Украине не хватало хлеба и туда его привозили из России. В создавшихся тяжёлых условиях подвоз продовольственных товаров из Москвы приобретал не только экономическое, но и военно-политическое значение. Конкретная помощь России являлась большим подспорьем малороссийскому народу в его борьбе против польско-шляхетского господства. Активными в торговле с Украиной были русские пограничные города: Брянск, Севск, Путивль, Курск и др.

Через Путивль, который был в те годы значительным административным и военным центром на юге Русского государства, торговое сотрудничество поддерживалось со многими городами Украины, и в первую очередь с Киевом. Жители пограничных земель выступали в роли посредников в экономических операциях. Постоянную с украинскими купцами торговлю вел богатый московский купец П. Зеркальников. Русские торговцы на торгах и ярмарках Украины продавали или покупали товары как за наличные деньги, так и в кредит, что свидетельствовало о систематических торговых связях. В торговле участвовали различные слои населения. Помимо купцов, это были – пушкари, стрельцы, “дети боярские”, а иногда и обычные “посадские и уездные люди". Большинство из них за определенное вознаграждение продавало товары, которые входили в состав государственной монополии. Русским торговым людям, которые ездили на Украину, в отдельных случаях давались поручения политического характера: они встречались и даже вели переговоры с Б. Хмельницким. Значительная роль в торговых отношениях с Россией принадлежала украинским городам Киеву, Чернигову, Нежину, Новгороду-Северскому, Прилукам, Гадячу, Каневу, Полтаве, Корсуню, Чигирину и другим.

На Украине люди, занимавшиеся торговлей, по социальному положению принадлежали к различным слоям общества: зажиточные горожане, особенно больших городов, таких как Киев и Нежин, богатая старшина, казаки, а также люди, владевшие селитряными и поташными промыслами, ремесленники. Они, заинтересованные в расширении связей с Россией, всемерно оказывали поддержку экономической политики Гетманщины. В годы освободительной войны украинского народа, снабжение населения солью осуществлялось главным образом из России, причем её покупка производилась без пошлинных сборов. В 1940—50-е годы XVII в. солеварни России преимущественно сосредоточивались в Соликамске. Соль доставлялась водным путем в Нижний Новгород, а оттуда сушей через Москву и Калугу в Орел, потом она поступала в пограничные с Украиной города — Севск, Путивль, Рыльск. Предметом постоянного ввоза из России на Украину являлись различные меха, торговля которыми являлась государственной монополией. Дорогие горностаевые и собольи меха могли приобретать себе зажиточные слои населения: казацкая старшина, высшее духовенство, городская верхушка. На Украину доставляли также сермяжное сукно, лосиные кожи, белое и цветное полотно. Большим спросом в Малороссии пользовались металлические изделия тульских мастеров.

С 1653 г. царское правительство открыто поставляло на Украину пушки, военное снаряжение, порох и свинец. Во время освободительной войны экономика страны заметно подорвалась, но это не повлияло на характер русско-украинских торговых отношений. По-прежнему поступали из Украины в Россию продукты сельского хозяйства, изделия ремесла и промыслов, как и раньше, отправлялся скот. К примеру, брянские купцы покупали на Черниговщине коров и овец, торговые люд из Нежина гнал на продажу волов, лошадей на калужские и на свенские (вблизи Брянска) ярмарки. В пограничных городах России торговали лошадьми купцы из Гадяча, Веприка и других городов и сел Украины. Россия вывозила большое количество воска для продажи в западноевропейских странах, этим объясняется закупка русскими купцами данного товара на территории соседа.

Так, путивльский купец Д. Гурьев в 1651 г. в Барышевке купил 150 пудов воска. В России украинские купцы продавали мед, царское правительство наказывало купцам закупать на Украине табак для своей армии. Производство поташа на Украине сосредоточили в своих руках преимущественно богатая старшина, казаки и зажиточные крестьяне. Большие партии готовой продукции или вывозилась на территорию России, или продавалась на месте нашим купцам, приезжавшим на Украину с этой целью. Несмотря на то что большое количество селитры требовалось и в Малороссии для производства пороха, во время освободительной войны её вывозили в Россию. Кроме выше упомянутых товаров в Россию с Украины поступали на продажу стеклянная посуда, тулупы, полотно.

Торговые связи России с Украиной осуществлялись традиционными путями сообщения, существовавшими еще до освободительной войны. Основной путь, связывавший большинство городов двух народов, проходил через Путивль, Севск, Волхов, Калугу на Москву. Из Путивля через Конотоп, Батурин, Борзну, Нежин, Гоголев, Бровары торговая дорога вела в Киев. Из Путивля в Чигирин – резиденция гетмана, затем Конотоп, Прилуки, Басань, Переяслав, Домонтов – переправа через Днепр, Черкассы. В междуречье и Дона и Днепра с юга на север проходил Муравский путь – сакма, западными ответвлениями его в междуречье Сейма и Пела были Пахнучкова дорога и Бакаев путь. По ним люди прибывали в русские города Недригайлов, Каменное, Хотмижск, Вольное, Оскол, Белгород, Курск и др. Существовали и менее важные пути, по ним купцы с “заповедным” товарами шли ночью, просеками. В годы освободительной войны в Малороссии, экономические связи между Россией и Украиной стали неотъемлемой основой установления и дальнейшего развития политических и дипломатических отношений, завершившихся воссоединением братских народов в единое мощное государство.

Выходя из исследования экономических и торговых отношений между русскими и украинцами, мы делаем чёткий вывод о том, что именно поддержка Российского царства сыграла важную роль в освободительной войне. Выше я приводил пример с засушливыми, а значит малоурожайными 1648-49гг. в Малороссии. Если бы не инициативная помощь России хлебом, кто бы знает, как голодное войско запорожцев противостояла мощной армии Речи Посполитой. При том, что бы вести длительную войну, нужны большие экономические средства. Здесь тоже российское правительство не отвернулось и оказывала помощь Украине. На вырученные деньги, полученные в торговых отношениях с Россией малороссийский народ приобретал нужное военное снаряжение.

X. Взаимоотношения Донского и Запорожского казачество. (См. Приложение 6)

Запорожские и донские казаки жили тяжело. Неспокойное время было обусловлено постоянными вражескими набегами и усилением религиозного гнёта. Запорожских казаков пытались окатоличить, а к донские испытывали мусульманское влияние со стороны крымских татар и других неприятелей. Несмотря на все попытки врагов отторгнуть оба казачества от общей религии, они оставались верны православию. Именно наличие общих религиозных связей стало одной из главных причин к взаимопомощи, а потом и сотрудничество донцов и запорожцев уже в едином государстве. После небольшого введения мы приступим к рассмотрению этих взаимоотношений.

К середине XVI в., когда появляются крупные самостоятельные выступления и бунты запорожских казаков, мы видим факты, указывающие на наличие товарищеских отношений между Доном и Запорожьем. В известиях летописцев этого времени как одним из главных донских атаманов упоминается Михаил Черкашевин, этот человек пользовался на Дону почётом и уважением. Польский хронист конца XVI в. И. Бельский писал: “Когда Стефан Баторий хотел “выгубить” запорожцев, они нашли себе приют на Дону”. В известиях 20-х годов XVII. Века было сказано, что “близкие связи Дона и Запорожья, знамениты их морскими походами на южные побережья Чёрного моря, на Крымское ханство и их вассалов турок-османов, в первых десятилетиях XVII в.”. Это было совместным делом двух казачеств. Это о наличие боевой взаимопомощи и союза между казачествами России и Украины. Укреплению и развитию этих связей способствовало единство происхождения (не даром запорожцы и донцы называют себя братьями). Сходство общественного положения, наличие общих врагов, церкви и наконец, необходимость защиты своего социального статуса перед лицом “собственной” феодальной государственности. Как позже увидим, что донские казаки постоянно помогали запорожцам в их борьбе против Речи Посполитой. В ответ донцы искали на Сечи поддержки, когда российский царь пытался “свести” казаков с Дона.

Глубокое сочувствие России в освободительной борьбе и прямая её помощь проявились, в первую очередь в том, что русский люд, а именно крестьяне, бежавшие от крепостничества На Украину, вступали в ряды повстанческой армию. В от отписках царских воевод указывается:

“По нашим сведениям большое количество русских беглых людей проходило через пограничные города и сёла на Украину и, что там в казацких отрядах на Украине много русских”.

В битвах времён освободительной войны украинского народа всегда принимали участие и храбро сражались отряды донских казаков, которые постоянно пополнялись новыми добровольцами из донского казачества. Так, в отписке вяземских воевод в Посольском приказе в июне 1648 г. указывалось:

“В битвах при Жёлтых водах и Корсунем принимали участие на стороне восставших: русские люди – казаки”.

 Российское казачество продолжало помогать украинскому и в дальнейших сражениях. Под Пилявцами так же участвовал полк донцов. Позже прибыли отряды атаманов Сергеева и Медведева. Русское казачество помогало Украине вплоть до завершения войны и Воссоединения с Россией.

 

XI. Культурные отношения народов.

К исторической "встречи" народов в Переяславле в культуре России и Украины общих черт было довольно много. Корнями они уходили в глубокую древность и обуславливались единством территории, на которой возникла восточнославянская государственность, родственной близостью языков и т.д., общность двух народов определяла единая конфессиональная принадлежность. Благодаря которой давние историко-культурные связи русских и украинцев остались сохранёнными и продолжали укрепляться в течение всего периода "раздельного существования" народов – от начала феодальной раздробленности Руси и вплоть до Переяславской Рады середины XVII в. Именно это имела в виду и казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким, обращавшаяся за помощью и защитой к "православному" царю. Несмотря на трудную обстановку военного времени, культурные связи России и Украины продолжали развиваться. Они проявлялись в различных сферах культурной жизни, но прежде всего в издательском деле. Книги, выходившие из печати в Москве, отправлялись и распространялись на Украине. В 1648 г. в Москве напечатали “Грамматику словенска” автора Мелетия Смотрицкого. В этом же году в Москве вышел из печати изданный в Киеве в 1645 г. “Малый катехизис”.

В культурных связях Украины с Россией важную роль играл Киевский коллегиум. Правительство России без перерывов оказывало посильную материальную помощь киевскому Братскому монастырю и коллегиуму при нем. В этих учебных заведениях обучалась не только украинская молодежь, а и белорусская и российская. Б. Хмельницкий, в одном из писем к царю (1654) подчеркивал, что из этого учебного заведения вышло немало честных и умных людей, “службе угодных”. Воспитанники и преподаватели Киевского коллегиума всегда выступали за воссоединение России с Украиной. Ректор этого учебного заведения Иннокентий Гизель и преподаватель Феодосий Сафонович вовремя национально-освободительной войны его в своих трудах и лекционных курсах проводили идею единства восточных славян со времен Киевской Руси. Определенный вклад в развитие российско-украинских культурных связей внесли учёные и писатели Украины.

На пример в 1648 г. боярин Ф. М. Ртищев открыл в Андреевском монастыре под Москвой училище с преподаванием “словестных” наук и греческого языка, одним из учителей которого стал известный ученый Украины Бпифаний Славинецкий.

В мае 1649 г. правительство России к киевскому митрополиту обратилось с просьбой разрешить приехать в Москву двум преподавателям Киевского коллегиума Арсению Сатановскому и Дамаскину Птицкому, знавшим эллинский (старогреческий) и латинский языки, для перевода различных книг. В июле этого же года в Москву прибыли Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, где они оба навсегда и остались, работая не только как переводчики книг с греческого, латинского и польского языков на русский, но и в качестве преподавателей.

В 1651 г. Митрополит киевский обратился с просьбой к царю прислать книги, необходимые для церковной службы в Софийском соборе. В следующем году московское правительство отправило в Киев своих представителей для закупки изданных на Украине книг. Таким образом, имел место двусторонний книжный обмен. Уже после воссоединения русских и украинцев в XVII в. стало взаимопроникновение двух культур. Так из украинского народного творчества в растительный орнамент русских серебряных изданий XVII в. вошёл мотив букета цветов со срезанными сочными стеблями, а также изображения фруктов и ягод. Культурные связи народов умножались и крепли на глазах.

Уже после 1654 г. песни малороссийских народов получили распространение в различных слоях русского общества. Тому в подтверждение находка академика М. Н. Сперанский в середине XX в. на обороте "столбцов", уже вышедших из употребления (черновиков деловой переписки XVII в.) несколько их лирических образцов. Записанные вперемежку с русскими песнями, без перевода, они являются прекрасным доказательством того, что произведения украинского устнопоэтического творчества активно воспринимались в России во второй половины XVII в. как всем понятные и близкие. Немалое количество украинских песен, которые исполнялись и записывались самыми различными любителями народного творчества, попало в рукописные, а позднее, в XVIII в., и в печатные песенники.

XII. Переселения украинцев на территорию российского государства в середине XVII в.

Культурные связи Украины с Россией явились важным фактором переселения, подтверждающим укрепления отношений между народами. Связи Украины с Россией также усиливались и сближали людей в годы освободительной войны благодаря массовым переселениям в пределы Русского государства, бежавших от гнета магнатов и шляхты. Основная масса переселенцев приходила с семьями, имуществом, тягловой силой — волами, лошадьми, а также с мелким скотом, некоторые из них, даже брали с собой пчелиные ульи. На предоставленных царским правительством землях они закладывали свое хозяйство и получали от русского правительства определенную финансовую помощь.

Селились они в основном на территории Слобожанщины, где несли казацкую службу, охраняя южные границы России от вражеских вторжений. На новых местах переселенцы сохраняли свой традиционный быт, осваивали незаселенные просторы. Украинский народ вносил свой вклад в развитие экономической жизни России. Переселялись не только казаки и крестьяне, но и ремесленники, работники различных специальностей: портные, сапожники, кузнецы, кадочники, слесари, мельники и др.

В 1652 г. царское правительство отправляло своих людей в Россию с целью приглашения ремесленников на постоянное жительство в Киев и другие города Украины. В военные годы украинские мастера и “работные люди” поташного производства – будники, зачастую переходили в Россию, в частности в Севский уезд, где находились государственные промыслы — “будные станы”. Боярин Б. Морозов, владелец этих промыслов в центральных районах Российской Ипрерии, принимал на службу будников с Украины. Например, в 1652 г., в числе согласившихся работать на этих промыслах, был “поташник” из Батурина И. Бугай, взявший с собой еще двух своих соотечественников. В русские пограничные города и сёла с Украины прибывали “работные люди”. Освободительная война на Украине совпала с введением в России “Соборного уложения” (1649), в результате чего крестьяне окончательно закрепощались, а феодальный гнет усиливался. Это и явилось одной из причин бегства многих крестьян из России на Украину. Так в отписке путивльских воевод Ф. Хилкова и П. Протасьева в Разрядный приказ от 9 марта 1652 г., говорится о 500 украинцев желающих переселиться в пределы России.  

“ Нынешнего, государь, 160-го году марта в 9 день приехал в Путивль из литовские стороны черкашенин Федька Середенко и прислал ко мне, холопу твоему Федьке, гостина двора с приказным человеком с Романом Соболевым от черкашенина чигиринца от Самойла Курбацкого с товарыщи лист 98. А в листу, государь, их написано: бьют челом тебе, государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, черкасы, чтоб ты, государь, пожаловал велел их принять на свое государево имя на вечное житье и землями устроить, где ты, государь, укажешь. А в роспросе он, черкашенин, сказал, что будет их, черкас, з женами и з детьми с 500 человек семьянистых людей.”

(Отрывок из отписки путивльских воевод)

Выходцы из России внесли хороший вклад в укрепление экономических связей с Украиной. Жители украинского пограничья с разрешения местных власти, иногда и самовольно косили сено, засевали землю, заводили пасеки, занимались производством дегтя и селитры, строили мельницы, ловили рыбу на территории России. В письме к путивльским воеводам 17 июля 1650 г. Б. Хмельницкий отмечал “жители России также пользуются угодьями на украинских землях вплоть до Днепра”.

Таким образом, в ходе освободительной войны украинского народа произошли большие изменения в социально-экономическом и политическом её развитии: было ликвидировано крупное землевладение польских магнатов, подорвано среднее и мелкое шляхетское землевладение. Часть освобожденных земель отошла казакам и крестьянам, создателям вольных войсковых сёл. На освобожденной территории почти исчез феодализм, значительная территория освободилась от национального гнёта. Создававшиеся новые органы власти усиливали позиции украинских эксплуататоров. Старшинская администрация Украины проводила свою политику в интересах господствующего класса. Развивались и крепли экономические и культурные связи России с Украиной, способствовавшие сближению двух братских народов. Но главного – воссоединения Украины с Россией – осторожное правительство царя Алексея Михайловича пока не делало.

 

 XIII. Посольства украинского народа в Россию и ответные шаг царя.

В январе 1649 года Хмельницкий направил в Москву своё первое посольство. В нарушение сложного дипломатического этикета посол гетмана Силуян Мужиловский получил указания убедить царя в том, чтобы тот предоставил казакам свое покровительство. Принятые самим государем посланник передал просьбу восставших принять Украину “под высокую государскую руку “, оказать военную и дипломатическую помощь. 23 апреля 1653 года Кондрат Бурляй и Силуян Мужиловский предстали перед патриархом. Через неделю после этого они в письменном виде подали “гетманскую просьбу” о ходатайстве перед царем о включении Украины в состав Московского государства. Никон выполнил просьбу Хмельницкого, о чем и уведомлял его в письме от 14 мая того же 1653 года.

Ответным шагом русского правительства в 1654 году стало царское посольство к Хмельницкому. Это был в глазах всего тогдашнего мира акт открытого признания и поддержки. Проехав всю Украину русский посол отметил общее стремление всех украинце к братскому союзу с Россией. “А как ехали Запорожскую землю от порубежного города Конотопа до Чигирина, и в городах полковники и сотники, атаманы и есаулы встречали и провожали конные с знамёнами, а у городов пешие с ружьём. И на встрече и на провожанье стреляли из пушек”.

 

XIV. Обострение отношений России с Речью Посполитой

Весной 1650 года в Варшаву прибыло из Москвы посольство братьев Пушкиных. На первом же официальном приёме братья заявили, что посланы они из-за того, что Речь Посполитая нарушает “вечное докончанье” – мирный договор, заключенный ещё в 1634 году после русско-польской войны. А выразилось это, по заявлению Пушкиных, в том, что во многих бумагах неверно пишут титулы русского царя. В категорической форме послы потребовали, чтобы польский король казнил нескольких магнатов, искажавших царские титулы, а кроме этого вернул России захваченные Речью Посполитой Смоленск и внёс в царскую казну 500 тысяч золотых! Дипломаты Речи Посполитой были ошеломлены. Им сразу стало ясно, что русский царь ищет повод для разрыва мирного договора и вступления в войну. Этот дипломатический нажим имел большие последствия.

Поняв, что Россия может открыто выступать против Речи Посполитой, король вынужден был держать наготове против неё большие военные силы, которые в другом случае мог бы бросить против войска Хмельницкого. Именно поэтому весь 1650 год прошёл без больших сражений и позволил гетману накопить силы. Лишь в феврале 1951 года шляхетское войско смогло начать наступление. Вторгшись на казацкую территорию, оно двинулось в направление Винницы. Король не случайно начал войну зимой. Пешее войско восставших вязло в снегах, боеспособность его снизилась. Погиб верный сподвижник Хмельницкого Данила Нечай.

В этот тяжёлый для Украины момент в Москве был созван Земский собор. Собравшимся боярам, дворянам, посадским людям, православному духовенству было оглашено царское письмо. В нём говорилось, что Речь Посполитая нарушила “вечное докончанье”, виновные в этом не наказаны. Более того, король договорился с крымским ханом о нападение на Россию, а также пропустил в Швецию ханского посла, который ехал, чтобы и его подбить к войне с Россией. В конце письма говорилось, что гетман Богдан Хмельницкий просит принять его под высокую государеву руку. Земский собор был единодушен: с Украиной воссоединиться, а “вечное докончанье” с Речью Посполитой разорвать. Историческое решение было принято, теперь предстояло, преодолевая огромные трудности, претворить его в жизнь. Это удалось не сразу.

XV. Решительный шаг России – Земский собор.

Москва пристально следила за событиями на Украине, всё больше наращивала помощь восставшим. К осени 1653 года, когда обстановка на Украине стала критической, собрался общероссийский Земский собор.

1 октября 1653 года он принял единодушное решение – “гетмана Богдана Хмельницкого и всё Войско Запорожское, с городами их и землями принять под свою государскую высокую руку!”. Не было на Руси человека, кто не одобрял бы этого шага, хотя был он труден, обещал тяготы и лишения. Принятое собором решение означало объявление войны могущественной Речи Посполитой. Кроме того, оно до крайности обостряло отношения с Крымом и могущественной Османской империей, делало очень вероятным столкновение со Швецией. А сил у России, пережившей не так давно разруху и трагическое “смутное время”, когда даже Москва оказалась в руках врага, было ещё не так много.

 

XVI. Переяславская рада

После решения Земского собора на Украину было послано великое посольство. Его возглавил ближний царский боярин тверской наместник Василий Бутурлин. С ним ехали окольничий, муромский наместник Иван Алферьев и думный дьяк Ларион Лопухин. С посольством следовал большой почётный конвой. 31 декабря 1653 года русское посольство прибыло в город Переяслав. Здесь встретило его “всенародное множество с жёнами с детьми и с великою радостью”. У въезда в город были выстроены шпалерами казаки, они приветствовали послов ружейным салютом. 6 января 1654 года в Переяслав приехал Богдан Хмельницкий. 7 января он навестил Бутурлина и затем назначил на следующий день созыв общей Рады. Это не был обычный казацкий сбор. Гетман приказал – “собрать Раду, явную всему народу!”. В ней приняли участие казаки, крестьяне, ремесленники, купцы, казацкая старшина, православное духовенство, мелкая украинская шляхта – “великое множество всяких чинов людей”.

8 января в 2 часа дня стали бить в барабан, сзывая народ на площадь – “слушати о деле, хотящем свершиться”.

“Во вторый час дни, - сообщали послы бито в барабан с час времени. Учинили круг пространный… а потом и сам гетман вышел под бунчуком, а с ним судьи и есаулы, писарь и все полковники”. [7]

Выйдя в центр круга, Хмельницкий обратился к народу. Он говорил о долгих “беспрестанных бранях и кровопролитиях”, идущих уже шесть лет.   “Какое пленение, какое нещадное пролитие крови, какие от панов утеснения – никому вам сказывать ненадобно!”. [8]

В конце Хмельницкий сообщил, что московский царь, “которого мы уже шесть лет беспрестанными молениями нашими себе просим”, прислал к украинскому народу посольство. Богдан призвал к соединению с единокровным русским народом. Мощный гул одобрения был ему ответом. Старшины, обходя круг, громко вопрошали: “Все ли так соизволяете?” – “Все единодушно!” – гремел ответ. Известие о Переяславской Раде быстро облетело всю Украину. Повсюду рождало оно радость и ликование. На присяге русскому царю Войска Запорожского по приблизительным данным было: 11 полковников, 62 военных судьи, 5 обозных, 115 шляхтичей, 1475 сотников, хорунжих есаулов и писарей, а также 60 375 казаков, 625 войтов, бурмистров и атаманов, 37 монахов, 59.895 горожан. По сведениям представителей России, присягу приняли 122 542 человек мужского пола. Отмечал украинский летописец: “по всей Украине – весь народ с охотой тое учинил, немалая радость межи народом стала!”.

В течение января и февраля месяца присягнули на верность московскому царю население Киева, Чернигова, Нежина, Белой Церкви, Канева, Прилук, Черкасска, и других городов, а также сёл Войска Запорожского. Население всюду с большой радостью и ликованием встречало русских посланников и торжественно клялись вечно жить в братской дружбе с великим русским народом.

12 (22) марта 1654 года Переяславский договор был представлен в Москве посольством Богдана Хмельницкого в виде 11 статей. 13 (23) марта этого года на Казённом дворе во время “расспроса” были устно доработаны новые статьи договора. 14 (24) марта 1654 года были рассмотрены царём Алексеем Михайловичем все 23 статьи договора. Было вынесено решение по всем пунктам, последний из них, 23-й был внесен русским правительством. Статьи разрабатывались в марте месяце, от этого они имели несколько названий, но самым подходящим было им “Мартовские статьи”.

После исторического акта воссоединения 8 (18) января в Переяславе, боярин Василий Васильевич Бутурлин с представителями русского правительства отправились в Киев. В другие города и крупные населенные пункты также выехали уполномоченные лица для принятия присяги. Когда Василий Бутурлин находился в полутора верстах от Золотых ворот, его встретили митрополит Сильвестр Коссов, Черниговский епископ Зосима, Печерский архимандрит Иосиф и несколько других игуменов. Митрополит Сильвестр приветствовал московских представителей, как посланцев русского народа, которых с братской любовью, радостью и ликованием приветствует весь украинский народ. Затем все пришли в Софийский собор, где эта встреча была завершена торжественным молебном, а 17 января была принята присяга от киевлян. Такого рода торжественный приём московских представителей происходил во всех городах и селениях, где они появлялись. Во всех этих встречах активно участвовало местное духовенство в церковном одеяние с крестами и иконами.

XVII. Историческое значение воссоединения Украины с Россией.

Православная Украинская Церковь совершенно правильно оценивала значение Переяславского акта. Если в союзе с братским русским народом, украинский, после воссоединения получил возможность полного развития всех своих экономических и культурных сил, то значительных успехов достигла и Православная Церковь на Украине, ставшая свободной от иезуитско-шляхетского гнета. В 1946 году на Львовском соборе Брестская уния была полностью ликвидирована.

Украина стала частью складывавшегося всероссийского рынка, купцы продавали в центральных районах России шерсть, кожу, скот, спиртные напитки. На многочисленных украинских ярмарках русские купцы продавали соль, изделия из железа, меха. Укрепление экономических связей с Россией способствовало значительному росту украинских городов и распространению железоделательного, поташного, мукомольного и других промыслов.

Сплоченность трудящихся масс Украины и России укрепилась в совместной борьбе против общих внешних врагов. Воссоединение Украины с Россией содействовало также культурному общению двух братских народов, укрепление позиции Православной церкви и московского государства во всём мире. Однако этот великий акт имела не только радостное значение. После в истории нашему общему народу предстояло встретиться с вынужденные последствия, ведь пошли войны с Речью Посполитой, Османской империей, Крымским ханством, Швецией, которые унесли не мало русско-украинских жизней. Но это того стоило, потому, что Россия и Украины были являются и будут братьями на века.

XVIII. Заключение. Три века спустя – наше время

Прошло то тяжёлое время смуты на украинской земле и нет больше иноземного феодального гнёта, однако за эти долгие 361 год очень многое в русско-украинских взаимоотношениях поменялось, долго просуществовали два братских народа вместе, не разъединяясь друг с другом.

Сегодня, отношения России и Украины находятся в состоянии холодной войны. Всем хорошо известно, что этому способствовала внешняя политика украинских властей. Стоит отметить, что всё это началось с распада СССР, когда огромное государство под влиянием внутренних и внешних факторов рухнуло, и дружественные некогда республики, находившиеся раньше в одном государстве отстранились друг от друга. Здесь хорошо подходит словосочетание “И пошёл брат на брата!”. При выполнении и анализе своей исследовательской работы, я пришёл к выводу, что Украины в XVII веке по политическому настрою мало отличается от сегодняшней. Как и более трёх столетий назад, правобережная её сторона смотрит в сторону запада, подчиняясь странам НАТО и США, а братскую верность и взаимопомощь сохраняет левобережная часть, и я полностью уверен, что братское единство между Россией и левобережной Украиной сохранится и в будущем. По прежнему наша страна помогает и защищает Донбасс и мирных людей: поставляет конвоями гуманитарную помощь, оружие, не оставляет этот край один на один с неприятелем. Из-за присоединения Крымского полуострова к Российской Федерации отношения между Россией и Украиной чрезвычайно обострились, но это была воля самих крымцев.

В сердце, в сознании людей Крым всегда был и остается неотъемлемой частью России. Эта убежденность, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства” [9]

(Владимир Путин)

Население Донбасса также стремится быть независимым от проамериканского правительства современной Украины. В создавшейся обстановке главное разрешать все конфликты дипломатическим путём и не допустить масштабных военных действий.

 В заключение своей работы, хочу отметить, что остался доволен ею. Наглядно показав помощь русского народа украинскому и сотрудничество в главных социально-общественных сферах. Исходя из всего я не остановлюсь на данном этапе. В своём исследование я открыл много нового для себя это дало мне инициативу продолжать работать в направлении русско-украинских отношений. Маловато известно об участие донских казаков в освободительной войне 1648-1654 гг. Меня также заинтересовала тема культурных, экономических, военных отношений народов в разные годы. Возможно скоро они появятся снова на вашем конкурсе.

 

 

 

 

XIX. Список библиографических и интернет ресурсов.

 

Книжные издания

1. А. Дегтярёв. Трудный век Российского царства. Издательство “Детская литература” 1989 г. Ленинградское отделение С. 153 – 174.

2. С.Н. Сыров. Страницы истории с комментариями на английском языке. Издательство “Русский язык”. Москва 1975, дополнения 1978 г. С. 89 – 94.

3. М.Т. Беллвский. История СССР с древнейших времён до конца XVIII в.  Издательство “Высшая школа”. Москва 1983г. С. 250 – 257.

4. С. Ф. Платонов Полный курс лекций по русской истории. Издательство “Кристалл”. Санкт-Петербург 2000 г. С. 482 – 486.

5. Б.Г. Пашков. Русь Россия Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917гг. “Центр Ком”. Москва 1997г. С. 310 – 317.

6. Л.Н. Гумилёв. От Руси до России. “Аст. Хранитель”. Москва 2006 г. С. 367 – 374.

7. А.В. Века. История России. Издательство “Аст. Харвест”. Москва Минск 2005 г. С.378 – 383.

8. Энциклопедия казачества / Сост. Г. В. Губарев, ред. – изд. А.И. Скрыло. Вступ. Статья. О.О. Антропова. – М.: Вече, 2008. – 544с.: ил. С. 482.

9. В.О. Ключевский. Русская история. – М.: Эксмо, 2007. – 912с.:ил. С. 506;531.

10. П. Н. Полевой. История России от древних славян до отмены крепостного права. Издательство “Аст. Москва”2006 г. С. 105-106

 

 

 

Интернет ресурсы

1.http://rushist.com/index.php/literary-articles/2826-gogol-taras-bulba-opisanie-kazakov

2.  http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000034/st008.shtml

3. http://www.tarnautojai.lt/memo/modules/myarticles/article.php?storyid=56

4. http://archive.jmp.ru/page/index/195404260.html  

5. http://militera.lib.ru/h/boevaya_letopis_flota/05.html

6. https://ru.wikipedia.org/wiki

7. http://coollib.com/b/301070/read

8.https://books.google.ru/books?id=k0T_AgAAQBAJ&pg=PA182&lpg=PA182&dq

9.http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ukraine/XVII/1620-1640/300let_voss/81-100/90.htm

10.http://www.osmanenerbe.ru/diplomatiya-2/metamorfozyi-kazatsko-osmanskogo-soyuza.html

11. http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/pushkar.htm

12. http://www.spsl.nsc.ru/history/vernad/vol5/vgv543.htm

13. https://ru.wikiquote.org/wiki/

Сноски

[1]. Дегтярёв А. Трудный век Российского царства 1989 г. С 161.

[2]. Дегтярёв А. Трудный век Российского царства 1989 г. С 160.

[3]. Там же.

[4]. Л.Н. Гумилёв. От Руси до России. С. 369.

[5]. Дегтярёв А. Трудный век Российского царства 1989 г. С 171.

[6]. Б.Г. Пашков. Русь Россия Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917гг. С. 313.

[7]. Дягтерёв А. Трудный век Российского царства 1989 г. С 173.

[8]. Там же.

[9]. Интернет источник https://ru.wikiquote.org/wiki/ Владимир Владимирович Путин. Высказывания (2014 г.).

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top