Пономарева М.И.

Введение

В условиях мировой политики, когда происходит поляризация системы международных отношений, Черноморский регион приобретает все большую значимость. Помимо того, что страны Причерноморья имеют выгодное географическое положение, они занимают важное геостратегическое положение. Находясь на перекрестке континентов и цивилизаций[1], регион Черного моря связывает страны-члены ЕС и страны, не состоящие в нем.

Регион Черного моря во все времена отличался особым положением, являясь предметом интереса и точкой преткновения. Он граничит не только с богатым нефтью Каспием, но и конфликтным Кавказом, выступая одновременно воротами и барьером. Сотрудничество должно было стать фактором международной безопасности[2]. К тому же, данный регион чрезвычайно милитаризирован. Россия, Украина, Турция располагают крупнейшими вооруженными силами в Европе. Черноморский регион предоставляет широкое поле для действий: от торговли – до военного сотрудничества. Российская Федерация, являясь авторитетным представителем Черноморского региона, не может оставаться в стороне от происходящих в нем процессов. В военном плане за Союзом стоит НАТО. От того, какими будут складываться отношения ЕС с Россией и остальными странами Черноморского региона зависит равновесие сил в Европе, безопасность самого региона, в частности, и мировая безопасность, в целом. Этим обуславливается актуальность темы. Исходя из этого, необходимо определить задачи и принципы сотрудничества в сфере безопасности, а также принципы реализации именно в Черноморском регионе. Достижение данной цели предполагает решение таких задач как:

1. Определить, как реализуется сотрудничество России и Европейского Союза в сфере внешней безопасности в Черноморском регионе.

2. Исследовать, каким угрозам подвергается внешняя безопасность в Черноморском регионе, и какую роль играют в этом Россия и ЕС.

Период современной истории России с начала XXI века отличается особой активностью российско-европейских отношений. С 2004 года происходит расширение Европейского Союза на Восток. В таких условиях все более остро вставал вопрос о дальнейшем развитии сотрудничества России и ЕС. В качестве хронологических рамок при рассмотрении использовался период с 2000 по 2014 годы.

Глава 1. Сотрудничество России и ЕС как фактор внешней безопасности Причерноморья

1.1. Черноморский регион как зона особых интересов России

Как известно по курсу истории России, Черное море всегда было желанным приобретением российских правителей. И когда Россия получила к нему выход, оно стало особым регионом не только ее внутренней, но и внешней политики. Он предоставляет широкие возможности в сырьевом плане, а также в плане расширения зоны влияния. Как сухопутной державе, России необходимо Черное море для базирования контингента своего военно-морского флота. Тем более что геополитическое расположение данного объекта предрасполагает к тому, чтобы находиться в центре европейской международной деятельности. Кроме того,В XXI веке Черноморский регион становится для Российской Федерации своеобразным буфером, который отделяет ее от потрясений на Ближнем Востоке[3]. Следственно, Россия заинтересована в общеевропейском сотрудничестве по урегулированию арабских конфликтов. Помимо этого, с начала 2000-х осуществляется экстенсивное расширение ЕС на Восток и, как результат, его продвижение к границам России. Приближение к своей территории такой организации как НАТО рассматривается РФ как вызов своей безопасности. В таких условиях предполагалось, что сотрудничество в сфере внешней безопасности будет являться фактором сглаживаний российско-европейских отношений.

1.2. Возможности партнерства ЕС и России

РФ и Евросоюз являются основными акторами евразийского континента и, зачастую, их внешнеполитические интересы сталкиваются. Как уже было сказано, заметный топливно-энергетический потенциал рассматриваемого Черноморского региона способствует борьбе ведущих деятелей континента в лице европейской коалиции и Российской Федерации за влияние. Однако, малейшее изменение баланса сил в Причерноморье сказывается на межгосударственных отношениях этого региона. События, разворачивающиеся на арене Ближнего Востока, являются фактором общеевропейской консолидации.

1.3. Практическая реализация сотрудничества

Практической стороной взаимодействия России и Евросоюза в Черноморском регионе можно назвать концепцию «Восточное измерение», принятой в 2009 году. Распространяясь на постсоветские республики (в частности Украину и Грузию), так или иначе, она касается России. Когда происходит расширение еврозоны за счет новых членов, это всегда сопровождается не только выгодами, но и опасностями. Экономически слабые, социально-нестабильные государства СНГ рассматриваются как источники рисков безопасности – нелегальной миграции, распространение инфекционных заболеваний, трансграничная преступность. Кроме того, взаимодействуя со странами региона, такими как Украина и Грузия, ЕС должен осознавать перспективность их отношений со своим соседом – Россией, этот фактор заставляет Союз поддерживать с ней дружественные отношения[4].

Одним из направлений таких отношений стала программа ТАСИС, проходившая в России с 1991 по 2006 годы[5]. Эта программа имеет значение, в том числе и потому, что в ее рамках предусматривалась помощь учрежденной Российской Федерации в реформировании военной сферы. Посредством Международного научно-технического центра в Москве, созданного Евросоюзом совместно с США, Россией и Японией, предполагалось осуществить перепрофилирование деятельности российских ученых, ранее работавших на оборонную промышленность и специализировавшихся на технологиях создания оружия массового уничтожения[6]. И хотя программа не принесла ощутимых результатов, она имела значение в качестве демонстрации того факта, что ЕС готов осуществлять сотрудничество и помощь государствам бывшего союза в реформировании их экономик. Однако, существует обратное мнение касаемо эффективности программы ТАСИС в России. Во-первых, техническое содействие основывается на принесении новых знаний и стандартов извне, а не на существующих знаниях и опыте местных специалистов. Во-вторых, стоимость этих услуг содействия чрезвычайно высока и не соответствует их реальной значимости. В-третьих, большая часть технического содействия ориентирована на интересы стран, которые предоставляют помощь[7]. Касательно помощи в военной сфере можно подумать, что она скорее была направлена на сокращение военной мощи РФ (в том числе ядерного арсенала), доставшейся ей от Советского Союза, чем на реформирование.

Для подключения России, Украины и Турции, которые, обладая крупнейшими вооруженными силами в Европе могла бы содействовать урегулированию конфликтов региона, к сотрудничеству, была разработана программа «партнерство ради мира». Ее суть заключается в том, что создается партнерство между определенной страной и НАТО, причем на индивидуальной основе, где каждое правительство выбирает, на каком уровне это партнерство будет реализовываться совместно с Организацией Североатлантического Договора. В рамках этой программы охватываются сферы научного, оборонного, сотрудничества, а также осуществляются сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом, стихийными бедствиями и всевозможные консультации[8]. К 2014 году программа «Партнерство ради мира» насчитывает 28 стран, среди них три страны Черноморского региона: Грузия, Россия, Украина. Примечательно, что с начала действия этой программы, контингент членов самой организации договора значительно пополнился, с 2004 года, по численности он превысил количество стран-партнеров. При том, что партнерами являются как западноевропейские неприсоединившиеся страны, так и балканские, пытающиеся преодолеть проблемы, наследуемые ими с прошлых времен.

Также, Российская Федерация осуществляет сотрудничество с НАТО по вопросам мировой безопасности, среди которых борьба с терроризмом. Среди совместных усилий, направленных на устранение такой проблемы как терроризм, как наиболее эффективные можно выделить совместные учения, проводившиеся сторонами. Последним из них было учение сентября 2013 года «Бдительное небо»[9].

Отношения России и Организации Североатлантического договора являются важнейшим критерием европейской безопасности, однако, расхождение интересов и стереотипное мышление эпохи «холодной войны» отзывается глухим эхо на поиске и установлении приемлемой структуры взаимоотношений. С целью устранения пережитков прошлого, в 1997 году между РФ и НАТО был заключен «Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического Договора», согласно которому обе стороны заявили, что не рассматривают друг друга как противников, а имеют целью преодоление остатков прежней конфронтации и укрепление взаимного доверия и сотрудничества[10]. Однако, с течением времени стало ясно, что укрепить взаимное доверие если не невозможно, то, по меньшей мере, чрезвычайно сложно.

Следует упомянуть проект под названием BLACKSEAFOR, которая, по сути, является военно-морской группой оперативной кооперации. В 2011 году она отмечала свой десятилетний юбилей. И хотя результаты этого взаимодействия подвергаются сомнениям, не стоит отрицать его важность. В начале своего действия данный проект представлялся во многом перспективным, способным объединить стран, имеющих выход к Черному морю, базирующими на нем свой флот для решения серьезных проблем внешней безопасности. Тем не менее, существует мнение, что проект BLACKSEAFOR имеет низкую степень эффективности. В качестве объяснения приводится аргумент, что страны-участники имеют разную направленность внешнеполитических приоритетов, среди которых, с одной стороны – страны НАТО (Румыния, Болгария, Турция), с другой – лидер ОДКБ Россия. Отдельным звеном выступает Украина, не являясь членом ни одного из блоков[11].

1.4. Россия во взаимодействии Грузии, Украины и Европейского Союза

Следует отдельно рассмотреть евроинтеграцию Украины и Грузии, потому что они долгое время являлись стратегическими партнерами для Российской федерации и все их программы сотрудничества с Евросоюзом и НАТО, так или иначе, проходили сквозь призму ее отношений с Россией. И, как стало видно с течением времени, этот фактор пошатнул безопасность региона.

Основным аспектом сотрудничества Украины и Европейского Союза является сфера внешней безопасности, что обосновано , в первую очередь, геополитическим положением Республики. Украина, занимая промежуточное положение между Россией и Европой, выступает точкой равновесия между РФ и НАТО. После выхода из СССР, Украинская Республика взяла курс на взаимодействие с Североатлантическим Альянсом по ряду вопросов. Официальной основой отношений между НАТО и страной является Хартия НАТО–Украина 1997 г. об особом партнерстве, в соответствии с которой была создана Комиссия НАТО–Украина[12]. В 1998 г президент Л.Кучма подписал Указ об утверждении государственной программы украинского сотрудничества с НАТО, которое должно было, по его мнению, стать залогом реформирования Украины на пути вступления в ЕС[13]. Кроме того, кооперация с Альянсом в военной сфере была провозглашена приоритетным направлением военной политики страны. Эта кооперация включает ряд аспектов, как то: содействие со стороны НАТО обеспечению национальной безопасности Украины от внешних угроз; содействие реформированию Вооруженных Сил и военно-промышленного комплекса; всевозможные консультации, осуществляющиеся министром обороны Украины во время его участия в заседаниях СЕАП и Комиссии Украина-НАТО; а также научные исследования в военной сфере[14]. В свою очередь, Украина делает вклад в натовские миссии, а в 2013 году она стала первым государством-партнером, участвующим в операции по борьбе с пиратством под руководством Альянса[15]. Таким образом, с конца XX и начала XXI веков, связь страны и организации становилась прочнее. Еще более тесными их отношения стали к началу 2014 года, когда Украина оказалась в тяжелом положении на грани гражданской войны, где она обратилась к Альянсу за помощью в стабилизации обстановки[16]. Со своей стороны, ЕС отозвался на просьбу прислать независимых наблюдателей, Организация Договора пообещала поддержку[17]. Тем не менее, вмешательство НАТО в конфликт может спровоцировать Россию на ответные действия. В то время, как юго-восточные регионы протестуют против участия Альянса, киевские власти все чаще обращаются к нему за помощью. В таких условиях не исключено привлечение РФ[18].

Таким образом, независимая Республика Украина, провозгласив направлением своей военной политики углубление сотрудничества с Организацией Североатлантического Договора, создала вызовы граничащей с ней России, фактически допустив расширение НАТО до ее границ. Но и сам Альянс должен был вести осторожную политику, придвигаясь к Российской Федерации за счет Украины, тем более, что эта страна всегда являлась стратегическим сотрудником РФ, в том числе и по военным вопросам[19].

Украина не единственная постсоветская республика, С которой ЕС и НАТО углубляют сотрудничество. Уже упомянутая Грузия известна своим активным желанием вступить в военный блок. В свою очередь, Евросоюз заинтересован в сотрудничестве с ней. Так называемая программа «Восточное партнерство», охватывающая шесть постсоветских стран (Грузию, Украину, Азербайджан, Молдову, Армению и Беларусь) с самого начала предполагала тесное сотрудничество Европейского союза с этими странами на всех уровнях с учетом их исторических и культурных особенностей, которые в сравнении с центрально-азиатскими республиками казались европейцам менее специфичными, а значит более близкими[20]. В 2008 году была создана комиссия НАТО-Грузия, призванная руководить оказанием со стороны Организации помощи Грузии после конфликта с РФ, а также поддержки в проведении реформ. В то время как Альянс предоставляет помощь в проведении реформ, со своей стороны, страна вносит вклад в проведение ряда миссий, среди которых поддержание безопасности в Афганистане, а также оказывает поддержку НАТО в контртеррористических операциях[21].

Подведем итог всему вышесказанному. Черноморский регион является одним из приоритетных направлений внешней политики Российской Федерации. Она заинтересована в кооперации с Европейским Союзом, совместном регулировании конфликтов. Основным направлением их взаимодействия в сфере внешней безопасности является углубление военно-технического сотрудничества, что подкрепляется рядом программ и проектов. Реализация взаимодействия в данной сфере проходит, в том числе, через военный блок НАТО, так как урегулирование конфликтных ситуаций неизбежно влечет за собой применение вооруженных сил. Помимо этого, кооперация России и Евросоюза в сфере безопасности в регионе Черного моря, зачастую, зависит от фактора привлечения к их отношениям таких стран как Украина и Грузия.

Глава 2. Российско-европейские отношения как источник угроз безопасности в Черноморском регионе

Внешняя безопасность региона Черного моря зависит, прежде всего, от отношений действующих там стран. Наиболее влиятельными, как уже указывалось, представляются две стороны: Россия и Европейский Союз со стоящим за ним блоком НАТО. Развитие их взаимодействия осложняется рядом обстоятельств. В первую очередь, это реакция Российской Федерации на расширение границ влияния ЕС к Черному морю (а, следовательно, и расширение влияния НАТО).

Евросоюз стал опасным для России в своем желании превращения этой организации в один из ведущих центров силы на планете. В то время, как в ЕС крепло стремление увеличить мощь не только экономическую, но и политическую, превратить европейскую политику в сфере безопасности и обороны в действенный инструмент влияния ЕС в мире[22], Россия быстро наращивала ВВП, опираясь на сырьевой сектор экономики и также активизировала свою внешнюю политику, к 2014 году став важным актором на арене международных отношений[23]. В таких условиях РФ позиционирует себя как оппонент, с интересами которого нужно считаться. С другой стороны, усилившееся в последнее время внимание Евросоюза к республикам постсоветского пространства, вызывает опасения в России и заставляет подозревать ЕС в намеренном провоцировании, так как, если эти страны принимают курс европеизации, они отдаляются от сотрудничества с РФ. Новым вызовом отношениям ЕС и России оказалась эскалация евроинтеграции Украины, вылившаяся в военный переворот, за которым, по мнению некоторых экспертов, стоит Запад и США[24]. Осложнением ситуации послужило присоединение Крыма к России[25]. Несмотря на то, что само по себе произошедшее на Украине в мировых масштабах является событием незначительным, оно стало точкой столкновения двух политических формирований: России против США и ЕС[26]. Возникает вопрос: почему Союз согласен на интеграцию с такими странами, как Украина и Грузия, вместо той же Турции, которая по экономическим параметрам намного превосходит эти две страны вместе взятые. И это при том, что Украина однозначно станет бременем для, и так не такой уж сильной, экономики ЕС. В связи с этим на период 2014 года их отношения являются крайне нестабильными[27]. Кроме того, в сложившихся условиях перспектива вступления Украины в НАТО может стать прямой угрозой для РФ[28] и причиной разжигания новых конфликтов в регионе.

Обострение взаимоотношения России и НАТО вызвано, помимо всего прочего, недоверием. Россия зачастую обвиняет НАТО в необоснованном расширении к своим границам. Выяснилось, что Альянс не сдерживает своих обещаний, данных в 1989 году, продолжив расширяться на Восток, сначала за счет стран Организации Варшавского Договора, затем стран Балтии. Причем, по мнению России, оно не вызвано реальными причинами. На вопрос правительства Российской Федерации «Зачем», последовал довольно резкий ответ, что это не касается России. С одной стороны, страны имеют право на свободный выбор, куда им вступать, но с другой, продвижение натовской инфраструктуры к своим границам Россия вынуждена рассматривать как угрозу свой безопасности. Об этом заявил президент Владимир Путин на прямой линии с жителями России[29]. Фактически, к апрелю 2014 года, отношения НАТО и Российской Федерации пришли к тому, что Россия обвиняет Альянс в недоверии, нежелании сотрудничать, подозревает в разжигании гонки вооружений, НАТО же в ответ заявляет, что расширение организации не носит каких-либо конфронтационных задач и обвиняет Россию в нарушении границ суверенных государств[30]. В итоге, это привело к тому, что Североатлантический Альянс объявил о разрыве отношений с Россией в гражданской и военной сфере[31]. Это обстоятельство отнюдь не способствует укреплению внешней безопасности.

На самом деле, противоречия между Россией и Евросоюзом проявились еще в 2008 году, когда между Россией и Грузией разгорелась «пятидневная война». ЕС признал, что именно войну начала Грузия[32]. Казалось бы, Евросоюз на стороне России. Но и тут обнаружилась оборотная сторона. Россию объявили в провокации. Даже несмотря на то, что у самой России были иные взгляды на ввод собственных войск в Южную Осетию. В итоге, хоть и косвенно, Россия оказалась виноватой, что спровоцировала Михаила Саакашвили, но именно он начал кровопролитие, президента сменили и ЕС, вместе с НАТО, вновь стало готово сотрудничать с Грузией[33].

Похожая ситуация возникла в марте 2014, когда ЕС обвинил Россию в оккупации Крыма, в принудительном присоединении[34], а также в разжигании сепаратистского движения на Юго-Востоке Украины[35]. В итоге, Украина оказалась на пороге гражданской войны, а никаких результативных методов для урегулирования со стороны мирового сообщества не предпринимается, по причине того, что их консолидация осложняется разными взглядами по проблеме. Кроме того, несмотря на дестабилизацию политической ситуации в стране, на тот факт, что к власти пришли незаконным образом вооруженные радикалы, Рада Украины все же разработала и приняла проект по вступлению в НАТО, что привело к развитию конфликта между Западными и Восточными частями страны. В середине апреля 2014 года киевские власти направили войска на юго-восток, представляя это как «антитеррористическую операцию»[36]. Примечательна реакция ЕС на этот шаг. Он, фактически, поддерживает действия правительства, несмотря на то, что они привели к жертвам[37]. И это при том, что ЕС, как и Россия, решительно заявляет о своем намерении действовать в направлении деэскалации конфликта.

Таким образом, несмотря на все усилия дружественного сосуществования и осуществления деятельности в Черноморском регионе, ничто не оказалось застраховано от противоречий и столкновений. Очевидно, что роль российско-европейских отношений в обеспечении безопасности региона высока. Фактически, она (безопасность) напрямую от них зависит. Когда стороны осуществляют мирное взаимодействие, это повышает защищенность региона. Однако, как только происходит ухудшение отношений, над Черноморским регионом нависает угроза конфликтов. На этой почве чрезвычайно важно, чтобы содействие объединенных сил ЕС и Российской Федерации. К сожалению, зачастую, интересы отдельной стороны ставятся превыше региональной и мировой безопасности.

Заключение

Основываясь на проведенном анализе можно однозначно утверждать, что взаимодействие России и ЕС далеко не однозначное. Укрепив свою экономику, Российская Федерация вновь выступила на международную арену как полноправный участник происходящих там процессов, требующий соблюдения своих интересов. Это касается Черноморского региона, как одной из самых важных зон для России, и то, как здесь проявляется Евросоюз не всегда ее устраивает. Однако, кооперация неизбежна для обеих сторон, если они желают безопасности в Черноморском регионе. Таким образом, приоритетной задачей их сотрудничества является обеспечение безопасности в регионе. В этой связи, принципами сотрудничества выступает углубление военно-технического, экономического взаимодействия. Но реализация различных проектов в Черноморском регионе порождает спорные результаты. Сказывается непростая внешняя политика Евросоюза. Несмотря на то, что его образ неразрывно связан с демократическими ценностями, правами и свободами человека, зачастую он вынужден реагировать на происходящие вокруг него кровопролития, а, иногда, может быть, провоцируя их. Принимая участие в разрешении того, или иного конфликта, Евросоюз очень часто демонстрирует двоякую политику. С одной стороны, он поддерживает борьбу людей за демократию, с другой - не препятствует карательным операциям властей. Проведя параллели с Югославией, или Ближним Востоком и ознакомившись с материалом о войнах в тех регионах, мы найдем множество самых разных мнений, касательно действий ЕС в этой зоне. Однако, всегда будет два противоположных: либо ЕС намеренно провоцирует радикально настроенных людей на смену власти, либо отстаивает права людей на демократию, зачастую особо не задумываясь над тем, кто вообще эти люди, и действуя не всегда чистыми методами. В Югославии это привело к бомбардировке мирного населения, на Ближнем Востоке к еще большему разгоранию войн. Но что же в Черноморском регионе? Некоторые эксперты утверждают, что в Украине повторяется сценарий Югославии при поддержке ЕС и США. Возникают подозрения, что в своей внешней политике ЕС продвигает военные интересы НАТО. Такая неоднозначность и не прозрачность политики приводит к тому, что сотрудничества Евросоюза и России в сфере безопасности в Черноморском регионе оказывается под угрозой неэффективности.

К тому же, Россия категорически против продвижения Североатлантического блока к своим границам, поэтому естественно, что иногда она крайне негативно относится к действиям ЕС. Партнерство с Европой всегда было приоритетно для Российской Федерации, однако собственная безопасность важнее. Пока Евросоюз будет проводить политику ассоциации со странами бывшего СССР, такими как Грузия и Украина, Россия будет оставаться неким барьером между ними. Тем не менее, РФ позиционирует себя как надежный партнер по вопросам международного урегулирования, борьбы с терроризмом и контрабандой наркотиков.

Список использованных источников

  1. Информационное агентство: Russia Today <Russian.rt.com>
  2. Информационное агентство: Евроновости <euroua.com>
  3. Информационное агентство: The Russian times <therussiantimes.com >
  4. Информационное агентство: Газета.ru www.gazeta.ru
  5. Интернет ресурс: НАТО < http://www.nato.int/ > и др.

Список использованной литературы

  1. Редакционное издание: Россия в глобальном мире: 2000-2011/ под общей редакцией главного редактора И. С. Иванова: в 6 т. Т.3. М.: Аспект Пресс, 2012. С.
  2. Редакционное издание: Россия и мир:2014 экономика и внешняя политика/ под ред.. А.А. Дынкина, В.Г. Барановского. 2013. М.: ИМЭМО РАН, 2013.
  3. Редакционное издание: Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития/ под ред. Ю.А. Борко и О.В. Буториной. М.: Эдиториал, 2001.
  4. Статья из сборника: Восточное измерение Европейского Союза и Россия/под.ред. Ф.Казина и В.Кузнецова. 2003.В.Новгород. – С.34
  5. Статьи из журнала: Мировая экономика и международные отношения.
  6. Статьи из журнала: Российская газета < http://www.rg.ru/ >
  7. Статьи из газеты: РБК daily < http://rbcdaily.ru/ >
  8. Статья из журнала: Гегелашвили Н.А. Политика ЕС в Большом Черноморском регионе и позиция США // Россия и Америка в XXI веке. 2012. №2. <http://www.rusus.ru/?act=read&id=339 >
  9. Статья из журнала: Шелест А. Черноморский регион и проблема расширения Европейского Союза http://do.gendocs.ru/docs/index-160649.html
  10. Статья из журнала: Дергачев В.А Геополитическая архитектура Черноморского региона.// Вестник Донецкого Национального Университета. 2008. №2 http://zerkalov.org.ua/files/0-07.pdf
  11. Статья из газеты: Комерсантъ. 2002. №203. С.10
  12. Статья из журнала: Россия-Европейский Союз: возможности партнерства. 2013. №11. С 6-8.
  13. Статья из журнала: Глазова А. Зона особых интересов России//Национальная оборона. 2012. №11 http://www.oborona.ru/pages/mainpage/archive/2012/11/index.shtml

Примечание

[1] Европейский Союз и его новые соседи: разные страны, общие интересы. Вильниус, 2005. С.432 <do.gendocs.ru/docs/index-160649.html>

[2] Вестник Донецкого Национального Университета. №2, 2008. С.7

[3] Глазова А. Зона особых интересов России/А. Глазова//Национальная оборона. №11, 2012: <http://www.oborona.ru/pages/mainpage/archive/2012/11/index.shtml>

[4] Карабежкин Л. Восточное измерение политики ЕС и Россия/Л.Карабежкин//Восточное измерение Европейского Союза и Россия: сб. докладов/под.ред. Ф.Казина и В.Кузнецова. – В.Новгород,2003. – С.34

[5] Мировая экономика и международные отношения. №8, 2007. С. 43

[6] Мировая экономика и международные отношения. №8, 2007. С.47

[7] Там же. С.42

[8] <http://www.nato.int/cps/ru/natolive/topics_50349.htm>

[9] <http://www.nato.int/cps/ru/natolive/news_103663.htm>

[10] <www.nato.int/cps/ru/natolive/official_texts_25468.htm>

[11] Глазова А. Зона особых интересов России/А. Глазова//Национальная оборона. №11, 2012

[12] <http://www.nato.int/cps/ru/natolive/topics_37750.htm>

[13] <http://igkiev-alpbach.org.ua/ukraina-i-nato/>

[14] <http://igkiev-alpbach.org.ua/ukraina-i-nato/sotrudnichestvo-v-voennom-sfere/>

[15] <http://www.nato.int/cps/ru/natolive/topics_37750.htm>

[16] <http://interfax.com.ua/news/general/196353.html>

[17] <http://obozrevatel.com/abroad/94365-nato-poobeschalo-ukraine-politicheskuyu-i-voennuyu-podderzhku.htm>

[18] <www.pravda-tv.ru/2014/05/11/59130>

[19] Мировая экономика и международные отношения. №11, 2012. С. 51

[20] Россия и Америка в XXI веке. №2, 2012. <www.rusus.ru/?act=read&id=339>

[21] <http://www.nato.int/cps/ru/natolive/topics_38988.htm>

[22] Там же. С.625

[23] Россия и мир:2014 экономика и внешняя политика, под рук. А.А. Дынкина, В.Г. Барановского. 2013. С.89

[24] <http://russian.rt.com/article/25418#ixzz2x3oiJPnc>

[25] <http://www.bfm.ru/news/249725>

[26] <http://russian.rt.com/article/24650>

[27] <http://russian.rt.com/article/24298>

[28] <http://vz.ru/politics/2014/3/1/674907.html>

[29] <http://www.youtube.com/watch?v=UwEmkF2-RFM>

[30] <russian.rt.com/article/30090>

[31] <therussiantimes.com/news/10062.html>

[32] <Российская газета. № 5002, 2009. http://www.rg.ru/2009/09/23/doklad.html>

[33] <http://www.gazeta.ru/politics/2013/08/07_a_5545461.html>

[34] <euroua.com/europe/eu/2643-merkel-obvinila-rossiyu-v-anneksii-kryma>

[35] <http://elvisti.com/node/140757>

[36] <http://rbcdaily.ru/world/562949991184953>

[37] <http://ru.tsn.ua/politika/sovet-es-pozitivno-ocenil-deystviya-novoy-ukrainskoy-vlasti-352672.html>

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top