Плотникова Е.Д.

Введение

Образование – это обучение, просвещение; совокупность знаний, полученных специальным обучением.

Образование в современном мире, благодаря его функциям, играет интегративную роль при формировании социальных общностей, социальных институтов общества, формировании взаимодействующей личности. Образование является единственным институтом общества, на котором строится наибольшее количество взаимоотношений между социальными общностями и их представителями. Благодаря вложениям в качественное образование, значительно увеличивается мощность экономики страны. Образование готовит для человечества готовые образцы поведения и обуславливает возможность развития их. Именно благодаря образованию осуществляется обмен знаниями, информацией, а, следоваaтельно, и возможностями между слоями общества, между коллективами, государствами, людьми. Так осуществляется коммуникативная функция образования. Всякие функции образования обуславливают взаимодействие, интеграцию в обществе, что обуславливает гуманитарная функция образования, из которой происходят все остальные функции института образования, роль и значение которых в обществе очень существенные.

Современный этап развития гуманитарных наук характеризуется пристальным вниманием к региональной культуре, в частности к образованию. Образование на Алтае в XVlll - начала XX вв. развивалась под влиянием определенных общественных движений и хозяйственной деятельности. В современном обществе, где проблема духовной и экологической безопасности стоит особенно остро, мы можем наблюдать схожие процессы. Прежде всего, следует отметить мировую тенденцию повышения интереса к науке и образованию, интеграцию народов, которые связаны единым историческим пространством. В связи с этим снова становятся актуальными идеи исторического прошлого.

В этом смысле нуждаются в более глубоком и внимательном изучении исторические процессы Алтая, особенно развитие образования в период второй половины XVlll – начала XX вв. Образование на Алтае этого периода развивалась под влиянием общественной необходимости. Главным фактором зарождения и первоначального развития сети школ на Алтае, явилось развернувшееся в XVIII в. строительство горных предприятий, и усилившаяся, в связи с этим потребность, в подготовке квалифицированных рабочих, техников и инженеров.

В целом же на протяжении второй половины XVIII в. и первой половины XIX в. просвещение на Алтае развивалось крайне медленными темпами. В дореформенный период в округе не было учреждено ни одной средней общеобразовательной школы. На всей этой обширной территории к середине XIX в. насчитывалось только 16 начальных школ.

Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что практические потребности развития современного образования требует нового освещения таких теоретических терминов и понятий, как образование и просвещение, а также подчеркивается тем, что современное развитие общества диктует необходимость обращения к историческому опыту развития системы образования. Изучение школьного образования в России, как составной части культурной жизни страны на разных этапах ее развития, в том числе ее дореволюционного развития относится к числу актуальных проблем отечественной истории. Я выбрала эту тему. Потому что мне интересно знать, когда появилась первая школа, и как развивалось образование в Колывани.

Объектом исследования: является изучение системы образования и просвещения в Колывани в период 18 – начала 20 в.

Предметом исследования является история образования и просвещения Колывани в период 18-начала 20.

Территориальные рамки ограничены изучением образования в селе Колывань.
Хронологические рамки исследования находятся в пределах конца XVIII – середины XX века

Цель работы – изучение истории развития образования и просвещения в Колывани

в период XVIII – середина XX века.

Задачи:
1. Доказать, что появление первых учебных заведений в Колывани связано с развитием камнерезного дела на Алтае.

2. Дать оценку развитию образования и просвещения в период 18-20 вв.

3. рассказать о работе школы в военные и первые послевоенные годы.

4. Выявить основные типы учебных заведений в Колывани.

В ходе исследования были использованы следующие методы:

1. Ретроспективный метод: для воссоздания целостного представления о системе образования в Колывани, мы обратились к истории начала XVIII века, когда в России складывалась система общеобразовательной школы. А реформа системы образования закрепила преемственность всех степеней учебных заведений, программ обучения.

2. Пространственная типологизация: для исследования образования дореволюционной России мы раздробим его на следующие ступени, согласно закрепившимся за ними типам учебных заведений на: начальное, специальное.

3. Сравнительно – исторический метод: рассматривая по отдельности каждый из представленных типов учебных заведений, включенных в образовательную сферу Колывани, проводили синхронное сравнение учебных заведений.

Также мы использовали следующие методику исследования: беседа, фотографирование, анализ литературных источников.

Степень разработанности проблемы. Анализ исторических источников

Школьное дело на Алтае возникло значительно позже, чем в Европейской России. У обитавших в верховьях Оби коренных малочисленных народов до освоения данной территории русскими школ не было. С сооружением рудников, строительством и введением в действие медеплавильных и сереброплавильных заводов здесь возросла потребность в квалифицированных рабочих. Вопрос о том, когда была учреждена первая школа на алтайской земле, нередко приобретал дискуссионный характер. Некоторые видные краеведы утверждали, что горная школа при Колыванском заводе открыта в 1739 г., а при Барнаульском — в 1747 г. Эти свидетельства, оставленные исследователями С.И. Гуляевым и П.Е. Семьяновым, до сих пор не подтверждаются документальными материалами. Возможно, в трудах названных ученых речь шла об учебных заведениях, открытых по распоряжению уральского заводчика А. Демидова и, следовательно, являющихся частными школами. «Казенные» школы на Алтае не могли возникнуть раньше того времени, когда были конфискованы и переданы в управление царского Кабинета демидовские предприятия (1747—1751). В своей работе мы использовали архивные материалы Курьинского районного архива, воспоминания педагогов – ветеранов, интервью с Тихобаевой О.П., рассказ о работе в Змеевской школе Дадонова Г.А.. Педагоги – ветераны охотно рассказывали о работе школы в годы Великой Отечественной войны, показывали фотографии.

Анализ литературы по данной тематике: на многие вопросы, поставленные в работе, уже есть материал в краеведческой литературе. Печатаются статьи по данной теме в местной газете «Патриот Алтая». Периодически можно встретить статьи в газете «Алтайская Правда». Есть достаточно объемная статья о развитии системы образования в сборнике «Курьинский район на рубеже веков». Но в этой статье более подробно рассказывается о других школах района. Колывань же долгое время была самостоятельным муниципальным объектом, а позднее входила в состав Змеиногорского района. Мы в своей работе решили объединить все известные факты и сопоставить их с рассказами старожилов и дать им научное объяснение. В своей работе мы использовали воспоминания о работе школы учителей ветеранов: Ларионовой К.А., Строковой П, И. , Тихобаевой О.П., Дадонова Г.А. и др…

Построение основной части работы строится по проблемному – хронологическому принципу.

Практическая значимость. Собранный материал можно использовать как дополнительный материал для уроков истории, классных часов, факультативных занятиях. Изучение исторического прошлого важно для развития мировоззрения школьников. Россия - страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм - любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Воспитание гражданственности и патриотизма должно идти через знакомство с историей России, историей села и школы, приобщение к культурным традициям русского народа в процессе урочной и внеурочной деятельности. Данная работа это только один из этапов такой важной и необходимой работы.

Глава 1. Начало развития образования

Первые навыки будущим колыванским мастерам дали петергофские мастера еще на Локтевской фабрике. Мастера петергофцы заложили прочный фундамент алтайской школы камнерезного искусства. Профессиональный и образовательный минимум мастеров фабрики в 1803 г. состоял из умения читать, писать, знать арифметические действия и частично рисовать, а так же – шлифовать, полировать, гранить, на печатях резать, на камне литеры вырезать. Некоторые из мастеров умели лепить из воска и чертить чертежи [5, с. 223].

В 1838 г. в Колывани открыли частное училище с преподаванием основ грамоты, арифметики, рисования, что сочеталось с практическими занятиями на фабрике. Обучение начинали с 8 лет. Документы, сохранившиеся в краевом архиве, в которых имеются данные об учебных заведениях на территории нашего района, датированы 1839 годом. В них говорится, что в селе Колыванском на реке Белой имеется частное училище, готовившее рабочих для шлифовальной фабрики

Мы изучили биографию Филиппа Стрижкова, основателя Колыванской шлифовальной фабрики. И на основании основных фактов жизни Ф. Стрижкова, можно сделать следующие выводы. По указу Кабинета 8-летних мальчиков забирали из семьи для обучения ремеслу. Ученики тесали, шлифовали и полировали камни с учетом "полезности" этих работ на производстве, постигали красоту и благородство яшм и порфиров. В семье оставались дети, которые могли получить необходимые знания и навыки от отцов, как Ф. Стрижков. В 15 лет он направляется на "Главный серебро и золото держащий Колывано-Воскресенских заводов рудник Змеиногорский". Из промывальщиков руды в числе "любящих дело, стремящихся к знаниям" он переведен в ученики Змеиногорской горнозаводской школы. Она была организована, как и Барнаульская, еще до создания в 1799 г. окружного горного училища. Сроки обучения, как и в Петергофской школе, не ограничивались. Курс школьной программы включал чтение, письмо, арифметику, алгебру, геометрию, рисование, черчение и практическое распознание руд. Учащиеся подразделялись на "школьников", которым с семилетнего возраста платили жалованье, как и во всех горнозаводских школах, по 3 руб. 60 коп. ассигнациями в год и по одному пуду муки в месяц, и детей мастеровых и солдат, записываемых с 9 до 18 лет в рудоразборщики и промывальщики, получавших от 3 до 7 коп. в день и паек. Чаще всего по достижении 18-летнего возраста молодые люди либо пополняли число рабочих, либо солдат Колыванского заводского батальона. Лучшие же "по успешности" дети "низших" чинов производились в "ученики" горного и заводского производства прочее". [ 4, с. 84]

В 1858 году при Колыванской шлифовальной фабрике по инициативе И.А Злобина, был открыт рисовальный класс (см. приложение 2).. . Из воспоминаний И. Ф. Стрижкова мы более полно представляем, чем занимались в рисовальном классе, каковы были его цели и задачи. Кроме сведений об этом классе, приведенных выше, необходимо отметить, что помимо рисования с орнаментов и гипсовых фигур преподавалась лепка с этих же гипсовых фигур и орнаментов, а также "...резьба печатей и мелких украшений на камне. Это посильное слово каменодельного искусства требует особых способностей и продолжительных трудов со стороны учащегося, а потому и начинается с ранних лет. Для ознакомления с фабричными работами мальчики три дня в неделю занимаются на фабрике выделкой самых простых вешиц, пробок, печаток и сложных фигур, перспективное рисование и тушевку прямолинейных геометрических тел и орнаментов» [5, с. 171].

Он просуществовал до 1870 года. Обучение велось по сокращенной академической программе. В рисовальный класс принимались мальчики с восьми лет. Обучение продолжалось три года. Три дня в неделю ученики приобретали теоретические знания, а остальные три дня работали на шлифовальной фабрике. Курс рисования предполагал приобретение необходимых в производстве навыков: черчение и чтение чертежей изделий. Зарисовки произведений, умение работать тушью, акварелью, карандашом. Программа по линейному рисованию включала «рисование прямых и кривых линий в различных положениях по клеткам и от руки…

В музее камнерезного дела сохранился альбом. В нем 65 рисунков, из которых 33 датированы. Самые ранние работы датируются 1848 г, самые поздние – 1908г. Рисунки выполнены в основном с гипсовых постановок: голова Зевса, Аполлона, различные орнаменты, розетки цветов, трехлистника… и др. Применяется разнообразная техника исполнения: итальянский карандаш, мел, туш и акварель. Среди преподавателей рисовального класса были окончившие академию художеств в Петербурге: Андреев, Залесов [5, с. 171].

Упражняясь в рисовании ученики развивали художественный вкус, умение чувствовать и видеть форму, объем, структуру будущих изделий из камня. Сохранившиеся рисунки говорят о том, что ученики рисовального класса достаточно уверенно владели техикой работы карандашом, углем. После окончания рисовальной школы наиболее успешные ученики поступали в учебные заведения города Барнаула и некоторые даже в Петербург. Уезжали на стажировку в Италию. Так, например, Ивачев П.И. был послан в Петербургскую академию художеств, закончил ее и вернулся в Колывань классным художником 2-ой степени и впоследствии возглавлял фабрику с 1886г. (см. приложение 6) Церковно-приходские школы — самые массовые начальные учебные заведения, находящие в ведении приходов. Надо отдать им должное — они сыграли большую роль в распространении грамотности. В 1884 г. были утверждены «Правила о церковно-приходских школах».

В 1881 году открылась первая церковно – приходская школа в районе, которая была естественно в Колывани. Здание этой школы сохранилось. Сейчас это одно из помещений, принадлежащее Колыванской участковой больнице.

В 1885 году начала работу Колыванская волостная школа, в ней обучалось 15 мальчиков и 18 девочек. Есть отдельные сведения о том, что она существовала с 1836 года как частное училище(см. приложение 8). 1890 году в Колывани имелась большая библиотека, принадлежавшая горнозаводской школе, в которой занимались от 20 до 33 учащихся обоего пола, в основном дети служащих фабрики. Изучалось чтение, письмо, священная история, катехизис, линейное рисование, практический разбор руд, все по программе для начальных училищ.

Для детей крестьян и детей, родители, которых не работали на фабрике, в Колывани была отдельная школа, существовавшая за счет земства.

Старообрядцев при фабрике нет.. Раскольничье школы при фабрике не имеется… сложных фигур, перспективное рисование и тушевку прямолинейных геометрических тел и орнаментов» [5, с. 276].

Таким образом, в Колывани большое внимание уделялось обучению детей и существовала хорошо действующая система подготовки камнерезов, усовершенствованная введением в середине XIX в. специального художественного образования в целях воспитания наиболее квалифицированных кадров.

Глава 2. Учебные заведения начала 20-го века

В начале XX в. активизируется деятельность органов самоуправления по созданию системы всеобщего обучения. Движение за широкую грамотность, развернувшееся в городах и земствах страны, нашло отклик и в правительстве. Принимаются законы о материальном содействии школьному строительству со стороны государственного казначейства. В среде чиновников получает широкое распространение идея всеобщего образования, и признаётся важность работы городских самоуправлений в этом вопросе.

В быстро заселявшемся, индустриально развивавшемся регионе количество созданных учебных заведений далеко не отвечало действительным нуждам.

В 1907 году в честь рождения цесаревича Алексея Николаевича в Колывани было построено новое школьное здание (см. приложение 4,5). К сожалению, это школьное здание сгорело в начале 2000-х. Это было деревянное здание, с высокой крышей. Снаружи оно, казалось, двухэтажным. Внутри бы большой зал, в котором проводились уроки физкультуры. По периметру располагались классные комнаты. Их было – семь. Отопление было печное. Огромные печные трубы были встроены в стены и были почти незаметны. Здесь же, с северной стороны, была школьная столовая ( в 40-80-е годы 20-го века) и сцена для школьных спектаклей.

В 1911 году в Колыванской волости работали 2 училища и 3 школы грамоты.

С 1920 г началось реформирование народного образования на Алтае. В начале января 1920 г. вновь назначенный заведующий губернским отделом народного образования В. Егоршин разослал на места письма, в которых, ссылаясь на «Положение о единой трудовой школе», где были определены основные принципы преподавания в советской школе.

В 1920 в Колывани была создана первая комсомольская ячейка. Первым секретарем комитета комсомола был избран Алексей Вишняков. Комсомольцы создавали ликбезы в читальне, в школах, в частных домах. Было принято решение, что каждый комсомолец должен сам обучиться грамоте и обучить 5 человек. Избой-читальней заведовала Клавдия Киселева. Она проводила беседы, писала письма за неграмотных, организовывала кружки самодеятельности. Изба – читальня находилась в том здании, где сейчас к Колывани находится аптека. Это небольшое здание - дом одного из служащих камнерезного завода, общей площадью 50 м2. Оно и сейчас достаточно крепкое. В 1923 году в Колывани был создан первый пионерский отряд, вожатым был Гриша Козлов. В 1927-28 года активно шла работа по ликвидации неграмотности. [6]

А в период с 1936 г. по 1942г. - рассказывает Строкова П.И., работавшая в школе библиотекарем - в Колыванской школе обучалось 700-750 учащихся

Обучались ребята в четырех зданиях: семилетняя школа была в здании старой школы ив" каменной школе", где сейчас находится музей камнерезного завода. Начальная школа размещалась в "полукаменной школе", где позднее стал работать техникум, а сейчас это пустующее здание, и часть ребят начальной школы учились в так называемой "горелой школе". Она находилась на месте сегодняшней начальной школы. На месте сегодняшней средней школы стоял маленький домик, его тоже занимали под школу. Директором школы был Кленин С. Г., заведующей начальной школой - Махахеева Н. Г.

Из воспоминаний Уколовой А. П. Мы узнали, что в 1939 году был открыт восьмой класс, в 1940 году — девятый класс, потом десятый класс. Так в 1941 году школа стала средней общеобразовательной. Хотя в 40-е годы, судя по воспоминаниям педагогов – ветераном, 10-11 классы то открывали, то закрывали. И старшеклассники из Колывани заканчивали среднюю школы в соседнем поселке Колыванстрое, где была школа и ремесленное училище. А также многие колыванские ребята обучались в Колыванском сельскохозяйственном техникуме.

 Глава 3. Образование Колывани в годы Великой Отечественной войны

1941 — 1945 гг. составили особый период в работе школы. Несмотря на огромные трудности, вызванные войной, школы края стремились вооружать ребят систематическими и прочными знаниями, повышать трудовую активность учащихся. Ученики вместе со своими наставниками не только обеспечивали ремонт школьных зданий и заготовку топлива, но и участвовали в посевных кампаниях, заготовке кормов для общественного животноводства и уборке урожая. Подростки и старшеклассники шили белье для воинов Советской Армии, помогали семьям эвакуированных, принимали участие в сборе лекарственных растений, вносили заработанные средства в фонд обороны.

Ларионова К. А., работавшая в школе с 1942 по 1972 годы учителем русского языка и литературы, рассказала о том, как школа жила и работала в годы войны. В Колывань были эвакуированы учителя из Москвы, Ленинграда, Владивостока. Директором школы была Кузина Н.П. из Владивостока. Работали учителями Базилевская Н. А., Котылева В. А. - из Москвы, Корнилова В. А.—из Ленинграда.

Начало войны застало Клавдию Александровну в городе Змеиногорске, где она работала в школе. В 1941 году переехала в Колывань, здесь жили её родители. Здесь и проработала она в годы войны в школе. Вместе с родителями и их детьми переживали все тяготы военного времени и жили надеждами на полную победу. Жили и воспитывали детей по принципу: « Наше дело правое, мы победим!» ( см. приложение 9, 16).

Учебный год в школе начинался с 1 октября. В Колывани была десятилетняя школа. Учеников доходило до 700 человек по 40 учащихся в классе, было по несколько параллелей. В годы войны тетрадей не было, и ученики писали на старых газетах между строчек. Писали перьями, у кого в доме какая краска была, такую и разводили: зелёная, синяя. Учителя проверяли работы учеников ручками, заправленными отваром из свёклы.

«Бывало, зайду в класс, – вспоминает Клавдия Александровна, - говорю: «Садитесь», а дети стоят.

- В чём дело?

Выходил мальчик или девочка, показывали письмо с фронта. В письме было отмечено мамой, где нужно прочитать.

Но были и другое:

- А у нас от папы похоронная…

В годы войны имели тесную связь с фронтовиками. Вели переписку, собирали им посылки и отправляли на фронт. В посылки складывали шарфы, носки, кисеты, табак, варежки. Варежки вязали особым способом: вывязывали указательный палец, чтобы удобно было стрелять.

В школе работали тимуровские звенья – оказывали помощь семьям фронтовиков, при школе был большой приусадебный огород, на котором выращивали овощи, а в зимний период готовила обеды для детей и эвакуированных учителей, семья Строковых, которая жила в школе в маленькой комнате и работала по наведению и порядка, и тепла в школе.

За деревней находился большой огород, где выращивали морковь, свёклу, картофель. Работали все: взрослые, дети. Выращенный урожай отправляли на фронт.

В школе было печное отопление и некрашеные полы. Заготовку дров делали учителя, учащиеся и родители. Учителя пилили огромные лесины, старшеклассники распиливали на чурки по 40 см, а родители увозили на телегах, запряжённых коровами. В школе ученики 7-8 классов раскалывали чурки, а меньшие ребята складывали поленницы.

Получали хлеб по карточкам, но всё равно платили. На взрослого человека – 500 г, на ребёнка – 250 г.

Встречая новый 1945 год, в Колыванской школе установи­ли ёлку. Из фольги вырезали снежинки, клеили бумажные бусы, змейки. Из обёрточной бумаги сделали кульки и собрали скромные подарки. Ра­дости детворы не было преде­ла. Долгожданный праздник, подарки, приподнятое настро­ение взрослых. И везде - в делах, в планах, в голосе на­дежда на скорую победу.

К 9 мая в Колывани зацвели сирень, черёмуха. Тёплым ра­достным днём пришла весть о Победе. «Весть о победе пришла к нам так, – рассказывает Клавдия Александровна, - мы вели уроки, Юлия Алексеевна Романова, старейший преподаватель в школе, строго следившая за дисциплиной и порядком, узнала из рупора, который висел на улице, достаточно далеко от школы, о победе. Прибежала в школу. Открывала все двери во все классы и кричала: «Война закончилась! Война закончилась!». Мы всей школой побежали к рупору, который висел на читальном доме, сейчас на этом месте магазин «Добрыня». Здесь мы услышали о капитуляции Германии. Начали друг друга поздравлять, обнимать, целовать»[11].

Глава 4. Послевоенный период

К началу 50-х гг. все больше обнаруживалось, что школа отстает от послевоенных темпов роста общественного производства и потребности народного хозяйства в людях, обладающих широким общим и техническим кругозором, а также способностью к творческому умственному и физическому труду. Жизнь требовала от молодежи хорошей практической подготовки. Школа продолжала готовить молодых людей лишь для поступления в вузы и техникумы. Школа слабо ориентировала своих выпускников на рабочие и сельскохозяйственные профессии. В учебные планы начальных классов включается ручной труд, пятых-седьмых (с 1958 г. и в восьмых) классов — практические занятия в учебных мастерских и на учебно-опытных участках, старших классов средней школы — теоретическое и практическое производственное обучение.
Создается соответствующая учебно-материальная база, подбираются преподаватели вновь вводимых дисциплин. В 1958—1962 гг. завершилось осуществление всеобщего обязательного восьмилетнего обучения и в последующий период начался постепенный переход ко всеобщему среднему обучению молодежи.

В школах преподавателями трудятся бывшие фронтовики. В 1939 году Георгий Алексеевич Додонов закончил Рубцовское педагогическое училище и получил направление на Белорецкий рудник в восьмилетнюю школу учителем начальных классов. Первый урок, первый класс, где ты несешь полную ответственность за то, какие знания будут у ребят, полюбят ли они школу [10]. Без суеты, основательно вел уроки Георгий Алексеевич. Ученики как губка впитывали все, что он им говорил ( см. приложение 16).

Война оборвала размеренный ход жизни. В 1942 году Георгий Алексеевич был призван в армию. В городе Бийске прошел подготовку и был направлен на Волховский фронт в 310-ю гвардейскую дивизию. Затем был Ленинградский фронт. В боях под Ленинградом получил ранение, контузию. После лечения в госпитале снова фронт уже в составе 27-ой стрелковой гвардейской дивизии. За боевые заслуги у Георгия Алексеевича много наград, но солдатская медаль «За отвагу», ему дороже всех.

Возвращался домой фронтовик с надеждой на лучшее будущее. Георгий Алексеевич вернулся к своему любимому делу. Поработав в детском доме в селе Колывань, в 1948 году был назначен заведующим начальной школой на торфоразработках. Число учащихся 1-4 классов доходило до 80-ти человек.

С 1957 по 1967 год Георгий Алексеевич работал в поселке Змеевский ключ (западная часть Колывани) заведующим начальной школой. Сейчас трудно представить, что на месте 2-х десятков домов вплоть до 1960-х годов был поселок, а в начальной школе было около 60-ти ребятишек. В 1967 году Георгия Алексеевича выбрали председателем Колыванского сельского совета. В 2010 году Георгия Алексеевича не стало.

А вот еще один пример: в 1943 годы Петра Михайловича еще молодого паренька призвали в армию. Через два года он демобилизовался. После армии была сначала школа. Он учился в десятом классе, затем стал учителем в Колыванстрое. Родители жили в Колывани. Хотелось бы учиться дальше. Но не было, ни средств, ни возможностей оставить родителей преклонных лет. А так как Петр увлекался спортом, а военное дело постиг на войне, то он стал преподавателем военного дела и физкультуры. С удовольствием занимался с детьми гимнастикой, тяжелой и легкой атлетикой, лыжами, теннисом. Каждый день он вставал утром пораньше и пешком или на лыжах шел в Колыванстрой на работу, возвращался домой чаще всего уже поздно вечером (то кружки, то соревнования) [12].

В 1952 году вместе с женой переехал в Колывань ( см. приложение 15). И теперь уже стал учителем в Колыванской школе. Сами мастерили теннисные столы, размечали футбольное поле. В районе часто проводились соревнования, где ученики Петра Михайловича занимали призовые места. Иногда на соревнования брал вместо школьницы свою молодую жену. Худенькая кареглазая женщина легко за нее сходила, хотя уже сама работала в школе учителем начальных классов.

В 1950-1960-е годы еще одна школа была на Паротурбине. Паротурбина – еще одно из странных названий окрестностей Колывани, но это только на первый взгляд. В 1935 году начали разработку торфоболота. Торф был необходим для работы двух локомобилей. Электричество и станки работали еще от 2 генераторов переменного тока и гидротурбины с генератором. Генераторы были очень стары и часто ломались. Из-за недостаточного напора воды турбина давала неполную мощность и работала только для 3-ей смены. Торфоучасток располагался в 4-5 км от завода. На летний период набирали около 300 рабочих. В первое время ходили на работу пешком. Постепенно стали рыть землянки и к 40-м годам рядом с местом добычи торфа вырос небольшой поселок. Были построены новые и улучшены старые дороги, на базе местных торфяных разработок построена электростанция и поселок энергетиков – Паротурбина.

Здесь существовала начальная школа, в которой, с 1962 года учителем начальных классов, работала бывшая жительница Колыванстроя, Тихобаева Ольга Петровна. Когда же построили ЛЭП с Бухтарминской ГЭС, надобность в электростанции, работающей на торфе, отпала. Скоро не стало и поселка. Место прежнего торфоучастка и электростанции по-прежнему называют Паротурбина. Ольга Петровна еще несколько лет работала воспитателем и заведующей интернатом в Колывани, в котором жили учащиеся 9-10 классов, обучающиеся в Колыванской средней школе.

Михаил Георгиевич Чуйко родился в 1915 году в с.Чинета Чарышского района. До войны получил среднее образование, работал учителем физкультуры. 23 июня 1941 года он ушел на фронт. Призван был Змеиногорским военкоматом. В августе 1941 года получил ранение. Спустя месяц вернулся на фронт, воевал на смоленском направлении. Войну закончил в звании старшина. Награжден медалью за отвагу. После войны продолжал работать учителем в Колыванской школе.

Общий педагогический стаж учительской династии Мельниковых около 85 лет ( см. приложение 10). Наталья Михайловна родилась в 1922 году. Вовремя войны работала в школе и училась заочно в Барнаульском учительском институте на историческом факультете. В течение 37 лет Наталья Михайловна учила детей в Колыванской школе. Борис Михайлович родился в 1921 году. После окончания Рубцовского педагогического училища по специальности учитель русского языка и литературы в 1940 году был призван в армию. С 1941 по 1945годы воевал. Награжден орденами и медалями. После войны работал в Колыванском с\х техникуме (см. приложение 7), затем в Колыванской школе. Борис Михайлович и Наталья Михайловна воспитали 4 детей. Дочь Ольга пошла по стопам родителей. После окончания Барнаульского государственного университета по специальности прикладная математика, она преподавала математику в средней школе совхоза «Барнаульский. (см. приложение 13).

Минеевы Антонина Степановна и Борис Васильевич, ветеран Великой Отечественной войны, около 25 лет работали преподавателями литературы в Колыванской школе. Борис Михайлович много знал наизусть. Любил читать Блока, Есенина, Маяковского, был хорошим музыкантом. На переменах дети танцевали вальс.

Октябрьский Иван Михайлович родился в 1919 году. Вырос в селе Суетка Краснощековского района. Закончил 7 классов, а затем и педагогический институт. Работал учителем в Суетской школе. Воевал, награжден Орденом Красной Звезды. После войны работал учителем Колыванской школы.

В 1960-е годы в Колывани построено большое школьное здание – новая «каменная» школа (см. приложение 12). Это достаточно просторное помещение. Построено оно по проекту старой школы, только несколько масштабнее. Теперь уже не семь классов, а восемь и большей площади, огромный зал с удивительной акустикой, похожей на церковную, большие окна. Но само здание всегда оставалось каким-то холодным и неуютным. Сейчас в нем находится сельская библиотека.

Обучению и образованию в послевоенные годы уделялось большое внимание. Всеобучем старались охватить всех детей школьного возраста. Преподаватели в Колыванской школе в массе своей были людьми с педагогическим образованием. Среди педагогов было много мужчин – бывших фронтовиков.

Заключение. Выводы

В результате исследования установлено:

1. Развитие и становление образования в Колывани насчитывает около 200 лет. Зачатки образования начали появляться в XVIII веке.

2. Развитие образования периода XVIII – нала XX века тесно связано с развитием камнерезного дела, так как для работы на фабрике требовались грамотные специалисты.

3. В XIX веке стали развиваться такие образовательные учреждения, как горнозаводская школа, церковно-приходская школа.

4. В XX веке развивается сеть общеобразовательных школ. Задачей, которых является обучение и воспитание советского человека и ликвидация неграмотности среди взрослого населения

5. 1941 — 1945 гг. составили особый период в работе школы. Несмотря на огромные трудности, вызванные войной, школы села стремились вооружать ребят систематическими и прочными знаниями.

6. В 1958—1962 гг. завершилось осуществление всеобщего обязательного восьмилетнего обучения. В школах Колывани преподавателями трудятся бывшие фронтовики.

В рамкам небольшой работы мы пытались проследить историю развития образования в Колывани. На основании изученного материала можно сделать следующие выводы:

- Во второй половине XVIII века было положено начало школьному образованию на Алтае и в Колывани. Первыми учебными заведениями были горнозаводские школы. В них готовили квалифицированных рабочих для рудников и заводов. Но обучалась лишь небольшая часть детей. Остальные работные люди оставались неграмотными. В деревнях лишь изредка встречались грамотные крестьяне.

- В XIX в. остро встал вопрос о расширении сети школ, прежде всего начальных. Прогрессивная общественность требовала введения всеобщего начального образования. Правительство было вынуждено приступить к реформам в области просвещения, затронувшим начальную, среднюю и высшую школы. Росту сети начальных школ, буржуазная эпоха предъявляла более высокие требования. В 1907 году в честь рождения цесаревича Алексея Николаевича в Колывани было построено новое школьное здание

- На основании постановления ЦИК СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» от 14 августа 1930 года №39 в каждом населенном пункте района были образованы начальные школы для всеобщего обязательного обучения детей в возрасте 8 - 10 лет в объеме не менее 4-летнего обучения. Было открыто в Колывани 4 начальных школы

- В период с 1936 г. по 1942г. - в Колыванской школе обучалось 700-750 учащихся. Обучались ребята в четырех зданиях. Были начальные школы на Змеевском и на Паротурбине.

- В военные годы учебный год в школе начинался с 1 октября. В Колывани была десятилетняя школа.

- В 1958—1962 гг. завершилось осуществление всеобщего обязательного восьмилетнего обучения и в последующий период начался постепенный переход ко всеобщему среднему обучению молодежи. В школах преподавателями трудятся бывшие фронтовики.

Итог: В период 18 – начала 20 века существовали следующие типы учебных заведений в Колывани: горнозаводская школа, частное училище, церковно-приходская школа, рисовальный класс и общеобразовательная школа, техникум. Все типы учебных заведений главной целью считали – обучение и образование населения.

В нашем школьном музее хранятся протоколы педагогических советов 1941—43 годов и альбом «Страницы истории», где помещены списки учителей работающих в школе в 40-е, 50-е, 60-е годы. Собран материал «Золотой фонд школы», это список учащихся, закончивших школу с золотой и серебряной медалями. Так в 1957 г. золотую медаль получили Акулов Николай Егорович и Голубенкова Алла Ивановна, еще 4 человека получили серебряную медаль, в 1965 г.—золотую медаль получил Минеев Юрий Борисович, 3- серебряные медали. Сейчас мы собираем материал о современных медалистах. Это Приходько Илона, Дударенко Люба, Сомов Артем, Пимонова Наташа, Елисеева Аня.

Еще одно направление по изучению истории школы: Это учительские династии. Мы подсчитали, что общий педагогический стаж учительской династии Бучельниковых— Лазукиных составляет более 170 лет. Более 80 лет проработали в школе семьи Мельниковых, Минеевых, Ларионовых. А как широка география наших выпускников получивших высшее образование и многие из них вернулись в родное село и работают в нашей школе. Ребята школы оформили именно такой альбом.

Особый интерес представляет материал "Директора Колыванской средней школы"

Сбором материала о школе занимается каждый класс. На заседании Совета школы ребята определяют основные направления поисковой работы, затем каждый класс выбирает то, что ему кажется наиболее интересным. Очень часто мы обращаемся к учителям-ветеранам. Они охотно делятся воспоминаниями, дарят фотографии. Собранный материал мы храним в нашем музее. В музее хранятся летописи пионерской и комсомольской организаций школы. Есть летописи отдельных классов.

Уходят века, люди, события, но память о них остается в памяти людей, делах и воспоминаниях, документах. Наше исследование – это всего лишь небольшая лепта в это нужное и полезное дело.

Список литературы

  1. Вестник алтайской науки №11-12,2007г.
  2. Газета «Патриот Алтая»№ 59, 2010г.
  3. Газета «Патриот Алтая»№ 51, 2010г
  4. Гришаев В.Алтайские горные инженеры. Барнаул,1999г.
  5. Колывань. История, культура и искусство сибирской провинции 1728 – 1998. Барнаул, 1998г.
  6. Курьинский район на рубеже веков: очерки истории и культуры. Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 2003. 615с.
  7. План развертывания школьной сети, ликпунктов и изб-читален по Курьинскому району на 1927/28год. ЦХАФ АК.ФК. 83.Оп.1.Д.4.Л.26. Машинописный подлинник
  8. Список учебных заведений Томской губернии. 19век. (Архив Томского университета,127с.)
  9. Худяков А. А. История Алтайского края // Учебное пособие. Барнаул, 1971г.

Устные источники

  1. Додонов Георгий Алексеевич,1921г.р. . Курьинский район, с. Колывань//Архив музея Колыванской средней школы. Фонд устных источников. Меморат №2
  2. Ларионова Клавдия Александровна, 1920г.р. Курьинский район, с. Колывань//Архив музея Колыванской средней школы. Фонд устных источников. Меморат №1
  3. Тихобаева Ольга Петровна, 1927г.р. Курьинский район, с. Колывань//Архив музея Колыванской средней школы. Фонд устных источников. Меморат №5

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top