Парфенова Е.С.

Великую Отечественную войну 1941 – 1945 гг. можно считать тщательно изученной с точки зрения военных стратегий, истории битв, их причин и последствий. Но скупое перечисление событий даёт лишь узкую картину произошедшего, по этой причине в современной истории больше внимания уделяется месту человека в ней. Поэтому ценность индивидуальных интерпретаций непосредственных участников, очевидцев войны обратно пропорциональна их количеству.

Память бесконечна, но она обусловлена стремлением личности запечатлеть для современников опыт своего участия в историческом бытии, осмыслить себя и свое место в нем. Источники личного происхождения помогают нам объективнее рассмотреть уже зафиксированные историей факты сквозь призму личного восприятия автора. Изменение духовной ситуации в нашей стране, распад единой государственной идеологии, существовавшая в советское время монополия государства на «историческую правду», мифологизация многих страниц прошлого обострили интерес к памяти о прошлом в обществе, что также усиливает актуальность темы [1].

В некоторых случаях при составлении описаний какого-либо события исторические источники несут первостепенное значение, причем источники личного происхождения позволяют существенно дополнить другие исторические источники. Но всегда они будут являться субъективными, и именно поэтому этот источник нужно изучать, основываясь на материалах, указанных в других видах исторических источников. Этому способствует развитие такой науки, как источниковедение [2].

Удобной исследовательской опорой являются письменные и устные воспоминания непосредственных очевидцев Великой Отечественной войны. Причем, имея большое количество воспоминаний военачальников и полководцев, мы обладаем недостаточным количеством воспоминаний тружеников тыла, простых людей, прошедших по касательной через войну. Объясняется это тем, что ветераны, находясь в преклонном возрасте, малоподвижны, больны [3].

Только в результате организованных мероприятий возможна встреча с ветеранами и анализ полученной информации.

Основой для написания работы являются источники личного происхождения. Географические рамки исследования включают территорию Республики Татарстан. Собранные в архиве воспоминания можно разделить на следующие группы: воспоминания участников боевых действий, военнопленных, жителей других регионов СССР, детей и подростков «войны». Особое внимание нужно уделит последней категории людей. Тех, кого война, лишив детства, вынудила повзрослеть раньше положенного возраста. В военные годы они, так же как и взрослые выполняли непосильную работу, голодали, переживали в ожидании вестей с фронта и оплакивали погибших людей.

Большинство ветеранов отмечают, что новость о войне для них была неожиданностью, заставшей их за работой в обычный ничего не предвещающий день. «Мы получили известия о начале войны по радио. Вся деревня была на сенокосе. Услышав такую ужасную новость, мы все были потрясены. Все переживали от неизвестности. Деревенский народ не знал, что это за война, на какое время она рассчитана, никто ни о чем не знал» [2]. Так вспоминает первый день войны Салахова Латифа Махмутовна, которой на тот момент было 14 лет. Жителей Альметьевского района по воспоминаниям Фроловой Ольги Никитичны сообщение о войне застало за национальным праздником: « все собралась для проведения праздника сабантуй. Время было уже обеденное. Двое способных в электротехнике парня смастерили какую - то будку и смогли наладить радио, и благодаря им, жители нашей деревни раньше, чем в других, узнали о начале войны»[3].

Рождаемость в те годы была высокой, то есть в среднем в каждой семье было по 6 детей. Проводив на фронт мужчин, обязанность прокормления членов семьи ложилась на плечи матерей и старших детей. Но, не смотря на нехватку рабочих рук, работа продолжалась. Люди также платили налоги и всеми силами помогали военным на протяжении всех времен года: «тыл полностью работал для фронта: продовольствие, теплая одежда уходили защитникам Родины»[9], «мы отправляли продукты в виде сушеной картошки, сухарей, вязаные носки, портянки, рукавицы»[4], «целые деревни и районы отдавали свои сбережения и золотые украшения на постройку танков, самолетов, бронепоездов»[8].

Более подробную картину того, какую работу выполняли женщины можно составить, опираясь на воспоминания Салаховой Л.М. и Фроловой О.Н: «в лесах девушки, женщины пилили и таскали деревья, косили сено, обрабатывали землю, сажали и убирали урожай. Половина деревни работала в колхозе, смотрела за крупным рогатым скотом…кроме этого зимой отправляли на вырубку леса, потом оттуда бревна вывозили на лошадях» [8;9].

Практически все ветераны отмечают строгую дисциплину в селах: «за воровство зерна сажали в тюрьму, спокойно могли посадить всего из-за одной горсти. За порядком в поле следили охранники, ездили верхом на лошади, в руках были кнуты. Дети, чтобы хоть чем-то утолить голод, часто бегали в поле воровать зерно или горох, а охранники стегали их кнутом. Даже были такие случаи, что из-за горсти зерна, охранник избивал ребенка до смерти, и ему за это ничего не было. Одну женщину за 1 килограмм ворованной пшеницы посадили в тюрьму на 5 лет, а пятерых ее детей отправили в дома-интернаты» [7]; «трудовая дисциплина обеспечивалась «через желудок»: не вовремя вышел на работу, не выполнил норму - лишался обеда в столовой, а это было суровое наказание - до следующего приема пищи останешься голодным» [9].

Тем не менее, тяжелые трудовые будни сменялись праздниками, помогающими людям на некоторое время отвлечься от не менее тяжелых мыслей о происходящем: «досуг проходил достаточно весело. Клуб работал, по вечерам пели песни, танцевали, отмечали октябрьские праздники, 8 марта, Новый год. Правда, в селе свадеб не было, связи с тем, что все мужчины были на фронте» [5]. Стоит также заметить, что в некоторых источниках упоминается отсутствие празднования, каких – либо праздников, по причине занятости населения или осознания того, что в те времена не являлись подходящими.

Основываясь на воспоминаниях, можно сказать, что религия играла важную роль в психологии людей военного времени, придавала веру и надежду. Этому свидетельствуют истории: «религия в нашей жизни проявлялась слабо, ведь было атеистическое воспитание: но люди, жившие еще при царской России, были верующими, и наши мамы тайно собирались вместе почитать молитвы, но их «высчитывали» и разгоняли, не давая возможности помолиться за воюющих живых, за погибших родных и близких» [5]; «религия в жизни людей не было, церковь была закрыта с 1938 года, но бабушки иногда тайком собирались и молились, хотя это было запрещено. Как то Зою Ивановну бабушка взяла с собой на молиту, после чего об этом узнали в школе, поэтому её не принимали в комсомолы» [9].

«Я в 1941 году закончил 4-й класс, и естественно после начала войны в нашей деревне больше никто не учился. И поэтому у нас в деревне живут бабушки и дедушки, чуть моложе меня, которые не умеют ни читать, ни писать» [6] - пишет Губайдуллин Раис Миннегалиевич. В иных источниках также отмечается «срыв» обучения детей из-за войны.

Но все – таки самыми запоминающимися эпизодами для ветеранов являются те, что посвящены последнему дню войны. Они вызывают слезы и радости за победу, и печали о потери близких им людей. Губайдуллин Р.М. делится своими воспоминаниями об этом дне: «помню, как сегодня еще, я целое утро проработал в поле и весь уставший ехал на своем тракторе пообедать. И навстречу ко мне выбегает моя сестра. Она так подбежала ко мне, обняла меня сильно и сквозь слезы крикнула: «Братишка! Мы выиграли!». Мы больше не работали в этот день. И за 5 лет нашей бригаде впервые сделали замечание за прогул на полдня» [6].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что и в тылу был фронт, где также ковалась победа. Особенно территории Республики Татарстан, ведь он стал одним из крупных промышленных центров, где разместилось более 70 эвакуированных заводов и фабрик. Поэтому стоит, вспомнить людей – непризнанных героев, без участия которых все события могли бы сложиться по-другому. Тем более что их воспоминания могут выступить как важный исторический источник и помочь историкам восстановить факты, не отразившиеся в других видах источников. В частности, при реконструкции тех или иных событий.

Литература

  1. Гильманова Л.З. Воспоминания очевидцев Великой Отечественной войны как исторический источник // Прикамский регион: география, история и культура: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (18-19 апреля 2013): Сборник научных трудов. – Наб. Челны: НИСПТР, 2013, - С. 134-137.
  2. Буряк И.И., Реброва И.В. Воспоминания ветеранов о Великой Отечественной войне – важнейший исторический источник личного происхождения [электронный ресурс]. – URL: http://www.opentextnn.ru (11.01.2013 г.)
  3. Хисамиева Г. Воспоминания детей военных лет как исторический источник // Эхо веков (Гасырлар авазы). – 2011. - №1/2.- С. 106-110.

Источники

  1. Адылева В.П. Воспоминания // Фонд Музея истории г. Набережные Челны
  2. Бакирова З.И. Воспоминания // Фонд Музея истории г. Набережные Челны
  3. Губайдуллин Р. М. Воспоминания // Фонд Музея истории г. Набережные Челны
  4. Магзумьянова Х. М. Воспоминания // Фонд Музея истории г. Набережные Челны
  5. Салахова Л. М. Воспоминания // Фонд Музея истории г. Набережные Челны
  6. Фроловой О. Н. Воспоминания // Фонд Музея истории г. Набережные Челны

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top