Мишунькина М.С.

Воздушные сражения на Кубани - это серия крупномасштабных сражений советской и немецкой авиацией в апреле – октябре 1943 года над низовьями Кубани, Таманским полуостровом и Новороссийском; составная часть советского наступления в битве за Кавказ. Первый этап воздушного сражения проходил в апреле-июне 1943 года и включал в себя захват одного из крупнейших узлов немецкой обороны – станицы Крымской.

Весной 1943 года советское командование поставило цель разгромить немецкую 17-ю армию, блокированную и оборонявшуюся на подступах к Таманскому полуострове. Эта армия (командующий генерал-полковник Рихард Руофф), входившая в состав группы армий «А» генерал-фельдмаршала Эвальда фон Клейста, имела 16 дивизий. Войска Северо-Кавказского фронта (командующий генерал-полковник И.И.Масленников) в 1,5 раза превосходили врага по пехоте, танкам и несколько меньше по артиллерии. Однако к началу апреля 1943 года наступление войск Северо-Кавказского фронта уже почти месяц не имело успеха. Противник создал мощную оборону с использованием выгодной местности – плавней рек Кубань, Адагум и Вторая. Особенно сильно был укреплён участок фронта, проходивший по местности от побережья Черного моря в районе Новороссийска до станицы Крымская. Почти все высоты и населенные пункты превращались в опорные пункты и узлы сопротивления, наиболее мощным из которых являлась сама станица Крымская[1].

Поскольку превосходство в сухопутных войсках оставалось за советской стороной, недостаток своих войск немецкое командование рассчитывало компенсировать за счёт авиации и сорвать с её помощью советское наступление. Второй задачей противника было уничтожение советского плацдарма в районе Новороссийска – Мысхако («Малая земля»). В ходе сражения советское командование в ответ стало срочно наращивать численность своей авиационной группировки. Таким образом, очень быстро масштабы и задачи воздушного сражения превзошли первоначальные локальные цели обеих сторон и приняли характер битвы на уничтожение наиболее хорошо подготовленных авиационных группировок противника в преддверии решающих сражений летней кампании 1943 года[2].

Гитлеровское командование, стремясь удержать господство своей авиации в воздухе, к началу апреля 1943 года сосредоточило на аэродромах Тамани и Крыма основные силы 4-го воздушного флота (командующий генерал-полковник Вольфрам фон Рихтгофен) – свыше 1000 самолётов. Сюда были переброшены отборные части – 3-я истребительная эскадра «Удет», 51-я истребительная эскадра «Мельдерс», 54-я истребительная эскадра «Зелёное сердце» и другие, укомплектованными новыми модификациями самолётов Ме-109 и ФВ-190. Также на Тамани базировались по одной истребительной эскадрилье ВВС Румынии, Хорватии и Словакии. Помимо того, на аэродромах Донбасса и юга Украины противник сосредоточил свыше 800 бомбардировщиков Ю-88, Хе-111, Ю-87, которые так же действовали на Кубани.

Советское командование со своей стороны сконцентрировало на данном участке фронта следующие авиационные силы:

Воздушная армия

Командующий

Количество самолётов

4-я воздушная армия

Генерал Н.Ф.Науменко

250

5-я воздушная армия

Генерал С.К.Горюнов

200

Авиагруппа ВВС Черноморского флота

Генерал В.В.Ермаченков

70

Группа авиации дальнего действия

Генерал А. Е.Голованов

 

60

Таким образом, к началу апреля советская авиация в данном районе боёв располагала, около 600 самолётами и этого явно было недостаточно. Но с началом немецкого наступления (17 апреля 1943 г.) по личному распоряжению Г.К. Жукова срочно из резерва Ставки на Северо-Кавказский фронт стали перебрасываться три авиакорпуса Резерва Главного Командования и одна истребительная авиадивизия[3]. В результате в целом в район боев прибыло 300 самолетов, несколько позже – ещё 200. К 20 апреля у ВВС Северо-Кавказского фронта вместе с авиационной группой ВВС Черноморского флота, группой авиации дальнего действия и прибывшими основными силами авиакорпусов РГК с учётом понесенных потерь имелось 900 боевых самолётов, из них во фронтовой авиации до 800 (истребителей – 270, штурмовиков -170, бомбардировщиков дневных - 165 и ночных – 195).

Первое крупное воздушное сражение началось 17 апреля 1943 г., когда противник попытался ликвидировать десантные части на плацдарме в районе Мысхако (операция «Нептун), а также предотвратить дальнейшее наступление советских войск на Северо-Кавказском фронте и обеспечить переход стратегической инициативы в руки гитлеровцев. Для проведения операции была сформирована специальная боевая группа под руководством генерала Вильгельма Ветцеля (4 пехотные дивизии общей численностью 27 тыс. чел.), которую помимо артиллерии и подводных лодок поддерживала мощная авиационная группировка (более 1000 самолетов). В день наступления, по их собственному свидетельству, немцы задействовали 401 пикирующий бомбардировщик, 361 бомбардировщик, 206 истребителей, 71 штурмовик и 4 истребителя танков[4]. Так началось знаменитое воздушное сражение на Кубани, достигшее поистине гигантских масштабов. Советская авиация 17 апреля не смогла нанести немцам чувствительный урон из-за невыгодного для нее соотношения сил. Но введение в последующие дни авиационных резервов изменило ситуацию.

20 апреля 1943 г. к 11.30 (т.е. за полчаса до начала второго этапа наступления боевой группы генерала В. Ветцеля, получившей подкрепление) небо над немецкими позициями в районе Новороссийска буквально закрыли советские бомбардировщики и истребители. В первом налете одновременно участвовало до 120 самолетов[5]. Советская авиация парализовала артиллерию противника, нарушила его боевые прядки, управление и практически ликвидировала наступательную инициативу гитлеровцев на суше, сорвав тем самым осуществление операции «Нептун». Военный совет Северо-Кавказского фронта отмечал в своем приказе: «Начиная, с 20 апреля в течение трёх дней над участком десантной группы происходили непрерывные воздушные бои, в результате которых авиация противника, понеся исключительно большие потери, вынуждена была уйти с поля боя. Господство в воздухе перешло в наши руки. Этим определилась и дальнейшая наземная обстановка[6]». В целом за 20-21 апреля в воздушных боях нашими летчиками было сбито 97 и подбито 14 фашистских самолетов, за день производилось до 700 самолето-вылетов.

После 23 апреля немецкие сухопутные войска вынуждены были прекратить наступление и отойти в исходное положение, а их истребители перешли к оборонительным действиям. В первом сражении советское командование оценило потери противника в 182 самолёта, а потери своей авиации – менее 100 самолётов[7].

Среди ночных бомбардировщиков, прибывших на театр боевых действий и участвовавших в первых боях апрельских сражений, были и летчицы знаменитого авиаполка «ночных ведьм». 46-й Гвардейский Таманский женский авиаполк лёгких ночных бомбардировщиков был сформирован в октябре 1941 года по приказу НКО СССР № 0099 от 08.10.1941 года «О формировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии». Руководила созданием авиаполка Марина Михайловна Раскова. Формирование и обучение личного состава полка проводилось в городе Энгельс. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским - только женщины занимали все должности от механиков и техников до штурманов и пилотов[8].

«Ночные ведьмы» летали на учебных самолётах У-2, которые после небольшой модификации и перевооружения получили другое название «По-2» (по имени своего создателя Поликарпова). Особенностью данного самолета было то, что он отличался относительно небольшим весом и легкостью в управлении и ремонте. Данный авиаполк с начала и до окончания войны пролетал на этом легендарном самолёте, при этом, выполняя серьезные боевые задачи, которые не могли в силу своих технических особенностей выполнить летчики других, более крупных и быстроходных самолётов. Эффективность данного женского авиаполка была не однократно доказана в ночных боях, даже при плохой видимости и в тяжелых метеоусловиях[9].

Интересны воспоминания генерал-майора авиации А.М.Горбунова о женском авиаполке. «Моё личное общение с полком было с июня 1942 года по март 1943 года. Этот период был наиболее важным в истории женского авиаполка, когда приобретался и накапливался большой опыт, боевая закалка, проявлялись в боях силы и возможности. Нужно признать, что включение женского полка в состав нашей дивизии, да ещё в условиях чрезвычайно напряженной обстановки на фронте, было встречено командованием и политотделом дивизии не очень благожелательно. Мало кто рассматривал этот полк как полноценную боевую единицу. Возникли многие опасения: и то, что полк принесёт большие неприятности, и увеличение числа лётных происшествий, и что наличие в составе дивизии большого количества женщин может иметь отрицательное значение в бытовых делах и так далее»[10].

«Ночные ведьмы» впервые появляются в небе над «Голубой линией» 20 апреля 1943 г. - для усиления воздушной группировки советских войск из Краснодара было направлено восемь экипажей 46-го авиаполка лёгких ночных бомбардировщиков под руководством С.Т.Амосовой. В его задачу входили доставка медикаментов и продовольствия для обороняющихся соединений в одном из районов города Новороссийска, а так же разведка территории противника в ночное время суток и ведения боёв.

Командовавшая в апреле 1943г. работой экипажей «ночных ведьм» на «Голубой линии» Серафима Тарасовна Амосова родилась 20 августа 1914 года в семье рабочего железнодорожного депо станции Чернореченская Красноярского края. Её родителями были Тарас Антонович и Евгения Емельяновна Амосовы. Дедушка девочки Антон Амосов переселился в Сибирь из Белоруссии в конце XIX века. В 1921 году Серафима Тарасовна пошла в школу. Много участвовала в самодеятельности, занималась игрой на балалайке. В 1929 году после окончания семилетки уехала в Красноярск получать рабочую специальность, по окончании учёбы получила специальность токаря четвертого разряда. В начале 1930-х годов у девушки возникло желание стать лётчицей. После окончания планерной школы Осоавиахима она была направлена в Тамбовское авиационное училище. В августе 1936 года с отличием сдала выпускные экзамены и получила звание пилота. После этого Серафима стала пилотом Гражданского воздушного флота, водила самолеты на магистрали Москва - Иркутск[11].

В связи с военной обстановкой в Западной Европе в январе 1941 года при управлениях Гражданского воздушного флота начали создаваться учебные лётные эскадрильи, куда направлялись юноши призывного возраста. Здесь они получали основные теоретические знания и практические навыки лётного дела. Как опытный лётчик С.Т.Амосова была назначена командиром звена эскадрильи, созданной при Янаульском аэропорте, в Башкирии. Там и застала её война. В первые дни войны Серафима Амосова, как и остальные инструкторы, подала рапорт об отправке на фронт. И первый, и второй ее рапорт отклонили, мотивируя тем, что, готовя молодые кадры, Серафима принесёт больше пользы стране. Третий рапорт девушка лично передала в Казани в управление Гражданского воздушного флота. Вскоре пришла телеграмма «Освободить от занимаемой должности летчика-инструктора Амосову С. Т. и направить ее в распоряжение майора Расковой»[12]. С.Амосова сразу же вылетела в Москву, вместе с другими лётчицами училась в Энгельской авиационной школе пилотов. По окончании учёбы была направлена в полк Е.Д. Бершанской командиром первой эскадрильи, ей было присвоено звание лейтенанта. Из воспоминаний М.П.Чечневой: «Она была отличным летчиком и сразу после назначения в наш полк начала обучать нас технике пилотирования в сложных условиях и ночью. В комэске мы постоянно чувствовали большую внутреннюю силу и выдержку. Она никогда не повышала голос, никогда не раздражалась, работала без сутолоки и спешки» [13].

С.Т.Амосова героически проявила себя в боях. В сентябре 1942 года она в числе первых получила Орден Красного Знамени, а вскоре её назначили заместителем командира полка по летной части. Кроме боевых заданий, она была дежурной по полётам, тренировала прибывших новичков, переучивала штурманов на летчиц. Кроме этого были ещё и спецзадания. Более четырёхсот раз летала она на фронте днем, свыше шестидесяти раз отправлялась на поиски посадочных площадок в районы перебазирования, так как специальных аэродромов лёгким самолетам ПО-2 не отводили. Это было крайне рискованно. Всего за годы войны С.Амосова совершила 555 боевых вылетов, после расформирования полка была демобилизована[14].

Первой из группы С.Т.Амосовой в апреле 1943 года при выполнении боевого задания погибла гвардии младший лейтенант Е.И.Носаль, посмертно удостоенная звания Героя Советского Союза.

Евдокия Ивановна Носаль родилась 13 марта 1918 года в селе Бурчак Михайловского района Запорожской области Украины в крестьянской семье. Сначала работала учительницей в городе Николаеве, но после окончания аэроклуба и Херсонской авиационной школы с 1940 года стала инструктором-пилотом Николаевского аэроклуба. Службу в армии начала в 1941 году, а с мая 1942 года в составе авиационного полка попала на фронт. В ходе боев была награждена орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Красной Звезды. К апрелю 1943 года она уже была заместителем командира эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка. Ее однополчанки рассказывали: «Дусю Носаль война застала в родильном доме. При бомбежке был убит ее маленький сын,… Она приехала к нам, летала блестяще, а на приборной доске ее самолета всегда был прикреплен портрет ее мужа, тоже летчика - Грицко, так с ним и летала. Дусю первой мы представили к званию Героя Советского Союза…»[15]

Свой последний вылет командир У-2 совершила вместе со штурманом И.Кашириной в ночь с 22 на 23 апреля 1943г. Это был её 354-й боевой вылет. После проведения бомбардировки целей под Новороссийском Е. Носаль положила самолёт на обратный курс. Но внезапно справа показался силуэт вражеского самолёта и на большой скорости промчался мимо. Нисходящий воздушный поток прижал «По-2» к горам и летчицам пришлось вернуться в район цели, для того, чтобы набрать высоту. На развороте снова появился самолёт противника. И вдруг в кабине Евдокии Ивановны словно разорвался огненный шар. На мгновение Ирина Каширина была ослеплена и тут же почувствовала, что самолёт потерял управление[16].

Из воспоминаний Ирины Кашириной: «Я машинально сжала штурвал, выровняла машину. И только тогда ощутила, что лицо забрызгано кровью, и увидела, что подруга склонила голову на приборную доску. …А с управлением всё не ладилось. Дуся своим телом прижала ручку педали, пришлось оттянуть её на сиденье один раз, второй… На высоте неожиданно почувствовалась тряска мотора. Вот уже показалась линия фронта. Начался зенитный обстрел. Повернуть бы в сторону. Но нет, надо идти только вперед, иначе можно опоздать. При плохой видимости (в воздухе была густая дымка), не имея опыта пилотирования, я повела самолёт к родному аэродрому…»[17] На посадке ноги лётчицы ещё туже зажали педали. Ирине трудно было справиться с машиной, ведь ей впервые в жизни пришлось совершить посадку ночью! Уже на аэродроме штурман узнает, что-то, что показалось ей разрывом огненного шара, на самом деле было разрывом пушечного снаряда, пущенного в упор немецким летчиком.

Из воспоминаний летчицы авиаполка Р. Ароновой: «В ночь на 23 апреля 1943 года Евдокия Носаль совершила свой 354-й боевой вылет. Наши войска с тяжёлыми боями преодолевали «Голубую линию» - систему укреплений северо-западнее Новороссийска. Бомбардировщики получили приказ помочь наземным войскам: бомбить технику и живую силу врага. Выполнив задание, Дуся Носаль со своим штурманом Ириной Кашириной возвращались на аэродром. И вдруг на них бросился вражеский истребитель "мессершмитт". Враг неожиданно атаковал самолёт и выстрелом из пушки убил лётчицу. Осколки снарядов пробили обе кабины, самолёт стал терять высоту. …Ирина взяла управление на себя. Ей было очень трудно, не было практики самостоятельных полётов. Но она всё-таки долетела и благополучно приземлилась на аэродроме. Дуся Носаль сидела в кабине, склонившись на штурвал: осколок снаряда[18] угодил ей в самое сердце»[19].

Как отметила бывшая летчица полка Н.Меклин, штурману И.Кашириной было трудно еще и оттого, что «тело убитой летчицы сползало вниз, давило на ручку управления. Время от времени… приходилось бросать управление, вставать и подтягивать Дусино тело кверху…»[20]

Е. Носаль была похоронена в станице Пашковской. Немного позже рядом появятся еще три могилы летчиц полка - П.Макагон, Л. Свистуновой, Ю. Пашковой. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии младшему лейтенанту Носаль Евдокии Ивановне было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Она стала первой женщиной-летчиком, удостоенной такой чести во время Великой Отечественной войны. А Ирина Каширина была награждена орденом Красного Знамени. После гибели Евдокии Носаль её самолёт перешел к Ирине Себровой[21].

С 28 апреля 1943 года развернулись крупные воздушные сражения в районе станицы Крымская, которые продолжались с небольшими перерывами вплоть до 10 мая. Немецкое командование попыталось действиями авиации сорвать советское наступление в районе Крымской, которое было запланировано на 29 апреля 1943 года. С утра 28 апреля немецкие бомбардировщики группами по 10-15 самолётов пытались сбросить бомбы на боевые порядки наших войск. За день противник совершил 850 самолёто-налетов. Советские истребители для отражения воздушного противника произвели 310 самолётов-вылетов и сбили в воздушных боях 25 вражеских самолётов, потеряв 18 своих. С этого дня над станицей Крымская началось воздушное сражение, которое с небольшими перерывами продолжалось в течение двух недель[22].

В ночь на 29 апреля 1943 года советская авиация провела ответную операцию по подавлению вражеской обороны в полосе будущего наступления. В течение трёх часов над полем боя действовало 144 бомбардировщика (в том числе и ночные бомбардировщики 46-го Гвардейского Таманского авиаполка), 82 штурмовика и 265 истребителей, которые прикрывали бомбардировщики. В течение суток наши лётчицы и лётчики произвели 1308 самолёто-вылетов, из них 379 вылетов ночью. В 50 воздушных боях они уничтожили 74 вражеских самолёта, зенитным огнём было сбито ещё 7 самолётов. Со стороны противника было отмечено около 700 самолёто-пролетов, инициатива в воздухе перешла в наши руки. В боевом донесении штаба Северо-Кавказского фронта в Генеральный штаб так оценивались результаты действий авиации за 29 апреля: «ВВС фронта, добившись превосходства в воздухе, ночью и днем уничтожали живую силу и артиллерию противника, прикрывали наши части в полосе 56-й армии. В течение дня вели ожесточённые непрерывные воздушные бои»[23].

46-й Гвардейский Таманский женский авиаполк легких ночных бомбардировщиков в это время располагался в станице Ивановской, в 80-ти километрах от «Голубой линии». Их аэродром находился на окраине станицы, взлётной полосой служило чистое поле. Для врага их самолёты с воздуха были не видны, они были тщательно замаскированы под деревья и кустарники. Маскировке отводилось особенно много времени и сил, что объяснялось слабостью противовоздушной обороны импровизированных аэродромов. В станице Ивановской было большое лётное поле, но порой на нем скапливалось так много самолётов, что им становилось тесно, и тогда их разруливали по улицам и маскировали[24].

Нередко «По-2» возвращались на аэродром с пробоинами в плоскостях.

«- Это где же вас так угораздило? – спрашивали техники.

- В районе Крымский. Зато и фашистам досталось!

- А вас где? – слышалось около другого самолёта.

- В районе Варениковской. Ну и огонь был! Пять минут нас держали в прожекторах» - писала в своих воспоминаниях Магуба Сыртланова[25].

В силу технических особенностей По-2 (низкая скорость, слабое вооружение) летчицам нередко приходилось снижаться к самой земле, чтобы не промахнуться мимо цели. Летчица Дина Никулина вспоминала, что однажды пилот Магуба Сыртланова и её штурман Ася Пинчук снизились над целью для точности попадания. Но когда раздался взрыв, самолёт так сильно подбросило взрывной волной, что Магуба на какой-то момент упустила управление. Но зато и радовались же они удачному попаданию! «Даже запели в воздухе, - вспоминала Магуба, - благо слушать было некому. Пели мы прямо сказать неважно»[26].

А Женя Руднёва после одного из боёв в те дни писала Дине Никулиной:

Помнишь, когда переправу разбили,

Радость сдержать не хватало нам сил.

Ты и на ручку «совсем не давила»,

А ветер на крыльях домой уносил…[27]

Боевые «ночи-максимум» чередовались с периодами затишья, когда по указанию командования полк в целом не летал, а на боевую работу отправлялись лишь отдельные экипажи.

Летчица Галя Докутович написала в те дни стихотворение, особенно полюбившееся девушкам:

Грозными армадами идут бомбардировщики,

А над нами стайками вьются ястребки.

Дрогнет враг, попятиться, в гости к нам не прошенный,

Побежит с разгневанной солнечной земли[28]!

В ночь со 2 на 3 мая 1943 г. не вернулся с боевого полёта экипаж Лёли Санфировой и Руфины Гашевой. Эти летчицы к тому времени имели на своём счету уже несколько сот боевых вылетов. О.Санфирова до войны работала в аэрофлоте, окончила Батайскую школу ГВФ, искусно владела техникой пилотирования. Р.Гашева слыла одним из лучших штурманов полка. Именно в день этого вылета обе девушки получили гвардейские значки, а Лёля Санфирова – орден Красного Знамени[29].

«Летели уже в третий раз, - рассказывала потом в полку Р. Гашева. - Бомбили скопления автомашин противника. До цели оставалось немного. Вот изгиб дороги. Здесь наша цель. Развернулись на боевой курс. Вдруг прямо в мотор ударил снаряд. Мотор перестал работать. Цель под нами. Бросаю бомбы. Самолёт дрогнул. Высота уменьшалась с неимоверной быстротой. Позади – пожар от наших бомб, впереди – линия фронта… Но вот уже земля. Самолёт падает на территорию занятую врагом. Поднялась неистовая стрельба. Нас заметили. Взяв планшеты, мы быстро выскочили из самолёта, выстрелили в него из ракетницы, подожгли, а сами отползли в сторону и добрались ползком до железнодорожной насыпи. Через каждые пятьдесят метров – немецкие пули. Временами они освещали дорогу ракетами»[30].

Целые сутки девушки прятались на болотах от пытающихся их обнаружить немцев. Далее штурман вспоминает: «Второе мая 1943 года. Сегодня день рождения Лёли Санфировой. Что бы ей подарить? Роюсь в карманах брюк, нахожу несколько семечек подсолнуха и даю ей. В эту ночь нам пришлось пробираться через кучи сваленных деревьев, противотанковый ров и две небольшие речушки. На рассвете следующего дня мы вышли к передовым позициям наших частей. Нас очень радушно приняли и помогли добраться до полка»[31].

Боевую доблесть полка не могло ни заметить командование. «Ночные ведьмы» отличились во многих операциях по освобождению Северного Кавказа и Кубани. 1 мая 1943 г., в соответствии с приказом о присвоении полку звания Гвардейского, все летчицы получили гвардейские значки, многие впервые получили офицерские звания, отличившиеся – ордена и медали. Но вручение «ночным ведьмам» Гвардейского знамени откладывалось из-за очередной перебазировки полка.

С 1 по 10 мая советская авиация непрерывно наращивала удары по укреплениям и скоплениям пехоты противника в районе «Голубой линии». Результат не замедлил сказаться: в течение 3 мая и в ночь на 4 мая 1943 года войска 56-й армии полностью освободили станицу Крымскую, а к 6 мая с упорными боями продвинулись на глубину до 10 километров. Всего за период с 29 апреля по 10 мая 1943 года 4-я воздушная армия, ВВС Черноморского флота и авиация дальнего действия произвели 12000 самолёто-вылетов, проведено 285 воздушных боёв и уничтожено 368 самолётов врага.

Тактика советской авиации в эти дни носила ярко выраженный наступательный характер. Над полем боя обычно первыми появлялись 3-4 пары истребителей для выяснения воздушной обстановки передачи информации о ней на главную радиостанцию наведения. За ними через 10-15 минут подходили более крупные группы истребителей, которые отгоняли патрулирующих вражеских истребителей или связывали их боем. Только затем над целью появлялись группы бомбардировщиков (в том числе и «ночных ведьм») и штурмовиков в сопровождении истребителей, которые атаковали цель с нескольких заходов. Такое взаимодействие резко снижало потери от истребителей противника даже при значительной насыщенности ими района боевых действий. Бомбардировщики противника, пытавшиеся нанести удары по советским войскам, встречали активное сопротивление наших истребителей и вынуждены были сбрасывать бомбы с высот не ниже 3000 – 5000 метров, как правило, с одного захода и в большинстве случаев неприцельно. На сравнительно узком участке фронта (25-30 километров) в день происходило до 40 воздушных боёв, в ходе которых с обеих сторон участвовало 50-80 самолётов[32].

После окончания боёв за Крымскую было решено окончательно централизовать управление советскими ВВС. Штаб ВВС фронта был упразднен, а командующий ВВС фронта генерал К.А.Вершинин вступил в командование 4-й воздушной армией. Ранее командовавший этой армией генерал Н.Ф.Науменко убыл на другой фронт. В течение мая 1943 года обе стороны готовились к дальнейшим наземным боям. Сократилась и активность авиации, при этом производилось её пополнение после апрельских потерь. К 25 мая немецкая авиация располагала 700 самолётами, а советская 4-я воздушная армия – 924 самолётами.

26 мая 1943 года войска советских 56-й и 37-й армий перешли в наступление. Перед этим штурмовики поставили дымовую завесу на участке прорыва. Авиационная подготовка носила характер массированного удара, в котором участвовало 338 самолётов, в том числе 84 дневных и ночных бомбардировщика (в частности и 46-й Гвардейский Таманский авиаполк), 194 штурмовика и 150 истребителей. За первые шесть часов боя советские войска продвинулись на глубину 3-5км, захватив первую и вторую позиции противника[33].

Для ликвидации угрозы завершения прорыва своей главной полосы обороны немецкое командование бросило в бой всю имеющуюся в его распоряжении авиацию. Во второй половине дня 26 мая 1943 года противник нанёс по советским войскам массированный удар бомбардировщиками 4-го воздушного флота, которые были привлечены с аэродромов Крыма и юга Украины (до 600 самолётов). В течение трёх часов на участке прорыва было отмечено более 1500 самолёто-пролётов врага. Защитная артиллерия фронта и истребители 4-й воздушной армии не смогли отразить этот массированный удар. Фашистским лётчикам удалось временно захватить инициативу в воздухе в полосе главного удара Северо-Кавказского фронта. Это тяжело сказалось на положении наших сухопутных войск. Также необходимо признать, что к такому повороту событий советское командование оказалось не готовым. Хотя в бой была брошена вся авиация, она совершала не более 1000 вылетов в сутки. Частым явлением стало связывание советских самолетов боем с вражескими истребителями, что делало нередко невозможным прорыв к целям наших бомбардировщиков. Исходя из такого положения, меняется тактика работы советских бомбардировщиков - их теперь сопровождали во время выполнения боевых заданий истребители. Так в частности, работали и «ночные ведьмамы», но нередко они вылетали ночью на позиции врага и без сопровождения пятёрки истребителей.

27 мая 1943 года сохраняя господство в воздухе, в течение дня гитлеровская авиация совершила 2658 самолёто-пролётов. В воздухе и на земле для советской армии создалась сложная обстановка. Наступление и особенно манёвр наших войск на поле боя в дневное время затруднялись из-за непрерывных атак авиации противника большими группами по 50-100 самолётов. В этих условиях К.А.Вершинин и А.А.Новиков жёстко потребовали от истребительной авиации уничтожать немецкие бомбардировщики до их подхода к линии фронта. Если истребители не выполняли охрану бомбардировщиков, то свободные машины переориентировались на патрулирование группами на путях подхода авиации противника и впервые были созданы группы «свободных охотников». Экипажи бомбардировщиков и штурмовиков ориентировались на максимальное участие в бою с истребителями противника.

Для того чтобы ослабить активность немецкой авиации, вновь были усилены ночные удары по гитлеровским аэродромам, чем активно занимались бомбардировщики 46-го авиаполка. После прибытия на новое место базирования в июне 1943 года под Геленджик группа С.Т.Амосовой поступила в распоряжение командующего ВВС Черноморского флота генерала В.В.Ермаченкова. В боевую задачу летчиц входила дневная разведка местоположения противника, помощь наземным войскам и боевые ночные вылеты. «Ночные ведьмы» именно здесь в момент распутицы, что свойственно для Кубани в весеннее время, стали активно использовать деревянные настилы (как их называли сами лётчицы «аэродром-подскок»).

Непрерывные воздушные сражения продолжались вплоть до 7 июня 1943 года. Всего с 25 мая по 7 июня 1943 года советские лётчики совершили 10250 самолёто-вылетов, в 364 воздушных боях уничтожили 315 самолётов. В боях на кубанском плацдарме, и особенно во время боёв за станицу Крымская, Киевская и Молдаванская советские лётчики и лётчицы всех авиационных подразделений проявили образцы героизма, мужества и отваги. 52 лётчикам было присвоено звание Героя Советского Союза, некоторым посмертно (как Е.И. Носаль).

В начале июня 1943 г. у командования наконец-таки появилась возможность вручить героическим «ночным ведьмам» заслуженное ими Гвардейское знамя. 9 июня 1943 года в полк, квартировавший в станице Ивановской, прибыл командующий авиационным соединением Константин Андреевич Вершинин и ряд высших офицеров. Летчицам был зачитан приказ Верховного Главнокомандующего о присвоении полку звания Гвардейского. Затем член Совета А.Д.Вееров, сняв чехол с древка, передал знамя командиру полка Бершанской. Она развернула знамя и поцеловала его край. По воспоминаниям М.Чечневой речь командира женского авиаполка Е.Д.Бершанской начиналась со слов: «Товарищи гвардейцы! Принимая Гвардейское знамя, дадим клятву, что высокое звание гвардейцев оправдаем с честью в ожесточённых боях с врагом… Мы, советские женщины, пронесем Гвардейское знамя через фронты Отечественной войны до окончательного разгрома врага! Будем предано служить Родине, защищать её мужественно и умело, не щадя своих сил, крови и самой жизни![34]». Каждая из лётчиц полка произнесли слова клятвы. А потом знаменосцы Наталья Меклин, Ирина Каширина и Екатерина Титова пронесли знамя перед строем. Затем полк приветствовали командующий и член Военного Совета (ещё на Волге напутствовавший девушек на ратные подвиги), представители соседнего полка, боевые подруги из полка «Петляковых».

Из воспоминаний многих лётчиц полка можно сделать вывод, что день 9 июня 1943 года всем хорошо запомнился. А особенно часто всплывают слова выступления с речью Тани Макаровой: «Наш полк – это моя гордость. Мы стали гвардейцами, и теперь я ещё более горда. Что такое гвардия? Это лучшее, что есть в армии! Гвардия, говорят, умирает, но не сдается. Да, мы тоже готовы отдать жизнь за Родину! Но наша задача – не умирать, а жить и бороться за счастье и процветание Родины»[35].

Таким образом, в целом в воздушных боях на Кубани с 20 апреля по 7 июня 1943 года противник потерял свыше 1100 самолётов, из которых 800 было сбито в воздушных сражениях (по советским данным). Немецкие историки отрицают значительность понесённых немецкой авиацией потерь, считая их обычными для боевых действий и во много раз меньшими потерь советской авиации. В последние два десятилетия это мнение повторяют и некоторые отечественные исследователи. Так, О.Каминский в статье «Мессершмитты над Кубанью» («Авиация и Время» № 5, 2005) утверждает, что в боях с 17 апреля по 7 июля было убито всего 24 немецких лётчика-истребителя, что соответствует потере примерно 50 самолётов. При этом такими авторами, как правило, не оспаривают немецкие сообщения о победах, согласно которым в сражениях над Кубанью, уничтожены в воздушных боях свыше 1000 советских самолётов и 300 самолётов сбито зенитным огнём. Таким образом, по донесениям обеих сторон было сбито больше самолётов, чем противная сторона имела в наличии, то есть говорить о достоверности сообщений о победах не приходится. Точные данные потерь сторон неизвестны[36].

Так или иначе, но в начале июня 1943 года советская авиация вновь вернула себе инициативу в воздухе. Накал воздушных сражений стал затихать. Обе стороны стали постепенно сокращать свои авиационные группировки на Кубани и перебрасывать авиацию к местам будущих главных сражений на центральном участке фронта. Задача уничтожения 17-й немецкой армии было отложена до осени. В целом в результате сражений советская авиация достигла поставленной перед ней цели, что имело важное значение для завоевания стратегического господства в воздухе на всём советско-германском фронте летом 1943 года. Воздушные сражения на Кубани оцениваются в советской исторической науке положительно ввиду значительного подрыва воздушной мощи люфтваффе на всём фронте. Военный совет Северо-Кавказского фронта в своём приказе от 21 июня 1943 года отмечал: «В результате воздушных сражений победа, бесспорно, осталась на нашей стороне. Противник не добился своей цели. Наша авиация не только успешно противодействовала врагу, но одновременно вынудила немцев прекратить воздушные бои и убрать свою авиацию[37]…»

Летчицы 46-го авиаполка легких ночных бомбардировщиков выполняли в воздушных боях свою особую функцию. В их задачи входили точечные бомбоудары, наносимые с малой высоты. Боевые задачи летными экипажами «ночных ведьм» выполнялись в большинстве случаев в обстановке господства в воздухе авиации противника, его мощной противовоздушной обороны, в сложнейших метеорологических условиях. За мужество и героизм в боях с гитлеровскими оккупантами 46-й ночной бомбардировочный авиационный полк был удостоен звания «Гвардейский». Тактика боевых действий лётных экипажей полка, по нашему убеждению, заслуживает глубокого изучения с точки зрения оперативно-тактической подготовки лётчиков и штурманов. Тактика «максимальных ночей» в период боевых действий при освобождении Кубани, когда лётные экипажи за одну ночь совершали по 20 боевых вылетов, для бомбардировки наземных целей противника является беспрецедентной в истории военной авиации.

Список используемых источников и литературы

Источники

1. Аронова Р. Ночные ведьмы. - М., 1980.

2. Вершинин К.А. Четвёртая воздушная. - М.: Воениздат, 1975.

3. Вершинин К.А.. В боях за Кавказ. - М.,1954.

4. В небе фронтовом. Сборник воспоминаний советских лётчиц - участниц Великой Отечественной войны. Т.1. - М.: Молодая гвардия, 1971.

5. Голубева-Терес О. В ночном небе. Страницы из лётной книжки. - М., 1988.

6. Гельман П. О боях, пожарищах и друзьях-товарищах. - М., 1995.

7. Героини Советского Союза. Сборник материалов о героическом перелёте на самолёте «Родина». - Ростов-на-Дону, 1938.

8. Гречко А.А. Битва за Кавказ. - М.: Воениздат.1967.

9. Дочери Родины. Сборник. Т.2. - М.: Советская Россия, 1975.

10. Кравцова Н. От заката до рассвета. - М., 1969.

11. Кравцова Н. На горящем самолёте. - М., 1969.

12. Кравцова Н. Вернись из полета. - М.,1979.

13. Покрышкин А.И. Небо войны. – М..:Воениздат, 1980.

14. Ракобольская И. Кравцова Н. Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й Гвардейский полк ночных бомбардировщиков. М.: Издательство Московского университета, 2005.

15. Руднева Е.М. Пока стучит сердце. - М.: Молодая гвардия, 1958.

16. Ракобольская И. Пока стучит сердце. Дневники и письма Героя Советского Союза Евгении Рудневой. - М.,1995.

17. Ракобольская И. 46-й Гвардейский // Славные дочери советского народа. - М., 1948.

18. Чечнева М. Самолеты уходят в ночь. - М., 1961.

19. Чечнева М. Боевые подруги мои. - М., 1975.

20. Чечнева М. Повесть о Жене Рудневой. - М., 1978.

21. Чечнева М. Ласточки над фронтом. - М., 1984.

22. Чечнева М.П. Сибирячка. - М. 1970.

23. Чечнева М.П. А все-таки мы счастливые. - М., 1976.

24. Ширер У. Взлёт и падение третьего рейха. - М., 1991.

Литература

25. Антонов А.И., Баграмян И.Х. История ВОВ. Т.6. Т 2. – М., 1963.

26. Воздушные сражения на Кубани // Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия / Гл.ред. М.М.Козлов. – М.: Сов.Энциклопедия, 1985.

27. История Второй Мировой войны. Т.6. – М.: 1986.

28. Магид А.С. Гвардейский Таманский авиационный полк. - М., 1961.

29. Минаков В.И. Под крылом – Цемесская бухта. – Краснодар, 1979.

30.Никифоров В.Г. Советская авиация в битве за Кавказ (июль 1942 - сентябрь 1943) // Военно-исторический журнал. - 1971. - № 8. - С.11-19.

31. Советские Военно-Воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - М., Воениздат, 1968.

32.Юрина Т.И. Новороссийское противостояние: 1942-1943 гг. – Краснодар: ООО «Книга», 2008.

Примечания

[1] Воздушные сражения на Кубани // Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия / Гл.ред. М.М.Козлов. – М.: Сов.Энциклопедия, 1985. – С.165-166.

[2] Воздушные сражения на Кубани // Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия / Гл.ред. М.М.Козлов. – М.: Сов.Энциклопедия, 1985. - С.832.

[3] Минаков В.И. Под крылом – Цемесская бухта. – Краснодар, 1979. – С.89.

[4] Данные А.А.Гречко даны по: Юрина Т.И. Новороссийское противостояние: 1942-1943 гг. – Краснодар: ООО «Книга», 2008. - С. 262.)

[5] Данные подполковника Г.Д.Пшеняника (Юрина Т.И. Новороссийское противостояние… - С. 274.)

[6] Там же.

[7] История Второй Мировой войны. Т.6. – М.: 1986. – С.107

[8] Ракобольская И., Кравцова Н. «Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков». 2-е издание, дополненное. — М.: Издательство МГУ, 2005.

[9] Там же. С. 123.

[10] Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. - М.: Воениздат, 1987. - С.911.

[11] Чечнева М.П. Боевые подруги мои. - М. 1967. - С. 134-135

[12] Чечнева М.П. Сибирячка. - М. 1970. - С.123-133.

[13] Чечнева М.П. Боевые подруги мои. - М. 1969. - С. 233-235.

[14] Чечнева М.П. А все-таки мы счастливые. - М. 1976. - С. 124-127.

[15] Ракобольская И., Кравцова Н. «Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков». 2-е издание, дополненное. - М.: Издательство МГУ, 2005.

[16] Там же. С.- 234-236

[17] Чечнева М.П. Боевые подруги мои. М.: ДОСААФ. 1975. - С. 341.

[18] Немецкий истребитель Ме-109 был оснащен 20-мм авиапушкой и двумя пулеметами. Советский легкий бомбардировщик По-2 (бывший учебный самолет У-2) не имел броневой защиты, из элементов вооружения на нем были установлены только 4 бомбодержателя и пулемет.

[19] Аронова О.С. Ночные ведьмы. – М., 1980. – С. 150.

[20] Кравцова Н. На горящем самолете. – М., 1979. С. 134-137.

[21] Там же. С. 138-140.

[22] Воздушные сражения на Кубани // Великая Отечественная война 1941–1945: энциклопедия /Гл. ред. М.М. Козлов. - М.: Сов. Энциклопедия, 1985. - С. 165-166.

[23]Цитата по: Ширер Уильям. Взлёт и падение третьего рейха. - М., 1991. - С.145-147.

[24] Ракобольская И., Кравцова Н. Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков. 2-е издание, дополненное. — М.: Издательство МГУ, 2005.

[25] Чечнева М.П. Боевые подруги мои. - М., 1967. - С. 134-135.

[26] Чечнева М.П. А все-таки мы счастливые. - М., 1976. - С. 124-127.

[27] Голубева-Терес О.Т. Страницы из лётной книжки. – М.: Воениздат, 1988. - С. 120.

[28] 28 апреля 1943 года, станица Ивановская

[29] Голубева-Терес О.Т. Страницы из лётной книжки… С. 123-126.

[30] Там же.

[31] Антонов А.И., Баграмян И.Х. История ВОВ. Т.6. Т 2. – М., 1963. - С. 123-124.

[32] История. Второй Мировой войны. Т.6. – М.: 1986. - С.167-178.

[33] Вершинин К.А.. В боях за Кавказ. - М. 1954. - С.234.

[34] Чечнева М. Память - это не только воспоминание. - М. 1975. - С.123-138.

[35] Гельман П. О боях, пожарищах и друзьях-товарищах. - М., 1995. - С.65-76.

[36] Ширер Уильям. Взлёт и падение третьего рейха. - М.. 1991. - С.147-156.

[37] Покрышкин А.И. Небо войны. – М..:Воениздат, 1980. - С. 123-134.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top