Яхина Н.Н.

Введение

Актуальность темы исследования. Действующая концепция государственной национальной политики ставит своей главной задачей преобразование России в государство, которое, будучи государством для человека, дает возможность самореализоваться каждому народу посредством различных форм национально-культурного самоопределения. Особое внимание она обращает на то, что в основу федеральных и региональных программ национально-культурного развития народов России «должна быть положена система мер, направленных на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, расширение сотрудничества и духовное взаимообогащение граждан всех национальностей».

Республика Башкортостан является одним из поликультурных регионов, исторически сложившихся на территории России. Население республики разнообразно по этническому составу, где проживает около 130 национальностей. В регионе высока интенсивность межэтнических контактов, поэтому важно как для коренного населения, так и для других народов, проживающих на территории республики, не забывать о своей национально-культурной самобытности.

Одной из форм национально-культурного самоопределения, способствующих сохранению культуры и поддержанию этнопсихологического склада народов Башкортостана стали историко-культурные центры (ИКЦ).

Историографический обзор. Происхождение, история, культура, традиции, быт башкир, всегда пользовались большим интересом у исследователей различных времен.

Культура Башкортостана нашла отражение в работах, таких авторов как М.В. Мурзабулатов[1]. Его работы посвящены демографическим процессам в Башкортостане, Работы Д.Ж. Валеева[2] посвящены национальному возрождению башкирского народа. Историк Б.Х. Юлдашбаев[3] посвятил несколько работ состоянию башкирского языка в современном обществе. Также проблемам функционирования башкирского языка в современном обществе посвящена статья Ф. Г. Хисамитдиновой[4].

В 2002 году был издан фундаментальный труд «Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки» под редакцией Р.Г. Кузеева[5], где дана этнологическая характеристика народам республики. В современной историографии Башкортостана книга явилась первым опытом комплексного историко-этнографического исследования проживающих в ней народов, в которой дается глубокий анализ демографических и этнокультурных последствий вхождения Башкирии в состав России.

С конца XX века тема историко-культуроных центров стала очень актуальной, изданы различные публикации в газетах, журналах и т. д. Так о создании, работе историко-культурных центров, в частности башкирских, пишут такие авторы как: Н.В. Бикбулатов[6], А.Р. Хабибуллина[7], Н.М. Калмантаев, Р.Г Курбангулов, Н.А Мажитов[8].

Работы В.Я. Бабенко[9], Р.Г. Кузеева[10], Ю. Антипиной[11], Р. Мерясовой[12], С. Шитовой[13], В. Байбулатова[14] посвящены различным этническим группам проживающих на территории Башкортостана. Так же, они освещают и деятельность историко-культурных центров этих народов.

Таким образом, несмотря на обширную литературу в области теоретических разработок об этносе, исследования о факторах и сферах взаимодействия национальностей, этническим вопросам, особенностям этнодемографического развития, в том числе и в условиях новых форм национального развития, возникших в Республике Башкортостан на рубеже ХХ – ХХI вв. посвящено ограниченное количество работ.

Анализ источников

Для исследования процесса межнационального взаимодействия и межэтнических контактов на территории историко-культурных центров РБ был привлечен широкий круг источников.

Нормативно-правовые документы международного, федерального и регионального уровней в области национально-культурного развития народов, Указ Президента РБ от 10 июня 1994 № УП-264 «О создании историко-культурных центров в Краснокамском и Баймакском районах и мерах по более полному удовлетворению культурных и религиозных потребностей народов Башкортостана». Также, Постановление Кабинета министров РБ от 23 декабря 2002 г. № 369 «О программе по изучению, возрождению и развитию фольклора народов республики Башкортостан. Формирование новых политических институтов, условий и форм общественно-политической жизни[15]. Представлены материалы Всемирного курултая башкир в общественно-политической жизни Республики Башкортостан, сборник документов и материалов[16].

Текущее делопроизводство органов государственной исполнительной власти РБ: Правительства РБ, Министерства культуры и национальной политики РБ, Министерства образования РБ, Управления по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве РБ, Государственного учреждения Дом дружбы народов РБ, материалы ассамблей народов России и РБ, общественных объединений.

Предметом исследования является башкирские историко-культурные центры, их деятельность по сохранению и передачи культурного наследия башкирского народа нынешнему поколению.

Территориальные рамки работы охватывают территорию Республики Башкортостан в современных границах.

Хронологические рамки исследования охватывают конец XX-начало XXI вв. Данные хронологические рамки позволяют изучить комплекс вопросов, связанных с деятельностью башкирских ИКЦ в Башкортостане.

Теоретическая и практическая значимость исследовательской работысостоит в том, что материалы могут быть использованы при подготовке к практическим занятиям, для публикации в периодической печати и электронных изданиях, а также при подготовке к научно-практическим конференциям.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является изучение башкирских историко-культурных центров как новой формы сохранения традиций и культуры народа. Исходя из цели, выдвигаются следующие задачи:

  1. Рассмотреть проблемы башкирского этноса на современном этапе;
  2. Проанализировать предпосылки создания башкирских историко-культырных центров;
  3. Изучить действующие башкирские историко-культурные центры (Темясово, Саитбаба, Сарайлы).

Глава I. Сохраниение культурного и исторического наследия Башкирского народа в условиях глобализации

§1. Проблемы башкирского общества на современном этапе

Современное башкирское общество переживает сегодня глубокий цивилизационный, социокультурный кризис, вызванный главным образом тем, что распад советской государственно-патерналистской системы не только привел к тяжелейшему кризису субъектности, но и трагически совпал с болезненным процессом социокультурной трансформации – переходом от традиционного, сельского, холистского общества к обществу городской культуры. Возникшая в ходе резкой политизации общественной жизни 90-х годов XX века, а также разрушения институтов «советского традиционализма», постсоветская субъектность башкирского общества. Одновременно этот процесс является отражением коренных изменений в сфере демографических, семейных, экономических и культурных отношений вызванных, очередной волной урбанизации[17].

Формирование башкирского городского населения происходило в основном в советский период. Если в 1897 г. только 0,8% башкир проживало в городах, то по микропереписи 1994 г. уже 49,24% всех башкир являются горожанами. Урбанизация и связанный с ней процесс распространения комплекса городской культуры привели, во-первых, к повышению образовательного и культурного уровня башкир, во-вторых, к изменению их психологии, характера, ценностных ориентаций. В то же время урбанизация стала одной из основных причин этноязыковой и этнокультурной ассимиляции башкир. В результате нарушения естественных механизмов передачи родного башкирского языка, традиционной культуры в городах выросло целое поколение «отцов и детей», не знающих язык, культуру, традиции своего народа. Несмотря на то, что более года тому назад в республике принят Закон «О языках народов Республики Башкортостан», коренных изменений в речевом поведении урбанизированных башкир не произошло. Социальное явление, называемое «языковым нигилизмом» т.е. отказ городской молодежи от применения башкирского языка, сохраняется по сей день. Следует подчеркнуть, что в отличие от предыдущих поколений коренных городских башкир часть нынешней молодежи, благодаря открытию в городах гимназий, лицеев, знает в той или иной степени башкирский язык, применяет его в общении с родителями, сельчанами, родственниками, со старшими. Однако в общении друг с другом, даже с молодежью из села городские башкиры второго-третьего поколений преимущественно пользуются русским языком[18].

Таким образом, языковая ситуация, сложившаяся в городах, в республике, в целом характеризующаяся ограниченным функционированием башкирского языка, оказывает решающее действие на речевое поведение городских башкир. Именно поэтому урбанизированные башкиры, даже знающие в той или иной степени башкирский язык, психологически не расположены к его применению. Во-вторых, русский язык, являясь языком обучения в учебных заведениях республики, уже вытеснил башкирский язык из мыслительной деятельности урбанизированных башкир. И как отмечает М.Дж. Киекбаев, вытеснение из сознания и мышления башкир башкирского языка русским является одним из тревожных признаков их языковой ассимиляции, которая в свою очередь ведет к этнической ассимиляции. Исходя из вышеизложенного можно констатировать, что только коренное изменение стратегии речевого поведения городских башкир может способствовать сохранению и развитию башкирского этноса. Поэтому изучение и выработка наиболее эффективных мер изменения стратегии речевого поведения второго, третьего и последующих поколений урбанизированных башкир является актуальной задачей не только педагогов и ученых, но и руководства республики.

Что же касается национальной культуры, то следует отметить, что башкирская, особенно традиционная культура в основном создана на башкирском языке. Поэтому к башкирской культуре причастны те, кто владеет языком. Как отмечают исследователи, с утратой национального языка снижается интерес к народной культуре.

Указ Президента по реализации Закона, образована республиканская Комиссия при Кабинете Министров РБ по реализации Закона РБ «О языках народов Республики Башкортостан», утвержден состав данной Комиссии, созданы Терминологическая и Топонимическая службы.
Началась определенная работа по реализации статьи Закона о государственных языках РБ. В частности, в г. Сибае Управлением загсов при Кабинете Министров РБ проведен семинар по оформлению свидетельств на государственных языках республики. Управление подготовило и выпустило «Настольную книгу работников загса, сельских, районных, городских администраций и учреждений ритуальных услуг» (Уфа, 2000), «Русско-башкирский словарь-справочник личных имен, отчеств и фамилий» (Уфа, 2000), «Русско-башкирский словарь-справочник названий населенных пунктов Республики Башкортостан» (Уфа, 2000). Государственным Комитетом РБ по науке, высшему и среднему образованию, Министерством народного образования РБ объявлены конкурсы на создание программ по башкирскому языку, истории и культуре Башкортостана для вузов, ссузов и школ республики. Определенная работа ведется и в других министерствах и ведомствах. Однако, как уже отмечалось выше, данная работа идет не на должном уровне, поэтому пока трудно говорить о реальном статусе башкирского языка.

Статус государственного языка предусматривает его применение во всех сферах деятельности государства, в том числе в работе государственных и общественных институтов, в отраслях народного хозяйства, в сферах науки, образования, массовой информации, культуры, в ведении соответствующего делопроизводства, отчетной и прочей документации.

В итоге, опираясь на мировоззрение и менталитет нашего народа, сегодня можно достаточно четко обозначить ядро ценностей и антиценностей, вокруг которого должно быть собранно новое башкирское общество. Прежде всего это культ нравственности, авторитет школы, семьи и религии; культ традиций и национальной культуры, патриотизм. Это также приоритет интересов государства перед интересами индивида; сильное иерархическое государство, конкретно-историческая обусловленность уровня прав и свобод; здравый смысл, постепенность и осторожность перемен[19].

§2. Предпосылки создания историко-культурных центров в Республике Башкортостан

Для устойчивого развития российского многонационального общества особое значение имеет поиск возможностей для сбалансированной межэтнической интеграции, учитывающей как тенденции глобализации, так и необходимость сохранения этничности.[20]

Башкортостан является одним из поликультурных регионов Российской Федерации. Население республики отличается мозаичностью этнического состава. Проблема межэтнического взаимодействия имеет для республики, как и для всей Российской Федерации, исключительную значимость, т.к. все основные аспекты экономической, политической, социальной и духовной сфер жизнедеятельности общества тесно связаны с этническим фактором. Свое влияние на ее существование вносят процессы глобализации. Поэтому значим поиск новых оптимальных форм и методов возрождения исторических и культурных традиций разных народов в условиях активных меж­этнических взаимодействий.

Башкортостан отличается, пожалуй, от других регионов России тем обстоятельством, что здесь на государственном уровне в тесной творческой связи с научным сообществом проводится большая, планомерная работа в сфере национальных и межнациональных отношений по пути их оптимизации. Одним из важных свидетельств в этом плане явилось создание историко-культурных центров на территории Республики Башкортостан как одной из форм национально-культурного самоопределения, способствующих сохранению культуры и поддержанию этнопсихологического склада народов Башкортостана. Научное рассмотрение историко-культурных центров значимо как с точки зрения развития этносов в условиях активных межэтнических взаимодействий, так и для отработки новых форм, способов и средств политико-правового регулирования национально-культурного развития народов Российской Федерации.

Проблема поддержки народного достояния отмечается во всем мире и идея создания историко-культурных центров сама по себе не нова. Данная модель сохранения национального наследия существует во многих субъектах Российской Федерации. Разница же заключается в том, какое содержание вкладывается в форму.

Чаще всего под понятием «историко-культурный центр» понимают места сосредоточения историко-культурных памятников, архитектурных ансамблей, представляющих собой несомненную ценность как шедевры древнего зодчества, изобразительного искусства, а также места духовного и культурного становления, боевой славы или скорби народа. Это общее представление. Как правило, историко-культурный центр – это целый комплекс, включающий охрану памятников культуры, ландшафтов, реставрационные работы, музейную, научно-исследовательскую и издательскую деятельности, возрождение традиционных праздников и промыслов на исторически значимых территориях с целью просвещения населения и воспитания в духе бережного отношения к наследию прошлого, почитания традиций и обычаев разных народов. Немаловажным в современный период становится и включенность историко-культурных центров в сферу социально-экономического развития той местности, где расположены комплексы, путем формирования туристической инфраструктуры с опорой на материальную базу центров и привлечением их историко-культурного потенциала.

Учитывая широкий спектр выполняемых в рамках историко-культурного комплекса работ, центры, что вполне оправданно при решении конкретных задач, выбирают из вышеперечисленного свое приоритетное направление, на основании которого и строится дальнейшая стратегия развития организации.

Следует заметить, что руководство центрами может осуществляться или силами добровольных общественных объединений, или происходить при поддержке государства.[21]

В основном историко-культурные центры на территории Российской Федерации можно дифференцировать по следующим признакам:

– по виду деятельности (например, музейная, реставрационная или комбинация видов деятельностей);

– по месту расположения (город, сельская местность);

– по типу организации (государственные, добровольные);

– по степени включенности в сферу социально-экономического развития региона (туристические, развлекательные, стилизованные под национальный колорит комплексы).

Историко-культурные центры Республики Башкортостан - это комплексы, характеризующиеся компактным проживанием исторически сложившихся этнических групп с высокой степенью сохранности культурного наследия (Саитбаба, Золотоношка, Мишкино, Новые Татышлы, Килимово, Максим Горький, Балтика, Алексеевский, Никольский храм, Суук Чишма), характеризующего данную группу, а также в достопримечательных местах, связанных с выдающимися личностями (Надеждино–Аксаковский, Усень-Ивановское – Цветаевский) или событиями (Темясово, Красный Яр).

Историко-культурный центр – это комплекс, имеющий особую историческую, национальную, просветительскую, научную и эстетическую ценность, включающий возрождение традиционной этнической культуры на исторически значимых территориях с целью просвещения населения и воспитания в духе бережного отношения к наследию прошлого, почитания традиций и обычаев разных народов, охрану памятников культуры, ландшафтов, реставрационные работы, музейную, научно-исследовательскую и издательскую деятельности. Целостность территории историко-культурных центров определяется природной, исторической, хозяйственной и этнической взаимосвязью её основных естественных и антропогенных элементов, что создает необходимые условия для полноценного социального и экономического функционирования организаций. [22]

На сегодняшний день на территории Башкортостана создано и успешно действуют 16 уникальных историко-культурных центров:

– историко-культурный центр «Темясово» в селе Темясово Баймакского района;

– историко-культурный центр «Никольский храм» в селе Николо-Березовка Краснокамского района;

– чувашский историко-культурный центр «Суук-Чишма» в деревне Суук-Чишма Кармаскалинского района;

– Аксаковский историко-культурный центр «Надеждино» в селе Надеждино Белебеевского района;

– Цветаевский историко-культурный центр «Усень-Ивановское» в селе Усень-Ивановское Белебеевского района;

– немецкий историко-культурный центр «Алексеевский» в селе Пришиб Благоварского района;

– украинский историко-культурный центр «Золотоношка» в селе Золотоношка Стерлитамакского района;

– башкирский историко-культурный центр «Саитбаба» в селе Саитбаба Гафурийского района;

– русский историко-культурный центр «Красный Яр» в селе Красный Яр Уфимского района;

– татарский историко-культурный центр «Килимово» в селе Килимово Буздякского района;

– латышский историко-культурный центр «Максим Горький» в селе Максим Горький Архангельского района;

– белорусский историко-культурный центр «Балтика» в селе Балтика Иглинского района;

– удмуртский историко-культурный центр «Новые Татышлы» в селе Новые Татышлы Татышлинского района;

– марийский историко-культурный центр «Мишкино» в селе Мишкино Мишкинского района.

– башкирский историко-культурный центр «Сарайлы» имени Канзафар-бия в Благоварском районе деревня Старый Усман;

– Мордовский историко-культурный центр «Село Федоровка» в Федоровском районе село Федоровка;

Первые историко-культурные центры в регионе возникли в девяностые годы прошлого века. Инициаторами их образования выступили представители Башкирского (Аксаковского) отделения Международного фонда славянской письменности и культуры и администрации г. Баймака и Баймакского района, которые обратились к Президенту Республики Башкортостан с предложением о создании в селах Николо-Березовка Краснокамского района и Темясово Баймакского района историко-культурных центров.

Таким образом, в глобализирующемся мире, с одной стороны, происходят постоянная диффузия и взаимопроникновение культур, а с другой – возрастает их дифференциация, и чем сильнее процессы глобализации, тем востребованней оказывается локальная специфика. Поэтому вектор современных исследований, безусловно, должен быть направлен на изучение эффективных конкретно-исторических реалий, каковыми являются историко-культурные центры. Их опыт служит хорошей основой для благоприятных условий проживания многонационального народа Республики Башкортостан. 

Глава II. Башкирские историко-культурные центры как новая форма сохраниения традиций и культуры народа

§1. Историко-культурный центр«Темясово»

Баймакский район, находящийся на юго-востоке Башкортостана, является одним из крупнейших районов республики. Земля баймакская – край уникальный, имеет богатое историческое и культурное прошлое. Именно в этом районе на территории музея-заповедника «Ирандык» выявлено 1 городище, 5 древних стоянок, свыше 200 курганов, а также было сохранено величайшее творчество башкирского народа – эпос «Урал-батыр», который вошел в сокровищницу мировой культуры.[23] И расположенное в этих местах село Темясово, благодаря прошедшим здесь событиям, стало неотъемлемой страницей истории как Баймакского района, так и всего Башкортостана, поэтому именно в этом населенном пункте Указом Президента Республики Башкортостан от 10 июня 1994 г. был образован Историко-культурный центр «Темясово».[24]

Темясово – коренное поселение рода мунаш Бурзянской волости, проживавшего на территории нынешнего Баймакского района. Бурзяне – бурджане – древнее тюркское племя, состоявшее из четырех родов: мунаш, ямаш, янсары и байулы (байсары). По родословной бурзян, их представители во главе с князем Искебием в 50-х годах XVI в. ездили в Казань, чтобы принять русское подданство. В XVII в. бурзяне получили в Москве царскую жалованную грамоту на владение землей. С установлением кантонного управления в Башкирии населенные пункты четырех бурзянских волостей вошли в 6 кантон (с 1847 г. – в 7-й). После отмены кантонного управления волости продолжали оставаться в Верхнеуральском, затем в Орском уездах, с 1919 г. находились в составе Таналыкской и Темясовской волостей Зилаирского кантона. Затем вошли в состав Баймакского района, который был образован в августе 1930 г.

Наиболее яркие страницы летописи Темясово связаны с образованием Башкирской Советской Республики – первой автономной республики в России. Именно здесь 18 февраля 1919 г. башкирские войска во главе с Ахмет-Заки Валидовым перешли на сторону Советской власти. 21 февраля в Темясово состоялся I Всебашкирский военный съезд, на котором был избран Временный революционный комитет (Башревком), получивший полномочия Башкирского правительства. Башревком должен был управлять Башкирской Советской Республикой до избрания на ее первом съезде Советов нового правительства. В его состав вошли почти все члены первого Башкирского правительства – соратники Ахмет-Заки Валидова, которые энергично отстаивали его модель автономии Башкортостана. Именно Башревком занимался практической реализацией «Соглашения центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской автономной Башкирии».

В годы гражданской войны село было сильно разрушено, многие его жители погибли. С образованием в 1921 г. Темясовской волости село стало отстраиваться и вновь ожило. Уже в 1923 г. семья темясовца Абубакира Хусаинова представляла Башкирскую республику в Москве, на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленно-кустарной выставке. В 20–30-е годы в селе были открыты школа II ступени, русская начальная школа, краткосрочные курсы по подготовке учителей начальных классов и учителей русского языка, школа рабочей молодежи. С 1936 по 1956 год здесь работало педагогическое училище, подготовившее тысячи специалистов, многие из которых стали известными деятелями просвещения, науки и культуры. В 20-е годы в селе был открыт детский дом.[25]

Сегодня Темясово – одно из крупнейших поселений Баймакского района и всего Башкирского Зауралья. Численность населения в 1992 г. составляла 3 292 чел.6 , а в 2008 году – 4 270 чел. С ним связаны биографии поэтов и прозаиков Акмуллы, Шайхзады Бабича, Мирхайдара Файзи, Батыра Валида, Саляха Кулибая, Хусаина Кунакбая, Абдулхака Игебаева, Зайнаб Биишевой.

Статус историко-культурного центра открыл новые перспективы для села. Прежде всего – в сохранении его прошлого и настоящего для потомков. Этой идеей обусловлены и стоящие перед историко-культурным центром цели и задачи, отраженные в его концепции.

Концепция филиала носит целевой, комплексный характер и представляет систему мер, направленных на:

1) изучение и развитие истории с. Темясово;

2) совершенствование и укрепление традиций башкирского народа Республики Башкортостан.[26]

Концепцией предполагается осуществление следующих задач:

1. Сохранить и возродить традиционные формы жизнедеятельности башкирского народа, промыслов, обрядов, фольклора, этнографических черт, национальных видов спорта и народных игр и т.д.

2. Оказать содействие администрации сельского поселения Темясовский сельсовет в создании необходимых условий для социально-культурного развития местного населения, обеспечение его полноценного участия в современной жизни.

3. Создать условия для улучшения социально-экономического благополучия башкирского народа через мобилизацию духовных ценностей и национальной культуры.

4. Содействовать национальному и духовному возрождению башкирского народа, сохранению и развитию языка и литературы.

5. Оказывать содействие и помощь историко-краеведческому музею в пополнении экспонатами, связанными с историей и культурой башкир и представителей других народов, проживающих в с. Темясово.

6. Проводить научно-практические конференции, посвященные юбилейным датам А.-З. Валиди, «Соглашению центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской автономной Башкирии».[27]

Образовательный аспект считается приоритетным в работе центра. Действуя совместно с районным отделом образования, работники филиала уделяют большое внимание изучению башкирского языка и литературы, исследовательским проектам учащихся по родному краю. В сотрудничестве с методическим объединением учителей башкирского языка проводятся конференции, посвященные творчеству М. Акмуллы, Дню родного языка. Ежегодными стали Валидовские чтения, которые объединяют научное сообщество разных регионов России. По инициативе Курултая башкир Баймакского района на базе центра за последние годы прошли научно-практические мероприятия по темам: «Борьба башкирского народа за суверенную республику», «Экология и здоровье населения нашего региона», «Об охране родников и речек», «250-летие восстания Батырши».

Серьезную роль центр играет в изучении архитектурного достояния занимаемой территории. Так, выявлены недвижимые объекты историко-культурного наследия, которые, по мнению специалистов, необходимо поставить на государственную охрану. В их числе здания: историко-краеведческого музея, в котором в 1919 г. проходил I Всебашкирский военный съезд, работал Башревком, позже находился центр Бурзян-Тангауровского кантона; первой русско-башкирской начальной школы, построенной в 50-х годах XIX в.; бывшего Темясовского педучилища, где учились или работали многие видные деятели Башкортостана; бывший дом хазрата Абубакира Хусаинова, в котором останавливался Ахмет-Заки Валиди; дом, в котором родился и жил композитор Рауф Муртазин; склады Музафар-бая, построенные в середине XIX века; лавка золотопромышленника Рамеева; комплекс зданий детского дома постройки 1900 г. Особо отмечается как объект, представляющий культурную ценность, «Карагай морон» (Сосновый бор), где предполагалось строительство правительственных зданий Башкирской Республики. В 2005 г. в честь значимого исторического события здесь возведена стела.

В 2001 г. в память о видном деятеле Башкортостана перед зданием историко-краеведческого музея был установлен бюст Ахмет-Заки Валиди, в связи с этим с. Темясово посетили дочь А. З. Валиди Исэнбикэ Тоган, доктор исторических наук, одна из ведущих специалистов по истории Средней Азии и Монголии, и сын Субидай Тоган, также известный общественный и политический деятель, доктор экономических наук, проживающие в Турции. Визит родственников знаменитого башкирского общественника позволил не только укрепить национальные связи, но и наладить крепкие межнациональные контакты Башкортостана и Турции.

Поддержка народного искусства заключается в создании творческих коллективов и благоприятных условий для их функционирования. Так, на территории историко-культурных центров работает вокальный ансамбль «Серґєштєр», коллектив кураистов им. М.Баймухаметова, фольклорная группа «Хазина», танцевальный ансамбль «Йондоґ», получивший звание «народный», и клуб «Атайсал», занимающийся просветительской работой среди населения, особенно молодежи.

Традиционным стало проведение центром праздников: «Ћаумыhыѓыз, ауылдаштар!», «Ћабантуй» (см. приложение 1), башкирские национальные торжества «Карѓа буткаhы», «Кєкук сєйе», «Науруз», бракосочетания с обычаями башкирского народа, «Лорбан ѓєйете», «Ураґа байрамы», «олєсєйем доѓалары», праздник войлока, летний «Нардуѓан», «Шєжєрє байрамы» (см. приложение 2). Подготовка к последнему мероприятию позволила краеведам составить «Шежере села Темясово» с выделением 12 подразделений рода Мунаш родовой группы Бурзян. Проводимые праздники становятся культурным событием как для самих жителей села и района, так и для гостей из Оренбургской, Челябинской, Саратовской областей и Пермского края, где компактно проживают представители башкирской национальности. Такие взаимоотношения способствуют межрегиональному сотрудничеству.

Темясово на данный момент представляет собой хорошую базу для развития туристической инфраструктуры района. Здесь проводят экскурсионные программы. В маршруты входит посещение памятников истории и культуры с. Темясово, сельской модельной библиотеки, отреставрированного историко-краеведческого музея им. Г. Сулейманова, имеющего статус филиала Национального музея Республики Башкортостан. Ежегодно в с. Темясово бывает более 2000 человек. Одной из форм популяризации деятельности центра стало издание буклета «Темясово – первая столица Башкортостана». Для более полного формирования туристической системы района и решения основных задач центра в перспективе предполагается строительство мест общественного питания и комфортной гостиницы для приема гостей.

Таким образом, ответственно выполняя свои функции по сохранению и поддержке башкирского национального наследия, активно проводя просветительскую и воспитательную деятельность среди населения, современный историко-культурный центр «Темясово» стал примером бережного отношения к историческому прошлому и почитания народных традиций.

§2. Историко-культурный центр«Саитбаба»

Расположенный на западных склонах Южного Урала, в самом центре Башкортостана, Гафурийский район удивительным образом сочетает в себе многие природные особенности, присущие другим районам республики: суровые скалы и кручи, быстрые горные речки, задумчивые озера и старицы, разноцветье пойменных лугов и открывающийся к югу простор лесостепи , поэтому не случайно выбор древних башкир пал на это красивое место[28], где более 300 лет назад было основано с. Саитбаба, в котором Указом Президента Республики Башкортостан от 29 сентября 2003 г. в канун юбилея села был образован Историко-культурный центр «Саитбаба».

Село Саитбаба – старейшее и одно из самых больших башкирских сел в республике. В соответствии с архивными документами, датой основания Саитбабы историки называют 1704 год. Здесь на этой прекрасной земле – между реками Зилим и Кугуш (Усолка) – испокон века проживали башкиры рода Кесе-Табын. И само село в свое время было центром Кесе-Табынской волости Стерлитамакского уезда. Согласно данным шежере Кесе-Табынского рода, Саитбаба был пятым сыном Кубэка, отделенного от родоначальника – Майки-бия – десятью поколениями. Если Майки-бий жил в первой половине XIII в., то Саитбаба – в конце XVII – начале XVIII веков. Именно этим временем (начало XVIII в.) и датируется основание села. Сын Саитбабы Мурзакай заложил по другую сторону реки Уя деревню Мурзакай. Жители Саитбабы были скотоводами, пчеловодами и земледельцами. В конце XIX в. по четвергам здесь проводились базары, действовали две мануфактурных, четыре бакалейных лавки. При двух мечетях функционировали школа – мектеб и два медресе. Со временем деревни Саитбаба и Мурзакай слились, образовав село Саитбаба.[29]

Большую известность село получило благодаря многим выдающимся деятелям религии, искусства, науки, судьба которых была связана с селом. Здесь жили знаменитые имам Сабир-хазрат и мулла Мухаметша. Поклониться могиле Сабир-хазрата едут мусульмане со всей республики. Серьезный вклад в систему образования местного населения внес Джалиль Киекбаев, башкирский ученый и писатель. Он родился в деревне Каран-Елга, недалеко от села Саитбаба. В годы Великой Отечественной войны ученый работал директором Саитбабинской средней школы, которая сегодня носит его имя. В 2005 г. школа отметила своё столетие.

Осознавая серьезность своей деятельности, Историко-культурный центр «Саитбаба» ставит перед собой следующие цели и задачи: изучение, сохранение, возрождение материального и духовного наследия башкирского народа; выявление и развитие народных традиций в воспитании подрастающего поколения; возрождение старинных обычаев, обрядов башкир, народных праздников, фольклора, национальных костюмов, традиционных народных промыслов и ремесел. Для реализации намеченных целей и задач историко-культурным центром используется развитая материальная база села, включающая Саитбабинский Дом культуры, сельскую библиотеку, фонд которой более чем на 50 % состоит из книг на башкирском языке, среднюю общеобразовательную школу, Дом-музей Дж. Киекбаева (см. приложение 4), краеведческий музей. Образовательные, культурные, исторические заведения стали центральными в деле сохранения и преумножения национальных традиций. Так, Саитбабинская средняя школа является основной по углубленному изучению башкирского языка и литературы. Под руководством квалифицированных педагогов учащиеся не только постигают тонкости родного языка, изучают историю народа и края, но и приобщаются к национальному искусству: сложению кубаиров, игре на курае.

В целом, творчеству в с. Саитбаба отводится большое внимание. В рамках историко-культурного центра функционирует фольклорный ансамбль «Асанай» (см. приложение 5), вокальный мужской ансамбль восьмидесятилетних жителей села, творческая группа «Иман», исполняющая мунажаты, (песенные и стихотворные произведения религиозного содержания) и старинные народные песни, ансамбль кураистов и хоровой ансамбль. Отдельное место в жизни сельчан занимают народные промыслы. Жителям села удалось сохранить мастерство резьбы по дереву, плетения из лозы и лыка, приготовления кумыса с соблюдением традиций, ткачества с использованием уникальных башкирских орнаментов.[30]

Создание историко-культурного центра способствовало созданию условий для поддержания духовного наследия народа. В дань уважения к деятельности известного башкирского ученого и писателя Джалиля Киекбаева центром ежегодно проводятся дни памяти выдающегося лингвиста. Джалиль Киекбаев является первым башкирским филологом с мировым именем, в творчестве которого так удачно переплелись науки, символизирующие культуры Европы и Азии – германистика и тюркология.[31] Именно в честь восьмидесятилетия ученого в 1991 г. в районе учреждена ежегодная премия имени Дж. Киекбаева, присуждаемая писателям, художникам, журналистам, работникам культуры и образования за значительный вклад в изучение творчества Дж. Киекбаева, за развитие науки, культуры, искусства башкирского народа17 . В деревне Каран-Елга Гафурийского района открыт Дом-музей им. Дж. Киекбаева, где представлены личные вещи ученого, труды и библиотека. Регулярным в деятельности центра стало проведение юбилейных мероприятий знаменитых земляков: народной артистки Республики Башкортостан Лиры Файзуллиной, поэтессы Гульнур Якуповой, поэта Кабира Акбашева, прозаиков Гайфуллы Валеева, Нурислама Шайхуллова, ученых Гинията Кунафина, Анура Вахитова.

При содействии историко-культурного центра происходит организация народных праздников «Ћаумыhыѓыз, ауылдаштар!», «Шєжєрє байрамы», «Ћабантуй», йыйын «Джяйляу», йыйын рода Кесе-Табын и Табын, «Ћуѓым ашы», «Кєкук сєйе», «Карѓа бутљаhы», «Нардуѓан» праздник «Меда» (см. приложение 3), соревнования на призы (конные скачки, национальная борьба).

Сегодня центр выходит на новый уровень работы. Создан Совет центра, в который входит общественный актив. Его задача состоит не только в расширении сферы деятельности центра, но и в привлечении новых сил и средств, включая инвестирование конкретных проектов. Например, открытие новых туристических маршрутов в Гафурийском районе, в которых будут активно задействованы краеведческий музей с. Саитбаба и Дом-музей Дж. Киекбаева. В стадии разработки находится маршрут сплава по реке. Планируется строительство в селе водяной мельницы, реконструкция здания старой конторы под туристический комплекс, создание старинной пасеки с утварью и предметами быта прошлых лет.

В дальнейшем историко-культурный центр предполагает расширить сферу своей деятельности по основным направлениям:

– изучение истории села, рода Табын, района, башкирского народа;

– воспитание подрастающего поколения в духе верности идеалам прошлых поколений на примере славных традиций башкирского народа;

– расширение работ по туризму в составе туристических комплексов, действующих в масштабе района, республики;

– пропаганда бережного отношения к археологическим и природным памятникам;

– возрождение народных обрядов и обычаев, сохранение народного промысла, участие в различных выставках мастеров старинного башкирского ремесла (ткачество, резьба по дереву, бортничество, искусство национальной кухни и т.д.);

– сохранение фольклора; расширение и систематическое обновление репертуара башкирского фольклорного ансамбля «Асанай»;

– социально-культурное развитие села Саитбаба.

Таким образом, за период своей работы филиалу удалось достичь существенных результатов в деле сохранения национальных традиций, культурных достижений. Создание центра в с. Саитбаба стало новым этапом в развитии села и послужило своеобразным стимулом для жителей района в благоустройстве родного края.

§3. Историко-культурный центр «Сарайлы»

Историко-культурный центр «Сарайлы» имени Канзафар-бия в деревне Старый Усман Благоварского района.

Президент Башкортостана Рустэм Хамитов 28 февраля 2011 года подписал Указ «О создании Историко-культурного центра «Сарайлы» имени Канзафар-бия в Благоварском районе Республики Башкортостан». Он расположится в деревне Старый Усман.

Историко-культурный центр «Сарайлы» призван стать духовным памятником добровольного вхождения Башкортостана в состав России, поскольку Канзафар-бий был сторонником присоединения к Русскому государству и признан историками главным башкирским парламентарием, начавшим переговоры о вхождении в состав России. Кроме того, подобные центры способствуют возрождению народных промыслов, исторической памяти народов, сохранению памятников, языка и национальной культуры.

Жители деревни Старый Усман являются потомками Кадаша – четвертого сына знаменитого Канзафар-бия, который в XVI в. ездил в Казань во главе делегации башкир для заключения договора с Россией. Это Курбангуловы, Хусаиновы, Насыровы, Садыковы, Мамалимовы, Мингазовы, Хасановы, Кулыевы, Булатовы, Нурисламовы и др.

По итогам переписей XVIII–XX вв. жители 35 населенных пунктов района на протяжении трех веков считали себя башкирами. Это с. Балышлы, д. Башбуляк, д. Новый Буляк, д. Сарайлы, д. Старый Усман (Балышлинский сельсовет), д. Ахмет, п. Новый Абзан, с. Старый Абзан, с. Старый Кучербай, д. Тюркей, д. Тюрюштамак, д. Чулпан 2-й (Кучербаевский сельсовет), д. Старый Амир, с. Старые Санны (Саннинский сельсовет), д. Дусмет, д. Новый Сынташ, д. Старый Сынташ, с. Сынташтамак, д. Улы-Арема (Сынташтамакский сельсовет), д. Агарды, д. Кугуль, д. Кызыл-Чишма, с. Такчура, д. Усман, д. Чатра (Тановский сельсовет), д. Таллыкуль, с. Удрякбаш, д. Шамеево (Удрякбашевский сельсовет), д. Баштерма, д. Слакбаш (Ямакаевский сельсовет), д. Кызыл-Юлдуз, д. Нейфельд, д. Шарлык, с. Янышево (Янышевский сельсовет).[32]

Шежере башкир деревни Сарайлы восходит к знаменитому Канзафар-бию, который в 50-х гг. XVI в. привел башкир под скипетр Московского государства. В этой связи следует особо подчеркнуть, что такой уникальный источник об историческом прошлом не имеет ни один район Республики Башкортостан.

Канзафар-бий возглавил борьбу минцев против ногайских мурз и был активным сторонником присоединения башкир к Русскому государству. Башкиры рода Мин занимали обширную территорию вокруг центра их владений – Уфимского полуострова, вдоль рек Агидель, Уршак, Дема, нижнего течения реки Караидель, северные границы владений минцев доходили до устья рек Кармасан и Чермасан, на западе – до реки Ик. Отдельные поселения минцев сохранились еще дальше на северо-западе – до устьев рек Агидель и Ик. На земле минцев основан город Уфа.

По материалам шежере, жители д. Сарайлы являются прямыми потомками Дистана – младшего сына Канзафар-бия, а жители д. Муталып (Муталыпово) – его брата Кудаша. От этих двух деревень позднее ответвляются деревни Старо-Усманово, Среднее Усманово (оно же Среднее Муталыпово), Ново-Усманово (Новое Муталыпово).[33]

Деревня Старый Усман (Старый Муталып) расположена на юге Благоварского района на речке Балышлы, на склоне горы. По преданию, деревня основана около 300 лет назад. Впервые упоминания о ней встречаются в 1788 году. Название от Иске (старый) и прежнего названия деревни Усман. По сведениям VII ревизии (1816г.) деревня входила в состав 3-го юрта 8-го кантона Войска Башкирского (позже – в состав Чуби-Минской волости) в команду Даута Ахмерова Курбангулова. В команде состояло 111 душ.

Жители в основном занимаются животноводством и земледелием в своих личных подсобных хозяйствах. Ежегодно проводяться различные праздники такие как: «Карга буткахы» (см. приложение 6), «Кєкук сєйе», «Науруз», и др.

Таким образом, на общественных началах историко-культурный центр функционирует с 2007 г. Надеемся, что в ближайшем будущем этот историко-культурный центр расширит свою деятельность и войдет в число филиалов государственного учреждения Дом дружбы народов Республики Башкортостан.

Заключение

Таким образом, новым направлением в сохранении культурных традиций и возрождении национального самосознания стало открытие в республике историко-культурных центров. В мире, где идет полным ходом глобализация создание таких историко-культурных центров необходимы. Этот опыт Башкортостана уникален, так как возрождается культурное наследие народа, для дальнейшего хранения и передачи будущему поколению. Ни в одном российском регионе пока нет подобных очагов национальной культуры. И тот факт, что они создаются в соответствии с указами Президента Башкортостана, уже говорит о приоритетности национальной политики в республике. Постановлением Правительства Башкортостана определен статус историко-культурных центров как филиалов Дома дружбы народов РБ, что дало новый импульс их развитию.

Историко-культурные центры существуют на территории Башкортостана в течение 18 лет. Как показало исследование, они являются новой формой этнического самоопределения и способствуют сохранению традиционных национальных культур, удовлетворению национальных запросов населения в республике. Положительные результаты их функционирования дают основание считать целесообразной сочетание гражданской инициативы и политического решения по организации историко-культурных центров в полиэтничном регионе. Государственная поддержка в рамках всесторонней работы историко-культурного центра позволила поднять общий уровень жизни населения в сельской местности, что дало ему возможность активно и полноправно включаться в общественную жизнь края, проводить на собственной территории качественно организованные мероприятия, формировать туристическую инфраструктуру с целью экономического развития района.

Весомый вклад деятельность историко-культурного центра вносит в стимулирование общественных инициатив, в приобщении граждан к идее сохранения культурного достояния наций, в воспитании взаимного уважения представителей разных национальностей.

В целом можно говорить о благоприятном фоне этнического взаимодействия в регионах функционирования историко-культурных центров. Основа такого толерантного межэтнического взаимодействия носит, безусловно, исторический характер, и на данном этапе можно констатировать, что, преодолев испытания политическими и социально-экономическими изменениями и кризисами, происходившими в Российской Федерации в течение последних десятилетий, межэтническое взаимодействие не утратило своей толерантности.

В условиях глобализации, многие народы утрачивают свою культуру, забывают свои истоки, родной язык, предают забвению традиции и обычаи, что характерно и для башкир на сегодняшний день. Поэтому на государственном уровне разрабатываются и внедряются в жизнь федеральные и республиканские программы, планы мероприятий по сохранению, развитию и возрождению культурного наследия башкирского народа.

Список использованных источников и литературы

Источники

  1. Указ Президента РБ от 10 июня 1994 № УП-264 «О создании историко-культурных центров в Краснокамском и Баймакском районах и мерах по более полному удовлетворению культурных и религиозных потребностей народов Башкортостана» // Региональное законодательство Башкортостан. Режим доступа: http://ufa.regionz.ru/index.php?ds=33523
  2. Постановление Кабинета министров РБ от 23 декабря 2002 г. № 369 «О программе по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан. Режим доступа: http://bashkortostan.news-city.info/docs/sistemsl/dok_pegbqi/index.htm.
  3. Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан № 388 от 31 декабря 2002 г. «О государственной программе «Народы Башкортостана» на 2003–2012 годы». С.10 // СПС КонсультантПлюс.
  4. Всемирный курултай башкир в общественно-политической жизни Республики Башкортостан. Сборник документов и материалов. Уфа, Гилем, – 2011.

 Литература

  1. Башкортостан – республика моя. Книга-альбом республики, городов и сельских районов. Уфа: Слово, 2006.
  2. Бикбулатов Н.В. Башкиры // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. 2-е изд., доп. Уфа: Гилем,– 2002.­­– С. 57.
  3. Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия». – 2002. – С.155.
  4. Буранчин А. Башкирское общество в XXI веке: проблемы и альтернативы развития / Истоки. – №23. – 2012. – С.3.
  5. Зайнуллин М.В. Профессор Дж. Г. Киекбаев как языковая личность //Межкультурная коммуникация: к проблеме формирования языковой толерантности личности в системе вузовского и школьного лингвистического образования: Материалы Всероссийской науч.-практ. конфер. Уфа, 2001. – С. 135.
  6. Кузеев Р.Г. Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. – Уфа. 2002. – С. 48.
  7. Курбангулов Р.Г. Из истории сел и деревень Благоварского района. Уфа, Гилем, 2002. – С. 54.
  8. Мурясова Р. Познание и самопознание в диалоге культур // Ватандаш, 2007. – № 4. – С.107.
  9. Узиков Ю.А. Сказание о земле Баймакской // Уфа: Слово, –1998. – С. 240.
  10. Социально-экономическое положение Приволжского федерального округа М., ИИЦ «Статистика России», № 1. 2009.– С. 64.
  11. Концепция развития филиала государственного учреждения Дома дружбы народов башкирского историко-культурного центра «Темясово» // Материалы отдела национальной политики Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан. Раздел 4-02. 2006.
  12. Хисамитдинова Ф. Языковые проблемы городских башкир // Ватандаш, 2010. – № 4. – С.107.
  13. Янгузин Р.З., Хисамитдинова Ф.Г. Коренные народы России Башкиры. – Уфа: Китап, 2007. – С. 184.
  14. Башкирский историко-культурный центр «Село Саитбаба» – очаг национальной культуры. 14 ноября 2006 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.yeshlek.ru/habar/print.php.
  15. Калмантаев Н.М, Курбангулов Р.Г., Мажитов Н.А. Благоварский район. //[Электронный ресурс] Режим доступа: www.vatandash.ru
  16. Антипина Ю. Село Саитбаба: таланты и традиции // [Электронный ресурс] Режим доступа: www.bashvest.ru / showing.php?id=1003714.
  17. Башкиры. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bashkortostan450.ru/culture/ kultura-narodov/bashkir.

Примечание

[1] Мурзабулатов М.В. Динамика развития демографических процессов в современном Башкортостане / М.В.Мурзабулатов // Ватандаш. – 2007. – № 10. С. 188–199.

[2] Валеев Д.Ж. Национальный суверенитет и национальное возрождение. – Уфа: Китап, 1993; Ирназаров Р.И. Равенство этносов в Республике Башкортостан . – Уфа: Гилем, 1997. – С.142.

[3] Юлдашбаев Ю. Х. Национально-русское двуязычие в Республике Башкортостан в современных условиях: Автореф. дис. на соискание учен. степени канд. ист. наук / Башк. гос. пед. ин-т. -Уфа, 1997. – С.21.

[4] Хисамитдинова Ф. Языковые проблемы городских башкир // Ватандаш, 2010. – № 4. – С.107.

[5] Кузеев Р.Г. Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. – Уфа. 2002. – 503 с.

[6] Бикбулатов Н.В. Башкиры // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. 2-е изд., доп. Уфа: Гилем,– 2002.– С. 57.

[7] Хабибуллина А. Башкирские историко-культурные центры // Ватандаш, 2011. № 6.; Она же. Историко-культурные центры как форма оптимизации этнической идентичности и межэтнических коммуникаций. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ceninauku.ru/page_18548.htm

[8] Калмантаев Н.М, Курбангулов Р.Г., Мажитов Н.А. Благоварский район. ИКЦ «Сарайлы» //[Электронный ресурс] Режим доступа: www.vatandash.ru

[9] Бабенко В.Я. Украинцы в Башкирской ССР: Поведение малой этнической группы в полиэтничной среде. Уфа:– БНЦ УрО РАН, – 1992. – С.260.

[10] Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа . Этнический состав, история расселения. - М.: Наука, 1974. – С. 123.

[11]Антипина Ю. Село Саитбаба: таланты и традиции // [Электронный ресурс] Режим доступа: www.bashvest.ru / showing.php?id=1003714.

[12] Мурясова Р. Познание и самопознание в диалоге культур // Ватандаш, 2007. – № 4. – С.107.

[13] Шитова С. Марийцы // Народы Башкортостана : историко-этнографические очерки . 2 -е изд ., доп. – Уфа: Гилем, 2002. – С. 350-352.

[14] Байбулатов В. Сохранить духовное наследие предков // Дружба. – 2008. – С. 65.

[15] Мониторинг межнациональных отношений в Республике Башкортостан. Реализация Госпрограммы «Народы Башкортостана» на 2008 – 2009 годы. // Материалы отдела национальной политики Министерства культуры и национальной политики РБ. - Раздел 4-17. Папка 04.07.08-09. Оп. 07-2008. Д. 164-175.

[16] Всемирный курултай башкир в общественно-политической жизни Республики Башкортостан // Сборник документов и материалов. Уфа: АН РБ, Гилем, – 2011.

[17] Всемирный курултай башкир в общественно-политической жизни Республики Башкортостан. Сборник документов и материалов. Уфа: АН РБ, Гилем, 2011.

[18] Хисамитдинова Ф.Г. Языковые проблемы городских башкир // Ватандаш, 2010. – № 4. – С.107.

[19]Буранчин А. Башкирское общество в XXI веке: проблемы и альтернативы развития / Истоки. – №23. – 2012. – С.3.

[20] Хабибуллина А.Р. Историко-культурные центры как форма оптимизации этнической идентичности и межэтнических коммуникаций в республике // автореферат дис…на соискание ученой степени доктора ист. наук. Ижевск, 2010. – С. 36

[21] Хабибуллина А.Р. Историко-культурные центры РБ: история создания и правовое положение // Вестник Челябинского государственного университета. Челябинск: ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет», 2009.– № 41.– С. 104–110;

[22] Хабибуллина А. Историко-культурные центры как форма оптимизации этнической идентичности и межэтнических коммуникаций. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ceninauku.ru/page_18548.htm.

[23] Башкортостан – республика моя. Книга – альбом республики, городов и сельских районов. Уфа: Слово, 2006.– С.14–15.

[24] Башкиры. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bashkortostan450.ru/culture/ kultura-narodov/bashkir

[25] Сказание о земле Баймакской: (документальное повествование об истории и людях) / авт.-сост. Ю.А. Узиков. Уфа: Слово, 1998.– С.– 240.

[26] Башкиры. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bashkortostan450.ru/culture/ kultura-narodov/bashkir.

[27] Концепция развития филиала государственного учреждения Дома дружбы народов башкирского историко-культурного центра «Темясово» // Материалы отдела национальной политики Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан. Раздел 4-02. Папка 4.02.06. Оп. 02-2006.

[28] Башкортостан – республика моя. Книга-альбом республики, городов и сельских районов. Уфа: Слово,– 2006.– С.88.

[29] Башкирский историко-культурный центр «Село Саитбаба» – очаг национальной культуры. 14 ноября 2006 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.yeshlek.ru/habar/print.php.

[30] Бикбулатов Н . В . Башкиры // Народы Башкортостана : историко-этнографические очерки . – Уфа: Гилем, 2002. С. 57.

[31] Мурясова Р. Познание и самопознание в диалоге культур // Ватандаш, 2007. № 4. – С.107.

[32] Калмантаев Н.М, Курбангулов Р.Г., Мажитов Н.А. Благоварский район. //[Электронный ресурс] Режим доступа: www.vatandash.ru

[33] Курбангулов Р.Г. Из истории сел и деревень Благоварского района. Уфа, Гилем,– 2002. – С. 54.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top