Лисной А.С.

В начале XVIII в. Большинство стран Европы было охвачено войнами: в Западной Европе, на Атлантическом и Тихом океанах шла война за Испанское наследство 1701-1713, 1714 гг. а в Восточной, Северной и части Центральной Европы – Северная война 1700-1721 гг[1].

Гегемон Северной Европы «Шведская империя» ( так характеризовал ее Карл Маркс) превратила Балтийское море почти во «внутреннее озеро» и планировала торгово-политическое внедрение в Россию, превращение ее в шведскую сферу влияния и установления контроля на части торгового пути Прибалтика – Каспий – Иран – Индия. Эксплуатация своих колоний в устье Делавера или на Африканском побережье не привлекали серьезного внимания шведов.

С 1700 г. Началась упорная 21 – летняя война абсолютистской Швеции с населением всего 2,5 млн. человек (вместе с Финляндией) за право сохранить все завоеванные на Балтике и остаться гегемоном Северной Европы против двух славянских (России и Речи Посполитой), трех германских и одного скандинавского государства (Саксонии, Датско-Норвежской унии и с 1715 г. – Ганновера и Пруссии)[2].

К весне 1709 года положение шведов сделалось критическим. Армия их уменьшилась, боевые припасы иссякли, надежды на восстание в Малороссии не удались. Турция все не решалась объявить войну России, Лещинский не был в состоянии оказать помощи… Находясь в крайнем положении, Карл XII решил осадить Полтаву, послушавшись совета Мазепы (бывшим положительно его злым гением), утверждавшего, что в Полтаве шведы найдут продовольствие и большие запасы снаряжения. Король надеялся этим заставить Петра I поспешить на выручку гарнизона и принять битву. Спасти шведов и вывести их из малороссийской западни могла лишь победа. Пути к отступлению были отрезаны, мостов на Днепре не было[3].

Крупнейший русский историк С.М.Соловьев в рецензии на «Историю царствования Петра Первого», Н.Г. Устрялова справедливо заметил:

«В апреле 1709 г. Карл XII начал осаду небольшой, но занимавшей важное стратегическое положение крепости Полтава, расположенной на правой возвышенности реки Ворскла; захвата города обеспечил бы Карлу XII сравнительно легкое продвижение на восток и север»[4].

Под Полтавой Карл XII рассчитывал соединиться с польскими войсками Станислава Лещинского и с крымскими татарами.

Наконец, владея Полтавой, шведский король планировал оказывать влияние на население Украины, в чем ему должен был помочь украинский гетман изменник Мазепа[5].

Вечером 26 июня 1709 года царь подписал в своем лагере под Полтавой приказ, который сразу же был зачитан во всех полках:

«Воины! Се пришел час, который должен решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, яко непобедимого, которую ложну бытии вы сами победами своими над ним неоднократно доказали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, поборающего по вас; на того Единого, яко всесильно в броне. Уповайте, а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего»[6].

Шведский король, объезжая свои войска. Обратился к офицерам и солдатам с речью. Он вспоминал одержанные победы и приглашал офицеров на пир в шатры московского царя. «Он приготовил нам много кушанья, говорил король. Идите же завтра туда, куда ведет вас слава».

Русские имели огромнейшие преимущества в артиллерии. Это обстоятельство сыграло не последнюю роль в разгроме шведов под Полтавой. Заслуга Петра I заключалась в том, что он сумел сосредоточить на поле боя такое количество артиллерии и обеспечить ее снарядами[7].

Русская конница состояла из 23 драгунских полков и 1 эскадрона, из них 6 полков не принимали участия в битве так как были направлены для связи с гетманом Скоропадским, который с отрядами казаков двигался на соединение с главными силами русской армии в направлении к Сорочинцам и Будишам. Драгунские полки и отряд Скоропадского должны были образовать заслон, чтобы не допустить возможного отступления шведов на правобережную Украину и Польшу.

27 июня (8 июля) в 2 ч утра шведский король двинул свою армию к месторасположению русских войск. В 1-й линии шла пехота, построенная в 4 колонны, во 2-й – конница в 6 колонн. На подступах к русским укреплениям передовой позиции завязался бой за передние (продольные редуты).

В шестом часу утра конница Боура стала отходить. Шведские войска прорвались между поперечными редутами. Русские полки встретили шведов сильным фланговым картечным огнем батарей лагеоя и огнем ружей. Шведы, не ожидавшие огневого нападения, в беспорядке бросились к Будищенскому лесу.

После отступления шведов к Будищенскому лесу Петр I принял решение дать бой шведам на открытой местности. Обе армии почти одновременно двинулись навстречу друг другу. Вот как описывает один из современников ход битвы:

«09 часу перед полуднем генеральная баталия началась, в которой хотя и зело жестоко в огне оба войска бились, однакож долее двух часов непродолжалось, ибо непобедимые господа шведы скоро хребет показали, и от наших войск с такою храбростью вся неприятельская армия ( с малым уроном наших войск, иже притом наивяще удивительно), как кавалерия, так и инфантерия, весьма опровергнута, так что шведское войско не единожды потом не остановилось, но без остановки от наших, шпагами, багетами и пиками колото, и даже до обретающегося вблизи лесу гнаны и биты»[8].

В стане противника пушечное ядро разбило носилки раненого Карла XII. Его с трудом удалось вывезти из страшной свалки. Началось беспорядочное бегство деморализованной шведской армии к Днепру.

К 11 часам утра после 2-х часовой главной баталии шведы, кичившиеся своей непобедимостью, были разгромлены[9].

В Полтавской битве 27 июня 1709г., армия шведских интервентов была разгромлена русскими войсками. По поводу этой битвы Энгельс писал: «Карл XII сделал попытку проникнуть внутрь России; этим он погубил Швецию и показал всем неуязвимость России»[10].

Остатки шведских войск бежали по пути к Переволочне. Для их уничтожения были посланы посаженная на коней гвардия под командованием генерала Голицына и десять драгунских полков под начальством Боура. Командование преследующими войсками было возложено на Меньшикова.

30 июня шведы были настигнуты у Переволочны. Более 15 тысяч человек во главе с Левенгауптом без боя сложили оружие, Карл XII вместе с изменником гетманом Мазепой и небольшой охранной в ночь на 30 июня переправился через Днепр и бежал в Турцию[11].

В этой битве русские потеряли убитыми 1345 солдат и офицеров, а шведы – 9 тыс. человек[12].

Шведов 19 тыс. пленными, в том числе почти весь генералитет, включая главнокомандующего фельдмаршала Реншильда и первого министра графа К.Пиппера. Русских 3290 ранеными[13].

После такого сокрушительного поражения Швеция уже не смогла оправиться до конца войны, перенеся военные действия в основном на море, где она еще чувствовала себя достаточно прочно. Отныне военные действия велись за пределами России, на шведской территории. Победа под Полтавой свидетельствовала не только о возросшей боевой выучке реорганизованной Петром русской армии, но и о превосходстве русской тактики над шведской. Под Полтавой русские отказались от общепринятого тогда способа боя за непрерывной линией укреплений и впервые применили систему отдельных редутов, тактически связанных с друг с другом. Это позволило им в ходе битвы быстро и организованно перейти от обороны к наступлению и завершить его полным разгромом шведской армии.

После завершения сражения и бегства шведов Петр I вновь объехал русские полки, как и перед битвой. Он приветствовал русских воинов победителей следующими словами: «Здравствуйте, сыны отечества, чады мои возлюбленные! По́том трудов своих создал я вас и вы, имея любовь к Богу, не щадя живота своего, и на тысяча смертей усмотрелись безбоязненно! Храбрые дела ваши никогда не забудет потомство!».

«Все славяне, где только ни сходились с немецким племенем, покорялись ему, - пишет немецкий историк Коль. – Германский дуб гордо распускался на их развалинах, и они мирно почили под его тенью. Был один день – и навсегда решилась бы судьба славянского племени, но этот день решил противное – это день Полтавской битвы. Петр Великий со своими Русскими за всех славян одержал эту вечно славную победу»…[14]

Вот замечательные слова Белинского о Полтаве, который глубоко и правильно понимал громадное историческое значение для русского народа побед Петра над шведами:

«Полтавская битва была не простое сражение, замечательное по огромности военных сил, по упорству сражающихся и количеству пролитой крови; нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства, это была проверка действительности замыслов столь великих, что, вероятно, они самому Петру, в горькие минуты неудач и разочарования, казались несбыточными, как и почти всем его подданным. И потому на лице последнего солдата должна выражаться бессознательная мысль, что совершается что-то великое и что он сам есть одно из орудий совершения…»[15]

Эта победа является первым днем великодержавности России, и весь великий XVIII век, век национальных устремлений – Россия праздновала день 27-го июня[16].

Слава победы под Полтавой смыла налет ущербности с русской армии и государства, она пробила дипломатическую изоляцию, и Россия стала полноправным государством европейской политической системы. Новая обстановка поставила новые цели. После Полтавы Петр мог направить все силы на решение наступательных задач. Так как Карл XII не соглашался на территориальные уступки, то средства для достижения «прибыльного» мира могли быть, во-первых, вытеснение шведов с восточного и южного побережья Балтики и, во-вторых, военное и дипломатическое блокирование боевых сил шведского короля в Молдавии. Теперь уже не шведское, а русское командование преследовало по всем направлениям. Под победную барабанную дробь русских барабанов капитулировали последние ключевые города Восточной Прибалтики.

Награда – знак отличия, отмечающий заслуги, как отдельных людей, так и коллективов перед государством и обществом, достойная и заслуженная оценка благородных поступков.

Высшей наградой в фалеристике считаются ордена. Орден представляет собой государственную награду, к которой представляются отдельные граждане, коллективы, государственные военные, гражданские учреждения или организации за различные заслуги. Получение ордена, как правило, предполагает собой изменение или упрочение социального статуса и положение награжденного.

В XVIII в., они отделились от одежды и стали выполняться из различных металлов (золота, серебра, меди и др.) и украшаться драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклом, эмалью, финифтью и.т.д.

Следующей по статусу наградой (после орденов) является медаль. Медаль, как и орден, играет роль знака отличия за особые заслуги. Она представляет собой металлическую пластинку, соединенную при помощи ушка со специальным приспособлением (колодкой), которая прикрепляется к одежде.

27 июня 1709 г. Произошла знаменитая Полтавская «генеральная баталия», фактически предрешившая в пользу России исход всей Северной войны. В Полтавском бою шведам противостояла уже не та молодая и неопытная русская армия, которая потерпела разгром в 1700г. Под Нарвой. К этому времени русские солдаты, уже неоднократно побеждали шведов, имели серьезный боевой опят и были уверены в неизбежном разгроме врага.

Все победители были щедро награждены. Сразу четыре генерала – Репнин, Брюс, Аларт и Ренсель получили орден Андрея Первозванного, кавалерами которого за весь десятилетний «дополтавский» период стали всего лишь 13 человек, в том числе и сам Петр. Этим еще раз подчеркивалось исключительная важность Полтавской победы для хода всей Северной войны[17].

Были розданы и миниатюрные портреты Петра, украшенные драгоценными камнями. Их получили лишь немногие избранные. В ГИМе хранится наградной портрет Петра I, выданный за военные заслуги. В этом убеждает надпись на оборотной стороне – «ЗА ХРАБРОСТЬ». Возможно, он был выдан кому-то из участников Полтавского сражения. В пользу этого предположения говорит то, что портрет поступил в музей от П.С.Уваровой (урожд. Щербатовой), один из предков которой учавствовал в Полтавской баталии в чине полковника.

Комендант Полтавы полковник А.С.Келин, руководивший обороной крепости, также получил в награду портрет Петра, богато осыпанный драгоценными камнями, и был произведен в генерал-майоры.

После победы сподвижники Петра были осыпаны милостями: граф Г. И. Головкин возведен в канцлеры, П. П. Шафиров — в вице-канцлеры, А. И. Репнин и Я. В. Брюс жалованы орденами Святого Андрея Первозванного, генерал-лейтенанты М. М. Голицын и Боур — деревнями. Светлейший князь

А. Д. Меншиков был награжден чином генерал-фельдмаршала и городами Почеп и Ямполь[18].

В Полтавском сражении 27 июня 1709 г. светлейший князь А.Д.Меньшиков командовал кавалерией, вынудив к сдаче несколько отступавших шведских батальонов, затем атаковал резервный корпус противника и почти полностью уничтожил его. 30 июня отступавшие шведские войска достигли Днепра у Переволочны, но были настигнуты кавалерией Меньшикова.

Признательный Монархъ обнялъ Меншикова въ присутствiи армiи, нъсколько разъ поцъловалъ въ голову, превознося отличные подвиги, труды его[19].

За Полтавское сражение Петр возвел Меньшикова в чин генерал-фельдмаршала. В день торжественного въезда в Москву светлейший князь находился по правую руку царя, чем как бы особенно подчеркивалась исключительность его заслуг[20].

После победы в наградном списке имя фельдмаршала Шереметева стояло первым. Б.П.Шереметев получил в награду село Черная Грязь, но остался недоволен, считая себя обойденным[21].

Устное распоряжение о награждении участников Полтавского сражения медалями было сделано вскоре после этого события. Но официальный указ об их изготовлении последовал лишь 8 февраля 1710 г., причем речь в нем шла только о серебряных наградах для низших чинов – рядовых, капралов и урядников (унтер-офицеров) гвардейских Преображенского и Семеновского полков[22].

Известно, что было изготовлено 4618 серебряных медалей. Медали эти должны были носиться на узких голубых лентах. Это первые русские медали, носившиеся на лентах. Правда, ушко припаивал сам награжденный. Русские наградные медали с ушками впервые появились лишь в 1760 году[23].

Об этом Петр писал в своем «Поденном юрнале»: «Всех штабных и обер-офицеров жаловал Государь портреты с алмазы и медали (золотые) по достоинству их чинов, а солдатам – медали серебряные»[24]. И годовое жалование.

Унтер-офицерская медаль прозвана «Урядничьей». Медаль имеет форму круга. На лицевой стороне (аверсе) находится погрудный образ Петра I с поворотом вправо. Государь Петр изображен в латах, мантии и с венком на голове. В верхней половине медали проходит надпись «ЦРЬ ПЕТРЪ – АЛЕЗIЕВИЧЬ ВСЕРОССIИСКIИ САМОДЕРЖЕЦЪ».

На оборотной стороне (реверсе) на унтер-офицерских медалях изображено на первом плане сражение конницы, далее артиллерии, за ней – пехотных войск. Справа вдали – стены Полтавы. По верху проходит надпись «ЗА ПОЛТАВСКУЮ БАТАЛИЮ». Под обрезом в нижней части медали дата - «_1709_г: ИЮНЯ_27_д». Слева под обрезом буквы «B_SCOTT_F». На реверсе солдатских медалей на первом плане изображен бой пехоты[25].

Государеву награду в армии ценили очень высоко, о чем свидетельствует одна надпись, выгравированная владельцем урядничьей медали на боковом ребре. «Сей мант Л.Г.П.П. 6-й роты сержанта Самсона Зыбина» ( «Мант – т.е. монета, так часто в солдатской среде называли медали; Л.Г.П.П. – лейб-гвардии Преображенского полка»).

Наградой за участие в Полтавской битве стала и еще одна медаль. Центр лицевой стороны медали занимает фигура Петра I, увенчанного лаврами, в доспехах и верхом на вздыбленном коне на фоне боя. Надпись идет по краю медали: «Нам позавидуют в сей славе». Внизу медали такие слова: «Петру Алексеевичу Божией милостию великому императору Российскому благочестивому, счастливому августейшему триумфатору». Оборотная сторона этой медали сочетала реальный план Полтавской битвы, взятый с гравюры Я.Кейзера, и фигуру Геркулеса, попирающего вражеские трофеи.

Все эти медали и знаки отличия бережно хранились потомками солдат и офицеров, участвовавших в решающем сражении Северной войны[26].

В целом по наградам мы можем проследить историю полтавской победы, а также доблесть русского оружия над шведским. Первые награды северной войны показывают преемственность композиции награды, элементы которой взяты из Римской империи.

Список литературы

1. Артамонова В.А. Россия и Речь Посполитая после Полтавской победы (1709 – 1714 гг.). – М.: Наука, 1990. – 208 с.

2. Бантыш-Каменский Дм. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. В 4-х частях. Часть 1-2. М., 1991. – 268 с.

3. Всеволодов И.В. Беседы о фалеристики. Из истории наградных систем. – М.: Вече, 2009 – 320 с.

4. Гладков Н.Н. История государства Российского в наградах и знаках. В 2 т. Т.1. – СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2003. – 623 с.

5. Ионина Н.А.100 великих наград – М.: Вече, 2003. – 432 с.

6. Изотова М.А,. Царева Т.Б. Все награды России и СССР. Ордена, медали и нагрудные знаки. Полная энциклопедия орденов и медалей России. – Ростов н / Д:Владис:М.: РИПОЛ классик, 2008. – 432 с.

7. Косарева А.В. Искусство медали. М., «Просвещение», 1977. – 127 с.

8. Кузнецов А.А.Ордена и медали России. – М.: Изд-во МГУ, 1985 – 174 с.

9.Кузнецов А.А.,. Чепурнов Н.И Наградная медаль. В 2-x т. Т.1: 1701-1917. – М.: Патриот, 1992. – 416 с.

10.. Керсновский А.А.История русской армии в 4 томах. Т.1. – М.:Голос, 1999. – 304 с.

11. Мишина Е.А. «Нам позавидуют в сей славе» (Белгородский государственный художественный музей) С.18

12. Прочко И.С. История развития артиллерии С древнейших времен и до конца XIX века. Санкт – Петербург, Полигон, 1994. – 496 с.

13. Похлёбкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – М.: Междунар. Отношения, 2001. – 560 с.

14. Соловьев Б.И Генерал-фельдмаршалы России. – Ростов н / Д: Феникс, 2000. – 382 с.

15. Тарле Е.В.Северная война и шведское нашествие на Россию – М.: Социально-экономической литературы, 1958 – 479 с.

16. Урланис Б.У. история военных потерь. Санкт-Петербург, Полигон, 1998. – 559 с.

17. Царева Т.Б.. Униформа. Оружие. Награды Российской империи. От Михаила Романова до Николая II – М.:Эксмо, 2007. – 272 с.

18.Чепурнов Н.И. Наградные медали Государства Российского: Энциклопедическое иллюстрированное издание. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Русскiй мiръ, 2002. – 768 с.

19. Халин К.Е Ордена и медали России – М.: «Дом Славянской книги», 2009 – 432 с.

20 . Щукина Е.С. Два века русской медали: Медальерное искусство в России 1700-1917 гг. – М.: ТЕРРА, 2000. – 272 с.

Примечания

[1] Артамонова В.А. Указ.Соч. С.3

[2] Там же С.6

[3] А.А.Керсновский Указ.Соч. С.37

[4] И.С.Прочко Указ.Соч. С.92

[5] Там же С.92

[6] Н.А.Ионина Указ.Соч. С.82

[7] И.С.Прочко Указ.Соч. С 94

[8] А.Кузнецов, Н.Чепурнов Указ.Соч. С.31

[9] К.Е.Халин Указ.Соч. С.16

[10] Б.У.Урланис Указ. Соч. С54

[11] К.Е.Халин Указ.Соч. С.16

[12] Б.У.Урланис Указ. Соч. С54

[13] П.П.Черкасов., Д.В.Чернышевский Указ.Соч. С.64

[14] А.А.Керсновский Указ.Соч. С40

[15] Е.В.Тарле Указ.Соч. С.436

[16] А.А.Керсновский Указ.Соч. С.40

[17]В.А. Дуров Указ.Соч. С 29

[18] Н.Н.Гладков Указ.Соч. С.114

[19] Дм. Бантыш-Каменский С.80

[20] Б.И.Соловьев Указ.Соч. С.34

[21] Б.И.Соловьев Указ.Соч. С.26

[22] В.А.Дуров Указ.Соч. С..30

[23] И.В.Всеволодов Указ.Соч. С.57

[24] А.А.Кузнецов, Н.И.Чепурнов Указ.Соч. С..32

[25] М.А.Изотова, Т.Б.Царева Указ.Соч. С.46

[26] Е.А.Мишина Указ.Соч. С.18

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top