Калинин В.С.

«Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры». Д. С. Лихачев[1].

В данном эпиграфе отражены основные идеи государственности и патриотизма, которые мы хотели бы рассмотреть более подробно. На всем протяжении развития общества они наиболее актуальны, т. к. зачастую мы наблюдаем проявления вандализма по отношению к памятникам культурного наследия нашей страны.

В настоящее время для стабильного функционирования государства задача формирования государственной идеологии, национальных идей и ценностей в сознании молодежи является наиболее актуальной. Историческое развитие человеческого общества осуществляет неразрывную связь между поколениями. Без осмысления истории своей страны, происходивших в ней и происходящих сейчас социально-экономических, политических и духовных событий – нет будущего у общества. Уважение к истории формирует чувство национальной гордости и одновременно с этим учит любить Родину не только в дни побед, но и в тяжелые времена потерь и поражений, делить со своим народом не только приятные моменты его исторического подъема, но и его трудности и исторические тяготы.

Таким образом, одной из основ национального самосознания является историческая память, которая выражается в знании народом своей истории и своих героев, в верном восприятии прошлого своей страны, в следовании национальным традициям и общественным устоям. Народ, утративший историческую память, свою самобытность, теряет вместе с ней и то культурное место, которое он исторически занимал в мировой цивилизации.

В «Декларации прав культуры» Д. С. Лихачев отмечал, что культура является духовной основой цивилизации, гуманистическим ориентиром, критерием ее самобытности и целостности. Общественные преобразования должны опираться на ценности культуры и национальное самосознание. Не только военные конфликты и терроризм, но и безответственная модернизация наносят урон культурному наследию: исчезают исторические центры городов, разрушаются памятники и ландшафты, искажаются биографии выдающихся деятелей культуры. Культурное наследие составляет богатство человечества. В Декларации содержится призыв к тому, чтобы считать преступлениями против человечества любые действия, ведущие к уничтожению памятников истории и культуры[2].

Общество, опираясь на достижения культуры, создает свой фундамент и опору, составляет духовную основу. Национальная и социальная идентичность определяется уважением к истории во всей противоречивости и многообразии ее проявлений. Необходимым фундаментом для взаимопонимания поколений и диалога культур являются исторические памятники в виде символов и знаков, текстов и артефактов.

История монастыря

Владимирский край за более чем тысячелетнюю историю своего развития приобрел богатейшее культурное наследие. Спасо-Евфимиев монастырь не является исключением – он многогранная страница нашей истории: первоначально он строился как крепость, оборонительное сооружение; затем стал центром просветительной и культурной деятельности, далее приобрел известность как монастырь-острог, монастырь-тюрьма; на современном этапе развития комплекс зданий и сооружений Спас-Евфимиевского монастыря в г. Суздале является уникальным памятником истории и культуры мирового значения, входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь, расположенный на крутом левом берегу р. Каменки, размерами, обилием сооружений и сохранившимися каменными постройками XIV – XVI вв. представляет собой классический архитектурный ансамбль монастырского типа. Его мощная с 12 башнями и протяженностью около 1200м крепостная стена подчеркивает завершенность и органическую целостность всего монастырского комплекса.

Кирпичные стены и башни Спасо-Евфимиевской крепости видны издалека. За высокой стеной монастыря располагаются: Спасо-Преображенский собор (1594 г.) с хорошо сохранившейся росписью, Благовещенская надвратная церковь (XVI – XVII вв.), монастырская звонница (XVI – XVII вв.), дом архимандрита с Успенской шатровой церковью (XVI в.), Никольская церковь с корпусом больничных покоев (1669 г.), двухэтажный келейный корпус (XVII – XIX вв.).

Место, которое занял монастырь (крутой обрывистый берег р. Каменки), было стратегически выгодным, т.к. берег реки являлся дополнительной фортификационной защитой от нападения внешнего врага. Он был северным форпостом города Суздаля как крепость, готовая защищать город от внешних и внутренних врагов.

Спасо-Евфимиев монастырь был основан между 1355 и 1363 – 1364 гг. по инициативе суздальско-городецкого князя Бориса Константиновича иноком преподобным Евфимием Суздальским. Историки ошибочно относят основание монастыря к 1351 – 1352 гг. Под этой датой в пространной редакции Жития преподобного Евфимия Суздальского сообщается о прибытии преподобного из Нижнего Новгорода в Суздаль и об основании монастыря вместе с Суздальским князем Борисом[3]. Однако в это время город и округа находились в составе владений великого князя Нижегородско-Суздальского Константина Васильевича. К тому же в 1352 г. на Нижегородско-Суздальской земле разразилась эпидемия чумы, от которой пострадало большое количество населения. Поэтому монастырь мог быть заложен только между 1355 г. (кончина великого князя Нижегородско-Суздальского Константина Васильевича и распределение между четырьмя его сыновьями (Андрей, Димитрий (Фомф), Борис и Димитрий-Ноготь) уделов, в т. ч. земельных владений близ прежней столицы княжества – г. Суздаля) и 1364 г. (борьба князя Бориса Константиновича за Нижегородский стол). Монастырь строился на той части владения, которая принадлежала князю Борису Константиновичу, на высоком берегу реки Каменки, к северо-востоку от Суздальского детинца. К северу ополья владения князя простирались до с. Омутского, к югу – вниз по течению р. Нерли до с. Мордыш (Мордош)[4].

Изначально монастырь назывался Спасским. Первый игумен монастыря Евфимий был учеником и сподвижником Сергия Радонежского. Уже при жизни Евфимия в нем проживало около трехсот монахов, следовавших установленным им общежительному уставу, иноки не имели личного имущества, не могли выходить из своих келий, кроме посещения церковной службы и «великыа нужа». Преподобный Евфимий целый год носил лишь жесткий овчинный тулуп, зимой терпя стужу, а летом – зной, принимал и кормил странников, т. к. монастырь стоял «на распутиях мнозих», прощал долги, выкупал несостоятельных должников «и от насилия от злых судеи бедою одержимых токмо словом своим избавляя»[5]. Преподобный Евфимий был погребен близ Преображенского собора зимой 1404 – 1405 г. К началу XV в. обитель входила в число пяти крупнейших монастырей Руси. Монастырю принадлежали 10 тысяч крепостных крестьян, многочисленные земли, деревни и села[6].

7 июля 1445 г. у стен монастыря произошла битва русских войск под командованием Василия II с войском казанских царевичей – Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда), в которой Василий потерпел поражение и был взят в плен.

Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI – XVII веках. Обширное каменное строительство построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, царем Иваном Грозным, князьями Пожарскими и др. Самым ранним каменным сооружением монастыря является Спасская церковь, сооруженная над могилой Евфимия Суздальского и впоследствии превратившаяся в придел пятиглавого Спасо-Преображенского собора (1594 г.).

Имя преподобного Евфимия появилось в наименовании монастыря не позднее 30 – 40-х гг. XV в. При копании рвов для возведения нового Преображенского собора 1514 г. был обретен гроб с нетленными мощами основателя (пространная редакция Жития преподобного Евфимия ошибочно датирует это событие 1507 или 1508 г.[7]). После окончания строительства собора 1517 – 1518 гг. мощи преподобного Евфимия были положены в раку в Преображенском соборе.

Согласно краткой редакции Жития преподобного Евфимия, каменный собор Преображения Господня жизни был построен еще при его жизни. Видимо это домысел автора Жития – инока Григория, который писал свое сочинение в XVI в. Первый каменный собор в монастыре (Преображенский собор) возводился в 1-й четверти XVI в. Даты этапов его строительства, приведенные в Житии, противоречат актам монастыря. Предварительные земляные работы датируются в пространной редакции Жития 4 июля 1507 г. или 1508 г., завершение строительства – 1511 г. В этом случае строительством в монастыре руководил бы архимандрит Константин (1490 – 1509), однако в Житии настоятелем, который руководил возведением нового храма, указан архимандрит Кирилл (1511 – 1526; впоследствии архиепископ Ростовский). Из чего можно сделать вывод, что строительство Преображенского храма было начато, вероятнее всего, в 1514 г. К этому же времени относится и обретение мощей основателя монастыря при копании рвов, о чем архимандрит Кирилл известил Суздальского епископа Симеона. Окончание возведения Преображенского собора следует отнести к 1517 – 1518 гг. О том, что до 1517 г. в монастыре шло значительное строительство, косвенно свидетельствует жалованная льготная грамота великого князя Василия III Иоанновича игумену Кириллу от 14 мая 1514 г., освобождающая владения монастыря на 3 г. от выплаты податей в великокняжескую казну[8].

Главный храм монастыря – Спасо-Преображенский собор был построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля. Его отличает строгость и монументальность. Первые письменные упоминания о нем встречаются в писцовой книге города Суздаля за 1628 – 1630 гг. В этот период времени у собора было два придела: один в честь Евфимия – основателя монастыря; другой – в честь почитаемого на Владимирщине святого Николая Чудотворца. В XVIII в. стены Спасо-Преображенский собора были с трех сторон окружены галереей. Во второй половине XIX в. к нему был пристроен придел Сергия Радонежского. Центральную часть собора венчают пять куполов. Все стены внутри собора покрывают фрески XVI в. и росписи известных мастеров XVII столетия Гурия Никитина и Силы Савина. Они полны живых подробностей и жизненных наблюдений.

В начале XVII в. монастырь захватили польско-литовские войска. Они построили вокруг монастыря тыновую ограду. В 1660 г. вместо нее были сооружены новые тыновые укрепления с девятью башнями, затем замененные в 70 – 80-х гг. существующими ныне каменными стенами с двенадцатью башнями, амбразурами и бойницами, общей протяженностью стен около 1200м. Сооружение такого укрепления стало возможным в результате увеличивающегося богатства монастыря: в это время он владел 10 тыс. 300 чел. крепостных.

Высота и толщина стен и башен учитывает ландшафт местности. На обрывистых берегах реки, трудных для штурма, стены сделаны ниже, а башни приземистее; с южной, «приступной» стороны ровного плато стены и башни значительно выше. Это увеличение размеров стен и башен, обращенных к городу, связано еще и с архитектурным замыслом. Южная стена крепости входила в главный «фасад» монастырского ансамбля, и на ее разработку зодчий использовал весь свой талант и художественный вкус.

Проездная башня является основным зданием ансамбля. Она немного развернута в сторону дороги и соединяется со стенами под некоторым углом. Верхний ярус выделяется богатством декоративной обработки, по контрасту с простым нижним ярусом. Богатство убранства башни оттеняется также контрастом красного фона, на котором особенно четко прорисовываются белые детали. Проездная башня высотой в 22 метра с ее шатровым верхом стоит почти в центре южного фасада.

Благодаря такому укреплению, Спасо-Евфимиев монастырь был самой сильной крепостью Суздаля и всей Владимирской земли, но, несмотря на свою мощь, стенам монастыря никогда не пришлось выполнять свою оборонительную задачу, т.к. они были построены тогда, когда внешний враг уже не угрожал центральной части России, но нарастала борьба горожан и крестьянства, не раз потрясавшая в XVII столетии устои феодального государства и церкви.

Благовещенская надвратная церковь была построена в качестве святых ворот на рубеже XVI – XVII вв., однако после строительства каменных стен вокруг монастыря, оказалась внутри территории Спасо-Евфимиева монастыря.

Звонница монастыря состоит из нескольких зданий, построенных в разное время: разнообразно декорированной трехпролетной галереи звонов (XVI – XVII вв.) и девятигранной столпообразной церкви Рождества Иоанна Предтечи (нач. XVI в.). Они соединены башенкой, на которой расположены часы с боем. Монастырские колокола XVI в. не сохранились, т.к. в 1930-х гг. были отправлены в переплавку. В настоящее время 17 колоколов звонницы звонят пять раз в день.

Напротив звонницы, перед Спасо-Преображенским собором, расположена Успенская трапезная церковь (XVI в.), увенчанная шатром с двумя ярусами кокошников, – это столпообразное сооружение типа «восьмерик на четверике». С противоположных сторон к храму примыкает придел мученика Диомида (небольшая столпообразная церковь с тремя ярусами кокошников и изящной главкой) и Успенская церковь, переходящая в трапезную палату (двухъярусное здание, крытое тесовой кровлей).

Со стороны Диомидовского придела к Успенской церкви примыкает Архимандритский корпус – памятник гражданской архитектуры XVII в. Это двухэтажное Г-образное здание с опирающейся на каменные столбы крытой деревянной галереей-гульбищем. Архимандритский корпус возводился как казенное здание, но примерно с конца XVIII в. в нем стал проживать архимандрит монастыря.

Братский корпус, построенный одновременно с Архимандритским, – еще одна допетровская постройка монастыря. Этот корпус был сооружен для размещения монахов. Украшают это Г-образное двухэтажное здание, идущее параллельно восточной стене монастыря, оконные наличники с кокошниками. Южная часть здания и весь первый этаж, согласно проведенным исследованиям И. А. Столетова, являются самыми ранними постройками (первая половина XVII в.).

В северо-восточной части монастыря в 1669 г. была построена Никольская церковь (бесстолпная одноглавая церковь с выразительными порталами), к ней примыкают двухъярусные больничные палаты.

Монастырская тюрьма

В истории нашего государства Спасо-Евфимиев монастырь оставил заметный след. Печальную для России славу монастырю принесла действовавшая на протяжении двух столетий его монастырская тюрьма. Тюремный аспект деятельности Спасо-Евфимиева монастыря на настоящий момент в научной литературе не нашел широкого освещения, поэтому остается мало известным фактом для общественности.

Известность Спасо-Евфимиева монастыря, как места заточения, начинается со второй половины XVIII в., где в 1766 г. по Указу Екатерины II под видом крепости «для умалишенных колодников» была учреждена третья в России (наряду с Петропавловской крепостью и Шлиссельбургским замком) секретная с одиночными камерами тюрьма. Ее официально назвали – «арестантское отделение». Так, монастырь был превращен в место заточения. Эта монастырская тюрьма приобрела общегосударственное значение. Изначально она предназначалась для заключения только душевнобольных преступников, но с ХIХ в. в ней стали содержаться лица, обвиненные в государственных преступлениях, совершившие уголовные преступления, старообрядцы, а также православное духовенство за ненадлежащее поведение[9]. Нередко в монастырь под строгий надзор направляли обвиненных в ереси, богохульстве и других религиозных преступлениях. Сюда же попадали и те, чью вину, подлинную или мнимую, знали очень немногие – монастырские стены умели хранить тайны своих узников[10].

Согласно Инструкции 1766 года, регламентировавшей порядок отбывания наказания в монастыре, заключенных надлежало не выпускать «вплоть до исправления». Сроки лишения свободы не оговаривались ни в какой документации и были, как правило, очень длительными. Так, узники, направленные в тюрьму за период с 1772 по 1835 гг., провели здесь в общей сложности 932 года, из них 39 человек умерло в заточении[11]. Основанием для ссылки могло послужить высочайшее повеление императора, постановление Святейшего Синода, а также решение владимирского губернатора или Владимирской духовной консистории[12]. Необходимо отметить, что Святейший Синод часто приговаривал к заключению в монастыре не за преступления против веры, а за критику в адрес государственной власти. Император же во многих случаях наказывал ссылкой в монастырь за вероотступничество.

Самую многочисленную группу заключенных составляли духовные лица православной церкви, которым ссылка в монастырь назначалась в качестве исключительной меры наказания. Среди узников монастыря были представители православного духовенства, наказанные за аморальный облик в быту или совершившие грубые нарушения по службе[13].

Другую категорию заключенных составляли те, кто был обвинен в измене вере и церкви. Это были сектанты, как правило, из числа раскольников, а также те духовные лица православной церкви, которые решили примкнуть к старообрядчеству либо отказывались признавать над собой власть Святейшего Синода. «...Наиболее крупную по численности группу монастырских узников обыкновенно составляют сектанты и раскольники»[14].

В третью группу входили заключенные, наказанные за измену государственной власти. Основными политическим мотивами ссылки в монастырь были самозванство и нелестные отзывы о нравах очередной императрицы. Встречались среди арестантов и «правдоискатели», писавшие челобитные царю, в которых изобличались бесчинства судов и злоупотребления чиновников, содержались предложения осуществить те или иные государственные преобразования, в частности, отменить крепостное право[15].

В казематах Спасо-Евфимьевского монастыря отбывали наказание и известные лица. В тюремной келье закончились жизни декабриста князя Шаховского и монаха-прорицателя Авеля.

Инструкцией 1766 года предписывалось содержать арестантов без использования оков. Но, тем не менее, «...заковывание в кандалы и сажание на “стенные цепи” в Суздальской монастырской тюрьме производилось даже в ХIХ столетии»[16].

Арестантам запрещалось давать орудия, которыми они могли причинить вред себе и другим. В число запрещенных предметов входили также письменные принадлежности. В качестве мер дисциплинарного воздействия практиковалось одиночное заключение и лишение пищи.

Смирных разрешалось выводить в церковь на богослужение, но под надзором караульных. Питание заключенным полагалось выделять такое же, как и монахам монастыря. В целом солдатам надлежало обращаться с заключенными «сколь возможно без употребления строгости», учитывая, что это были психически больные люди[17].

Однако на практике все выглядело иначе. В частности, ревизор, посетивший монастырь в 1773 г., обнаружил, что в тюрьме широко применялись телесные наказания, наказания голодом, арестантов сажали на стенную цепь, надевали наручники[18].

В записках болгарского священника Павла Дукова о содержании заключенных говорится следующее: «... арестантское заключение в Суздальском монастыре столь мучительно, что к перенесению его превосходят все человеческие силы, здесь царит личный произвол действий начальника о. архимандрита...»

Таким образом, в те времена закрепленные в законодательстве нормы, также не выполняли на местах, как и в настоящее время.

Необходимо указать, что условия пребывания в монастырской тюрьме были разными. На малоимущих арестантов, содержавшихся за казенный счет, выделялось очень мало средства, а более состоятельные заключенные имели возможность улучшить свое пропитание, посылая караульных в город за продуктами, и, более того, даже иметь при себе прислугу[19].

В тюрьме душевнобольных заключенных содержали вместе со здоровыми, и это было самым тяжелым испытанием. «Буйство и крики сумасшедших доставляли остальным заключенным не только беспокойство, но и ежедневные мучения»[20]. При этом перевод в больницы был редким явлением и обставлялся разными предосторожностями, т.к. царское правительство считало, что в здоровом состоянии узники опаснее. Вот почему их обрекали на безумие за тюремными стенами[21].

Длинное низкое здание арестантского отделения отделяется от монастырского двора высокой каменной стеной с проездными воротами, закрывающимися массивными двухпольными дверными полотнами. Небольшая дверь открывает доступ в арестантский корпус. В стене с левой стороны длинного коридора расположены окна, выходящие на юг, с правой стороны – двери одиночных камер, окна которых смотрят на север. При таком расположении здания арестанты полностью лишались солнечного света.

Таким образом, условия содержания в тюрьмах того времени были бесчеловечны. На современном этапе развития в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в соответствии с «Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» реализуется принцип гуманизма. Гуманизация содержания осужденных выражается в целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами[22]. В уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерациизакреплено требование строгого соблюдения гарантий защиты от пыток, насилия или другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Реализация принципа гуманизма поставлена в прямую зависимость от поведения осужденных, от их желания и настроения вести себя определенным образом, следовательно, получать или нет предусмотренную законом систему льгот[23].

Тюрьма в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре была закрыта в 1905 году. Закрытие арестантского отделения в монастыре можно рассматривать как своеобразную уступку обществу, которую самодержавие сделало в условиях начавшейся в стране революции[24].

Но на этом история тюрьмы Спасо-Евфимиева монастыря не закончилась, о ней вспомнили в первые годы Советской власти. В 1923 г. в монастыре разместился Суздальский лагерь особого назначения (политизолятор), ему также отвели значимую роль. В июне – августе 1926 г. в политизоляторе содержался митрополит Крутицкий Петр (Полянский). В 1934 г. лагерь был реорганизован в Суздальскую тюрьму особого назначения НКВД, которая в 1939 г. была закрыта. 23 июня 1939 г. постройки монастыря перешли во владение Суздальского музея, но вскоре, 20 июня 1940 г., в обители разместился лагерь для солдат интернированного чешского легиона польской армии. Среди легионеров в корпусах монастыря находился Л. Свобода (впоследствии Президент Чехословакии). С конца 1941 г. в монастыре размещался специальный лагерь НКВД № 160: проверочно-фильтрационный лагерь для бойцов Калининского и Западного фронтов, находившихся в плену и в окружении противника[25], в нем прошли проверку 8232 человека. А с 1943 г. был образован лагерь для военнопленных офицеров (немцев, итальянцев, венгров и румын). Несколько месяцев в нем находились командующий 6-й немецкой армией фельдмаршал Ф. Паулюс, генерал-лейтенант А. Шмидт, а также большая группа немецких офицеров и генералов, взятых в плен под Сталинградом, – всего 560 чел. В 1945 г. в Успенской трапезной церкви на территории монастыря проводились католические богослужения пленным священником Вильбергом. Один из военнопленных, Джузеппе Баси, оставил альбом рисунков с видами монастыря, который с 90-х гг. XX в. находится в фондах музея. В 1946 году лагерь был упразднен в связи с начавшимся процессом репатриации военнопленных, а монастырь передан отделу МВД СССР по борьбе с детской беспризорностью. 1 сентября 1946 г. в зданиях монастыря открылась детская мужская трудовая колония для несовершеннолетних преступников. С весны 1948 г. она была перепрофилирована в трудовую колонию со швейным производством для девушек, с 1964 г. – в воспитательную колонию для несовершеннолетних, не осужденных судом, подчинявшаяся Министерству профессионально-технического образования[26].

В 1958 г. архитектурный ансамбль монастыря был передан Государственному Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, однако воспитательная колония оставалась в нем вплоть до 1967 г.

Таким образом, тюрьма Спасо-Евфимьевского монастыря на протяжении 200-летней истории своего существования являлась специальным местом изоляции в общегосударственной системе исполнения наказаний. В дореволюционной России Суздальская монастырская тюрьма действовала наряду со знаменитым Соловецким острогом. Она всегда являлась монастырской тюрьмой государственного значения. В ее стенах содержались в основном инакомыслящие. Во время Советской власти монастырь как место заключения не потерял своего значения, но особую роль приобрел в годы Великой Отечественной войны. После ее окончания тюрьма Спасо-Евфимьевского монастыря окончательно потеряла свое значение, как специальное место заключения.

Некрополь монастыря

Территория Спасо-Евфимьевского монастыря многие десятилетия была местом погребения известных людей. Здесь были похоронены: некоторые из князей Хованских, князь Иван Васильевич Стрига-Оболенский, весь род князей Пожарских, в т. ч. и великий полководец, руководитель народного ополчения, освободившего в 1612 г. Москву от захвативших ее поляков, национальный герой России, князь Дмитрий Михайлович Пожарский, которого похоронили в 1642 г. в родовой усыпальнице.

Из метрической книги монастыря за 1660 год можно узнать, что «в монастыре была сооружена часовня-“палатка родителейˮ, построенная общими усилиями двоюродных братьев – князей Петра Никитича Хованского и Иоанна Дмитриевича Пожарского (сына полководца)»[27].

Из описи Спасо-Евфимиева монастыря 1660 года следует, что там находилась общая усыпальница князей Пожарских и Хованских. Она была двухъярусной: внизу находились захоронения, а вверху – монастырская ризница[28]. Это было какое-то значительное архитектурное сооружение, однако, какой была усыпальница первоначально, неизвестно.

К концу XVII в. род князей Пожарских по мужской линии иссяк. Со временем усыпальница обветшала. В 1765 – 1766 гг. по приказу архимандрита Ефрема ее «за ветхостью» сломали, а надгробные плиты сняли и употребили на церковные строения. Фундаменты «палатки» были заметны еще в начале ХIХ в. Несколько надгробий из разоренной усыпальницы было обнаружено на территории монастыря во второй половине ХIХ в. Еще шесть плит нашли при реставрации западной монастырской стены в 1988 – 1989 гг.[29]. В настоящее время они экспонируются в музее.

Место захоронения Дмитрия Михайловича Пожарского было утеряно «благодарными» потомками. О могиле защитника Отечества вспомнили лишь в середине XIX в., когда, находясь в Суздале, великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич Романовы захотели посмотреть место захоронения князя Пожарского. Они были неприятно удивлены запустением места погребения великого полководца-освободителя. На территории монастырского двора им показали место, где, по рассказам старых монахов, находилась родовая усыпальница Пожарских, теперь оно ничем не выделялось среди другой территории монастыря.

Летом 1851 г. для определения места нахождения захоронения князя Д.М. Пожарского археолог граф А.С. Уваров по поручению министра внутренних дел проводит раскопки на территории Спасо-Евфимиева монастыря к востоку от Спасо-Преображенского собора. Он обнаруживает «бутовые стены какой-то усыпальницы». Внутри нее в три ряда стояли каменные гробницы и кирпичные склепы. Прочитав надписи на двух гробницах археолог определил, что они принадлежат Никите Андреевичу Хованскому и Федору Дмитриевичу Пожарскому. В усыпальнице на почетном месте, прямо напротив алтаря, находились гробницы: Федора Дмитриевича, первой супруги полководца и матери Федора Дмитриевича и предположительно самого Дмитрия Михайловича. Одна белокаменная гробница отличалась от других, только она находилась внутри кирпичного «чехла», а сверху над ней возвышался сильно поврежденный свод. Над верхней плитой была разостлана береста, что говорило об особой заботе. Для дальнейшего исследования и идентификации останков князя Пожарского с разрешения императора и Святейшего Синода была создана специальная комиссия.

23 февраля 1852 г. члены созданной комиссии провели тщательные исследования гробницы. Было установлено, что тело усопшего покрыто шелковым узорчатым саваном. На груди сохранились куски шелковой одежды. В средней части тела был заметен шелковый вышитый пояс, на левом бедре – шитая золотом кайма кафтана и левый кафтанный разрез, шитый золотым шнурком[30]. Комиссия решила, что данные находки являются остатками богатого боярского одеяния, которое не могло принадлежать никому другому, кроме полководца. Члены комиссии полагали, что «нет никакого повода, тем менее права, сомневаться, чтобы гробница не заключала в себе праха князя Дмитрия Михайловича Пожарского».

Вскоре были устроены торжества по случаю обретения могилы героя: «24 февраля 1852 г. отслужили торжественную литургию и панихиду. Этот день надолго запомнился жителям Суздаля. С раннего утра, услышав о необычном событии, в монастырь поспешили стар и млад. Начался благовест. Все местные начальники в полных парадных формах собрались в церкви. Епископ Владимирский и Суздальский Иустин обратился к присутствовавшим: “Граждане Суздаля! Для вас особенно должно быть радостно открытие места погребения приснопамятного князя Пожарского. Его имя принадлежит всей России, но гроб его составляет ваше исключительное достояние. Храните же его с благоговениемˮ. На голове епископа Иустина была митра – вклад вдовы полководца в монастырь по душе усопшего супруга. Зажглись погребальные свечи, воздымились кадила, раздались священные гласы и послышалось в беспрерывных славословиях любезное всякому русскому имя боярина князя Пожарского»[31]. Архимандрит Иоаким – настоятель Спасо-Евфимиева монастыря служил в ризе, сшитой из шубы князя Пожарского, которая покрывала его тело при погребении. В церкви находились и другие многочисленные богатые вклады в монастырь самого Д.М. Полжарского и его семьи: церковные книги, иконы в драгоценных окладах, сосуды, паникадило. После службы место обнаружения усыпальницы обнесли оградой, над могилой национального героя поставили скромный памятник с надписью: «Здесь лежит князь Дмитрий Михайлович Пожарский». «С подобающим приличием» по предписанию Святейшего Синода гробница Д.М. Пожарского была предана земле.

19 мая 1852 г. император Николай I объявил по всей стране добровольную подписку по сбору средств на сооружение на месте захоронения Дмитрия Михайловича Пожарского памятника. Только во Владимирской губернии менее чем за полгода, уже к лету 1852 г., собрали 409 руб. 80 коп. Самыми активными были жители Суздаля – 241 руб. 50 коп. Всего за шесть лет была собрана значительная сумма – 75 тыс. руб.[32], можно было приступать к строительству памятника.

В 1885 г. на народные средства, собранные по всей России, на могиле Пожарского по проекту академика архитектуры Алексея Максимовича Горностаева был сооружен достойный памятник – беломраморная часовня-усыпальница, украшенная мозаичной иконой «Спас на троне» и бронзовыми рельефами. Торжественное открытие и освещение памятника состоялась 2 июня 1885 г.

16 мая 1913 г. в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых монастырь посетил Император Николай II с великими княжнами Ольгой, Татианой, Марией и Анастасией[33]. Некрополь Дмитрию Михайловичу Пожарскому был местом поклонения многие годы, но эту часовню-усыпальницу в Спасо-Евфимиевом монастыре разобрали в 1933 г., прочитав на ней слово «князь».

После разорения некрополя М.М. Пожарского, уцелели икона «Спас на троне» и два фрагмента от ворот – бронзовые барельефы с фигурами Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, которые в настоящее время демонстрируются в музее Спасо-Евфимиева монастыря.

В 1963 г. по инициативе Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Владимирской реставрационной мастерской на месте разрушенной в 1933 г. часовни над могилой Пожарского был установлен скромный памятник по проекту архитектора-реставратора Ольги Гавриловны Гусевой. А в 1974 г., над могилой полководца установили монумент работы скульптора Николая Андреевича Щербакова и архитектора Игоря Анатольевича Гунста. В мае 2008 г. он был демонтирован и передан кадетской школе-интернату «Кадетский корпус имени Д.М. Пожарского» в г. Радужный Владимирской области. Его установили на центральной площади кадетского корпуса, где выставляется Почетный караул, и каждый год новые воспитанники кадетского корпуса перед монументом Д.М. Пожарскому принимают Присягу на верность Родине.

Таким образом, память о великом полководце, национальном герое России передается молодому поколению будущих защитников Родины.

В Спасо-Евфимиевом монастыре на месте захоронения Д.М. Пожарского была восстановлена по сохранившимся документам разрушенная часовня-усыпальница 1885 г. и 4 ноября 2009 г. торжественно открыта Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым.

Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря

На Руси в монастырях монахи издавна занимались выращиванием и сбором целебных растений и трав. Своим врачебным искусством уже в XI в. славились монахи-лечцы Киево-Печерского монастыря. В XVI в. для целенаправленного разведения лекарственных трав Иваном Грозным открывается Аптекарская Палата, реорганизованная в XVI в. в Аптекарский приказ. «Аптекарские огороды» – сады создаются по всей России, в них выращиваются лекарственные растения. Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в XVIII столетии имел собственное обширное садовое хозяйство с Аптекарским огородом. Выращивание лекарственных растений стало одним из видов монашеского послушания. Музей под открытым небом «Аптекарский огород» дополняет наши представления о жизни монахов в Спасо-Евфимиевой обители.

Наследие предков

В 1972 г. начались реставрационные работы в монастырских зданиях. В Благовещенской церкви была организована экспозиция, посвященная князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому. В Преображенском соборе экспонируются фрески XVII в., раскрытые в процессе реставрации 1968 – 2000 гг. В соборе организуются концерты церковных распевов. Иконостас, демонтированный в 30-х гг. XX в., в 1954 г. был передан в Центральный музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева (г. Москва).

К 1981 г. на колокольне Спасо-Евфимиева монастыря было установлено 19 колоколов и возобновлен звон. Всего в коллекции музея тогда насчитывалось около 40 колоколов, собранных в 60 – 70-х гг. XX в. на территории Владимирской области. Вкладные монастырские колокола XVI – XVII вв. в июне 1932 г. были сброшены с колокольни, разбиты и отправлены на переплавку. Директор музея В. И. Романовский собрал и сохранил фрагменты колокола 1561 г., которые в настоящее время представлены в экспозиции музея.

В просторном притворе-галерее собора устраиваются выставки и конференции. В Успенской церкви открыта выставка «наивной живописи», в трапезной храма проходят приемы. В примыкающем к Успенской церкви архимандритском корпусе организованы экспозиции «Книжные сокровища 6 столетий: XV – XX вв.», «Русская икона XVIII – начала XX в.». В Никольской церкви и больничных палатах демонстрируются сокровища «Золотой кладовой» (иконы, церковная утварь, облачения, предметы декоративно-прикладного искусства), в помещениях бывшей монастырской крепости расположена экспозиция «Суздальская тюрьма: летопись двух столетий», в братском корпусе – выставки «История суздальских монастырей», «Сплетение судеб» (о суздальско-итальянских исторических и культурных связях). На 2-м этаже открыт уникальный Музей реставрации – «Побеждая время», проходят и другие прекрасные экспозиции и выставки.

С конца XX в. ежегодно в праздник Воскресения Господня совершается крестный ход из городских храмов на территорию Спасо-Евфимиева монастыря, завершающийся литургией в Преображенском соборе.

В Спасо-Преображенском соборе на территории Спасо-Евфимиева монастыря в серебряной раке, сооруженной в 1823 г., находятся мощи преподобного Евфимия (первого архимандрита монастыря). Здесь же представлена древняя Корсунская икона Божией Матери. В ризнице между множеством богатых вещей, жертвованных князьями Пожарскими, хранятся: Евангелие с собственноручною надписью князя Д.М. Пожарского, шитая плащаница, митра преподобного Евфимия, его же медный крест и рукописное Евангелие. В Преображенском соборе организуются концерты церковных распевов. При монастыре сегодня действует школа имени князя Д.М. Пожарского.

Таким образом, комплекс зданий и сооружений Спас-Евфимиевского монастыря в городе Суздале Владимирской области – уникальный памятник истории и культуры мирового значения. Монастырь, расположенный на высоком левом берегу реки Каменки, своими размерами, большим количеством сооружений и сохранившимися каменными постройками XIV – XVI вв. представляет собой классический архитектурный ансамбль монастырского типа. Спасо-Евфимиев монастырь сегодня – крупный центр туризма, является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 1991 г. Спасо-Евфимиев монастырь решением ЮНЕСКО включен в список всемирного культурного наследия. Историко-культурный комплекс «Спасо-Евфимиев монастырь» представляет редкий пример согласованной реставрации и музеефикации памятников древнерусского зодчества. В зданиях Спасо-Евфимиева монастыря размещаются экспозиции, фондохранилища и подсобные службы.

В Конституции Российской Федерации сказано, что граждане России должны чтить «память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», исходить «из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями», сознавать «себя частью мирового сообщества»[34].

В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Владимир Владимирович Путин отметил, что «мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией»[35], поэтому посещение Спасо-Евфимиева монастыря можно рекомендовать молодежи для расширения своего кругозора, пополнения духовного багажа, изучения мало освещенных страниц Российской истории.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета № 7 от 21.01.2009.
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 07.12.2011). URL: http://www.consultant.ru/popular/uikrf/ (дата обращения: 01.12.2012).
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета от 08.03.2011.
  4. Приказ Народного комиссара Внутренних дел СССР № 001735 от 28.12.1941 «О создании специальных лагерей для бывших военнослужащих Красной Армии, находившихся в плену и в окружении противника» (отменен приказом № 0234-1955 года). URL: http://d-v-sokolov.livejournal.com/331158.html (дата обращения: 01.10.2012).
  5. Стенограмма Послания Владимира Путина Федеральному Собранию // Российская газета от 12.12.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/12/12/stenogramma-poln.html (дата обращения: 28.12.2012).
  6. Акты Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря 1506 – 1608 гг. М., 1998. № 8.
  7. Барченкова О. История: легенды о потомках князя Д.М. Пожарского. // Владимирские ведомости от 15 июля 2008 г. № 158. С.1.Большакова Н.В. Спасо-Евфимиев монастырь как место ссылки лиц духовного звания // Рождественский сборник. Вып. 7. Ковров, 2000.
  8. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. В 5 т.
  9. Из истории Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря (По данным монастырского архива). Владимир, 1912.
  10. Извлечение из описи суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1660 г. / Сообщ.: К. Тихонравов // Владимирские гВ. 1867. Ч. неофиц. № 14.
  11. Историческое собрание из разных летописей и повествований о граде Суждале. Сочинение ключаря Суздальского собора Анания Федорова // РГБ ОР. Рум. Ф. 256. Д. 5. Л. 22 об.
  12. Курганова Н.М. Из истории тюрьмы Спасо-Евфимиевского монастыря (1766-1829 гг.) // Суздалю – 950 лет. Ярославль, 1977.
  13. Курганова Н. М. История создания мавзолея Д. М. Пожарского в Спасо-Евфимиевом мон-ре Суздаля // Уваровские чтения – II. Муром, 21 – 23 апр. 1993 г. М., 1994. С. 154 – 160.
  14. Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X – XIV вв. М., 1984. С. 219 – 225; он же. Суздальское ополье в XIV – XV вв. и владения Спасо-Евфимьева монастыря // Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России: (К 650-летию основания монастыря):
  15. Лихачев Д. С. Память истории священна. М., 1986.
  16. Майские юбилейные торжества 1613-1913. Высочайшее посещение г. Владимира и Суздаля 16 мая 1913 г. // Тр. Владимирской УАК. 1914. Кн. 16. С. 15 – 16.
  17. Мат-лы науч.-практ. конф. Владимир; Суздаль, 2003. С. 26 – 30;
  18. Описная книга суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1660 г. / Сообщ.: К. Н. Тихонравов // Владимирские гВ. 1877. Ч. неофиц. № 12 – 26.
  19. Пругавин А.С. В казематах, очерки и материалы по истории русских тюрем. СПб., Тип. Пер. СПб. Тр. арт., 1909.
  20. РГБ. Троиц. № 337. Л. 518; № 696.
  21. РГБ. Троиц. № 696. Л. 39 об.; № 337. Л. 532.
  22. РИБ. 1891. Т. 13. Стб. 17, 155, 796.
  23. Седова М. В. Суздаль в X – XV вв. М., 1997.
  24. Шафров С. Могила кн. Пожарского в г. Суздале // Владимирские ЕВ. 1910. Ч. неофиц. № 42. С. 780-784
  25. URL: http://www.museum.vladimir.ru/exhibition/suzdal/ prison?menu=suzdal (дата обращения: 01.10.2012).

Примечания

[1] Лихачев Д. С. Память истории священна. М., 1986. С. 14.

[2] Лихачев Д. С. Там же. С. 14.

[3] РГБ. Троиц. № 337. Л. 518; № 696. Л. 11.

[4] Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X – XIV вв. М., 1984. С. 219 – 225; он же. Суздальское ополье в XIV – XV вв. и владения Спасо-Евфимьева монастыря // Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России: (К 650-летию основания монастыря): Мат-лы науч.-практ. конф. Владимир; Суздаль, 2003. С. 26 – 30; Седова М. В. Суздаль в X – XV вв. М., 1997. С. 25 – 31.

[5] РГБ. Троиц. № 337. Л. 518; № 696. Л. 12.

[6] Историческое собрание из разных летописей и повествований о граде Суждале. Сочинение ключаря Суздальского собора Анания Федорова // РГБ ОР. Рум. Ф. 256. Д. 5. Л. 22 об.

[7] РГБ. Троиц. № 696. Л. 39 об.; № 337. Л. 532.

[8] Акты Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря 1506 – 1608 гг. М., 1998. № 8. С. 25 – 26.

[9] Из истории Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря (По данным монастырского архива). Владимир, 1912. С. 24.

[10] Большакова Н.В. Спасо-Евфимиев монастырь как место ссылки лиц духовного звания // Рождественский сборник. Вып. 7. Ковров, 2000. С. 57.

[11] Гернет М.Н. История царской тюрьмы. В 5 т. Т. 2. М., 1961. С. 460.

[12] Пругавин А.С. В казематах, очерки и материалы по истории русских тюрем. СПб., Тип. Пер. СПб. Тр. арт., 1909. С. 202.

[13] Большакова Н.В. Указ. соч. С. 58 – 59.

[14] Пругавин А.С. Указ. соч. С. 199 – 200.

[15] Курганова Н.М. Из истории тюрьмы Спасо-Евфимиевского монастыря (1766-1829 гг.) // Суздалю – 950 лет. Ярославль, 1977. С. 72-74.

[16] Пругавин А.С. В казематах, очерки и материалы по истории русских тюрем. СПб., Тип. Пер. СПб. Тр. арт., 1909. С. 173 – 175.

[17] Большакова Н.В. Указ. соч. С. 57.

[18] Курганова Н.М. Указ. соч. С. 74.

[19] Гернет М.Н. Указ. соч. Т. 3. М., 1961. С.335; Из истории Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря (По данным монастырского архива). Владимир, 1912. С. 27.

[20] Гернет М.Н. Указ. соч. Т. 3. М., 1961. С.335.

[21] Гернет М.Н. Указ. соч. Т. 2. М., 1961. С. 470.

[22] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета от 08.03.2011.

[23] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 07.12.2011). URL: http://www.consultant.ru/popular/uikrf/ (дата обращения: 01.12.2012).

[24] Гернет М.Н. Указ. соч. Т. 3. М., 1961. С. 336.

[25] Приказ Народного комиссара Внутренних дел СССР № 001735 от 28.12.1941 «О создании специальных лагерей для бывших военнослужащих Красной Армии, находившихся в плену и в окружении противника» (отменен приказом № 0234-1955 года). URL: http://d-v-sokolov.livejournal.com/331158.html (дата обращения: 01.10.2012).

[26] URL: http://www.museum.vladimir.ru/exhibition/suzdal/prison?menu=suzdal (дата обращения: 01.10.2012).

[27] Извлечение из описи суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1660 г. / Сообщ.: К. Тихонравов // Владимирские гВ. 1867. Ч. неофиц. № 14.

[28] Описная книга суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1660 г. / Сообщ.: К. Н. Тихонравов // Владимирские гВ. 1877. Ч. неофиц. № 12 – 26.

[29] РИБ. 1891. Т. 13. Стб. 17, 155, 796.

[30] Шафров С. Могила кн. Пожарского в г. Суздале // Владимирские ЕВ. 1910. Ч. неофиц. № 42. С. 780-784.

[31] Барченкова О. История: легенды о потомках князя Д.М. Пожарского. // Владимирские ведомости от 15 июля 2008 г. № 158. С.1.

[32] Курганова Н. М. История создания мавзолея Д. М. Пожарского в Спасо-Евфимиевом мон-ре Суздаля // Уваровские чтения – II. Муром, 21 – 23 апр. 1993 г. М., 1994. С. 158.

[33] Майские юбилейные торжества 1613-1913. Высочайшее посещение г. Владимира и Суздаля 16 мая 1913 г. // Тр. Владимирской УАК. 1914. Кн. 16. С. 15 – 16.

[34] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета № 7 от 21.01.2009.

[35] Стенограмма Послания Владимира Путина Федеральному Собранию // Российская газета от 12.12.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/12/12/stenogramma-poln.html (дата обращения: 28.12.2012).

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top