Саранцева П.А.

История превращения ели в рождественское дерево

В мировой праздничной традиции часто фигурирует дерево или ветки, листья - как один из древнейших символов жизни. Например, зеленые пальмовые ветви - это символ победы жизни над смертью в Древнем Египте, зеленые листья - в зимний праздник Сатурналий у древних римлян, дубовые ветки с золотыми яблоками - у друидов, во время празднества зимнего солнцестояния. В скандинавской культуре существует интересный обычай «елка для птиц». Непосредственно в Рождество или накануне птицам выносят семена или крошки хлеба. Это примета, что новый год будет удачным. Естественно, что вечнозеленое дерево своим жизнеутверждающим видом наиболее отвечает идеологии победы жизни над смертью. Остановимся и мы на нем.

Откуда пришла традиция ставить в дом на рождество украшенную ёлку? Говорят, всё началось с древних кельтов, которые поклонялись ёлке как пристанищу духов плодородия. Чтобы задобрить этих духов, каждый год в конце декабря развешивали для них на ёлках самые разные дары. Во времена язычества она была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом. Именно здесь, у древних германцев, она и стала сначала новогодним, а позже – рождественским символом. Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженные свечки, на него вешали яблоки и сахарные изделия. (Приложение №1)

Ель – вечнозеленое хвойное дерево семейства сосновых с конусообразной кроной и длинными чешуйчатыми шишками – у многих народов использовалось в качестве культового дерева. Возникновению культа ели как символа неумирающей природы способствовал вечнозеленый покров, позволявший использовать ее во время зимнего праздничного сезона. После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и ее стали «использовать» в качестве рождественского дерева, устанавливая в домах уже не на Новый год, а в сочельник (канун Рождества, 24 декабря), отчего она и получила название рождественского дерева. С тех пор в сочельник праздничное настроение стало в Германии создаваться не только рождественскими песнопениями, но и елкой с горящими на ней свечами.

Противоречивы сведения по поводу того, где и когда елка была использована в качестве рождественского дерева, существует множество мнений. По одним сведениям это случилось в Эльзасе (Франция) в первой половине XVI века, по другим – это случилось в других местах Германии. Однако чаще всего начало использования ели как символа Рождества связывают с именем знаменитого немецкого реформатора Мартина Лютера, хотя в XVI веке, когда он жил, этот обычай еще не получил в Германии широкого распространения. Лютеру же приписывается и введение рождественского дерева в дом. Существует легенда о том, как однажды в Сочельник Лютер шел домой сначала по заснеженному полю, а потом через лес. Он глубоко задумался и, взглянув на небо, вдруг увидел звезды, ярко сверкавшие сквозь темные ветви елей. Эта картина напомнила ему первую рождественскую ночь в Вифлееме, которая свершилась за много столетий до переживаемого им момента. Лютер стал размышлять о безграничной любви Бога, пославшего в мир своего единственного сына Спасителем всех грешных людей. Эти думы не покидали его и по возвращении домой, и в конце концов он поведал их членам своей семьи. Для подкрепления своих мыслей Лютер вышел в сад, срезал маленькую елочку, принес ее в дом, прикрепил к ней свечи и зажег их, тем самым представив милость открывшихся небес, позволивших Господу Иисусу спуститься на землю. После этого случая на каждое Рождество в доме Лютера устанавливалось рождественское дерево с горящими на нем свечами. Сохранилась гравюра XVI века, на которой Лютер с семьей изображен возле рождественского дерева.[1]

Первое упоминание о «рождественском дереве» сохранилось в немецкой летописи начала XVII века. А полвека спустя нарядная лесная красавица превратилась в необходимый атрибут новогодних праздников во всей Германии. Вслед за Германией эту традицию подхватили и другие страны Западной Европы. К примеру, в Англии первую ёлку установили по приказу королевы Виктории в Виндзорском замке в 1867 году. Украшали «рождественское дерево» по особым каноническим правилам: верхушку должна была венчать «Вифлеемская звезда», яблоки олицетворяли запретный плод, горящие свечи – суть жертвенности Христа, всевозможные фигурные пряники и печенье должны были напоминать о пресных хлебцах, употребляемых при обряде причастия.

Таким образом, сначала ёлочные украшения были в основном съедобными, но начиная с XVII века стали изготавливаться и более долговечные украшения – золотили еловые шишки, пустые яичные скорлупки покрывали тончайшим слоем чеканной латуни. Были и бумажные цветы, и искусные поделки из ваты, из серебряной фольги делали ёлочных фей, изящные звездочки, бабочек и забавные фигурки зверей. Из скрученных оловянных проволочек делали мишуру. Существует легенда, что добрая фея превратила обычную паутину в сверкающие серебряные нити и подарила детям, так появилась мишура. (Приложение №2)

Украшение ёлки во все времена было связано с разными преданиями, мифами и легендами. Новогодними шарами ёлку начали украшать после неурожайного года, когда верующие обратились к стеклодувам с просьбой сделать стеклянные яблоки для праздника. С тех пор шары считаются классикой ёлочных украшений. Достоверно известно, что первые ёлочные шарики были сделаны в 1848 году в местечке Лауша в Тюрингии (Германия). Они изготавливались из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, а снаружи были разукрашены блестками.

Постепенно продажа рождественских украшений становилась прибыльным делом, и в 1867 году здесь был открыт газовый завод, ремесленники которого, пользуясь легко настраивающимися газовыми горелками с пламенем очень высокой температуры, выдували уже большие тонкостенные шары. Вскоре вредное для здоровья свинцовое покрытие заменил слой нитрата серебра. Следом за шарами стеклодувы начали делать стеклянные фигурки – птичек, виноградные гроздья в керамических формах, кувшинчики, дудочки. Изделия раскрашивали золотой и серебряной пылью. Однако Россия с ёлкой познакомилась значительно позже. Традиционным народным праздником зимнего цикла исстари являлись святки, имеющие и без того насыщенную программу, в которую ёлка никак не вписывалась. Рождество, как христианский праздник пыталось вытеснить языческие святки, но в России славление Христа, церковные службы, сопровождалось, импровизированными представлениями с активным включением зрителей по ходу действия, а также народный кукольный театр, представляющий сценки на тему Рождества.

Петровский указ 1699 года

В России обычай новогодней елки ведет начало с Петровской эпохи. Как новогодний символ первоначально сделалась известною в Москве с половины XVII века. В Немецкую слободу, где проживали немцы, часто наведывался юный царь Петр здесь он с ней и познакомился. Лишь по возвращении домой после своего первого путешествия в Европу, состоявшегося в 1698 году, Петр I устраивает в России календарную реформу. Указ гласил: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает».[2] Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летоисчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова. 1 сентября 7208 года от сотворения мира (до введения Юлианского календаря), патриархальная Москва, как обычно, готовилась встретить Новый год. Но празднику не суждено было состояться, потому что указом ПетраI 1 сентября стал будничным днём, а после 31 декабря 7208 года должен был наступить Новый 1700 год христианской эры, как было принято в европейских странах.

В этом указе давались также рекомендации по организации новогоднего праздника. В его ознаменование было велено пускать ракеты, зажигать огни и украшать столицу, тогда еще Москву, вечнозеленой растительностью: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином дворе. А стоять тому украшению января в первый день».[3] На Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. 6 января празднества окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом. Боярам и служилым людям было велено облачиться в европейские костюмы — венгерские кафтаны. И женщины должны были быть также одеты в иноземное платье. Петр I имел обыкновение потешаться святочными игрищами. В царских теремах все рядились, пели песни, гадали. Сам государь с многочисленной свитой объезжал дома знатных вельмож и бояр. При этом все должны были рьяно веселиться - кто имел «кислую мину», был бит батогами.

Обычай справлять Новый год с ёлкой прижилась не сразу, и на то были свои культурные и исторические причины. Народ привык в ночь с 31 декабря на 1 января отмечать вечер Василия Кесарийского. Другие названия: «щедруха» (гуляли как на Масленицу, появился даже термин: «кесарийский» поросенок, которого зажаривали целиком), Васильев вечер.[4] В период петровского правления это была чисто городская забава. Селу вообще забыли разъяснить, для какой надобности надо вешать яблоки и пряники на елки. Кроме того, на Руси к ели было отношение особенное, но менее праздничное. Почему исстари на похоронах путь за покойником устилается еловым лапником? Это делалось для того, чтобы дорога позади усопшего как бы перегораживается елью, чтобы острые иголки препятствовали его возращению с кладбища обратно в свой дом. Некогда девушка, желавшая отвадить постылого ухажёра, незаметно прятала в его карман кончик еловой веточки — «отвращающий» ответ нелюбимому, означающий «нет». Праздничным же деревом у славян считалась вишня. Именно цветущая вишня, а не колючая ель, специально выращивалась в кадках и в Новый год украшала славянские дома, благоухая розовыми нежными лепестками.[5]

В Сибири празднование Нового года с елкой произошло ёще позже, чем где-либо, так как здесь жило много инородцев со своими вековыми устоями. Староверы-раскольники называли Петра «чертом лысым и святотатцем», а все его новации – бесовым наваждением, да и ель издревле отождествлялась у славян с печалью и скорбью: они считали ель «деревом мёртвых», поэтому с праздником она никак не ассоциировалась. Петру I пришлось издать указ о «правильном» праздновании Нового года, в котором говорилось, что необходимо украшать сосновые, еловые и можжевеловые деревья и ветки на всех улицах у ворот.[6] Елизавета Петровна святки справляла по старинным русским обычаям. Придворные должны были являться ко двору костюмированные, но без масок. Императрица и сама рядилась, чаще всего в мужское платье. А еще государыня очень любила петь с девушками святочные песни. Екатерина Великая уважала народные потехи и развлечения и частенько принимала в них участие. В Эрмитаже играли в жмурки, фанты, кошки-мышки, пели песни, а императрица лихо отплясывала с мужиками.

Таким образом, после смерти Петра его рекомендации были забыты. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим елкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение ХVIII и XIX веков. В России без принуждения елки стали наряжать лишь в конце царствования Екатерины II.

Рождественское дерево в России в первой половине ХIХ века

С елкой как с ритуальным атрибутом рождественской обрядности мы встречаемся в России в начале XIX столетия. На этот раз встреча с ней состоится уже не в Москве, а в Северной столице. Приток немцев в Петербург, где их было много с самого его основания, продолжался и в начале XIX века. Выходцы из Германии привозили с собой усвоенные на родине привычки, обычаи, обряды и ритуалы, которые они тщательно сохраняли и всячески поддерживали на новом месте жительства. Поэтому неудивительно, что на территории России первые рождественские елки зафиксированы именно в домах петербургских немцев.

Установить точное время, когда елка впервые появилась в русском доме, пока не представляется возможным. Возможно, события эти связаны с женитьбой императора Николая I на прусской принцессе Шарлотте, императрице Александре Фёдоровне. В канун Рождества 1817 года столы в Зимнем дворце Петербурга украсили маленькими венками из еловых веток в память о родной для принцессы Пруссии, где ёлочки с горящими свечками были традиционными. Торжество в царской семье дополнялось обычаем делать друг другу подарки, которые клали под эту же ёлочку на столе. Подарков было много и однажды в зал дворца привезли настоящую лесную красавицу. Царскую ёлку увидели тысячи глаз желающих разделить с царём святой праздник. В 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны была устроена елка в Москве, а на следующий год – в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 года императрица Александра Федоровна, организовала первый праздник детской елки в собственном дворце для пяти своих детей и племянниц – дочерей великого князя Михаила Павловича. Елка была установлена в Большой столовой дворца. Пригласили также детей некоторых придворных. На восьми столах и на столе, поставленном для императора, установили елочки, украшенные конфетами, золочеными яблоками и орехами. Под деревьями были разложены подарки: игрушки, платья, фарфоровые вещицы и др. Подарки всем присутствовавшим детям раздавала сама хозяйка. Праздник начался в восемь часов вечера, а в девять часов гости уже разъехались. С этих пор по примеру царской семьи елку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати. В рассказе С. Ауслендера «Святки в старом Петербурге» говорится о том, что первая рождественская елка в России была устроена государем Николаем I в самом конце 1830-х годов, после чего по примеру царской семьи ее стали устанавливать в домах петербургской знати. Остальное население столицы до поры до времени либо относилось к ней равнодушно, либо вообще не знало о существовании такого обычая. Однако мало-помалу рождественское дерево завоевывало и другие социальные слои Петербурга. Судя по многочисленным описаниям святочных празднеств в журналах 1820 – 1830 годах, в эту пору рождественское дерево в русских домах еще не было в употреблении. Первое упоминание о елке появилось в газете «Северная пчела» накануне 1840 года: сообщалось о продающихся прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками елках. Год спустя в той же газете появляется объяснение входящего в моду обычая: «Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун праздника Рождества Христова. Деревце, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами составляет отраду детей».[7]

С начала 1840-х годов пришедшая из Германии елка начинает охотно усваиваться русскими состоятельными семьями столицы. Остальное население до поры до времени оставалось к ней вполне равнодушно. Однако мало-помалу она стала завоевывать и другие социальные слои Петербурга. И вдруг в середине 1840-х годов произошел взрыв: немецкое обыкновение начинает стремительно распространяться. Петербург был буквально охвачен елочным ажиотажем. О елке заговорили в печати, началась продажа елок перед Рождеством, ее стали устраивать во многих домах Северной столицы. «В Петербурге все помешаны на елках», – иронизировал по этому поводу Иван Панаев, – «начиная от бедной комнаты чиновника до великолепного салона: везде в Петербурге горят, блестят, святятся и мерцают елки в рождественские вечера. Без елки теперь существовать нельзя – что и за праздник, коли не было елки».[8] И вдруг в середине 1840-х годов произошел взрыв – немецкий обычай – начинает стремительно распространяться. Теперь Петербург был буквально охвачен «елочным ажиотажем». Обычай вошел в моду, и уже к концу 1840-х годов рождественское дерево становится в столице хорошо знакомым и привычным предметом рождественского интерьера. Увлечение немецким нововведением – рождественским деревом подкреплялось модой на произведения немецких писателей и прежде всего на Гофмана, елочные тексты которого «Щелкунчик» и «Повелитель блох» были хорошо известны русскому читателю.

Существенную роль в распространении и популяризации елки в России сыграла коммерция. С начала XIX века самыми известными в Петербурге специалистами в кондитерском деле стали выходцы из Швейцарии, относящиеся к маленькой альпийской народности – ретороманцам, знаменитым во всей Европе мастерам кондитерского дела. Постепенно они завладели кондитерским делом столицы и организовали с конца 1830-х годов продажу елок с висящими на них фонариками, игрушками, пряниками, пирожными, конфетами. Стоили такие елки очень дорого, и поэтому покупать их для своих деток могли только очень богатые добрые маменьки. Ёлочных игрушек, изготовленных в России фабричным образом, было очень мало – завозились они в основном из Германии. Отечественное же производство было незначительным – в Петербурге и Клину. Первое специализированное стеклянное ёлочное производство открыли именно под Клином, в имении князя Меньшикова, в начале XIX столетия. Спрос на новогодние игрушки привёл к появлению первых «ёлочных» артелей. В 1848 году в Москве открылась первая фабрика по производству огней «без цвета и запаха», которые называли бенгальскими. К середине XIX века немецкий обычай прочно вошел в жизнь российской столицы. Елка становится для жителя Петербурга вполне привычным явлением.

Русская елка во второй половине ХIХ века

Освоение в России рождественской елки поражает своей стремительностью. Уже в середине века елка становится вполне обычным явлением для жителей многих губернских и уездных городов. Причина быстрого вхождения петербургского новшества в жизнь провинциального города понятна: отказавшись от старинного народного обычая празднования Святок, горожане ощутили некий обрядовый вакуум. Этот вакуум либо ничем не заполнялся, вызывая чувство разочарования из-за напрасных праздничных ожиданий, либо компенсировался новыми, сугубо городскими развлечениями, в том числе и устройством елки.

Помещичью усадьбу рождественское дерево завоевывало с большим трудом. Здесь Святки еще в течение многих лет продолжали праздноваться по старинке, с соблюдением народных обычаев. И все же мало-помалу петербургская мода начинала проникать и в усадьбу. Если до середины XIX века в воспоминаниях, посвященных Святкам в помещичьей усадьбе, устройство елки не упоминается, то уже через десять лет положение меняется. На первых порах нахождение в доме рождественского дерева ограничивалось одним вечером. Накануне Рождества еловое дерево тайно от детей проносили в лучшее помещение дома, в залу или в гостиную, и устанавливали на столе, покрытом белой скатертью. К ветвям дерева прикрепляли свечи, на елке развешивали лакомства, украшения, под ней раскладывали подарки, которые, как и саму елку, готовили в строгом секрете. И наконец, перед самым впуском детей в залу на дереве зажигали свечи. Входить в помещение, где устанавливалась елка, до специального разрешения строжайшим образом запрещалось. Чаще всего на это время детей уводили в какую-либо другую комнату. Поэтому они не могли видеть то, что делалось в доме, но по разным знакам стремились угадать, что происходит: прислушивались, подглядывали в замочную скважину или в дверную щель. Когда же, наконец, все приготовления заканчивались, подавался условный сигнал («раздавался волшебный звонок») либо за детьми приходил кто-то из взрослых или слуг. Двери в залу открывали. Представ перед детьми во всей своей красе, разукрашенная на самый блистательный лад елка неизменно вызывала изумление, восхищение, восторг. В конце праздника доведенные до крайне восторженного состояния дети получали елку в свое полное распоряжение: они срывали с нее сласти и игрушки, разрушали, ломали и полностью уничтожали дерево (что породило выражения «грабить елку», «щипать елку», «рушить елку»). Отсюда произошло и название самого праздника: праздник «ощипывания елки». В конце праздника опустошенное и поломанное дерево выносили из залы и выбрасывали во двор. Несмотря на все возрастающую популярность елки в России, отношение к ней с самого начала не отличалось полным единодушием. О ней иногда отзывались с неприязнью как о «неуклюжей, немецкой и неостроумной выдумке», удивляясь тому, как это колючее, темное и сырое дерево могло превратиться в объект почитания и восхищения.

В последние десятилетия XIX века в России впервые стали раздаваться голоса в защиту природы и прежде всего лесов. В печати прошла антиелочная кампания, инициаторы которой ополчились на полюбившийся обычай, рассматривая вырубку тысяч деревьев перед Рождеством как настоящее бедствие. Серьезным противником елки как иноземного, неправославного и к тому же языческого по своему происхождению обычая стала православная церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство елок в школах и гимназиях. Опять не приняли елку и в крестьянской избе. Если для городской бедноты елка была желанной, хотя часто и недоступной, то для крестьян она оставалась чисто барской забавой. Крестьяне ездили в лес только за елками для своих господ или же для того, чтобы нарубить их на продажу в городе. И все же елка вышла победительницей из борьбы со своими противниками.

Ёлка в русской жизни на рубеже ХIХ – ХХ веков

К концу XIX столетия ёлка становится в России обычным явлением. Заготовка ёлок начиналась за неделю до Рождества. Для лесников и крестьян из пригородных деревень их продажа стала одним из сезонных заработков. Продавались деревца в самых многолюдных местах: у гостиных дворов, на площадях, рынках.

В появлении ёлки в доме для детей больше не было тайны, соблюдение которой считалось обязательным условием при устройстве первых ёлок. Дети с удовольствием гуляли в «лесах» ёлочных базаров; наблюдали за тем, как ёлку вносили в дом; видели, как она, ещё не оттаявшая, лежала в сенях («только после всенощной ее впустят») или в комнате на полу, отогреваясь в домашнем тепле; чувствовали, как она начинала излучать хвойный и смоляной запах. Со всего города, а иногда и из других городов на домашние ёлки съезжались родные и близкие, двоюродные сёстры и братья. Взрослые придумывали и покупали подарки, организовывали «ёлочное веселье», играли на фортепьяно, дети танцевали.

В годы Первой мировой войны: ёлка становится символом, связывающим незримой связью временно или навсегда разлученных членов семей. В иллюстрированных еженедельниках с 1915 года регулярно печатались фотографии, на которых засняты солдаты, празднующие Рождество с установленной в землянке или окопе ёлочкой. Но было и другое: война с Германией, напомнив о немецком происхождении обычая рождественского дерева, неожиданно спровоцировала, казалось бы, навсегда утихшие «антиёлочные» настроения, которые проявлялись как в резких выступлениях против ёлки в печати, так и в запретах на устройство ёлки в учреждениях.

Столь полюбившийся детям и их родителям праздник, не имел в русском прошлом никакой идеологической опоры. Долгое время не существовало концепции елки и праздника в ее честь. Ее красота и душевная щедрость нуждались в обосновании. Елка как дерево, ставшее центром праздничного торжества, и елка как праздник, получивший по этому дереву название, должны были обрести какой-то символический смысл. Если Петр I вводил хвойную растительность в ознаменование Нового года и в знак веселья, то есть в качестве элемента декора городского светского праздника, в котором религиозная христианская функция отсутствовала, то с XIX века ель, превратившись из новогодней в рождественскую, стала приобретать христианскую символику. Наряду с заимствованием самого праздника усваивалось и то значение, которое приписывалось рождественскому дереву на Западе, его связь с темой Рождества. Так русская елка становится христовым деревом. Свойство ее оставаться всегда зеленой способствовало превращению ее в символ неувядающей, вечнозеленой благостыни божьей, вечного обновления жизни, нравственного возрождения, приносимого рождающимся Христом. Она устанавливалась в день Рождества для того, чтобы люди не забывали закон любви и добра, милосердия и сострадания. Она превратилась в райское древо, которого люди некогда лишились, но которое ежегодно возвращалось родившимся спасителем. Символическое толкование получало не только дерево в целом, но и отдельные его части и атрибуты: его храмообразная форма, вечнозеленый покров, Вифлиемская звезда на верхушке, горящие на нем свечи. Даже крестовина, которой крепили елку, стала символизировать крестную ношу Христа. Свидетельствуя о прочной опоре рождественского дерева.

История елки после октября 1917 года

Далее истории елки становится более сложной. Октябрьская революция ввела запрет на религиозные обряды, в том числе была запрещена и рождественская ёлка как буржуазный пережиток. Прекратился завоз игрушек из Германии. Декретом Совнаркома от 24 января 1918 года был введён новый стиль исчисления календаря с разницей между старым в 13 дней. Теперь между Рождеством и Новым годом пролегли будни. Новый год стал обычным рабочим днём недели. Но люди всё равно старались отметить любимый праздник. Именно в это время (а также в военные годы) появляется большое количество «домодельных» игрушек, то есть сделанных своими руками дома. Такими игрушками могли быть, например, бумажные зонтики.[9]

На XVI партийной конференции, прошедшей в апреле 1929 г., было принято решение о «разумной и правильной организации трудового времени». Этим решением отменялись церковные праздники, и день Рождества стал рабочим днем. Елки ставить запретили, объявив их «поповским обычаем», «буржуазным пережитком». В печати появлялись обличительные и высмеивавшие эту традицию публикации. И тогда елка «ушла в подполье»: ее тайно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна. Предновогодними вечерами по улицам ходили дежурные и вглядывались в окна квартир: не светятся ли где-нибудь огни елок. Детские журналы осуждали и высмеивали детей, мечтающих о елке: «Религиозность ребят начинается именно с елки <...> Ребенок отравляется религиозным ядом...»; «Долой елку и связанный с нею хлам». Каких только обвинений не выдвигалось в эти годы против елки! «Милая елочка» — это «дикарский обычай».[10] Тогда казалось, что елке пришел конец. И все же полностью искоренить полюбившийся обычай не удалось. В семьях, верных дореволюционным традициям, ее продолжали устраивать. Так продолжалось в течение семи лет. И вдруг 28 декабря 1935 г. в «Правде» неожиданно для всех была напечатана заметка, подписанная кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б) П.П. Постышевым «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». В ней предлагалось «положить конец» «неправильному осуждению елки». Комсомольцам и пионерработникам было дано указание срочно организовать к Новому году коллективные елки для детей: «В школах, детских домах, дворцах пионеров <...> — везде должна быть детская елка!»[11] (Приложение№3)

Уже 28 декабря 1935 года заработал конвейер по производству национальной новогодней утвари. Через три дня Сталин скажет: «Жить стало лучше, жить стало веселее!» Спустя 2 года после этого события, в начале января 1937 года, была поставлена первая советская ёлка в Колонном зале Дома Союзов. Дерево достигало 15 метров в высоту. Репортаж из зала был показан в киножурнале «Советский Союз», после чего уже на следующий год сотни праздничных ёлок по всей стране подхватили кремлёвский почин. Характерно для того времени, что в том же 1937 году Наркомпрос выпускает пособие под названием «Ёлка в детском саду», где подробно описано, какие ёлочные игрушки следует вешать на нижние ветки, какие на средние, какого цвета должна быть звезда на макушке, как должны вести себя дети и педагоги во время праздника.

Итак, ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: «Новогодняя ёлка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Теперь еловое дерево — необходимая принадлежность не только советского праздника Нового года, но и советской жизни вообще. Организовывала праздник «ёлочная комиссия», в которую обычно входили профсоюзные активисты: они разрабатывали программу, доставляли ёлку, обеспечивали Дедом Морозом, готовили подарки. Самым трудным был выбор подарков и принятие решения, «какой подарок сделать кому из ребят так, чтобы не выйти из лимита и в то же время все были довольны». Для каждого ребенка готовился особый подарок, что впоследствии вышло из практики советских ёлок, на которых предполагалось равенство всех детей.

Прошло ещё несколько лет, и день 1 января 1947 года стал «красным днём календаря». А ёлка в Доме союзов приобрела символ «главной ёлки страны». В 1954 году новогодняя ёлка переехала в Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца. На протяжении трёх веков ёлка добросовестно выполняла возложенные на неё обязанности, и будем надеяться, что вокруг разукрашенного, блестящего дерева будут водить хороводы и петь песенки, сочинённые почти сто лет назад, наши дети, внуки и правнуки. Так елка была поставлена на службу советской власти, став обязательным атрибутом государственного праздника Нового года. Скорому утверждению елки в качестве одного из советских символов способствовали и ее архитектоника, напоминающая башни московского Кремля, и звезда на ее верхушке, которая из Вифлеемской превратилась в «символ нового мира» красную пятиконечную звезду. После 60-х годов с появлением Кремлёвского дворца съездов главный детский праздник страны переместился туда. Но к началу 70-х годов многие москвичи, да и жители других городов вовсе не рвались на «главные ёлки». И до сих пор самые желанные для нас не общественные, а домашние ёлки, на которые собираются своей семьёй. На этих домашних праздниках люди забывают о той официальной роли, которую играла ёлка, и празднуют её как семейное торжество, по установившимся в семье традициям. Забыла о своём неприязненном отношении к ёлке православная церковь. Теперь зелёные деревца стоят не только в храмах во время рождественского богослужения, но и в домах церковнослужителей.

В 1991 году в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днём. «И, как всегда в это время, — писала в конце декабря 1993 года газета «Невское время», — горят на главной улице Петербурга ёлки — не просто новогодние, уже рождественские, без красных звёзд». На протяжении трёх веков ёлка добросовестно выполняла возложенные на неё функции, и даже насильственная идеологизация не мешала ей в неформальной домашней обстановке оставаться всеми любимой и ежегодно желанной, страстно и задолго до Нового года ожидаемой Ёлкой. Будем надеяться, еще много поколений детей будет ходить вокруг разукрашенного, сияющего дерева и петь немудрёную песенку, сочинённую почти сто лет назад.

Заключение

Обычай ставить елку на Новый год мы позаимствовали в Западной Европе более чем три века назад при Петре I. Но новогодних елок в нашем понимании он устраивать не повелевал. После смерти Петра обычай стал умирать. Украшение здания ёлками в Новый год сохраняется в течение ХVIII и ХIХ веков только по отношению к питейным заведениям. Второй «поход» новогодней елки на Россию был опять предпринят из Германии в 40-е годы ХIХ века. Процесс принятия елки в России был долгим, противоречивым, а временами даже болезненным. Это отражает настроения и пристрастия различных слоев русского общества. У православной церкви не было большого желания продвигать в народные массы лютеранский обычай. В деревнях елка не приживалась. А вот города новая мода просто захватила, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники. В Россию елка пришла именно как атрибут семейного праздника Рождества. В те времена игрушек еще не было, елку украшали фруктами и конфетами. В период первой мировой войны 1914-1918 гг. елка стала «врагом» государства. Поскольку Россия воевала, с Германией традицию отмечать праздник с елкой царь назвал «вражеской» и категорически запретил ей следовать. После революции запрет отменили. В1929 г. в рамках антирелигиозной компании запрещено празднование Рождества. ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. Лишь только в 1935 г. было принято решение организовать к Новому году детям хорошую елку. В 1949 году 1 января стал нерабочим днём. Главными атрибутами этого праздника стали новогодняя ёлка, Дед Мороз и Снегурочка. Как видим, в России новогодняя ёлка пришла на смену ёлке рождественской. В к. 80-х-н.90-х годов ХХ века, у нас вновь стали праздновать Рождество Христово и, естественно, появилась рождественская ёлка. Ёлками украшают и храмы в праздник Рождества. Рождественская елка у христиан – это символ жизни и бессмертия – поскольку зелень этого дерева не умирает зимой в отличие от лиственных деревьев. С этой точки зрения устраиваемая на Рождество елка должна напоминать нам об источнике жизни и бессмертия.

Прослеживая историю русской елки, можно увидеть, как постепенно меняется отношение к этому дереву. Как в спорах о нем возникает, растет и утверждается его культ, как протекает борьба с ним и за него и как елка, наконец, одерживает полную победу, превратившись во всеобщую любимицу, ожидание которой становится одним из самых счастливых и памятных переживаний ребенка. Елки детства запечатлеваются в памяти на всю жизнь.

Список используемой литературы

  1. Герасина О. История рождественской елки // http://www.soluschristus.ru/biblioteka/bogosluzhenie_i_obryady/olga_gerasina_istoriya_rozhdestvenskoj_elki
  2. Дерягина З. «Елка как символ перемен в России» // http://www.vozvr.ru/TabId/248/Default.aspx?ArticleId=705
  3. Душечкина Е. В. Русская ёлка: История, мифология, литература. - СПб, 2002
  4. Душечкина Е.В.Из истории русской елки (1920-е–1930-е годы) Живая старина. 2002, № 4
  5. Душечкина Елена «Легенда о человеке, подарившем елку советским детям» http://magazines.russ.ru/oz/2003/1/2003_01_28.html
  6. Елков И. «Новогодняя елка: от запрета до расцвета». «Российская газета» - Неделя №4821 от 25.12.2008
  7. История рождественской елки // http://www.mafrance.ru/prazdniki/rozhdestvo-prazdniki/istoriya-rozhdestvenskoj-elki/
  8. Соколова Н. История страны на ёлке. http://www.rgo.ru/2010/12/istoriya-strany-na-yolke/
  9. Токарев С.А, Филимонова Т.Д. «Обряды и обычаи, связанные с растительность» http://www.celtica.ru/content/view/48/144/
  10. Новогодняя елка http://ru.wikipedia

Приложения

Приложение №1

Ритуал Нового года

Как и большинство праздников, встреча Нового года – ритуал, имеющий древнее происхождение. Сегодня, сравнивая дошедшие до нас традиции с некоторыми обрядами древних, поражаешься неожиданным параллелям и понимаешь скрытые смыслы новогодних обычаев. Например, новогодняя ёлка, которую практически каждая семья устанавливает у себя дома. Ель у ранних кельтов почиталась за дерево, наделённое магическим смыслом. Она вечнозелёное дерево, а значит, не поддающееся никаким разрушительным силам. Наверное, именно поэтому ель считалась обиталищем лесного божества, дружба с которым для зависящих от «благосклонности» леса людей была чрезвычайно важна.

Дух жил, разумеется, не в каждой ёлке, а в самой старой и могучей. Вот перед ней-то и собирались в период зимнего солнцестояния подобострастные древние, дабы задобрить духа, получить у него «благословение» на следующий год.

Задабривать в старину умели только одним способом – принесением жертв. Когда-то это были человеческие жертвоприношения, а потом стали приносить животных. Внутренности убитых жертв развешивались на ветвях ели, а сама она обмазывалась кровью. Это и были первые прообразы нынешних… ёлочных игрушек.

Впоследствии магические ритуалы претерпели изменения. Убийства ушли в прошлое, а священное растение украшалось дарами – яблоками, кусочками хлеба, колосьями и т.д. Украшение дерева приобретало и другое значение. Божество не просто задабривали, но и «намекали» ему на те блага, которые празднующие хотели бы получить в следующем году, когда природа оживёт после зимнего безвременья. На ветвях ели появились определённые символы. Верхушка дерева была «отдана» богам, заведующим судьбой человека, и украшалась изображением солнца, сделанным из колосьев пшеницы, изображениями звёзд, птиц. Ближе к земле располагались более утилитарные символы: фигурки людей, которые хотели избавиться от болезней или улучшить свою жизнь, плоды, которые намекали на хороший урожай, изображения домов, которые хотели построить себе в следующем году празднующие, и т.д.

Постепенно лесные празднества переходили под крыши. Ель выкапывалась вместе с корнями и переносилась в храм, где стояла живая в течение семи дней – дух приглашался в гости. Потом так же осторожно дерево пересаживали обратно, закопав под корнями дары или жертвы. А вот рубить живое дерево, чтобы принести его в дом, было запрещено. Срезать веточки позволялось, но не более того. Варварский обычай новогодней «заготовки» ёлок сформировался значительно позже.

Магические свойства ели или сосны подтверждает даже такой дошедший до наших времён обычай, как украшение ветвями этих растений гробов с умершими или традиция устилать еловыми лапами путь, по которому несли гроб. Это увязывает ель со смертью, о чём подробнее поговорим, вспомнив о трансформации любимого детьми Деда Мороза.

http://ulin.ru/newspaper/new-year.htm

Приложение №2

Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблокисимвол плодородия, яйца — символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи — символ непостижимости божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу. Наряжали елку и игрушками. А поведали миру обо всем этом то ли волхвы, то ли древние германские пастухи. Затем этот веселый и уютный обычай проник в особняки и замки, где росли принцессы. Вырастая, они выходили замуж за иноземных принцев и приносили немецкий зимний обычай в другие страны Европы. Именно юная немецкая принцесса, выданная замуж за наследника британского престола, нарядила в конце XVII века первую елку в Англии. Другая принцесса из Германии научила этому французов.

http://www.istorya.ru/forum/index.php?showtopic=1641

Приложение №3

28 декабря 1935 года газета «Правда» опубликовала письмо секретаря компартии Украины Павла Постышева в защиту елки: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие–то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер–работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней ёлки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах.»

После этого письма елка была разрешена специальным указом ВЛКСМ. Вместе с елкой к советским детям вернулся и Дед Мороз. А Павел Постышев 26 февраля 1938 года был снят со своих постов, арестован и расстрелян через год в Бутырской тюрьме.

Так что, воспринимая Новый год как весёлый детский праздник, стоит смотреть немного глубже, тогда кое-что станет на свои места, откроется подлинный смысл древних ритуалов и традиций прошлых веков.

Словарь

Идеология (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение) — система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу.

Идеологизация культуры - процесс подчинения культуры определенным идеологическим идеям и установкам, политическим интересам.

Новогодняя ёлка — неотъемлемый атрибут празднования Нового Года в России и на постсоветском пространстве. В Западной Европе, Северной Америке и др. (фактически в большинстве стран мира) ёлка — атрибут празднования Рождества (рождественская ёлка). Как правило, представляет собой хвойное дерево (преимущественно сосна или ель), украшенное гирляндами, стеклянными и пластмассовыми игрушками, свечами и сладостями. Устанавливается на время проведения праздника Новый Год в домах или на улице.

Обычай — укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе, действие. Обычай — привычка, принятое, усвоенное дело, обиходное. Повадка, привычка, усвоенная нраву.

Святками, или святыми днями, называют дни с 25 декабря до 5 января (по ст. ст.), то есть от Рождества до Крещения. В эти дни в связи с общей радостью о родившемся Спасителе богослужения особенно праздничны, отменяется пост в среду и пятницу.

Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Примечания

[1] Душечкина Е. В. Русская ёлка: История, мифология, литература. - СПб., 2002, с. 36

[2] Токарев С.А, Филимонова Т.Д. «Обряды и обычаи, связанные с растительность» http://www.celtica.ru

[3] Душечкина Е. В. Русская ёлка: История, мифология, литература. - СПб., 2002, с. 13-81

[4] Елков И. «Новогодняя елка: от запрета до расцвета». «Российская газета» - Неделя №4821 от 25.12.2008

[5] Токарев С.А, Филимонова Т.Д. «Обряды и обычаи, связанные с растительность» http://www.celtica.ru

[6] Соколова Н. История страны на ёлке. http://www.rgo.ru/2010/12/istoriya-strany-na-yolke/

[7] Душечкина Е. В. Русская ёлка: История, мифология, литература. - СПб., 2002, с. 51

[8] Душечкина Е. В. Русская ёлка: История, мифология, литература. - СПб., 2002, с. 53

[9] Соколова Н. История страны на ёлке. http://www.rgo.ru/2010/12/istoriya-strany-na-yolke/

[10] Душечкина Е.В.Из истории русской елки (1920-е–1930-е годы) Живая старина. 2002, № 4, стр. 9-11.

[11] Там же.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top