Савельева Е.Н.

Прошло 23 года с момента развала Советского Союза. В декабре 1991 года главы трех основных республик – Белоруссии, России и Украины, собрались в Беловежской пуще для подписания договора о создании Союза Суверенных Государств, который был в последствии заменен на Соглашение о Создании Содружества Независимых Государств. 25 декабря 1991 года, Михаил Горбачев сложил с себя президентские полномочия и СССР прекратил свое существование.

В результате, территория России отодвинулась на восток и уменьшилась по сравнению с территорией СССР на 24%, а население на 49 %. Перестали существовать единые вооруженные силы и единая валюта, резко обострились межнациональные конфликты.

В настоящее время многие ученые, политические деятели и простые обыватели задаются вопросом о причинах такого быстрого развала второй в мире сверхдержавы. В обвинениях фигурируют Госдепартамент и спецслужбы США, которые вели ярую политическую, идеологическую и экономическую войну против СССР. Отечественные и зарубежные историки выдвигают многочисленные версии причин, приведших к крушению.

В рамках данной статьи мы остановимся только на одном аспекте – проблеме национального вопроса, сыгравшего значительную роль в таком многонациональном государстве, как СССР. И для этого нам понадобиться проанализировать основной закон страны – Конституцию СССР 1977 года и правовое закрепление в ней национального вопроса.

С момента принятия конституции в государствах, нельзя отыскать ни одной статьи, которая противоречила бы общепринятым нормам права. Если же нарушения конституции на общегосударственном уровне имеют место, то имеется независимый Высший Конституционный суд, который следит за соблюдением конституции и дает указания специальным органам, ликвидировать подобные нарушения.

Конституция СССР 1977 года, уникальна в своем роде, так как в ней содержаться абсолютно фиктивные права союзных национальных республик, например, в статье 76 говориться о том, что «союзная республика – суверенное советское социалистическое государство». Чтобы понять сущность данного термина, необходимо его проанализировать.

Большая Советская энциклопедия возводит понятие «суверенитет государственный» к фр. souverainete, что означает верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства.

Но по факту, «верховенство» и «независимость» во внутренней и внешней политике союзные республики ни коем образом не проявляли.

Если по Конституции 1924 года в ведение союзных республик находились вопросы народного просвещения, народного здравоохранения и других важных общественных институтов, которые Центр был готов уступить периферии, то в Конституции 1977 года эти отрасли отошли к ведению центра. Были сформированы Министерство Просвещения СССР, Министерство Здравоохранения СССР, которые не предусматривались ленинской Конституцией 1924 года и сталинской Конституцией 1936 года.

В статье 80 Конституции, говорилось о том, что «союзные республики имеют право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций».

Но конституционная практика по данной статье была довольно скудной. Хоть Белоруссия и Украина входили в состав ООН, имея право голоса на заседаниях, по факту, в голосованиях участвовал только советский посол. В правительстве союзных республик существовала должность «министра иностранных дел». Но реально, решение республиканского правительства, вступить в дипломатические отношения с иностранными государствами, стало бы фатальным.

В 72 статье фигурирует, что «за каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР». Эта статья была и в составе Конституций 1924 и 1936 годов. Лидеры национальных движений на Украине в Армении, ссылаясь на 72 статью Конституцию СССР 1977 года, организовали в своих республиках движение за выход из состава Союза, которые были подавлены Центральным правительство ССРР. То же самое происходило в Эстонии, Латвии и Литве, где массовые репрессии за сопротивление советскому империализму и его грубо русификаторской политике продолжались вплоть перестроечных времен.

В августе 1990 года глава Верховного Совета РСФСР Борис Николаевич Ельцин произнес, на основании данной статьи, историческую фразу: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить…». Эти слова с удовольствием были подхвачены руководствами союзных республик, опустив остальную часть предложения: «… но вы находитесь в центре России – и об этом нужно подумать».

Во властных структурах союзных республик во времена «Брежневской Конституции» 1977 года «правительствовали» местные кадры, а по существу правили московские партийные представители. Во всех союзных республиках, кроме Казахстана, первые секретари ЦК партий – люди коренной национальности, а вторые секретари, которые заведуют кадрами республики – московские ставленники. Во всех отделах ЦК, где шеф – национал, его первым заместителем был товарищ из Москвы. Во главе Совета Министров республики стоял национал, а его первый заместитель – из центра.

Так же как и в прежних общесоюзных Конституциях, провозглашалось равенство палат Верховного Совета: Совета Союза и Совета Национальностей. Статья 112 указывала, что по предложению союзной республики могли созываться внеочередные сессии Верховного Совета. В статье 113 говорилось, что союзные республики обладали правом законодательной инициативы в Верховном Совете СССР. Статья 114 сообщала, что проекты законов и другие важные вопросы могли быть вынесены на всенародное обсуждение.

Статья 120 сохраняла положение о 15-ти заместителях Председателя Президиума Верховного Совета по числу союзных республик. Так же как и в прежних общесоюзных Конституциях, провозглашалось равенство палат Верховного Совета.

В статье 70 говорилось, что «СССР – единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик».

Ленин, Троцкий, Сталин на штыках Красной Армии присоединили их обратно к России. Что же касается федерализма, то это тоже чистейшая фикция. В истории еще не было государств, начиная с восточных деспотий и кончая фашистскими государствами в Европе, где централизм, абсолютизм и тоталитаризм достигли бы такой вершины совершенства, как именно в Советском Союзе. Поэтому и национальный вопрос рассматривался в таком государстве как колониальный, только его так не называли, а прикрывали бутафорией федерации, выдавая её за реальность. Согласно предыдущим советским конституциям, в Совет Национальностей посылали исключительно представителей коренной национальности союзных республик и областей, чтобы выслушать их специфические национальные нужды и национальные проблемы, теперь же во многих случаях, иногда наполовину, коренные национальности в республиках и областях представлены в Совете национальностей русскими, преимущественно руководящими чиновниками из Москвы. Таковы слова и дела Конституции СССР по национальному вопросу.

Согласно Конституции СССР 1977 года, высшим органом государственной власти является Верховный Совет СССР, но каждый советский гражданин знал, что высшим органом государственной власти являлся не сам государственный орган, а партийный орган – Политбюро, которое даже не указано в Конституции. Согласно той же Конституции, правительством СССР является Совет Министров СССР, а на деле правительством СССР являлся Секретариат ЦК и его отделы, которым прямо подчинялись формальные министры СССР.

Только одна статья в Конституции 1977 года имеет реальную силу и точно соответствовала советской действительности. Это статья 6, которая гласила: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза». Таким образом, Верховный Совет СССР сам по себе не имел никакой власти, если не считать властью его обязанность единодушно голосовать за законы и решения, которые ему преподносил Политбюро и Пленум ЦК КПСС.

В рамках данного исследования, мы пришли к выводу, что непоследовательная национальная политика брежневского руководства привела к скорому распаду СССР, но в тоже время, именно руководство центральных органов власти сдерживало межнациональные конфликты, оказывая давление на союзные республики и заставляя их не вспоминать старые национально-религиозные противоречия, территориальные и политические проблемы. Сопротивление нажиму центра в этих вопросах, способствовало консолидации республик и сдерживанию центробежных тенденций.

Следовательно, межнациональные конфликты на территории бывшего СССР являются результатом ломки старых отношений и неизбежны на сегодняшнем этапе развития на постсоветского пространства. Решением подобных проблем должно заниматься современное российское правительство, эффективно взаимодействуя с другими государствами, в области национальной политики.

Список используемой литературы

  1. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие для вузов / М.В. Баглай. – 3-е изд., изм. и доп. – М.: Норма – Инфра-М, 2001. – 800 с.
  2. Большая советская энциклопедия [Текст]. 2-е изд. М.: Сов. энцикл., 1956.
  3. Большой энциклопедический словарь[Текст]. М.: Сов. энцикл., 1993.
  4. Гессен, В.М. Автономия, федерация и национальный вопрос [Текст] / В.М. Гессен. – СПб., 1906. – 32 с.
  5. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. // СПС «Гарант».
  6. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// СПС «КонсультантПлюс».
  7. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик 1924 г. М., 1924 г.
  8. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик 1936 г. М., 1936г.
  9. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик 1977 г. М., 1977г.
  10. Курсекова Л. Кто выиграл, а кто проиграл от распада СССР? [Электронный ресурс] // Легкий день. Газета объявлений Камышина. 9.12.2011. URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=176 (дата обращения: 20.12.2014).
  11. Лепешкин, А.И. Советский федерализм (теория и практика) [Текст] / А.И. Лепёшкин. – М.: Юрид. лит. 1977. – 295 с.
  12. Проект. Договор о Союзе Суверенных государств [Электронный ресурс]. URL: http://www.docme.ru/doc/3585/dogovor-o-ssg (дата обращения: 18.12.2014).
  13. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (8 декабря 1991 года, г. Минск) [Электронный ресурс]. URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=176 (дата обращения: 20.12.2014).
  14. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика [Текст]: учеб. пособие / Р.Ф. Туровский. – М.: Издание: ГУ ВШЭ. 2010
  15. Чиркин, В.Е. Проблемы суверенитета в Российской Федерации [Текст] / В.Е. Чиркин. – М.: Юрист, 2003. – 365 с.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top