Никулина Т.В.

Введение

Я воспитываюсь в православной семье и изучаю историю нашей веры. Многие мои родные - выходцы села Никольское, которое находится в Воробьевском районе Воронежской области. Во время наших встреч они многое рассказывают об этом селе. В прошлом 2013 году я писала работу о традициях моей семьи. Сейчас я продолжаю исследовать эту тему, и поставила цель: исследовать православные традиции жителей села Никольское. Задачами моей работы стали: собрать, описать и проанализировать необходимый материал по этой теме, найти, расспросить и записать интервью у компетентных людей, написать исследование, рассказать о своих находках и выводах одноклассникам, опубликовать материал в местной газете, выпустить буклет. Я использовала методы: поиск различных источников, анализ и сравнение фактов, сбор устной информации и другие.

Мне удалось найти достаточное количество источников, чтобы представить объективную картину. Это: дореволюционные источники, публикации современных исследователей, воспоминания односельчан, материалы Интернета. Особенно ценные сведения я обнаружила в книге краеведа Василия Ивановича Горюшкина «Село моё родное: от седой старины до наших дней»[1].

Моя работа не состоялась, если бы не поддержка моих родных. Мне активно помогали папа Никулин Василий Петрович (Приложение 1), мама Никулина (Стрельникова) Светлана Ивановна, бабушка Никулина (Каширина) Любовь Тарасовна, дедушка Никулин Пётр Тарасович. Мой дядя-краевед Никулин Пантелеймон Петрович посоветовал, к каким источникам обратиться, предоставил ряд фотографий из личного архива. (Приложение 2) Я встретилась и записала воспоминания некоторых жителей села Никольское.

Основная часть

Село Никольское было основано в 1740 году. В начале XVIII века в нём жили однодворцы-великороссы – потомки Новгородских, Архангельских, Владимирских и Тверских поселенцев. Никольчане занимались земледелием, животноводством, пчеловодством[2]. Ещё Никольское до 1917 года славилось полотном, которое ткали из конопли. Первоначально село входило в Павловский уезд, с 1779 – в Богучарский уезд, в 1918 – в Калачеевский уезд, а затем в Калачеевский район. В 1934-1963 гг. и с 1977 г. – в составе Воробьевского района Воронежской области[3]. Мой папа рассказал, что на основе трех крестьянских обществ, бывших в селе Никольском, при формировании Советской власти были образованы 3 сельских совета, получивших нумерацию 1, 2 и 3 Никольское.[4]. Сегодня они стоят рядышком – 1-е Никольское и его тезка 2-е. А до недавнего времени было еще и 3-е, которое теперь входит в состав 1-го. Отчасти, таким образом, восстановлена историческая справедливость, ибо все три одноименных поселения до революции 1917 г. были едины и назывались «село Никольское Богучарского уезда Воронежской губернии».

В источниках упоминается и мужской вариант названия – Никольск[5]. Есть версия, что село могло получить такое название от самой первой церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая. Хотя это только наше предположение.

Исконно село было православное, глубоко верующие жило и работало по православным традициям. В селе было три храма. Меньше всего мне удалось узнать о церкви Иконы Смоленской Божьей Матери. Никольский П. В. указывает, что она была построена в 1791 году[6].

В книге Самбикина Д. И. нет никаких сведений об этой церкви[7]. Забегая вперёд, отметим, что этот храм не сохранился. Он был разрушен после революции[8]. На его месте возведён памятник героям Великой Отечественной войны. (Приложение 3)

В 1857 была освещена каменная Сретенская церковь[9]. В 1868 году - Рождество-Богородицкая церковь[10].

Никольские приходы были не малыми. В конце ХIХ в. церковь Сретения Господня располагала 3559 прихожанами, храм во имя иконы Смоленской Божией Матери – 3221, Рождество-Богородицкая церковь – 2320[11]. Эти данные показывают, что село Никольское было очень крупным. Вот ещё несколько цифр: население села в 1782 – около 2000 человек, в 1859 – 8131 (в уездном Богучаре в ту пору – 3544 человек), в 1900 – 9628.

Бескорыстных пожертвований, доходов от обработки и сдачи в аренду выделенных жителям Никольского полевых и луговых угодий хватало не только, чтобы заплатить подушный налог, но и достойно благоустроить и благоукрасить свои храмы. По внешнему и внутреннему убранству никольские церкви не уступали другим в ближней округе, чем возвеличивали село и свидетельствовали о высокой духовности жителей[12].

Селянин Василий Разумов, разбогатев, в 1878 г. возвел собственный каменный магазин, в пристройке к своему жилому дому разместил 3-х классное народное училище. Кроме того, он оплатил возведение в церкви Сретения Господня двух новых приделов, а также заказал для нее колокол, обошедшийся почти в 1000 рублей. Колокол получился настолько большим, что при установке в колокольне пришлось расширять проемы. Впоследствии звон его был слышен за несколько километров, и, бывало, что он спасал людей, заблудившихся в стужу и пургу[13].

История сохранила имена некоторых сельских священнослужителей[14]. Их приводит в своём исследовании Горюшкин В. И. Отрывок из его книги есть в приложении к данной работе. (Приложение 4)

Кроме уважения никольчан священнослужители имели и заслуги перед Отечеством и Православной Церковью. Так, высочайшей наградой Государя Императора Николая II 14 января 1907 года 50-летнюю службу православию – Золотой медалью с надписью «За усердие» награждён дьякон церкви Сретения Господня Матвей Андреевич Салюбрицкий[15].

Как многие истинные православные, жители села Никольское совершали паломничество по Святым местам. Моя бабушка поведала мне, что её тетя Каширина Александра Павловна (1887 г. р.) ходила в Киево-Печерскую Лавру[16]. Собирались группой в несколько человек. Люди рассчитывали прийти в Лавру к празднику Светлого Христово Воскресения, исповедаться и причаститься. Александра Павловна рассказывала бабушке о том, как происходила исповедь. На Аналое стоял ковчежец, в котором лежали записки, на одних стояла надпись «Покаяние», на других «Исповедь». Люди подходили по очереди к Аналою и вытаскивали записку. Кому выпадало «Покаяние», тот должен был перед всеми покаяться в своих грехах. А тем, кому выпадала «Исповедь», тот исповедовался. Александра Павловна из ковчежца вытащила «Покаяние», но у нее не хватило смелости покаяться прилюдно. Она решила повторить, пропустив человек семнадцать. Снова подошла к ковчежцу, и опять ей выпадает записка «Покаяние». Что у нее был за грех, одному Богу известно, но она так и не смогла прилюдно покаяться.

Празднование Пасхи шло три дня, на четвертый день после окончания службы паломники пошли высаживать рассаду. По словам Апостола Павла «Кто не работает, да не ест». Поэтому все были заняты работой. После Красной Горки (Антипасха) пошли назад в Никольское. Домой с Киева приносили иконы, крестики, книги духовного содержания, камни со Святых мест, ладан.

Как вспоминал мой дедушка, его мама Александра Терентьевна Никулина (Крюкова) (1893 г. р.) накануне первой мировой войны тоже ходила в Киево-Печерскую Лавру[17]. Он рассказывал, что у каждой группы имелся проводник, который побывал несколько раз в Киеве, знал дорогу туда, места ночевок и странно-приемные дворы. Путь был не легкий, дорога занимала месяц туда и месяц на обратный путь. В дороге иногда приходилось подрабатывать, иногда на паломничество уходило все лето. По приходу в Киево-Печерскую Лавру паломники находились там две недели. С какими проблемами она туда ходила, дедушка не помнит.

Краевед Горюшкин В. И. тоже приводит сведения о паломничестве никольчан[18]. (Приложение 5)

Некоторые факты мне поведала жительница села Колотева Мария Михайловна, бабушка которой Лаптева Мавра была и в Киеве, и в Палестине[19]. (Приложение 6) Мария Михайловна вспоминала, что паломничество в Палестину, по рассказам ее бабушки, длилось более года. Мавра Лаптева совершала паломничества, чтобы замолить грехи, так как бабушка родила её мать без мужа.

Благодаря помощи Корабельниковой (Перегудовой) Марии Сергеевны я узнала ещё об одном паломнике: Лаптеве Устине Кузьмиче (год рождения не известен), бывавшем в Киево-Печёрской Лавре[20]. Мария Сергеевна предоставила мне его фотографию. (Приложение 7)

В селе Никольском, как и во всей стране, церковь занималась просвещением, курировала и содержала учебные заведения. Это можно проследить по материалам журналов Богучарского уездного земского собрания[21]. Они опубликованы в Интернете в свободном доступе. Конечно, я не смогла за столь короткий период глубоко проанализировать столь большой объем. Но даже первичное изучение этих сведений позволяет сказать, что в селе Никольском функционировали все учебные заведения, находящиеся под патронатом церкви, характерные для провинциальных населённых пунктов: церковно-приходская школа, народное училище, школа грамоты.

Описывая православные традиции села Никольское, я не могу не остановиться на рассказе о церковных праздниках. Традиционно в Никольском за 12 дней до Рождества Христова люди начинали готовиться к празднику, не употребляя в пищу рыбу[22]. А в Рождественский сочельник не ели до звезды. С появлением звезды употребляли в пищу только кашу с медом и сухофруктами или с изваром, гуляний не было. Шли в храм на рождественскую службу, а после службы разговлялись и начинались Рождественские гуляния. Дети до восхода солнца ходили по всем дворам и рассказывали рождественские стихи, прославляя Рождество Христа, за что хозяева дома старались отблагодарить деньгами и сладостями. Рассказывали такие стихи:

Отрок прекрасен всему миру ясен

От Девы родился, в яслях появился

Над Вертепом звезда воссияла,

Трем волхвам путь указала,

Три волхва шли, три дара несли злато, смирно и ливан

Ирод, Ирод что ты сочинил, 14 тысяч младенцев побил

За златом погнался, в муки вечные попался

С Рождеством Христовым!

С каким восторгом к вам явился, хочу вам радость рассказать

Как в эту ночь Христос родился, хочу спасения подать

Ангелы к пастырям слетели

Вышнему Богу запели

А вы люди удивитесь, златом, серебром поделитесь

А я злато, серебро принимаю

С Рождеством Христовым поздравляю!

Традиция давать металлические деньги восходит к поклонению волхвов, которые принесли родившемуся Христу злато, смирно и ливан. И поэтому хозяева старались бумажные деньги заранее разменять на металлические, чтобы их дар хоть как-то походил на золото волхвов.

После детей взрослые ходили друг к другу в гости и поздравляли с Рождеством Христовым. Кто знал пели Тропарь «Рождество Твое, Христе Боже Наш».

В Святочную неделю все работы заканчивались с заходом солнца. Селяне собирались на посиделки. Глубоко верующие люди на посиделках пели псальмы.

Молодежь собиралась в курагоды для веселых игр и забав, устраивали хороводы, пляски, пели песни. В это же время молодежь колядовала. Этот обычай колядовать пропал после 1930 года[23].

Накануне Крещения был постный день. Пищу не принимали до 16 часов, пока не напишут мелом крестики на окнах и дверях. На входной двери в дом писали «С нами Бог». Ночью на реке рубили «Иордань» в форме креста. Желающие могли окунуться. Это делалось даже тогда, когда церковь была закрыта и не было службы, потому что считали, что в эту ночь освящаются все воды, а утром «Иорданской» водой окропляли дом и все помещения с кормовыми запасами и скотиной, кроме собак и кошек.

«Мясоед» заканчивался Масленицей (Сыропустная неделя). Всю неделю употребляли в пищу молочные продукты и яйца и готовились к Великому посту. Хотя не обходилось без языческих традиций: пекли блины, устраивали громкие гуляния, катания на тройках, устраивали гонки на лошадях по льду реки, дети катались с горок на санках и ледянках. Последний день масленицы это прощеное воскресенье. В этот день все друг у друга старались попросить прощения. «Прости меня», - обращались друг к другу. Ему отвечали: «Господь прощает, и я прощаю».

Этот день праздновался по особенному, каждая улица готовилась к этому дню, из соломы делала чучело зимы, заготавливали факелы (которые назывались помазки). С наступлением темноты молодежь выносила свои чучела на самое высокое и видное место вблизи своей улицы, поджигали их под пляски, пение, гармонь. Каждая улица старалась, чтобы ее огонь был больше и дольше горел, чем у других. Потом по селу бурно спорили о том, чья улица устроила лучше проводы зимы. Даже Советская власть со своими запретами и наказаниями не смогла остановить огненные проводы зимы.

С началом поста прекращались все гуляния, готовились к Пасхе. К празднику сорока мучеников пекли «жаворонков» (хлебцы в форме птичек). Как жаворонки поднимаются в весеннее небо, так души мучеников возносятся к Богу. Эта традиция жива до сих пор.

К празднику Благовещения пекли просвиры. В одну из просвир закладывали металлическую монету. Считалось, кому досталась монета, то этому человеку выпала большая честь начать сельскохозяйственные работы. Работа на Благовещенье считается большим грехом, как говорят, в этот день птица гнезда не вьет.

С четверга Страстной седьмицы начинались хлопоты по подготовке празднования Светлого Христова Воскресения. Этот четверг называется чистый четверг. До восхода все старались искупаться в приготовленных заранее чанах (большая дубовая бочка для купания). Воду грели в этом чану. Разогревали большие камни (голыши) в русской печи, затем опускали в воду, и тем самым вода нагревалась. В воду добавляли «троицкие травы» (травы собранные до праздника Троица).

В этот же день пекли пасхи (пасхальный кулич). В луковой шелухе варили яйца для придания красного цвета. Считается и до сих пор, что испеченное, сваренное, засоленное в этот день долго не портится. И поэтому старались приготовить все в чистый четверг. Когда не были закрыты церкви, люди старались попасть на воскресную службу и освятить пасху, яйца, сыр, творог. После освящения люди шли домой, начинали разговляться.

Вся пасхальная неделя считается как один день, но ввиду весенних полевых работ праздновали в основном три дня. На Красную горку жители посещали кладбище, пели пасхальные Тропари, в поминовении усопших оставляли на могилах родственников крашеные яйца, конфеты, которые собирали дети и нуждающиеся. Распитие спиртных напитков на кладбище не практиковалось. И вообще, похороны и поминовение усопших обходились без спиртных напитков.

На пятидесятый день после Воскресения Христова отмечается самый главный праздник села Никольское день Святой Троицы. Во всех домах перед праздником наводили порядок. В субботу рано утром дети и взрослые спешили на «горы» собирать чобор (чабрец), опоздавшим могло не хватить. Пол устилали чабрецом и свежескошенной луговой травой. Кленовыми и дубовыми ветвями украшали Святой угол, вход в дом, ворота и забор. Еще украшали ворота и забор нарезанными по этому случаю зарей. Дубовые ветви символизируют явление Бога Аврааму под дубом в виде трех ангелов.

Православная церковь в селе Никольское воспитывала жителей, прививала им правила поведения в обществе. Однако, некоторые традиции, корнями уходящие в язычество, трудно было искоренить. Например, кулачные бои. Они в селе проходили сезонно: от Рождественских святок до Сретения[24]. Сретенский был не только финальным, но и самым крупным и наиболее жестоким. На него съезжались завзятые кулачники и прочие любители драк. Действие превращалось в громадное побоище, после которого многие гости уезжали покалеченными. Чем больше было таковых, тем дольше вспоминали о «потехе». Многие годы кулачный бой начинался в полдень и заканчивался с первым вечерним ударом колокола. Лишь в конце 1920-х, когда в Никольском начал устанавливаться колхозный строй, ряды кулачных бойцов стали редеть, а затем бои вдруг прекратились сами собой. Советские реалии оказались сильнее традиций. Для села начиналась новая история, в которой уже не предусматривалось места для какой-либо самобытности.

Гораздо успешнее шла борьба с пьянством[25]. Священнослужители в церквях произносили частые проповеди о его вреде, требовали в исповеди осуждения. Староста церкви Смоленской иконы Божьей Матери Василий Юдаков об этом писал: «В 1875 году в селе Никольское Богучарского уезда не будет ни одного кабака. Самым главным двигателем в этом благом деле был священник нашего села о. Василий Баженов. Привести в сознание село, где более 4000 жителей, дело весьма серьезное и не легкое. Поступив к нам в 1866 году, всмотревшись во все, что происходит у нас от пьянства, о. Василий начал возможными для него мерами стараться об уменьшении, по крайней мере, прихожанах Смоленской церкви, этой гангренозной язвы. Для чего вел воскресно-праздничные собеседования, на которые народ ходил с любовью и все говоренное и читаное там отцом Василием слушал с увлечением. С этой целью он не однократно говорил о зле от пьянства с церковной кафедры, не переставал усовещевать народ при работах в поле, на покосе, на пасеке. Словом, отец Василий не пропускал ни одного случая, где только возможно было, говорить о вреде пьянства. Вот почему, когда старшина Дудкин поставил вопрос о кабаках на сельском сходе, открывать ли их в 1875 году, - из 600 с лишним человек там бывших, желающих не выяснилось ни одного. Все в один голос прогремели: «Не надо, нам кабаков».

О советском периоде в истории храмов села Никольское и их прихожан мне удалось найти меньше всего сведений. Известно, что никольские священники не перешли на сторону обновленчества. Стойким было духовенство села, несмотря на гонения, вело Тихоновскую политику и, как отмечалось, жило чисто поповской жизнью. Под влиянием духовенства религиозность, веротерпимость никольчан стала истинными, они «больше верили священникам, чем врачу, учителю и агроному». От них они уяснили, что без добродетелей и наставлений в правилах веры, нет ничего путного[26].

До середины 30-х годов жители села Никольское продолжали отмечать все православные праздники[27]. Тот факт, что, когда с конца 90-х годов XX века все эти традиции опять возродились, доказывает, что народ, несмотря на гонения, чтил их, пытался хоть не публично, но соблюдать, поддерживать и передать следующему поколению.

После 1936 года, когда закрыли все храмы на селе, какое-то время службу на дому совершал священник Петр Гречишников. Как известно из следственного дела, он родился 19 октября 1879 в семье крестьянина-портного, в селе Краснополье, Нехаевского района, Волгоградской области[28]. Образование среднее. Высказывался против занятия здания храма под нужды государства. Арестован 15 сентября 1937 года. 26 сентября 1937 года тройкой НКВД приговорен к расстрелу, а 7 ноября того же года приговор был приведен в исполнение. Реабилитирован 18 июля 1989 года.

Дедушка Никулин Пётр Тарасович рассказывал[29], что в 1936 году в колхозе проходили собрания по бригадам, на которых было принято решение закрыть церковь в его родном селе Никольском Воробьёвского района[30]. (Приложение 8) Он помнит, как в конце 30-х годов вместе со своим отцом Никулиным Тарасом Даниловичем пешком ходил святить пасху в Калач, где на дому у одной местной жительницы Давыдовой Манефы Петровны священник совершал пасхальную службу. А после открытия храмов во время войны люди стали посещать храмы в Новотолучеево, Калаче.

В середине 20-х годов в селе поселилась шестидесятилетняя старушка Дарья Ильинична Селиванова[31]. Обычным ее занятием была пропаганда чудес и святости. За молитвы и сбывшиеся предсказания люди признали ее святой, ясновидицей. Окружали ее десятки почитателей. Однако, «Святая» принимала лишь тех, кто мог материально помочь и подаянием спасти душу. Село раскололось на её сторонников и противников. Власти не вмешивались, надеялись, что она своими действиями дискредитирует православную веру, так и произошло. В 1925 году она напророчила конец света, многие ей поверили, начали раздавать имущество, признаваться в своих смертных тайных грехах прилюдно. И в назначенное ей время люди собрались умирать, а некоторые залазили на крыши и пытались «вознестись на небо», но падали на землю, ломая руки и ноги. Конец света не состоялся, а жизнь продолжается. Люди стали возвращать свое имущество, обращаясь к властям, которые заканчивались долгими судебными тяжбами, длившимися почти до самой войны. Тем самым Дарья Ильинична дискредитировала церковь в глазах населения, которое до этого было глубоко верующим. Я предполагаю, что Дарья Ильинична, возможно, была на службе безбожного государства. Дальнейшая её судьба не известна.

В архиве моего дяди Никулина Пантелеймона Петровича есть фотографии Сретенской церкви советского периода, которая использовалась под хозяйственные нужды. (Приложение 9) Мы видим, что крест снят, купол разрушается, вокруг мусор и запустение. Жительница села Никольское Дибцева Анна Ивановна, сегодняшняя хранительница ключей от храма, вспоминала, как раньше при советской власти здесь было зернохранилище[32]. В очищении церкви от мусора участвовали многие сельчане. Сохранившиеся фрески сильно пострадали, обсыпались. Жалко было их заштукатуривать. Сейчас в церкви по-прежнему нет отопления, штукатурка продолжает разрушаться.

В таком же состоянии была и Рождественско-Богородицкая церковь.

А церковь во имя Смоленской иконы Божьей Матери, как уже было сказано выше, полностью разрушили. Жительница села Никольское Корабельникова (Перегудова) Мария Сергеевна вспоминала, что она была самой большой, внутри вся была белая, светлая[33].

Все эти факты свидетельствуют, что советский период для православной церкви был трагическим. Гонения священников, закрытие и разрушение храмов не миновали село Никольское. Жители вынуждены были скрывать свои убеждения, тайно совершать православные обряды.

Сейчас в Рождество-Богородицком храме служит отец Сергий (Васильевич) Кацы (26.05.1973 г.). (Приложение 10) Он рассказал, что в Сретенском храме есть икона Святителя Пантелеймона, возвращенная в храм местным жителем Колотевым Михаилом Андреевичем[34]. (Приложение 11) За более подробной информацией я направилась к Михаилу Андреевичу[35]. (Приложение 12) Он рассказал, что икона во время закрытия храма в 1936 была спасена его матерью Прасковьей Ивановной Колотевой (Крюковой) (1904 г. р.) Они жили напротив церкви, где мама была певчей на крыльцах. Во время погрома церкви, она тайно унесла домой икону, бережно хранила ее до смерти. Перед кончиной передала икону сыну. За икону предлагали большие деньги, но Михаил Андреевич понимал, что она церковная и должна быть возвращена. В 2012 году он вернул икону в храм, который сейчас восстанавливается. Об этом писалось в местной прессе[36]. (Приложение 13) Отец Сергий считает, что некоторые признаки позволяют предполагать, что икона писалась на Афоне, и принесена паломниками.

Отец Сергий рассказал мне, что на православные праздники жители села накрывают длинные столы, выносят угощения. Приглашают всех, даже просто проезжих. Такая общая трапеза сплачивает односельчан[37].

Сейчас у жителей Никольского есть возможность посещать реставрирующийся храм Сретения Господня и отреставрированную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. (Приложение 14) Мы заходили в нее. Я удивилась, что она большая, крупнее, чем Калачеевская Вознесенская. Реставрация ее продолжается. Уже поставлены окна. Алтарь еще не перегорожен иконостасом. Батюшка Отец Сергий рассказал, что службы пока только по большим праздникам. Он еще служит и в других храмах.

В Сретенском храме прихожане придерживаются своей местной традиции. Когда они приходят на службу, то прикладываются к изображению Ангела, внизу которого написано: «Сей Святой Ангел с радостью записывает душ входящих в храм сей». После молитвы при выходе из церкви они подходят к Ангелу, где есть слова: «Сей Святой Ангел с печалью записывает душ выходящих из храма сего раньше окончания церковного богослужения». (Приложение 15) Мой духовный наставник Отец Евгений (Бей) говорил, что такого обычая он нигде не встречал[38]. (Приложение 16)

Во время поисков, я узнала об одном странном факте. Сретенская церковь сейчас в официальных документах называется Покровская. Как это произошло, не мог объяснить даже председатель Приходского Совета Горюшкин Иван Михайлович[39]. Это мне предстоит еще выяснить. Однако все жители села Никольское не довольны этим фактом. Иван Михайлович старается задокументировать процесс реставрации храма. Он фотографирует каждый ее этап. (Приложение 17)

Заключение

Работая над этой темой, я выяснила, что родина моих предков – село Никольское – было большим населённым пунктом, жители которого являлись истинными православными прихожанами, придерживались Заповедей Божьих. Православная церковь в свою очередь их окромляла, наставляла на путь истинный, помогала решать нелегкие жизненные проблемы. На Родине моих предков происходили те же процессы, характерные для всего государства. К сожалению, село Никольское сейчас переживает не лучшие времена. Ранее в нем проживало до 14 тысяч населения, а сейчас около 2 тысяч. Уходят прежние поколения. Вместе с ними могут быть потеряны важные сведения. Мы, молодое поколение, обязаны собрать этот материал, изучить, описать его и сохранить, чтобы он не пропал безвозвратно.

Я живу постоянно в городе Калаче. В селе Никольском почти не бываю. Выбрав эту тему для исследования, я лично познакомилась с теми, о ком рассказывали мои родные, глубже узнала историю. Мне кажется, я выполнила поставленные цель и задачи. Я много узнала и приобрела навыки исторического исследования.

Список использованных источников и литературы

I.Архивные источники

  1. Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области (ГАОПИ) Ф.9353. оп.2. Д.№. 18218: О пострадавших за веру Христову в ХХ веке. Картотека служивших в Воронежском крае священно и церковнослужителей. http://martyrologia.livejournal.com/ (дата обращения15.11.2013)

II. Устные источники

  1. ПМА. Никулин Василий Петрович (1962 г. р.) Г. Калач. Октябрь 2013 г.
  2. ПМА. Никулин Пётр Тарасович (1924 г. р.) Г. Калач. Октябрь 2012 г.
  3. ПМА. Никулина (Каширина) Любовь Тарасовна (1930 г. р.) Г. Калач. 12.01.2014.
  4. ПМА. Колотева Мария Михайловна (1914 г. р.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 09.02.2014.
  5. ПМА. Корабельникова (Перегудова) Мария Сергеевна (1938 г. р.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 04.03.2014.
  6. ПМА. Дибцева Анна Ивановна. (1969 г. р.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 04.03.2014.
  7. ПМА. Отец Сергий (Кацы) (1974 г. р.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 04.03.2014.
  8. ПМА. Иерей Бей Евгений. (1976 г. р.). 25.01.2014.

III. Опубликованные источники

  1. Журналы Богучарского уездного земского собрания: http://www.knigafund.ru/ (дата обращения10.11.2013)
  2. Никольский П. В. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. Воронеж, 1900. С. 131.
  3. Гончаров Т. В. Нужно жить и творить добро. // Восход. 29.09.2012. №73.

IV. Интернет – ресурсы

  1. Никулина Т. Православные традиции семьи Никулиных: Работы лауреатов VI Всероссийского Конкурса по историко-церковному краеведении.. http://www.portal-slovo.ru/. (дата обращения 02.02.2014)
  2. С. Никольское и с. Воробьевка, Воробьевский р-н, Воронежская об:. Редкий элемент. http://www.history-space.ru/. (дата обращения 09. 10. 2013).

V. Литература

  1. Августин Е.А. К истории частнозаводского предпринимательства на Юге России в XVIII веке. // Сб. Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук. Выпуск XXII. Воронеж, 2000. С. 44
  2. Воронежская энциклопедия в 2-х томах. Под ред. Карпачёва М. Д. Воронеж, 2008. Т. 2. С. 29
  3. Горюшкин В. И. Село мое родное: от седой старины до наших дней. М., 2012. 600 с.
  4. Земля Калачеевская. Страницы истории Калачеевского района. Воронеж, 1998. С. 20.
  5. Никольский П. В. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. Воронеж, 1900.
  6. Панова В. И. История Воронежского края. Воронеж, 1995. С. 17.
  7. Самбикин Д. И. Указатель храмовых празднеств Воронежской епархии. Приложения к «Воронежским Епархиальным Ведомостям» и отдельные оттиски. 1883—1885.

Опись приложений

  1. Поездка с папой Никулиным Василием Петровичем в Никольское.
  2. 2. Встреча с дядей Никулиным П.П.в его родном селе Никольское. 09.03.2014.
  3. Памятник героям Великой Отечественной войны,установленный на месте разрушеной после революции церкви во имя Смоленской иконы Божией МатериРедкий элемент. http://www.history-space.ru/. (дата обращения 09.10.2013)
  4. Отрывок из книги Горюшкина В. И. «Село мое родное: от седой старины до наших дней». С. 422
  5. Отрывок из книги Горюшкина В. И. «Село мое родное: от седой старины до наших дней». С. 433
  6. Встреча с Колотевой Марией Михайловной (1914 г. р.), жительницей села Никольское. 9 февраля 2014.
  7. Фотография Лаптева Устина Кузьмича
  8. Мои родные бабушка Никулина (Каширина) Любовь Тарасовна и дедушка Никулин Пётр Тарасович.
  9. Сретенская церковь при советской власти. Фотографии из архива Никулина П.П.
  10. Встреча с Отцом Сергием Кацы (1973 г. р.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 04.03.2014.
  11. Икона Святителя Пантелеймона, возвращенная в храм Колотевым М.А
  12. Встреча с Колотевым М.А (1936 г. р.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 04.03.2014
  13. Гончаров Т. В. Нужно жить и творить добро. // Восход. 29.09.2012. №73. Поисковая работа в сельской библиотеке. Встреча со Свиридовой Зинаидой Андреевной.
  14. Отреставрированная Рождество-Богородицкая церковь. Памятная доска с именами тех, кто участвовал в восстановлении церкви.
  15. «Сей Святой Ангел с радостью записывает души входящих в храм сей». «Сей Святой Ангел с печалью записывает души выходящих из храма сего раньше окончания церковного богослужения».
  16. Беседа с моим духовным наставником Отцом Беем Евгением Владимировичем.
  17. Встреча с жителем села Никольское Горюшкиным И. М. Этапы реконструкции Сретенского храма. Фотографии из архива Горюшкина И. М.

Примечание

[1] Горюшкин В. И. Село мое родное: от седой старины до наших дней. М., 2012. 600 с.

[2] Горюшкин В. И. Село мое родное: от седой старины до наших дней. М., 2012. С. 89.

[3] С. Никольское и с. Воробьевка, Воробьевский р-н, Воронежская об.Редкий элемент. http://www.history-space.ru/. (дата обращения 09. 10. 2013).

[4] Полевые материалы автора (далее ПМА). Никулин Василий Петрович (1962 г. р.) Г. Калач. Октябрь 2013 г

[5] Воронежская энциклопедия в 2-х томах. Под ред. Карпачёва М. Д. Воронеж, 2008. Т. 2. С. 29.

[6] Никольский П. В. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. Воронеж, 1900. С. 131.

[7] Самбикин Д. И. Указатель храмовых празднеств Воронежской епархии. Приложения к «Воронежским Епархиальным Ведомостям» и отдельные оттиски. 1883—1885.

[8] С. Никольское и с. Воробьевка, Воробьевский р-н, Воронежская об.Редкий элемент. http://www.history-space.ru/. (дата обращения 09. 10. 2013).

[9] Никольский П. В. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. Воронеж, 1900.С. 131.

[10] Никольский П. В. Справочная книга для духовенства Воронежской епархии. Воронеж, 1900. С. 131.

[11] С. Никольское и с. Воробьевка, Воробьевский р-н, Воронежская об.Редкий элемент. http://www.history-space.ru/. (дата обращения 09. 10. 2013).

[12] Горюшкин В. И. Село мое родное: от седой старины до наших дней. М. 2012. С. 422.

[13] С. Никольское и с. Воробьевка, Воробьевский р-н, Воронежская об. Редкий элемент. http://www.history-space.ru/. (дата обращения 09. 10. 2013).

[14] Горюшкин В. И. Село мое родное: от седой старины до наших дней. М. 2012. С. 422

[15] Горюшкин В. И. Село мое родное: от седой старины до наших дней. М. 2012. С. 423

[16] ПМА. Никулина (Каширина) Любовь Тарасовна (1930 г. р.) Г. Калач. 12.01.2014.

[17] ПМА. Никулин Пётр Тарасович (1924 г. р.) Г. Калач. 12.01.2014.

[18] Горюшкин В. И. Село мое родное: от седой старины до наших дней. М. 2012. С. 433.

[19] ПМА. Колотева Мария Михайловна (1914 года рожд.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 09.02.2014.

[20] ПМА. Корабельникова (Перегудова ) Мария Сергеевна (1938 года рожд.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 04.03.2014.

[21]Журналы Богучарского уездного земского собрания. http://www.knigafund.ru/. (дата обращения 10.11.2013).

[22]ПМА. Никулин Пётр Тарасович (1924 г. р.) Г. Калач. 12.01.2014.

[23] ПМА. Никулина (Каширина) Любовь Тарасовна (1930 г. р.) Г. Калач. 12.01.2014.

[24] С. Никольское и с. Воробьевка, Воробьевский р-н, Воронежская об. Редкий элемент. http://www.history-space.ru/. (дата обращения 09. 10. 2013).

[25] Горюшкин В. И. Село мое родное: от седой старины до наших дней. М. 2012. С. 104.

[26] Горюшкин В. И. Село мое родное от седой старины до наших дней. М. 2012. С. 433

[27] ПМА. Никулин Пётр Тарасович (1924 г. р.) Г. Калач. Октябрь 2012 г.

[28] Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области (ГАОПИ) Ф.9353. оп.2. Д.№. 18218. О пострадавших за веру Христову в ХХ веке. Картотека служивших в Воронежском крае священно и церковнослужителей. http://martyrologia.livejournal.com/. (дата обращения 15.11.2013)

[29] ПМА. Никулин Пётр Тарасович (1924 г. р.) Г. Калач. Октябрь 2012 г.

[30] Никулина Т. Православные традиции семьи Никулиных. Работы лауреатов VI Всероссийского Конкурса по историко-церковному краеведении.. http://www.portal-slovo.ru/. (дата обращения 02.02.2014)

[31] Горюшкин В. И. Село мое родное от седой старины до наших дней. М. 2012.С. 434

[32] ПМА. Дибцева Анна Ивановна. (1969 г. р.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 04.03.2014.

[33] ПМА. Корабельникова (Перегудова) Мария Сергеевна (1938 г. р.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 04.03.2014.

[34] ПМА. Отец Сергий (Кацы) (1974 г. р.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 04.03.2014.

[35] ПМА. Колотев М.А (1936 г. р.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 04.03.2014.

[36] Гончаров Т. В. Нужно жить и творить добро. // Восход. 29.09.2012. №73.

[37] ПМА. Отец Сергий (Кацы) (1974 г. р.) С. Никольское, Воробьевского р-на. 04.03.2014.

[38] ПМА. Иерей Бей Евгений. (1976 г. р.). 25.01.2014.

[39] ПМА. Горюшкин И. М. (1940 г. р.). 18.02.2014.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top