Манасова Е.М.

1На Втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников, констатировавшем «полную победу социализма в деревне», народный комиссар земледелия Союза ССР М. А. Чернов в своём докладе от 17 февраля 1935 года сказал:

«…Комиссия вносит <…> следующее предложение: «Просить Центральный Комитет партии и Совет Народных Комиссаров Союза ССР организовать в 1937 году в Москве Всесоюзную сельскохозяйственную выставку с тем, чтобы в дальнейшем территорию, помещения и оборудование этой выставки использовать для построения Всесоюзного дома колхозов»[1]

В этот же день, 17 февраля 1935 года, принято Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) (за подписью Сталина и Молотова) «Об организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве». 17 августа того же года было решено разместить выставку возле Ярославского шоссе, использовав для этого часть угодий села Алексеевского, часть Останкинского лесопарка и «бросовые» земли. Председателем выставочного комитета стал М. А. Чернов (народный комиссар земледелия СССР), а после проведённого всесоюзного конкурса, главным архитектором ВСХВ назначен В. К. Олтаржевский (он работал помощником А. В. Щусева — главного архитектора первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве 1922-23 г.).

В 1935 году Олтаржевский, при участии Р. П. Подольского, Н. В. Алексеева, студентов А. Б. Борецкого, Д. Г. Олтаржевского (племянника) выступил на конкурсе проектов на планировочное и архитектурное решение Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве, открытие которой планировалось на осень 1937 года. Всего было представлено 10 конкурсных и один дополнительный проект. Только два из одиннадцати проектов были созданы маститыми архитекторами (Олтаржевским и его сверстником Г. Б. Бархиным), остальные — работы аспирантов Академии архитектуры. Проект Олтаржевского опирался, с одной стороны, на свободное расположение основных ансамблей на территории Останкина (по собственным словам Олтаржевского, «организация плана по принципу постепенного развертывания отдельных ансамблей»), с другой — на строго симметричное построение каждого из узлов выставки, и никак не был увязан с историческими постройками Шереметевых, расположенными в бывшем Останкинском лесопарке.

По мнению критиков, такой подход был недопустим, однако в апреле 1936 года именно проект Олтаржевского был принят к исполнению. Строительство выставки, открытие которой дважды переносилось (на 1938 и 1939 годы) был прервано арестами в Наркомземе; нарком М. А. Чернов, курировавший проект, был расстрелян, а обвинённый во вредительстве директором ВСХВ Горишихиным Олтаржевский отправился в лагеря. Ему вменялось, в частности, то, что «из-за имевшегося на выставке вредительства ее строительство было проведено без продуманного генерального плана. Такой важный раздел выставки, как показ новой и старой деревни, совершенно не нашел отражения в генеральном плане» [1]. Постройки по его проекту были частично демонтированы, а частично перестроены, но созданная им планировка ВСХВ сохранилась. Олтаржевский, работавший в заключении в Воркуте (главный архитектор Воркуты в 1939—1942), вышел на свободу в 1943 году.

После отстранения от дел В. К. Олтаржевского, главным архитектором ВСХВ был назначен С. Е. Чернышёв — автор генерального плана Москвы 1935 года. В 1939 году выставка, наконец, была открыта, что стало общегосударственным событием. Открывал выставку нарком иностранных дел В. М. Молотов.

ВСХВ на тот момент включала в себя 250 строений, каскад прудов, парки, и занимала площадь 136 гектаров.

В тяжелые военные годы на ВСХВ стояли зенитные установки, а всевозможные павильоны были закрыты и лишены посетителей. Через три года после окончания Второй Мировой было принято решение открыть выставку вновь. 25 октября 1948 года Совет Министров СССР постановил возобновить работу Всесоюзной сельскохозяйственной выставки с 1950 года. С 1950 по 1954 годы обветшавший комплекс ВСХВ был масштабно перестроен. Руководили реконструкцией выставки Академик архитектуры СССР, профессор, главный архитектор ВСХВ А. Ф. Жуков и советский скульптор Евгений Вучетич. Именно с этого момента павильоны стали напоминать дворцы и храмы – в свою силу вошел стиль, впоследствии названный «Сталинским ампиром».

Видимо, постановление № 3993 от "25" октября 1948 г. «О Всесоюзной сельскохозяйственной выставке» и непосредственно открытие возобновленной всесоюзной ВДНХ в 1954 г. стало толчком к созданию краевых и областных выставок достижений народного хозяйства. [1] Так, за сравнительно малый период (буквально за 5 лет после 1954 г.) «на местах» появились собственные маленькие ВДНХ. Естественно, что главным образцом при их сооружении служила Всесоюзная выставка, поэтому в различных областях огромного Советского Союза были выстроены практически типовые павильоны и павильончики. К сожалению, многие из них были разобраны или до неузнаваемости перестроены в наше время.

Одной из таких «образцовых» выставок, построенных когда-то, является нынешний Городской парк культуры и отдыха в г. Владимире – бывшая ВДНХ Владимирской области.

Опираясь на то, что «местные» выставки представляли собой копии Всесоюзной[1], попытаемся определить основные черты в развитии генпланов и, возможно, найти аналоги павильонов нашей маленькой ВДНХ на московской Всесоюзной Выставке достижений народного хозяйства.

Часть 1. Краткая история строительства и существования Владимирской ВДНХ

В 1958 году г. Владимир торжественно отмечал 850 лет со дня своего основания [2]. К этому времени в центре города на Советской (совр. Соборной) площади был заложен монумент в память этого события, на новой площади Ленина открывался памятник вождю, завершалось строительство новой улицы Мира. Эта была первая улица Владимира, которая проектировалась и застраивалась на абсолютно свободной площади — на месте бывшего «Козьего поля» между пос. ФУБР[3], с. Красное, д. Михайловка и Архангеловка[4]. Одним из главных украшений ул. Мира была расположенная на правой стороне улицы областная промышленная и сельскохозяйственная выставка, начавшая функционировать еще год назад.

Вопрос о строительстве Владимирской ВДНХ решался на бюро Владимирского обкома КПСС и исполкома облсовета 25 октября 1956 г. [3]. Главным архитектором проекта стал Владимир Гаврилович Аврутский[5], а оформляла зелеными насаждениями зоны павильонов и отдыха только что прибывшая на работу во Владимир молодой ландшафтный архитектор В. Вьюгина.[2]

Под площадь выставки было отведено 16 га, на которых по проекту должны были быть возведены 17 выставочных павильонов [3]. К их сооружению приступили в конце июня 1957 г. и буквально за 4 (!) месяца возвели 12 зданий. Активное участие в строительстве и оборудовании павильонов принимали районные города: Ковров, Муром, Гусь-Хрустальный, Кольчугино, Собинка.

27 октября 1957 г. в 12 часов дня состоялось торжественное открытие первой в области выставки. Промышленность заняла 8 павильонов:

  • радио- и приборостроения,
  • цветных металлов и электротехники,
  • химии,
  • строительных материалов,
  • стекла,
  • пищевой промышленности,
  • механизации сельского хозяйства. [6]

Рядом с павильонами была выставлена мощная сельскохозяйственная техника. Главный павильон (совр. «Галера») был занят в основном продукцией сельского хозяйства.

Кроме того, на Выставке были представлены павильоны лесного хозяйства (деревянный теремок) и животноводческий городок[6], в котором экспонировались знаменитые владимирские тяжеловозы, высокопродуктивный скот и птица. [3]

Работала выставка только в летнее время — с мая по октябрь, на все остальные месяцы павильоны закрывались. Естественно, это было не слишком удобно в плане экономики — из-за практически полного простоя такой огромной площади столь длительный промежуток времени. Поэтому 21 мая 1959 г. было принято постановление бюро Владимирского областного комитета КПСС и исполкома областного Совета депутатов трудящихся об организации на базе областной выставки достижений народного хозяйства городского парка культуры и отдыха [6]. Руководствуясь этим постановлением, исполком городского Совета депутатов трудящихся на своем заседании 11 июня 1959 г. принял решение «Об организации городского парка в г. Владимире на территории выставки достижений народного хозяйства». Выставка со всеми зданиями, сооружениями, материальными и денежными средствами по балансу на 1 мая принималась городом «для использования ее в качестве парка отдыха трудящихся» [5]. Тем же решением парку было присвоено наименование «Парк им. 850-летия г. Владимира».

Открытие нового парка состоялось 14 июня 1959 г. [3]. Первоначально ВДНХ передала парку 3 павильона, которые были переоборудованы под читальный зал, кинотеатр и павильон для игр; и две деревянных беседки — их в летнее время использовали под игротеку и комнату кривых зеркал. Кроме этого было перестроено здание животноводческого комплекса — коровник — под пневматический тир (впоследствии он стал одним из двух лучших пневматических тиров в стране) и была организована эстрада на 600 мест.[5]

Летом 1960 г. в левой части парка относительно главного входа был организован детский городок с большой деревянной горкой и качелями.[6] Тогда же для любителей спорта были организованы волейбольная и баскетбольная площадки и место для игры в городки. По сути, именно с осени 1960 года Выставка стала работать и как общегородской парк.

В 1970-е годы Владимирская ВДНХ перестала существовать как таковая: павильон Цветных металлов был переоборудован под сборный пункт добровольной народной дружины, а главный павильон передали Государственному объединенному Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику под организацию картинной галереи [5]. Другие выставочные сооружения перешли парку. Пневматический тир по какой-то причине был заброшен, и вскоре обрушился. С аллей парка были убраны все скульптурные композиции (одной из последних — в 1990-х г. - снесли статую «Миру — Мир!», стоявшую в центральном круге). В 70-е — нач. 80-х был перестроен фонтан перед Главным павильоном с обычного круглого на цветомузыкальный[7]. Появились всевозможные аттракционы — качели-карусели в виде деревянных фигур, сталкивающиеся автомобили и другие.

Последующая история выставочных сооружений еще более трагична: в 1990 - 2000-ные произошло практически полное их запустение и разорение. В связи с постройкой новых зданий (юношеская автошкола 1990-е, Ледовый дворец «Полярис» 2005-2008 г. и «Звездный дом» 2008 г.) было снесено около пяти выставочных павильонов, а наиболее хорошо сохранившихся из бывших помещений выставки сейчас переоборудованы под всевозможные административные здания.

Часть 2. Сравнение планировки Владимирской и Московской ВДНХ

2По генплану территория центрального владимирского парка культуры и отдыха зажата между тремя основными улицами — Мира с севера, Михайловской с юга и Суздальской с востока, и образует участок треугольной формы. Перед главным входом в парк располагается небольшая площадь и открытая стоянка для машин. Главный вход в парк строго симметричен, и представлен двумя мощными объемами со скульптурами каменщика и текстильщицы.

Территория Всесоюзной ВДНХ расположена в окрестностях Ярославского шоссе, и занимает угодья с. Алексеевского, "бросовые" земли и часть лесопарка Останкино.

Перед главным входом на Всесоюзную ВДНХ также как и перед владимирской выставкой находится широкая эспланада[8]. Большое пространство авансплощади сдерживается линией ризалитов главного входа[9]. В центральной части эта линия (совсем так же, как и у нас) дугообразно вписывается в территорию выставки. По краям дугообразная ограда поддерживается двумя зданиями, в которых располагались иностранный и экскурсионный отделы.

3

4За аркой главного входа посетители Всесоюзной ВДНХ вступают на Центральную аллею, которая ориентирована на здание Главного павильона[10]. За ним, на этой же оси находятся фонтаны «Дружба народов» и «Каменный цветок», павильоны «Земледелие» и «Машиностроение».

5

6

Владимирская Выставка несколько беднее по центральной аллее насыщена сооружениями - здесь были лишь круглый фонтан перед Главным (сельскохозяйственным) павильоном и фонтан «с лягушками»[11] перед полукруглым павильоном. При этом посетители от входа на выставку могли видеть лишь один Главный павильон (в Москве из-за павильона «Земледелия» еще был виден и купол павильона «Машиностроение и космос»).

По краям центральной владимирской аллеи, создавая определенный ритм, стояли гипсовые статуи «рабоче-крестьянской» тематики, а на центральном круге, разделяющем аллею на три, находилась центричная скульптурная композиция «Миру — Мир!», вероятно, в тему названия улицы - Мира.

7

Функциональное зонирование территории Владимирской Выставки напоминает Всесоюзную: известно, что на месте современного детского городка и юношеской автошколы находился комплекс животноводческого городка. Раздел животноводства и «Новое в деревне» московской ВДНХ тоже находился с левой стороны относительно главного входа.

Вероятно, следует думать, что владимирский раздел механизации занимал территорию за Главным павильоном по центру - аналогично планировке ВДНХ.

8

 Итак, все выше изложенное доказывает, что областная выставка народного хозяйства по своему планировочному решению практически полностью копирует Всесоюзную ВДНХ 1954 года.

Часть 3. Аналоги павильонов Владимирской ВДНХ

9Сложно сказать, какое конкретное сооружение Всесоюзной выставки послужило прообразом павильона сельского хозяйства на Владимирской ВДНХ. С одной стороны, он похож на Главный павильон выставки 1939 г.[12] (арх. В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх, А.В. Великанов) – тот же ряд простых квадратных в сечении колонн , имеющих вынос со стороны входа, и трактовавшихся как портик; те же простые и монументальные формы.

10С другой стороны, владимирский главный павильон был профилирован — там размещалась выставка достижений сельского хозяйства. Значит, условными аналогами могли быть такие павильоны ВСХВ, как «Земледелие», «Животноводство», «Зерно» и т.п. В самом деле, всех их объединяет своеобразное «пирамидальное» завершение главных фасадов (в московских павильонах на верхней ступени «пирамиды» как правило, расположены скульптурные композиции). Боковые фасады этих сооружений лаконичны, лишь имеют несколько оконных проемов стандартной прямоугольной формы, и за колоннадой главного фасада, совсем так же, как и во владимирском павильоне, находятся окна (чего нет в Главном павильоне ВСХВ 1939 г.). Но московские сельскохозяйственные павильоны сильно декорированы. Так, у павильона «Земледелие» (Арх. П.П. Ревякин, А.И. Игнатьева, А.И. Громов, В.П. Туканов.) тонкие, с капителями в виде стилизованного букета листьев, легким архитравом и с изящными акротериями колонны. У «Животноводства» (Арх. П.П. Ревякин, А.И. Игнатьев, А.М. Громов, В.П. Туканов) — колонны сильно орнаментированы, с барельефами животных; у павильона «Зерно» (Арх. А.Ф. Жуков, А.А. Гравес) — использован классический коринфский ордер. Стена за колоннадой тоже украшена разнообразными цветными рельефами, окна выступают как часть декорации, часто практически неотличимы от фона. В случае Владимира, оконные проемы на главном фасаде наоборот выделяются за счет цвета и контрастируют с белой краской стен.

11

И наконец, план владимирского павильона представляет собой прямоугольник с несколько не логичной полукруглой пристройкой на заднем фасаде – возможно, данная конструкция использовалась для непосредственного выхода из павильона на сцену во время митингов или демонстраций. Точно такая же полукруглая пристройка была у павильона РСФСР (арх. Р.А.Бегунц, С.И.Никулин) на Выставке 1954 г.

12Итак, владимирский павильон Сельского хозяйства вероятно представляет собой «смесь» элементов первого Главного павильона ВСХВ и выставочных сооружений сельскохозяйственной направленности 1954 г.. В основу плана скорее всего положено планировочное решение павильона РСФСР.

Неизвестные по функциональному назначению павильоны

13

На мой взгляд, архитектура данного сооружения сильно напоминает один из первоначальных проектов Главного павильона на Всесоюзной Выставке 1939 г. (арх. В.А.Щуко при участии В.Г.Гельфрейха и А.В.Великанова): та же идея двухчастного деления объема, также на стенах по бокам находятся круглые барельефы, одинаково простая форма плана - обычный прямоугольник. Главное отличие павильонов состоит в том, что у владимирского здания нет выноса портика за пределы основной линии фасада. Возможно, что это было сделано специально, чтобы павильон не конкурировал с Главным.

14

 К сожалению, досконально не известно, какое направление выставки было представлено в этом павильоне[13], но подобное полукруглое сооружение на завершении пространства Выставки присутствовало кроме Владимирской еще на Рязанской и Кубанской ВДНХ.

В Москве существует два павильона такой конфигурации: «Ветеринария» (выставка 1939 г.) и павильон центральных черноземных областей 1954 г.. Оба они выполнены с выступающей колоннадой по внутренней дуге и плоской крышей. Павильон черноземных земель (Арх. П.П.Штеллер и В.В.Лебедев) украшен сверху оригинальным бельведером.

15 Колонны владимирского здания условны – они лишь показаны цветом. Вероятно, упрощение формы было вызвано короткими сроками строительства (всего 4 месяца), потому что аналогичное сооружение на Кубани имеет вполне развитую коринфского ордера колоннаду.

16

Пожалуй, единственное, что объединяет декор фасадов всех этих сооружений – это условное деление на две части: непосредственно основной объем и невысокий верхний аттик.

17

Данные павильоны можно назвать зеркальными, т.к. они участвуют в формировании полностью симметричной центральной площади. Кроме этого, сооружения стоят на пересечении взаимно перпендикулярных дорог, поэтому их центральная часть выше относительно угловых крыльев. Именно в центральном объеме и находится главный вход в здание. Такой прием выделения центрального входа разностью составляющих объемов можно встретить в павильоне Московской, Тульской и др. областей (арх. Д.Н.Чечулин), а также в павильоне «Ленинград и Северо-Запад» (арх. Е.А.Левинсон при участии И.3.Вильнера).

В целом же оба владимирских сооружения по своей нестандартной организации декора фасадов[14] напоминают павильоны «Нефть» выставки 1930-х г. и «Строительные материалы» 1956 г.. Единственное отличие зданий Владимира от московских — на верхнем объеме появляются барельефы на «рабоче-крестьянскую» тематику.

18

19 Разорванный или выгрызенный фронтон - это треугольный или лучковый (полукруглый) фронтон, центральная часть которого имеет разрыв или полукруглую выемку. Как правило, такой прием, родственный раскреповке, характерен для стиля барокко.

На Всесоюзной Выставке 1939 года с подобным завершением был построен типовой клуб для колхозников. Оба этих сооружения схожи по пропорциям и имеют похожие входные группы.

Типовые проекты ВДНХ

На Всесоюзной ВДНХ кроме павильонов, предназначенных непосредственно для размещения всевозможных экспонатов, в разделе «Новое в деревне» были сооружены типовые строения для застройки колхозов. Раздел этот должен был показывать колхозникам, приезжающим на выставку, как лучше построить клуб, детские ясли, конюшню, как механизировать процессы труда на скотном дворе, оборудовать автогараж.

Специально для Выставки проекты зданий не разрабатывались - большинство объектов раздела было построено по имеющимся типовым проектам. Так, например, школа построена по типовому проекту Наркомпроса, детские ясли и родильный дом — по типовым проектам Наркомздрава, хозяйственно-животноводческие постройки колхоза и постройки МТС — по типовым проектам Сельхозстройпроекта Наркомзема.[1]

Деревянный животноводческий городок владимирской ВДНХ был, скорее всего, выполнен именно по этим типовым проектам.

20Итак, основные павильоны владимирской выставки достижений народного хозяйства построены либо чисто по московскому образцу, либо с применением элементов, характерных для каких-то отдельных выставочных сооружений. Человек, побывавший на московской ВДНХ вряд ли будет впечатлён архитектурой Владимирской Выставки - капитальные постройки хоть и содержат элементы «сталинского ампира», довольно конструктивны и просты (в отличие от тех же зданий Выставок на Кубани и в Рязани). Но временные деревянные постройки, в частности павильон лесного хозяйства (совр. "Тир"), могли бы заинтересовать посетителей своим необычным самобытным стилем.

***

Москва с момента своего становления и по сей день является «законодательницей мод» как в области общественной или культурной жизни, так и в области строительства и архитектуры. Все малые и большие периферийные города всегда и во всем стремились подражать столице. Но если подобия в социальной жизни приходят и уходят, редко оставляя после себя существенные воспоминания, то архитектурные аналоги московских сооружений остаются на долгие годы, а порой и навсегда.

Одним из таких подражаний Москве в нашем крае и является Выставка достижений народного хозяйства Владимирской области. Конечно, ее сооружения смешны и аляповаты по сравнению с Всесоюзной ВДНХ, но так или иначе, они напоминают о духе того времени – времени стахановцев, демонстраций и красных стягов. С архитектурной точки зрения, эти здания для Владимира в чем-то уникальны – как-никак выставочные павильоны стиля «сталинский ампир»! Жаль только, что от былого величия не осталось и следа. С каждым годом состояние павильонов все хуже и хуже – от некоторых уже сейчас остался только остов, еще немного и они рухнут. Конечно, городскому парку как таковому не нужно такое большое количество сооружений, но хотелось бы, чтобы хоть часть из бывших выставочных павильонов продолжила функционировать как культурно-досуговые помещения, чтобы им предоставлялся постоянный уход и реставрация, желательно, без кардинальных изменений первоначального архитектурного облика. В противном случае, от Владимирской ВДНХ не останется и следа не только в памяти владимирцев, но и материального.

Приложение

Кубанская ВДНХ

(материал с сайта http://fluger19.livejournal.com/9802.html. Дата обращения 05.11.2012)

Создание комплекса началось в марте 1954 года. Тогда решением Краснодарского крайисполкома около 12 гектаров рощи было передано управлению сельского хозяйства для организации краевой сельхозвыставки. Спустя всего два года на отведенном месте возвели 28 павильонов, предназначенных для размещения достижений кубанских колхозов и совхозов.

21

Заложена в 1955 г., сооружена за период с 19 августа и по 19 октября. 27 октября 1955 г. сельскохозяйственная, промышленная и строительная выставка была открыта. На площади 9,6 га располагались 22 выставочных павильона, 2 животноводческих помещения, бассейн, ресторан, пожарное депо, торговые киоски. Общая площадь построенных зданий составляла 4800 кв.м.

В марте 1959 г. было принято постановление обкома КПСС об использовании помещений выставки «для улучшения обслуживания в сфере торговли и общественного питания». Рязанская ВДНХ практически прекратила свое существование и превратилась в Торговый городок. В павильонах выставки открылись специализированные магазины одежды, обуви, парфюмерии, книг, хозтоваров, строительных материалов – всего 19 магазинов.

22

23

Городской парк культуры и отдыха имени В. И. Ленина был открыт 8 июля 1956 года. Красивая полукруглая арка с фигурами рабочего и работницы по бокам служила (и служит) главным входом. По краям арки располагались кассы. В северо-западной части работала областная сельскохозяйственная выставка с множеством красивых павильонов.

24

 В 1940-1950-е годы Алтайский край принял участие в освоении целинных и залежных земель, а в годы Великой Отечественной войны сюда были эвакуированы десятки промышленных предприятий и научных учреждений. В 1954 году крайком КПСС и крайисполком приняли решение занять площадку парка для организации сельскохозяйственной выставки.

Строительство первых павильонов происходило по проектам архитекторов В. Казаринова, Г. Попкова и В. Баранского. Уже к 1956 году были возведены шестнадцать павильонов, семь помещений для содержания животных и птиц, водоём, служебное помещение, благоустроена территория.

23 октября 1956 года первая краевая сельскохозяйственная выставка открылась для посетителей.

25

 Библиографический список использованной литературы

  1. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://bcxb.ru/index.htm Дата последнего обращения: 05.11.2012
  2. Вьюгина В. Экскурс в историю парков, но без ностальгии/ газета «Призыв» №70 (22809), 14 апреля 1993, стр. 3
  3. Дмитриев Ю.А. и др. Улицы Владимира/Ю.А, Дмитриев, Н.И. Дятлова, Р.Ф. Савинова; сост. Р.Ф. Савинова. – Ярославль: Верхне-Волж. кн. Изд-во, 1989. – 256 стр. с илл.
  4. Лучников А. Наш маленький ВДНХ/газета «Аргументы и факты» №31 (626), июль 2008, стр. 3
  5. Ступин В. Об архитектуре Всесоюзной сельскохозяйственной выставки/ж-л «Архитектура СССР» №9, сентябрь 1954, стр. 1-17
  6. Титова В.И. К юбилею городского парка/в кн. «Старая столица: Краеведческий альманах» Вып. 3, стр. 88-91 – управление культуры и администрации Владимира; центральная городская библиотека, отдел краеведческих исследований. Владимир, 2007. - 124 стр. с илл.ISBN 978-5-8311-0302-1
  7. Языкин М. Наш маленький ВДНХ/Владимирская областн. газ. «Местное время» №31 (7137), 1-8 августа 1996, стр. 6
Примечания

[1]А иначе как объяснить поразительную схожесть той же Владимирской ВДНХ с Рязанской (современный «Торговый городок») или с Кубанской?

[2]Тогда еще считалось, что Владимир был основан в 1108 году великим князем Владимиром Мономахом.

[3]Посёлком ФУБРа (Фонда улучшения быта рабочих) – в простонародье – Собачим – до начала 1960-х годов называли жилой массив на территории, прилегающей к улице Мира и заводу «Точмаш», застроенный двухэтажными деревянными домами-бараками для рабочих ткацкой фабрики «Пионер» (позднее на её месте разместился грамзавод, а ныне здесь завод «Точмаш»). Барачные кварталы сохранились и до сегодняшнего дня.

[4]На их месте сейчас улица Михайловская областного центра.

[5] Аврутский В. Г., окончил ЛИСИ (1951), главный архитектор Владимира (1958 -1975), г. Радужного (1975 -1979).

[6]В состав животноводческого городка входили деревянные конюшни (сейчас на их месте юношеская автомобильная школа), помещения для птицы и коровник - вероятно, здание рядом со стадионом.

[7]Этот цветомузыкальный фонтан существует и сейчас, но в 1980-е годы вся его «цветомузыка» была снята.

[8] Эспланада (фр. esplanade от лат. explanare — выравнивать) — открытое место, площадь перед большим зданием.

[9] Идея массивного главного входа типа «ризалит» прослеживается во всех проектах краевых или областных ВДНХ (см. Приложение)

[10]Следует отметить, что современная планировка ВДНХ — ВВЦ является результатом генеральной перепланировки Выставки в 1954 г.. По этому генплану, разработанному коллективом архитекторов, художников и других специалистов под руководством проф. архитектуры А. Жукова, сложный и разветвленный план Выставки симметрично развивается в стороны от центральной продельной оси. Основной же идеей генплана 1939 г. был принцип живописного построения последовательно раскрывающихся в разнообразных ракурсах геометрически четких пространств, контрастирующих по форме и величине. Главным входом в 1939 г. были нынешние Северные ворота. [4]

[11] Следует отметить, что идея использовать в декоративном оформлении фонтанов пресноводных животных – всевозможных лягушек, крокодилов, просто рыб, изо рта которых бьют струи воды, была довольно распространена в советское время. Подобные «лягушечные» фонтаны эпохи СССР есть и в таких городах, как Омск, Казань, Воронеж и др.

[12]В связи с тем, что старый Главный павильон 1939 г. уже не вписывался в новую расширенную и архитектурно-стилистическую композицию реконструируемой в 1954 г. ВСХВ , было решено деревянное здание демонтировать и возвести новый павильон. На месте старого павильона возникла площадка и часть партера фонтана "Каменный цветок". Новое здание (арх. Г.В.Щуко и Е.А.Столяров) сооружалось на присоединённой к ВСХВ территории и возводилось как новая архитектурная доминанта ансамбля площади колхозов. Павильон 1951- 1954 г. выдержан в лучших традициях русской классической архитектуры и имеет сходство с центральной башней здания адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

[13]Подобный полукруглый павильон в Рязани предназначался для легкой и пищевой промышленности. [http://wikimapia.org/5459860/ru/Торговый-городок] Возможно, что во владимирском сооружении также были представлены достижения пищепрома.

[14] Низ павильона – проработанный, содержит много элементов: окна, двери, колонны; верх – довольно слабо декорированный, практически пустой

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top