Калмыков И.А.

«Красный директор». Этот термин, рожденный на заре советской власти, был реанимирован журналистами в 1990-е годы как обозначение плеяды руководителей промышленности «старой закалки», сохранившей свои должности в условиях нового строя и рыночной экономики. Какой трудовой путь прошли эти люди, как решали трудные задачи переходной эпохи, кем остались в глазах современников? Попробуем найти ответы в биографии Владимира Михайловича Помолова, директора одного из крупнейших предприятий нижегородского региона - авиастроительного завода им. С. Орджоникидзе (ныне – ОАО «НАЗ «Сокол»).

Владимир Михайлович Помолов родился 22 октября 1935 г. в Москве в семье служащих. Отец Михаил Прокопьевич работал комендантом, мать Галина Евгеньевна – бухгалтер, родители были заняты на строительстве Дворца Советов, грандиозного несбывшегося архитектурного проекта. В 1940 г. Михаила Прокопьевича не стало. С началом войны мать с Володей и его старшим братом эвакуировалась в Ульяновск. Здесь будущий авиастроитель поступил в школу. В 12 лет Владимир потерял маму, остался круглым сиротой. Тяжелые воспоминания оставили свой след: Владимир Михайлович почти никогда не рассказывал о детстве. Братьев взяла на воспитание родная тетка Галина Евгеньевна Фадеева, проживавшая в городе Городце Горьковской области.

Несмотря на добрую заботу, Володя стремился поскорее уйти в люди. Ему мечталось поступить в речное училище. Однако, узнав о наборе в Горьковский авиационный техникум, Владимир отправился в областной центр и успешно выдержал вступительные испытания. С 1951 по 1955 гг. он жил в общежитии на улице 1 мая, в одном здании с техникумом. Студенты были расселены плотно, до пятнадцати человек на комнату. Владимир учился старательно, получал стипендию, подрабатывал, тем не менее, часто его ужин состоял из булки с кипятком. Получив по окончании техникума квалификацию техника-технолога, В.М. Помолов поступает техником в цех №63 авиационного завода им. С. Орджоникидзе. Через два месяца, в октябре 1955 г. уходит на службу в Советскую армию. После окончания военной авиационной школы механиков в Спасске-Дальнем служит авиационным механиком самолета МиГ-17 под Ленинградом. В декабре 1957 года, после демобилизации, возвращается на авиационный завод, работает в отделе №6 руководителем группы, старшим инженером[1].

Со времен техникума Владимир играл в волейбол, баскетбол, любил лыжи. С первых лет заводского стажа он входил в сборную предприятия по волейболу. Молодой специалист жил сначала в арендуемом заводом частном доме, затем в общежитии. После работы с товарищами отправлялся прямиком на стадион, где проводил время до позднего вечера. Там и играли, и болели. Горячо переживали за своих подопечных начальники цехов, зорко следя за таблицей очков во время соревнований. По субботам молодежь отправлялась в походы. Свыше двадцати видов состязаний насчитывала заводская спартакиада. В компании заводских спортсменов Владимир Помолов познакомился с будущей супругой, Региной Дельцовой, конструктором ОКБ. После рождения дочери завод выделил комнату в трехкомнатной квартире на ул. Новопарковой (ныне ул. Ярошенко)[2].

В 1963 г. В.М. Помолов переведен на должность заместителя начальника металлургического цеха. В это время Владимир Михайлович учится на вечернем отделении Горьковского политехнического института, который оканчивает в 1965 г. по специальности инженер-металлург. В ноябре 1964 г. он вступает в члены КПСС, активно участвует в общественной жизни, избирается депутатом Московского районного Совета депутатов. В конце 1967 г. В.М.Помолов становится руководителем цеха металлургов.

Однажды Владимира Помолова вызвал директор завода А.И. Ярошенко. Поставил задачу строительства нового объекта. «Построишь кузницу – дам квартиру, не построишь – семь шкур спущу», - убеждал Александр Ильич. Кузница была построена, и Ярошенко слово сдержал. Семья Помоловых переехала на Московское шоссе.

В январе-мае 1970 г. В.М. Помолов трудится в отделе №70 – главный конструктор автоматизированных систем управления (АСУП). Почти три года Владимир Михайлович провел на партийной работе – как инициативный коммунист он был избран заместителем секретаря парткома авиационного завода.

Опытный инженер и руководитель, постигший общественную школу, не остался незамеченным для руководства. Директор завода И.С. Силаев предлагает ему стать своим заместителем по производству. Владимир Михайлович согласился с условием – самостоятельность в производственных вопросах. Обязанности замдиректора В.М. Помолов исполнял с января 1973 по декабрь 1985 гг.

Случилось, что директором Помолов стал не назначенным, а избранным. В Горький приехал министр авиационной промышленности И.С. Силаев, присутствовал оставляющий директорское кресло А.Н. Геращенко. Был собран круг начальников цехов. Тайным голосованием они выразили поддержку Владимиру Михайловичу Помолову, большинством голосов доверив ему пост директора завода. Продолжалась напряженная работа по выпуску первых истребителей МиГ-29УБ.

В.М. Помолов любил свое дело, по свидетельству коллег поручения выполнял ответственно и сам был требователен к подчиненным[3]. В его рабочем кабинете висел лозунг: «Кто не хочет работать – ищет причину, кто хочет – ищет возможность». Начальники цехов побаивались директора и называли в шутку «черным кардиналом». Помолов имел исключительную память. Если на оперативке подчиненный второй раз подряд пытался выкрутиться, используя одно оправдание, это сразу становилось очевидным директору. Он никогда не повышал голоса, для объяснения хватало нескольких метких веских слов авторитетного руководителя. С коллегами строил ровные отношения, стараясь никого не выделять.

Владимир Михайлович был человеком заботливым. «Он хотел, чтобы всем было хорошо», - отзывались о нем окружающие. Переживший потерю родных, В.М. Помолов особенно чутко относился ко всему, что связано с медицинской помощью, коснись она заводчан или близких. Много он сделал для школы №87 – технической гимназии Московского района г. Нижнего Новгорода.

Случались частые командировки, работа до позднего вечера, но, несмотря на полную отдачу своему детищу, Владимир Михайлович ценил и уделял время семье, он души не чаял во внуках. Играл с ними в теннис, шахматы, штудировал энциклопедию авиации, тешил своими рассказами о небе. Семья была за ним, как за каменной стеной.

Директор с удовольствием ходил по грибы, умело жарил шашлыки. Стоя у мангала, шутил, что вырабатывает «горячий стаж», которого ему немного не хватило на литейном производстве.

Владимир Михайлович любил фильмы о войне. Выписывал «Роман-газету», журнал «Подвиг», где часто публиковались героико-патриотические произведения. Любимая песня Владимира Помолова - «Я люблю тебя, жизнь». И это было про него, жизнестойкого человека и оптимиста[4].

В 1990-е годы Владимиру Михайловичу не раз пришлось проявить характер. Надежды на то, что оборонный завод останется государственной собственностью, не оправдались. Несмотря на кризис, директор Помолов достроил заводские жилые объекты, чтобы все «договорники» получили квартиры (это были дома на нижегородских улицах Красных Зорь, Мирошникова, Чаадаева, Бурнаковская). На свой страх и риск, используя накопленные заделы на 11 самолетов, продолжил их производство, чем даже была вызвана прокурорская проверка. Как утверждал М.Е. Шибаев (директор завода в 2002-2009 гг.), тот задел 1998 года работал до последних дней 2004 г[5].

«Красный директор» не принял политику младореформаторов. Во время визита на Нижегородчину Егора Гайдара, директора поставили ему на вид: «Нам нужны заказы, иначе все рухнет». Премьер не выражал сожаления: рынок, мол, рассудит.

Государство не финансировало конверсионные программы, деньги изыскивали за счет кредитов коммерческих банков. В середине 90-х завод работал по направлениям катеров «Сокол», «Север-4», «Волга-2», самолетов-амфибий «Динго», «Аккорд», приступал к производству транспортников «МиГ-110», «Финист», учебно-тренировочного самолета Ф-15Ф «Экскалибур». Перспективными оказались самолеты «Гжель» и Як-130[6]. Зачастую производство начиналось, не дожидаясь сертификационных испытаний. В 1996 году был подписан крупный контракт на модернизацию самолетов МиГ-21БИС.

С болью В.М. Помолов шел на сокращение квалифицированных рабочих. Он справедливо полагал, что если обычного рабочего можно относительно быстро подготовить в дальнейшем, опыт узких специалистов будет надолго утрачен. Чтобы снизить количество сокращаемых людей, завод работал в режиме 4-дневной рабочей недели, предоставлялись частично оплачиваемые отпуска[7].

Осложняли ситуацию жесткая налоговая политика и штрафные санкции за просрочку платежей. Не спешили раскошелиться и кредиторы завода – в том числе Минобороны, Росвооружение, Академия наук, «Теплоэнерго» и другие[8].

Эта ситуация породила задержки выплаты заработной платы. Авиастроители отправлялись в Москву на акции протеста. Выход искали не только на поле производства техники, но и в товарах народного потребления. Пользовалась большим спросом мебельная стенка «Слава», многочисленные виды посуды, раскладные кровати, и даже ходули[9]. Интересно, что, например, в 1996 г. на одной из ярмарок «Сокол» реализовал свою посуду по бартеру на 700 млн рублей, получив взамен стройматериалы, моющие средства, краску, древесину. Ульяновский приборный завод предлагал рассчитаться за посуду приборами. Таковы были правила рынка.

«Сокол» нес убытки от деятельности ремонтно-строительного производства, цеха питания, подсобного хозяйства. В то же время, без поддержки завода эти подразделения бы не выжили. Дочерними предприятиями стали ООО «Авиафонд», НПО «Авита», телефонная компания «Корона», строительная организация «Кариатида», занимавшийся реализацией мебельной продукции «Торговый дом»[10].

В одном из интервью на вопрос журналистов о наступлении новой эпохи на заводе, Владимир Михайлович ответил: «Я не могу назвать эпохой время, когда разрушается поколениями накопленный опыт авиастроителей, мощный научно-технический потенциал. Я считаю это временными трудностями».

С 1995 г. В.М. Помолов являлся одновременно генеральным директором завода «Сокол» и председателем Совета директоров этого акционерного общества.

Начальник отдела по внешним экономическим связям в 1990-1999 гг., а ныне заместитель губернатора Нижегородской области Е.Б. Люлин вспоминал о своем начальнике: «Это учитель, один из главных в жизни. Огромное счастье, что в 90-е годы именно Помолов был директором. Спасению завода он посвящал всего себя. Надо отдать должное и другим руководителям, и простым заводчанам, технологам, конструкторам, работавшим за грошовые зарплаты. Владимир Михайлович был строгим учителем, тонким психологом. Признаюсь, я несколько раз писал заявление, хотел уйти. Бывало, что долго работали над одним из вопросов, добивались положительных сдвигов, а вместо похвалы от директора получали порцию критики и напоминание о новых задачах. Как потом признавался Владимир Михайлович, он действовал по принципу “кого люблю, того наказываю”. Он не тратил силы на тех сотрудников, в кого не верил»[11].

5 июня 1998 года В.М. Помолов против своего желания оставит пост директора. Через год Владимира Михайловича не окажется и в списках членов Совета директоров завода. «Красный директор» слишком зорко стоял на страже интересов и целостности завода.

Полгода В.М. Помолов проработал советником в «Инкомбанке». Свою пенсию переводил Совету ветеранов авиационного завода. Обидно было, что новое руководство преподносило прежние начинания как свои заслуги. Критике подвергались решения о строительстве хлебопекарни, мясоперерабатывающего завода, магазина «Хури». Была назначена проверка на маслозаводе в Краснодарском крае, где по слухам у директора был-де свой интерес. Комиссия вернулась ни с чем. «История нас рассудит!», - был уверен Владимир Михайлович.

В.М. Помолову выпало сложнейшее время руководства предприятием. Уже на пенсии он говорил: «Я хотел быть тем, кем я стал. Меня окружали прекрасные люди, десятки людей вложили в меня душу. Я доволен своей судьбой, своей жизнью»[12].

22 мая 2006 года Владимира Михайловича Помолова не стало. За трудовые достижения он был награжден орденами «За заслуги пред Отечеством» IV степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями. В 1985 г. удостоен звания «Почетный авиастроитель». Дважды Владимир Михайлович становился лауреатом Государственной премии – СССР и России. В 2005 г. ему было присвоено звание Почетного гражданина Нижегородской области. Так в биографии одного человека слились взлеты и падения отечественной индустрии, отразились коллизии и уроки российской истории новейшего времени.

Примечания

[1] Учетная карточка № 01238527 члена КПСС Помолова В.М. // Личный архив Р.С. Помоловой.

[2] Интервью автора с Р.С. Помоловой, вдовой директора В.М. Помолова. 11.05.2013.

[3] Третьяков, В. Авиастроитель, которым мы гордимся / В. Третьяков // Рабочая жизнь. - 2005. - 28 марта. – С. 3.

[4] Интервью автора с Р.С. Помоловой, вдовой директора В.М. Помолова. 11.05.2013.

[5] Третьяков, В. Авиастроитель, которым мы гордимся / В. Третьяков // Рабочая жизнь. - 2005. - 28 марта. – С. 3.

[6] Качалова, И.А. Память о директоре / И.А. Качалова // Рабочая жизнь. – 2008. – 26 мая. – С. 8.

[7] Ионова, Н. Доживем до понедельника / Н. Ионова // Рабочая жизнь. – 1998. – 30 апреля. – С. 1.

[8] Требования вручены // Рабочая жизнь. – 1998. – 18 июня. – С. 3.

[9] Выгодная упаковка // Рабочая жизнь. – 1993. – 3 сентября. С. 1.

[10] Информбюро акционера // Рабочая жизнь. – 1996. – 23 мая. – С.4.

[11] Интервью автора с Е.Б. Люлиным. 24.12.2014.

[12] Интервью В.М. Помолова программе «Воскресная гостиная» ТК «Волга» // Личный архив Р.С. Помоловой.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top