Иорданская А.М.

В начале 1917 г. Ярославское губернское земство, так же, как и многие другие органы местного самоуправления в России, занималось решением целого ряда насущных вопросов: продовольственного обеспечения населения, организации помощи раненным воинам, развития народного образования, здравоохранения и др.[1]

Телеграмма о восстании в Петрограде поступила в Ярославль 28 февраля 1917 г. Губернатор попытался задержать ее, но это было уже невозможно. Ярославское земство одним из первых признало власть Временного правительства, выразив ему доверие и обещая активно содействовать укреплению новой власти на местах.

Уже 1 марта здание губернской земской управы на Екатерининской улице стало центром сосредоточения забурлившей общественной жизни. На собрании представителей земства, городской думы, кооперативов, выборных от фабрик и заводов был образован Комитет общественной безопасности «для поддержания порядка в городе», взявший в свои руки административную власть. Губернская управа вошла в комитет в полном составе, а возглавил комитет председатель губернской земской управы Д.Г. Тимрот[2].

Ночью 2 марта в помещении губернской земской управы состоялся многочисленный митинг служащих, солдат и рабочих. Появление нескольких земских деятелей во главе с Д.Г. Тимрот вызвало волну оваций. Председатель митинга кооператор Г.А. Баранов заявил: «Ярославское земство высоко держало знамя общественности и теперь выступило первым организующим центром народного освободительного движения»[3]. Как видим, в первые революционные дни земство воспринималось жителями губернии в качестве фундамента для строительства нового, демократического строя. Вместе с тем, в крестьянской среде отношение к земству было преимущественно иным. Не отдавая себе отчёта в функциях земских учреждений, население не скупилось на обвинения в адрес земства, зачастую смешивая деятельность земских учреждений с мероприятиями земских начальников[4].

Среди различных общественных сил и организаций губернии обнаружилось стремление как можно скорее внести изменения в состав органов местного самоуправления, расширив представительство тех групп, которые ранее были стеснены в этом отношении[5]. Вопрос о пополнении состава гласных за счет крестьян и рабочих обсуждался на совещании членов Ярославской губернской управы и её служащих. Итогом работы совещания стало решение произвести новые выборы путём всеобщего голосования, чтобы «земские собрания пользовались полным доверием населения»[6]. Кроме того, было решено обратиться с телеграфным ходатайством в МВД о скорейшем издании декрета о земских выборах.

Земства Ярославского края игнорировали сообщения заместителя МВД С.М. Леонтьева о нежелательности выборов в губернии до обнародования соответствующих законов Временным правительством, и приступали к осуществлению своих проектов[7]. При Ярославском губернском земстве для разработки вопроса о производстве земских выборов была избрана комиссия с участием представителей Губернского исполнительного комитета. Согласно принятому проекту, правом участия в выборах обладали лица всех сословий и профессий, начиная с 21 года, без различия пола. Уездные и губернские гласные избирались, соответственно, на волостных и уездных собраниях[8]. Этот проект существенно отличался и от Положения 1890 г., и от избирательной системы Временного правительства, согласно которой уездные гласные, как и волостные, выбирались всеобщим голосованием, и только губернские – на уездных земских собраниях.

На совещаниях в губернской земской управе 24–25 апреля было решено провести ряд мероприятий для подготовки населения к предстоящим земским выборам. Губернское и уездные земства взяли на себя издание и распространение соответствующей литературы, а также приглашение лекторов[9]. Организация политического просвещения народа происходила при активном участии местного Совета крестьянских депутатов.

В июне – июле 1917 г. в процессе обновления состава гласных произошёл конфликт Ярославского губернского земства с Губернским исполнительным комитетом. Первоначально вопросом о реорганизации земства занялась губернская управа. Комиссия, созданная при губернской управе, решила пополнить состав губернского земского собрания лишь за счёт гласных, которые уже были избраны уездными земствами, т.е. являющихся его делегатами. Однако губисполком разработал свой план демократизации земства, резко увеличивая представительство различных общественных организаций, прежде всего, от кооперативных союзов и уездных советов крестьянских депутатов[10]. По этому плану предполагалось ввести в губернское земское собрание дополнительно 36 чел.[11] Губернская управа высказалась категорически против пополнения губернского земского собрания представителями, которые не являлись делегатами уездных земств[12]. Ее поддержало МВД, написав в телеграмме от 25 июня: «пополнение состава губернского земства сверх предположений губернской управы не представляется вызывающим обстоятельствами дела»[13]. Неоднозначность такой формулировки позволила новым гласным, преимущественно крестьянам, требовать возбуждения ходатайства перед МВД о пересмотре принятого решения.

События, происходившие в Ярославской губернии, служат ярким примером того, как сказывалась задержка в публикации нормативно-правовой базы земской реформы и расплывчатость поступавших от центральной власти распоряжений на обновлении состава земских учреждений[14].

Одновременно разворачивался конфликт губернского земства с обновленным уездным земством. Вопреки принятому в мае 1917 г. губернской управой решению о пополнении состава уездных гласных губернского собрания, Ярославское уездное земство произвело перевыборы всех гласных, кроме крестьянина В.М. Пентаева. Бывший член уездной управы князь П.Д. Урусов опротестовал данное решение в суде. Административный суд признал законными лишь тех гласных, которые «восполняли старый состав в количестве, определённом циркуляром МВД»[15], т.е. в количестве, равном старому составу. С протестом выступила также и часть состава губернской управы. Но прибывшие 16 июля на экстренное заседание губернского собрания новые гласные уездного земства настаивали на правомочности принятого уездом решения. На этой почве произошла длительная дискуссия между большинством собрания и крестьянскими гласными, примыкавшими к Совету крестьянских депутатов. Новоизбранные гласные уездного земства настаивали на возбуждении губернской управой в МВД ходатайства о демократизации губернского земства по своему проекту и перенесения даты собрания на 24 июля. Вопрос был поставлен на баллотировку, и 32 голосами против 29 было решено собрание не откладывать и ходатайство не возбуждать. В результате гласные от крестьян покинули собрание, а за ними последовали и другие гласные[16]. На заседании 17 июля была произведена баллотировка, давшая большинство (32 голоса) против оставления старого, не обновленного состава. Таким образом, спор закончился признанием прав всего новоизбранного демократизированного уездного земского собрания.

Как мы видим, борьба за вытеснение цензовых элементов из состава земства во многом шла «снизу», а инициаторами демократизации земства в Ярославской губернии выступали Исполнительные комитеты и Советы крестьянских депутатов. Новоизбранные земские гласные были политизированы, центральная власть в лице Временного правительства уже не пользовалась у них авторитетом. Они, прежде всего, стремились высказать свои политические лозунги, что парализовало и тормозило повседневную работу земских учреждений.

В течение лета и начала осени 1917 г. земства приложили немало усилий в обеспечении сельского населения необходимым инвентарем, материалами и даже дорогостоящими сельскохозяйственными машинами, несмотря на галопирующую инфляцию. Но продолжение войны и экономический кризис в стране привели к упадку земской медицины, статистики, страхового дела, народного образования и других отраслей. Продовольственное снабжение армии, лежавшее на плечах земства, ухудшалось.

Из-за нехватки финансовых средств губернское земство пыталось активизировать получение недоимок по земским сборам, что вызывало решительный протест и недовольство со стороны местного населения[17]. Плохое поступление сборов объяснялось не только общим кризисом в стране и переживаемыми крестьянами экономическими трудностями, но и нежеланием населения в принципе платить земские налоги, так как «теперь свобода и всё можно»[18]. Таким образом, земствам не удалось вернуть доверие населения, а недоимки и инфляция, усугублявшие тяжелое финансовое положение земской кассы, обусловили невыполнение мероприятий в традиционных земских сферах.

В мае – июне 1917 г. вышла серия законов, регулировавших деятельность земств и их компетенцию, а также предусматривавших создание новой земской единицы – волостного земства. Вопрос о создании волостного земства широко обсуждался среди земских деятелей рассматриваемого региона. Так, 8–9 июня в губернской земской управе под председательством В.Н. Крылова состоялись совещания, в которых кроме председателей уездных земских управ и других земских служащих участвовали представители губернского совета крестьянских депутатов (всего около 50 чел.). По вопросу о границах волостных земств было принято предложение представителя Совета крестьянских депутатов В.К. Бурцева: «…общий пересмотр границ волостей в настоящее время не производить, но в случае запроса крестьян может производиться частичный пересмотр»[19]. Расходы в связи с организацией волостного земства в целом приходились на кассу губернского земства. Губернская управа должна была разослать во все уездные земства закон о волостном земстве и брошюры, «чтобы везде было по одному экземпляру»[20]. Также земскими управами размещались объявления о предстоящих выборах в газетах губернии.

Важным этапом по подготовке к выборам являлась организация курсов для учителей для подготовки пропагандистов. Программа курсов включала в себя историю социалистического движения в России, гражданские свободы, организацию и задачи Учредительного собрания, изучение форм правления, систем избирательного права, организации власти на местах и местного самоуправления. Также предполагалось проводить знакомство с программами политических партии. Именно штатные земские сотрудники составили основу инструкторских кадров, командировавшихся в уезды для распространения постановлений правительства о производстве выборов и соответствующей литературы. Но в условиях военного времени остро чувствовался недостаток в кадрах. Например, в Мышкинском уезде инструкторскую должность совмещал заведующий отделом по выборам при уездной управе[21].

В Ярославской губернии выборы в волостное земство состоялись в сентябре – октябре 1917 г. и прошли в 119 волостях. Первоначало произошло «распыление» голосов, что при мажоритарной системе привело к повторному голосованию. Большинство гласных было избрано от крестьян, на втором месте шли рабочие, на третьем – земская интеллигенция. При подготовке волостных выборов Ярославское губернское земство столкнулось с трудностями в процессе разъяснения населению сущности учреждаемого органа и правил производства выборов. Необходимо также отметить, что крестьян летом и осенью беспокоило решение продовольственного вопроса, а не выборы в земство. Несмотря на целый ряд мероприятий, направленных на увеличение интереса населения к выборам, земцам не удалось изменить отношение сельских жителей к ним. Сказывались как недостаточная информированность людей о происходящих в губернии событиях, так и острая нехватка финансовых средств.

Осенью 1917 г. Ярославское губернское земство пребывало в затяжном кризисе. Большинство новоизбранных гласных не обладали необходимыми навыками и уровнем образования для работы в органах самоуправления[22]. Земские собрания занимались выяснением партийных разногласий, а не решением насущных проблем. В результате, многие намеченные еще в начале года мероприятия не были реализованы, а новые функции, предоставленные земству Временным правительством, развития не получили.

Осенью заметно обострилось финансовое положение Ярославского земства и, как следствие, обеспечение кадрами служащих[23]. Размежевание общества, ухудшение жизненного уровня людей и обострение социальных противоречий в стране нашло рельефное отражение в противостоянии советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов земским и городским органам самоуправления. Необходимость решения аграрного вопроса на первый план выводила не земства, а более радикально настроенные органы[24].

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что Ярославское губернское земство в целом оказалось нежизнеспособным в условиях демократического строя. Попытки одновременно решать и политические, и хозяйственные задачи, при резкой поляризации общества и роста революционных настроений привели Ярославское земство к невозможности осуществить поставленные задачи ни в той, ни в другой сфере.

Список использованных источников и литературы

  1. Источники

Архивные документы

  1. Тропов, И.А. Материалы Ярославского губернского земского собрания как источник по истории местного самоуправления в России (июль 1917 г.) // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. СПб. : ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. №2. Том 4. История. С.154-159

Периодические издания

  1. Голос. – Ярославль: Ярославская типография губернского правления, 1917 г.
  2. Земское дело. – СПб: Центральный земский орган печати, 1917-1918 гг.
  3. Известия Ярославского временного Исполнительного Комитета Общественной безопасности. – Ярославль: Ярославская типография губернского правления, 1917 г.
  4. Крестьянское дело. – Ярославль: издавалась кооперативными союзами Ярославской губернии, 1917 г.

Литература

  1. Акимова, Т.М. Земства Центральной России 1917-1918 гг. (Владимирская, Костромская, Тверская, Ярославская губернии). СПб. : Историческая иллюстрация, 2009. — 356 с.
  2. Волкова, Т.И. Ярославское земство и развитие народного здравоохранения и образования в губернии (1865-1918 гг.). Ярославль : Яросл. гос. ун-т, 1998. — 87 с.
  3. Герасименко, Г.А. Земское самоуправление в России. М. : Наука, 1990. — 264 с.
  4. Тропов, И.А. Революция и провинция: Местная власть в России (февраль – октябрь 1917 г.). СПб. : Европейский дом, 2011. — 250 с.
  5. Тропов, И.А. Эволюция местных органов государственной власти в России (1917-1920-е гг.) СПб. : ГУАП, 2011. — 500 с.

Примечания

[1] См.: Голос. 1917. 23 января, 29 января, 15 февраля, 17 февраля; Ярославское земство и университет // Земское дело. 1917. № 1. С. 46; Волкова Т.И. Ярославское земство и развитие народного здравоохранения и образования в губернии (1865–1918 гг.). Ярославль, 1998. С. 39, 78.

[2] Известия Ярославского Временного Исполнительного Комитета Общественной безопасности. 1917. № 1; Голос. 1917. 3 марта.

[3] Голос. 1917. 4 марта.

[4] Голос. 1917. 27 апреля, 2 мая.

[5] Крестьянское дело. 1917. 18 апреля.

[6] Известия Ярославского Временного Исполнительного Комитета Общественной безопасности. 1917. № 2.

[7] Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М, 1990. С. 110.

[8] Известия Ярославского Временного Исполнительного Комитета Общественной безопасности. 1917. № 4.

[9] Голос. 1917. 27 апреля.

[10] Тропов. И.А. Эволюция местных органов государственной власти в России (1917–1920-е гг.). СПб., 2011. С. 166.

[11] Голос. 1917. 15 июня.

[12] Герасименко Г.А. Указ. соч. С. 85.

[13] Голос. 1917. 9 июля.

[14] Тропов И.А. Указ. соч. С. 165.

[15] Голос. 1917. 16 июля.

[16] Тропов И.А. Материалы Ярославского губернского земского собрания как источник по истории местного самоуправления в России (июль 1917 г.) // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2012. № 2. Том 4. С. 156.

[17] Тропов И.А. Эволюция местных органов… С. 171.

[18] Акимова Т.М. Указ. соч. С. 131.

[19] Крестьянское дело. 1917. 13 июня.

[20] Голос. 1917. 15 июня.

[21] Акимова Т.М. Указ. соч. С. 85.

[22] Там же, С. 213.

[23] Земство в 1917 г. // Земское дело. 1918. № 1. С. 6–7.

[24] Тропов И.А. Революция и провинция: Местная власть в России (февраль – октябрь 1917 г.). СПб., 2011. С. 213.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top