Золотарева В.Ю.

Изучение и осмысление исторического опыта социальной реабилитации инвалидов особенно в период Великой Отечественной войны имеет особую значимость. Механизм реабилитации инвалидов в те годы активно разрабатывался Советским государством, фактически он стал составной частью социальной политики правительства. Учитывая исторический опыт социальной деятельности Советского государства в переломные периоды его реформирования, можно найти ответы на многие встающие перед современной Россией вопросы, а так же используя накопленный предыдущими поколениями опыт, можно разработать наиболее продуктивную программу современной социальной политики. В 1941-1945 гг. проблемы участников войны, инвалидов и их семей, которые составляли значительную часть общества, занимали особое место в социальной политике государства. Государство принимало законодательные акты, гарантировавшие социальную защиту тем группам населения, которые пострадали от войны больше всего, то есть фронтовикам и инвалидам войны, а так же сиротам. Инвалидам выплачивались пенсии, семьям военнослужащих - пособия, предоставлялись различные льготы.

Актуальность исследования заключается в том, что социальная защита инвалидов войны на современном этапе осуществляется в период социально-экономических преобразований, когда вопрос с безработицей и выплатой социальных пособий по инвалидности встал весьма остро.

Существенный интерес к изучению данной проблемы возникает в связи с формированием в России правового государства, необходимости закрепления в правовых актах социальных требований населения страны, выявлением причин отсутствия стройной целостной политики о социальной защите россиян, в том числе и инвалидов. Кроме того, анализ исторического опыта деятельности партийных, государственных и общественных организаций страны позволяет выявить особенности и тенденции организационной и практической работы в чрезвычайных условиях.

Новизна исследования определяется возможностью привлечения новых исторических источников и подходов к изучению данного периода социальной истории России во всем ее многообразии, сложности и противоречивости. Документы Государственного архива Забайкальского края (ГАЗК), посвященные вопросам государственной политики по отношению к инвалидам Великой Отечественной войны, впервые вводятся в научный оборот. Государственная и партийная политика по проблемам социального обеспечения, профессиональной реабилитации и трудоустройству инвалидов войны в Читинской области в рассматриваемый период времени является фактически неизученной проблемой. Документы государственных архивов содержат объективную и весьма ценную информацию по всему спектру указанной проблемы, позволяют дать глубокую интерпретацию вопросов посвященных государственной политики в отношении инвалидов Великой Отечественной войны.

Объект исследования- система профессиональной реабилитации инвалидов войны в 1941-1945 гг. как социально-историческое явление.

Предмет исследования - деятельность государственных органов, партийных и общественных организаций по профессиональной реабилитации и трудовому устройству инвалидов войны в 1941-1945 гг.

Целью исследованияявляется анализ профессиональной реабилитации инвалидов Великой Отечественной войны в 1941-1945 годы на примере Читинской области.

Задачи:

1. Исследовать основные аспекты деятельности государственных органов, партийных и общественных организаций по социально – трудовой адаптации инвалидов Великой Отечественной войны в Читинской области в 1941-1945 гг.

2. Рассмотреть систему государственной профессиональной реабилитации и трудового обучения инвалидов Великой Отечественной войны в Забайкалье в обозначенный период.

Правовые нормы советского законодательства были направлены на развитие трудовой и общественной активности трудящихся. Что в полной мере относилось и к трудовому устройству граждан, частично утративших трудоспособность. Для осуществления мероприятий по трудовому устройству граждан, частично утративших трудоспособность, советское законодательство предусматривало целый ряд специальных услуг. Которые были связанны с подготовкой и вовлечением в трудовую деятельность, организацией труда в процессе производства, оказанием им помощи в улучшении условий труда и быта, а так же повышении профессионального роста, проявлении заботы о сохранении и восстановлении здоровья и трудоспособности.

Применительно к инвалидам Ю.П. Орловский различал три стадии трудового устройства: предварительную профессиональную подготовку, включающую обучение; оказание содействия в направлении на работу, соответствующую состоянию здоровья; применение труда инвалидов (создание для них условий соответствующих состоянию здоровья) [11, с. 108].

Я.М. Фогель различал следующие этапы трудового устройства: профессиональная ориентация; обеспечение показанной по состоянию здоровья работой инвалидов, желающих продолжать работу; применение их труда и осуществление необходимых мероприятий в процессе социально-трудовой реабилитации; профессиональное и обучение и переобучение тех, кто нуждается в приобретении новой профессии или переквалификации; обязательный учет работающих нетрудоспособных; систематическое медицинское наблюдение за состоянием здоровья, процессом восстановления трудоспособности лиц, занятых общественно полезным трудом; оказание постоянной помощи в улучшении бытовых и других условий жизни нетрудоспособных; организации постоянного контроля над трудовым устройством [11, с. 109].

С началом военных действий общая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве сократилась с 31,8 миллиона человек в первом полугодии 1941 г. до 22,8 миллиона человек во втором полугодии. К началу 1942 г. она составила немногим больше 18 миллионов человек [9, с. 65].

В целях обеспечения производства необходимыми кадрами, а так же правильного и полного их использования правительство приняло ряд мер, направленных на привлечение в производство и ограниченно трудоспособных граждан.

Важным пунктом государственной политики в отношении инвалидов Великой Отечественной войны был вопрос их адаптации к мирной жизни. Вовлечение инвалидов войны в трудовую деятельность провозглашалось одной из главных задач социальной защиты. В связи, с этим были внесены изменения и дополнения в существовавшие нормы трудового права. Наиболее значимым для трудовых правоотношений инвалидов войны явилось постановление Совета Народных Комиссаров СССР (СНК СССР) от 6 мая 1942 г. «О трудовом устройстве инвалидов Великой Отечественной войны» [10]. По нему инвалидам предоставлялось преимущественное право на трудовое устройство во всех государственных и кооперативных предприятиях. На народных комиссаров социального обеспечения возлагалась персональная ответственность за трудовое устройство и организацию обучения новым профессиям инвалидов Великой Отечественной войны, а так же за устройство нуждающихся в этом в дома инвалидов.

Всего к 1943 г. в Читинской области насчитывалось 4225 инвалидов Великой Отечественной войны. 2865 инвалидов 2-й и 3-й групп были трудоустроены [2, л. 9].

По данным областного отдела социального обеспечения на 1 июля 1944 г. в области было трудоустроено 5100 инвалидов Великой Отечественной войны, что составляло 95,3 % [3, л. 1].

В 1945 г. численность инвалидов Великой Отечественной войны достигала 8438, из них 1-й гр. – 8 человек (10,4 %), 2-й гр. – 837 (31, 1%), 3-й гр. – 5558 (96, 6%) [5].

Посмотрев для сравнения данные трудового устройства инвалидов по отдельным районам области, можно увидеть, что большая часть инвалидов 3-й группы работали. Так, в Нерчинско-заводском районе на 1 июля 1945 г. имелось 80 инвалидов Великой Отечественной войны, из которых трудоустроено инвалидов 2-й группы - 12, 3-й группы - 62. Получили работу на следующих должностях [6, л. 31]:

Наименование должности

Количество работавших инвалидов

 1

военрук

2

 2

председатель сельского совета

6

 3

избач

3

 4

заведующий отделением райисполкома

3

 5

директор местной промышленности

1

 6

заведующий картографическим бюро

1

 7

инструктор райсовета ОСОВИАХИМА

1

 8

инструктор РК ВЛКСМ

1

 9

инструктор по заготовкам сельскохозяйственной продукции

1

 10

инструктор РС по организационным вопросам

1

 11

заведующий хозяйством

3

 12

бухгалтер

2

 13

директор заготовительных контор

4

 14

налоговый инспектор Районного финансового отдела

2

 15

начальник сельского почтового отделения

2

 16

председатель колхоза

1

 17

чернорабочий

20

В Борзинском районе из общего количества инвалидов войны – 254 человека: 1-й группы - 4, 2-й группы - 61, 3-й группы - 189, трудоустроено из них 196 инвалидов 2-й и 3-й групп [6, л. 31].

В Чернышевском районе на 1945 г. проживало 328 инвалидов Великой Отечественной войны, в том числе 1-й группы –2 человека, 2-й группы – 106, 3-й группы – 320 человек, из них было трудоустроено 2-й группы – 15 и 3-й группы – 219 инвалидов [5, л. 55].

В Тыгдинском районе из проживавших в нем 310 инвалидов Великой Отечественной войны было трудоустроено 214 инвалидов 3-й группы и 30 человек 2-й группы, не работали 6 человек 1-й группы, 5 инвалидов 2-й группы и 5 человек 3-й группы [6, л. 41].

По данным Петровск - Забайкальского городского комитета помощи раненым, в июле 1945 года на учете в горсобесе состояли инвалиды Великой Отечественной войны: 1) рядового и сержантского состава - 362 человека, из которых 1-й группы - 1, 2-й группы - 76, 3-й группы - 281. Трудоустроено: 2-й группы - 12 человек, 3-й группы- 281 человек. 4 человека инвалидов войны 3-й группы от трудоустройства категорически отказались.

2) Офицерского состава 34 человека: 2-й группы - 6 человек, 3-й группы - 28. Из них трудоустроено 28 человек. 6 человек инвалидов войны по состоянию здоровья к работе были на момент проверки не способны, так как им требовался отдых и лечение [6, л. 44].

На 1 июля 1945 г. в Агинском округе насчитывалось 351 инвалид Великой Отечественной войны, из них 304 человека работали. 38 человек работали в золотой и вольфрамовой промышленности, из них 21 инвалид - рабочими, инженерно-техническими работниками - 3, служащими - 15. В сельском хозяйстве работали 133 инвалида: рядовыми колхозниками - 75, председателями колхозов - 16, счетоводов - 10, бригадиров - 35. В учреждениях организациях и предприятиях работали 137 человек: 55 - чернорабочими, 82 – служащими [6, л. 54].

В Шилкинском районе на 6 июля 1945 г. насчитывалось 654 инвалида Великой Отечественной войны. Из них 604 обучалось и работало: в сельском хозяйстве - 243, советских учреждениях и прочих организациях - 115, государственной промышленности и кооперации - 288 человек, а так же обучалось 15 человек. Ряд инвалидов занимали руководящие должности. Так, 10 человек были председателями колхозов, 9 - счетоводами колхозов, многие работали бригадирами и животноводами. В промышленности 11 человек работали инженерно-техническими работниками, 65 человек – служащими [6, л. 42].

В Усть-Карском районе в это же время проживало 196 инвалидов войны. Из них работало в колхозах: 2-й группы - 1 человек, 3-й группы - 12 человек. Кроме того работали служащими в учреждениях 3 инвалида 2-й группы и 58 инвалидов 3-й группы; инженерно-техническими работниками 7 инвалидов 3-й группы; рабочими на хозяйственных работах: 2-й группы - 8, 3-й группы - 27 человек. Не работало 44 человека. В большинстве они находились на излечении [6, л. 58].

По данным Хилокского районного комитета ВКП (б) на первое полугодие 1945 г. в районе проживало 399 человек инвалидов Великой Отечественной войны, из них офицерского состава - 38 человек, рядового и сержантского состава - 361 человек, в том числе инвалидов 1-й группы - 5, инвалидов 2-й группы - 122, инвалидов 3-й группы - 272. Удалось устроить на работу: инвалидов офицерского состава - 30 человек, рядового и сержантского состава инвалидов 2-й группы - 32 человека, 3-й группы - 270 человек. На надомной работе в местной промышленности было занято 5 человек. Создано комиссий по трудоустройству - 37, при сельских советах - 21. Произведено обследование 177 хозяйств [6, л. 34].

За тот же период времени в Тунгиро-Олекминском районе насчитывалось 20 инвалидов Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов 2-й группы - 5, инвалидов 3-й группы – 15 человек, из них работали 18, не работали 2 человека, один из которых находился на излечении в г. Чита. 70 % работающих инвалидов находились на руководящих должностях: И.С. Сувалов, бывший до войны счетным работником, стал председателем РАЙПО. П.Д. Суслов, работавший до войны инкассатором государственного банка, стал заведующим районным торговым отделом. Сергушев, находившийся до войны на низшей счетной работе, стал главным бухгалтером РАЙПО, бывший рыбак И. С. Якимов работал заведующим отделом РАЙПО, охотник И. П. Габышев стал председателем сельского совета [5, л. 39].

В Карымском районе на 8 июля 1945 года было еще не трудоустроено 23 человека, большинство из них находились на лечении. Но существовали и такие, которые, несмотря на ряд проведенных с ними бесед к работе не приступили и продолжали заниматься спекуляцией. Среди них Пакулов и Видковский. Из числа трудоустроенных в советских учреждениях работали 116 человек, в сельском хозяйстве 94 человека, в организациях промышленности и транспорта 144 человека [6, л. 43].

Всего по г. Чита на июль 1945 г. состояло на учете 408 инвалидов Великой Отечественной войны. Из них работали 312 человек. 126 инвалидов войны работали на следующих предприятиях: мастерские КОЭ, артель «17 лет Октября», Хлебозавод, гидромехслужба, электромеханические мастерские [1, л. 180].

Наименование должности

Количество работавших инвалидов

 1

Административно-хозяйственный работник

7

 2

Сапожник

19

 3

Техник-конструктор

1

 4

Горный инженер

2

 5

Техник-строитель

2

 6

Преподаватель

6

 7

Кузнец

2

 8

Радист

2

 9

Служащий

78

 10

Портной

5

 11

Чертежник

1

 12

Инструктор

2

 13

Помощник прокурора

1

 14

Шорник

1

 15

Геолог

1

 16

Инженер-землеустроитель

1

 17

Музыкант

1

 18

Киномеханик

1

 19

Экономист

1

 20

Рабочий

87

 21

Штамповщик

1

 22

Слесарь

9

 23

Столяр

10

 24

Нормировщик

1

 25

Электромонтер

1

 26

Повар

1

 27

Токарь

1

 28

Сторож

3

По обследованию предприятий Читинского района было выяснено, что на август 1945 г. в артели «17 лет Октября» работало 18 инвалидов, в том числе один 1 группы, два 2 группы, пятнадцать 3 группы [1, л. 82]. В мастерских КЭО работало 76 инвалидов третьей группы. От квалификации зависела оплата труда и составляла от 300 до 500 рублей.

Наименование должности

Количество работавших инвалидов

 1

слесарь

9

 2

сторож

13

 3

штамповщик

2

 4

счетовод-бухгалтер

1

 5

столяр

13

 6

станочник

3

 7

электромонтер

1

 8

Начальник кадров

1

 9

табельщик

1

10

Заведующий складом

2

 11

завхоз

1

 12

комендант

1

 13

рабочий

28

На Читинском Хлебозаводе работало 32 инвалида войны, по следующим специальностям: один главный бухгалтер, токарей 9 человек, охранников – 6, слесарей – 3, печников – 1, заведующий кладовой – 1, рабочих – 3, возчиков – 6 [1, л. 83].

В своей практической работе инвалиды достигали хороших показателей. В частности, председатель колхоза имени Молотова Дульдургинского района Шойдоков, председатель колхоза имени Кагановича Могойтуйского района Бородиев. Их колхозы выполнили государственный план развития животноводства: 1) по КРС - 118%, 2)по лошадям - 117%, 3) по овцам и козам - 147%, 4) по верблюдам - 102%, 5) по свиньям - 235 %, 6) по весеннему севу - 102%. Колхоз имени Кирова Харашибирского сельсовета Могойтуйского района под руководством инвалида Великой Отечественной войны Ринчинова Далсана выполнил план: 1) по лошадям - 108 %, 2) по КРС - 119%, 3) по овцам и козам - 13, 5%, 4) по свиньям - 140 %, 5) по верблюдам - 98,3 % [6, л. 55].

Органы государственной власти и управления автономных республик, краев, областей, районов (по предоставлению органов социального обеспечения) ежегодно утверждали планы мероприятий по трудовому устройству и материально бытовому обслуживанию инвалидов, которые имели обязательную силу для всех предприятий, организаций, учреждений расположенных на территории данного Совета, независимо от их ведомственной подчиненности. Лица, направленные туда для трудоустройства, принимались на работу в соответствии с указанными в плане должностью, профессией или местом работы, условиями труда и его оплаты. При этом руководители предприятий и организаций были обязаны создавать необходимые условия для работы инвалидов путем организации отдельных участков, а там где это было возможно и отдельных цехов.

Для более планомерной и комплексной организации работы по трудоустройству инвалидов при исполкомах Советов народных депутатов создавались междуведомственные комиссии с участием представителей профсоюзов и предприятий. Эти комиссии предварительно рассматривали планы трудового устройства, организовывали учет неработающих инвалидов, оказывали им помощь в трудоустройстве, рассматривали предложения предприятий по использованию труда инвалидов, организовывали контроль за фактическим состоянием трудового устройства.

Например, такая комиссия по трудоустройству, трудовому обучению и материальному обслуживанию инвалидов Великой Отечественной войны была создана в Центральном районе г. Читы, ее председателем был Мациевский. Согласно плану комиссия проводила обследования инвалидов, устанавливала степень нуждаемости и принимала соответствующие меры. С инвалидами проводились индивидуальные беседы на тему трудоустройства и трудового обучения [6, л. 44].

Для успешного решения проблем трудоустройства инвалидов с неполной потерей трудоспособности принципиальное значение придавалось непосредственной организации их труда. Наукой и практикой выделяются три основных элемента: организация рабочего места, условия труда, нормирование, которые в совокупности оказывают влияние на состояние здоровья работающих инвалидов и эффективность их реабилитации.

Ежеквартально по партийной линии собирались данные о работе районных комитетов «помощи бойцам и офицерам Красной армии», районных комитетов ВКП (б), комиссий по трудоустройству. При исследовании докладов можно выявить следующие недостатки их работы: райсобесы трудоустройством инвалидов занимались мало, часто у них не имелось ни точных данных о трудоустройстве инвалидов Великой Отечественной войны, ни заявок о необходимом количестве работников, они очень мало занимались проверкой условий работы инвалидов на предприятиях, созданием им должных условий на работе. Имело место неправильное определение группы инвалидности при прохождении комиссии ВТЭК [5, л. 5-6].

Немаловажное значение имела работа комиссий по проверке производственных условий на предприятиях. Согласно протоколам заседания областной комиссии по трудоустройству и органов соцобеспечения, регулярно проводились обследования материально-бытовых и производственных условий инвалидов Великой Отечественной войны, как на дому, так и на предприятиях.

В 1944 году при проверке были выявлены факты, когда руководство некоторых предприятий не создавало инвалидам соответствующих условий для работы на производстве. Например, на Читинском мясокомбинате инвалиды Великой Отечественной войны привлекались к сверхурочной работе. В артели «17 лет Октября» в г. Чита работавшие в сапожном цехе инвалиды не обеспечивались инструментами. В Сретенском районе инвалиды Муратов и Загибалов, работавшие ночными сторожами не были обеспечены теплой одеждой и обувью [3, л. 2].

За первое полугодие 1945 г. было обследовано 17 предприятий г. Читы и персонально 926 человек. Обследование показало, что ряд предприятий проявлял должную заботу об инвалидах. К таким относились ПВРЗ, ст. Чита-1, шубзавод, мелькомбинат и др., где всех работающих инвалидов обеспечили земельными участками под огороды, семенами картофеля, неплохо организовано их питание, нуждающиеся обеспечиваются промтоварами. Вместе с тем, некоторые руководители безответственно относились к запросам инвалидов и не заботились об улучшении их быта (мясокомбинат, Вагонное депо) [5, л. 40].

Проводимые в СССР мероприятия по совершенствованию организации труда в народном хозяйстве создавали, в частности, и благоприятные возможности для улучшения практики организации труда лиц с пониженной трудоспособностью. Особое значение в этой связи приобретала система аттестации и рационализации рабочих мест в промышленности, посредством которой достигалось их соответствие требованиям научной организации труда, выявлялись резервы для дальнейшего роста производительности труда.

Аттестация рабочих мест предполагала: комплексную оценку каждого рабочего места на его соответствие нормативным требованиям и передовому опыту, охватывающую технико-технологический уровень рабочего места, организационно-экономический уровень, условия труда и техники безопасности; выявление рабочих мест, которые либо соответствовали установленным требованиям, либо требовали соответствующей модернизации, либо те, которые нерационально усовершенствовать вследствие их неэффективности; проведение технико-экономического анализа характеристик рабочих мест и выработка решений о рационализации, сокращении или продлении эксплуатации рабочего места (с определением направлений этой работы и сроков рационализации).

При проверке производственных условий на предприятиях, проведенной в Карымском районе 17 февраля 1945 г., было выявлено значительное количество серьезных нарушений. Особенно серьезные недостатки были вскрыты в «Оловотрассе Дарасун», где имелись факты снятия с работы инвалидов за то, что они не выполняли заданий, которые они в силу физических недостатков и не могли выполнить. «Золототранс» не обеспечивал спецодеждой инвалидов, работавших в сапожной мастерской. Питание инвалидов войны организовано было плохо [5, л. 43].

В июле 1945 года в Карымском районе вновь проводилась проверка по трудоустройству и обслуживанию. Особо серьезные недостатки были вскрыты в Оловотранс-Дарасун. После вынесения предупреждения и проведения совещаний партийных и хозяйственных руководителей, было проведено при райцентре совещание с привлечением инвалидов по вопросам их трудоустройства, в результате ряд инвалидов 2-й группы пришли на работу, например, Безрученко, Белоусов, Слободченко.

По Черновскому районному отделу соцобеспечения состоящие на учете инвалиды Великой Отечественной войны трудоустраивались по направлениям райсобеса. Велись наблюдения за трудоустроенными путем обследования их материально-бытовых условий (для этого создавались специальные комиссии). В 1945 г. было обследовано 8 предприятий с 88 работающими.

Выявление и оценка соответствия рабочего места предъявляемым при этом санитарно-гигиеническим требованиям, психофизиологическим и функциональным возможностям инвалидов и других лиц со сниженной трудоспособностью позволяли обеспечить рациональное трудоустройство указанных лиц и профилактику инвалидности.

Контроль за обеспечением условий труда инвалидов, в том числе условий, предусмотренных трудовыми рекомендациями, был возложен на органы социального обеспечения, врачебно-трудовые экспертные комиссии, соответствующие лечебно-профилактические учреждения, профсоюзные органы. При выявлении нарушений условий трудового устройства инвалидов указанные органы были обязаны принимать меры к их устранению, добиваясь от руководителей организаций соблюдения установленных правил трудоустройства.

Необходимо отметить, что в работу исполкомов местных Советов, их комиссий по здравоохранению и социальному обеспечению, профсоюзных органов была внедрена практика систематического заслушивания отчетов руководителей предприятий о состоянии трудового устройства и соблюдения трудовых рекомендаций, устанавливаемых для инвалидов. С неработающими инвалидами проводили беседы, тех же, кто отказывался работать, лишали пособий и пенсии, как не желающих трудиться [6, л. 3].

Немаловажное значение имели выездные заседания ВТЭК непосредственно на предприятиях, как для освидетельствования инвалидов, так и изучения производственных условий для и состояния их трудового устройства. При этом выяснялась необходимость в уточнении трудовых рекомендаций, потребность в перемещении инвалидов по работе, дальнейшем повышении их квалификации либо обучении новой профессии и в осуществлении других мер по улучшению трудоустройства.

Тех, кто физически не мог трудиться на предприятии, устраивали в надомные артели. Например, из докладной записки Нюкжинского райкома видно: из 25 человек инвалидов Великой Отечественной войны (2-й группы - 2 человека, 3-й группы - 23 человека) работали все за исключением Шубина Г.А., слепого, и тот занимался на дому сапожным делом [5, л. 32]. Таким образом, не работали лишь находящиеся на излечении и те, кто не могли работать с «острым» диагнозом.

Преимущества надомных видов труда состояли в том, что они позволяли создать условия для трудовой деятельности лиц, которые по состоянию здоровья лишены возможности работать в обычных производственных условиях. Выполнение работы на дому позволяло устанавливать индивидуальный ритм работы, не связано с постоянными поездками на работу, существенно ограничивают влияние климатического фактора и т.д.

Принципы надомного труда характеризовались с одной стороны, равенством трудовых прав надомников со всеми рабочими и служащими, а с другой - надомникам предоставляли определенные льготы и преимущества. Исходя из этого, на них распространялось трудовое законодательство, они пользовались ежегодным (основным) отпуском. Труд надомников оплачивался по сдельным расценкам за фактически выполненную работу или произведенную продукцию. Конкретный вид работы для надомников избирался с учетом их профессиональных навыков и состояния здоровья (в том числе рекомендаций ВТЭК). В системе местной промышленности на специализированных мероприятиях, применяющих труд инвалидов, работающим на дому инвалидам, сырье и материалы доставляли на дом на транспорте предприятия и за его счет. Для них организовывалось бригадное ученичество, а для лиц, которые по состоянию здоровья не могли обучаться таким путем, администрация организовывала индивидуальное обучение на дому. Но, несмотря на то, что опыт организации труда надомников был накоплен не малый, большого распространения он не получил.

Существенным недостатком в организации трудового устройства инвалидов Великой Отечественной войны являлось то, что в большинстве районов области надомные работы не были организованы. Кроме того, имелись факты, когда руководители хозяйственных предприятий и учреждений не создавали необходимых условий инвалидам для работы на производстве (Читинский мясокомбинат, артель «17 октября» и др.) [4, л. 110].

Работа по трудоустройству инвалидов войны была возложена и на Читинский областной кооперативный союз, который по решению обкома ВКП (б) был обязан трудоустроить за первое полугодие 1945 г. 250 человек. Кроме того, кооператив занимался организацией надомной работы инвалидов Великой Отечественной войны. Надомной артели при Читинском областном кооперативном союзе не было, поскольку ее организация связывалась с оборудованием и инструментами - сапожным и портновским, как наиболее приемлемым для труда на дому. На первое полугодие 1945 г. было трудоустроено 44 человека, часть из них на руководящую работу [5, л. 30].

Так государство пыталось способствовать адаптации инвалидов Великой Отечественной войны к мирной жизни путем включения их в активную трудовую деятельность. Вообще Советское государство придавало большое значение трудовой деятельности инвалидов Великой Отечественной войны. Это следует из количества партийных и общественных организаций, занимающихся проведением и контролем трудового обучения инвалидов, их трудоустройством, а так же контролем условий труда на предприятиях. Огромное внимание уделялось учету точного количества инвалидов Великой Отечественной войны, определению группы инвалидности, согласно которой определялись условия труда, сроки лечения, вид занятости. Важное место в системе трудоустройства имели надомные виды работ.

Таким образом, по отношению к инвалидам трудоустройство является одним из видов социального обслуживания, способствующим в частности, восстановлению утраченной трудоспособности, приспособлению в связи с этим к новым условиям труда или приобретению новых навыков к труду, укрепляющим здоровье и вселяющим в человека уверенность в своей полезности обществу.

Использование исторического опыта социальной реабилитации инвалидов войны в 1941-1945 гг. может способствовать разработке программы социальной политики государства, способствовать созданию условий для адаптации к мирной жизни инвалидов в России, одним из пунктов которой должен стать пункт о профессиональном устройстве инвалидов. Это даст им возможность влиться в общество наиболее безболезненно, в качестве его равноправных членов. Выбор профессии должен быть обусловлен потребностью общества в специалистах данной отрасли, для чего необходимо проведение статистического анализа.

Помощь в трудоустройстве инвалидам войны, а так же работа специальных комиссий по проверке условий труда инвалидов на предприятии, постоянный контроль материально-бытовых и производственных условий будут важным шагом в реабилитационной политике и дадут инвалидам войны возможность жить обычной жизнью, не чувствуя себя выброшенными на ее обочину.

Литература

  1. Государственное казенное учреждение «Государственный архив Забайкальского края» (ГКУ ГАЗК), ф. П-2, оп. 7, д. 1
  2. ГКУ ГАЗК, ф. П-3, оп. 1, д. 1690
  3. ГКУ ГАЗК, ф. П-3, оп. 1, д. 1991
  4. ГКУ ГАЗК, ф. П-3, оп. 1, д. 1935
  5. ГКУ ГАЗК, ф. П-3, оп. 1, д. 2180
  6. ГКУ ГАЗК, ф. П-3, оп. 1, д. 2184
  7. ГКУ ГАЗК, ф. П-45, оп. 1, д. 188
  8. Забайкальцы - герои Отечества: к 60-летию Великой Победы. - Чита: ЗабГГПУ, 2005. - 244 с.
  9. История Советского рабочего класса. В 5 т. Т.3: Рабочий класс СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. / Под ред. А.В. Митрофанова. - М.: Наука, 1984. - 588 с.
  10. Постановление СНК СССР от 6 мая 1942 г. «О трудовом устройстве инвалидов Великой Отечественной войны» // Возвращение к трудовой деятельности инвалидов Отечественной войны: Сборник постановлений и инструкций. / Сост. Н. М. Ободан. - Ленинград: Газ.-журн. и кн. изд-во, 1943. - 120 с.
  11. Фогель Я.М. Социальное обслуживание инвалидов. М.: Юридическая литература, 1986. – 176 с.
  12. Читинская область (1941-1945 гг.): сборник документов и материалов. / Под ред. Мерцалова В.И.. – Чита, 2005.-660 с.
  13. Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: в 4 т. т. 1: Общий очерк. / Гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. - Новосибирск: Наука, 2002 - 302 с.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top