Алексенко А.А.

Введение

Великая Отечественная война в истории России советского периода — событие, выявившее самые глубинные качества советского народа, выражающие его сущностные черты: высокую гражданственность, патриотизм, стойкость, воинскую доблесть, трудолюбие. Она оставила глубокий след в истории нашей страны и нашего народа. Наверное, нет ни одой семьи, где бы ни помнили и ни чтили память об этой страшной войне.

Сталинград, такое название носил наш легендарный город в годы Великой Отечественной войны, занимает особое место в истории. Когда речь идет о Сталинграде, то на переднем плане всегда великое сражение, положившее начало коренному перелому в войне. И это правильно. Это великая правда, требующая самого тщательного изучения и исторического осмысления. Но рассматривать Сталинград преимущественно лишь в этом ключе — значит, не сказать о трудовом вкладе жителей Сталинграда, о мирном населении, их трудностях, которые они с достоинством переносили. В преддверии годовщины войны нам показалось интересным вновь обратиться к страницам нашей истории. Трагедия мирного населения и, в первую очередь детей, переживших битву, мало описана. Интерес к ней заметно возрос только в последнее время. Свидетельство тому созданная в 1991 г. Ассоциация «Дети военного Сталинграда». Большую работу ведут члены этой организации и научные сотрудники Музея-панорамы «Сталинградская битва» по восстановлению исторической справедливости. Подняты тысячи документов, писем, фотографий. Наша гимназия уже более 20 лет активно сотрудничает с Красноармейским отделением Ассоциации «Детей военного Сталинграда» и её руководителями: сначала Мазур Галиной Александровной, а сегодня Трофимовой Раисой Андреевной. Первой и главной целью создания ассоциации, по словам Раисы Андреевны, с которой нам удалось побеседовать, было патриотическое воспитание молодёжи: встречи, рассказы, уроки мужества в школах и детских садах, а вторая – это забота и помощь детям той войны, пережившим Сталинградскую битву и вынесшим на своих хрупких плечах совместный труд победы. Это сотрудничество, совместные праздники и мероприятия ещё и ещё раз показывают нам, как мало мы знаем о том, что пришлось пережить детям той страшной войны. В архивах нашей гимназии хранятся ценнейшие интервью детей и подростков войны, которые принимали в ней непосредственное участие. За основу нашей работы мы взяли интервью Пчёлкина Ивана Николаевича (4 октября 1923 г. – 26 апреля 2007 г.), очевидца и участника войны, записанное на аудионоситель в 2005 г., которое больше других поразило своим содержанием, но долгие годы пролежало невостребованным.

Таким образом, актуальность темызаключается в том, что спустя 71 годсо дня победы в Сталинградской битве и почти 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне, всё меньше становится очевидцев тех событий. Память – главный воспитатель наших душ, который сможет уберечь человечество от новых ошибок. Поэтому важно сохранить каждую крупинку памяти об этой войне.

Цель работы: на основе воспоминаний участников и детей войны показать, какой её увидели дети и подростки Сталинграда.

Задачи:

  • изучить литературу, рассказывающую о событиях Сталинградской битвы Великой Отечественной войны
  • оценить положение детей во время Сталинградской битвы
  • записать и проанализировать воспоминания очевидцев и участников войны.

Методы исследования:

- изучение литературы о военных действиях в нашем крае;

- работа с архивными документами;

- анализ воспоминаний очевидцев войны детского возраста.

Предметом исследования данной работы стала война, какой она осталась в памяти жителей, объектом – Красноармейский район г. Волгограда

Новизна работы заключается в том, что авторы, при изучении представленной проблемы, провели многочисленные встречи с ветеранами войны, детьми военного Сталинграда, их родственниками, т. к. на сегодняшний день живых участников того времени становится всё меньше и меньше.

Трудовой героизм населения города, в котором мы выросли и живём, находит своё воплощение во многих научных трудах. Особенно хочется выделить труд академика А.М. Самсонова «Сталинградская битва», который и по сей день считается фундаментальным трудом по истории Сталинградской битвы.[1] Среди вышедших в последнее время книг выделяется сборник документальных материалов «Сталинградская битва», подготовленный авторским коллективом Министерства обороны РФ под руководством генерал-лейтенанта В.А. Жилина.[2]

Историография Великой Отечественной войны, и Сталинградской битвы в частности, довольно многочисленна. Продолжающееся изучение Сталинградской битвы, появление в последние годы новых документов и мемуарных свидетельств расширило базу исторических исследований, дало возможность существенно дополнить представления историков о характере и ходе военного противоборства на советско-германском фронте летом 1942 – зимой 1943 года, а также о трудовом подвиге тружеников тыла. Данная проблема находит свое отражение в трудах В.В. Каменова «Жизнь моего поколения. Фроловские ветераны: воспоминания, очерки»-
книга об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла — жителях г. Фролова Волгоградской области. [3]

В меньшей степени освещается труд женщин и подростков в период Сталинградской битвы. Многих из тех, которые сражались на полях сражений в годы Великой Отечественной войны, сегодня уже нет в живых. Но остаются дети военного Сталинграда, которые олицетворяют живую историю войны, о которой нам не стоит забывать. Данная работа основана на воспоминаниях живых свидетелей той эпохи, жителей Сталинграда. Использование ранее закрытых документов дает возможность не только внести уточнения в устоявшиеся представления о былых делах и событиях, но и открывает возможность изучить ранее по-настоящему нечитанные страницы истории нашего края.

Без всей правды событий невозможно понять, осознать величие подвига, совершённого советским народом, в том числе и детьми, в годы Великой Отечественной войны.

Глава 1. Дети в военном Сталинграде

Как и для всего советского народа, война началась для сталинградцев 22 июня 1941 года. Враг находился ещё далеко, но война не давала забыть о себе. Для нашего родного Красноармейского района, который с 1934 г. входил в состав Кировского, черным днем стало 9 августа 1942 года. Уже с конца июля немецкие разведывательные самолёты стали регулярно облетать Красноармейск, 29 июля первой бомбежкой стал налет на завод судоверфь, 8 августа на железнодорожную станцию Сарепта, что нарушило железнодорожное сообщение юга города с центром. Но в воскресенье 9 августа, когда всё население, включая эвакуированных, съехалось на красноармейский рынок, в 10 часов утра немцы совершив налёт стали вероломно сбрасывать бомбы в самое скопление людей – на рынок и жилые кварталы. В результате этих бомбёжек было много погибших и раненных, среди них 73 ребенка [13, с. 6-11]. В центр Сталинграда война ворвалась так же внезапно, 23 августа 1942 года. Еще накануне жители слышали по радио, что бои идут на Дону, почти за 100 километров от города. Работали все предприятия, магазины, кинотеатры, детские сады, школы готовились к новому учебному году. Но в тот день, пополудни, все в одночасье рухнуло. Это был такой налет, какого никогда ещё не было. Всё небо было покрыто самолетами. Кругом пожары, кругом горит, невозможно ходить по улицам. Дети и женщины метались, не зная куда бежать. Повсюду трупы [10, с. 29-30]. По подсчетам в Сталинграде во время бомбежек находилось около 6 тыс. детей. Массированная бомбардировка продолжалась до 29 августа. Под бомбами погибло более 40 тыс. сталинградцев. Задача эвакуировать из Сталинграда все население не ставилась. Чисто гуманитарной акцией была только эвакуация детей, потерявших родителей. Осиротевших детей было очень много – большинство семей в Сталинграде являлись многодетными [8, с. 133]. Были разные судьбы. Одни семьи смогли переправиться по бушующей от взрывов Волге, другие остались в подвалах и земляных «щелях» на той узкой полосе земли, которую героически отстаивали защитники Волжской твердыни. Бои шли на улицах Сталинграда. Во дворах – окопы и траншеи, в руинах и подвалах – огневые точки. И жители, среди которых было много детей, запомнили не только самоотверженность солдат, сражавшихся за каждый метр сталинградской земли, но и их милосердие. Каждый, кто укрывался тогда в убежищах, познал вкус солдатской каши и мёрзлого хлеба, доставленного на передний край. Только солдатская доброта и сострадание спасали жителей в городе, ставшим фронтом [12]. Но в дни боёв в Сталинграде многие десятки тысяч мирных жителей оказались на оккупированной врагом территории. С беспощадной жестокостью немецкие солдаты выгоняли людей из родных мест и бесконечными колоннами гнали по степи. Им приходилось пить воду из луж, питаться обгорелыми колосьями. Как ни малы были дети, попавшие в фашистский плен, но на всю жизнь остался в их памяти тот пережитый ужас– только бы не отстать от колонны. Они видели, как немецкие конвоиры расстреливали отставших. По сохранившимся документам за время всей Сталинградской битвы установлено и заактировано злодеяний над гражданским населением не считая военнопленных:

  1. Повешено – 108 человек.
  2. Расстреляно – 1744 человека.
  3. Совершено насилий и пыток – 15898 человек.
  4. Уведено в немецкое рабство – 64 224 человека.
  5. Погибло от бомбардировок и артиллерийских обстрелов – 42797 человек [10, с. 7].

Народный призыв «Все для фронта, все для победы над врагом!» объединил взрослых и детей. Дети быстро повзрослели, работали наравне с взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт. Так, 360 тысяч учащихся 8-10 классов пришли на производство во второй половине 1941 года. Нагрузка была чудовищна. Кроме основной работы, подавляющее большинство детей трудилось по мобилизации на непосильных, сверхурочных работах. Они заготавливали топливо и продовольствие для фронта и тыла, вручную разгружали многотонные составы с каменным углем, вагоны с ранеными, возводили оборонительные сооружения, дежурили в госпиталях. К январю 1942 года 195 тысяч детей и подростков трудились над сооружением оборонных рубежей. Работали в напряженной военной обстановке в дождь, метели и в сильные морозы, доходившие до 38 градусов. Улицы Сталинграда обезображены щелями общей длиной 174 тысячи метров. В Дзержинском районе юные сталинградцы принесли три тысячи мешков с песком для укрепления щелей. Школы города с началом войны оказались в трудном положении. В них размещались эвакуированные семьи, воинские части, госпиталя, беженцы. Усилия учителей направлялись на то, чтобы дети учились. Занятия переносились на квартиры, в подвалы и в бомбоубежище. Школы работали в три смены. Не хватало учителей. В школах не топились печи. Неприспособленные помещения промерзали, стояла лютая стужа [11, с. 27-45]. Много горя пришлось пережить всем, оказавшимся на Сталинградской земле в те страшные дни, прежде чем эта битва ценой нечеловеческих усилий стала победной и решительно изменила положение на советско – германском фронте [16, с. 5].

Глава 2. Пчёлкин Иван Николаевич и его судьба

Великая Отечественная война - событие всемирно-исторического масштаба. Самая кровопролитная в истории нашего государства война отразилась на судьбе, как всей страны, так и каждого человека в отдельности. Она оставила неизгладимый след в сознании многих людей, стала для них важным событием личной биографии, разделив жизнь на периоды «до» и «после». И яркий тому пример 17-летний мальчишка Ваня, чьё детство и юность закончились сразу после выпускного бала…

Интервью 12 марта 2005 г. взял

ученик 3 «А» класса гимназии № 6 Попов Демьян у своего прадедушки Пчёлкина Ивана Николаевича 1934 года рождения.

«Родом я из Калининской области (ныне – Тверская). Семья у меня была большая, 6 детей. Я – старший ребенок. В армию пришлось идти рано – еще не было 18 лет. Закончил 10 классов, 19 июня у нас был выпускной, а 22 июня война началась. А через 10 дней меня призвали в армию. Мне повезло, что в 41 году я на фронт не попал. И помогло мне только среднее образование: нас сделали 2 роты кандидаты в военное училище. Набрали курсантов. Я попал в воинское пехотное училище Саратовской обл. Проучился там 6 месяцев. А потом нас отправили на фронт. О судьбе своей семьи я узнал уже много позже. Младший мой брат умер от дизентерии в оккупации. Зина, еще одна младшая сестра была в Ленинграде няней у ребенка какого-то военного. Во время войны она с этим ребенком вернулась сюда (в Сталинград). Начала работать разведчицей. Потом работала сварщицей, а после – даже крановщицей.

Местных захватывали немцы. А когда отступали, и отца, и мать, и других родственников немцы забрали с собой под город Ржевск. Там отца забрали в концлагерь. При попытке к бегству немцы расстреляли моего отца на проволочном заграждении. А мать после этого из-за недостаточного питания заболела тифом. Так и остались еще 3 моих младших братьев и сестер. Они пошли в немецкую комендатуру. 10-летнего брата забрали в лагерь для военнопленных. А 2-х младших сестер увезли куда-то на товарном поезде. Сестру Надю отправили в Германию. Она была в лагерях до конца войны. А Нину немцы определили в какой-то приют.

Первое время, конечно, боялись, прятались, но с опытом это все прошло. Появилась храбрость, отвага. Никто не надеялся остаться в живых. Жили одним днем, одним часом.

На войне я был 2-жды ранен. Оба ранения тяжелые. В 1942 году – под Сталинградом, в совхозе Паншино. Я был рядовым солдатом, 2-м номером бронебойщиком противотанкового ружья. Немцы форсировали реку Дон. Но продвинулись на малое расстояние. Наша задача была отбросить их на противоположный берег. Ночью неожиданно со всех сторон начался огонь трассирующими пулями. Мы отползли на 100 метров назад. Стали окапываться. Немцы пускают ракету – мы ложимся на землю. Как стихает – продолжаем копать. В один из таких случаев я не успел лечь. Ракета где-то сзади ударила. Мне что-то в бок попало. Я упал. Вдохнуть могу, а выдохнуть нет. Меня оттащили назад, положили на плащ-палатку. Я потерял сознание. Однажды мне показалось, что кровь течет у меня изо рта, думаю – конец мне. Оказалось, это плащ-палатка – не пропускает влагу. Кровь из ранения просто подтекла ко рту. Потом ко мне подошел мой товарищ, перевязать меня. Посмотрел на рану и говорит: «У тебя весь бок разворотило!». На самом же деле это была просто спекшаяся кровь, просто в темноте ни чего не было видно. На рассвете ко мне подошел фельдшер. Спросил, что со мной. Он посмотрел, сказал, что вовсе там не бок, что рана у меня выше намного. Перевязал туго, и мне стало полегче. На следующий день меня отправили в Иловайск, там сделали операцию. Потом повезли в Камышин, в госпиталь. Через некоторое время – отпустили обратно. Двигаться нам приходилось в Саратов только днем, т.к. топили печь углем – чтоб не демаскировать позиции. Мне не было и 19 лет тогда.

Меня отправили в дальний тыл, как требующего длительного лечения. Направили меня в Омск. В начале декабря выписали. Какой-то капитан меня вызвал и предложил пойти в артиллерийское училище. В городе Томске я выучился 1 год в училище. Мне присвоили звание младшего лейтенанта. Я попал на 2-й Украинский фронт. А через неделю началось наше наступление под Звенигородской школой. Так я и прошел всю Украину, форсировал Днестр, прошел Молдавию. 3 месяца мы стояли в обороне под Яссами. Потом была знаменитая Ясско-Кишиневская операция. Я был командиром взвода.

В Чехословакии бои были за каждую деревню. Мы брали каждый день чуть ли не по одной деревне. Второй раз был ранен уже в Чехословакии перед концом войны – 14 марта 1945.

После второго ранения я пролежал полгода в госпитале в Венгрии, а потом опять попал в армию в Чехословакию. А потом по замене в начале 50-х попал я в Калининград. В Калининграде прослужил еще 5 лет. После была демобилизация. Я попал под нее. Я остался в Калининграде. Проработал там 5 лет. А затем вернулся в Сталинград.

О наградах могу сказать: у меня 2 ордена Красной звезды, орден Отечественной войны 2 степени, Медаль за боевые заслуги и еще 15 других наград».

Вот так просто, по-солдатски, без лишних подробностей рассказал Иван Николаевич о своём военном прошлом. О том, как почти сразу после школы попал на фронт. Как младший брат умер от дизентерии, другие братья и сестры были угнаны в Германию, отца расстреляли при попытке к бегству из концлагеря, а тяжело заболевшая мать умерла, спасая своих детей от холода и голода. Как сам, получив два тяжёлых ранения, прошел всю войну через Сталинград, Украину, Молдавию, Чехословакию, Калининград. Но что кроется за этими словами человека, который фактически ребёнком попал в эту страшную мясорубку войны? Нам удалось связаться с родной племянницей Ивана Николаевича – Ниной Евгеньевной Горяйновой, 1952 года рождения. Она является дочерью той самой Зины, которая с 13 лет уехала работать няней в Ленинград, где пережив страшную блокаду была эвакуирована в с. Терновое Еланского района, а уже оттуда в Сталинград. Здесь в Сталинграде и нашёл её старший брат Пчёлкин Иван, приехал из Калининграда, устроился на завод Судоверфь и остался уже навсегда. После начались поиски остальных детей, чудом спасшимся из немецкого плена: брата Саши и двух сестёр Нади и Нины. Все они переехали в победный Сталинград, где вместе стали строить новую мирную жизнь. Что касается третьеклассника Демьяна Попова, взявшего интервью у своего прадедушки, то сейчас он проходит службу в Кавалерийском почётном эскорте Президентского полка, вдохновившись военными и жизненными подвигами своего прадедушки.

Глава 3. Фронтовая реликвия семьи Деды Анны, выпускницы Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №6 Красноармейского района г. Волгограда

В жизни семей есть вещи, которые передаются из поколения в поколение: дневники, письма, старинные иконы и т. д., они представляют ценность не столько тем, что они действительно дорого стоят, а тем, что они являются незабываемой памятью о каком-то знаменательном событии в жизни этой семьи. Эти вещи дорогого стоят. Нам хотелось бы рассказать об одной из семей Красноармейского района г. Волгограда, в которой тоже есть такие вещи. Одна из них хранит память о событиях Великой Отечественной войны.

Во время Сталинградской битвы прадедушка Деды Анны, выпускницы гимназии №6 Красноармейского района г. Волгограда - Деда Ананий Васильевич работал на Судостроительном заводе бригадиром путейцев. Вместе с бригадой он восстанавливал поврежденные пути. На заводе было два бронепоезда, которые двигались по железнодорожному пути между станциями Бекетовка и Чапурники. Они обстреливали немцев и доставляли на передовую боеприпасы. Это очень беспокоило фашистов, и они в дневное время обстреливали и бомбили железнодорожные пути. Бригада путейцев восстанавливала их, подвергаясь усиленной бомбардировкой и усиленным обстрелам противника. Малочисленная бригада путейцев, несмотря на неимоверные трудности, обеспечивала движение бронепоездов в ночное время.

Из рассказа самого прадедушки:

«Когда немцы близко подошли к Сталинграду, полетели самолеты, они первым делом начали бомбить завод. Руководство города приступило к эвакуации людей и оборудования в Сибирь. Первые бомбежки - было очень страшно, а потом вроде привыкли к ней. Бомбили станцию Сарепту, где было много эшелонов. В то время на заводе приходилось работать круглосуточно и делать все, что требовалось. Я работал бригадиром путейцев, стропальщиком, слесарем по ремонту пулеметов, танков. Когда пути были в порядке, нас посылали из завода на уборку трупов возле Тракторной Мечетки.

Однажды, не помню, в какое время, налетели три самолета и разбомбили путь в двух местах, которые идут на Чапурники. По этим путям ходил бронепоезд и вагоны, подвозившие боеприпасы на фронт, а с фронта - раненых и мертвых бойцов. Так как путь был необходим, нас попросили его исправить, так как в Сарепте путейцев не было (они были эвакуированы). В одном месте только одну рельсу повредили, а в другом - больше 20 метров. Там была большая воронка, ее надо было засыпать. А рельсы тянуть вручную.

За это время трижды возвращались самолеты, но путей больше не повредили. Но все же, как усердно мы работали. Ночью поезд пошел по пути от Бекетовки до станции Чапурники, и его надо было снабжать водой и углем. Привезенных бойцов мы отвозили в госпиталь, так как он был переполнен, их справляли в город Ленинск, мертвых хоронили…»

О работе на заводе во время воины написано в книгах Л.П. Овчинникова «Передовая начиналась в цехе» и П. Н. Федосеева « От речных барж до морских судов».

По окончанию Сталинградской битвы было принято решение перебросить катера волжской военной флотилии на реку Дон и далее на Черное море. Для этого нужно было построить железную дорогу от слива завода до станции Сарепта. Объем работ был очень большой, а работу нужно было закончить в кратчайшие сроки. Людей не хватало, поэтому в помощь путейцам была выделена бригада военнопленных немцев. Все они были очень ослаблены, находясь в окружении. Они работали в бригаде до 1946 года.

В память о совместной работе и хорошем отношении прадедушки Анания Васильевича один из немцев сделал портсигар. Это незамысловатая коробочка сделана из алюминия. На крышке портсигара выгравирована надпись: «НА ПАМЯТЬ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-45г. ДЕДА АНАНИЙ ВАСИЛЕВИЧ. СТАЛИНГРАД 1946» В надписи была допущена ошибка в отчестве. Этот немудреный портсигар Ананий Васильевич хранил как память о войне и совместной работе с немецкими военнопленными. За труд в Великой Отечественной войне он был награжден медалью «За трудовую доблесть», «За оборону Сталинграда» и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны». Медаль «За трудовую доблесть» была украдена.

Ананий Васильевич родился 10 марта 1914года и умер 9 января 2008 года в возрасте 94года. Он рассказывал своей семье о тех страшных моментах, и самое главное это то, что он помнил все те страшные бомбежки, взрывы и весь тот ужас битвы под Сталинградом. Семья гордится своим прадедушкой и сохраняет фронтовую реликвию.

Глава 4. Трудовое участие детей в период Сталинградской битвы

Накануне войны Сталинградская область являлась одним из важнейших военно-промышленных центров страны по производству качественных металлов, машиностроения, химии, вооружения, боевой техники и продовольствия. В области действовало 126 предприятий союзного и республиканского, 81 предприятие областного и районного подчинения.[4]Слишком много было секретного и в делах, и в производстве сталинградцев.

Война, которая сделала Сталинград основным местом военных действий, требовала кардинального изменения ситуации - мобилизации ресурсов на перевод экономики на военные рельсы. Многих историков мучает вопрос: «Почему Сталинградская битва?». Ведь никто не мешал гитлеровским войскам оставить город в осаде, перерезать коммуникации и наступать на Кавказ. Зачем было бросать сотни тысяч людей, в мясорубку, не совсем оправданную с военной точки зрения? Несомненно, Сталинград имел важное военно-стратегическое значение - это крупный транспортный узел, центр военной промышленности. Кроме этого, взятие города, носящего имя Сталина, имело громадное политическое и психологическое значение, как для СССР, так и для гитлеровской Германии.

Суровые условия военного времени требовали максимального вовлечения советских людей непосредственно в военное производство. Важным дополнительным источником рабочей силы для народного хозяйства являлась мобилизация населения, не занятого общественным трудом в городе и деревне. Президиум Верховного Совета СССР 13 февраля 1942 г. принял указ "О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве". Мобилизации подлежало трудоспособное городское население из числа не работающих в государственных учреждениях и предприятиях: мужчины в возрасте от 16 до 55 лет, женщины - от 16 до 40 лет. [5]Мобилизованные привлекались по месту жительства для работы на производстве и строительстве, в первую очередь в авиационной и танковой промышленности, промышленности вооружения и боеприпасов в металлургической, химической и топливной промышленности.

В 1942 г. Комитет по учету и распределению рабочей силы и его местные органы привлекли для работы в промышленности, строительстве и на транспорте 565,9 тыс. человек трудоспособного городского и 168 тыс. сельского населения, всего 733,9 тыс. [6]

В связи с тем, что основная масса трудоспособного мужского населения была мобилизована на фронт, то решение проблемы обеспечения промышленности постоянными кадрами потребовало резкого увеличения занятости в производстве женщин и подростков.

В годы войны и в послевоенный восстановительный период подростковый труд играл огромное значение. Борис Полевой, побывавший в дни Сталинградской битвы на Тракторном заводе, писал: "В одном из цехов идет горячая работа. Ремонтируются подбитые танки. Рядом с военными ремонтниками - рабочие и среди них подростки. Они работают молча, сосредоточенно, сурово сдвинув брови, стараясь всю силу своей воли, всю быстроту своих умных и уже опытных рук вложить в эту работу. ...Когда в дальний угол цеха ударил снаряд и осколки стекла, брызнув, упали им под руки, они даже не оглянулись, продолжая возиться в моторе танка. Лица черны от ржавого масла, сверкают белки воспаленных от бессонницы глаз". [7]

Подростки подавали тогда заявления на завод с просьбой принять их на работу. Прибавляли себе года. Среди них Миша Моторин из школы № 14, Алеша Редкозубов - шк. № 17. На мельницу № 4 поступил учеником пионер Саша Килин. Когда мастер Подольский ушел на фронт, Саша сталь работать на его рабочем месте, успешно выполняя дневные нормы. В одной из рыболовецких бригад трудился пионер Ваня Митрофанов. Ежедневно для бойцов Красной Армии на рыбозаводе "Молодогвардеец" мальчик заготавливал по 15 кг сушеной рыбы.

С начала войны и до ее окончания лозунг "Поможем сельским хозяйствам в уборке урожая", провозглашенный на митинге учащимися школы №8 Сталинграда им. КИМ, определял основное содержание общественного труда школьников области. Школы брали под свою ответственность 1-2 гектара пашни или плантации, проводили на них весь цикл сельскохозяйственных работ. Урожай шел в фонд Обороны страны. Эти гектары называли фронтовыми. В Киквидзенской школе выращено 2 га проса, 1 га ячменя. В Семеновской и Аланцевской школах района - 0,3 га и 0,45 га картофеля. Подростки осваивали трактор и комбайн. Всего было подготовлено 35 тысяч механизаторов широкого профиля. Дети заменяли отцов, братьев и сестер, ушедших на фронт или в партизаны. Учителя стремились опережать своих воспитанников в умении водить трактор или автомобиль. Ольга Санкина из Калачевского района одна из первых среди учителей овладела комбайном. В Березовском районе 17 учителей стали к штурвалам комбайнов. В Ленинском районе 40 учителей работали механизаторами в грозное лето 1942 г.. В колхозах и совхозах области трудилось более 100 тыс. учащихся. Пионерские звенья и бригады с утра до вечера собирали колоски, очищали на токах зерно, сгребали сено, копнили его, ухаживали за животными, доили коров. Юные сталинградцы не уступали сельским ребятам в труде. Для удобрения пионеры 11-й школы Сталинграда собрали каждый по 20-30 ведер золы. Особо отличились Тося Антипова, Юра Михайлов, Рая Алексинская.

Серьезная опасность нависла над элеватором Клетского района. Зерно могло достаться врагу, который уже подходил к границам области. И тогда все - от 5-летних до пожилых стариков вышли на строительство 12 переправ через Дон. На помощь Сталинградский комитет обороны прислал военных саперов, грузовики. В течение одной ночи навели переправы, и началась эвакуация зерна. Словно муравьи, цепочки детей, подростков и взрослых передавали из рук в руки ведра, корзины с драгоценным грузом. Последний в цепочке высыпал на баржу или в машину, на подводы зерно. Пустая емкость таким же путем передавалась назад. В людском конвейере часто попадались пятилетние малыши. Они несли зерно в молочных бидончиках, но ни за что не хотели бросить работу. Так было спасено 770 тыс. центнеров хлеба. В машинно-тракторных станциях и мастерских совхозов самоотверженно трудились подростки. На расточке гильз и валов юный токарь Тужик из совхоза "Троргунский" Палласовского района не уходил от станка до тех пор, пока не выполнит плановое задание 13-летний Володя Гатченко за короткое время лета 1942 г. перевез 400 ц. сена. Ваня Пенский 4 года проработал чабаном вместе с отцом. С 16 апреля по 3 мая 43-его года он сохранил 130 ягнят при норме 120 от 100 овцематок. От колхоза "Красное знамя" Эльтонского района мальчику была вручена премия в сумме 300 руб.

Уходчики на овцетоварной ферме в Гончарах Кайсацкого района Петя Ягупов (14 лет) и Миша Шалаев (15 лет) в трудную морозную зимовку 1943 г. подвозили корма на ферму. Рая Лемякина за сохранность телят получила в счет дополнительной оплаты ягненка. После войны 60 пионеров и комсомольцев Палласовского района были награждены медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг." В Урюпинском районе дети помогали выращивать кроликов. Быковские школьники выкормили гусениц шелкопряда и сдали 16,5 кг коконов для изготовления шелка для парашютов. Архивы сохранили факты о трудовом подвиге пионеров и школьников области.

С первых дней войны дети включились в сбор средств на танки и самолеты. Учащиеся школы № 54 в "Сталинградской правде" опубликовали 25 марта 1942 г. обращение с призывом собрать средства на выпуск танка "Сталинградский пионер". Призыв был услышан. Ученики школы № 3 Тракторозаводского района собрали 5 тысяч, ребята из 93 школы тогда Ворошиловского района - 1700 руб., из 78-й школы - 1100 руб., а инициаторы из 54-й - 1000 руб.

Дети и подростки Красного Октября собрали 2800 руб. на строительство авиаэскадрильи. Учащиеся Котельниковского района - 22334 руб. Пионеры Кировского района сдали 26 тыс. на выпуск танков.

Невозможно перечислить патриотические бескорыстные поступки детей, молодежи, учителей в те суровые годы. Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами СССР Иосиф Сталин прислал коллективу Николаевской СШ № 1 телеграмму: "Прошу передать учителям, учащимся школы, собравшим 21305 руб. на строительство авиаэскадрильи "Героический Сталинград" мой горячий привет и благодарность Красной Армии". Разгром врага - единственное горячее желание объединяло всех сталинградцев от мала до велика. [8]

Неоценимый вклад в общую победу оказали и жители Красноармейского района г. Волгограда.

Из воспоминаний детей военного Сталинграда - Патроновой Полины Михайловны: «Когда началась война, мне было 10 лет, как раз 1-го июня мне исполнилось 10 лет. Сразу стали мы работать. На поля ходили, на огороды ходили, но потом началась у нас сильная бомбежка, сразу стал немец бомбить на Волге пароходы с продуктами, с боеприпасами, горючее с Астрахани поставляли пароходы, а он встречал и бомбил их. Они минировали Волгу, а нам приходилось собирать раненых, которые плыли. Волгу ходили смотрели, на берегу собирали документы и сдавали их в сельский совет. С нами ходили старшие учителя. Формировались у нас дивизии, которые после освободили Сталинград от немцев. Вырывали окопы, траншеи под оружие. Всё это подготавливали. Во время бомбежки, когда бомбили Волгу, был сильный воздушный бой самолетов, сбили одного летчика, и он повис на дереве. Наш летчик сбил немецкого и он упал в Волгу. Но наш русский летчик тяжело был ранен, он катапультировался с парашютом и попал на дерево, мы на лодках кинулись его спасать. Летчик оказался наш земляк с ближайшего Никольского района. Это был его первый полет, но, к сожалению, он умер. Потом однажды, когда я посла овечек, мне сказали косить сено, а оно было для скота. Скот был весь эвакуирован за Волгу. Еще во время войны мы вязали варежки на фронт, шубы шили взрослые, валенки валяли взрослые, перчатки двупалые, чтобы солдату стрелять было удобно. У нас еще пекли хлеб, продукты все отдавали, молоко, яйца отдавали на фронт, ничего не жалели. У нас оставалась на каждый двор телка или по одной овечке. Много у нас было рыбаков, которые ловили рыбу и отсылали на фронт, когда не было рыбы, отсылали овощи и фрукты. Все шло на фронт»

Из воспоминаний Балышевой Клавдии Пантелеевны: «Я была сначала трактористкой, а потом бригадир меня послал помощницей детям, и вот я ими командовала. Урожай хороший был этот год, мы все вывезли на фронт и ничего не осталось. В 1942 нас послали канавы рыть, после бомбежки, на Ельшанские горы, всех женщин отправили, ехали и пели песни, рыли лопатами, спали
прям в степи, кушали мало».

Из воспоминаний Поповой Риммы Ивановны: «Со мной в транспорте поехали девчонки 12 лет. Мы взяли шпалы и повезли их на баррикады в город для того, чтобы построить блиндажи для спасения людей. Когда мы возвращались в Лопино, наша машина сломалось. На улице был сильный мороз. Мы провели очень долгое время на холоде и отморозили голову и ноги. Спасибо Н.Н. Прибраженскому. Ведь он послал за нами две группы поиска. Если бы они нас не нашли, то мы бы погибли. Нас осталось в живых 3: Максимова Анна, Шарова Клава и Халтурина Наташа».

Из воспоминаний Винника Ивана Сергеевича: «Наша часть располагалась за Волгой. Над Сталинградом было постоянно зарево пожарищ. Мы знали, как людям там трудно, и как они ждали наших «ястребков» - так ласково все их называли. Мы готовили машины для вылета, а потом ждали их; не все, конечно, возвращались».

Из воспоминаний Маслова Евгения Павловича: «Вместе со взрослыми и такими же ребятами я участвовал в строительстве оборонительных сооружений в Красноармейском районе, где приблизительно находится школа № 55: рыли окопы, блиндажи, растаскивали колючую проволоку, чтобы не прошли фашистские танки. Так же я принимал участие в ремонте механической части катеров Волжской военной флотилии. Впоследствии был зачислен на катер Б-29 юнгой. Так с апреля 1943 г. началась моя военная служба. Участвовал с экипажем катера на очистке фарватера Волги от мин, а позднее, в 1945г. – в ликвидации Курляндской группировки немцев в Прибалтике».

Из воспоминаний Беловой Антонины Гаврииловны: «Я добровольно вступила в медико-санитарный батальон 29 стрелковой дивизии 64 армии. Я прослужила санитаркой до конца войны, демобилизована из армии в сентябре».

Приход на производство многочисленных пополнений рабочего класса, в том числе женщин и подростков, выдвинул проблему большой государственной важности - в кратчайшие сроки обеспечить техническое обучение новых рабочих, их производственное воспитание и закалку. Вопросам обучения и воспитания рабочих кадров большое внимание уделяли местные партийные организации. В условиях военного времени основной упор был сделан на краткосрочную подготовку производственных кадров через стахановские школы, различные курсы и главным образом путем прикрепления новых рабочих к опытным, квалифицированным работникам.

Важным источником обеспечения промышленности и транспорта квалифицированными рабочими являлась система государственных трудовых резервов. Учащиеся трудовых резервов, проходя обучение в сокращенные сроки, оказывали вместе с тем существенную помощь фронту, работая в мастерских училищ и школ ФЗО или в цехах предприятий.

Несмотря на трудные условия военного времени и приход на производство новых, малоподготовленных кадров, дисциплина и производительность труда продолжали возрастать.

Рост производительности труда осуществлялся путем рационализации производства, улучшения организации труда, а также увеличения рабочего времени. Важное значение для роста производительности труда имела подготовка новых квалифицированных рабочих кадров. В борьбе за увеличение производства танков, самолетов, моторов, оружия и боеприпасов особенно большое значение имело внедрение поточного метода производства. Организация труда по этому методу проводилась еще до войны на автомобильных и тракторных заводах страны. Гораздо более широкое внедрение его на промышленных предприятиях в годы войны позволяло при значительном сокращении числа рабочих создавать непрерывность производственного процесса и обеспечивать ритмичную работу по графику, повышать производительность труда, уменьшать брак и снижать себестоимость продукции.

Заключение

Трудовой подвиг подростков и всего населения страны в победе над фашизмом трудно переоценить. Но подростки проявили себя и на фронтах войны. В музее детского движения Волгоградского дворца пионеров имеются фотодокументы, воспоминания, другие свидетельства о подвигах детей, подростков. Назовём имена сынов полков: Сережа Алешков (ему было 7 лет, когда он спас командира полка, награжден медалью "За боевые заслуги"); Леня Кузубов - разведчик под Сталинградом, дошел до Берлина, штыком расписался на колонне рейхстага. Награжден орденами Славы III степени и Отечественной войны, 14 медалями. Ныне поэт, автор 8 сборников. Виктор Перфильев - рабочий тракторного завода. Витя учился в 78-й, потом в 34-й школе. После бомбежек Сталинграда жил с тетей в подвале. Тетя погибла, сам был ранен и контужен. Был подобран минометчиками. Его усыновила воинская часть. Здесь мальчик дежурил у полевого телефона, ходил с фляжками за водой на Волгу для пулеметов и солдат. Сумел метким выстрелом убить гитлеровца, забрал его оружие, документы и передал офицеру минометной роты. Потом мальчика сделали заряжающим; из окон своей школы корректировал огонь по вражеским позициям. Прошел боевой путь от Волги до Праги. Награжден медалями "За оборону Сталинграда", "За боевые заслуги" и др.

Громов Виктор Иванович 12 лет, учился в ремесленном училище № 1. Во время Сталинградской битвы стал разведчиком. Три раза переходил линию фронта, разведывал огневые точки, места скопления противника. Виктор взорвал склад боеприпасов противника. Участвовал непосредственно в боях, в атаках. Награжден медалью "За оборону Сталинграда". [9]

Как и взрослым, детям пришлось пережить и голод, и холод, и гибель родных и все это в таком малом возрасте. А они не только держались, но и делали все, что было в их силах, ради выживания, ради победы.

Только мужеством и беззаветной любовью к Родине можно объяснить тот факт, что вопреки всем законам военной науки Сталинград не сдался под натиском превосходящих сил врага и явил всем чудеса массового героизма.

Сталинградская битва по своей жестокости и героизму бойцов и тружеников тыла превзошла все сражения, которые до этого знала история и навсегда останется в памяти потомков.

Таким образом, сделав обзор положения детей во время Сталинградской битвы и опираясь на взятые за основу работы интервью, мы увидели, что не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои отважно противостояли войне. Анализируя источники, стало ясно, что в суровые годы войны горькую чашу пришлось испить в первую очередь детям войны. Они гибли под бомбами и умирали от голода, у целого поколения, украли детство. Но дети продолжали учиться, помогали взрослым, и даже воевали, проявляя мужество и героизм. Поступки детей войны, которые в тяжелое для страны время, не потеряли волю к жизни, стремление помочь родному городу, не утратили нравственность, должны служить нам главным примером. Патриотизм детей и подростков во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость, навсегда останутся в памяти нашего народа.

Список литературы

  1. Сталинградская битва / Под ред. акад. А. М. Самсонова. – М.: Наука, 1989. – 627с.
  2. Сборник документов / Под ред. В.А. Жилина.- М.: Олма-Пресс, 1989. - 912с.
  3. Жизнь моего поколения. Фроловские ветераны : воспоминания, очерки / Под ред. В.В. Каменова. — Волгоград: Издатель, 2008. — 205 с.
  4. Миренков, А.И. Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве / А.И. Миренков. – М.: РИЦ МО РФ, 2005.- 351 с.
  5. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и в строительстве» / История Отечества в документах 1917-1993 гг. // Под ред. Колоскова А.Г. - М.: ИЛБИ, 1994. – 223с.
  6. Сталинградская битва / Под ред. акад. А. М. Самсонова. – М.: Наука, 1989. – 627с.
  7. Полевой, Б.Н. Горячий цех / Б.Н. Полевой. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1954. – 566 с.
  8. [http://xreferat.ru/35/7105-1-stalingradskaya-bitva-podvig-mirnogo-naseleniya.html]
  9. [http://www.infovolga.ru/school/pioner/geroi.htm]
  10. Оккупация. Мирное население города и области в период Сталинградской битвы: документы и материалы из фондов ГУ ЦДНИВО. – Волгоград: Перемена, 2008. - 60 с.
  11. Война глазами детей: очерки, воспоминания, документы / сост. Ю.В. Кулешова. – Волгоград, 2008. – 152 с.
  12. Воспоминания детей военного Сталинграда. М., 2010 // http://arhangel-god.ru/knig_nach.php
  13. Книга памяти мирных жителей, погибших от налётов немецкой авиации в 1942 г. / сост. Смирнов А.А. - Волгоград, 2012. – 144 с.
  14. Пилюгина, М. Юность, опаленная войной / М. Пилюгина // Сталинградская битва в истории России. Волгоград: Волга – Паблишер, 2011. - С. 222-224.
  15. Сталинградская битва. Июль 1942 – февраль 1943: энциклопедия / Под ред. М.М. Загорулько. - Волгоград: Издатель, 2007. – 512 с.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top