Рыбакова Д.Г.

Ещё с древней русской истории, в обществе, были установлены определённые правила поведения русского человека, которые основывались на семейном воспитании, “Домострое”, в котором отведено большое значение «семейной дисциплине, её смыслу и обеспечению» [3]. И в древнем мире и в нашем была , и 2 есть задача обеспечить человека всеми нравственными качествами, которые помогли бы ему правильно осмысливать его существование в мире, отношение к семье, к самому себе и к людям, которые живут рядом с ним. В этом вопросе главное понимание и отношение к миру всегда начинается с семейного воспитания человека, где его научат порядку, ответственности и т.п.

В любой деятельности, или морального или физического характера огромную роль играет труд человека, который незаменимо действует на результат того или иного события, поэтому в древнерусском обществе этому уделялось большое внимание, «для христианина он являлся главной добродетелью и средством служить Богу в земной жизни» 2.

Теперь главной задачей стоит понять, насколько изменились или остались прежними понятия о “Домострое” в современном обществе, как человек приспосабливался к новым указаниям, и что входило в свод определённых указаний и правил для жизни в семье.

По “Домострою” воспитание в ребёнке должно начинаться с того, что его должны воспитывать оба родителя, ведь если что-то не может дать ему мать, конечно даст отец, каждый родитель не заменим в формировании личности своих детей. Но так же многое возлагалось на преподавателей и учителей, они должны были быть детям “вторыми родителями”, которые не менее могли бы научить всем мудростям жизни и конечно науке, которая сыграет не малую роль в их судьбе. Семья по “домострою” должна быть единым целом, где всё взаимодействует между собой , каждый знает своё место, и поэтому не должно было быть конфликтов , главой однозначно должен быть отец, он является центром всех указаний и поручей, изначально в доме существует общая молитва: «Каждый день вечером мужу с женой, с детьми и с домочадцами, кто знает грамоту – отпеть вечерню, повечерницу, полушницу в тишине, с вниманием и смирением, с молитвою и с поклонами, петь внятно и согласно…»[4]. В доме всегда должно было царить умиротворение, добро и покой.

Так же в каждой семье существовали определённые правила, которые были обязательными для всех, и при их нарушении были и наказания, после которых человека могли и одёргивать, ну а при непослушании глава семьи мог применять и физическую силу, в рамках разумного конечно. Таким образом сохраняли семейную идиллию.

Не менее важному уделялась и религия, благодаря которой в семье сохранялось духовное равновесия, спокойствие “домочадцев” и стремление к чему-то светлому. В каждом доме присутствовало что-то высшее, великое, которое давало шанс каждому найти и следовать своему пути.

Многое в воспитании ребёнка в семье так же зависело от его “врождённых” способностей, увлечений. Если же родители могли дать ребёнку всю возможность реализовать себя, при этом, не ущёмляя его в своих правах, то и в старости родители могли и не беспокоится о том, будет ли помогать им он.

Семья, которая следует всем принципам, законам “Домостроя” – это замечательная семья, которая идёт целенаправленно ко всем лучшим аспектам в жизни , и которая может справиться со всеми трудностями, благодаря своей гармоничности и духовности.

Именно с семейных стремлений, учений и знаний в будущем каждый ребёнок, родившийся в такой семье достигает истинного нравственного отношения к жизни, в которой он может не только устроить свою судьбу, но и помочь другим встать на лучший путь, благодаря тому ,как он видел, как помогают его родители кому либо, окружающие, тем самым у него формировались определённые качества.[5] И нельзя забывать о том, что именно непокладаемый труд и терпение помогали человеку впитывать в себя и развивать наилучшие стороны своих возможностей.

Самое неприятное было то, когда семья частично отрекалась или не выполняла те или иные правила, законы, тем самым давая понять, что она уже не идёт по правильному пути, что она потеряла свою гармонию, свой стержень, так же на это могли влиять и проблемы у родителей между собой, между членами семьи, нередко к этому приводило и слабости “домочадцев” к чему-либо, но в итоге всё это заканчивалось крахом.

Интересно то, что на сегодняшний день такие же проблемы возникают и в современных семьях, у которых проблемы и расхождения возникают не только из-за зависимостей к чему-либо, но и самих отношениях между, например, супругами.

Из этого можно сделать небольшой вывод о том, что сохранение той гармоничной атмосферы в семье влияет на многое, что может быть в будущем человека и их детей. Ведь как пишет Иваницкий В.: «“В этой паре происходит борьба и поддерживается некий динамический, циклический тип равновесия”«[6], тем самым хотел сказать, что всё должно быть в гармонии.

В древнерусском обществе так же имеются и другие стороны “Домостроя”, о которых рассуждал Бочко В.С. , что многие исследователи смотрели на все принципы этого свода только на бытовом уровне и не видели наставлений: “ в сочетании экономического и нравственного подходов, в рассмотрении хозяйствования не как самостоятельного , дополнительного, к основной жизни людей элемента, существующего наряду с другими элементами , а как самой жизни , как её нравственно-духовного состояния”[7]. То есть люди уже своими
”бытовыми” правилами и законами затрагивали не только узкий круг семьи, но и подводили о мысли, о формировании общественной жизни, их аспектов. Значит, с каждым разом люди придавали ещё большей важности “Домострою”, от которого уже не только зависит существование семьи, но и выше стоящие ступени, такие как общество и государство. Тем самым, давая понять, что уже люди должны заботиться не только о близких, родственниках, но и о тех людях, которые идут с ними бок о бок в этом мире. И теперь нужно было думать о том, как сохранить и развить общие ценности, например такие как, “первоначальный капитал” и теперь нужно было думать о том, как уменьшить, но не остаться в нищете, расходы.

“Домострой” становится с каждым годом важнее для жизни людей в обществе, ведь теперь он начинает захватывать более глубоко экономические стороны развития человека, как нравственно подходить к тем или иным проблемам, которые возникают в обществе.

Свод определённых правил и законов, который изначально был создан для семейного и духового развития человека , теперь «проявляет уважение к труду: «благословенным трудом и средствами праведными жить подобает всякому человеку», «люди торговые и мастеровые тоже пусть торгуют и промышляют лишь тем, что благословляется праведным их трудом, … не ростовщичеством, но благодаря приплоду, труду и всякому урожаю»[8].

Теперь и идёт мысль о труде народа, как о нравственном поступке, когда человек относится к своей работе, деятельности, как к чему-то светлому и развивающему его внутренний мир. «от праведных трудов и благих плодов… Бог… грехи отпустит и вечной жизнью наградит» .

Судя по нашему времени, люди пытаются и видят в труде что-то ценное, но, не как древнерусском обществе , а чисто на материальном интересе, да, возможно, да и в некоторых случаях бывает так оно и есть, что присутствует обе стороны медали , когда человек занимается любимым делом, тем самым развивая себя и свой духовный мир и зарабатывает себе на жизнь, если бы все люди отталкивались от такого восприятия труда, многое в нашей жизни поменялось.

“Домострой”, придаёт огромное значение нравственному отношению к окружающим, к честному существованию в обществе, без обмана и клеветы, эта мысль в большей степени идёт от божественной стороны, в связи с этим, в своде указаний , появляются множество поучений, которым должен следовать человек, например, «А если что сотворил не по правде или приврал и выклянчил, или выторговал обманом, – не благословлен подобный доход, не надежен, и милостыня с него неприятна Богу»; «Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла…»[9].

Так же людям было приведено во внимание множество советов о том, как можно было обустроить своё жилище, как нужно было себя вести ,например, женщине в определённых ситуациях, да и какими нормами поведения должен был обладать человек. На тот момент, такое ощущение, да скорее всего так и есть, что в “Домострой” включали и указывали такие требования, чтобы можно было контролировать все стороны общества, как духовную, так и физическую, чтобы у всех были определённые права и рамки, по которым и в окружении чего должны были бы жить люди, не давая возможности подумать и сделать так, как они бы хотели, тем самым старались ущемлять народ как личностей, не давая высказывать и делать своей головой, но с другой стороны теми самыми указаниями власть могла обеспечивать стабильность своего общества, и по таким “правилам” могло спокойно контролировать человека и судить в любой ситуации.

В наше время наблюдается, совсем противоположная ситуация, народ во многом сам выбирает, как ему жить, что делать и можно сказать “играет по своим правилам”, хотя рамки власть устанавливает свои, и есть законы, при которых если происходит их нарушение человеком, то его судьба решает уже вышестоящие его люди.

В связи с тем, что контроль был над духовной стороной человека, которые сводились в определённые рамки и указания, многие писатели и публицисты были не довольны такому отношению к внутреннему развитию человека и поэтому высказывались довольно негативно о “Домострое”: «Классическая русская литература прошлого века также подхватила этот образ. И. Тургенев, Л. Толстой, Г. Короленко, М. Горький, многие их современники выразили свое представление о “Домострое”, как о плетке в руках отца»; это «дикое понятие о женщине и браке», это жестокость хозяина – «старого завета папаши»[10].

Сейчас нам не ограничивают то, какие книги мы можем читать , и какая информация может в них храниться, мы имеем большой доступ к собственному развитию и восприятию мира, в отличие от древнерусского общества.

Следующее, о чём мы должны вспомнить, как что же происходила в семье между мужем и женой. Множество тёплый и светлых слов говорится о жене, в семье, как о драгоценном камне, который нужно беречь и охранять. Именно жена может благотворно влиять на своего мужа и сделать его по-настоящему счастливым, а ему как никому другому нужна её поддержка и забота. Так как “Домострой” был создан для семейного блага, то и естественно про жену говорилось в нём о то, что она является хранительницей очага , и муж даже не так много знает и понимает в хозяйственных делах в отличие от жены. «Домострой» предписывает, говоря современным языком, укреплять первичную ячейку общества – семью, развивать в ней взаимное уважение и согласие. Для этого рекомендуется каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, «мужу с женой советоваться о домашнем хозяйстве»[11].

И до наших дней дошла эта мысль о жене (матери), которая должна дом убрать, мужа и детей накормить, да спать уложить быть ответственной за домашний очаг и уют. Хотя и сейчас многие наши семьи стараются придерживаться такой точке зрения, но в большинстве все поддерживают ту мысль что муж с женой должен быть и есть на равнее, что и муж ( отец ) может и дом убрать может и еду сготовить, ну в наше время многие бы были с такой точкой зрения согласны, так как сейчас работают и на хлеб зарабатывают не только мужчины , но и женщины и поэтому такое равенство полов вполне уместно и даже правильно.

Так же большое внимание уделялось и “воспитанию” жён, чтобы слушалась наставления главы семьи, мужа своего, но не со всей строгостью, а с любовью и пониманием, ведь в семье, родители должны быть как одно целое, дополнять друг друга. Если жена прислушивается к своему мужу и , с благословенно относиться к его решениям, то «уважать ее, да жаловать»[12]. Но при непослушании муж мог наказать свою жену, но, проучив, обязательно простить её, и в этом случае жена не должна обижаться на мужа, и всегда, окончанием всех происходящих между парой действиями должно быть искренность, любовь и согласие.

Сейчас, в мире, в котором мы живём , все семьи, пары, любящие люди, стремятся к взаимопониманию, к светлому и искреннему отношению к себе, чтобы человек всегда мог поддержать и посоветовать тебе в любую жизненную ситуацию, которая может произойти с тобой, и это передалось именно от древнего общества, их обычаев и идей, которые они хотели преподнести окружающим людям, но на сегодняшний день, к сожалению, многие отношения складываются не на искренности и любви, а чисто для какой-либо выгоды , и если по “Домострою” советовали прислушиваться и уважать мнения окружающих, то сейчас многое не соответствует этой мысли, люди легко могут наплевать на чужое мнение, оскорбить и при этом совсем не задумаются о том, что другому человеку сделали больно, а наверное самое больное, это когда плюют тебе в душу, с этим никогда не сравниться даже физическая боль. И это очень плохо, что на данный момент люди упустили ту ниточку, которую вели наши предки, они старались оберегать всеми способами и уже восстановиться она или не зависит только от нынешнего народа, который сам же стремиться к этой гармонии. Но с другой стороны есть и люди , которые сохранили и отстаивают до сих пор ту традицию, которая ведёт к искренности и благополучию.

Ключевым словом “Домострой” является не семья, а именно дом и поэтому с каждым разом человек углублялся и возвращался именно к тому, какие нормы помогают сохранить уже не просто крепость семьи, а государства, какие принципы помогли бы добиться стойкости этого центра общества. [13]

Главным, что сохраняет крепость общества – это каждая деталь, из которой состоит нами созданный мир. Этими деталями и есть семьи, в которых мы развиваемся, создаём собственную атмосферу, которая подходит именно нам, выходя за рамки мы окунёмся в трудовую деятельность, новые знакомства и уже начнём отстраняться от родного дома, где мы всему научились, жили в спокойствии и согласии.

Даже сейчас можно наблюдать такие ситуации, как человек меняется, уходя из дома или начинает новую жизнь, он начинает сталкиваться со множеством трудностей, теряет ту уверенность в завтрашнем дне и должен жить уже и приспосабливаться к чужим правилам.

В древнерусской семье старались сохранить единое целое, для этого и были созданы правила и указания, но тем самым они ограничивали другой мир, возможно, боясь открыть или занести к себе в мир что-то негативное, что разрушит их систему.

Современному обществу на данный момент имеется сильный интерес в рамках “Домостроя” о том, как люди в начальные времена образовывали и производили капитал, это тоже является одной из важных аспектов древнего общества, так как именно с этого начинался массовый труд на благо всему государству, то есть уже за пределами семьи.

Бочко В.С. пишет о том, что те указания и правила что были созданы в своде, для нас интересны тем, «что отражает состояние общественных оценок и общественного мнения на изломе социально-экономических эпох»[14]. Именно когда менялись все правила отношений в той или другой сфере общества , нравственные отношения дополнялись деловыми , то тогда и произошёл “излом эпох”.

Ранее, мы указывали о том, что “Домострой” больше посвящён не семье, а домашнему хозяйству имеет место быть, так как поучения, которые били отмечены в своде больше опираются на то, как человек будет относиться к своему виду деятельности, с каким подходом к нему человек будет идти и как обустроит его , конечно там пишется и о “технических рекомендациях” человеку, как и что он должен делать.

Сегодняшний день показывает , на сколько люди научились относиться к своей работе и как они с этим справляются, естественно, чем дальше человек заходит за границы изучения и углубления знаний и о нынешнем времени и о прошлом, с каждым разом возникают новые проблемы и трудности, благодаря их решению они становятся на ступень выше в своём развитии, но возможно не все что мы тянем за собой , из древнего общества подходит именно нашему времени, сейчас многое поменялось, цели людей, целью общества и они очень весомо отличатся от целей того времени, да и врятли будут такими.

На духовном плане , человек в наше время несёт огромную массу эмоций, которую раньше не позволяли выносить за рамки дозволенного, скорее всего так намного лучше, если видеть в каких мы живём условиях и как для них мы стараемся приспосабливаться, да, сейчас очень теряется нравственное отношение к чему-либо, многое то, что человек хотел доносить до семей, людей сейчас во многом теряет смысл, но и приходят новые идеи по сохранению крепости человеческих чувств. Например, сейчас существует множество различных курсов как для семей, так и для детей, для решения внутренних проблем человека и решения конфликтов между парами, то есть человек всеми способами старается сохранять нравственное отношение между собой и сохранения очага. Раньше, с таким боролись гораздо проще , как уже не один раз возвращались к мысли о том, что на самом деле представляло из себя “Домострой” – это определённые “идеалы”[15] жизни, которые в древнерусском обществе были правилами всех духовных, материальных ценностей существования.

Многое из того, что было перечислено, довольно ясно показало насколько изменялось вся структура, которая была построена на понятии “Домострой” и как относилось к этому древнерусское общество. Для них это было идеалом всех их жизненных понятий, решений, к которому , они стремились и старались выполнять безоговорочно. Но для нашего времени эти понятия оставили всего лишь отпечатки на нравственных понятиях, к которым до сих пор многие стараются идти, но зато , дали щедрые плоды для создания и развития трудовой деятельности людей.

Понятие “Домострой” провело общество через множество различных аспектов развития людей в духовном плане, благодаря которому человек был способен выполнять любой вид деятельности с пониманием и осознанием того, что он является одной из главных ступенек в его жизни.

Для современного общества нормы “Домостроя” являются далеко не актуальными, так как сейчас семьи, сами люди, живя бы в том мире, где царило всё по правилам и нормам, сразу бы попали в множество проблем, но самое главное то, что в современном обществе остаются понятия о нравственности, к которому стремиться каждый человек, но идёт к этой цели каждый своими путями, и во многом не самыми лучшими способами, но у всех стоит одна и та же цель – найти собственную гармонию в этом мире.

Таким образом, этот самый свод законов , играет огромнейшую роль в истории и жизни общества, так как является начальным звеном познания человека во всех сферах жизни общества и некоторые моменты сохраняются до сих пор в людях, но потерпели больших изменений и некоторые из них не в самую лучшую сторону, но люди справляются и пытаются добраться до истоков нравственности.

Список источников и литературы

1) Беленчук Л.Н. Традиции «Домостроя». // Русская история. 2009. №4.

2) Бочко В.С. «Домострой» – экономический документ эпохи зарождения первоначального накопления капитала в России. // Известия Уральского государственного экономического университета. 2006. Том 13. №1.

3) Глебкин В.В. От христианина к дворянину: системы базовых ценностей «Домостроя» и «Юности честного зерцала». // Россия-XXI. 2013. №4.

4) Иваницкий В. Русская женщина и эпоха «Домостроя». //Общественные науки и современность. 1995. №3.

5) Найденова Л.П. Мир русского человека XVI – ХVII вв. (по Домострою и памятникам права). // Отечественная история. 2004. №6.

6) Рукавишникова М.В. Домострой в контексте русской духовной культуры. // Научный поиск. 2013. №2.2.

7) Стрельцова М.И. Из истории слова Домострой в контексте русской культуры. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2011. Том 10. №9.

8) Хмарик Е.В. «Мое молчанье слышится повсюду…»: положение жены в русской семье. // Клио. 2009. №1.

9) Цветкова Г.А., Минаков С.В. Традиция «неправедного богатства» в культуре России. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. №19-2.

10) Якутин Ю.В. Домострой – экономика русской (православной) цивилизации. // Философия хозяйства. 2008. №1.

11) Яринская А.М. «Домострой» и «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»: опыт сравнительного исторического анализа. // Вестник Томского государственного университета. 2010. №334.

Примечания

[1] Беленчук Л.Н. Традиции «Домостроя». // Русская история. 2009. №4.

[2] Яринская А.М. «Домострой» и «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»: опыт сравнительного исторического анализа. // Вестник Томского государственного университета. 2010. №334.

[4] Яринская А.М. «Домострой» и «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»: опыт сравнительного исторического анализа. // Вестник Томского государственного университета. 2010. №334.

[5] Беленчук Л.Н. Традиции «Домостроя». // Русская история. 2009. №4.

[6] Иваницкий В. Русская женщина и эпоха «Домостроя». //Общественные науки и современность. 1995. №3.

[7] Бочко В.С. «Домострой» - экономический документ эпохи зарождения первоначального накопления капитала в России. // Известия Уральского государственного экономического университета. 2006. Том 13.

[8] Там же.

[9] Домострой. / Издание подготовили В.В. Колесов, В.В. Рождественская. СПб.: Наука, 2000. С. 162

[10] Колесов В.В. «Домострой» как памятник средневековой культуры // Домострой / Издание подготовили В.В. Колесов, В.В. Рождественская. СПб.: Наука, 2000. С. 302

[11] Домострой / Издание подготовили В.В. Колесов, В.В. Рождественская. Санкт-Петербург: «Наука». 2000. С. 154

[12] Там же. С. 179

[13] Найденова Л.П. Мир русского человека XVI – ХVII вв. (по Домострою и памятникам права). // Отечественная история. 2004. №6. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-180561.html

[14] Бочко В.С. «Домострой» - экономический документ эпохи зарождения первоначального накопления капитала в России. // Известия Уральского государственного экономического университета. 2006. Том 13. №1.

[15] Беленчук Л.Н. Традиции «Домостроя». // Русская история. 2009. №4.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top