Ермаков А.М.

«Растяну гармошку шире,
Пусть девчата подпоют,
Чтобы знали во всем мире,
Как колхозники живут» [1].

Бурное промышленное развитие начала 30х гг. XX в. было обеспечено кардинальными реформами в области сельского хозяйства. Ломка вековых устоев крестьянской жизни тридцатые годы в СССР, насаждение идей всеобщего коллективизма стали необходимыми условиями для осуществления коллективизации. Народную реакцию на события нач. 30-х гг. трудно отследить, т.к. в официальных документах она практически не отражалась, поэтому предельно сложной задачей представляется изучение внутреннего мира людей реформируемой деревни. Трудности, надежды и чаяния крестьян находят отражение в народном творчестве, например, в частушках [2] - сельском аналоге анекдота, который, в свою очередь, был распространен преимущественно в городе. К сожалению, авторство многих частушек и анекдотов установить невозможно, они передавались в основном устно и не были преданы письменной фиксации.

Решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927 году. К началу сплошной коллективизации 1929 года в партийном руководстве победило мнение, что основным препятствием к объединению крестьян-бедняков и середняков является образовавшаяся за годы НЭПа более зажиточная прослойка в деревне — кулаки, а также их поддерживающая, и экономически зависящая от них социальная группа — «подкулачники».

Некоторые частушки пропагандировали положительный строй советского общества, но в большинстве случаев в юморе отражаются боль, безысходность и отчаяние крестьян, которых лишают собственности, депортируют, раскулачивают. Несмотря на кажущуюся беспросветность жизни колхозников начала 30-х, многие крестьяне были убеждены в преимуществе коллективного труда, о чем свидетельствуют примеры строительства общих домов-коммун по инициативе крестьян. А механизация производства могла защитить от форс-мажорных ситуаций и капризов природы.

Плугом мучаешь скотину,
Горбишь спину, а не сыт,
А в колхозе мы машину
Купим в складчину, в кредит [3].

Однако продолжение коллективизации не устроило многих крестьян, и те утрачивают интерес к труду, в связи с потерей земельной собственности:

«Говорят в колхозе плохо,
А в колхозе хорошо,
До обеда ищем соху [4], А с обеда – колесо».

С 1930 г. происходило отчуждение крестьянина от средств производства и результатов труда, что не могло не вызвать дальнейший рост апатии и пессимизма.

«Горевать мне нечего,
Пашу с утра до вечера
А за эти трудодни
Только палочки [5] одни [6]».

«Мы в колхоз пошли, товарка, -
Были юбки складками.
А теперь мы щеголяем
На заду заплатками» [2].

«Хорошо тому живется,
Кто записан в бедноту, -
Хлеб на печку подается,
Как ленивому коту» [7].

Народная частушка свидетельствует о тяжести «великого перелома», отразившуюся в ухудшении материального положения. Так, школьники переиначили отрывок из произведения Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

«Кушай тюрю, Яша, Молочка-то нет. Где ж коровка наша? Увели, в совет!» [2].

В целом, крестьянская частушка двойственно отражает существовавшую ситуацию. Необходимо учесть, что частушка строилась на гиперболизации проблемы, поэтому в полной мере доверять народному юмору нельзя, однако основные реалии колхозного строя несомненно отражались в народной сатире, пусть даже часто в гротескной форме:

«Шел я лесом, видел чудо:
Два крестьянина сидят.
Зубы черные, гнилые,
Лошадиный хвост едят» [2].

Кампания по уничтожению «кулака» как класса вызвал неоднозначную оценку у населения. Сельские советы, в состав которых входило преимущественно малоимущее крестьянство, стремились расширить круг хозяйств, подлежащих раскулачиванию, ведь конфискованные у «кулаков» средства передавались в фонды колхозов или распределялись среди бедноты.

«Через реченьку я шла —
Уточки закрякали.
Бедняки пошли в колхоз —
Кулаки заплакали» [8].

«На горе стоит береза,
Под березою — сугроб.
Большевистские колхозы
Кулака загнали в гроб!» [9].

Принуждение к работе и неудовлетворение вознаграждением за труд – одна из основных тем частушки:

«Сидит кошка на окошке
К ней подходит бригадир:
Иди, кошка, на работу,
А то хлеба не дадим» [2].

Одной из ключевых черт крестьянской психологии являлась тенденция к персонификации власти. Фигуры Ленина и Сталина особенно популярны, причем Ленин являет собой ностальгию о былых, «сытных» временах НЭПа.

«Как в Рахмановском колхозе
Зарезали мерина.
Три недели кишки ели,
Поминали Ленина» [10].

И.В.Сталину в народном юморе 1930-х присущи качества тирана, безжалостного диктатора, однако мотивы отождествления вождя с мудрым учителем и заботливым хозяином также присутствуют.

«Вставай, Ленин, умри, Сталин,
Мы в колхозе жить не станем…»[11].

Традиционное крестьянство, вытесняемое в процессе коллективизации и колхозного строительства, являлось базисной силой осуществления индустриализации. Великая сила и несгибаемая воля, умение приспосабливаться и не унывать – главные качества, отраженные в частушках, отражавших взгляды и настроения, которые в крайне неоднозначной обстановке того времени было невозможно или очень трудно выразить в какой-либо иной форме. Народный юмор является с этой точки зрения неоценимым источником.

Приложения

1. Зайцев А. Н. На острие красных стрел. — М.: Воениздат, 1988. – Режим доступа: http://militera.lib.ru/memo/russian/zaytsev_an/10.html

2. Частушки, приводимые в статье, в частности, собраны в населенных пунктах Московской и Рязанской областей.

3. Ташпеков Г.А. Жизнь крестьянства 30-х годов в свете деревенских частушек. – Режим доступа: http://read.newlibrary.ru/read/tashpekov_g_a_/page0/zhizn_krestjanstva_30-h_godov_v_svete_derevenskih_chastushek.html

4. Другой вариант – «сбрую».

5. Отметка о выполненном трудодне.

6. Мимо тещиного дома…: русская частушка/сост. Н.К. Старшинов. – М. Русская книга, 1995. С.258.

7. Баннов Г. На изломе истории. – Режим доступа: http://www.hrono.ru/text/2005/bannov02_05.php

8. Колпакова Н.П. [Заметки о поездке на Терский берег] //Колпакова Н.П. Терский берег. - Вологда, 1937. - С. 171.

9. Ташпеков Г.А. Указ соч.

10. Н.К. Старшинов. Указ. соч. С.257.

11. Плотников И.Е. Коллективизация в устном народном творчестве//Крестьянство зауралья: Уроки истории и современность. Курган, 2001. С.25.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top