Воробец Г.И.

Введение

Мой город привлекал царей, поэтов,
И сам себе был царь он и поэт…
И сосны здесь особенного цвета:
Такого на палитре мира нет.

В них – синь клинка, обмокнутого в море
И вытертого золотом зари,
И рокотанью горной речки вторят
Руладами в распадках глухари.

С.Соложенкина

Крылатый конь – эмблема Златоуста – встречает гостей на трассе на въезде в город. Основанный промышленником И.П.Мосоловым два с половиной столетия назад на границе Европы и Азии, на гребне Уральских гор, у горы Косотур, и сегодня город продолжает славу булатных дел мастеров и по-прежнему слывет центром производства высококачественных легированных сталей и родиной уникального искусства, известного сегодня не только в России, но и во всем мире - гравюры на стали, которому город подарил свое имя – златоустовская.

История Златоуста – это история отношений людей и металла. Здесь всё связано с металлом – старые рудники и ямы рудознатцев, в которые можно случайно угодить, идя по Таганайским тропам; дороги, засыпанные не традиционной щебёнкой, а шлаком; фундаменты домов, сделанные не из камня, кирпича или бетона, а из шлифовальных кругов. Памятные события практически каждой семьи и страны отразились в гравюрах, висящих на стенах всех златоустовских квартир и даже дачных домиков. Если в горном путешествии вас сопровождает истинный «кузюк» (коренной златоустовец, потомственный златоустовский рабочий; появилось от сокращения «куз» - казённые уральские заводы – в XIX веке и сохранилось до наших дней), не сомневайтесь, что хлеб на привале и лучина для костра будут нарезаны златоустовским сверхпрочным ножом, а если зайти в гости к соседям по дачному участку днем, засидеться до вечера, когда обязательно похолодает (ведь это горы), то гостеприимные хозяева обязательно предложат гостю «сталеварку» (куртку из толстого войлока с верховыми швами), которая рабочего защищает от жара печи и летящих искр, а садовода – от холода и сырости. А если вы в обычный (для вас) летний день приехали в Златоуст и увидели толпы людей на улицах и роскошный праздничный салют, то это – День металлурга, который отмечает весь город как «свой» праздник, как Новый год и День города.

Основание Златоуста относится к середине XVIII века, когда началось промышленное освоение природных богатств и территории Южного Урала. В ноябре 1751 года тульские промышленники Мосоловы подписали в Оренбургской губернской канцелярии контракт на строительство железоделательного завода. По этому контракту завод было велено «именовать и писать Златоустовским». Вскоре было получено разрешение, оформленное указом Берг-коллегии от 31 августа (по новому стилю 11 сентября) 1754 года. Эта дата принята в качестве официальной даты основания Златоуста. Характерная примета большинства уральских городов – заводской пруд. Как правило, именно с плотины пруда и начиналось строительство завода, ведь основным источником энергии в те времена была энергия падающей воды. Первостроители Златоустовского завода перегородили плотиной реку Ай в самом удобном месте – в узком створе между склонами Уреньги и Косотура. Деревянная часть плотины состояла из сложного комплекса сооружений, выполненных из лиственницы, наиболее прочного и не гниющего в воде дерева. За все время своего существования плотина ни разу не была размыта, но неоднократно ремонтировалась и реконструировалась. Алексей Иванович Маслов, житель Златоуста, рассказывал, что, работая на этом заводе в 60-70-х годах XX века (завод не прекращал ни разу свою работу с момента основания до наших дней), участвовал в реконструкции территории, и при этом были обнаружены конструкции из лиственничных бревен, они вполне хорошо сохранились, но, к сожалению, тогда никто не подумал об исторической ценности находки, и, конструкции были разрушены (Из интервью с А.И.Масловым, рабочим Завода им.В.И.Ленина, взятого автором работы в августе 2011 г.). До недавнего времени мы ездили в Златоусте и на автомобиле, и на городском транспорте по старому мосту. Проезжая, можно было видеть устройство плотины, завод, реку. Теперь движение транспорта перенесено на новый мост над новой укрепленной частью плотины. А заводские здания, в том числе, здание Арсенала с отлитыми более 100 лет назад стальными пушками у входа, до сих пор украшают центральную городскую площадь, сюда же спускается улица немецких мастеров-оружейников Большая Немецкая (сейчас это улица Ленина). Я полагаю, что такое объёмное вступление оправдано, оно даёт представление о тех местах, где создавалась слава русского холодного оружия, и рождалось искусство златоустовской гравюры на стали. Вы видите, как история плавно и органично перетекла в настоящее, и находится вокруг повсюду благодаря бережному и уважительному отношению жителей города.

Тема моей работы - влияние исторических эпох на развитие златоустовской гравюры на стали. Что в истории страны вызвало рождение этого искусства, как на него повлияли исторические события уже почти двух столетий? Как говорит известный златоустовский краевед, автор множества книг, почётный гражданин города Златоуста Александр Козлов: «А иначе зачем бы нам ворошить пыль веков, если б это прошлое нам сегодня не было так потребно». История развития российской металлургии на Урале для оружейного производства – обширная, богатая и важная тема, неразрывно связанная с Уралом, Златоустом и людьми, здесь работавшими. Частью этой истории стала златоустовская гравюра, появившаяся на Златоустовской оружейной фабрике в период её становления, поисков своего стиля в создании холодного оружия, использования новых материалов, способов обработки и украшения металла. Родилось это искусство в XIX веке, пережило XX век и вновь возродилось в веке XXI-м. Много всего произошло в стране за 200 лет, история нашей страны была бурной. Отразились ли смены эпох на гравюре? Как удалось этому искусству сохраниться? Почему оно появилось и чем живёт сейчас, в наши дни? Что осталось от старых мастеров, а что – дань моде, новым веяниям, технологиям? На некоторые из этих вопросов не могут ответить и специалисты, как говорят златоустовские краеведы и сотрудники музея.

Отсюда и проистекает проблема моего исследования – насколько влияет смена исторических периодов на искусство уральских мастеров. Объект моего исследования – Златоустовская гравюра на стали, предмет – влияние исторических событий на этот вид искусства. Цель работы – выявить особенности развития Златоустовской гравюры на стали в историческом контексте.

Для того чтобы достичь цели и найти ответы на поставленные выше вопросы, мне необходимо было решить следующие задачи: изучить историю города Златоуста, богатые традиции, которые сохранены до сих пор, или возрождаются, или утрачены и незаслуженно забыты; пообщаться с жителями города, краеведами, посетить краеведческий музей, мастерские златоустовской гравюры на стали, услышать мнение специалистов – технологов, организаторов производства, художников, посмотреть образцы изделий из частных собраний, в выставочных залах художественных мастерских; систематизировать весь собранный материал. Мне кажется, что такие важные события, которые происходили в нашей стране, обязательно должны были найти своё отражение в златоустовской гравюре, как и в любом другом виде искусства. Ассортимент и вид украшенных предметов, используемые художниками орнаменты, сюжеты и стили не могли оставаться актуальными все 200 лет. Отсюда и гипотеза моего исследования – исторические события последних двух веков серьезно повлияли на искусство златоустовских мастеров. Структура моей работы включает в себя содержательную часть, состоящую из двух глав, построенных по принципу исторической периодичности. Глава первая посвящена искусству златоустовской гравюры на стали в XIX веке. Эта глава содержит информацию об образовании Оружейной фабрики и формировании искусства гравюры на стали в городе Златоусте. Глава вторая рассказывает о Златоустовской гравюре в XX – XXI веках, в советский и постсоветский периоды, также рассматривается сегодняшний день и перспективы уральского искусства.

Каждая глава содержит теоретическую часть, дополненную описанием практической части исследования, включающую знакомство с производством клинков и экскурсию по городским местам, где исторические факты оживают и становятся наглядными и доступными каждому, а современность вплетается в историю[1]. В работе мной были использованы следующие методы: метод сравнительного анализа; метод экспертной оценки; метод контент-анализа (содержательного анализа); метод социологического исследования в форме интервьюирования. Златоустовской гравюре на стали посвящено немало специальных работ. В частности, можно назвать книги М. Глинкина «Златоустовская гравюра на стали» [4], М.Денисовой «Художественное оружие XIX века Златоустовской оружейной фабрики» [5], «Златоуст – город мастеров» [6], Ю.Б.Рябкова «Современное состояние Златоустовской гравюры на стали» [17]. С другой стороны, вопросы истории Златоустовского оружейного искусства с неизбежностью затрагивались в трудах по истории Урала и краеведению общего характера, например, в книгах Черноскутова А.П. и Шинкаренко Ю.В. «Малахитовая шкатулка. В поисках новых ключей» [21]; Рундквиста Н.А. «Сто дней на Урале» [16] и других. Наибольшую помощь мне в моей работе оказали следующие издания: Ю.Окунцов «Златоустовская оружейная фабрика» [15], Козлов А.В., Заева Л.П. «С именем Златоуст» [12], а также материалы Златоустовских краеведческих конференций разных лет под редакцией Шадриной Т.В. [22; 23]

Итак, давайте узнаем историю этого промысла, и тогда мы получим все ответы.

Глава 1. Искусство златоустовской гравюры на стали в XIX веке

1. 1. Основание Златоустовской оружейной фабрики

Орнаменты гравировали на холодном оружии в Европе и Азии с давних времен. Традиция украшать холодное оружие зародилась на Востоке. Украшение золотом было характерно для Индии и Персии, серебром – для Кавказа и Малой Азии, медью – для Северной Африки. Под влиянием Востока оружие стали украшать и в Европе: клинки мечей украшались гербами и символами, девизами и именами владельцев. А Урал в то время славился чугунными пушками, а не драгоценными клинками. Но после победы над Наполеоном в Отечественной войне к русскому офицерству было особое отношение. Их сабли, шпаги, палаши и прочее оружие должны были своим великолепием и надежностью отразить и подчеркнуть статус армии в России того времени.

К началу XIX века перед правительством России встал вопрос о создании фабрики холодного оружия. Войны следовали одна за другой. Оружия требовалось много, причём, стандартного и качественного. 15 декабря 1815 года состоялось официальное открытие «Фабрики дела белого оружия, разных стальных и железных изделий», которая должна была стать главным производителем отечественного холодного оружия для российской армии и флота. Ю.П.Окунцов, эксперт Росохранкультуры по холодному и огнестрельному оружию, утверждает, что Златоустовская оружейная фабрика – единственное в России предприятие, специализировавшееся на производстве холодного (как тогда говорили «белого») оружия. Решение «об учреждении оружейной фабрики с помощью вызванных иностранных оружейников» принял кабинет министров и утвердил император Александр I, считавший эту фабрику своим детищем. В журнале заседаний Комитета министров есть следующая запись: «Комитет, приняв во уважение ту пользу, которая произойти должна от укоренения в России искусства, через вызванных из Солингена мастеров, делать белое оружие и разные вещи из стали, ни мало не уступающие добротою, выделываемым в самом Солингене, как знаменитейшем месте в Европе» [15]. В XVIII веке производство на оружейных мастерских Золингена стало сокращаться, а после войны с Наполеоном и вовсе настали трудные времена, забытые и невостребованные в своём отечестве мастера стремились попасть в Россию, где им были обещаны и предоставлялись очень выгодные условия.

Главным управляющим Златоустовскими заводами в ту пору был обер-бергмейстер Кляйнер, считавший, что завод в Златоусте более всего подходит к выпуску холодного оружия, но завод следует оставить «в настоящем виде, не делая перемен». Кляйнер не видел необходимости в приглашении иностранных мастеров: он отмечал, что мастера из окрестностей Золингена уже есть в Златоусте, но здешние русские лучше многих знают дело.

1.2. Появление нового искусства: немецкий опыт и русское мастерство

Первая партия иностранных мастеров прибыла в Златоуст в августе 1814 года. Был заключен контракт с Вильгельмом Николаем Шафом, специалистом по вытравке и позолоте клинков. Его старший сын Людвиг имел ту же специальность, а два младших сына учились лакировке кожаных ножен. Первые два года (1816 и 1817 годы) немецкие мастера были единственными в Златоусте, кто украшал оружие. Но правительство России предписывало «приложить всевозможные старания» для отказа от помощи иностранцев и передачи производства в руки русских мастеровых. Контракт обязывал Шафов с первых дней готовить учеников и передать подробное описание приготовления состава для золочения, но они уклонялись от выполнения своих обязанностей сколько могли, и только в 1818 году В.Шаф приступил к обучению граверному мастерству группы русских. Это были образованные, по тем временам, юноши, они имели способности к рисованию, после окончания главной заводской школы они работали в чертёжной мастерской. Бушуевы, Бояршиновы и Тележниковы были из семей потомственных иконописцев знаменитой Строгановской школы. Их отцы профессионально занимались живописью и передавали мастерство сыновьям, унаследовавшим их талант и ставшими настоящими художниками. Несложные приемы художественной обработки стали из арсенала немецких умельцев – вытравка после предварительной рисовки на клинках, синение, золочение стали с применением ртути («золочение через огонь») были освоены учениками очень быстро. И секрет золочения, который Шаф записал и попросил запечатать в конверт и не открывать до его отъезда на родину, был случайно обнаружен только через 60 лет, когда его содержимое уже давно не было тайной, ведь клинки, и не только, всё это время выпускались и украшались уже нашими, российскими мастерами. Огромным отличием и шагом вперёд по сравнению с немецким украшением оружия стало нанесение нашими мастерами богатых и разнообразных рисунков. Немецкие мастера применяли для украшения технологию, позволявшую передавать только контуры изображаемого: вся поверхность клинка покрывалась лаком (киноварью), по которому иглой процарапывался рисунок, далее изделие протравливали кислотой, поверхность клинка оставалась блестящей, а рисунок - матовым.[2] Вообще, немецкие традиции украшения клинка не шли дальше клейма мастера, хоть и расположенного на видном месте, слов «Сделано в Золингене», фирменных знаков, девизов и поговорок, отдельных предметов, гирлянд, иногда собираемых в одну рамку.

1.3. Иван Николаевич Бушуев – основоположник златоустовской школы гравюры

Русские «ученики» Шафов – Иван Бушуев, Иван Бояршинов - быстро освоили эти приемы и пошли дальше, впервые нанося кисточкой само изображение на металл лаком и протравливая весь клинок. Такой рисунок после травления выступал рельефно, приобретал объем. Появилась возможность создавать более сложные и красивые многофигурные картины – батальные сцены, мифологические сюжеты, сцены охоты на медведя и кабана. Например, на сабле «Бородинское сражение» разворачивается панорама баталии и фрагмент конного сражения, а на украшениях были перекрещенные сабли, копья, ножи, лавровые венки, барабаны, кивера. Не отказались мастера и от стальной иглы, позволявшей наносить дополнительные штрихи для большей выразительности рисунка. Характерно для златоустовских мастеров особое уважение к металлу, использование красоты металлической поверхности: гладко отполированной «белой» плоскости, узорного «дамаска» или литого булата.

Есть данные, что сюжеты рисунков в тот период П.П.Аносов придумывал совместно с И.Н.Бушуевым. Павел Свиньин после посещения фабрики в 1825 году писал в журнале «Отечественные записки»: «Мастер Иван Бушуев особенно прославился искусством в позолоте клинков. Он не только перенял в совершенстве от Шафов, привезших этот секрет из Золингена, но его ещё усовершенствовал. Из сравнения обыкновенной сабли Златоустовской с богатейшей саблей Солингеновской можно убедиться в превосходстве русского оружия над немецким. В Златоусте рисуются на клинках целые баталии и мифологические происшествия. Бушуев, молодой человек, обещает много хорошего, ибо имеет страсть к своему художеству и душу пылкую, сверх того он любит словесность и пописывает стишки» [15]. Ярко описано противостояние русских и немецких мастеров в сказе П.П.Бажова «Иванко-Крылатко». Павел Петрович пишет: «Нам и без немца было у кого поучиться. И сами, понятно, не без смекалки были, к чужому свое добавляли. Кто и мало в деле понимает, и тот по этим поделкам разберет, походит ли баран на беркута, - немецкая то есть работа на здешнюю» [21]. Одним из любимых мотивов И.Бушуева стал крылатый конь Пегас как символ творческого горения. Пегас стал верным хранителем и символом Златоуста, став основой герба города, причисляемого геральдиками к самым своеобразным и выразительным: он напоминает одновременно щит и разливочный ковш, и на этом фоне изображен стремительно летящий конь. Автор герба – скульптор Владимир Павлович Жариков – говорил, что «хотел подчеркнуть, что в городе булата и гравюры на стали труд одухотворен искусством» [1].

Шафы были ремесленниками высокого класса, прекрасно владели техникой вытравки, гравировки, позолоты. Но они не были художниками. Наши же мастера обладали серьёзной подготовкой в живописи и рисовании, были куда более образованными людьми, чем иностранцы. Бушуев и Бояршинов были унтер-шихмейстерами, т.е. имели государственный чин, а, как рассказывал нам краевед Ф.Н. Яблонский, Шафы, сколько не писали обращений, чин так и не получили.

Отделение украшенного оружия, являясь подразделением фабрики, представляло собой фабрику в миниатюре. Здесь занимались не только украшением. Мастера отделения ковали клинки, занимались их закалкой, шлифовкой и полировкой. (Эти стадии обработки сохранились до нашего времени. На «Златоустовском заводе оружейных специализированных сталей» мне показали лист, сопровождающий каждое изделие от начала до конца производства, где перечислены и эти этапы.) Кроме украшенного (как называет его краевед Ф.Н.Яблонский, «ковёрного») оружия, здесь готовили боевое офицерское оружие. Первоначально здесь трудились только немецкие мастера, с 1 апреля 1818 года директор фабрики А.Фурман заставил Вильгельма Шафа приступить к обучению русских мастеров, а уже 4 июня 1818 года Фурман сообщал министру финансов: «Сии ученики уже работают ничем не хуже своих учителей и без их малейшей помощи. Нынешнее оружие, красотою позолоты и чистотою оправки, далеко превосходит прежде сего посланное. Оружие наперёд сего посланное, всё без изъятия, было украшено иностранными мастерами Шафами, а в нынешнем, крайне малая часть токмо, их работы; почти всё украшено русскими учениками» [7]. Документы красноречивы: за два года Шафы украсили 100 клинков, а их ученики за 4 месяца (с марта по июнь 1818 года) изготовили 300 сабель и шпаг. Но в истории эти клинки сохранились под именем Шафов. Ф.Н. Яблонский рассказывал, что искусствовед М.Глинкин, подробно изучая историю для написания первой книги о гравюре «Златоустовская гравюра на стали» (1967 год), работал в архивах Эрмитажа в Ленинграде и видел клинки этого периода в экспозиции. Он с уверенностью утверждает, что с первого взгляда, по манере, стилю и рисунку, можно отличить клинки русских мастеров, но экспонаты подписаны в соответствии с клеймением: «Работа Шафов», ведь немцы считали себя руководителями художественной мастерской и заставляли своих подшефных ставить на обухе клинка клеймо «В.Шаф и сын» вплоть до 1823 года. Фёдор Николаевич надеется, что после тщательного исследования, искусствоведческой экспертизы, имена наших мастеров вернутся к экспонатам. В 1823 году Шафы, покидая Златоустовскую оружейную фабрику, признавались: «Коренной Золингеновский завод не в состоянии приуготовить такого оружия, какое уже сделано было в Златоусте».

Иван Николаевич Бушуев по праву считается основоположником златоустовской школы украшенного холодного оружия. Вершиной творчества Бушуева, его лебединной песней, стало так называемое «Древнее вооружение» - комплект рыцарских доспехов, создававшихся для наследника российского престола цесаревича Александра Николаевича. Работа над этими доспехами по эскизам Бушуева велась златоустовскими мастерами-оружейниками первой половины XIX века четыре года (с 1830 по 1834 г.г.). Работали скульпторы, резчики, полировщики, кузнецы и другие мастера, доводящие изделие до желаемого совершенства. При украшении доспехов были использованы все известные к тому времени и применявшиеся на Оружейной фабрике техники гравюры на металле – травление, синение, чернь, позолота, позволившие создать богатую цветовую гамму: желтый цвет – золото; белый – полированная сталь, серебро, никель; различные оттенки синего – воронение – «фирменный» бушуевский глубокий синий цвет. В 1834 году готовые доспехи были вручены четырнадцатилетнему наследнику престола, долгое время они хранились в Эрмитаже, а в 1928 году усилиями местных краеведов были переданы Златоустовскому краеведческому музею, в экспозиции которого находятся и сейчас.

Интересен процесс слияния западноевропейских традиций с новшествами русских мастеров. Результатом стало возникновение «златоустовского стиля», новой школы авторского украшения оружия, отличной от утвердившейся европейской школы. «Вы уже размышляли о том, какое значение имеет географическое место, где мы живём, для нашего творчества?» - такой вопрос задаёт Н.В.Лохтачёва, мастер златоустовской гравюры, и сама отвечает: « Мы живём на границе Европы и Азии и не хотим забывать, что не только наши горы, но и наше искусство – это мост между двумя континентами».

1.4. Генерал от металлургии Павел Петрович Аносов

Отдельно хочется остановиться на производстве металла для нужд оружейной фабрики. Достижения в области металлургии – безусловная заслуга российских специалистов, горных инженеров, ученых. Целая эпоха Златоустовских казённых заводов связана с учёным-металлургом Павлом Петровичем Аносовым. Блестяще окончив Горный кадетский корпус, Павел Петрович 21 декабря 1817 года приехал из Петербурга в Златоуст. П.П.Аносов внёс выдающийся вклад в науку о металле. Более полутора десятилетий он был горным начальником Златоустовских заводов, многое сделал для усовершенствования металлургического производства. Благодаря Аносову Златоуст с середины XIX века стал признанным центром российской качественной металлургии, где разрабатываются и внедряются многие новинки в этой области.

Талант учёного-экспериментатора, глубокие, обширные знания учёного и практика позволили П.П.Аносову разработать новые способы получения высококачественной литой стали, и тем самым заложить основы качественной металлургии. В 1831 году он впервые в мире применил микроскоп при изучении строения металлов. Десять лет отдал Аносов раскрытию тайны булата. Ему удалось получить образцы, которые по своему качеству не уступали легендарным дамасским булатам. Клинки, изготовленные из этих образцов, сгибались в кольцо и распрямлялись вновь, ими рубили гвозди, а острота лезвия была такой, что лёгкая ткань, подброшенная вверх, падая и касаясь его, распадалась. Секрет этих необыкновенных свойств – в технологии производства булата (высокоуглеродистой стали с аномальной структурой, выплавляемой в тиглях из очень чистых исходных материалов, и обладающей уникальным комплексом свойств: сочетание твёрдости с упругостью, необычайной остротой и стойкостью лезвия, красивым естественным узором на поверхности) или дамасской стали (дамаска) - искусственного или сварочного булата, по классификации П.ПАносова. П.П.Аносову и его соратнику Н.И.Швецову Павел Петрович Бажов посвятил сказ «Коренная тайность». Специалист предприятия, на котором я знакомился с процессом создания украшенных клинков, показал нам технологию изготовления металлической заготовки путем ковки пластин в несколько сложений (до 150-ти, трёхсот, шестисот и более слоёв) с последующим скручиванием, иной деформацией и последующей ковкой[3]. Далее из полученного образца делается заготовка, которая, пройдя ещё несколько стадий обработки, превращается в нож, кортик, кинжал или саблю. После этого клинок переходит к художникам и другим мастерам, создающим рукоятки, ножны и пр. Секрет уникальной режущей способности клинков из дамаска открывается под микроскопом – край лезвия представляет собой микропилу, возникающую за счет разной твёрдости слоёв металла.

Производство холодного оружия в Златоусте было организовано на высоком техническом уровне, технология отработана была в короткий срок, очень быстро златоустовское оружие приобрело мировую известность. Большой знаток металлургии и оружейного дела английский разведчик капитан Джеймс Аббот писал: «Общий недостаток европейских клинков состоит в том, что лезвие их никогда не может быть так остро, как если бы они выковывались из литой стали. Изобретательность господина Аносова восторжествовала над этим препятствием. Довольно сомнительно, найдётся ли хотя одна фабрика в целом мире, которая выдержала бы состязание со Златоустовскою в выделке оружия» [2].

1.4. Последователи бушуевских традиций. Златоустовская гравюра в конце XIX – начале XX века

Бушуевские традиции продолжил И.П.Бояршинов, работавший вместе с мастером. Он начал широко использовать при украшении клинков растительные орнаменты на основе уральских трав и цветов, сцены охоты и анималистические сюжеты.

В 1830-1840-х годах заметно снижается выпуск украшенного оружия. В целях сохранения штата цеха Оружейная фабрика по инициативе начальника Златоустовского горного округа П.П.Аносова приступает к выпуску украшенных бытовых предметов: подносов, ларцов, подсвечников, столовых приборов и прочего. Во второй половине XIX века значительно влияние реализма в искусстве на златоустовскую гравюру. Возрождаются сюжетные изображения на клинках, в орнаментах используются изображения отечественных цветов, плодов, трав. Очень популярны в это время предметы для охоты: особенно искусно и с большой фантазией украшаются клинки и ножны охотничьих ножей и кинжалов. Основная техника – насечка золотом и серебром по синему «таушированному»[4] (т.е. насеченному в разных направлениях) фону. В начале XX века в России сильно влияние модерна. Под его влиянием меняется и неповторимый орнамент златоустовских мастеров, он теряет свою воздушность и легкость, художники начинают использовать «стили»: «русский», «турецкий», «французский», когда для создания орнамента использовалось небольшое количество характерных элементов. В это время расширяется и круг выпускаемых изделий, рассчитанных на различные слои населения: Оружейная фабрика начинает выпуск столовых приборов, ножей для бумаги, топоров, спичечниц.

Глава 2. Златоустовская гравюра в XXXXI веках

2.1. Златоустовская гравюра в советский период

Сложные годы революционных событий 1917 года, гражданской войны, первых пятилеток также отразились на златоустовской гравюре. В 1919 году возрождается производство холодного оружия – теперь уже для Красной Армии. Клинки тех лет украшались орнаментом, надписями, миниатюрами. Часто они преподносились солдатам революции как именное оружие. Шашки образца 1927 года выпускались в двух вариантах – для командного состава и рядовых красноармейцев. Украшение состояло из серпа и молота на эфесе и букв «СССР» в обрамлении растительного орнамента. В начале 1920-х годов решили переименовать город, поскольку в новом мире религии места не было, а Златоуст назван по имени святителя Иоанна Златоуста. Настолько сильно связана история этого города с металлургией, что большинство рассмотренных предложений были связаны с производством сталей: Нержавстальск, Сталемартовск, Нержавельск, Мартеновск и даже Семрабтрудоуралметгорск. К счастью, ВЦИК местную идею о переименовании в Сталинск-на-Урале или Сталиногорск не поддержал, и Златоуст остался Златоустом. Первым в златоустовскую гравюру ввёл советскую тематику Дмитрий Яковлев (значок Всероссийского Союза рабочих металлистов, 1923) и внёс в технику гравюры синь с полутонами.

Противоречивым и трудным стал период 1930-1980-х годов. Производство художественных изделий по старым образцам было постепенно прекращено. С середины 1930-х годов художественное отделение Златоустовского механического завода (бывшая Оружейная фабрика) перешло на выпуск стальных пластин-панно с копиями популярных картин или пейзажами[5]. Техника гравировки использовалась довольно примитивная, процесс сводился к механическому переносу изображения на стальную пластину и тиражированию образца. Из элементов украшения практически исчезает орнамент, гравюра утрачивает традиционно прикладной характер, отходит от миниатюры, принимает новые формы и размеры. Уникальное искусство постепенно утратило возвышенность и художественную ценность в угоду «суровому» стилю. Новые технологии не дополняли старые традиции, а подменяли их. Зачастую из всех стадий обработки металла остаётся только травление, получается рельефный рисунок на металле в одной цветовой гамме, без синения (воронения), золочения и пр. Но качество клинков оставалось всегда на высоком уровне, не зря все участники легендарных полярных экспедиций Шмидта были снабжены ножами, изготовленными в Златоусте по специальному заказу.

В 1930-1940-е годы, в соответствии с требованиями времени, основными мотивами стали индустриальные пейзажи и портреты вождей. Украшенные топорики использовались в качестве почетных наград лучшим рабочим. Сюжетами для декорирования служили панорамы завода, уральские пейзажи, портреты В.И.Ленина.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов художественное отделение возрождает выпуск холодного наградного оружия. Украшенные художниками Златоуста шашки, кинжалы, кортики вручались, как заслуженная награда, советским полководцам. Златоустовские клинки были преподнесены Верховному Главнокомандующему И.В.Сталину и легендарному маршалу Победы Г.К.Жукову. На фронт бойцам-заводчанам часто в посылках отправляли портсигары из златоустовской стали, украшенные травленым рисунком. В 1942 году оружейники начали выпуск «ножа кинжального», в литературе названном ножом разведчика или десантным ножом. Гитлеровцы прозвали его «шварцмессер» - «чёрный нож»[6], поскольку рукоять и ножны были покрашены чёрным лаком, а лезвие было из воронёной стали, и боялись рукопашной – ножи не подводили советских солдат-разведчиков.

В послевоенные годы возвращается утилитарное направление в гравюре: кроме настольных пластин, возобновился выпуск бытовых украшенных предметов – ножей для разрезания книг, вешалок, фоторамок.

В 1950-х годах новое поколение художников-граверов выступило с инициативой возрождения орнаментального искусства украшения прикладных вещей. Наиболее интересной работой этого периода стали два меча, выполненные Г.М.Берсенёвым в 1958 году к Международной выставке в Пловдиве (Болгария). Оба меча сейчас находятся в коллекции городского краеведческого музея. В 1960-1980-х годах коллектив цеха, занимающегося гравюрой, пробует новые виды и формы бытовых вещей, ищет новый художественный стиль, отличный от «сурового» стиля тридцатых-сороковых годов. Начинается выпуск шкатулок, приборов для вина, стаканчиков для карандашей, тарелочек, вымпелов, призов победителям социалистического соревнования. Продолжается выпуск ставших традиционными панно. Орнаментальность в этот период практически забыта: в качестве декоративных мотивов художники используют советскую символику, пейзажи, жанровые сценки. В 1964 году вводятся эталонные образцы изделий, утверждаемые на областном художественном совете. После утверждения образцы становились эталоном, который затем тиражировался тысячами экземпляров. Мастера златоустовской гравюры были разделены на художников, создающих новые эталоны, и на ремесленников, копирующих эти эталоны в массовом производстве. Главным критерием при утверждении образца становятся не художественные достоинства, а простота рисунка, технологичность изготовления, доступность для массового тиражирования. На заводе была создана так называемая эталонная комната (ассортиментный кабинет) для хранения образцов, где за много лет была собрана история златоустовской гравюры не только советского периода.

В 1970-1980 годах определились четыре основных направления развития златоустовской гравюры на стали: украшение наградного и юбилейного оружия; украшение бытовых предметов; изготовление памятных призов, наград и сувениров в честь значительных дат и событий в жизни советского государства; массовое производство настенных и настольных панно[7].

Главным художником завода им. В.И.Ленина в этот период становится Г.М.Берсенёв, ставший первым из граверов Златоуста в 1982 году членом Союза художников СССР. Молодые художники, пришедшие в цех в эти годы, разрабатывают новые эскизы, появляются новые изделия в форме блюда, украшенные орнаментами по мотивам русской зимы, уральской природы, времен года (О.Аверкин, Н.Лохтачева). Как нам рассказал известный краевед, почётный гражданин города Златоуста Фёдор Николаевич Яблонский, к юбилею создания Златоустовской оружейной фабрики мастерами завода был создан клинок, который с обеих сторон украшали клейма всех мастеров, когда-либо работавших с украшенным оружием, начиная от Шафов и Бушуева и заканчивая современными именами. Этот клинок сейчас находится в фондах Златоустовского краеведческого музея, но увидеть нам его не удалось – большая часть музея сегодня реконструируется, а экспонаты находятся на различных выездных выставках.

2.2. Златоустовская гравюра в постсоветский период. Настоящее и будущее уникального уральского искусства

В настоящее время искусство гравюры на стали переживает новый подъём, возрастает известность и значимость этого искусства, расширяются сферы его применения. Если до 1990 года эти художники могли заниматься гравюрой на стали только на заводе им. В.И.Ленина (ранее – железоделательный завод Мосоловых, Оружейная мастерская, Златоустовский завод, Златоустовский механический завод, Златоустовский инструментальный завод-комбинат имени В.И.Ленина, позже – Златоустовский машиностроительный завод, ПО «Булат»), то, после распада творческого коллектива граверного цеха завода, они начали самостоятельную творческую деятельность в мастерских, практически одновременно появившихся в Златоусте: Мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК» в 1990 году создают супруги Лохтачёвы, художественная мастерская «Практика» (1991 год), мастерская «Формула» (1991 год) и другие. Сегодня в Златоусте уже не один цех украшенного оружия Златоустовской оружейной фабрики, как в XIX, и не художественное отделение и цех №16 Завода им. В.И.Ленина, как в XX веке. Более тридцати художественных мастерских работают сейчас в городе. Наиболее авторитетные и знаменитые мастерские по производству оружейной и сувенирной продукции из украшенного металла образовали в 2010 году по поручению губернатора Михаила Юревича Гильдию мастеров-оружейников Златоуста [3]. Таким образом, Златоуст сделал первый шаг к продвижению муниципального бренда (аналогично немецкому Золингену).

Я был в выставочных салонах Компании «АиР», «Златоустовской оружейной фабрики», «Росоружие», завод «Булат», мастерской «Оружейникъ». На «Златоустовском заводе оружейных специализированных сталей» я смог познакомиться со всем процессом производства украшенного оружия от заготовки «кованца» до готовых ножей и других изделий, выполненных в технике златоустовской гравюры на стали. Старинные способы ручной ковки и нанесения рисунка сочетаются с современными гальваническими процессами и созданием компьютерных макетов будущих изделий. Это, в основном, штучное производство, часто по индивидуальным заказам. Каждое изделие индивидуально – от выбора марки стали до украшения клинка, рукояти, ножен, выбора дизайна письменного прибора или нанесения рисунка на столовый прибор, упаковки.

Эти мастерские начали возрождать традиции XIX века, вернулись к прикладному характеру златоустовской гравюры, отошли от массового производства, каждое изделие изготавливается и украшается вручную, многие - в течение нескольких сотен часов работы мастера над одним предметом.

В художественной мастерской «Практика» работают представители трех поколений художников-оружейников. При изготовлении изделий художники используют те же приемы украшения и художественной обработки, которыми пользовались их знаменитые предшественники. Это позволяет говорить о преемственности и продолжении традиций Златоустовской школы украшенного холодного оружия. В творческой копилке «Практики» есть юбилейные кортики, посвященные 300-летию Флота России, 850-летию Москвы, шашки для Президентского полка, оформление интерьера самолета Президента России, наградное холодное оружие для Федеральной службы безопасности, шашки и кортики для Гвардии Казахстана и так далее [20]. Постановлением Гильдии Поставщиков Московского Кремля художественной мастерской «Практика» присвоено звание «Официальный Поставщик Московского Кремля» (современный аналог известного звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества»).

На каждом изделии ставится фирменный знак мастерской, фамилия автора и год изготовления. Каждое изделие имеет паспорт, содержащий информацию об авторе, времени изготовления, использованных материалах, видах обработки и краткое описание изделия. Все изделия поставляют в деревянных или кожаных футлярах.

Заключение

Немецкие оружейники в XIX веке вложили в фундамент оружейного златоустовского производства своё искусство ковки, закалки, шлифовки и полировки клинков, но златоустовские клинки превзошли золингеновские и прочие из-за качества стали и художественного украшения. Тогда же зародилось уникальное искусство, получившее имя города и ставшее известным всему миру - златоустовская гравюра на стали, о чём свидетельствуют слова П.ПАносова: «Вытравка и позолота клинков принадлежат более к изящным искусствам… Здесь нужны мастеру не одно знание приёмов и навык, но рисовальное искусство, образованный вкус и изобретательный дух. Вытравка и позолота на клинках достигла на Златоустовской фабрике большего совершенства, нежели в Солингене, ибо не одна позолота, но и идеи рисунков, украшают клинки, чего в Солингене никогда не было» [15].

В ходе работы над этим проектом я ставил перед собой несколько задач для успешной его реализации. У нас богатая домашняя библиотека по истории Златоуста: я знакомился с книгами, каталогами образцов продукции златоустовских мастерских, газетами, старыми открытками, сказами П.П.Бажова. Много интересного рассказали «кузюки»-старожилы, краеведы, сотрудники краеведческого музея. Говорят, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», поэтому мы объехали все выставочные салоны оружейных мастерских, где глаза разбегаются от обилия великолепных ножей, кинжалов, охотничьих наборов и пр. А как создаются эти потрясающие изделия, мне рассказали и показали в мастерской «Златоустовского завода оружейных специализированных сталей». Спасибо златоустовцам: они разрешили познакомиться с их домашними собраниями настенных панно, украшенных гравюрой предметов быта разных эпох, передающихся в семьях из поколения в поколение. Многие горожане рассказали истории появления в их семье этих предметов – подарки на юбилеи, памятные даты, вещи, служившие ещё их бабушкам и дедушкам, спасённые из сараев и чердаков, или, наоборот, не выдержавшие «условий эксплуатации», как набор для коньяка краеведа Фёдора Николаевича Яблонского, с которого от наливаемого напитка совсем сошла позолота.

В процессе работы моя гипотеза подтвердилась. Действительно, различные исторические эпохи неизбежно отражались на особенностях уральской гравюры, которая за два века прошла путь от зарождения к формированию самобытного златоустовского искусства изготовления и украшения холодного оружия. Безусловно, каждый период оставил след в истории златоустовской гравюры, одни эпохи чуть не погубили это искусство, другие, наоборот, возрождали. «Если ты покорил вершину, не смотри высокомерно вниз, как будто ты сам бог. Есть более высокие вершины» [19] - это слова Ивана Бушуева из драмы Константина Скворцова. Истинные мастера гравюры и сейчас отдают свои силы и душу этому уникальному, неповторимому искусству – златоустовской гравюре на стали – и покоряют новые вершины творчества.

Список использованной литературы

  1. Верзаков Н., Понуров В., Черноземцев В. Златоуст. Челябинск, 1979.
  2. Генерал от металлургии Павел Аносов / под ред. М.Е.Главацкого. Екатеринбург, 1999.
  3. Гильдия мастеров-оружейников Златоуста. Общие задачи. Цели и задачи проекта // URL: http://zlatmasters.ru/o-gildii/.
  4. Глинкин М. Златоустовская гравюра на стали. Челябинск, 1967.
  5. Денисова М. Художественное оружие XIX века Златоустовской оружейной фабрики. Москва, 1974
  6. Златоуст – город мастеров, СПб, 1999.
  7. Ковавшие славу горному краю / сост. Козлов А.В., Заева Л.П. Златоуст, 2011.
  8. Козлов А.В. Златоуст – город крылатого коня. Златоуст, 2004.
  9. Козлов А.В. Легенды и были Таганая. Златоуст, 2005.
  10. Козлов А.В. Таганай. Справочник-путеводитель. Миасс, 1995.
  11. Козлов А.В. Таганай – гора молодого месяца. Златоуст, 2011.
  12. Козлов А.В., Заева Л.П. С именем Златоуст. Златоуст, 2007.
  13. Мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК». Общая информация //URL: ttp://lik.ru/company/info/
  14. Немцы в Златоусте. Истории и судьбы // Златоустовский рабочий. Специальный выпуск №1-2. 18 декабря 2007.
  15. Окунцов Ю.П. Златоустовская оружейная фабрика. М., 2011.
  16. Рундквист Н.А. Сто дней на Урале. Екатеринбург, 1993.
  17. Рябков Ю.Б. Современное состояние Златоустовской гравюры на стали. Екатеринбург, 1993.
  18. Савенко Е.В. Путешествуем по Уралу. Екатеринбург, 2004.
  19. Скворцов К. Отечество мы не меняем. Челябинск, 2004.
  20. Художественная мастерская «Практика». Златоустовское украшенное оружие. Златоустовская гравюра на стали // URL: http://zlatoust.com/
  21. Черноскутов А.П., Шинкаренко Ю.В. Малахитовая шкатулка. В поисках новых ключей. Екатеринбург, 2011.
  22. Шадрина Т.В. Золотые россыпи былого // Материалы III краеведческой конференции. Златоуст: Златоустовский городской краеведческий музей, 2009.
  23. Шадрина Т.В. Золотые россыпи былого // Материалы IV краеведческой конференции. Златоуст: Златоустовский городской краеведческий музей, 2010.
Примечания
[1] См. Приложение 4
[2] См. Приложение 1, 2
[3] См. Приложение 4
[4] См. Приложение 1
[5] См. Приложение 1, 3
[6] См. Приложение 1
[7] См. Приложение 1, 3

Приложение 1. Сравнительная таблица развития златоустовской гравюры на стали в XIX - XXI вв.

1

2

3

4

Приложение 2. Образцы златоустовской гравюры на стали XIX в.

5

Приложение 3. Образцы златоустовской гравюры на стали XX - XXI вв.

6

Приложение 4. Иллюстрации производственного процесса гравюры на стали в оружейной мастерской г. Златоуста (фото автора)

7

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top