Юсупова С.А.

В последнее время в науке и государственной жизни достаточно широко рассматриваются проблемы самоуправления. Интерес к ним вызван политическими и экономическими процессами, которые происходят сегодня в обществе.

В настоящее время, когда созданы условия для организации общественных объединений, возникает необходимость изучение истории различных форм общественной самоорганизации, как показателя развития черт гражданского общества в России в период XIX начала XX века. И здесь прежде всего нужно обратить внимание на такие институты, которые не просто реформировались, а изменялись коренным образом. К таким органам относятся городские Думы. Изучение общественной организованной деятельности, состава и структуры органов самоуправления, направленной на реализацию интересов и потребностей отдельных социальных групп, слоев и сословии имеет определенное значение.

В связи со сказанным представляется весьма актуальным изучение вопросов состава городского самоуправления, как количественного, так и качественного. Это предопределяется, в частности, и тем, что именно в городах в настоящее время проживает большинство населения России, сосредоточена большая часть производственно – экономического, культурного и научного потенциала.

Проблемы, связанные со становлением и составом института местного самоуправления в нашей стране, включая городское самоуправление, уходят корнями в прошлое, без изучения которого сложно их решать. В связи с этим представляет интерес исторический опыт городских учреждений и общественного управления в городах России, начиная с 1870 года. Таким образом, актуальность темы работы обусловлена: недостаточной практической разработанностью проблем состава городского самоуправления, заключенная в важности выявлении нюансов персонального состава городских Дум Псковской губернии.

Актуальность данной темы в современной России обусловлена и активной гражданской позицией в политической жизни, выборами, избирательным правом. А также гендерным аспектом, который на сегодня является центральным организующим принципом общества – он создает разные социальные статусы людей, наделяет их теми или иными правами и обязанностями, обозначает социальные и политические возможностей.

Концепция "гендера", или "гендерных отношений", стала первой политической и социологической концепцией, рассматривающей женщину не в ее "природном", "естественном" качестве, не как биологическое существо, судьба которого предопределена его физиологическими особенностями, но как человека, т. е. существо социальное, со своими особым статусом, особыми социальными интересами, запросами, потребностями, стратегией социального поведения.

За мужчиной всегда было закреплено право на «внешнюю» деятельность, на освоение мира и господство над ним, а значит - на роль субъекта истории, а за женщиной - право на рождение и воспитание детей, на обустройство дома, быта, т. е. Право на то, что в новое время определяют как жизнь в сфере «частной»

Но возникновение нового отношения к женщине в западном обществе, появление женщин необычного типа в XIX веке стали известны и в России. Также начинается сходный процесс - процесс пробуждения в женщине личностного начала. Беда была в том, что власти не доверяли этим женщинам, как не доверяли всем мыслящим, образованным людям, обладавшим повышенной чуткостью к общественным проблемам. И женщины тоже входили в категорию "неблагонадежных", в которую попадали все, кто позволял себе открыто заявлять о нуждах народа, страны, критиковать правительство.

В настоящее время имеется множество литературы посвященной современным проблемам гендерных отношений в структурах власти(работы Айвазовой С.Г, одна из «Мужчина и женщина на выборах»). Но специальное исследование данного аспекта, приходящийся на XIX век не проводилось. Имеющиеся работы по данному периоду посвящены общей политической картине городского самоуправления XIX века (Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60-х – начале 90-х годов XIX в).

Поэтому престольного внимания требует освещения данная тема.

Посмотрим влияние законодательства II половины XIX века, («Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г. и Городовые положения 1870, 1892 года) на участие мужчин и женщин в городском самоуправлении, как общие моменты , так и частные на примере городских дум Псковской губернии.

Источниками по изучению данного аспекта стал архивный материал представленного ГАПО (ф. 20,79,185) в которых содержится избирательные списки и формулярные списки о службе городских голов и членов, а также Памятные книжки Псковской губернии, содержащие состав городских дум. Материалы отражают то, что городские думы II половины XIX векасоставляли лица мужского пола, как и на всей территории России этого периода. А что касается политических прав женщин, право голоса, право избирать, дающее возможность женщинам участвовать в политической жизни общества, к сожалению, женщинам пришлось пройти длительный путь перед тем, как получить эти права.

Начало истории органов местного самоуправления в России уходит своими корнями в XVII век, а заложил основу для их создания реформатор Петр I, когда в 1699 году, учредил бурмистрские избы и вывел их из под власти приказных чиновников, бесконтрольно кормившихся поборами с городского населения. В 1724 издается регламент, и теперь органы самоуправления получают новый виток развития, создаются городовые магистраты, заменившие бурмистрские избы. В полномочия местного органа входили судебные, полицейские, тюремные, хозяйственные, финансовые, школьные дела. Члены магистрата выбирались на сходах граждан, состоящие из состоятельных людей.

Следующий, пожалуй, самый важный этап в развитии самоуправлении приходится на время царствования Екатерины II. В ее правлении, указом появляется Псковская губерния. И именно ей принадлежит создание городских Дум. Датой их основания можно, считать 21 апреля 1785 год, так как они были учреждены «Грамотой на права и выгоды городам Российской империи». Вполне современно звучит ее основная мысль: «Города основаны не только для блага общественного: они, умножая государственные доходы, устройством свои доставляют подданным способы к приобретению имущества посредствам торговли, промыслов, рукоделия, ремесел»[1]

В вопросе о политических правах женщин субъекты государственной политики подчас имели противоположные точки зрения. Правительственные учреждения, представлявшие интересы монарха и централизованной власти, были однозначно против вовлечения женщин в общественно- политическую деятельность. Поэтому только в ходе Февральской революции женщинам предоставляются равные с мужчинами избирательные права.

Начнем поэтапно разбираться в данной проблеме, по мере введения того или иного законотворческого проекта на территории Российской империи

Первым законодательным актом, в котором при определении порядка выборов в органы местного самоуправления, упоминались «лица женского пола», стало «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г.

Глава II « Состав земских учреждений», ст 18. гласит что лица женского пола допускаются к выборам по доверенностям ст. 23 и 28 добавляют что, Сверх того, лица женского пола могут передавать своё право участия в выборах не только родственникам (отцам, мужьям, сыновьям, родным братьям), но и всяким другим лицам, если они соответствуют предъявленным требованиям ст. 17 , к допуску к выборам.

(Ст. 17. Не могут участвовать в избирательных съездах: а) лица моложе 25 лет; б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опороченныя по суду или общественному приговору, и г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России).

Мощный импульс развитию местного самоуправления был дан реформами второй половины ХIХ в. Увеличение численности населения городов, изменения в их социально-экономической структуре, возрастание роли городских центров в политической и культурной жизни – все это приводило к усложнению процессов жизнедеятельности городов, вызывало потребность в эффективной системе управления ими.[2]

В пореформенной политике царского правительства, объективная сущность которой заключалась в приспособлении к буржуазному развитию страны, в силу отмеченных выше причин важное место заняли вопросы, связанные с преобразованием городского управления и ведением городского хозяйства.[3]

В это время третий великий преобразователь России император Александр II, уже освободивший крестьян от крепостной неволи, учредивший земство и осуществивший судебную реформу 1866,года (по которой, в частности упразднялись городовые магистраты),внес значительные изменения и в городское самоуправление. Они готовились восемь лет и получили название Городской реформы. Новое Городовое Положение, утвержденное императором 16 июня 1870 года, было опубликовано в трех номерах Псковских губернских ведомостей за 1,8 и 15 августа. [4]

При разработке Городового положения 1870 года первостепенное значение придавалось организации системы выборов и закону об избирательных правах, во многом определявших круг избирателей и социальный состав городских дум. Никакой разъяснительной или агитационной работы в ходе подготовки выборов не проводилось. В Городовом положении не было особой статьи, предусматривающей порядок выдвижения кандидатов.

В гласные мог избираться довольно широкий круг горожан, имеющий право голоса на выборах, включая тех, кому оно принадлежит по доверенности.

Право голоса имели лица мужского пола достигшие 25 лет, являющиеся русскими подданными и уплачивающие городской налог с недвижимой собственности, торгово-промышленных заведений или со свидетельств на мелочный торг. Все избиратели вносились в общий список по убыванию уплачиваемых налогов. Затем список делился на три разряда. Выборы производились закрытой подачей голосов путем баллотировки шарами. Избранным считался тот, кто получал более половины голосов наличного числа избирателей. Если необходимое количество выбрать не удалось, назначалось новое собрание, которое приступало к выборам при любом числе избирателей.

В силу, Городовое положение 16 июня 1870 на территории Псковской губернии , вступило не единовременно, об этом свидетельствует такой факт как выборы и начало работы органа по новому законодательному акту. Так избирательный список в Псковскую городскую думу был напечатан в «Псковских губернских ведомостях» 17 октября 1870 г. Число жителей в Пскове составляло 12961 человек из них получили избирательные права 759 избирателей, в процентном соотношении 5,9 %, это говорит что избирательные права получила ничтожная часть городского населения. (Приложение№1) В первом разряде оказалось 25,во втором 89 , в третьем 645 налогоплательщиков. Каждый разряд выбирал в Псковскую городскую думу по 18 гласных. Выборы по новому закону на первое четырехлетие состоялись в конце 1870 года. При этом каждый избирательный разряд голосовал отдельно, в разные дни. 4 января 1871 г. новая дума собралась на первое заседание.

Думы же Псковской губернии начали работать по новому городскому положению в разные года. (Приложение№2)

Домовладельцы Великолуцкого уезда в собрании 23 февраля 1872 г. большинством, 49 голосов против 24, постановили о введении нового городового положения. В избирательном списке оказалось 523 лица, из них в 1 разряде 19, во втором 56, в третьем 448 налогоплательщиков. Каждый разряд выбирал в городскую думу по 12 гласных. Первое собрание состоялось 23 сентября 1872 года.

Обсуждая проект городской реформы, некоторые местные комиссии поднимали вопрос о участии женщинах в местном самоуправлении, и даже были предложения не только допуска к выборам, но и разрешить им занимать должности в органах городского самоуправления. Но итогом стало то, что по Городовому положению 1870 года, женщины не только лично не допускаются к избирательным урнам, но и ограничивается круг лиц, которым они могли передавать свои голоса. Теперь, женщины обладающие цензом, могли передавать свои полномочия только родственникам (отцам, мужьям, сыновьям зятьям, внукам, родным братьям и племянникам).

Наиболее красноречиво об избирательных правах женщин, и об отношении к желанию женщин участвовать в жизни города, свидетельствует такой исторический факт. В 1883 году во время выборов в Пскове на избирательный участок пришла жена купца А.А.Иевлева и проголосовала сама за себя. Мужчины – избиратели во главе с купцом гильдии В.Н.Хмелинским в знак протеста демонстративно покинули помещение. Позднее выборы были признаны не действительными, так как женщина не имела право голосовать.

Однако самостоятельность ,практическая деятельность городских дум к концу 80-х гг. перестали устраивать самодержавное правительство, поэтому главные принципы, заложенные в Городовом Положении 1870 г., были подвергнуты существенному пересмотру. В стране в конце 80-х начале 90-х гг. XIX в. проводятся реформы, в исторической литературе именуемые как контрреформы, ознаменовавшие переход царского правительства к новому курсу, включая и политику в отношении местного самоуправления. Что давало надежду на пересмотр избирательных прав. Но Новое Городовое Положение, введённое в действие именным "высочайшим" указом 11 июня 1892 г., подвергло изменению количественный ,социальный состав, заменив налоговый ценз на имущественный, что привело к резкому ограничению числа избирателей наиболее состоятельной частью.

Новое «Городовое Положение», введённое в действие именным "высочайшим" указом 11 июня 1892 г., сохранило весь комплекс вопросов, которыми городские думы занимались ранее. В целом нетронутой осталась и прежняя организация общественного управления. Однако в результате проведения реформы коренным образом менялся характер отношений между административной властью и думами, усиливалась опека над ними, резко сокращались пределы их самостоятельных действий

Согласно «Городовому Положению» 1892 года круг избирателей подвергся сильному сокращению. "Городское управление, – как оценивал его исследователь А.Г. Михайловский в 1908 г., – в совокупности превратилось в полуобщественное, полубюрократическое учреждение, лишённое самостоятельности, суженное в своей компетенции, поставленное под строгий административный надзор и являющееся представителем взглядов и интересов не всего городского населения, а лишь наиболее зажиточных горожан-собственников." [5] С помощью нового избирательного закона предполагалось ослабить в городских думах позиции купечества и торгово-промышленной буржуазии и увеличить роль дворянства, как наиболее образованного и состоятельного класса. К тому же дворянское сословие ,являлось социальной опорой царизма, проявляло полную лояльность существующему режиму. Избирательный закон 1892 года устранил недостаток, заменив налоговый ценз имущественным. Избирательное право согласно 24-35 ст. предоставлялось лицам и разного рода учреждениям, владеющим не менее года в городе недвижимым имуществом, с которого взимался определенный налог, и стоимость которого составлялся от 300 до 3000 рублей. Кроме владельцев недвижимых имуществ избирательное право получали лица и учреждения, содержащие торгово-промышленные предприятия по свидетельству 1-й и 2-й гильдию. Все остальные категории избирателей были устранены от выборов.

В целом порядок проведения выборов оставался прежний, но губернской администрации предоставлялось гораздо больше полномочии по контролю за их организацией и проведением. Губернатор утверждал дату выборов, разрешал производить деление избирательных собраний на участки и назначал в них председателей, определял порядок объявления во всеобщее сведение списков избирателей.

Несмотря на все выше перечисленное, после 1892 г. Дума стала более ограниченной в своей компетенции, она все-таки в общем отстояла свою прежнюю власть, в ней остался центр тяжести городского управления. Итак,«Городовое положение» 1892 г. в первую очередь следует расценивать как новую редакцию старого положения 1870 г., которое должно было улучшить , в рамках существующего политического и экономического строя, систему городского управления.

В список избирателей Псковской городской думы на новое четырехлетие с 1893 года оказалось 326, в том числе 15 юридических лиц. Такое небольшое количество не делили на разряды, они составляли одно избирательное собрание. Фактически 9 марта 1893 года на выборы явилось 67 человек, имевших 74 голосов с учетом полученных доверенностей. Выбрали 32 гласных и 7 кандидатов на случаи выбытия гласных из основного состава.

Рассмотрим состав гласных дум в Псковской губернии по городовому положению 1892. Здесь, в отличии введения предшествующего законодательства, оно начинает единовременно действовать на территории Псковской губернии с 1893. По итогам выборов: в Опоченцкую и Холмскую городскую думу избрано 30 гласных, в Островскую и Новоржевскую – 29, Порховскую - 25 гласных. (Приложение №3)

В отношении женщин, городовое положения 1892 года сохранило прежнее положение в избирательных правах женщин, которые не могли участвовать в выборах лично, но имели возможность передать свой голос близким родственникам.

Так в одном из отчетов городского головы Новоржевской городской думы Псковской губернии, его превосходительству господину псковскому губернатору( ф.79 опись 2,ед 31), был упомянуто событие, касающееся избирательной кампании, и участие в нем женщины. Новоржевский 2-й гильдии купец М.В. Черноцкий, прибывший в избирательное собрание для участия в выборах гласных по личному праву и по письменному уполномочию тетки его Т.М.Даниловичевой, был допущен только по личному праву, так как стали известен факт, тётка не есть родная, что противоречит 26 статье Городского положения 1892 г., право распространяется только на родных племянников.

Обратимся к избирательному списку в Новоржевскую городскую думу составленного 1893 г.Среди лиц мужского пола , имелись и женского. В 1 разряд, владеющие недвижимым имуществом в городе стоящие по оценке не менее 300 рублей, вошли вдовапротоиерея Ирина Павлова Юнковская, имущество которой оценено на 1550 рублей и купеческая вдова А.И.Шастовская , 3875 рублей. Всего в списке 120 человек. Во 2 разряде содержатели торгово-промышленных предприятий в городе, состояла мещанка Федосья С. Спицнадель. Всего 139 (Ф79, опись 2) Видим что женщины были занесены в список, что говорит о их имущественной состоятельности, но по- прежнему голосовать могли через представительство.

По закону 1892 года выборы в Псковскую городскую думу проводились 6 раз. Последние состоялись 19 марта 1913 года. Из 500 избирателей пришли 200 с 206 голосами и выбрали 44 гласных. Когда закончилось это четырехлетие, Псковская городская дума на заседании 16 февраля 1917 года признала настоящий момент неподходящим для выборов и ходатайствовала об их отсрочки.

Итогами борьбы женщин за свои права, и конечно же за избирательные права, стало то что женщины получают право принять участие в голосовании при формировании органов местного самоуправления по новым законам о выборах в земства и городские думы 1917 г. В постановлениях Временного правительства « О производстве выборов гласных городских дум» и «О выборе волостных земских гласных» говорилось о том, что « правом участия в выборах гласных пользуются Российские граждане обоего пола, всех национальностей и вероисповеданий…»

Тем не менее, женщины- кандидаты встречались в избирательных списках крайне редко, что свидетельствовало о сложившихся в общественном сознании стереотипах, ориентирующих женщину на семью, а также о существовавшем в обществе недоверии к женщинам и их способностям полноценно решать вопросы государственной политики

Таким образом, изучив законодательную базуII половины XIX века,можно говорить о том, что она ограничивала участие женщин в городском самоуправлении, в свою очередь для мужского населения ограничения были лишь в имущественном и возрастном цензе.

Литература

1. Айвазова С.Г, «Мужчина и женщина на выборах» Гендерный анализ избирательных кампаний в России в 1999 и 2000 гг. - Москва , 2000.

2. Пульхеров, А.И. Великолукское городское общественное управление 1785- 1891 гг.Историческое обозрение. – Великие Луки, 2012. С. 70-109.

3. Нардова , В.А. Городское самоуправление в России в 60-х – начале 90-х гг. XIX в.: правительственная политика. – Ленинград , 1984. 260 с.

Периодические издания

1. Огнева Л. Губернский город Псков // Псковская правда. 1993. 14 мая

2. Левин Н. Из истории Псковской Городской Думы // Новости Пскова. 1996. 11июля.

3. Журавлева Т.Н. Первая избирательная кампания в Псковской губернии // Псковские хроники: Стерх. 2003. 31 января. № 11. С 6.

Источники

I. Неопубликованные

1. ГАПО. Ф. 79. Оп. 2. Д. 29. О введении в г. Пскове городского положения от 11 июня 1892 г. л.95

Ф. 79. Оп. 2.Д. 30. О введении в г. Холме городского положения от 11 июня 1892 г. л.87

Ф. 79. Оп. 2 Д.31. О введении в г. Новоржеве городского положения от 11 июня 1892 г. л. 70

Ф. 79. Оп. 3. Д. 58 (а) Дело о выборе гласных в Холмскую городскую думу. 1913г. л.57

Ф. 79. Оп. 2. Д. 1503. Дело в выборе гласных в Великолукскую городскую думу на 4 четырехлетие с 1913 г. л.39

2. ГАПО. Ф.20. Оп.1. Д. 2228. Дело о выборах гласных в Порховскую городскую думу на 2 четырехлетие. 1878 . л.93.

3. ГАПО. Ф. 185.Оп. 1. Д.202. Об избрании на городские должности и списки баллотированных на эти должности. 1871г. л.105

Ф. 185.Оп. 1 .Д. 237. Список о лицах баллотированных на городские должности 1873 г. л.20

II. Опубликованные

1. Памятная книжка Псковской губернии на 1872 год. Выпуск первый.

Псков: Типография Псковского Губернского правления, 1872. 159 с.

2. Памятная книжка Псковской губернии на 1893 год. Выпуск первый.

Псков: Типография Псковского Губернского правления, 1893. 106 с.

3. Памятная книжка Псковской губернии на 1893. год. Выпуск первый.

Псков: Типография Псковского Губернского правления, 1895. 269 с

Приложение №1

1

Приложение № 2

2

Приложение № 3

3

 Примечания

[1] Левин, Н. Ф. Из истории Псковской городской Думы //Новости Пскова. – 1996. – 11 июля.

[2] Нардова, В. А. Городское самоуправление в России в 60-х – начале 90-х годов XIX в. – Ленинград. 1984. – С. 11.

[3] Нардова, В. А. Городское самоуправление в России в 60-х – начале 90-х годов XIX в. – Ленинград. 1984. – С. 3.

[4] Левин, Н. Ф. Из истории Псковской городской Думы //Новости Пскова. – 1996. – 11 июля.

[5] Михайловский, А.Г. Реформа городского самоуправления в России. - Москва, 1908. – С.18.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top