Косотина М.А.

Введение

Работа посвящена становлению трёх сверхдержав в послевоенный период с 1940-х по 1970-ые годы и их взаимоотношениям на протяжении десятилетия, которое обусловило формирование стратегического треугольника на мировой арене. Особое внимание уделено позиции СССР и внешним факторам, обусловившим его внешнеполитический курс. Возвышение трех государств обозначило новые центры в мировой политике и экономике, что объясняет появление ряда вопросов о международной обстановке того периода и причинах формирования треугольника, который имеет не столь глобальное, но всё же мировое значение и на сегодняшний день. В прошлом году произошло три важных события: выборы президента в России, переизбрание президента Обамы, а также избрание нового генерального секретаря ЦК КПК. Это ставит вопрос о взаимоотношениях и балансе сил в мире на повестку дня. На сегодняшний день ведутся дискуссии о политических и экономических перспективах уже сформировавшегося треугольника и места России в нём. Прежде всего, образование стратегического треугольника подразумевает становления новой системы взаимозависимостей и взаимовлияния нескольких крупных государств. В целом, отношения между США, КНР и СССР представляют собой сложный механизм интересов и противоречий в области экономики, политики и вооружения.

Существует несколько точек зрения на разделение мира по полюсам. Основой остаётся наличие двух идеологических блоков, противоборствующих друг другу. К их главным представителям относят США и СССР. Другие же державы относят к второстепенным, включая Китай, Японию и другие накапливающие мощь государства. Это самая распространённая позиция по этому вопросу. Вопросы конфронтации США и СССР в послевоенный период рассматривались в работах большинства историков, что позволяет нам говорить о хорошо изученном вопросе ядерного разоружения этих государств, так как этот вопрос остаётся актуальным. Важные меры, предпринятые в 60-70 –ые годы, включающие в себя договорённости и соглашения по ядерному вопросу, обеспечивают безопасность в мире и на сегодняшний день. Безусловно, пересмотр соглашений и новое положение стратегических сил в современном мире оставляет этот вопрос одним из важнейших факторов международных отношений. В то же время, можно утверждать, что основы взаимоотношений по ядерному вооружению были заложены именно в 60-70–ые годы. В своей работе мы постарались изложить процесс формирования стратегических отношений не только с точки зрения преимущества вооружения, но и общей ситуации на карте, учитывая геополитический аспект и политический авторитет трёх держав.

Обобщённая характеристика международных отношений США, СССР и КНРв 1940-1950 годы

Вторая мировая война изменила сложившуюся ситуацию на мировой арене. На повестку дня встали вопросы о послевоенном урегулировании международных отношений. Тогда же начинается формирование идеологических полюсов, тем самым мир раскололся на два лагеря. Биполярность обеспечивалась противостоянием двух сверхдержав США и СССР. В феврале 1950 года был подписан договор между КНР и СССР о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, регламентирующий оказание военной помощи в случае войны. Предпосылкой к нему стало создание 1 октября 1949 года Китайской Народной Республики во главе с самой многочисленной партийной организацией мира - Коммунистической партией Китая, конечной целью которой являлось построение социализма. СССР, разумеется, стал первой страной, признавшей новое государство, следствием чего стало установление дипломатических отношений между государствами 2 октября 1949 года. Сближение СССР и КНР «было неоднозначно воспринято США, поскольку с 1945 г. между американскими представителями и КПК происходили контакты, во время которых Мао Цзэдун высказывался за нормализацию отношений с Вашингтоном».[1] Период 1950—1960-х годов характеризуется для США и Китая обострением отношений, касающихся тайваньского вопроса. Тайвань в те годы был под руководством партии Гоминьдан во главе с генералиссимусом Чан Кайши. Гоминьдан вёл борьбу с социализмом и коммунизмом, тем самым встретив союзника в лице США, оказавшего поддержку Тайваню в военных действиях с КНР. Итогом войны между Тайванем и Китаем стало формирование двух Китаев. 1950 г. ознаменовался началом Корейской войны. Корейская война ещё больше накалила атмосферу. «В Соединенных штатах её рассматривали как подтверждение мифа об огромном коммунистическом заговоре с целью завоевания всего мира.»[2] В связи с этим США, пытаясь утвердить позиции, ввели войска в Тайвань. И в 1954 г. США заключили с тайваньским правительством договор о взаимной безопасности, по которому брало на себя обязательство защищать территории острова от вторжений. Вопрос Тайваня в то время был крайне важным. Полёты американской разведки, нарушение морских границ КНР приводило к расширению конфликта и сопровождалось протестами со стороны КНР. Спустя время, Пекин демонстрировал попытки вернуть Тайвань из-под влияния США и объявил протест против охраны военно-морским флотом США морских территорий Тайваня. («Первое серьезное предупреждение» правительства КНР). Но бесплодные предупреждения правительства КНР не оказывали должного действия, т.к. заведомо было ясно, что Китай не в силах бороться с интересами США. В связи с этими событиями, начинает формироваться трёхстороннее противостояние держав и формирование двух полюсов, с одной стороны – СССР и КНР, с другой - США. Корейская война 1950-1953 годов оказала влияние на отношения СССР, США и КНР. В период войны Корея была разделена на два государства – республику Корею и Корейскую Народно - Демократическую Республику. Условно границей считалась 38 параллель. Агрессором стал север. Ни одна из сверхдержав не торопилась ввязываться в войну. КНДР имела зависимость от Советского Союза, как и Южная Корея в свою очередь от США. Но эта зависимость не была столь сильной, чтобы контролировать ход военных действий. Согласно «тихоокеанскому периметру безопасности» США, Корея фактически входила в национальные интересы Соединённых Штатов, что обращало особое внимание на позицию СССР в этом регионе. Ситуация в Корее сразу же стала важным предметом обсуждения на заседании Совета Безопасности ООН. Решением стала рекомендация отказа помощи Северной Корее, чтобы не допустить окончательное падение Сеула и Южной Кореи в целом. «27 июня, не дожидаясь повторного обсуждения корейского вопроса в ООН, президент Г. Трумэн отдал приказ американским вооружённым силам на Дальнем Востоке оказать помощь южнокорейцам». [3] Другими словами, американские войска были введены под эгидой ООН. Поддержку оказали и другие государства: Великобритания, Франция, Австрия, Канада, Новая Зеландия, Бельгия, Таиланд, Турция и Филиппины. Вследствие чего, СССР подтолкнул КНР включиться в войну, тем самым оказав помощь КНДР. Военная поддержка Советского Союза заключалась в организации отпора военной агрессии США: предоставлении техники, а в частности, самолётов-истребителей, военных специалистов, обучении корейских солдат. По мнению старшего научного сотрудника ИВ РАН, кандидата исторических наук А.В. Воронцова: «Одним из решающих событий в ходе войны в Корее стало вступление в неё КНР 19 октября 1950 года, что практически спасло от военного разгрома находившуюся в тот период в критическом положении КНДР». Действительно, положение КНДР в период войны было крайне критическим, после предпринятого наступления американскими войсками на север, вследствие которого чуть ли не была взята столица КНДР г. Пхеньян. Но за счёт численного превосходства, китайские войска 4 января 1951 года взяли г.Сеул и вытеснили вражеские войска с территории КНДР. Вступление Китая в войну имело огромное значение, прежде всего это разрядило обстановку и уравновесило силы на определённый период. Вследствие чего началась война двух фронтов. С одной стороны- Китай, с другой- войска под эгидой ООН. Таким образом, мы можем говорить о том, что Китай оказал своё влияние на ход Корейской войны, имевшей большое значение для США и СССР. Теперь 2 сверхдержавы были вынуждены рассматривать КНР как нового стратегического партнёра. В конечном счёте, результатом длительных переговоров стало соглашение о перемирии 1953 года, которое так и не оформилось в мирный договор. На протяжении войны Америка воздерживалась от прямых военных столкновений с Советским Союзом, чтобы не провоцировать вооружённого конфликта с соразмерной державой. Создание НАТО и ОВД стало ещё одним проявлением конфронтационности двух держав.

Стремление КНР быть независимыми от влияния СССР начало проявляться уже в 50-х годах, что может говорить об ускоренных темпах становления КНР как новой сверхдержавы.

Можно говорить и о том, что Корейская война – это война прежде всего между двумя классово противоположенными лагерями – капитализмом и социализмом, а точнее между двумя державами – СССР и США, которые косвенно вели борьбу на Корейском полуострове, чтобы доказать своё превосходство. Агрессором выступало США, и «Доктрина Трумэна» стала подтверждением захватнических настроений Соединённых штатов.

В 1949 году была создана Организация Североатлантического Договора (НАТО), включавшая двенадцать государств: США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия, Португалия и предусматривающая коллективную безопасность и взаимную защиту стран-членов от внешних угроз. «Главным источником угроз в то время считался Советский Союз.»[4]

Поскольку 1949 год ознаменовался также расколом Германии на два государства: ФРГ и ГДР, то США, Великобритания и Франция были заинтересованы в укреплении отношений с западной частью Германии, а то есть с ФРГ. Следствием этого стало вступление ФРГ в НАТО в 1955 году. Ответным шагом стало создание Организации Варшавского договора, объединившей все европейские социалистические страны, за исключением Югославии, по причине того, что Югославия, являясь участником движения неприсоединения, заключила договор с США в 1948 году. Отношения с СССР были восстановлены через два года, но о союзнических отношениях речи идти не могло. Противоречия Западных держав и СССР возникали по вопросу объединения Германии. Первые находили верным автоматическое вхождение ГДР в ФРГ, тогда как Советский Союз был против. Период 40-50-ых годов именуется как период деколонизации. США первыми бросили вызов этому процессу. На Женевских совещаниях, состоявшихся в 1954-1955 годах с участием министров иностранных дел СССР, США, КНР, Великобритании, Франции и др., стороны добивались решения проблем в свою пользу.

Прежде всего, целью совещания стало рассмотрение вопросов о мирном урегулировании ситуации в Корее, восстановления мира в Индокитае, объединении Германии, безопасности в Европе и контроля над ядерным оружием. Переговоры в Женеве способствовали разрядке напряжённости, было принято соглашение ограничить гонку вооружений. По корейскому вопросу какого-либо соглашения достигнуто так и не было. США настаивало на распространение на всей территории Кореи капиталистического режима, зависимого от США, тем самым предложения о демократическом урегулировании вопроса, предлагаемые в том числе и советскими представителями, не рассматривались как должные.

В связи со смертью И. В. Сталина в 1953 году, Запад ожидал последовательных изменений во внешней политике Советского Союза.

И изменения последовали. «Наибольшие надежды связывались с XX съездом КПСС в 1956 году.»[5] На нём Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв выступил с критикой культа личности Сталина. Серьёзные противоречия внутри социалистического блока возникли в связи с выходом из ОВД Албании, причиной тому стало нарастание дестанилизации в Советской России, тем самым нарастала критика политики Хрущёва. Таким образом, выход одной страны в значительной мере потряс основы ОВД. С конца 1950-х годов отношения между КНР и СССР также становились более напряжёнными. В КНР не одобряли новый курс Советского правительства на сближение с США. Китай нуждался в экономическом подъёме страны, учитывая гражданскую и Корейскую войны. В связи с этим был взят курс на индустриализацию страны в кротчайшие сроки и без одобрения СССР. Обострение отношений между КНР и СССР также было связано с негативным отношением Мао Цзэдуна к политике Н. Хрущёва, а в частности, к критике культа личности Сталина.

Новое десятилетие (60-ые) началось с конфликта между СССР и США, причиной тому стало вторжение американского разведочного самолёта У-2 в воздушное пространство Советского Союза, тем самым нарушившего Государственную границу СССР. Этот инцидент нарушил наметившийся процесс советско-американского сближения.

8 ноября 1960 года Джон Кеннеди стал президентом США. Многие историки сходятся на том, что во внешней политике Кеннеди взял за основу доктрину так называемого «гибкого реагирования», сформулированную генералом М. Тейлором. Главный смысл доктрины заключался в том, чтобы США реагировали на любые ситуации в международных отношениях, которые могли привести к войне.

«В соответствии с этой доктриной в Соединённых Штатах усилилась гонка ядерного и обычного оружия.»[6] США прекратили дипломатические и экономические отношения с Кубой, после установления на острове нового режима и прихода к власти в 1959 году Ф. Кастро. США и Куба были связаны в экономическом смысле, прежде всего за счёта огромного экспорта из Кубы сахара, поэтому иногда можно встретить оценку Кубы, как ещё одного штата Америки. Экспансия Соединённых штатов на острове была велика, но в связи с приходом к власти Ф. Кастро, правительство Кубы выступило за восстановление дипломатических отношений с СССР. Для защиты от возможного нападения американцев, в августе 1962 года было подписано советско-кубинское соглашение, по которому СССР поставляло на остров оружие. Кроме этого, Н. Хрущёв разместил ядерные ракеты на Кубе по аналогии с американскими ракетными установками на территории Италии, ФРГ и Турции. Эта акция считалась засекреченной, но спецслужбы США донесли сведения о советских ракетных установках президенту Штатов. Ситуация была крайне напряжённой, так как Дж. Кеннеди оставил вопрос о выводе ядерных ракет с острова, угрожая вооружённым решением конфликта. В ходе переговоров бы достигнут консенсус: Москва вывозит свои ракеты в обмен на гарантии безопасности Кубы, а также вывоз американских ракет с баз Турции. Значимость этого события состоит в том, что державы своевременно осознали серьёзность ситуации и в условиях «холодной войны» всё же смогли найти компромисс, тем самым избежав начала Третей мировой войны.

После убийства Дж.Кеннеди, на пост президента США пришёл Линдон Джонсон. С его приходом к власти начинается путь на сближение, поиск новых соглашений, в частности касающихся уменьшения риска ядерных столкновений. В 1962 году была принята резолюция от 14 декабря по вопросу о созыве конференции для подписания конвенции о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия , где рассматривались вопросы о всеобщем и полном разоружении, а также вопрос международного сотрудничества в использовании космического пространства в мирных целях. Процесс разрядки в советско-американских отношениях в литературе часто именуется как «обоюдная ответственность за сохранение мира во всём мире». Что касается КНР и СССР, то с 1962 года в отношениях наблюдалась напряжённость. Причиной тому стали вопросы о государственных границах, которые оспаривало правительство Китая. Статус ядерной державы Китай получил в 1964 году, после ядерных испытаний «во имя… защиты суверенитета, против угроз США и великодержавности СССР», вселявшие Пекину уверенность в возможности проводить самостоятельную политику независимо от мнения Москвы или Вашингтона».[7] Формальным разрывом отношений между двумя коммунистическими партиями считается отказ КПК направить делегацию для участия в XXIII съезде КПСС в 1966 году. Таким образом, Китай оказался «между двух огней», встав на путь противостояния одновременно и США и СССР. В свою очередь СССР заключил договор с Монголией о дружбе, сотрудничеств и взаимопомощи в 1966 году. Важно отметить, что в 50-е годы большая часть вооружения и военного снаряжения в Китай поступала из СССР. Но в связи с напряжённостью в отношениях, помощь была прекращена, и постепенно Китай стал самостоятельно обеспечивать армию вооружением.

15 июля 1963 года в рамках разрядки между США и СССР был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (между США, СССР и Великобританией). Этот договор приобретает значимость, в связи с тем, что его целью является не только запрет испытаний, но и создание препятствия на пути к созданию ядерного оружия теми странами, которые им не обладали. Соответственно, страны, обладающие таковым, теряют возможность разработать новое или усовершенствовать уже созданное оружие. Франция и Китай отказались подписать договор, возможно по причине того, что ядерный потенциал страны ещё не настолько модернизирован, насколько усовершенствовали свои технологии США или СССР, так как у этих держав оно появилось значительно ранее. В конечном счёте все страны сошлись на мнении о сокращении рисков ядерных вооружённых столкновениях. В связи с этим, можно говорить о том, что этот договор имел не только практическое, но и морально-психологическое значение. Накал вокруг вопросов ядерного оружия несколько прояснился.

Уже к середине 60-х годов США и КНР идут на сближение, главным образом этому посодействовала общая политическая ситуация в мире и война во Вьетнаме. КНР поддерживали коммунистический режим в ДРВ. Кроме этого, вопрос о Тайване всё ещё не был окончательно согласован.

Важным шагом для стабилизации и разрядки международной обстановки стало подписание договора в 1968 году о нераспространении ядерного оружия. Китай отказался присоединиться к этому соглашению. Это ещё больше обострило и без того напряжённые отношения между СССР и КНР. 2 и 15 марта 1969 года происходили пограничные столкновения между Китаем и СССР на о. Даманском на р. Уссури. Эти конфликты не были продолжительными, но оказали существенное влияние на отношения между державами. К лету 1969 года возросла угроза войны между СССР и КНР. Главным предметом споров оставались пограничные вопросы. Благодаря дипломатическим усилиям СССР удалось частично разрядить напряжённость. Во время визита председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина в Пекин, было изложено стремление сторон начать переговоры по пограничным вопросам.

Начало потепления в отношениях между «вершинами» треугольника приходится на 70-е годы.

Р. Никсон в обращении 25 февраля 1971 года заявил о том, что ни одна из двух самых мощных держав мира (подразумевая СССР и США) не имеет явных преимуществ в ядерной области, что указывало на бессмысленность как гонки вооружений, так и возможной ядерной войны. Обращение стало одним из проявлений «стратегического паритета». Концепция «стратегического паритета» подразумевала возможность одной страны нанести ответный удар с мощью, покрывающей мыслимые выигрыши стороны-агрессора, хотя это вовсе не означало равенства количественных показателей военного потенциала двух держав. Это радиообращение напрямую связано с доктриной «взаимно гарантированного уничтожения». В этих условиях остро вставал вопрос о сохранении стабильности мировой стратегической ситуации. В противном случае, наращивание потенциала одной стороны и отставание другой могло привести к тяжёлым общемировым последствиям. Продолжая курс разрядки отношений, в марте 1971 года состоялся XXIV съезд КПСС, где Л. Брежнев изложил принципы Программы мира, сутью которой являлось мирное сосуществование.

С этой точки зрения последовала череда соглашений и договоров по ограничению вооружений. На протяжении 70-х годов между державами было заключено свыше 23 договоров и соглашений. Первым стало советско-американское Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны от 30 сентября 1971 года. Поскольку Соглашение было принято уже осенью, то можно говорить об общей цели двух сверхдержав сохранить международную обстановку в мирном русле. Это также стало проявлением взаимного стремления держав поддерживать мировой баланс сил.

Внешняя политика Соединённых Штатов в этот период часто характеризуется как «политика двойных стандартов», были предпосылки игры в «баланс сил» со стороны США, а то есть противопоставление отношений США и СССР, отношениям США и КНР. Проблема равновесия стояла как никогда остро, когда все три державы начали сближение по всем полюсам. Важнейшую роль во внешней политике США при президенте Р. Никсоне играл его помощник по национальной безопасности Г. Киссинджер. В мае 1972 года в Советский Союз прибыл президент США Р. Никсон. Прежде всего стоял вопрос об ограничении стратегических вооружений. Переговоры были разделены на 2 тура. Первый из них - ОСВ-1, второй- ОСВ-2.

К визиту Р. Никсона в Москву относятся договорённости серии ОСВ-1 - договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений 1972 года». [8] Договор по ПРО позволял размещать всего лишь две системы: первая назначалась для защиты столицы, вторая – «для обороны определённой части своих межконтинентальных ракет…каждая система могла иметь 100 пусковых установок, причём все они должны быть стационарными и способными производить запуск только одной боеголовки». [9] Следующим важным шагом на сближение стало подписание 29 мая 1972 года документа: «Основы взаимоотношений между СССР и США», который включал в себя 12 принципов. Главными из которых становились принципы мирного сосуществования и равенства интересов. В то же время различия в идеологиях и социальных системах двух сверхдержав не признавались препятствием для развития нормальных отношений между государствами.

Переговоры второго тура ОСВ-2 были предназначены для обсуждения вопросов, не включённых в договоры и соглашения на тот момент. В 1972 году был заключён комплекс договоров об ограничении испытаний ядерного оружия и Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. К середине 1970-ых наладилась «система регулярных визитов». За счёт этого, развивались дальнейшие сотруднические отношения по вопросу ядерного разоружения. 22 июня 1973 года было подписано бессрочное соглашение между США и СССР о предотвращении ядерной войны. В нём декларировалась необходимость консультаций друг с другом в случае ядерной угрозы со стороны. Поскольку необходимо было учитывать становление новых ядреных держав и развитие военного потенциала КНР в том числе. В связи с визитом президента Соединённых Штатов Р. Никсона в июне 1974 года были внесены поправки и заключены дополнительные соглашения по ядерному вопросу: Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, Протокол к Договору об ограничении систем противоракетной обороны и Соглашение о продлении срока действия нового договора об ОСВ.

Согласно статистике, СССР располагал 2090 стратегических ракет, которые были способны поразить такое же количество целей, тогда как США обладали 1710 таких же ракет, но они уже способны были поразить 3550 целей. С 1975 года Советский Союз встаёт на курс модернизации, и затем уже Соединённые Штаты стремятся не отставать. Поэтому здесь нельзя говорить об объективном сближении и окончании «гонки вооружений» между двумя сверхдержавами. Смены на посту президентов США, сначала Д. Форд, затем Д. Картер, не охарактеризовались негативным влиянием на советско-американские отношения. Подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе стал важным шагом в политике «разрядки» международной напряжённости, который был подписан 1 августа 1975 года главами 33 европейских государств, а также США и Канады. Он регламентировал принципы взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела и другое. А в 1976 году был заключён советско-американский договор, провозглашавший проведение подземных ядерных испытаний только в мирных целях. В 1979 году в Вене при встрече двух глав государств был подписан договор ОСВ-2. Он содержал ограничения по пусковым установкам межконтинентальных баллистических ракет, запрет на ракеты воздушного базирования и на ракеты, превышающие обговоренный размер. Были изложены меры по развитию дальнейшего ограничения развертывания новых видов вооружения.

«Важным недостатком договора ОСВ-2 являлось отсутствие географического регулирования распределения ядерного оружия. Сохраняя общий баланс ядерных средств, сверхдержавы могли добиваться преимущества в важных для них регионах. Прежде всего, это касалось Европы». [10] Это суждение можно подкрепить фактом того, что в 1978 году НАТО разработало план размещения нового типа ядерного оружия в Европе - нейтронного. Но этому проекту не суждено было реализоваться. Серьёзную критику со стороны США и КНР вызвало введение советских войск в Афганистан. Политика сближения была серьёзно подорвана, и многие историки сходятся на мнении, что о дальнейшей разрядке не могло и быть речи. В 70-ые годы соперничество между сверхдержавами было также ознаменовано ростом военно-морской мощи Советского Союза. Это вызывало большую тревогу со стороны Соединённых Штатов, поскольку США объективно признавались великой морской державой. К середине 70-х годов наблюдалось количественное превосходство военно-морских сил СССР по сравнению с силами США. Последствия «большого скачка» и «культурной революции» были для Китая разрушительными. К 1967 году наблюдался спад в промышленном производстве, стагнация в сельском хозяйстве, упадок развития культуры, образования. Нанесён был урон и внешней политике: провокации против иностранных дипломатов и посольств, ухудшение советско-китайских отношений, конфликты на дальневосточных и среднеазиатских участках. Во главе государства, с провозглашения Китая республикой, находилась КПК, которая составляла 2- 4% от общей численности страны. В период с 1954 по 1958 Мао Цзэдун выполнял функции главы государства, с 1959 по 1968 этот пост занимал Лю Шаоци. После Лю пост главы государства до 1975 года оставался вакантным, после чего был аннулирован. К 70-м годам наблюдается постепенное оздоровление международного климата в отношениях КНР с США.

Первый и важный шаг на пути к сближению США и КНР стал визит президента США Ричарда Никсона в Китай (21 февраля 1972 года). Результатом визита стало «Шанхайское коммюнике», заложившее основу для развития дипломатических отношений между КНР и США. Из опубликованного 28 февраля коммюнике:

«1) Прогресс в направлении нормализации отношений между КНР и США служит интересам всех стран.

2) Обе стороны желают уменьшить опасность возникновения международного военного конфликта.

3) Ни одна из сторон не претендует на гегемонию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и каждая из них будет противостоять усилиям любой другой страны или группы стран установить подобную гегемонию». [11] В последнем пункте (3) США и КНР, в первую, очередь, подразумевали экспансию СССР. Китайско-американское сотрудничество стремилось к ослаблению влияния СССР, как в Тихоокеанском регионе, так и в мире в целом.

Важный вклад в нормализацию отношений вложили: Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай, Ричард Никсон и Генри Киссинджер. Неудачи во Вьетнамской войне, осуждение вторжения США во Вьетнам, недовольство против войны и массовые демонстрации внутри государства обусловили курс США на стабилизацию отношений с политическими противниками. Нельзя упустить факт экономического кризиса, начавшегося в 1971 году и подразумевавшего тяжёлую ситуацию внутри страны и серьёзные последствия в целом для политики США, как внутренней, так и внешней. В 1970-х годах осуществлялась дипломатия «пинг-понга» между Китаем и США, которая имела большое значение в отношениях между государствами и привела к упрочнению позиций КНР и США, тем самым ослабив положение СССР. Сближение двух сверхдержав удалось достигнуть благодаря предприимчивости Госсекретаря США Генри Киссинджера и Премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая. Согласно Шанхайскому коммюнике, в котором указывалась принадлежность Тайваня Китаю, в 1969 году патрулирование американскими военными силами Тайваньского пролива было снято, а затем 25 октября 1971 года КНР вступают в ООН без вмешательства США.

Понятие «пинг-понговой дипломатии» сложилось в связи с приездом американской команды по настольному теннису в Китай в 1971 году. Считается, что именно с этого события начался курс на нормализацию китайско-американских отношений. Во время своего первого визита в Китай Г. Киссинджер подчеркнул, что «США более не являются врагом Китая, не будут более изолировать Китай, поддержат предложение о восстановлении членства КНР в ООН, но выступят против изгнания из ООН представителей Чан Кайши». [12] В дальнейшем увеличился объём торговли между государствами. Стороны сотрудничали как в экономическом, так и в военном, культурном аспекте. 1 января 1979 года были установлены дипломатические отношения между КНР и США. К 70-м годам КНР представляла собой страну с отставшей экономикой и стагнацией во всех сферах жизни. Кроме того, Китай проводил политику изоляционизма по отношению к другим странам, что пагубно влияло на стремление китайского правительство возродить страну. Как уже было сказано ранее, КНР проводила антисоветскую политику, поскольку сама стремилась занять лидерскую позицию в коммунистическом блоке. Широко известны также обвинения СССР в ревизионизме. После пограничных конфликтов и на протяжении 70-х годов отношения между СССР и КНР имели крайне обострённый характер. «Политика двойных стандартов», проводимая США, имела ключевое значение во взаимоотношениях Пекина и Москвы. Движение в направлении сближения с КНР ставило под угрозу отношения США с СССР. Американское руководство стремилось к нормализации отношений, как с Китаем, так и с Советским Союзом. Добившись урегулирования отношений, существовали предпосылки к шантажу со стороны США, а то есть перспектива установления особых отношений с одной страной, в ущерб отношениям с другой.

В 1975-1976 годах предметом спора двух сверхдержав стала Юго-Восточная Азия. В апреле 1975 года в Камбодже был установлен коммунистический режим, поддержкой которого заручалось правительство КНР. Вьетнам пошёл на сближение с СССР, стремясь избежать экспансии Китая на свои территории. Результатом стало создание Единой Социалистической Республики Вьетнам, поддержку которой оказывал Советский Союз. В 1978-1979 годах отношения стали резко конфронтационными, в связи с вступлением войск Вьетнама в Камбоджу. С поддержкой США, КНР ввела свои войска в СРВ. Логическим завершением стала жалоба СРВ в ООН на китайскую агрессию, в чём СССР встал на сторону Вьетнама.

Киссинджер, как главный архитектор внешней политики США, с самого начала считал, что "геополитическим интересам Соединенных Штатов отвечает обеспечение независимости и территориальной целостности Китая перед лицом советской угрозы. Однако, в то же время, Америка не хотела быть вовлеченной в грубую конфронтационную политику, к которой призывал Пекин".[13] Можно говорить о том, что вражда между Москвой и Пекином была специально разыграна, которая вызывала недоверие и разжигала враждебность между двумя коммунистическими державами.

Заключение

Становление стратегического треугольника с вершинами-сверхдержавами - очень важный этап для дальнейшего развития международных отношений. Как нам удалось убедиться, этот этап занимает не меньше десятилетия. Но если говорить о его формировании, то этот процесс начинается ещё после Второй мировой войны, а точнее с прихода к власти КНР – Коммунистической партии Китая (КПК). Таким образом, мы можем говорить о том, что стратегическое партнёрство трёх держав начинается именно в этот период. В Корейской войне Китай выступил как новый влиятельный фактор международных отношений, преследующий свои собственные национальные интересы, интегрируя с другими социалистическими державами. В связи с Гражданской войной в КНР, лидер республики стремился улучшить положение Китая в азиатском регионе и на мировой арене в целом. СССР, являясь важнейшим союзником для КНР, оказывал поддержку становлению крупной социалистической державе в течение 25 лет. Нельзя не обратить внимания на роль Китая в Корейской войне. Бездействия правительства Китая могло бы привести к абсолютному разгрому Кореи американскими вооружёнными силами. Но следствием войны стал отказ американского правительства от дипломатического признания КНР, которое подразумевало не допустить вступление КНР в ООН. Более того, был заключён договор 1954 года США с Тайванем о взаимной совместной обороне.

Согласно новой политике США в отношении Советского Союза, администрация Трумэна не ставила в основу межгосударственных отношений политику компромиссов и уступок. Она фактически отказалась от выполнения Московского соглашения, сорвав работу Совместной комиссии по корейскому вопросу, перенесла координационный центр по решению дальнейшей судьбы двух Корей в Генеральную Ассамблею ООН. В 50-ые годы маховик «холодной войны» был запущен. Разразилась гонка вооружений, которую уже нельзя было остановить. Значительное превосходство США в ядерном оружии было разорительно для СССР, принимающего догоняющие позиции.

«44-летний период гонки вооружений с Соединёнными Штатами, начавшийся в конце 40-х и продолжавшийся до конца 80-х годов подорвали экономику страны». [14] Хотя, период с середины 50-х годов вплоть до 60 года ознаменовался советско-американской разрядкой. В связи с началом «холодной войны» главной целью перестаёт быть поиск союзников, теперь на первый план выходит борьба за мировое господство. В связи с ухудшением отношений между СССР и КНР, Пекин добился полного самообеспечения в плане вооружённых сил, тем самым встав на тропу соперничества с США, которые стремились занять доминирующую позицию в вопросе военно-технического оснащения. Но можно сделать вывод также о том, что по мере ухудшения отношений между КНР и СССР, правительство Китая стремилось к улучшению климата в американо-китайских отношениях. Разлад в отношениях между СССР и КНР, как и в конце 50-х, так и в 60-х годах имел различные причины. Важным фактором стало стремление руководства КПК освободиться от опеки в лице СССР. В середине 50-х годов руководство СССР подчёркивало необходимость мирного существования, в то время как лидеры КПК, прежде всего Мао Цзэдун, призывали не бояться новой мировой войны, видя в ней средство победы коммунизма в мире. [15] Формально можно говорить о тотальном ядерном контроле к концу 60-х годов надо всем пространством земного шара в лице двух держав: США и СССР. Державы обладали оружием, способным уничтожить любую территорию. В 50-60-х годах были конфликты, которые могли привести к их ядерному решению, или как многие историки высказывают точку зрения о реальной возможности ядерной войны. Но «совершенно очевидно, что принципиальный ракетно-ядерный контроль никогда не мог быть переведён в практическую плоскость в силу неприемлемости издержек войны.» [16]

Список использованных источников и литературы:

1. Анин А. ПРО США – подрывающий доверие потенциал / А. Анин // Мировая экономика и международные отношения. – 2012.- №3- с. 12-20.

2. Е. Баженова Население Китая в эпоху модернизации и экономических реформ.

[Электронный ресурс] / Баженова Е. – Электрон. ст. –URL: http://demoscope.ru/weekly/2010/0411/analit05.php, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 24.12. 2012)

3. Бахтурина А. Ю. История России XX – начало XXI века: учеб. Пособие для вузов / Российская академия наук; Государственный академический университет гуманитарных наук; Научно-образовательный центр по истории; А.Ю. Бахтурина; рук. Проекта А. О. Чубарьян. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. – 526 с.

4. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. ­– М.: Междунар. Отношения, 2003. – 256 с.

5. Богатуров А. Д. История международных отношений (1945-2008 гг) : конспект лекций: учебное пособие для студентов вузов по направлениям «международные отношения» и «зарубежное регионоведение» / А. Д. Богатуров, В.В Аверков; Моск. гос. ин-т международных отношений (Университет) МИД России. – М.: МГИМО- Университет, 2009. - 671 с.

6. И. Валлерстайн «Постамериканский период» мировой истории. [Электронный ресурс] / Валлерстайн И. – Электрон. ст. –URL: http://www.intertrends.ru/twenty-first/007.htm, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 24.12. 2012)

7. Васильев Л. С. История Китая / Л. С. Васильев, З. Г. Лапина, А. В. Меликсетов, А.А. Писарев. – М.: МГУ, Оникс 21 век, 2004. – 752 с.

8. Казанцев А. А. Политика стран Запада в Центральной Азии: ключевые характеристики, дилеммы и противоречия / А. А. Казанцев; Научно- коордиационный совет по международным исследованиям МГИМО(У) МИД России; Центр Евро-антлантической безопасности. – М.: МГИМО- Университет, 2009. - 186 с.

9. Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 года / П. Кальвокоресси. – М.: Международные отношения, 2000. – 597 с.

10. Каночкин Л. СССР и США: краткая сравнительная характеристика двух империй. [Электронный ресурс] / Л. Каночкин. – Электрон. ст. -URL: http:// www.foru.ru/slovo.17790.1.html, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 24.12. 2012)

11. С.Г.Кара-Мурза Советская экономическая система: реальность. [Электронный ресурс] /

Кара-Мурза С. Г. - Электрон. ст. –URL: http://www.vuzlib.org/beta3/html/1/23151/23232/,

свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 24.12. 2012)

12. А. Клитин Дипломатия пинг-понга и нормализация американо-китайских отношений в 1970-х годах. [Электронный ресурс] / Клитин А. – Электрон. ст. -URL: http://ushistory.ru/esse/517-diplomatija-ping-ponga-i-normalizatsija-amerikano-kitajskih-otnoshenij-v-1970-h-godah.html, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 24.12. 2012)

13. КПСС. Съезд, 25-й. / Материалы XXV съезда КПСС. – М.: Политиздат, 1976. – 255 с.

14. А. Линч Стратегии реформ в СССР и КНР: Дэн Сяопин и Горбачёв в сравнении. [Электронный ресурс] / Линч А. – Электрон. ст. –URL: http://www.slavic-europe.eu/index.php/comments/31-world-comments/10748-2012-10-14-18-20-04, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 24.12. 2012)

15. Мальков В. Л. Россия и США в 20 веке: очерки истории межгосударственных отношений в дипломатии в социокультурном контексте / В. Л. Мальков. – М.: Наука, 2009. –495 с.

16. С. Михайлюк США-Россия-Китай: кровавый треугольник. [Электронный ресурс] / Михайлюк С. – Электрон. ст. -URL: http://via-midgard.info/news/copyright/15308-ssha-rossiya-kitaj-krovavyj-treugolnik.html, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 24.12. 2012)

17. В. В. Михеев Треугольник Россия — США — Китай после 11 сентября. [Электронный ресурс] / Михеев В.В. – Электрон. ст. -URL: http://asiapacific.narod.ru/countries/apr/treugolnic_11_september.htm, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 24.12. 2012)

18. Т. Николс Война за мир: СССР, США и политика разрядки в "долгие" 1970-е. [Электронный ресурс] / Николс Т. – Электрон. ст. –URL: http://magazines.russ.ru/nz/2007/2/ni10.html, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 24.12. 2012)

19. Плешаков К. Гео-идеологическая парадигма (взаимодействие геополитики и идеологии на примере отношений между СССР, США и КНР в континентальной Восточной Азии 1949- 1991гг.) / К. Плешаков. – М.: Российский научный фонд, 1994. – 107 с.

20. Александров В. В. Новейшая история стран Европы и Америки 1945-1986 гг. / В. В. Александров. – М.: Высшая школа, 1988. – 638 с.

21. Пономарёв М. В. История стран Европы и Америки в новейшее время / М. В Пономарёв. – М.: Проспект, 2008. – 408 с.

22. Протопопов А. С. История международных отношений и внешней политики России (1648- 2005) : Учебник для студентов вузов / А. С. Протопопов, В. М. Козьменко, Н. С. Елманова. – М., Аспект Пресс, 2006. – 399 с.

23. К. Распутин Треугольник –США, Россия, Китай. [Электронный ресурс] / Распутин К. – Электрон. ст. -URL: http://podelise.ru/docs/index-26914736-1.html?page=11, свободный. - Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 24.12. 2012)

24. Рябов А. В. Россия и Западная Европа: когда пути разошлись? / А. В. Рябов // Мировая экономика и международные отношения. – 2012. -№5. –с. 80-93.

25. Савинский С. П. Новая налоговая система КНР/ С.П. Савинский // Финансы . –1996. -№5. –с. 25-27.

26. Супян В. Б. Совместный российско-американских проект: оптимальный вариант жилища / В. Б. Супян, К. Шоув // США. –1996. - №3. – с. 45-53.

27. Троицкий М. А. Трансатлантический союз, 1991-2004: модернизация системы американско - европейского партнёрства после распада биполярности / М. А. Троцкий; Научно-образовательный форум по международным отношениям, Институт США и Канада РАН.- М., 2004.- 218с.- (Региональная библиотека международников)

28. Улунян А. А. Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев; под ред. А. О. Субарьяна; Рос. акад. Наук, Рос. академ. Образования. – М.: Просвещение, 2009. – 287 с.

29. Фельтхэм Р. Д. Настольная книга дипломата: перевод с английского / Р. Д. Фельтхэм.- Минск: Новое знание, 2000. – 297 с.

30. Элянов А. США на этапе догоняющего развития / А. Элянов // Мировая экономика и международные отношения. – 2012. –№1. – с. 51-61.

31. LaFeber W. America, Russia, and the cold war, 1945-1990 / W. LaFeber. – 6th ed. McGraw-Hill, Inc. – 1991. – 370 c.


[1] Ерёмин Я. Указ. соч. С.21.

[2] Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 года М., 2000. С. 47.

[3] Богатуров А.Д. Аверков В. В. История международных отношений (1945-2008). М., 2009. С.118.

[4] URL: http://www.nato.bz/ru/what_nato_is.html

[5] Улунян А. А. Сергеев Е.Ю. Всеобщая История Новейшая История 11 кл. М., 2009. С.181.

[6] Александров В. В. Новейшая история стран Европы и Америки 1945-1986. М., 1988. С. 198.

[7] Ерёмин Я. Указ. соч. С.23.

[8] URL: http://uchebnik-online.com/131/1887.html

[9] Кальвокоресси П. Указ. соч. С. 77.

[10] Бахтурина А. Ю. Указ. соч. С. 409.

[11] URL: http://planetadisser.com/part/dis_4350311.html

[12] URL: http://ushistory.ru/esse/517-diplomatija-ping-ponga-i-normalizatsija-amerikano-kitajskih-otnoshenij-v-1970-h-godah.html

[13] URL: http://www.milresource.ru/Cold-War-Chapter-12.html

[14] Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 2003. С. 112.

[15] Васильев Л. С., Лапина З. Г. История Китая. М., 2004. С. 666.

[16] Плешаков К. Указ. соч. С. 80.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top