Паньтюшенко К.

Введение

Тему патриотизма мы выбрали не случайно, много об этом написано книг, сказано пламенных речей, снято исторических кинолент, но всё это сделано в годы, когда страна была едина, дружна, горда за своих сыновей и дочерей. Громкое имя себе страна «зарабатывала» веками, какой вклад во имя своей страны можем сделать мы, зависит только от нас. Можно долго настольгировать по Российской империи, когда верные солдаты под предводительством великих полководцев расширяли и защищали границы государства; когда умы страны открывали новые формулы, создавали механизмы, строили архитектурные красоты, писатели шедевральные произведения, которыми мир и сегодня продолжает восхищаться. Мы так же долго можем рассуждать о роли Советского Союза в геополитических отношениях XX века. Но единственным вывод этих разговоров будет только один – всё это делали простые смертные, которые умели любить. Об этом не однократно говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв. « Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе».[1]

Мы искренне убеждены в том, что любовь к большому всегда начинается с любви к малому. И сегодня, когда мы день от дня уходим всё дальше и дальше от своих древних истоков, тем сильнее возникает чувство ответственности за то, что есть. При этом возрастает желание приумножить всё, то, что унаследовали, для дальнейшей передачи. Всё это возможно будет лишь в случаи искренней любви к родному дому, краю, стране, языку.

Неподдельную любовь может выразить патриот – нравственный человек с творческой душой, мирным ощущением и ответственностью. Д.С.Лихачёв оставил нам - потомкам свои труды, как библейские заповеди, прочитав которые можно найти ответы на сегодняшние морально-нравственные вопросы. Так, например, в труде «Раздумья о России», говориться, что «Мы должны, нам крайне необходимо, продолжать оставаться великой державой, но не только по своей обширности и многолюдству, а в силу великой культуры, которой должны быть достойны и которую случайно, когда хотят её унизить, противопоставлять культуре всей Европы.

Всех западных стран. Дать достойный отпор всем внешним недоброжелателям, мы сможем дать только тогда, когда внутри своего дома» перестанем делиться на русских – нерусский. Ненависть, агрессию и многонациональную «любовь» к России мы должны направить на развитие и сохранения страны. Кого потомки будут чаще вспоминать - бунтаря с Красной площади, бездарно кричавшего, о том, как он сильно любит свою Родину или тихого художника, писавшего фрески для православного храма. Моментальная память будет на стороне бунтаря, но вековая, человеческая на стороне мастера, что своей рукой оставил след в культуре народа, среди которого жил.

Для Дмитрия Сергеевича Россия никогда не была абстрактным понятием, поэтому он совершенно сознательно призывал развивать отечественную культуру и изучать далекое прошлое своей страны. Сегодня много говорится об отсутствии патриотизма в России. Между тем об этом много размышлял академик Лихачев. Вспомним хотя бы его работу "О воспитании патриотизма, о преемственности в освоении культуры". «Патриотизм – начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов – все определять в человеке, и все освещать»- писал академик.

Рассуждения о патриотизме Лихачев продолжает и в другой своей работе: "Патриотизм против национализма". «Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее. Культура должна быть открытой. Несмотря на все уроки ХХ века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро. Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе свехличные цели. Национализм же – это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране.

А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью, к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. Национализм порождает неуверенность в самом себе, слабость и сам, в свою очередь порожден этим же. … Русская история в прошлом – это история бесконечных испытаний, несмотря на которые народ сохранял и достоинство, и доброту. Будем любить свой народ, свой город, свою природу, свое дело, свою семью. Если в семье все благополучно, то и в быту к такой семье тянутся другие семьи – навещают, участвуют в семейных праздниках.

Благополучные семьи живут социально, гостеприимно, радушно, живут вместе. Это сильные семьи, крепкие семьи. Так и в жизни народов. Народы, в которых патриотизм не подменяется национальным «приобретательством», жадностью и человеконенавистничеством национализма, живут в дружбе и в мире со всеми народами» [2].

Об этом мы будем размышлять на страницах своей работы и постараемся доказать на примерах, что « золотые слова» написанные в XX веке Д.С.Лихачёвым, сегодня являются неоспоримой истинной. Для примера мы будем брать родную Ленинградскую область, в которой проживаем с самого рождения.

Основная часть

1. Предисловие

Ценя прекрасное в прошлом, защищая его,
мы тем самым следуем завету А.С.Пушкина:
«Уважение к минувшему - вот черта отличающая образованность от дикости»

Патриотизму подлинного интеллигента Д.С.Лихачёва были чужды любые проявления изоляционизма и национализма. Изучая всё «русское»- русский язык, русскую культуру, литературу и искусство, раскрывая их красоту и самобытность, и в то же время рассматривал их в контексте и взаимосвязи с мировой культурой.

В предисловии к своей последней книге «Раздумья о России» Д.С.Лихачёв писал: « я не проповедую национализм, хотя и пишу с болью о родной для меня и любимой России. Я просто за нормальный взгляд на Россию в масштабах её истории. Читатель, думается, в конце концов поймёт, в чём суть «нормального взгляда», в каких чертах национального русского характера скрыты истинные причины нынешней ситуации, а так же дают надежду на оптимистический взгляд в её будущие, веру в её неиспользованные пока возможности».[3]

Я - гражданка РФ, проживающая на исторической ленинградской земле, где жили интергерманские финны, вепсы, ижорцы, и другие древнерусские племена, с которых начиналась Русь, знаю, что значит жить в интернациональном обществе. Но при этом сегодня мы, в частности жители Кировского района, стараемся говорить о патриотизме спокойно, без ухода в адрес той или иной национальности.

Долгое время в частности в перестроечное, понятие «патриотизм» воспринималось как что-то негативное, особенно это просматривалось в СМИ, которые только что получили долгожданный «глоток свободы». После крушения коммунистической системы Российская Федерация оказалась в сложной и противоречивой ситуации. Страна сделала выбор в пользу построения рыночной экономики и политической системы по образцу западной либеральной модели. Произошел отказ от коммунистической идеологии. Начался процесс деидеологизации общества, мы потянулись к «новому».

Откуда в русском характере такая любовь к переменам? – Лихачёв связывает её с природой: "В русской природе нет вечных, не меняющихся в разные времена крупных объектов вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию".[4] Он пишет, что для истории России характерны одновременно консерватизм и быстрые

смены общественных настроений и взглядов: "Кажется, что даже самые смены поколений совершаются в России через меньшее число лет, чем на Западе. Это происходит не просто из-за неупорядоченности русской жизни, но и потому ещё, что в русской жизни непременно что-то остается от старого и даже неправподобно старого, а с другой стороны есть страстность, развивающая это старое и взыскующая нового".[5]

Разделение СССР породило новые государства, которые кричали о своей независимости, новой жизни и любви к своему новому государству. Граждане новой России, как слепые котята, не понимали, как и кого теперь любить, что теперь ценить. То, что ещё вчера было всеобщим достоянием, сегодня с ненавистью разрушалось и топталось. Бывший сосед «по коммуналке»- украинец, а теперь чужак, а не брат из социалистической республики. Люди стали переступать грань различия понятий «патриотизм» и «национализм».

Бывшие дружественные республики стали воспитывать внутри своей страны- собственную идеологию, свои правила, которые основывались на древних, исторических корнях, нервное напряжение, которое обостряло ситуацию внутри новой России, подтолкнуло новое демократическое общество к созданию своего российского патриотизма, строившемуся по национальному принципу « что проехали в Россию, у вас есть свой угол, вот там и живите». Данный принцип применялся по всем от простого рыночного торговца до доктора медицинских наук. Этот принцип лёг в основу идеологии современных националистических партий, группировок, молодёжных движений. Ты армянин, грузин, украинец, казах - нечего, командовать в нашей стране. Прочь в своё суверенное государство, там работай, учись, размножайся, богатей. «Новые русские» начали защищать интересы своей страны, своей истории, - становились «патриотами». Подмена понятий привела к межнациональным стычкам, которые переросли в военные компании. Достаточно вспомнить Чеченские войны, или постоянные стычки русских с армянской диаспорой в красноярском крае.

1.1. Так что же такое «патриотизм» и кого можно назвать «патриотом»?

Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», – Владимир Даль, трактовавший его как «любовь к отчизне». Патриот, по Далю, – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Более современные понятия патриотизма связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека связан с ландшафтом его обитания, растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями. Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, звуков птичьего щебетания, смены времен года и связанных с этим изменений в природе, песен и речи местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней – и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на подсознательном уровне. Вот почему первыми самыми жесткими карательными мерами советской власти против врагов народа, предложенными Лениным, по свидетельству А.И. Солженицына в "Архипелаге ГУЛАГ", были расстрел или высылка из страны без права возвращения обратно. Т.е. лишение человека родины даже большевиками по степени тяжести наказания приравнивалось к расстрелу.

Российский исследователь Игорь Кондрашин дает понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

1. Главное из них – почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей родины, любовь и забота о данной территории, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни. Границы родины конкретного человека могут простираться от собственного дома, двора до краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций совпадает с границами всего государства, именуемого Отечеством. Низшими уровнями являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: «Моя хата с краю, ничего не знаю».

2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель этого – благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства.

3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее преукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников. [6]

Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), тем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам. Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину, и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб.

1.2 Что нужно, чтобы стать патриотом?

Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе, в подсознании. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Об этом и в библейском писании сказано, что воздастся каждому, по словам и поступкам его. Дело— истинное доказательство твоей любви к матери твоей, отцу, дому, земле. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие и прежде всего его соотечественники. Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор). Будучи рядовым гражданином, без чинов, званий титулов, известной фамилии необходимо постоянно стремится к улучшению своего быта, образа жизни и культуры поведения.

Нужно стремиться к тому чтобы вокруг тебя такие же как и ты старались и следовали твоему примеру. Нужно объединяться общей положительной идеей, которая будет работать на благо не только тебя и твоего окружения, а будет направлена на выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию Родины, ее граждан.

Мы считаем, что чувство патриотизма является естественным для каждого нормального человек. Его отсутствие может свидетельствовать лишь об искажении индивидуального или даже общественного сознания. Им должны обладать все граждане России, составляющие различные социальные слои и возрастные группы жителей страны вне зависимости от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Чтобы это было действительно так, не нужно стремиться к власти и достигнув ее кричать: «Россия для русских!», не нужно выходить на площадь и демонстрировать свое превосходство над человеком, принадлежащим к другой расе. Ни к чему строить дорогущие бизнес-центры и отели, достаточно жить и быть просто человеком! Светлое чувство патриотизма проявится в помощи нуждающемуся, обездоленному. Достаточно создать крепкий семейный очаг. Важным для сохранения культуры Лихачёв считал сохранение семьи как основы бережного отношения к родному наследию. Из любви к семье рождается любовь к родной истории: "Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну".[7]

Есть светлое чувство к родной земле, старайся сохранить всю её историю и красоту для потомков. Напиши о ней стихи, прозу, картину, сними документальное кино, сделай фотографию.

Свою причастность к государству, его истории, культуре, возможно, показать через образованность. Сегодня важно знать юридические законы и права, действующие сейчас.

И важно создавать новые законы, которые смогли бы более надёжно защитить наше культурное и природное наследие (как Д.С. Лихачёв в 1995 году предложил "Декларацию прав культуры").[8] Но законы не будут действенны, если не будет достаточной культурной образованности и экологической сознательности, чтобы они исполнялись, и здесь важно воспитание и образование. Как говорил Д.С. Лихачёв: "Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт. Каждый обязан принимать участие в сохранении культуры. Ответственны за всё мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому".[9]

Живи, люби и твори, только тогда ты воспитаешь в себе истинной чувство патриотизма в себе. Именно такой хочется сделать вывод, прочитав высказывание академика Лихачева, о том, что: «Патриотизм- это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества». Показать свою искреннюю любовь и привязанность к Родине можно лишь, оставив в ее истории свой след.

2. Патриотические следы

2.1 Государственный след

XX век принес России нескончаемые страдания — череду революций и войн, в том числе, одну гражданскую и две мировые. Сразу после грандиозной победы в Великой Отечественной войне на Россию вновь надвинулась смертельная опасность — угроза атомного удара. Создав в кратчайшие сроки ядерный щит, Россия оказалась перед очередным вызовом истории — процессом глобализации, который сопровождается развалом целостности страны, упадком экономики, размыванием культуры и национального менталитета. Но наступает, то время, когда возникает необходимость задумываться о том, что будет дальше. Как жить и что делать с тем, что есть и что было. Сейчас в разговор о патриотизме должен вступить «след» государства, который на практике покажет, чего мы стоим, и где мы живем сегодня. Для примера рассмотрим поддержание патриотического духа в нашем регионе.

Возвращаясь к своей родной Ленинградской области, я не могу не отметить тот факт, что характерной чертой нашего региона является многонациональный состав населения. По данным последней переписи большую часть составляют русские (90,8), за ними идут украинцы (3,0), белорусы (2,0), финны (0,7), татары (0,5), вепсы (0,3) процента. Полноправными членами этого общества являются также цыгане, евреи, эстонцы, карелы, чуваши, поляки, азербайджанцы, узбеки. В процентном соотношении их доля равна 2,7%.

Как сказал в своем публичном выступлении вице-губернатор региона Александр Кузнецов: «…Национальные особенности не должны нарушать принцип равенства всех граждан и становиться преимуществом. Что касается конфликтов, недопустимо приравнивать бытовые споры, которые, конечно, случаются всегда и везде, к разногласиям на национальной почве. Об экстремизме, национальной, религиозной розни речь не идет. Им у нас путь заказан».[10] На межнациональные от­ношений надо смотреть с двух сторон. У нас есть граждане иностранных государств, которые живут здесь долгое время на законных основа­ниях. Есть коренные народы, обосновавшиеся в этом крае много веков назад и до сих пор бережно сохраняющие
свою культуру, язык, уклад жизни. Это русские, вепсы, ижора, водь, финно-угры. Посмотрите, например, ка­лендарный план областных праздников: половина из них организована ассоциациями различных народов. И власти региона поддерживают национальные и религиозные культурные мероприятия, которые позволяют людям лучше понять друг друга.

Чего стоит Сабантуй, ко­торый регулярно проводится в Ленинградской области. По масштабам он занимает второе место в России, уступая лишь Казани. В этом году к нам приехали гости из Башкирии, Татарстана. Своих делегатов прислали и Псков, Калининград, Тверь, Новгород.

Особенно важно, что прини­мает участие много детей. Для них проходят мастер-классы, да и всех желающих обуча­ют традиционным ремёслам. Можно также продегустировать блюда национальной кухни, побывать на выставке-ярмарке, померяться силой и ловкостью в национальных видах спорта. Так что «наш» Сабантуй шагнул далеко за пределы деревни Энколово Всеволожского района.

В Ленинградской области проходят и праздники, посвящён­ные русской православной куль­ туре - древней, исконной. С богатой историей па­мятных мест на территории области и традиционной рус­ской культурой жители могут познакомиться па театрали­зованном празднике «Венок Славы Александра Невского». В этом году он проводился уже в 22-й раз под лейтмотивом: Россия – страна многих народов, больших и малых. Фестиваль в честь Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского посвящён не толь­ко знаменательным событиям нашей истории, которые много веков назад происходили на территории современной Ленинградской области, но и объединитель­ным идеям великого русского полководца.

Программа театрализован­ного представления условно разделена на несколько частей - «эпизодов», каждый из кото­рых посвящён определённым историческим событиям и со­временной жизни Ладожской земли.

Наш регион уникален и тем, что здесь живут коренные малочис­ленные народы. Представите­лей некоторых из них осталось буквально несколько десятков человек. В Ленинградской области проживают около 8 тыс. ингерманландских финнов, 2 тыс. вепсов, около 200 ижорцев. Ис­конно на территории области живут и представители народа водь, сегодня во всей России их осталось 73 человека. Водский язык находится на грани утраты и занесён в Красную книгу исчезающих языков. Чтобы не допустить полного исчезновения коренных малочислсппых народов, их уни­кальных языков и культуры, самобытности, администрация Ленинградской области последовательно проводит про­светительские мероприятия и создаёт необходимые условия при поддержке общественных организаций - в частности, Центра коренных народов Ленинградской области.

Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего"[11]

Дмитрий Сергеевич Лихачёв любил русскую культуру и восхищался ею. Он отмечал: Величайшая и ценнейшая черта русской культуры состояла в её мощи и доброте, которой всегда обладает мощное, по-настоящему мощное начало. Именно поэтому русская культура смогла смело освоить, органически включить в себя начала греческие, скандинавские, угро-финские, тюркские и т.д. Русская культура — открытая культура, культура добрая и смелая, все принимающая и всё творчески осмысливающая».[12]

Русская культура заслуживает особого к ней внимания и отношения. Д.С. Лихачёв призывал не забывать историю и культуру Древней Руси. Особое внимание он уделял памяти. "Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворённым. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы, в конечном счете, одиноки… Жизнь — это не одномоментность существования. Будем знать историю — историю всего, что нас окружает в большом и в малом масштабах. Это ведь четвёртое, очень важное измерение.

Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего".[13]

В этом должно свою роль сыграть и государство, которое должно способствовать этому процессу.

2.2. Героический след

«… Надо прежде всего изучать историю –
не только своего народа, но и всего
человечества. Только из истории мы
сможем понять, на что мы способны
в будущем. Прошлое объяснит
нам будущее, а будущее пояснит
прошлое...» [14]
(Д.С. Лихачев)

Прошлое- Великая Отечественная война. Еще есть в живых те, кто своими глазами видел страх, боль, ужас, отвагу, силу, Победу. Именно эти свидетели, являются патриотами, во всех смыслах этого слова.

Война - страшное слово. При этом слове в жилах стынет кровь и на глаза накатываются слезы. Только великий народ может справиться с войной и насилием. Четыре года русский народ жил надеждой и ожиданием, каждый день родные и близкие получали письма с хо­рошими вестями от своих солдат или похоронки из штаба. Лишь через четыре года, пройдя тяжелый путь, народ нашей страны победил фашизм. К сожалению, проходит время, а вместе со вре­менем проходит и жизнь мужественных людей, которые прошли войну и стали победителями. Сейчас они - ветераны войны. И так не хочется терять этих драгоценных людей, людей, которые подари­ли нам жизнь!

В нашем городе живет ветеран Великой Отечественной войны -Прасковья Васильевна Москалева. Отец Прасковьи Васильевны, Василий Васильевич, работал инженером, и, как она говорит: «Папа мог делать все...» Мать, Екатерина Ефимовна, ходила только в ликбез (школа для взрослых людей, где они обучались элементарным навыкам чтения и пись­ма), но была весьма интеллигентной и культурной. В Магнитогорске Прасковья Васильевна пошла в первый класс. Помимо нее в семье были ещё две сестренки - Ксения и Татьяна. В 1933 году отца направили в Невдубстрой, где строили ГРЭС-8.

Вме­сте с папой уехали и мать с сестрами, а Прасковья Васильевна осталась в деревне, только весной 1934 года она смогла переехать к семье. Жизнь стала налаживаться, но в 1935 году в семье Моска­левых произошло несчастье: однажды глава семьи ушел и не вер­нулся — пропал без вести. Мать стала воспитывать дочерей одна, а дочки, в свою очередь, во всем старались помогать маме. В начале войны Прасковья Васильевна в качестве медицинской се­стры участвовала в эвакуации раненых. Прасковья Васильевна вспо­минает, как перевязывали, грузили людей в машины. Было страшно видеть раненых, в крови, людей, но, сдерживая боль и страх, она старалась им помочь.

29 июля 1941 года Прасковья Васильевна прибыла в Петрозаводск, где и стала выполнять нелегкие обязанности медсестры в эвакогос­питале. Мать и сестры оказались на оккупированной территории в Невдубстрое.

Следующим этапом войны для молоденькой медсестры была Волховский фронт. За рекой Тихвинкой, как выяснилось позже, стояли немецкие войска, но чтобы девушки не боялись, им говорили, что там расположены наши войска. На Волховском фронте Прасковья Василь­евна была до конца года.

— Зима сорок первого была суровой, - вспоминает ветеран войны П.В.Москалева. — А у нас поначалу даже не было теплой одежды...Ноги оборачивали портянками, тряпками, на голове - буденовка, а вместо полушубков -старенькие изодранные телогрейки... Лишь перед отправлением в Тихвин выдали теплую одежду. В апреле - марте 1942 года Прасковья Васильевна вместе с госпиталем попала в Калугу, здесь она получила ранение и контузию. После этого некоторое время ей самой пришлось лежать в госпитале. Девушка быстро пошла на поправку, ей хотелось как можно быстрее вернуться на фронт.

В 1943 году на Втором Белорусском фронте в Могиле Прасковья Васильевна работала эвакуатором - помогала принимать и отправлять эшелоны с ранеными.

— К обязанностям я относилась очень ответственно, да нельзя было по-другому: чуть какой-нибудь эшелон задержался - весь график отправки нарушен, - рассказывает Прасковья Васильевна. — Несмотря на усталость, мне даже в голову не приходило присесть и отдохнуть: нельзя! Ведь в машинах были раненые, которые нуждались в немедленной помощи...

В Могилеве Прасковья Васильевна прослужила два месяца. Там она видела маршала Жукова, а маршалу Рокоссовскому медсестра Москалева вместе с подругой делала компрессы и перевязку на больных ногах. В 1943 году она получила значок отличника санитарной службы, а в 1944 - орден Красной Звезды. Пройдя длинный путь войны, Прасковья Васильевна вернулась в свой родной город к семье. Более десяти лет после войны Прасковья Васильевна Москалева работал медицинской сестрой. Сестры — Ксения и Татьяна — так же, как и Прасковья Васильевна, живут в Кировске, бывшем Невдубстрое. Муж Прасковьи Васильевны умер, детей нет, но у нее есть племянники, которые любят ее как мать.

Несмотря на все трудности, которые ей пришлось пере­жить, она не ожесточилась, а осталась веселым добрым человеком.

Я навсегда запомню ее слова: «Не дай бог пережить то, что пережила я, такого и врагу не пожелаешь!»

Эта женщина, сама того не зная, своей историей показала, нам и мне в первую очередь, - чтобы быть патриотом, необходимо быть рядом со своей страной, соотечественниками в саму трудную минуту. И даже когда смерть дышит тебе в спину, нужно держать удар до последнего. Только так можно сотворить историю страны и оставить в ней след.

2.3. Семейный след

«Думаю, что каждый человек в большей или меньшей степени – творец истории. Но вопрос – какой именно истории? Потому что усилия могут быть направлены на увеличение добра в мире, а могут и принести много бед. Я боюсь, что делать зло гораздо легче, чем пополнять фонд добра. Легче организовать железнодорожную катастрофу, чем управлять поездом... Поэтому, кроме всего прочего, должна быть и нравственная позиция...» [15]

(Д.С.Дихачев)

Вот еще пример, как простой человек из простого русского городка, сотворил свою семью, родил детей и остался верен им, даже в самые трудные дни своей жизни…

…Ей уже исполнилось 19, когда родился ее первенец. Для неё он был самым красивым и необыкновенным. Врачи подтвердили, он не такой как все, у него диагноз, который родился вместе с ним - детский церебральный паралич (ДЦП). Ей многие говорили: «Откажись. Зачем тебе такой молодой, здоровой такая обуза- инвалид?» Она забрала его домой в комнату на пятый этаж в хрущёвскую коммуналку. Свой крест она по сей день несёт с поднятой головой, ни на минуту не задумалась, а может, нужно было оставить? Ему, инвалиду детства этим летом исполнилось 24 года. Молодой парень, стоящий на двух ногах, крепко обнимающий свою маму. Первые годы родного сына она вспоминает сегодня с глазами, полными слез. Тогда она не могла позволить себе плакать, это было бы признанием слабости и предательством по отношению к нему. Медики предупредили сразу, что возможно, ребеночек будет «неходящим».

Глупо спрашивать у этой женщины про трудности. Тогда, как признается она сама, было многим трудно. Жизнь по талонам в изолированном государстве, и нет никаких привилегий даже для таких деток. Перед талоном все равны. Помогала мама, присылавшая с юга посылки с пеленками, распашонками и продуктами в северный Кировск. Со стороны мужа помощь была небольшой, как и от государства. В то время не было специальных обществ и организаций, как сегодня, где могли бы помочь социально адаптироваться с таким «диагнозом на руках». Помогали добросовестные и отзывчивые врачи, выписывавшие направления на бесплатные процедуры к массажисту, логопеду. Государство назначило пенсию, льготы. На Новый год их приглашали посмотреть на зимние чудеса новогодней елки. Главным чудом жизни было, когда через денные и ночные усердия ей удалось наперекор пророчествам врачей поставить сына на ножки. В школьном возрасте, когда его сверстники посещали образовательную школу, к нему приходила учительница на дом и обучала элементарным вещам: чтению по слогам, счету. Маленькие уроки давались с большим трудом, так как он малоусидчивый мальчишка. Непослушные ручки с трудом держали карандаш, каждая буква давалась с боем, монотонная работа его быстро утомляет. Летом она возила его к маме в Украину. Свежий деревенский воздух давал волю беспорядочным движениям ребенка. Через три года она родила, совершенно не похожую на брата- дочку. Полноценно здоровая девчушка стала расти на радость маме. Теперь у нее было два самых дорогих на земле человечка. Они были совершенно разные, но одинаково любимы. Постоянные посещения докторов, подтверждения диагноза уже в прошлом для их семьи. В восемнадцать лет сняли льготу, которая распространялась на всю семью. Сегодня правообладатель льготы на оплату коммунальных услуг только сын. Всё чаще он проводит весну и лето у бабушки в деревне, помогая по хозяйству. Там у него есть свои друзья, которые помогут починить или накачать велосипед. Осенью он приезжает в квартиру, которую она приобрела после двадцатилетнего проживания в коммуналке. Сегодня мама этого молодого человека стала сильнее, мудрее и счастливее. У неё растут и продолжают радовать два милых сердцу человека. Вера в них помогает ей справляться со всеми социальными трудностями. Не смотря на то, что он лишен некоторых благ, которые получают от жизни молодые люди в его возрасте, он обладает милой улыбкой, сильными руками, которые могут помочь в хозяйстве. Неважно для неё, что он мыслит, не так, как остальные сверстники. Важнее – чувство любви и ценности, развитое сильнее, чем у некоторых, живущих вокруг нас людей. ИНВАЛИД это не приговор, это иная форма ЖИЗНИ!

Вывод здесь можно сделать один, сказав словами В.А. Сухомлинского: «Семья — это первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Наша героиня сотворила добро - не оставила ребенка, продолжает делать всё чтобы он не чувствовал себя ущемленным, гордится им, а он дарит ей любовь. Девочка, родившаяся в этой семье, с детских лет знает, что такое сострадание, любовь к близкому человеку. Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным.

2.4 Человеческий след

В одной из местных газет нашего района я прочитала материал о пожаре и о тех, кто его потушил. О тех, кто не спасовал перед трудностью и сделал верный поступок. Такое решение возникшей проблемы, должно возникать у каждого нормального, трезвомыслящего гражданина.

«Пожарами наш регион не удивишь — регулярно горит всё что может. Наиболее трагичны ситуации, когда горит жилье и гибнут люди. Вот и в ночь со 2 января на 3-е случился ещё один такой пожар. На въезде в Кировск, со стороны Павлово, около автозаправки «Линос», вспыхнул жилой дом по адресу: Набережная, 1/36».[16]

Начало первого ночи, праздничные дни, и движение на трассе было достаточно оживлённое. Но никто не остановился, чтобы оказать людям помощь, вызвать пожарную и скорую, хотя около горящего дома металась старая женщина. Правда, некоторые авто останавливались, но только для того, чтобы запечатлеть на мобильники горящий дом.

Нормальную человеческую реакцию на ситуацию проявили только трое молодых людей, проезжавших в это время по трассе. Это жители нашего района Владимир Казарцев, Михаил Королёв, и Владимир Алексеев. Хотя они очень спешили в гости, но оставить людей в беде и смертельной опасности посчитали недопустимым и просто преступным…

Они побежали к горящему дому и со слов женщины поняли, что внутри находится её муж. Время на раздумья не было. В дверь зайти из-за огня было невозможно — старика вытащили через окно. У него уже дымилась футболка, и обгорели волосы, но главное — человек был ещё жив, и они поспели вовремя!

Далее молодые люди вызвали пожарную службу, скорую медицинскую помощь, помогли погорельцам позвонить по мобильному телефону сыну. Пожилая супружеская чета была почти раздета и босиком. Их решили отвести в помещение автозаправки «Линос», чтобы они обогрелись. И тут им пришлось долго и упорно объяснять ситуацию сотрудницы заправки, чтобы она пустила погорельцев в тёплое помещение. В конце концов, молодые люди проявили настойчивость, и двери распахнулись.

А теперь немножко о наших героях. Владимир Казарцев и Михаил Королев служили в своё время в знаменитой 76 дивизии воздушно-десантных войск, что дислоцирована в Псков. И надо отдать должное командирам этой части — десантники из них получились отличные! Действовать быстро и профессионально они умеют в любой обстановке. Кстати, Владимир Казарцев поступил на службу в МЧС, и с 10 января приступает к своим новым обязанностям. Так что события январской ночи вполне могут пойти в его послужной список, где он действовал правильно и решительно.

Михаил Королёв после службы в армии работает на стройбазе «София», в настоящее время учится в вузе, его будущая профессия — менеджер-организатор производства.

Владимир Алексеев работает водителем на почте.

Простая история, простых ребят, каких у нас тысячи в стране. Их также по праву можно назвать патриотами, потому что в экстренную пришли и протянули руку помощи своим землякам.

Вывод

Могу ли я, 15-летняя девушка, назвать себя «патриотом»?! Наверное, на этот вопрос смогут ответить мои потомки. Но, сегодня я делаю все возможное, чтобы воспитать в себе ЭТО высокое чувство. Одним из воспитательных шагов будет являться участие в данном конкурсе. Благодаря ему, я смогла серьезно поработать над темой, которая живет с человеком на протяжении всей его жизни. В работах Дмитрия Сергеевича, которые читались не как нравоучительные трактаты, а как легкая беседа с лучшим другом, я нашла для себя постулаты, которые помогут мне жить правильно, по совести.

На данный момент я поняла одно – патриотическое сознание личности —

это сложное целостное образование, которое сочетает в себе совокупность знаний о собственных корнях, осмысление окружающей социальной действительности, тенденций и перспектив ее развития, установка готовности к созидательной деятельности и защите Отечества как преобладающего мотива жизнедеятельности в контексте перспектив собственного существования.

Патриотическая деятельность является не только общественной, она должна иметь больший государственный статус, соответствующую государственную поддержку и должна быть обязательной для всех государственных служащих, всех общественных организаций, СМИ России; участие в ней придает подлинную гражданственность каждому жителю страны. А житель в свою очередь, должен оставить свой положительный след в истории государства. В ходе рассмотрения данной темы мы с вами убедились, что следы бывают разные по масштабу, по адресности, но совокупность их дает право называться «патриотом».

Каждый человек творец. Творец своей судьбы, истории, своего государства, счастья, благополучия. От его творчества — умения жить по человеческим канонам и будет зависеть патриотический дух в стране.

Список литературы

Словарь по этике / Под редакцией И. С. Кона, М.; 1981.

Философский словарь / Под редакцией И. Т. Фролова, М.1991.

Диалектика и теория творчества/ Под ред. С.С.Гольдентрихта и А. М.

Коршунова. М., 1987.7.Шейфер Ф. Как же нам теперь жить? Чикаго, 1990.

Лихачёв, Д.С. Земля родная.- М.:Просвещение, 1983

Лихачев Д.С. Патриотизм против национализма // Говоря откровенно: заметки писателей о межнациональных отношениях / сост. Г. Иванова, В. Канунникова. - М.: Просвещение, 1989

Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном [Текст]/ Д.С. Лихачёв.- Изд. 2-е, доп.- М.: Дет. лит., 1988

Лихачев Д.С. Письма о добром.- СПб.: Логос, 2006

Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб.: Логос,2004

Пигров К.С. Научно-техническое творчество: Социальнофилософские проблемы. Л. 1979.

Периодика

Виктор Окунев. Действовали правильно и решительно//PROотрадное, 2012, №1(226).- С. 3.

Елена Данилевич. Все различны- все равны//АиФ, 2011, №50.- С. 2.

Электронные ресурсы

http://www.40a.kiev.ua/ideas/society/450e468d1ae44

http://russkayagazeta.com/rg/gazeta/fullstory/dmitrij-lihachev-49

http://russkayagazeta.com/rg/gazeta/fullstory/dmitrij-lihachev-49

http://wikipedia.ru


[1] Лихачев Д.С. Земля Родная. – М.: Просвещение,1983, - с.14-18

[2] Лихачев Д.С. Патриотизм против национализма // Говоря откровенно: заметки писателей о межнациональных отношениях / сост. Г. Иванова, В. Канунникова. - М.: Просвещение, 1989. - С. 96–101.

[3] Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб.: Логос,2004,- с.21

[4] Лихачев Д.С.Письма о добром.- СПб.: Логос, 2006,- с. 163

[5] Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб.: Логос.,2004,- с.26

[6] http://www.40a.kiev.ua/ideas/society/450e468d1ae44

[7] Лихачев Д.С.Письма о добром.- СПб.: Логос, 2006,- с. 15-16

[8] Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб.: Логос,2004,- с.635-640

[9] Лихачев Д.С.Письма о добром.- СПб.: Логос, 2006,- с. 219

[10] Елена Данилевич. Все различны- все равны//АиФ, 2011, №50.- С. 2.

[11] Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном [Текст]/ Д.С.Лихачёв.- Изд. 2-е, доп.- М.: Дет. лит., 1988,-с. 109

[12] Лихачёв, Д.С. Земля родная.- М.:Просвещение, 1983, с.-25

[13] Лихачёв, Д.С. Письма

[16] Виктор Окунев. Действовали правильно и решительно//PROотрадное, 2012, №1(226).- С. 3.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top