Фаррахова А.А.

I. Введение

Жизнь Радищева, первого русского революционера, чье имя неразрывно связано с началом освободительного движения в России, исследовалось многими писателями и учеными. Существует достаточное количество литературы по этой теме. Над проблемой работали русские ученые, историки И. Я. Щипанов ,Д.С.Бабкин, А.И.Старцев, Г.П.Макогоненко, Л.И.Кулакова, В.А.Западов, А.И.Шеметов, Ю.К.Бегунов, О.Д.Форш.

Основным источником в работе является «Путешествие из Петербурга в Москву». В работе использованы произведения Радищева «Житие Ф.В.Ушакова», ода «Вольность».

Цель данной работы – выявить истоки революционных взглядов Радищева, что принципиально новое внес он в развитие революционной мысли.

Достижение этой цели возможно решив следующие задачи:

1. Анализ произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и оды «Вольность»;

2. Рассмотрение отношения Радищева к крепостничеству и самодержавию;

2. Показать , какие пути изменения существующего строя предлагал Радищев.

Актуальность проблемы в том, что Радищев был первым революционером из дворян в России, что он впервые призвал народные массы к революции.

II.1. Радищев и идеи французских просветителей

Родился Александр Николаевич Радищев 20авгута 1749 года в семье богатых дворян. Обучался в Москве, университетской гимназии. В это время на жизнь мальчика влияют и политические события страны.

Радищев обучается в Петербургском пажеском корпусе, где знакомится с придворной жизнью , читает произведения французских просветителей.

Французские философы и поэты , историки и писатели повели борьбу за человека, за его права и счастье. Руссо и Вольтер, Гельвеций и Дидро и другие обрушились на деспотизм монархов и паразитизм дворянства, на феодальный строй, объявив все его учреждения и законы неразумными. Неразумно и противно природе разделять людей на сословия, ибо все люди от рождения равны, - провозгласили они. Истинное достоинство , - учили они, - в способностях, в уме, в делах человека, в его чувствах. Но, утверждали те же философы, к великому несчастью , эти истины забыты. Монархическая власть обрекла людей на страдания, бесправие, бедность и несчастья. Но эти философы не были способны понять действительные причины неравенства и угнетения. Они все объясняли несовершенством человека. Поэтому следует просвещать человека. Следует просвещать не только простых людей, но и монархов. Просвещенный монарх стал бы издавать новые, мудрые и справедливые законы, под влиянием которых начали бы изменяться законы, под влиянием которых начали бы изменяться нравы, исправляться люди, утверждаться свобода и справедливость в государстве.

Радищев одним из первых не только в России, но и в Европе выступил против просвещенного абсолютизма как государственной формы правления и горячо высказывался за народовластие, за демократическую республику. Радищев  считал, что царская власть есть «наипротивнейшее человеческому естеству состояние».

II.2. Главное – умение постоять за свои убеждения

В 1766 году вместе с группой молодых людей из дворянского сословия Радищев был послан за границу для изучения юридических наук. Молодой Радищев в Лейпциге впервые ясно осознал, что одними только научными познаниями не измеряется ценность человеческой личности и смысл жизни человека. Главное – это умение постоять за свои убеждения.

Жизненным испытанием для молодого Радищева была смерть тяжело заболевшего в Лейпциге Ф.В.Ушакова , человека выдающихся способностей и твердых жизненных убеждений. Радищеву Ушаков завещал следующее : никогда не изменять собственным убеждениям, твердо стоять за них.

« Прости теперь в последний раз,- говорил Ушаков, - помни, что я тебя любил, помни, что в жизни нужно иметь правила , дабы быть блаженным, и что должно быть тверды в мыслях, дабы умирать бестрепетно!» И Александр дал клятву верности завету Федора Ушакова.

«Слова его громко раздалися в моей душе, - писал он, - и неизгладимою чертою ознаменовалися на памяти. Поживут они всецелые, доколе дыхание в груди моей не исчезнет и не охладеет кровь в жилах».

Истоки подвига Радищева, - по мнению А.Г.Татаринцева, - именно в этих чувствах и мыслях, всколыхнувших его внутренний мир и заставивших задуматься над собственной жизнью.

II.3. Борьба со злом оружием слова

В1771году возвращается Радищев на Родину, работает протоколистом в Сенате, потом переходит на военную службу, вскоре выходит в отставку. В эти годы он борется с торжествующим злом оружием слова. В 1776 году поступает на службу в Коммерц-коллегию, становится руководителем Петербургской таможни.

Жизнь и деятельность Радищева протекали в условиях феодально-крепостнической действительности, когда народ изнывал под тяжелым гнетом крепостников, купечества, духовенства и многочисленного чиновничества.

Появление революционных произведений Радищева нельзя считать каким-то случайным фактором. Их появление было подготовлено всем ходом общественно-исторического развития России. Произведения Радищева были новым, революционным фактом в истории развития русской общественной мысли. Ода «Вольность», «Путешествие из Петербурга в Москву» и другие явились примером антикрепостнической, демократической идеологии в России, продолжателями которой в новых условиях, на новом этапе борьбы были декабристы.

В1789 году выходит в свет оригинальное сочинение Радищева «Житие Федора Васильевича Ушакова», которое содержит ряд важных политических высказываний Радищева, которые затем будут развиты им в «Путешествии из Петербурга в Москву». Замечательно его утверждение о том, что в самой тяжести притеснения, непомерности гнета заключены залог и возможность освобождения. Невыносимость жестокого угнетения в конце концов неминуемо должна повлечь за собою восстание, революцию.

Произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность», «Письма к другу, жительствующему в Тобольске по долгу звания своего», «Беседа о том, что есть сын Отечества», «Житие Федора Васильевича Ушакова» и другие вызвали ярость у правящих реакционных сословий, у Екатерины II и ее вельмож. И действительно, революционные мысли не могли пройти незамеченными. Президент Россиийской академии княгиня Дашкова прямо объявила своему брату и начальнику Радищева А.Р.Воронцову, что в произведениях Радищева “... встречаются ... выражения и мысли опасные”.

II.4. Ода «Вольность» и «Путешествие из Петербурга в Москву»

Радищев был первым в России революционным певцом свободы. Его знаменитые ода “Вольность” и “Путешествие из Петербурга в Москву” являются не только художественными, но и прежде всего политическими произведениями. Ода “Вольность” была своего рода зажигательной прокламацией , беспощадно клеймившей царское самодержавие и призываышей массы к восстанию. Недаром ЕкатеринаII , познакомившись с содержанием оды пришла в ужас. «Ода, - со злобой писала она,- совершенно и ясно бунтовская, где царям грозится плахою. Сии страницы суть криминального намерения, совершенно бунтовские ».

«Путешествие из Петербурга в Москву» - это собрание художественных и документальных повестей, публицистических очерков и теоретических трактатов, философских рассуждений и политических деклараций, исповедей, писем , слов, од, объединенных внешне – сюжетом путешествия из новой в древнюю столицу России, а внутренне – идеей политической борьбы с самодержавием и крепостничеством.

Главных тем в произведении три : 1) обличение крепостничества; 2) обличение самодержавия; 3) признание неизбежности народной революции.

Открыть глаза на вопиющее бесправие закрепощенного крестьянства , на невыносимую тяжесть самодержавного гнета, поднять “завесу с очей”, увидеть и показать другим доселе тщательно скрывавшееся истинное положение вещей в стране – такова цель книги.

Самую важную роль в идейном содержании “Путешествия” играют две главы – “Спасская Полесть” и “Тверь”, в которых наиболее ярко изобличается самодержавно-крепостнический строй России и обосновывается необходимость народной революции. Эпиграф к “Путешествию” – “Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй” взят Радищевым из восемнадцатой песни поэмы В.К.Тредиаковского “Тилемахида” (1766). В Радищевском эпиграфе имя чудища – россиийское самодержавие и крепостничество, обличаемые в книге. Поэтому народ является главным героем произведения Александра Радищева. Интересы и чаяния народные, жизни и судьбы и простых людей, стонущих под гнетом крепостников-помещиков и россиийского самодержавия, находятся в центре внимания автора книги.

Заново вдумываясь в содержание книги мы понимаем : о драматизме русской жизни , национальном характере, решающей роли народа в будущем России Путешественник думал еще до поездки. Дорожные впечатления укрепили и его ненависть к произволу, и его веру в силы народные.

Полные драматизма реалистические картины русской жизни, юмор, ирония, гнев, сатира – все слито воедино в этой неповторимой книге, наглядно рисующей контраст двух Россий. Они неотделимы друг от друга : держащая сегодня в своих руках власть Россия угнетателей и нищая, порабощанная Россия, которой принадлежит будущее.

В уста Путешественника Радищев вкладывает обличительные речи против помещиков. ”Звери вы алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем; то, чего отнять не можем, - воздух. Да, один воздух. Отъемлем нередко у него не токмо дар земли хлеб и воду, но и самый свет. – Закон запрещает отъяти у него жизнь. – Но разве мгновенно. Сколько способов отъяти у него постепенно!.. ”

Судьей притеснителям будет сам народ. О решающей роли народа в истории говорится на многих страницах. ”Страшись, помещик, жестокосердный, - грозит Радищев, - на челе каждого из твох крестьян вижу твое осуждение”

В главе “Спасская Полесть” рассказывается об аллегорическом сне Путешественника, который видит себя в роли монарха. Дальнейшие главы показывают пагубное влияние самодержавия на все области жизни. Самодержавие держит народ в невежестве (“Подберезье”), оно узаконило неправосудие, рабство, обрекло миллионы на нищету (“Зайцево”,”Вышний Волочек”, “Медное”...). Оно сеет разврат, убивает мысль , тормозит развитие науки, литературы, искусства. Что делать ? Радищев пишет, что судьбу решит народ: бурлак, крестьянин. Решать будет в «споре, битве». Кто поможет крестьянам? Автор приходит к выводу : «А все те , кто бы мог свободе поборствовать, все великие отчинники, и свободы не от них советов ожидать должно, но от самой тяжести порабощения». Как не сложна история, наступит час, когда «человечество возревет в оковах и, направляемое надеждою свободы и неистребимым правом природы, двинется , и власть будет приведена в трепет. Тогда всех сил сложенье , тогда тяжелая власть

Развеется в одно мгновенье.

О день, избраннейший всех дней !»

Мысль о том, что человек может обрести свое счастье в борьбе за благо других людей , имеет революционный смысл.

Радищев понимал, что время изменений еще не пришло. Её могут совершить «гордые потомки» через много лет.

Но не приспе еще година,

Не совершилися судьбы;

Вдали, вдали еще кончина,

Когда иссякнут все беды!

Замечал поэт в оде «Вольность». С горечью осознавая отдаленность дня свободы Радищев писал в своей книге : «О! горестная участь многих миллионов ! Конец твой скрыт еще от взора и внучат моих!» Одна уверенность в конечной победе была безоговорочной. «Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую; я зрю сквозь целое столетие », - вдохновенно писал Радищев.

За проповедь антикрепостнических идей, по указу ЕкатериныII , Радищев был заключен в Петропавловскую крепость .Она отметила, что Радищев – «бунтовщик хуже Пугачева, который надежду полагает на бунт мужиков, хочет книгою ли ... исторгнуть скипетра из рук царей.»

Радищева сослали в Илимск на 10 лет.

После освобождения он поступает на службу в Комиссию по составлению законов. Но не видя вокруг себя никаких сил восстать против «земной власти» он 11 сентября 1802года принимает смертельную дозу яда.

III. Заключение

Радищев до конца своих дней остался непримиримым противником царизма и крепостного строя. Уже находясь в ссылке, Радищев на вопрос любопытствующему, кто он, ответил:

Ты хочешь знать кто я? Что я? Куда я еду?

Я тот же , что и был, и буду весь мой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек!

Дорогу проложить , где не бывало следу,

Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах,

Чувствительным сердцам и истине я в страх

В острог Илимский еду.

Заслуга Радищева , как борца и мыслителя, заключается в том, что он сосредоточил все свои силы и внимание на разрешение самых прогрессивных задач, какие поставила в то время история перед Россией и русским народом.

Радищев дорог нам как непримиримый борец против самодержавия и крепостного строя, как мыслитель, который,

Нося оковы позлащены,

Нам вольность первый прорицал.

Исполняется 265 лет , как родился Радищев.Больше двухсот лет назад он обратился в своем “Путешествии из Петербурга в Москву” с обращением к народу. Он верил в победу русского народа, народа, “к величию и славе рожденного”, над помещиками и царем. Семена, посеянные Радищевым, принесли свой плод. Запретное в прошлом имя Радищева с гордостью произносится народами России.

Список использованной литературы

1.Радищев.А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М. «Детская литература»

2.Бабкин Д.С. Процесс А.Н.Радищева. Изд.АН СССР, М - Л.

3.Бегунов Ю.К.»Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. М. «Просвещение»

4.Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».Комментарий. Л.

5. Макогоненко Г.П. Радищев. Биография. М.

6. Старцев А.И. Радищев в годы « Путешествия».М. «Советский писатель».

7. Щипанов И.Я. Общественно-политические и философские взгляды А.Н.Радищева. М. «Правда»

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top