Зубова Д.А.
На современном этапе библиотека вуза является научным, учебно-вспомогательным и культурно-просветительным учреждением. Она обеспечивает литературой и библиографическим обслуживанием профессорско-преподавательский состав, научных сотрудников, аспирантов, студентов и других работников вуза. Библиотека вуза активно способствует воспитанию студентов, развитию их самостоятельной работы и творческой инициативы.
Большое значение имеет изучение истории, как центральных библиотек, так и библиотек отдельно взятых районов, городов, учебных заведений, потому что из истории отдельных библиотек, складывается история библиотечного дела в целом. История становления, развития, функционирования – все это позволяет делать выводы о том, какое значение придавалось библиотекам на том или ином этапе развития.
Библиотека – это не только учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, но важный социокультурный институт.
Заслуживает внимания изучение библиотеки ВГПУ, так как она является одной из старейших и крупнейших библиотек Вологодской области, и поэтому также необходимо изучать её историю.
Библиотека Вологодского педагогического университета ведет свою историю с 1912 года, когда в Вологде был открыт Учительский институт, профессиональное среднее специальное учебное заведение, занимающееся подготовкой учителей для городских, уездных и высших начальных училищ.
Библиотека была основана одновременно с Учительским институтом. Институт и библиотека располагались в доме Цеха Карла Фридриховича по ул. Желвунцовской (ул. Зосимовская) и занимали верхний этаж, состоящего из семи комнат и часть нижнего этажа.[1] После окончания срока аренды дома Цеха К. Ф. институт переезжает в дом инженера Раскина на углу улиц Галкинской и Екатерининско-Дворянской (ныне ул. Герцена). Здесь на втором этаже библиотеке была отведена комната размером 7, 1\2 на 7, 3\4 аршин (29.3 м²).[2]
Первоначально штат библиотеки состоял из одного заведующего библиотекой. Первым заведующим библиотекой советом института был выбран И. С. Бачалдин, преподаватель русского языка.[3]По структуре библиотека делилась на фундаментальную и ученическую. Книгами фундаментальной библиотеки пользовались преподаватели, а из фонда ученической библиотеки выдавались учебники воспитанникам института.
На заседаниях Педагогического совета института регулярно обсуждались вопросы о приобретении книг. Книги приобретались по спискам, которые составлялись согласно циркулярным письмам попечителя Санкт-Петербургского учебного округа и по рекомендациям Министерства народного просвещения, в магазинах города Вологды и Москвы (м-н Карбалникова (Москва) и др.). По смете на расходы библиотеки отпускалось 500 рублей в год. [4]
В 1913 г. были внесены дополнения в правила пользования библиотекой: «фундаментальной библиотекой пользуются учащиеся с разрешения преподавателя соответствующего предмета», а срок пользования книгами был увеличен с двух до трех недель.[5]
Ежегодно проводились ревизии библиотеки института. В состав комиссии входили: директор института, библиотекарь и два преподавателя. Во-первых, проверялось наличие книг по инвентарной описи, во вторых, исправность содержания каталогов и журнала, выдаваемых для чтения книг[6]. По результатам одной из таких проверок выяснилось, что недостает пяти книг (Трояновский «Растение и его жизнь», Гете «Фауст» в переводе А. Фета, Огнев С. «Жизнь леса») на общую сумму 3 р. 28 коп.[7]
Таким образом, в эти годы библиотека Учительского института только начинала свою работу. Книги приобрести было трудно, поэтому формирование фонда происходило постепенно и очень медленно. В библиотеке не было читального зала, отсутствовало специальное библиотечное оборудование. Тем не менее, потребность в книгах среди воспитанников института была. Наибольшим спросом, по отчёту библиотекаря И. С. Бачалдина, пользовались книги из отделов истории, словесности и естествознания.[8]
С сентября 1917 г. Вологодский учительский институт начал преобразовываться в высшее учебное заведение – Вологодский Педагогический институт. Вводились новые учебные программы по трем отделениям – естественно-географическому, физико-математическому и словесно-историческому.[9]
В августе 1918 года была создана особая комиссия, которая на основании указаний Наркомата просвещения начала осуществлять преобразование Учительского института в высшее педагогическое учебное заведение. [10]
Институт действовал на основании Положения о ВПИ от 1 сентября 1918 года, в котором определялся статус учебного заведения: «Вологодский педагогический институт есть высшее учебное заведение, имеющее целью педагогическую и научную подготовку лиц, желающих посвятить себя педагогической деятельности…, и находится в ведении комиссариата Народного Просвещения».[11]
Занятия начались 6 декабря 1918 года. Такая задержка с началом занятий была вызвана необходимостью проведения ремонта в здании бывшей Духовной семинарии.[12]
С реформой института была реорганизована и библиотека: «…часть книг из ученической библиотеки Института выделить и передать в библиотеку Опытной школы, а оставшиеся книги выписать в общий каталог, уничтожив, таким образом, старое деление библиотеки на фундаментальную и ученическую». При отдельных кабинетах были созданы свои библиотеки.[13].
В сентябре 1918 года был избран новый библиотекарь – преподаватель бывшей Духовной семинарии Иван Дмитриевич Остроумов. Фонд библиотеки на 1918 год составлял 6582 тома по 13 отделам, в том числе: книг по истории – 510, словесности – 1385, естествознанию – 660 томов и др.[14].
С 1918 по 1931 годы библиотека и институт размещались в здании бывшей Духовной семинарии (ныне ул. Ленина, 15). В 1919 году Педагогический институт был реорганизован в Институт народного образования.[15]
Кроме основного отделения по подготовке преподавателей для школ второй ступени, при нем были открыты еще четыре отделения: дошкольное, школьное (для подготовки учителей школ первой ступени), трудовое (для подготовки инспекторов по труду) и внешкольное для подготовки работников музеев, клубов, библиотек и других культурно-просветительных учреждений. Из перечисленных четырех отделений через год осталось дошкольное, имевшее хороший преподавательский состав и тесную связь с Петроградским институтом социального воспитания. Остальные отделения были закрыты, из-за значительной неопределенности и неясности задач, поставленных официальными учебными планами.
Отделение по подготовке учителей для школ второй ступени имело четыре факультета: литературно-художественный, позже названный словесно-историческим, социологический или социально-исторический, физико-математический и биолого-географический. Срок обучения составлял четыре года.[16]
Общее количество студентов в 1919/20 учебном году на всех отделениях увеличилось до 650 человек, а число сотрудников – до 80.[17]
В 1920 году, по инициативе различных местных органов, была организована особая комиссия с участием профессоров из Петрограда (Чугаев Л. А., Оппель В. А.) для определения конкретных мер в направлении осуществления этого желания и для точного учета тех научных сил и общих научных ресурсов, которыми располагает Вологда для открытия в ней государственного университета. Эта комиссия, в лице очень авторитетных представителей профессуры, высказала заключение, что имеющиеся в Вологде в наличии научные силы и общие научные ресурсы достаточны для открытия Государственного Университета в составе нескольких факультетов (факультет общественных наук, медицинский и агрономический). Но в силу экономических, главным образом, соображений Наркомпрос не утвердил это предложение.[18]
В 1921 году при институте был открыт рабфак, который готовил молодежь из рабочих и крестьян для поступления в техникумы. В этом году был открыт и педагогический техникум.[19]
Преобразования библиотеки Вологодского института народного образования начались в октябре 1920 года. В должности главного библиотекаря (заведующего) Советом института был утвержден Иван Дмитриевич Остроумов. Также было постановление о создании библиотечной комиссии из преподавателей и студентов.[20] С марта 1919 года у библиотекаря появилось два помощника.[21] В библиотеке велись карточный систематический и алфавитный каталоги, что способствовало улучшению качества обслуживания читателей.
Фонды библиотеки расширились за счет передачи книг из библиотеки бывшей учительской семинарии Вологды. Поступило из бывшей учительской семинарии 900 томов, в основном учебники и беллетристика. За 1919 – 1920 годы количество книг в библиотеке увеличилось почти в два раза: на 1 июля 1919 г. было 9948 томов, а к 30 июня 1920 г. численность книг составила 17557 томов. Книги распределялись по 16 отделам. Наиболее широко научная литература была представлена в следующих отделах: естественные науки (1494 т.), история (921т.) и социальные науки (729 т.). Наибольшим спросом среди студентов и преподавателей института, в период с октября 1919 по июнь 1920 года, пользовались книги из отделов естественных наук (1420 кн.), беллетристики (1397 кн.) и истории (606 кн.).[22]
Читального зала при библиотеке не было из-за отсутствия помещения. Книги выдавались на дом. Библиотекой пользовались в основном преподаватели и студенты института. Также разрешалось брать книги на дом преподавателям, не работающим в институте, а также слушателям инструкторских курсов по ликвидации безграмотности и членам научно-технического комитета. Студентам в период летних каникул книги не выдавались. Библиотека была открыта ежедневно с 11 – 00 до 15 – 30 ч., и три раза в неделю по вечерам с 17 – 30 до 21 – 00 ч. [23]
Норма выдачи для студентов составляла 3 книги на две недели, учебные руководства выдавались без ограничений в количестве и сроках. Для преподавателей не было никаких ограничений, что очень затрудняло удовлетворение запросов студентов на научную литературу. Особо ценными книгами разрешалось пользоваться только в помещении библиотеки. А за пользование учебными руководствами со студентов удерживалось из стипендии 10 % от стоимости книг.Книги приобретались разными путями. Часть приобреталась в магазинах города Вологды, часть – в магазинах Москвы и Петрограда, при командировках сотрудников института. [24]
В 1918 – 1919 годах существовала система залогов со студентов, в размере 40, а затем 100 рублей. Со студентов, не возвративших книги в установленный двухнедельный срок, взыскивалось за каждый просроченный день по 10 рублей. В дальнейшем эти студенты лишались права на получение книг, а стипендиатам задерживали выдачу стипендии.[25] Отдельные студенты оставляли себе библиотечные книги, считая, что библиотека компенсируется суммой залога. Поскольку такая практика себя не оправдывала, то система залогов была отменена. У библиотеки не оставалось никаких гарантий возврата книг, кроме честности студентов. [26]
Структура института продолжала изменяться. В марте 1921 года Наркомпрос установил три разряда педагогических учебных заведений.
К первому разряду относились высшие педагогические институты, предназначавшиеся для подготовки высококвалифицированных педагогов, ко второму – практические институты народного образования, имевшие задачу готовить квалифицированных практических работников в различных областях педагогической деятельности, и к третьему – педагогические техникумы для подготовки учителей школ I ступени и работников детских садов.[27]
Вологодский институт, как учреждение вполне организованное и прочно поставленное, в числе немногих был оставлен в первой группе, как высшее педагогическое учебное заведение не только с учебными задачами, но и научными. [28]
«Но уже в конце того же года, в силу вновь открывшихся экономических затруднений, Главным управлением профессионального образования было произведено значительное сокращение сети педагогических учебных заведений в РСФСР, причем многие из оставшихся Педагогических Институтов переведены были в разряд практических и некоторые из Практических институтов — в педагогические техникумы. Вологодский Педагогический Институт предположено было перевести в разряд практических. Так как такое решение грозило лишить Вологду высшего учебного заведения с широкими культурными задачами, то целый ряд местных организаций и органов власти (Губисполком, Губпрофсовет, Губиспрос, Губпрофобр) выступили на защиту института, как высшего учебного заведения, возбудив перед Главпрофобром ходатайство о сохранении в Вологде высшего Педагогического института.
Ходатайство это нашло себе определенное сочувствие и поддержку в отделе Педагогического Образования Главпрофобра и Совет по делам ВУЗов в заседаниях 18 и 20 января 1922 г., соглашаясь с заключением означенного Отдела, принял решение сохранить в Вологде высший Педагогический Институт.» [29]
Но такое решение органов управления Главпрофобра просуществовало лишь 11 недель, потому что уже 12 апреля 1922 г., по предложению того же отдела Педагогического образования Главпрофобра о сокращении сети ВУЗов в РСФСР в целях облегчения государственного бюджета, Совет по делам ВУЗов принял решение: закрыть Орловский Педагогический Институт; преобразовать Казанский и Вологодский Педагогические институты в Практические институты народного образования с 1-го мая.[30]
С 1 мая 1922 года постановлением Наркомпроса Вологодский институт народного образования был переведен в состав практических институтов народного образования.
В институте действовало четыре учебных отделения: физико-математическое, биолого-географическое, словесно-историческое и дошкольное. [31]
Весь научный состав института делился на три категории: профессора, преподаватели и научные сотрудники (ассистенты и лаборанты). Многие из профессоров за время революции 1917 года прибыли в Вологду из Москвы и Петрограда, а часть профессоров одновременно преподавали в Вологодском Молочно-хозяйственном институте. Основной преподавательский состав состоял из вологжан, имевших опыт исследовательской научной работы (ВОИСК и пр.).[32]
Профессор Е.С. Соллертинский возглавлял кафедру земледелия, географии России и страноведения. Известный вологжанин-краевед Н.В. Ильинский руководил кафедрой биологии, читал курсы биологии и краеведения. Профессор Молочно-хозяйственного института В.И. Лемус читал курс зоологии. На других отделениях Н.В. Шалауров (с 1919 по 1921 год был ректором института) читал курс физики. Профессор А.А. Веселовский вел курсы древнерусского языка и введения в языкознание. Лекции по педагогике, психологии и истории педагогических учений читал профессор Н.А. Коновалов, в 1921 – 1923 годах бывший одновременно и ректором института.[33] Курс истории социалистических учений читал первый председатель Вологодского губернского исполнительного комитета (1918-1919 гг.) М. К. Ветошкин.[34]
Количество научных сотрудников, работающих в институте, в разные годы, было различным. От 80 человек в 1919 – 1920 учебном году, до 50 в 1921 – 1922 гг.В 1921 – 1922 году на всех четырех курсах института обучалось 511 человек. [35]
Таблица 1
ФОНДЫ БИБЛИОТЕКИ, СТУДЕНТЫ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ ИНСТИТУТА В 1919 – 1922 гг.
Год |
Количество книг в фонде |
Количество студентов |
Количество преподавателей |
1919 |
9948
|
650
|
80
|
1922
|
24952 |
511 |
50 |
Составлено по: Вологодский Государственный педагогический институт: (К 50-летию со дня основания)/ ред.- сост. П. А. Колесников; редкол. А. П. Полетаев [и др.]. – Вологда, 1968. – С. 5; Коновалов, Н. Вологодский педагогический институт: материалы к отчету за 1921-1922 уч. г. Вологда,1922. – 54 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.booksite.ru/education/main/vuz/2.htm; ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 41. Л. 1 (об); Д. 140. Л. 114.
Библиотека института считалась одной из лучших в городе, если не по количеству, то по качеству подобранной литературы. Уровень подобранных книг в учебно-научном отношении был очень высок и обеспечивал сотрудников института ценными материалами для исследовательской работы. В наличии имелась иностранная литература, как в оригинале, так и переводная. Лучше всего были подобраны отдел педагогики (в части русских изданий), отдел географический и естественных наук (ботаника, зоология, химия, геология, биология и пр.). Были широко представлены диссертации. В библиотеке имелось большое собрание трудов ученых обществ, экспедиций и известий университетов.[36]
На одном из заседаний правления Вологодского практического института народного образования обсуждался вопрос о сохранности библиотечных фондов, потому что книги расхищались. Обсуждались меры в отношении студентов и бывших преподавателей института не возвративших книги.Также рассматривался вопрос о пользовании книгами из библиотеки посторонними лицами и вольнослушателями. [37]
Были приняты следующие решения:
а) послать требования в письменной форме о возврате книг, с указанием, что в случае неисполнения, будет предъявлен иск по суду.
б) в отношении лиц, находящихся вне г. Вологды и адреса которых были известны, затребовать возвращение книг в библиотеку через суд, путем подачи иска. В отношении лиц, адреса которых неизвестны, принять меры по определению адресов через милицию, и действовать в судебном порядке.
в) лицам, числящихся студентами Института и задерживающих возврат книг, предложить в письменной форме немедленно возвратить книги к определенному сроку, в случае неисполнения взыскать книги через суд с лишением прав пользоваться библиотекой.
д) посторонним лицам разрешить пользоваться книгами из библиотеки лишь по особому разрешению Правления Института. От вольнослушателей требовать внесение залога, в размере стоимости книги, или по усмотрению заведующего библиотекой». [38]
Такие радикальные меры были оправданы, потому что за 1920-1922 годы количество невозвращенных книг достигло 511 экземпляров.[39]
Общее количество книг на 1 июля 1922 года составляло 24952 тома. Главным библиотекарем являлся И. Д. Остроумов. Также в штате состояло еще три библиотекаря: Шалаурова Е. В., Пшеницина А. А., и Попова С. К. Выдача книг за апрель-июнь 1922 года составила 1892 тома, а посетителей за эти месяцы было 1701 человек, но регистрировались лишь те, кто брал книги на дом. [40]
В 1923 году Вологодский практический институт народного образования из-за тяжелого финансового положения был закрыт. Желающие продолжать учебу студенты были переведены в Пермский педагогический университет, а часть студентов поступили в Вологодский педагогический техникум.
Вопрос о библиотеке был решен следующим образом: «Библиотека остается в прежнем помещении с предоставлением права пользования книгами только учащимся Рабфака и педагогического техникума».[41]
Итак, в период с 1912 по 1923 годы библиотека сначала Учительского, затем Педагогического института начинает свою деятельность. Растут фонды, расширяется штат сотрудников (5 человек в 1922 году). Постепенно увеличивается значение библиотеки. На данном этапе, действительно, библиотека еще не играет такой значительной роли, как на современном этапе. История библиотеки – это часть истории университета. Изучение истории библиотек необходимо, т.к. библиотека, как упоминалось выше – важный социокультурный институт, в т.ч. и на современном этапе. Происходит эволюция роли библиотек, они играют все большее значение в социализации личности, в демократизации общества и в развитии интеллектуального потенциала человечества.
Список использованной литературы и источников
I. Документы Государственного архива Вологодской области
II. Использованная литература
III. Электронные ресурсы
[1] ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 4. Л. 19.
[2] ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 30. Л. 6(об).
[3] ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 4. Л. 1.
[4] ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 4. Л. 6; Д. 19. Л. 10; Д. 27. Л. 42(об).
[5] ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 19. Л. 28, 29.
[6] ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 27. Л. 1(об).
[7] ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 40. Л. 25(об).
[8] ГАВО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 40. Л. 41 (об).
[9] ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 13. Л. 154.
[10] Вологодский Государственный педагогический институт: (К 50-летию со дня основания)/ ред.- сост. П. А. Колесников; редкол. А. П. Полетаев [и др.]. – Вологда, 1968. – С. 4
[11] ГАВО. Ф. 81. ОП. 1. Д. 13. Л. 122.
[12] Вологодский Государственный педагогический институт: (К 50-летию со дня основания)/ ред.- сост. П. А. Колесников; редкол. А. П. Полетаев [и др.]. - Вологда,1968. – С. 4.
[13] ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 13. Л. 100.
[14] Там же. – Л. 72, 154.
[15] Вологда в минувшем тысячелетии: Очерки истории города. – Вологда: Древности Севера, 2004. – С. 157.
[16] Вологодский Государственный педагогический институт: (К 50-летию со дня основания)/ ред.- сост. П. А. Колесников; редкол. А. П. Полетаев [и др.]. - Вологда, 1968.- С. 5.
[17] Вологодский Государственный педагогический институт: (К 50-летию со дня основания)/ ред.- сост. П. А. Колесников; редкол. А. П. Полетаев [и др.]. - Вологда, 1968.– С. 6
[18] Коновалов, Н. Вологодский педагогический институт: материалы к отчету за 1921-1922 уч. г. / Н. Коновалов. - Вологда, 1922.-54 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.booksite.ru/education/main/vuz/2.htm
[19] Вологодский Государственный педагогический институт: (К 50-летию со дня основания)/ ред.- сост. П. А. Колесников; редкол. А. П. Полетаев [и др.]. - Вологда, 1968.- С. 10
[20] ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 76. Л. 2, 4, 6.
[21] ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 41. Л. 1.
[22] ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 41. Л. 7.
[23] ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 41. Л. 3.
[24] ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 41. Л. 1(об.) - 6.
[25] ГАВО Ф 81. Оп. 1. Д. 36. Л. 2, 2 (об), 7, 80, 90, 91.
[26]. ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 41. Л. 1 – 4, 7.
[27] Вологодский Государственный педагогический институт: (К 50-летию со дня основания)/ ред.- сост. П. А. Колесников; редкол. А. П. Полетаев [и др.]. - Вологда, 1968 – С. 11
[28] Коновалов, Н. Вологодский педагогический институт: материалы к отчету за 1921-1922 уч. г./ Н. Коновалов. – Вологда, 1922. – 54 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.booksite.ru/education/main/vuz/2.htm
[29] Коновалов, Н. Вологодский педагогический институт: материалы к отчету за 1921-1922 уч. г./ Н. Коновалов. – Вологда, 1922. – 54 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/education/main/vuz/2.htm
[30] Там же.
[31] Вологодский Государственный педагогический институт: (К 50-летию со дня основания)/ ред.- сост. П. А. Колесников; редкол. А. П. Полетаев [и др.]. - Вологда, 1968.- С. 5.
[32] Коновалов, Н. Вологодский педагогический институт: материалы к отчету за 1921-1922 уч. г./ Н. Коновалов. – Вологда, 1922. – 54 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/education/main/vuz/2.htm
[33] Вологодский государственный педагогический институт…– С. 7
[34] Вологодский Государственный педагогический институт: (К 50-летию со дня основания)/ ред.- сост. П. А. Колесников; редкол. А. П. Полетаев [и др.]. - Вологда, 1968. – С. 6 -8.
[35] Коновалов, Н. Вологодский педагогический институт: материалы к отчету за 1921-1922 уч. г./ Н. Коновалов. - Вологда: Типография Северсоюза,1922.-54 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/education/main/vuz/2.htm
[36] Коновалов, Н. Вологодский педагогический институт: материалы к отчету за 1921-1922 уч. г./ Н. Коновалов. - Вологда: Типография Северсоюза,1922.-54 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.booksite.ru/education/main/vuz/2.htm
[37] ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 140. Л. 22, 22(об).
[38] ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 140. Л. 22(об).
[39] ГАВО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 140. Л. 22.
[40] Там же. – Л. 114.
[41] ГАВО. Ф.81. Оп. 1. Д. 165. Л. 10.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»