Андрианова М.С.

В настоящее время, когда в России продолжается реформирование сис­темы образования, уделяется огромное значение проблеме качества образования не только в нашей стране, но и во всем мире. Древняя мудрость гласит: «Хочешь понять настоящее - изучай минувшее». В «Национальной доктрине образования в РФ» записано: «Сис­тема образования призвана обеспечить историческую преемственность поко­лений». Поэтому актуальность темы исследования представляется очевидной. В ходе изучения данного вопроса выяснилось, что проблема государст­венных стандартов и качества женского среднего образования в Ярославле на ру­беже XIX - XX веков в общероссийском контексте почти не изучена. Мы считаем, что тема исследования будет интересна не только ученым историкам и краеведам, но также школьникам и студентам. Надеемся, прочтение данной работы позволит им сравнить современную систему образования и те стандарты, которых придерживались в системе среднего образования сто лет назад.

Нашей целью являлось проведение собственного исследования проблемы качества женского образования в указанный период. Основными задачами, которые предстояло решить в ходе изучения данной проблемы, являлись:

- Обобщение и систематизация всего имеющегося материала по теме исследования

- Изучение развития системы среднего женского образования в Ярославле в контексте Российского законодательства по данному вопросу

- Проведение сравнительного анализа государственных стандартов в преподавании обязательных и необязательных предметов гимназического курса

- Исследование проблемы качества обучения и воспитания в ярославских женских гимназиях (государственных и частных) в указанный период

- Изучение судьбы и карьеры ярославских гимназисток для понимания того, как знания, полученные во время учебы, пригодились им в дальнейшей жизни.

Данная работа базируется на уникальном комплексе источников, большую часть которых составляют документы из ГАЯО, воспоминания и дневниковые записи гимназисток, страницы из сохранившихся ученических тетрадей и фотографии начала ХХ века. Но, несмотря на то, что на данный момент общее количество использованной литературы составляет 124 наименования, из которых 94 источника, не стоит оценивать их как многократно изученные историками и легкодоступные в библиотеках города. Потребовалось шесть лет для того, чтобы их разыскать, обобщить и систематизировать данные.

История женского гимназического образования в России начинается в 1858 г., когда правительством было утверждено «Положение о женских гимназиях и прогимназиях МНП». Развитие женского среднего образования в Ярославле отражало картину развития женского образования в целом по России.

В 1914 г. в Ярославле существовало 7 женских средних учебных заведений: 2 духовных училища и 5 гимназий (2 государственные и 3 частные) в которых обучалось около 2,5 тысяч девушек.

Мариинская гимназия появилась одной из первых в России и 1861 г. На основании опубликованных документов можно сделать вывод о том, что уровень подготовки и требования к знаниям учениц, их поведению и прилежанию были очень высоки. Об этом свидетельствуют и цифровые показатели. Всего за 50 лет существования с 1861 по 1911 гг. в гимназии обучалось 17379 учениц. А выпускниц за 50 лет было в 7 Классе — 1570 и в 8 классе (дополнительном педагогическом) - 918. Даже если к этому количеству добавить 506 учениц, обучавшихся в 1911 году во всех классах (включая выпускные), то получается около 3 тысяч человек. Путем несложных подсчетов мы при­ходим к выводу, что около 14 тысяч девочек по каким-то причинам не окончили Мариинскую гимназию.

Архивные документы, дневники и статьи Е. Дьяконовой, О. Моргульца а также воспоминания гимназисток и страниц из ученических тетрадей Екатерининской гимназии помогли нам провести анализ качества образования в женских гимназиях на рубеже XIX и XX веков.

В женских средних учебных заведениях существовало два курса предметов – обязательные и необязательные. К обязательным дисциплинам относятся: Закон Божий, русская словесность, география, естествознание, математика (включавшая арифметику и алгебру), геометрия, физика, космография, история, гимнастика, рукоделие, чистописание. Одним из наиболее важных предметов был Закон Божий.О качестве преподавания этого предмета не сохранилось ни дневниковых записей, ни воспоминаний гимназисток. Согласно программным документам из гимназий Антиповой и Мариинской, его изучение начиналось в подготовительном классе. В течение всех лет обучения девушки знакомились с основными молитвами, церковными праздниками, древнеславянским языком, житиями святых и историей РПЦ. В целом же, негативных характеристик этого предмета со стороны современников нет. Видимо религиозное образование вовсе не подвергалось критике. Таким образом, в женских гимназиях, хоть Закону Божьему и отводилось меньше места в расписании (по сравнению с духовными училищами), больше внимания (правда, только в педагогическом классе) отводилось дидактической стороне предмета.

Совсем по-другому дела обстоят с преподаванием точных дисциплин. Здесь уже имеет место критика. Физика и космография (астрономия)в гимназическом курсе традиционно объединялись в один предмет. В программы были включены все основные темы и понятия, знакомые современным школьникам. Интересный момент в изучении девочками физики состоял в том, что все основные законы и положения пояснялись на примере хорошо знакомых предметов и явлений. Отличие от современного преподавания состоит лишь в оформлении задач. В тетрадях начала XXвека рисунки располагались в левой части страницы, а данные и решение задач - в правой, а сейчас - наоборот. Кроме традиционных уроков, девушки посещали еще и лабораторные занятия, на которых применяли на практике полученные знания. Об этом можно судить по сохранившимся фотодокументам из гимназии О.Н.Корсунской. Курс алгебры в женских гимназиях является достаточно сильно усеченным по сравнению с мужскими гимназиями, что затрудняет изучение многих положений геометрии.

Если говорить о качестве преподавания гуманитарных предметов, то тут дело обстоит гораздо лучше. Программа по русской словесности(русскому языку),в целом, совпадает с современной. В ней присутствуют и части речи, и морфология, фонетика, синтаксис, орфография, пунктуация. Интересной является программа для 6 и 7 классов. Здесь больше не уделяется времени грамматической части, и она представляет собой скорее программу по литературе (которой, кстати, нет в программах многих женских гимназий). В 6 классе проходится история русской словесности до Фонвизина, в 7 же - от Карамзина до Островского. Изучение этого курса предполагает знание не только основных произведений авторов и их биографии, но и литературной критики, а также, истории развития культуры в целом в русском обществе. Заслугой учителей словесности является то, что они смогли привить гимназисткам интерес к литературе и систематическому чтению. Из дневника Е. Дьяконовой: «По вечерам ежедневно читаю. После романа «Кудесник, кончаю «Рославлева». «Читаю теперь Писарева». «Читала я сегодня вечером хороший роман Линева «Исповедь преступника». В обнаруженных страничках из Екатерининской гимназии были найдены упоминания о нескольких видах литературы - устной, письменной и ар (непонятно). 46 листов из общего количества страниц можно отнести к школьному предмету «литература». Многие из них, написанные разными почерками, посвящены древнерусской поэзии и былинам. Любопытны темы сочинений в 7-ом выпускном классе гимназии: «Характер разочарования Онегина», «Критическая литература Белинского», «Платон Каратаев», «Следует ли Базарова признать лишним человеком?», «Ломоносов, как поэт, заслуги и сущность его поэзии». Сохранился только один листок сочинения, тема которого: «Идеальная женщина по «Домострою». Работа эта интересна нам потому, что подтверждает предыдущие выводы о содержании образования и воспитания в женских гимназиях, которое отличалось от обучения в мужских учебных заведениях конца XIXначала XXвека, так и от современных школьных программ. Обучение в женских гимназиях было рассчитано в первую очередь на будущее предназначение женщины: создание семьи, рождение и воспитание детей, ведение домашнего хозяйства. Проанализируем план сочинения и первую страницу текста и постараемся понять, какова же, по мнению юной гимназистки начала XXвека, идеальная женщина по «Домострою».

  1. Положение женщины в семье.
  2. Отношение женщины к мужу и слугам.
  3. Отношение женщины к своим обязанностям.
  4. Женщина как воспитательница детей.

По плану мы можем определить критерии, по которым судили об идеальной женщине. Идеальная женщина - это, прежде всего, хорошая жена, заботливая мать и трудолюбивая хозяйка. В сочинении подчеркивается мысль, что даже при наличии слуг «женщина не должна быть праздной».

Еще один из гуманитарных предметов гимназического курса - это история.Ее преподавание начиналось в 3 классе с краткого курса русской истории от образования государства до 19 в. Особенностью преподавания истории в последующих классах гимназиях было то, что и Русскую и Всеобщую историю гимназисткам предлагалось изучать в рамках одного курса. Экзаменационные билеты были составлены каждый из двух вопросов, один из которых был из истории России, а другой - из Всеобщей. Например, билет №18 гимназии П.Д.Антиповой «Алексей Михайлович / Шмалькальденская война». Такое построение программы представляется нам наиболее рациональным, т.к. русская история изучается не в отрыве от зарубежной и, соответственно, соотносить периоды и события истории России с периодами и событиями Всемирной истории гимназисткам было намного проще, чем современным школьникам. Интересной является приписка учителя к программе по истории для 4 класса гимназии П.Д.Антиповой: «Историю римской империи я считаю невозможным пройти из-за недостатка времени, сложности этой части и ее несоответствии возрасту учениц. Поэтому я предлагаю начать с него курс 5 класса». Из нее можно сделать вывод о том, что учитель по своему усмотрению мог планировать изучение своего предмета в различных классах. На уроках, кроме устных ответов, ученицы выполняли и письменные работы, например, сочинения. Об этом свидетельствуют странички из ученических тетрадей Екатерининской гимназии. Сочинение неизвестной гимназистки было озаглавлено «Реформы Петра I» , за него была поставлена оценка «4-» с надписью «не на тему»   красными   чернилами.   К   сожалению,   текст   плохо   сохранился,   поэтому проанализировать его практически невозможно. Несмотря на то, что история преподавалась в полном объеме, существовала некоторая критика гимназических учебников по истории за отсутствие связей между историческими явлениями и сведение всей исторической информации в длинный перечень фактов и хронологических дат.

Также, немаловажной составляющей гимназического курса является изучение естественнонаучных предметов. К ним относятся география и естествознание. Географияпреподается с перерывом –с1по4ив7 классах. Но в изучении этого предмета у учениц тоже возникали некоторые проблемы из-за несогласованности между собой курсов математики и географии, т.к. изучая «в географии о географической долготе и широте», они не подозревали даже, что «долгота и широта суть угловые расстояния»( О.Моргульца).

Естествознание является достаточно обширным курсом и включает в себя несколько современных разделов биологии - ботаника, зоология, анатомия (гигиена), химию и первую медицинскую помощь. Причем, если зоология преподается, хотя и очень кратким, отдельным разделом в рамках данного курса, то гигиену и медицину девочки изучали в неразрывной связи. Например, при прохождении темы «Скелет», девочки не только изучали строение и расположение человеческих костей, но и основные виды переломов и правила наложения повязок. Отдельно изучались особенности детского организма, что, несомненно, было связано с дальнейшей профессией девушек. В комплекте страниц из ученических тетрадей из Екатерининской гимназии было обнаружено только два листа по данному предмету, это количество не дает нам полного представления об объеме его изучения. Обратим внимание на «Письменную работу по гигиене» ученицы 7-го класса Эппель со следующими вопросами:

  1. Строение среднего слоя кожи.
  2. Функции кожи при перегревании.
  3. Сравнение мочи и крови здорового человека.
  4. В каком почечном слое находятся мочевые канальцы.
  5. Общее описание нервной системы.
  6. Значение головного мозга.

Как мы можем судить по этой работе, биология (гигиена) преподавалась почти в таком же объеме, как в современной школе. Единственное отличие, на которое я обратила внимание, - это названия составляющих крови. Эппель в своей работе называет эритроциты - «красными шариками», а лейкоциты - «белыми шариками». За эту работу поставлена оценка «4». По какой-то причине оценка и исправления сделаны простым карандашом. Кроме того, в курс предметов, изучаемых в женских гимназиях, входит и такой полезный девушкам (вне зависимости от будущей деятельности) предмет, как рукоделие. Впрочем, и шитье и вязание преподавалось на самом простом уровне. Видимо поэтому предмет получил довольно негативные оценки от современников.Е. Дьяконов пишет по этому поводу: «Небогатые родители с неудовольствием видят, что на уроках рукоделия их дочери выучиваются изящно вышивать, но не умеют скроить и сшить себе белья и платья».

Необязательные предметы преподавались за дополнительную плату. В курс входили: иностранные языки (французский, английский, немецкий и латинский), рисование, музыка, пение, танцы. Самым популярным был французский язык. О качестве его преподавания в средних и старших классах мы можем судить по дневниковым записям (выпускница Екатерининской гимназии Елизавета Дьяконова: «Нам задано было рассказать содержание трагедии Корнеля «Сид». Я по-русски знала и не сомневалась, что отвечу по-французски»; «Разбираясь у мамы в книгах, я взяла себе несколько прекрасных французских книг: «Эмиль» Руссо, «Коринна» мадам де Сталь, «Приключения Телемака» Фенелона, Жюль Верн – все в оригиналах».) О качестве преподавания необязательных предметов в гимназии О.Н. Корсунской, в частности, иностранных языков можно судить по карьере и судьбе другой гимназистки - Екатерины Петровых-Чердынцевой. В частной гимназии О.Н. Корсунской учились две старшие сестры известной русской поэтессы Марии Петровых - Екатерина и Елена. Если Елена Петровых после окончания гимназии, поступила в Московский университет на биологический факультет и стала ученым-биологом, впоследствии защитив кандидатскую диссертацию. Екатерина Петровых не получила высшего образования, но тем не менее всю жизнь проработала переводчиком. Для темы нашего исследования интересно также и одно из воспоминаний о встрече выпускницы Мариинской гимназии Варвары Достоевской с ее знаменитым дядей - Ф.М. Достоевским. «Дядя был очень мил, разговорчив, прежде всего, сделал мне род экзамена, принес французскую книгу и дал прочесть несколько строк. Признаюсь, это меня немного удивило - что мне, гимназистке, кончившей курс с золотой медалью, делали смотр и еще не на каких-либо других предметах, а именно из французского языка. Но потом, вспоминая этот визит, я поняла, что в этом экзамене он хотел уяснить себе степень моей образованности и культуры». Одна из выпускниц частной женской гимназии О.Корсунской также превосходно говорила на французском и английском языках, хотя ее профессиональная деятельность никак не была связана с ними (М.Ф.Чичерина была врачом). Но знания, полученные в гимназии, были настолько прочными и глубокими, что она на протяжении всей своей жизни удивляла окружающих своим превосходным знанием иностранных языков.

Рисование преподавалось не как отдельный предмет, а довольно профессионально. В группу по рисованию набирались самые способные девушки. Об этом говорит и уровень сложности программы по рисованию. Он очень схож с программой обучения в художественных школах. Это   умение рисовать с использованием различных материалов - карандаша, акварели, мелков, туши и сепии. Рисовали девочки как с натуры, так и по памяти (что является высшим признаком мастерства), учились делать наброски. Выбор объектов для рисования был очень разнообразен - это и чучела, и классная обстановка, и гипсовые предметы, овощи, фрукты и даже люди. Причем, в программу преподавания входил не только практический курс рисования, но и теоретический, т.е. то, что в современных школах называется Мировой художественной культурой. В целом, уровень подготовки был сопоставим с современными художественными школами.

Кроме того, хотелось бы рассказать о преподавании такого предмета как педагогика.Он не являлся необязательным, но его изучали только девушки, поступившие в 8 педагогический класс. Курс педагогики делился на две части - историю педагогики и методику. Девочки изучали всю историю развития зарубежной педагогики от древних народов до Гербарта, и русской - от древнерусской до К.Д.Ушинского. В курсе методики изучали различные приемы ведения урока, расположение классного материала, общие дидактические правила, проведение школьных экскурсий, правила подготовки учителя к занятиям и многое другое. Кроме того, изучался и курс психологии,который практически идентичен с современным курсом общей психологии в педагогических университетах. Возрастная психология не изучалась.

Как известно, учебный процесс включает в себя и другую сторону – воспитание. Оно отличалось строгостью как государственных, так и частных гимназиях. Так, выпускница Екатерининской гимназии Елизавета Дьяконова вспоминает, что даже на балах, которые устраивались в гимназии, наставницы внимательно наблюдали за девушками и делали им замечания. «На нашем балу танцевала я много, весело мне было. И за это получила замечание, что дурно держу себя. Я очень удивилась. А если меня часто приглашали, то не виновата же я в этом». Также девушки должны были всегда быть опрятно одеты и причесаны. Им категорически запрещалось пользоваться какими-либо косметическими средствами.

У учениц Мариинской гимназии было не такое большое количество ограничений. Они не жили в стенах гимназии, а только приходили учиться. Но было бы ошибкой считать, что гимназистки в свободное время могли делать что угодно. Например, чтобы пойти в театр, нужно было получить разрешение у директора. Педагоги и наставницы старались, чтобы в жизни учащихся было меньше праздного времяпрепровождения. Всей системой воспитания подчеркивалось, что труд – основа жизни.

Ученицы Епархиального училища проводили свои дни в учебе и молитвах, занимались рукоделием, мною читали, помогали на приусадебном участке. Иногда, правда очень редко, девушки во главе с начальницей училища и в сопровождении наставниц, покидали стены своего «мона­стыря» и отправлялись в город на учебную экскурсию. Иногда в гости к старшеклассницам приходили семинаристы знакомиться. Таким образом, проводились вечера с литературным чтением и чин­ными беседами. Не было предусмотрено на них никаких танцев, да, впрочем, девушек и не учили тан­цевать. Не будем забывать, что их готовили в жены священников.

Намного интереснее проходили ученические праздники у старшеклассниц Мариинской женской гимназии. Несколько раз в год устраивали торжественные вечера, на которых декламировали прозаические отрывки, стихотворения, ставились музыкальные пьесы при участии гимназического хора, также, устраивались спектакли и концерты. Сведения о подобных вечерах мы находим в «Отчете Мариинской женской гимназии за 1916г». Для учениц 2 и 3 классов был устроен поэтический вечер, на котором были прочитаны биография и стихотворения А.С.Пушкина. Чтение сопровождалось световыми картинками. Для учащихся 4 и 5 классов провели литературно-музыкальный вечер, посвященный памяти Лермонтова. А ученицы 8 класса проводили подобные вечера для девочек из приготовительного и 1 классов. Также, изредка, организовывались экскурсии по городу для осмотра музеев, электростанции, водопровода и фабрик. Устраивались поездки и в другие города - Ростов, Кострому, Нижний Новгород в сопровождении нескольких преподавателей.

Что касается внеклассных учебных мероприятий, то тут стоит вспомнить биологические экскурсии гимназии О. Корсунской, упоминаемые в отчете гимназии за 1916 г., о которых мы уже говорили выше. Знакомились гимназистки и с продукцией ярославских предприятий. Ученицы IV класса весной 1916 года побывали на свечном заводе, а ученицы VI класса познакомились с кустарными промыслами на ярмарке в Ярославле. Состоялась и экскурсия на фабрику Дунаевых, где гимназистки изучали процесс изготовления спичек. Ученицы VIII педагогического класса в образцовую школу в деревню Росляково, а весной они побывали на фабрике Ярославской Большой Мануфактуры с целью знакомства с прядильным делом и обработкой хлопка. Совершили гимназистки и поездку в Иваново-Вознесенск, где ими были осмотрены ситценабивная фабрика и местный музей редкостей62. Согласитесь, насыщенная программа для военного времени? Проводились, также, литературные вечера и балы. Также, наставницы обращали внимание на поведение девушек не только в гимназии, но и вне ее. Так, одну из сестер Марии Петровых едва не отчислили за то, что она гуляла в сквере с гимназистом и целовалась. С большим трудом ее отцу удалось замять скандал.

В частной гимназии П.Д.Антиповой также проводились подобные вечера. Об этом можно судить по программе одного из них, не так давно обнаруженной нами в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике. В нем принимали участие гимназистки с 1 по 3 класс. Они читали стихотворения преимущественно на французском и немецком языках(хотя не все учащиеся выбрали их в качестве дополнительных предметов). Довольно сложно понять, исполнялись ли в рамках данного мероприятия песни, но вся вторая часть вечера отводилась под танцы. Так же, как и ученицы других гимназий, девушки отпрашивались у начальницы, если отправлялись куда-либо, пусть даже и с родственниками. Причем, последняя должна была выдать девушке соответствующий документ, один из которых, на имя К.Кукушкиной, был обнаружен в музее-заповеднике.

Хотя программы по предметам, требования к знаниям и умениям учениц почти не отличались в государственных и частных гимназиях, но качество образования в женских гимназиях Ярославля было разным. Мы установили, что в Мариинской, Ека­терининской и частной гимназии О.Корсунской предъявлялись очень высокие требования к знаниям и поведению учениц на протяжении всех лет существо­вания этих учебных заведений. Преподавание отдельных дисциплин, в том числе и необязательных, велось на очень высоком уровне. Даже в годы войны закупались учебные пособия и книги, проводились экскурсии. Именно в этих женских гимназиях девушки получали качествен­ные знания. В гимназии П.Антиповой преподавание обязательных предметов велось на достаточно высоком уровне (если судить по сохранившимся про­граммам) Ноиностранные языки изучало очень незначительное число учениц. О препода­вании музыки, рисования сведений нет.

Проанализировав сохранившиеся аттестаты учениц, закончивших гим­назию Люйтен, сложилось впечатление, что в эту гимназию принимали всех девушек, которые по тем или иным причинам не могли обучаться в перечис­ленных выше гимназиях. Из 75 выпускниц иностранные языки изучали 11 де­вушек (б - немецкий и 5 - французский), т.е. около 14%. переводясь из других гимназий в 4, а то и в 7 (выпускной) класс с оценками «3» по большинству предметов девушки умудрялись заканчивать гимназию с золотыми и серебря­ными медалями (имея в аттестате две или три оценки «4»). Возможно, потому, что качество обучения в гимназии М.Люйтен оставляло желать лучшего, Коз­лова-Мартынова в своих воспоминаниях даже не упомянула эту гимназию, утверждая, что в Ярославле существовало только 4 женские гимназии.

Обратимся к изучению судеб выпускниц ярославских гимназий и попробуем проследить, как знания, полученные в период обучения, пригодились им в жизни.

Как же сложилась жизнь выпускниц Ярославской Мариинской гимназии? К сожалению, история сохранила для нас немного имен. Так, золотых медалей за учебу были удостоены племянницы Ф.М. До­стоевского: Евгения и Варвара. В 1865 году их отцу Андрею Михайловичу Достоевскому поступило предложение о службе губернским архитектором на выбор в одном из трех городов. Семья выбрала Ярославль. «Он был самым близким от столиц и в нем были не только гимназии, как мужская, так и женская, но даже и лицей» - вспоминал впоследствии Андрей Михайлович. Соответственно А.М. Достоевский был озабочен не столько близостью города к Москве и Петербургу, а в первую очередь хотел, чтобы его дети: Евгения, Андрей, Александр и Варвара – получили прекрасное образование. Более 30 лет младший брат великого писателя прослужил в должности губернского архитектора в нашем городе (с 1865 по 1896г). На Леонтьевском кладбище находится могила его жены Домники Ивановны.

Как же сложилась судьба его дочерей: Евгении (1853-1919) и Варвары (1858-1935)? Недолгое время, до замужества, сестры преподавали в той же гимназии, которую закончили сами. В 1874 году Евгения Достоевская вышла замуж за брата своей подруги по гимназии, будущего академика Михаила Александровича Рыкачева, и переехала в Петербург, где ее муж работал в то время помощником директора главной физической обсерватории. В Петербурге Евгения Андреевна занималась воспитанием детей, живо интересовалась научными работами своего мужа, по воспоминаниям современников в молодости прекрасно пела.

Варвара Достоевская, после того, как осенью 1876 года вышла замуж за В.К. Севастьянова, жила в Петербурге. Мариинскую гимназию окончили и сестры нашего прославленного земляка-ученого М.А. Рыкачева – Екатерина и Елизавета (1871 год – серебряная медаль). После окончания гимназии сестры долго работали преподавателями. Екатерина Александровна Рыкачева была помощником секретаря попечительского совета при гимназии. Кстати, секретарем этого совета в те годы был наш земляк, поэт Л.Н. Трефолев.

Его дочь, Надежда Трефолева, тоже окончила Ярославскую Мариинскую гимназию. По окончании в 1879 году педагогического класса она была удостоена звания домашней наставницы по русскому языку. Но Надежда Леонидовна Трефолева выбрала другой путь и решила продолжить свое образование в Петербурге на Высших женских курсах. В Петербурге ее сокурсницей и подругой была сестра Ленина Анна Ильиничной Елизаровой – Ульяновой. По возращении в Ярославль до 1914 года Надежда Леонидовна работала заведующей книжным складом Ярославского земства, с 1917г. – в коммунальном отделе, в 1927г. она вышла на пенсию. В ее квартире на улице Крестьянской д.7 кв.4 (бывшей Екатерининской) часто собиралась ярославская интеллигенция, в основном, любители музицирования. Надежда Леонидовна неплохо играла на пианино.

Многие выпускницы Мариинской гимназии работали в системе женского образования Ярославля. Горошкова Мария Федоровна – окончила гимназию с золотой медалью, в 1874 г. ей присвоено звание домашней наставницы географии, русского языка и математики долгие годы преподавала в Мариинской гимназии, с 1907 года стала начальницей гимназии.

Преподавала в гимназии и Капитолина Кукарина (серебряная медаль 1878). Работали преподавателями воспитателями в младших классах в соседней Екатерининской гимназии выпускницы разных лет: Зинаида Алексеевна Кравцова (1878), Вера Ивановна Соколова (1885), Любовь Николаевна Введенская (1878).

Большинство же выпускниц педагогического класса становились гувернантками. А для того, чтобы быть востребованной на рынке труда, нужны были хорошие рекомендации от работодателей. В областном архиве мною был обнаружен любопытный документ: «Удостоверение от предводителя уездного дворянства дано в том, что Софья Николаевна Воскресенская (по мужу Гандурина, дочь причетчика, окончившая 8 классов Ярославской Мариинской гимназии) занималась обучением и воспитанием дочерей отставного генерал-майора Сабантеева в течение 1911г. и за все время вела себя прилично своему званию».

Две выпускницы Мариинской гимназии в начале CC века открыли в Ярославле собственные частные гимназии. Это Ольга Корсунская и Матильда Люйтен. О М.Л. Люйтен и о ее гимназии почти нет ни каких сведений. Известно лишь, что она окончила гимназию в 1899 году, и что частная женская гимназия занимала один из этажей в 3-х этажном доме, принадлежавшем С.С. Власьеву по улице Варварской (ныне ул. Трефолева).

Об Ольге Николаевне Корсунской известно намного больше. В 1889 г. она с золотой медалью оканчивает Мариинскую гимназию. Получив звание домашней наставницы, она 5 лет занималась воспитанием детей сначала статского советника Б.И. Федосьева, а затем вдовы статского советника С.Я. Линденбаум. Затем О.Н. Корсунская вместе с Екатериной Линденбаум преподает в школе для девочек при Казанском женском монастыре, а в 1901г ее имя встречается в списке преподавателей Мариинской женской гимназии. В 1903 году О.Н.Корсунская первой в Ярославле получает разрешение на открытие частного женского учебного заведения.

В 1901 году Мариинскую женскую гимназию с золотой медалью закончила Антонина Августовна Дидрикиль (1882-1953) участница российского революционного движения, в частности революции 1905-1907гг., жена советского партийного и военного деятеля Н.И. Подвойского. В 1907 году с золотыми медалями окончили Ярославскую Мариинскую гимназию княжны Анна Дмитриевна (1889-1959) и Наталья Дмитриевна (1890-1942) Шаховские. Их отец Д.И. Шаховской – публицист, депутат I Государственной Думы, один из основателей партии кадетов, министр Временного правительства, был одним из самых образованных людей России. После окончания гимназии сестры Шаховские продолжили свое обучение на Высших женских курсах в Москве.

Наталья Дмитриевна училась на историческом факультете, Анна Дмитриевна выбрала факультет естественных наук. У сестер Шаховских был большой круг друзей и знакомых. В него входили А.М. Стопани, В.Р. Менжинский, М.С. Кедров, В.И. Вернадский и другие. Хотя сестры Шаховские происходили из рода Рюриковичей, из благородной и знатной семьи, они были далеко не богаты. Так, княжна Анна Дмитриевна, во время учебы в Мариинской гимназии, занималась репетиторством, давала частные уроки. После окончания Высших женских курсов сестры вернулись в Ярославль. С 1912 по 1917 год Наталья Дмитриевна работала в издательстве К.Ф. Некрасова, где было опубликовано несколько первых ее работ: исторические очерки и статьи в том числе памяти А.П. Чехова, биография В.Г. Короленко. Книгоиздательской деятельностью занималась и Анна Шаховская.

После того как Наталья вышла замуж за М.В. Шика, сестры переехали в Сергиев Посад, где принимали участие в работе комиссии по охране памятников Троице-Сергеевой лавры. С 1934 по 1945 год Анна Дмитриевна Шаховская работала личным секретарем академика В.И. Вернадского.

А.Д. Шаховской надо было управляться с множеством дел. Она производила вычисления, делала выписки в библиотеке, вела картотеки, собирала и систематизировала материал для автобиографической книги ученого «Пережитое и передуманное». В последний период жизни ученого с ее непосредственным участием были написаны новые статьи и книга «Химическое строение биосферы и ее окружения». Наша землячка сберегла архив ученого, и при ее непосредственном участии был открыт «Кабинет-музей В.И. Вернадского» в 1953 г. Уже после ее смерти вышла книга «Кабинет-музей В.И. Вернадского».

Среди выпускниц Мариинской гимназии, закончивших ее с серебряной медалью, находим имена сестер другого нашего знаменито земляка, певца П.В. Собинова: Евпраксия Собинова (1905) и Анна Собинова (1909).

Хотелось бы остановиться на преподавании, такого казалось бы второстепенного предмета гимназического курса, как музыка. В воспоминаниях В.Г. Козловой читаем: После окончания гимназии М. Левитская (мать В.Г.Козловой-Мартыновой) сразу вышла замуж и занималась воспитанием четырех детей. Семья В.Г. Козловой жила в кадетском Корпусе, где занимала 6 комнат, так как отец подполковник работал там воспитателем. По воспоминаниям дочери ее мать принимала активное участие в общественной и культурной жизни Кадетского Корпуса. Члены семей сотрудников совместно с кадетами устраивали балы и концерты, литературные вечера и праздники для детей. Ставили и любительские спектакли. Мать В.Г. Козловой очень хорошо играла на сцене. В кадетском Корпусе даже была осуществлена постановка опер: «Аскольдова могила» и «Жизнь за царя» (Иван Сусанин). Согласитесь, чтобы спеть оперную, партию нужны не только серьезная музыкальная подготовка, драматический талант, но, прежде всего прекрасные вокальные данные. После революции, когда сначала ликвидировали Кадетский Корпус и семье из шести человек выделили только одну комнату, а потом отец ушел из семьи к другой женщине. Матери В. Г. Козловой, которая прежде никогда не работала и не имела никакой специальности, пришлось самой искать средства к существованию, чтобы прокормить четверых детей.

Сначала она устроилась аккомпаниатором в кинотеатр, где играла на рояле во время демонстрации фильмов. А вскоре ей предложили работу воспитателя и учителя пения и музыки в ГубПролет школе. К сожалению, из четверых детей только один сын - Миша, который хорошо рисовал, продолжил обучение в художественном училище. Старший Георгий, бывший учащийся Кадетского Корпуса, устроился учеником слесаря на паровозоремонтный завод, младший Алеша в ФЗУ «Красного Перекопа», а Валерия, так и не закончив учебу в гимназии О.Н. Корсунской, выдавала продовольственные карточки в уездном продкомитете.

В ходе написания этой работы, мы достаточно много обращались к дневниковым записям и статьям выпускницы Екатерининской гимназии, Елизаветы Дьяконовой. Как же сложилась судьба нашей землячки? Елизавета Александровна Дьяконова родилась 15 августа (27.08) 1874 г. В Нерехте Костромской губернии, в небогатой купеческой семье. Рано научившись читать, в 11 лет начала вести дневник, записи в котором делала почти непрерывно до конца жизни. Училась Елизавета Дьяконова сначала в Мариинской гимназии в Нерехте. После смерти отца (1887 г.) семья переехала в Ярославль, где Е. А. Дьяконова в 1891 г. Закончила 8 классов Екатерининской женской гимназии. Вопреки воле матери, Елизавета поступает на Высшие женские (Бестужевские) курсы в Петербурге, как она писала в своем дневнике: «первая из Екатерининской гимназии». Об учебе на курсах Дьяконова рассказывает во второй части дневника (1895 – 1899 гг.). В них нашла свое отражение учебная и культурная жизнь курсисток, их быт и нравы, что позволяет судить о высшем женском образовании в России в конце XIX века. Во время поездок в Ярославль Е. А. Дьяконова принимала активное участие в общественной жизни города: работала в архивной комиссии, была членом библиотечной комиссии, «Общества по распространению начального образования», вела борьбу за женское равноправие, писала статьи для газеты «Северный край», в том числе «О женском вопросе» и «Женском образовании». Пробует молодая курсистка свои силы и в Художественной прозе. Ей принадлежат рассказы: «Выстрел», «Благотворительность», «Отчего?», «Сватовство», «Рождественская ночь бабушки» и «Под душистою веткой сирени», который позже получил серебряную медаль на конкурсе парижских студентов. В 1899 г. Е Дьяконова оканчивает Высшие женские курсы и перед ней встает вопрос о практической деятельности. Чтобы защищать права женщин, она решает заняться адвокатской деятельностью. В России на юридический факультет женщин не принимали. Поэтому Елизавета Дьяконова в 1900 г. Отправляется во Францию и там поступает на юридический факультет Сорбонны. «Дневник русской женщины» (Париж (1900 – 1902) СПб. 1905) – посвящен последнему парижскому периоду жизни. Летом 1902 г., сдав экзамены за 2-ой курс, Елизавета Дьяконова, по дороге домой, остановилась в австрийском городе Тироле. В один из дней она ушла на прогулку в горы и не вернулась. Осталось загадкой, был ли это несчастный случай, или самоубийство. Так закончился жизненный путь талантливой русской женщины, выпускницы Ярославской Екатерининской гимназии. Дневники были опубликованы в 1905 г., уже после ее смерти.

Трудно сказать, что повлияло на выбор профессии выпускниц 1916/1917 года частной гимназии О.Н.Корсунской. Или то, что шла война и в классах гимназии разместился госпиталь или частные биологические экскурсии, но две гимназистки из трех, о которых удалось найти сведения, связали свою жизнь с биологией и медициной.

Мария Федоровна Чичерина (1899-1986) родилась в Ярославле в семье известного доктора Ф.И. Чичерина, члена «Общества Ярославских врачей», который имел частную практику и собственный трехэтажный дом на улице Духовской. По окончании Ярославской частной женской гимназии О.Н. Корсунской Мария Чичерина стала студенткой медицинского факультета, открывшегося в 1919 году на базе Ярославского университета. Через год она перевелась из Ярославля в медицинский институт Петрограда, где проходила практику в клинике известного хирурга профессора С.С. Федорова. В 1926 году Мария Чичерина вернулась в Ярославль и стала работать ассистентом хирургического отделения Ярославской губернской больницы. С 1932 года при ее непосредственном участии в Ярославле создается станция переливания крови. Заслуженный врач РСФСР хирург М.Ф. Чичерина возглавляла станцию переливания крови на протяжении многих лет, а так же оперировала в госпитале инвалидов войны.

Те, кто был знаком с Марией Федоровной лично, вспоминали, что все в ее квартире всегда было чисто и уютно, в одной из комнат стоял старинный рояль, на котором хозяйка играла в редкие часы досуга. В квартире была большая библиотека. А еще знакомых удивляло ее прекрасное знание иностранных языков: французского и английского.

Мария Федоровна Чичерина прожила большую, полную событиями жизнь, 37 лет из которых было отдано практической хирургии. Она была человеком удивительно светлым и талантливым, доброжелательным и требовательным к себе и другим, хорошим организатором. Такой останется в памяти Ярославцев Мария Федоровна Чичерина, выпускница частной женской гимназии О.Н. Корсунской, первая женщина-хирург Ярославля, первый руководитель станции переливания крови.

Подведем итоги. Всего в результате изучения документов удалось проследить судьбу 23 гимназисток и на реальных примерах показать, как знания, полученные во время учебы, пригодились девушкам в их дальнейшей жизни. Архивные документы, дневники и статьи Е.Дьяконовой, а также, воспоминания гимназисток помогли нам провести анализ качества образования в женских гимназиях на рубеже XIX-XX вв. В результате мы пришли к выводу, что хотя некоторые предметы гимназического курса изучались в сокращении по сравнению с мужскими гимназиями, но знания, полученные девушками за годы учебы, были прочными и глубокими. Некоторые предметы гимназического курса, такие как: Закон Божий, педагогика, методика, логика, не входят сейчас в школьную программу. Особенно поражает качество изучения необязательных дисциплин гимназического курса, таких как рисование, музыка, иностранные языки. По такой программе сейчас проходит обучение в художественных и музыкальных училищах, а также, на факультете иностранных языков. Хорошее знание этих предметов помогло некоторым гимназисткам в устройстве на работу.

Ежегодные гимназические переводные экзамены и вступительные испытания напоминают поступление и учебу в высшем учебном заведении в наши дни. Недаром столько девушек не смогло закончить гимназию. Но не стоит идеализировать систему образования в России на рубеже XIX-XX вв. Главным предметом был Закон Божий. Мужчины и женщины не имели равных прав и возможностей при получении высшего образования и устройстве на работу.

Не так давно Ярославль отметил свое 1000-летие. Но не все страницы истории нашего города хорошо изучены. История страны, края, города соткана из человеческих судеб. Поэтому мы должны помнить людей, которые жили до нас и оставили свой след в истории и культуре Ярославля.

Список используемых источников и литературы

Источники

Документы из фонда письменных источников архива Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника

  1. Билеты ученицы Ярославской женской гимназии П.Д.Антиповой Кукушкиной К. 1915 и 1917г.
  2. Подвойская (Дидрикиль) Нина Августовна. Автобиография Рукопись
  3. Программа   ученического   вечера   младших   классов   в   Ярославской   женской гимназии П.Д. Антиповой, выданная Кокушкиной К. 8 дек 1913г.
  4. Розанова О.И. Автобиография. Рукопись
  5. Соболева Мария Ивановна. Биография.
  6. Удостоверение ученицы IIIкласса Ярославской женской гимназии П.Д.Антиповой Кукушкиной К. на право посещения театра 27 сентября 1914г.

Документы из архива библиотеки-краеведческого музея «Наше наследие»

  1. Воспоминания В.Г. Козловой-Мартыновой (рукопись)
  2. Воспоминания Е.С. Петровых-Чердынцевой.

Документы из архива музея «Образование» гимназии №3 г. Ярославля.

  1. Страницы из тетрадей учениц Екатерининской женской гимназии.

Документы из Государственного архива Ярославской области

Отчеты Ярославских женских гимназий с 1895 по 1926 год.

  1. ГАЯО. Ф.542 оп 1 дело 1061 - списки учителей губернии за 1906-1917 гг.
  2. ГАЯО. Ф.549. оп 2. №1260 Аттестаты и свидетельства разных лиц на звание учительницы начальных классов с 1908-1911 гг.
  3. ГАЯО. Ф.549. оп. 2 №1366 Список учениц 8 класса Екатерининской женской гимназии за 1909 год
  4. ГАЯО. Ф.549. оп 2 №1633 Программы для гимназии, утвержденные в 1913 г.
  5. ГАЯО. Ф.549. оп. 2 №2002 Отчет о состоянии частной женской гимназии О.Н. Корсунской в Ярославле за 1916 год.
  6. ГАЯО. Ф.549. оп 3 дело №33 Список учителей и служащих женской гимназии при Екатерининском Доме Призрения ближнего за 1985 год.
  7. ГАЯО Ф.558, оп.1, дело 34. Дело о зачислении гражданки Антиповой Наталии Александровны на должность учительницы немецкого языка в Мариинскую гимназию.
  8. ГАЯО Ф.558, оп.1, дело 36, Протоколы заседаний педагогического совета (1914 г.).
  9. ГАЯО Ф.558, оп.1, дело 51, Годовой отчет гимназии за 1915 - 1916 год.
  10. ГАЯО Ф.559, оп.1, дело 1 Циркулярные предписания Московского округа о личном составе педагогов.
  11. ГАЯО Ф.559, оп.1, дело 2. Протоколы заседаний педагогического совета Ярославской Екатерининской женской гимназии.
  12. ГАЯО Ф.559, оп.1, дело 4. Список воспитанниц гимназии удостоенных званий домашних учительниц и наставниц.
  13. ГАЯО Ф.559, оп.1, дело 204. Копия журнала попечительного совета женской гимназии за ноябрь и декабрь 1908 г.
  14. ГАЯО Ф.561, оп.1, дело 9. Ведомость об успехах и поведении учениц 5 класса и экзаменационные списки учеников 4 и 5 классов.
  15. ГАЯО Ф.561, оп.1, дело   11. Экзаменационные списки учащихся гимназии с отметками по разным дисциплинам (1910 г.).
  16. ГАЯО Ф.561, оп.1, дело 13. Программы и план учебных занятий во всех классахгимназии по всем предметам за 1912-13 уч. год и 1914-15 уч. год.
  17. ГАЯО Ф.561, оп.1, дело 14. Программы для учащихся 6-х и 7-х классов гимназии по разным предметам.
  18. ГАЯО Ф.561, оп.1, дело 17. Аттестационные списки окончивших гимназию П.Д. Антиповой в 1913 году.
  19. ГАЯО Ф.561, оп.1, дело 23. Дело о выдаче документов выбывающим учащимся из гимназии по разным причинам из разных классов.
  20. ГАЯО Ф.561, оп.1, дело 29. Ведомость о лицах, подвергнутых приемным испытаниям в гимназии.
  21. ГАЯО Ф.561, оп.1, дело   32.   Копии   циркуляров   Министерства   Народного Просвещения, попечителя Московского учебного округа.
  22. ГАЯО Ф.562, оп.1, дело 64. Отчет Ярославского реального училища за 1913 г.
  23. ГАЯО Ф.570, оп.1, дело 29. Отчетный   доклад Ярославского   Епархиального женского училища за 1907-1909 уч.г.
  24. ГАЯО Ф.990, оп.1, дело 1. Копии аттестатов и свидетельств об окончании 7 и 8 классов.
  25. ГАЯО Ф.990, оп.1, дело 9. Копии аттестатов и свидетельств об окончании 7 и 8 классов.
  26. ГАЯО Ф.990, оп.1, дело 11. Копия аттестата ученицы Корнаковой Риммы Николаевны.
  27. ГАЯО Ф.990. оп.2. д.2. Гимназия М. Люйтен
  28. ГАЯО Ф.1152, оп.1, дело 4. Кадетский корпус. Примерный перечень вопросов по содержанию уроков разных предметов. 1908г.
  29. ГАЯО Ф.1152, оп.1, дело 14. Кадетский корпус. Программа для курса 7 класса на 1911-1912 уч.г.
  30. ГАЯО Ф.1180, оп.1, дело 7. Отчет о состоянии Духовного училища за 1893-1894 г.

Опубликованные источники

  1. Арбузов В., Минин А. Систематический сборник арифметических задач. М. 1902, 137 с.
  2. Баранов А. Горелов Н. География Российской империи. М.1917, 172 с.
  3. Беллярминов И. Руководство по древней истории. СПб, 1884. 267 с.
  4. Бугаев Н.В. Начальная алгебра. М.1881,368 с.
  5. Виноградов П.Учебник всеобщей истории. Часть 2. Средние века. М.1911
  6. Виноградов П.Учебник всеобщей истории. Часть 3. Новое время. М.1907, 225с
  7. Воронецкий А. Учебник всеобщей географии в 3-х курсах. Курс третий. Европа. СПб 1908, 80 с.
  8. Григорьев К. Краткий курс химии. СПб. 1901, 155 с.
  9. Достоевский Андрей Михайлович. Воспоминания. М., 1999.
  10. Дьяконова   Е.А.   Дневники   Елизаветы Дьяконовой   (1886-1895).   Литературные этюды. Статьи. - С-Петербург, 1905.
  11. Елпатьевский К.В. Учебник русской истории. Петроград. 1915
  12. Зенченко С. Учебник древней истории. М, 1907
  13. Иванов К. Сокращенный курс истории древнего мира. СПб, 1909, 167 с
  14. Иванов К. История средних веков. Петроград, 1915, 204 с.
  15. Извольский Н. Геометрия в пространстве. М.1910, 126 с.
  16. Иловайский Д. Древняя история. Курс старшего возраста. М 1901,288 с
  17. Иловайский Д. Краткий курс русской истории. М.1903, 368 с
  18. Иловайский Д. Новая история. Курс старшего возраста. М 1903,254 с
  19. Иловайский Д. Средняя история. Курс старшего возраста. М 1888,234с.
  20. Исторический очерк Ярославского женского училища духовного ведомства ко дню пятидесятилетнего юбилея этого училища (1846-1896)/ Сост. Г. Преображенский. М., 1896
  21. Киселев А. Краткая алгебра для женских гимназий и духовных семинарий. М.1917, 147 с.
  22. Крубер А, Григоьев С., Барков А.Курс географии внеевропейских стран. М. 1914, 196 с.
  23. Крубер А, Григоьев С., Барков А.Начальный курс географии. М. 1916, 156 с.
  24. Лесгафт Э. Краткий курс географии Европы. СПб. 1911,180 с.
  25. Лесгафт Э. Краткий курс географии России. СПб. 1909, 240 с.
  26. Линберг А. Учебник географии России. М. 1903, 161 с
  27. Малинин А., Буренин К. Арифметика. М. 1888, 260 с.
  28. Малинин А., Буренин К. Руководство космографии. М. 1879, 227 с.
  29. Малинин А., Буренин К. Руководство физики и собрание физических задач для гимназий и реальных училищ. М.1908, 324 с.
  30. Незеленов А.История русской словесности. М. 1912, 237 с.
  31. Острогорский М. Учебник русской истории Элементарный курс.СПб.1910
  32. Павлов А. Природоведение. Методический учебник начального естествоведения. М. 1909, 166 с.
  33. Покровский Н. Правила русского правописания. М. 1897, 33 с.
  34. Покровский Н. Русская хрестоматия. М. 1903, 269 с.
  35. Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства Народного просвещения// Журнал Министерства Народного Просвещения, СПб 1858.с.7-11
  36. Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного Просвещения //Свод законов Российской империи Т.Х1, 4.1 №2680-2683
  37. Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства Народного Просвещения 1870г.// Образование в современной школе №11 -12. М. 2000. с.91-96
  38. Преображенский Г. Учебник Русской гражданской истории.М.1899
  39. Причины самоубийств и покушений на самоубийства в женских средних учебных заведениях// Журнал Министерства Народного Просвещения. СПб 1906 г. с. 74
  40. Рождественский С. Отечественная история.СПб.1905. 184 с.
  41. Сборник правил и условий поступления в учебные заведения/ сост. И.В.Аксенов, Н.Н. Городецкий, В.О.Гусаков. СПб. 1907
  42. Свирщевский А. Статистические сведения о числе учебных заведений и количестве учащихся в них в ярославской губернии за 1881-1899 гг. // Труды Ярославского Губернского статистического комитета. Вып. 11. Ярославль, 1900.
  43. Смирновский П.Грамматика древнего церковно-славянского языка изложенная сравнительно с русской. М. 1898, 153 с.
  44. Смирновский П. Теория словесности. М.1914, 157 с.
  45. Смирновский П. Учебник русской грамматики. Элементарный синтаксис. М.1911, 130 с.
  46. Смирновский П. Учебник русской грамматики. Этимология. М. 1911, 102 с.
  47. Соколов В. Родная речь. Русская хрестоматия. Ч I. М.1912, 533 с
  48. Список учебных заведений ведомства Министерства Народного Просвещения, составленный к 1 января 1914г.. СПб 1914г
  49. Турцевич А.Русская история.Вильна.1899. 155 с
  50. Янчин И. Краткий учебник географии. Для учеников 1-го класса средних учебных заведений.М.1894, 90 с.
  51. Ярославль: История города в документах и материалах от первых упоминаний до 1917 г./Под ред. Пономарева А.М. - Ярославль, 1990.
  52. Ярославская женская гимназия О.Н.Корсунской 1912-1913 уч. г. Альбом. Париж 1913
  53. Ярославская Мариинская женская гимназия 1912-1913 уч. г. Альбом. Париж. 1913
  54. Ярославская Мариинская женская гимназия. Историческая записка к 50-летию существования (6 февраля 1861 - 6 февраля 1911) сост. Б.И. Зелинский. Ярославль, 1911.
  55. Ярославское епархиальное женское училище. СПб, 1896.

Литература

  1. Белов С.В. Достоевский и его окружение. Энциклопедический словарь. Т.2. СПб., 2001.
  2. Борисова М. Чему и как учили дам (К 135-летию Мариинской женской гимназии)//3олотое кольцо - 1996-12 сентября.
  3. Бородкин А.В. Быт и нравы ярославцев. Краткий словарь. - т Ярославль, Ремдер, 2007, 244 с
  4. Викторова. В. В библиотеке им. Чехова.// «Мой Ярославль» 2009. №4
  5. Герасимова Н. Е. Изменения в сфере профориентации женских духовных училищ во 2 полХ1Х в. (на материалах Ярославской губернии). // Общество, образование, человек. - Ярославль. 1998 -ч.2 , с.165 - 167; Путь в науку, 1998, Вып. 4. с.44 -48
  6. Гушель Р.З. Страницы истории школьного дела в Ярославле XIX- начало XXвека. Ярославль, 2010.
  7. Дети Трефолева и их судьбы//Л.Н. Трефолев. Материалы Трефолевских чтений. Ярославль, 2004. с. 57-62.
  8. Дьяконова Е.Женское образование// Женское дело. Ежемесячный литературныйжурнал. Книга XII, СПб 1899. с. 47-50.
  9. Дьяконова Е.И. //Астафьев А.В., Астафьева Н.А. Писатели Ярославского края. Ярославль, 1990. с. 227-231.
  10. Дьяконова Е.И. - ярославская писательница// Северный край - 1998 - 27 августа.
  11. История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х годов XXвека/Отв. ред. А.М. Селиванов/. Ярославль, 2000.
  12. Кузин С.П., Кузина Н.В. Женщины Ярославля. История и современность. Научно-практическая конференция. Ярославль, 2004. с. 105-107.
  13. Кузин С.Н Проблемы формирования школьной сети Ярославской губернии в начале XXвека//От мудрости до святости былого. VII Тихомировские чтения. - Ярославль. 1999. -с. 180-182.
  14. Кузин С.Н Формирование системы среднего женского образования в России во второй половине XIX- начале XXвека (На материалах Ярославской губернии)// Минувших дней связующая нить. V Тихомировские чтения. - Ярославль. 1995. с.115-118.
  15. Лебедева В. Где и как учились наши прабабушки//Волжский купец. 1996 – 26 января
  16. Мельгунов Б.В. Мадам Буткевич и ее женский благородный пансион в Ярославле (1836-1844).//Карабиха. Ярославль, 1997,с. 323-330
  17. Моргульца О. Физико-математические науки в женских среднеучебных заведениях// Образование. Педагогический и научно-популярный журнал №5-6 СПб 1899 г. с. 105-115
  18. Новикова Л. Выходящий из ряда по щедрости./Городские новости -2000 – 10 октября
  19. Новикова Л. Любезнейшая сестрица Домника Ивановна//3олотое кольцо - 2005 – 8декабря.
  20. Поташев И. Летопись славных имен//Северный рабочий - 1988 - 17 июня.
  21. Размолодин М. Теперь пединститут, а раньше...// Ярославский студент. - 1993 - №2, с. 8-9
  22. Сазонова Е.И. Формирование системы среднего женского образования в России в XIXначале XXвека (На материалах Ярославской губернии)// Минувших дней связующая нить. V Тихомировские чтения. - Ярославль. 1995.
  23. Соловьева О.Ю. Женское среднее образование в дореволюционной России (На примере     Ярославской     губернии)//Развитие     личности     и     формирование индивидуальности. -Ярославль, 1996.
  24. Фадеева Т.Ю. К вопросу о развитии среднего женского образования в Ярославской губернии   во   второй   половине   XIX   века//Для   великого   блага   отечества. Демидовские чтения. Ярославль, 1998. С. 81-84.
  25. Фадеева Т.Ю. Ярославская мужская гимназия во второй половине XIXв (к вопросу о развитии классического образования в Ярославле). //Страницы минувшего. VIТихомировские краеведческие чтения. Ярославль, 1997. с. 115-118
  26. Федюк Г. С рукоделием да с молитвою/Золотое кольцо - 1993 - 25 марта.
  27. Храпченков В. Княжна Шаховская//Северный край - 1998 - 29 июля.
  28. Чему и как учили в дореволюционном Ярославле. //Юность - 20 янв. 1996.
  29. Ярославна. История успеха ярославских женщин. М., 2005.
  30. Ярославские     губернаторы.     1777-1917.     Историко-биографический     очерк. Ярославль.1998.

Приложения

Приложение 1

Список учебных заведений ведомства Министерства Народного Просвещения составлен у 1 янв.1914 г.

таблица 1

Учебное заведение

Год откры

тия

Год преобраз

Число параллельн кл.

Число учащихся

Число учащих

Средства содержания

Помещение

Из казны

Прочие доходы

всего

Мариинская женская гимназия

1861

1870

5

496

25

2800

31628

34428

Город.

Екатерининская женская гимназия

1785

1883

-

400

30

3500

17682

21182

Соб.

Жен.гимназия П.Д.Антиповой

1904

1906

1

352

17

-

23152

23152

Соб.

Жен.гимназия О.Н.Корсунской

1905

1907

-

370

32

-

30817

30817

Наемн.

Жен.гимназия М.Л.Люйтен

1913

-

1

248

16

-

6840

6840

Наемн.

Распределение учениц по необязательным предметам среди ярославских гимназий

таблица 2

Название гимназии

Число учениц

Нем.язык

Франц.язык

пение

танцы

музыка

рисование

Мариинская гимназия 1915 г.

616

242

305

148

55

5

145

1916

599

260

319

162

76

16

165

Екатерининская гимназия 1907 г.

389

91

108

248

163

-

78

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top