Кузьменко А.С.

Он здесь, теперь, - средь суеты случайной,
В потоке мутном жизненных тревог
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог!

Соловьев Владимир

История христианства многогранна и интересна. Христианство – религия, название которой связано с именем Иисуса Христа, являвшегося конкретной исторической личностью, родившийся 2000 лет назад в Палестине. «Тех, кто исповедует христианство, называют христианами. Впервые это слово появляется в Антиохии в 41г.»[1]Данная религия насчитывает, по крайней мере, почти 2 млрд. последователей во всем мире.

В начале XX века появляются важные работы рассматривающие вопрос о принятии христианства. Это работы Е. Е. Голубинского,[2] М. Д. Приселкова ,[3] Книга митрополита Иоанна,[4] и многих других. Однако после 1913 года тема эта перестала казаться значительной. Она попросту исчезла со страниц научной печати.

В задачу моей статьи входит рассмотреть основные положения Крещения Руси князем Владимиром. А так же указать основные проблемы и итоги этого события.

На Руси происходил, длинный и трудный процесс укрепления христианской веры. Одну из основных ролей в данном процессе сыграл Великий князь Владимир. «С его именем связан «апогей готической России», окончательной объединение восточнославянских земель в единое государство, оформление « земляного строя» Древней Руси, принятие Русью христианства и укрепление её международного положения».[5] Усложнение социальной структуры древнерусского государства, политической жизни и государственного устройства, все это приводит к значительным сдвигам в идеологии, а на момент правления князя Владимира, господствующей формой идеологии была религия.

«Накануне крещения Руси и образования единой Киевской державы славянское язычество достигло наивысшей точки своего развития».[6] Прежде всего, следует понять — что представляло собой язычество как “государственная религия”. Можно с уверенностью сказать, что язычество не было религией в современном понимании — как христианство или буддизм. Это была совокупность различных верований, культов, но не учение. 

В нашем современном понимании язычество Руси было пестрым и многослойным, и это явление не могло удовлетворить потребности быстроразвивающегося классового общества и государства. Язычество порождалось родовым обществом, первобытно- общинными отношениями, а исполнители обрядов не отрывались от рода и семьи. Язычество включало в себя сравнительно мало специфических национальных черт, свойственных только одному народу. В лучшем случае по признаку общего культа объединялись отдельные племена, население отдельных местностей. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, страх покинутости, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения.

До нас дошла лишь малая часть представления о языческих Богах обрядовой стороны язычества. Это Сварог, Бог неба и огня. Богом солнца являлся Ярило или ДажьБог, он же Хорс, а некоторые славяне называли его Прокопий. Стрибог был Богом ветра, Волос был «скотий Бог». А вот предназначение таких Богов как, Мокошь ,Стримагл, Переплут, Дый, Троян до сих пор мало известно.

У славян существовали волхвы, являвшиеся носителями религиозных представлений. Именно они исполняли различные религиозные обряды. «Волхвы были двух степеней: младшей – кудесники и старшей – волхвы».[7]

Достаточно сложно восстановить восточнославянские верования в полной мере, но в общем плане они достаточно известны. Русичи не представляли своего существования без покровительства предков.

«Во время приверженности язычеству буйная натура князя безоглядно отдавалась порывам разрушительных страстей. Публичное насилие над пленной княжной Рагнедой[8],……, необузданная похоть, для удовлетворении которой Владимир содержал в трех гаремах 800 наложниц – вот далеко не полный перечень, позволяющий судить о его характере.»[9] Но тем разительнее была перемена Владимира, после крещения. По приданию, он пытался принять крещение трижды..

Впервые, по легенде, выслушав проповедников, склонявших его в свою веру, он отправил посольств в мусульманские и христианские страны, чтобы узнать какая вера лучше. Вернувшись, послы сказали, что ни мусульманская вера, ни католичество им не приглянулось. А христианство иная религия, та которая им понравилась. Но так как он не был подкреплен церковным опытом, креститься не решился, так и оставшись язычником.

«Второй раз Владимир собрался креститься, когда на требование отдать ему в жены Анну императоры ответили так: «не пристало христианам отдавать жен за язычников. Если крестишься, то её получишь, и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя»».[10] Но и в этот раз князь Владимир не принял крещение, ведь Владимир затеял спор с императором константинопольским, что произойдет раньше – женитьба или крещение. Но на уступки идти никто не хотел.

Тогда князь осадил Корсунь. Завоевав славный и богатый город, который в течение долгого времени умел достойно сражаться с нападками варварских народов. «Лишившись Корсуни, Василий и Константин вынуждены были выполнить свое общение и отправили, наконец, сестру Анну, с пресвитерианами и сановниками, к Владимиру».[11] Юная царевна константинопольская, сестра Императоров Василия и Константина, была в ужасе, ведь «супружество с князем народа, по мнению греков, дикого и свирепого, казалось ей жестким пленом и ненавистнее смерти».[12] Но ничего поделать она не могла, для замужества отправилась она в Корсунь на корабле. Ожидая Анну, Владимир, по приданию заболел глазной болезнью, завершившаяся в итоге полной потерей зрения. Но прибывшая царица, отказывалась от замужества, требуя немедленного крещения князя Владимира.

Из византийских хроник о «крещении Руси» в 988 году сообщают только «Аноним Бандури», в котором передаётся сюжет о выборе вер князем Владимиром, и «Ватиканская хроника»: «В году 6496 [988] был крещен Владимир, который крестил Россию».[13]Во время крещения князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились. Во святом Крещении князь Владимир был наречен Василием в честь святого Василия Великого».[14]В 988 году вместе с императрицей Анной князь возвращается в Киев, совсем уже не таким он был ранее.

Абсолютно меняется его нравственная жизнь. Ведь до князя Владимира Русь не знала правителей христиан. Конечно, как нам известно, княгиня Ольга была христианкой, но её личная приверженность к православию, могла только косвенно повлиять на народ.

Крестившись, князь Владимир мгновенно отрешился и отстранился от прежней веры. «Совсем еще недавно в Киеве был воздвигнут языческий пантеон, и вот, сообщает летопись, Владимир « повелел опрокинуть кумиры одних изгубить, а другие сжечь. Перуна же приказали привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Борисову взвозу, к Ручью и приставить двадцать мужей колотить его жезлами».[15] Конечно можно говорить что смена язычества христианской верой произошла достаточно стремительно. Но нельзя забывать, что древнерусскому обществу просто была необходима универсальная вера, которая способна объединить народ и изменить их судьбу в целом.

Крещение положило начало официальному принятию христианства в качестве государственной религии Киевской Руси. Это была социально детерминированная акция дальновидного государственного деятеля, преследовавшего конкретные политические и идеологические цели. Так, крестив Русь, князь Владимир смог ускорить консолидацию феодальных порядков на Руси.

По мимо этого, крещение приводит к образованию церквей на землях Руси. Владимир возводит в Киеве деревянную церковь Св.Василия. Следующей была возведена каменная церковь Богородицы, так называемая Десятинная. «Десятинной церкви он дал « от именья своего и от град своих десятую часть».[16]А так же закладывается Преображенская церковь в Василеве. Так церковь становится правой рукой князя и помощницей княжеской администрации. Церковь боролась с пережитками прошлого, с домоногамной семьей, левиратом,[17] с многоженством и различными языческими традициями, такими как кровная месть.

Крещение Руси способствует широкому распространению византийской культуры. Так на Руси начинает развиваться христианская «книжность». Примером этого может являться такое произведение, как «Слово о законе и благодати».

Владимир не побоялся кардинально духовной государственной реформы и крестил весь свой народ, расправившись с языческими идолами.

Благодаря этому деянию великого князя русская нация как бы родилась духовно, уже как христианская нация. На протяжении более чем тысячи лет наш народ является великим мировым народом, благодаря величию русского самосознания, данного нам крестителем, благодаря ему, мы открыли перед собой задачу вселенского служения в направлении восточного христианства.

Список источников и литературы

  1. Бибиков М.В. Когда была крещена Русь? взгляд из Византии // Древняя Русь в свете зарубежных источников. М.,2003. – 415 С.
  2. Голубинский Е.Е. Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. М., 1996.-750с.
  3. Иоанн(Снычев). Русская симфония. Спб.: Царское дело, 1998.- 494с.
  4. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Рипол Классик.Т. 1-3.1998.- 559с.
  5. Кожинов В.В. Правда против кривды. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. - 512с.
  6. Мавродин В.В. Древняя и средневековая Русью Спб.: Наука, 2009.- 719с.
  7. 7.Назаров М. Русское зарубежье в год тысячелетия крещен6ия Руси: Сборник, М.: Столица, 1991.- 464с.
  8. Приселков М.Д. Троицкая летопись. М.: Троицкая летопись.М.,1950. – 518с.
  9. Рыбаков Борис Александрович. Культура славян и Русь. М.: Наука, 1999.- 541с.
  10. Солдатов А.В. Религиоведение: Учебное пособие. СПб.: Лань, 2004. – 800с.
  11. http://www.abc-people.com/shop/vladimir_prince.htm

[1]Солдатов А.В. Религиоведение: Учебное пособие. СПб.,2004. С.283.

[2]Голубинский Е.Е. Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. М., 1871.

[3] Приселков М.Д. Троицкая летопись.М.,1950.

[4] Иоанн(Снычев). Русская симфония.Спб.: Царское дело, 1998.

[5]Мавродин В.В. Древняя и Средневековая Русь. СПб.,2009. С. 312.

[6] Снычев Иоанн. Русская симфония.СПб.,1998 .С.25

[7] Мавродин В.В. Древняя и Средневековая Русь. СПб.009. С.338.

[8] Дочь полоцкого князя Рогволода. Была взята принудительно в жены Владимиром. И получила имя Горислава.

[9] Снычев Иоанн. Русская симфония. СПб. 1998. С.27.

[10] Там же.С.27.

[11] Там же.С.29

[12] Карамзин Н.М. История государства Российского.т I.М,1998.С.159.

[13] Бибиков М.В. Когда была крещена Русь? взгляд из Византии // Древняя Русь в свете зарубежных источников. М.,2003. С.108-109.

[14] http://www.abc-people.com/shop/vladimir_prince.htm

[15] Кожинов В.В. Правда против кривды. М.,2006. С. 323

[16] Мавродин В.В. Образование древнерусского государства. Спб.,2009.С.357.

[17] брачный обычай, по которому вдова была обязана или имела право выйти замуж за брата своего умершего мужа.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top