Евсеева Е.В.

Россия испокон веков гордится своими сыновьями – писателями, поэтами, художниками, музыкантами, певцами, танцорами. Республика Башкортостан с давних времен славится кураистами, поскольку услышать соловьиную песню курая можно только здесь. И не в каждом уголке республики можно насладиться мелодией поистине профессионального кураиста. Но Зилаирский район республики может гордиться тем, что именно на его земле родился удивительный исполнитель, прославивший курай на весь мир. Имя славного сына башкирского народа Ишмуллы Дильмухаметова знает каждый человек в Башкортостане, ведь он еще при жизни стал легендой и известностью во всем мире. Ишмулла Дильмухаметов – настоящий талант, посвятивший всю свою жизнь культуре и искусству. На своем пути к известности он смог преодолеть много трудностей судьбы. Не сломившись под натиском времени, И. Дильмухаметов стал поистине настоящим любимцем и гордостью всего башкирского народа.

15 сентября 1928 года в деревне Старо-Якупово Зилаирского кантона БАССР, расположенной на берегу чудесной реки Сакмары, родился мальчик. В честь прадеда его отец назвал Ишмулллой.Мальчик рос в дружной семье, он был любимцем отца – Ишкали-ага. Прекрасна природа деревни Старо-Якупово. Это гулкая скала Таштуре, хребтами протянувшаяся гора Шамаил, заросшая ивой и тополем, стройными камышами серебристая Сакмара придают ей настоящую красоту. В летние тихие зори не утихают здесь соловьиные песни, от которых волнует сердце. Не может ни у кого не вызвать восхищение эта красота. Ишмулла родился и рос на лоне этой природы. Чувствовал ее красоту, впитывал ее в свое маленькое сердце. Эти чувства песней и мелодией разлились из его сердца, открыли путь его большому таланту. За доброту и любовь к отчизне природа щедро одарила Ишмуллу – звонкий, сильный голос, отличная память, яркая музыкальность. Мальчик уже с детства любил проводить много времени за игрой на курае. Родители были восхищены великолепной мелодией, которую издавал курай, когда на нем с легкостью играл Ишмулла. Основой такого таланта, который как пламя обрел крылья, был его отец – знатный в деревне кураист Ишкали-ага. Ведь когда Ишмулла был маленький, он засыпал только под звуки курая своего отца. У башкир есть пословица: «По отцу и обтешет сын стрелу».

Шло время. Вскоре Ишмулле пришлось уехать из родной деревни, так как началась Великая Отечественная война. В годы войны, будучи 15-летним юношей, Ишмулла был артистом Баймакского колхозно-совхозного театра. Вначале на сцену он вышел как актер драматического театра. Произошло это так: с детства влюбленного в искусство деревенского мальчишку заметили руководители Сибайского театра во время гастролей и с удовольствием пригласили в свой коллектив, дав ему роли в спектаклях. С большим азартом Дильмухаметов играл в разных постановках, в которых было много песен и музыки. Прошло некоторое время, и в 1953году Ишмуллу приняли артистом в Башкирский академический драмтеатр. Здесь он смог создать немало колоритных образов. Дильмухаметов почти пятнадцать лет своей жизни отдал театру. Но, оказалось, что у кураиста было все еще впереди.

Долгая, кропотливая работа на сцене драматического театра обогатила Дильмухаметова опытом, мастерством актера, который очень важен исполнителю. В свое искусство певец принес много нового, интересного. Его высокое исполнительское мастерство артиста очень скоро позволило ему выдвинуться в число самых лучших исполнителей башкирской эстрады. В репертуаре Ишмуллы появились песни – народные и своего собственного сочинения. Так, в одном лице выявились и соединились самые различные грани его дарования. Участвуя на концертах в столице нашей Родины Москве, а также за рубежом, он сумел создать символически обобщенный музыкально-поэтический образ родной земли – древнего Урала, священной земли наших предков и современников. Этот прекрасный монолог певца и кураиста в записях и поныне покоряет сердца слушателей.

В 1966году по собственному желанию Дильмухаметов переходит работать в Башкирскую государственную филармонию. Здесь он проявляет себя не только виртуозным кураистом, но и большим знатоком народного творчества, мастером-исполнителем народных песен, импровизатором. Ишмуллла пишет много либретто для многих оперных произведений. Он успешно проявил свою способность в драматургии, в поэзии. Ишмулла Дильмухаметов всесторонне развивал талант. Незаурядный деятель искусства жил, созидал, поднимался к новым творческим высотам. Его репертуар включал в себя множество башкирских народных вокальных и инструментальных мелодий: «Урал»,«Буранбай», «Гильмияза», «Таштугай», «Звенящие журавли».

На либретто И. Дильмухаметова созданы оперы «Послы Урала», «Акмулла», «Кахым-туре».

Ай, Урал ты, мой Урал,

Великан седой, Урал!

Головой под облака

Поднялся ты, мой Урал!

Моя песня о тебе,

О любви моей к тебе.

Вот издалека, будто из глубин времени и пространства, доносится песня об Урале. Это импровизация самого певца на слова великого Салавата. Песня звучит все сильнее и сильнее. На сцену выходит широкоплечий, празднично одетый в красочном еляне, в лисьем малахае, в расшитом ярками узорами сарыке певец с кураем в руках. И песнь его под стать самому Уралу, его рекам, полям и небесам. В ней живые голоса Урала и биение людских сердец, любовь народа к своей матери-земле и боль за все, что выпало на ее долю. И за минуту И. Дильмухаметов покоряет весь зал своим замечательным голосом. Зрители, завороженные пением своего любимого певца, почти не замечают, не успевают уловить того, что в какое-то мгновение, завершая песню, певец плавным широким движением подносит к губам курай, и пение переходит в мелодичную мелодию. Это героико-эпическая мелодия «Послы Урала», которая стала гимном нашей земли. И. Дильмухаметов играет неистово, самозабвенно, ибо неистова и самозабвенна любовь башкира к своим родным просторам, степям, полям, лесам, к своей многотрудной и героической истории. Как раз об этом повествует опера «Послы Урала». Игра Ишмуллы наполнена высоким эмоциональным содержанием и поэтико-философским видением мира, проникает в самые глубины души человека, отдается в нем и любовью, и болью, и высокой радостью сопереживания. Эта мелодия понятна и близка каждому, кто способен понимать народ и сопереживать поющей, страдающей и любящей душе народа.

Над оперой «Послы Урала» работали вместе Загир Исмагилов и Ишмулла Дильмухаметов. Это был первый опыт совместного творчества. Мысль о создании оперы принадлежала И. Дильмухаметову. Со своей гениальной идеей Ишмулла обратился к З. Исмагилову, который с энтузиазмом воспринял такое замечательное предложение, потому что с интересом относился к истории Башкортостана. Для Дильмухаметова «Послы Урала» стали своего рода «Пробой пера» в оперной либреттистке. Когда Ишмулла приступил к созданию этого замечательного произведения, он еще не совсем умело обладал необходимыми познаниями законов построения оперы, специфики музыкального театра. В опере главным средством воплощения сюжета является музыка, драматург же первое время привычно полагался, прежде всего, на невербальный словесный ряд. Его литературный текст значительно превышал традиционный для оперы объем. Композитор был поражен, когда Дильмухаметов представил ему триста страниц либретто. С этого дня Исмагилов вводит Ишмуллу в курс дела, знакомит с законами оперной драматургии – и решительно сокращает текст! Дильмухаметов был в недоумении, когда узнал, что его либретто сократили. Он долго попрекал Загира Гариповича и лишь смог успокоиться тогда, когда «Послы Урала» прошли на сцене девять раз с аншлагом. Ишмулла понял, что опера получилась очень хорошей. Впрочем, композитор, которому пришлось немало потрудиться над либретто, извлек из нее нечто полезное для себя, а именно – возможность не просто активно влиять на архитектонику оперы, но даже полностью взял ее организацию в свои руки. Вероятно, поэтому Исмагилов в дальнейшем продолжил рабочие взаимоотношение с либреттистом. Ведь именно прекрасная опера «Послы Урала» принесли композиторам огромный успех.

Ишмулла Дильмухаметов достиг удивительных высот в своем исполнительском искусстве. Богат и многообразен его репертуар, в основе которого народная башкирская музыкально-поэтическая классика. Ишмулла посетил много уголков мира, в которых не всякому удалось побывать. С концертами башкирской эстрады он побывал во всех районах и городах Башкирии, и зрители везде встречали своего любимого кураиста переполненными залами. Ему аплодировали в Кремлевском дворце съездов, в Колонном зале Дома Союза в Москве, в республиках Средней Азии, в городах и поселках Сибири.

Наш земляк-кураист в составе советских делегаций культуры побывал во Франции, Италии, Швеции, Швейцарии, ГДР, Польше, Венгрии, Афганистане, Пакистане, Иране, Японии. Зрители разных континентов искренне полюбили башкирский курай и кураиста. В 1972 году250 артистов, в том числе и воспеватель башкирской народной музыки Ишмулла Дильмухаметов, участвовали в творческом фестивале искусств в Париже. Одна из французских газет в те дни писала: «Отметим короткий, но очень обаятельный танец «Загида», исполненный Рашидой Туйсиной. Ее руки, украшенные монетами, являются мелодией, которую аккомпанируют флейта-курай. Артист Ишмулла Дильмухаметов, играющий на нем, одновременно и поет очень своеобразным голосом».Когда Ишмулла выходил один на огромную сцену Парижа, то он сразу овладевал залом. Он начинал петь протяжную песню о нашем Урале, о красоте и сказочных богатствах, его понимали тысячи людей, не знающих башкирского языка. Ведь искусство всегда сближало, роднило людей.

В 1984году перестало биться сердце Народного артиста БАССР, Заслуженного артиста РСФСР, Лауреата Республиканской премии им. Салавата Юлаева, всеми любимого кураиста Ишмуллы Дильмухаметова. Смерть его забрала, но не смогла забрать его великолепные мелодии курая, которые до сих пор звучат в сердцах людей. Ведь Ишмулла Дильмухаметов – это народный артист Башкортостана, заслуженный артист РСФСР, великий кураист, прекрасный певец-исполнитель, импровизатор, автор многих оперных либретто, замечательный актер драмы.

Я путь определяю не по звездам,

А как по звездам – по глазам людей,

По радостным, печальным и серьезным…

Гляжу в глаза людей, чтобы с пути не сбиться,

Чтоб в песне не солгать, не ошибиться.

М. Карим

Про Ишмуллу Дильмухаметова можно сказать так:«Кто носит в своем сердце аромат родной земли, присуще подлинно творческое горение… только тот, кто зачарован мелодией, живущей в душе народа, может очаровать своей мелодией других…».

Говорят порой, что курай Ишмуллы Дильмухаметова может передать и клекот орла, и пение птиц, и журчание горного ручья, и шелест листьев на ветру… Пожалуй, это действительно так. Ведь искусство его питается народными соками, берет силу родной земли. Ишмулла Дильмухаметов достиг удивительных высот в своем исполнительском искусстве. Богат и многообразен его репертуар, в основе которого народная башкирская музыкально-поэтическая классика. В республике много делается по увековечению памяти Ишмуллы Дильмухаметова. С этой целью был организован Республиканский конкурс кураистов, Зилаирским районом учреждена премия его имени. По случаю 80-летия со дня рождения знатного кураиста при поддержке Правительства республики проведен грандиозный праздник республиканского масштаба. Выпущена книга, посвященная Ишмулле Дильмухаметову, компакт-диски с его песнями, успешно прошел республиканский конкурс кураистов, в образовательных учреждениях проводятся тематические мероприятия. В Уфе рассматривается вопрос о наименовании одной из улиц столицы им. И. Дильмухаметова, об установлении мемориальной доски на стене дома, где жил знаменитый кураист.

В одном человеке собралось столько таланта, сколько благородных званий для одного! И это еще не все, что имел наш славный земляк – человек, являющейся визитной карточкой своего Зилаирского района. Ведь когда люди говорят о Дильмухаметове, они подразумевают Зилаирский район, но когда говорят о моем районе, то подразумевают Ишмуллу Дильмухаметова. Ведь мы, земляки, помним всех тех людей, кто прославил свою родную сторонушку. И мы говорим про него так: «Он – наш Ишмулла, он – знатный сын своей земли!».

Список литературы

  1. Юрин А.А. И. Дильмухаметов / Сельские огни. – 2004. – № 5. – С. 2-3.
  2. Егоров Е.В. Курай / Сельские огни. – 1998. – № 10. – С. 3.
  3. Максимова А.Н. Курай Ишмуллы /Зилаирские огни. – 2008. – № 1. – С. 2.  
  4. Материалы краеведческого музея.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top