Белянкина Е.В.

Введение

Тема европеизации русской культуры является популярной среди русских и зарубежных исследователей. Наблюдается противоречивое отношение к деятельности Петра Первого. В многочисленных монографиях и публикациях ставится и решается вопрос о правомерности европеизации русской культуры в восемнадцатом веке.

Актуальность выбранной темы подтверждается следующими причинами. Во-первых, проблема европеизации   русской культуры в период правления Петра Первого мало изучена, несмотря на наличие большого количества исследований. Современные ученые-культурологи и историки рассматривают ее, но не уделяют должного внимания появлению в восемнадцатом веке феномена моды и распространению в связи с этим новых ценностей в обществе и художественных стилей в искусстве.

Во-вторых, интерес к данной теме объясняется ее практической значимостью. Европеизация русской культуры была проведена сыном царя Алексея Михайловича Петром Первым. Его принято называть самодержцем и единовластным правителем России восемнадцатого века, деятельность и реформы которого способствовали распространению рационализма в обществе. В настоящее время в связи с преемственностью культурно-исторических эпох видны результаты реформ первого императора. Сейчас утилитарное отношение человека к жизни занимает приоритетное положение над духовными ценностями.

В-третьих, европеизация русской культуры способствовала изменению внешнего вида и образа жизни представителей дворянского сословия. Национальный русский костюм сменила иностранная одежда. Мы можем наблюдать в настоящее время такое же влияние Западной Европы на русского человека. Так он, находясь под влиянием модных тенденций, заимствует у представителей зарубежной культуры манеру одеваться и вести себя в обществе.

Таким образом, объектом исследования является русская культура восемнадцатого века, а предметом – ее образно-знаковое бытие, представленное сферой костюма.

В данной работе автор рассматривает проблему определения основ европеизации России и точек соприкосновения моды с национальной одеждой. В эпоху Петра Первого русская культура под влиянием Западной Европы сконцентрировалась в двух отдаленных друг от друга системообразующих полюсах: на Западе и Востоке. Они в русской культуре олицетворяют собой противоположные ценностные начала. Принято считать, что Россия развивалась в восемнадцатом веке и развивается сейчас за счет ее взаимодействия не только с европейскими, но и с восточными странами (ориентированными на сохранение обычаев и традиций). Именно данная связь позволила и позволяет русской культуре передавать из поколения в поколение традиции и ценности прошлых столетий.

В восемнадцатом веке образ Запада был символизирован жизненными принципами представителей дворянского сословия. Они были носителями ново-элитарной, то есть новационной высокой культуры и феномена моды. Второй полюс культуры формировали жизненные установки и ценности крестьян, которые являлись сторонниками традиционного начала.

В эпоху Петра Первого, по выражению И.В.Кондакова, поляризованность (внутреннее напряжение) русской культуры способствовала усилению борьбы «по-вертикали» - «в плане иерархии ценностей, норм и жизненных принципов… и «по-горизонтали» - в плане одновременной соположенности нескольких ценностных смысловых систем, полемизирующих и соперничающих друг с другом…»[1]. Европеизация повлекла за собой смену традиционных ценностей европейскими аксиологическими ориентирами. Данный факт не мог не вызвать появления противоречий между двумя социальными стратами: крестьянством и дворянством. Автор исследования сознательно выделяет два этих общественных слоя, чтобы продемонстрировать насколько важно исследование русской культуры восемнадцатого века как пространства, создаваемого приверженцами традиций (крестьянами) и последователями новаций (дворянами).

Наличие горизонтальной и вертикальной плоскостей в российском обществе в восемнадцатом веке доказало бинарность русской культуры. Как известно, двойственность является ее главной характеристикой. Многочисленные отечественные исследователи утверждают, что бинарность присуща русской культуре с самого ее зарождения.

Как пишет И.В.Кондаков, двойственность в эпоху Петра Первого отразила «демократию несвободы». Все права дворянского и крестьянского сословий были ограничены. Человек имел возможность заниматься той или иной деятельностью только с разрешения государя. Петр Первый стремился искоренить вольнодумство в среде как дворян, так и крестьян. Свободы как таковой при сыне Алексея Михайловича не было. Император контролировал жизнь русского человека и в социально-политической среде, и в бытовой сфере.

Определив проблемное поле исследования, следует поставить цель работы: изучить влияние Европы на русскую культуру в восемнадцатом веке через изменение феномена моды, который отражает ментальные установки людей. Для достижения цели потребуется изучить феномен костюма как выражение «Космо-Психо-Логоса» русской культуры.

Поставив цель и задачу исследования, следует определить степень разработанности выбранной темы. Анализ литературы показывает, что основными источниками является библиография двадцатого – начала двадцать первого века: И.В.Блохина, Г.Д.Гачев, И.В.Кондаков, Д.С. Лихачев, А.А.Пелипенко, И.Г.Яковенко и другие авторы. И.В.Блохина в своей работе «Всемирная история костюма, моды и стиля» применяет сравнительно-исторический метод, как И.В.Кондаков и Д.С.Лихачев. Данные авторы рассматривают развитие русской культуры в виде ее перехода от одних ценностей и явлений к другим аксиологическим ориентирам.

Г.Д.Гачев в книге «Ментальности народов мира» и других исследованиях использует метод экзистенциальной культурологии. Он позволяет рассматривать русскую культуру как «Космо-Психо-Логос», представляющий собой синтез природного мира, национального характера и мышления людей. Используя метод экзистенциальной культурологии, мы можем проследить зависимость человеческого поведения от окружающей его природы и ее стихий, например: Земли и Воды, Воздуха и Огня.

А.А.Пелипенко и И.Г.Яковенко в своем исследовании «Культура как система» применяют системный метод, позволяющий исследовать культуру как совокупность взаимосвязанных феноменов: языка и поведения, искусства и быта. Авторы считают, что именно данные явления формируют ценностное поле каждой культурной общности.

Новизна данного исследования заключается в рассмотрении русской культуры как «Космо-Психо-Логоса», отражающего, как известно, взаимосвязь и взаимозависимость мышления человека и окружающей его природы. Характер природного мира (равнины и наличие водных источников) способствует формированию определенных ментальных установок у людей: чувства спокойствия и доброжелательности. Мы не можем представить тот или иной феномен русской культуры вне природы. Так, например, одежда для крестьянского сословия в эпоху Петра Первого была отражением почитания природных стихий. Например, крестьяне изображали на своем костюме в виде ромбов с точками Землю.

Понятие «Космо-Психо-Логоса» позволяет исследовать изменение сознания дворянина в восемнадцатом веке и провести параллели между эпохой правления Петра Первого и современностью. Представители дворянского сословия с распространением в России европейских ценностей перестали уважать явления природного мира. Таким образом, произошло изменение русского (традиционного) «Космо-Психо-Логоса».   Утилитарное и практическое отношение дворянина к жизни пришло на смену уважения к окружающей природе. В настоящее время русский человек также относится к природному миру. Он считает необходимым пользоваться всеми теми благами (полезными ископаемыми и лесом), которые дает окружающая его природа.

1 Феномен костюма в восемнадцатом веке

1.1 Костюм как выражение «Космо-Психо-Логоса» русской культуры в эпоху Петра Первого

Восемнадцатый век стал временем трансформации русской культуры. Петр Первый своими преобразованиями материальной сферы смог изменить внешний облик русского дворянина. Но в то же время ему не удалось полностью искоренить традиционную бытовую культуру с ее верованиями и убеждениями. В данном параграфе будут рассмотрены следующие тезисы. Во-первых, Россия являлась и является сейчас «Космо-Психо-Логосом», тем пространством, которое соединяет в себе особенности природного мира, национального характера и мышления человека. Во-вторых, названные три понятия представляли и представляют собой в настоящее время основу развития русской культуры. Они испокон веков «… находятся во взаимном соответствии и дополнительности друг к другу»[2] и способствуют сохранению обычаев.

В Петровскую эпоху одежда крестьян стала концентрацией выражения традиционного «Космо-Психо-Логоса» русской культуры. Она воплотила в себе идею отношения человека к окружающей его среде: природе, обществу и новациям первого императора. Природный мир изначально считался людьми источником жизни и деятельности. Представители крестьянского сословия уважали природу и ее стихии: Землю и Воду, Воздух и Небо. Они были традиционалистами, почитавшими память предков. Крестьянин был убежден в том, что одежда является моделью Вселенной. Он понимал мир как некое упорядоченное целое (космос), состоящее из частей: «своего» и «чужого» пространства. Данное разделение Вселенной дополнялось социокультурными характеристиками: горизонтальным бытием (неравенство людей и наличие мужского и женского начал) и вертикальным (смена древнерусских ценностей западноевропейскими аксиологическими ориентирами). Издревле считалось, что человек должен жить и трудиться только на своей территории, которая является символом его связи с Землей – матушкой. Выход за ее пределы запрещался, так как «чужое пространство», по верованиям крестьян, было заселено злыми духами, приносящими вред и душевные и телесные болезни.

«Космо-Психо-Логос» в Петровскую эпоху отражал противостояние представителей крестьянского сословия дворянам. Крестьянин не одобрял новшеств государя. Он был убежден в том, что изменение направления развития русской культуры является нецелесообразным преобразованием. Так как в связи с трансформацией российского общества новые ценностные ориентиры начали занимать центральное место в обществе, а традиции были вытеснены на периферию. Русский национальный костюм перестал восприниматься городским населением и дворянами как символическое пространство, отражающее взаимосвязь человека с природой. Только крестьяне (жители окраин) считали одежду знаковым бытием. Для них русский национальный костюм выражал идею главенства мужчины над женщиной. Так, крестьянин мог ходить без головного убора. Считалось, что мужчина приобретает силы для своей жизнедеятельности от Неба. А женщина всегда надевала на голову какой – либо убор (например, платок или кику). Она была лишена права на получение помощи от Небес и зависела от мужчины.

Если рассматривать костюм как модель мироздания в миниатюре, то нужно сказать, что он имело переднюю и заднюю части, верх и низ. Русская национальная одежда мужчин состояла из длинных рубахи и штанов. Они символизировали связь человека с Солнцем и Землей.   Женский крестьянский костюм включал в себя сорочицу (рубашку) и сарафан. Они то же были длинными одеяниями, означавшими любовь женщины к природному миру. Необходимо сказать то, что крестьянки вышивали на своей одежде и на мужских костюмах солярные знаки (круги) и символы Земли-матушки (ромбы с точками). Вышивки имели охранительную функцию, по мнению крестьян, они защищали от плохих климатических условий и от злых духов (например, от леших).

Русский национальный костюм в Петровскую эпоху отражал взаимодействие крестьянина и природы и его стремление к естественности и простоте. Представители крестьянского сословия свято чтили обычаи предков. Для них одежда была не просто защитницей от дождя и холодного ветра, она еще считалась выражением русского «Космо-Психо-Логоса». Он соединял в себе природный мир, национальный характер и мышление людей. Природа сопровождала человека с самого рождения. Так, глава семьи (отец) брал на руки новорожденного младенца и поднимал его к Небу и к Солнечному светилу. Это символизировало будущую долгую жизнь ребенка. После этого отец показывал его домашнему Очагу и Месяцу, а затем приближал вплотную к Земле-матушке. Совершение этих действий означало знакомство младенца с сакральными явлениями природы.

Необходимо отметить тот факт, что крестьяне отождествляли себя с Вселенной. Они считали, что природа имеет, как и человек, следующие этапы жизни: рождение, развитие и смерть. Люди сравнивали себя с деревьями и растениями (например, с березой и ромашкой). Человек видел некоторое сходство своих рук и ног с ветвями и лепестками. Крестьяне обладали метафорическим (образным) мышлением. В его основе лежали «архаические культурные первообразы... о месте человека в мире и обществе»[3]. Их можно выделить и рассмотреть по группам:

1) архетипы, связанные с природными явлениями и стихиями: Небо и радуга, Вода и Огонь;

2) представления-символы о животных: конь и бык;

3) представления-символы о предметах быта: колесо и мост.

Первая группа архетипов представлена природными явлениями и стихиями: Небом и радугой, Водой и Огнем. Русские люди выделяли три небесных яруса: нижний, средний и верхний миры. Нижний ярус был твердью Земли. Средний мир считался видимым Небом. А верхний ярус был представлен невидимыми небесами, дающими влагу для земной жизни. Небо считалось мужским началом, его изображали в виде волнистых линий на праздничных рубахах. Крестьянин верил в то, что это помогает ему получать силы для жизни. На Небе после дождя появлялась радуга. Она называлась дуга, веселка и пояс. Женщины часто декорировали свои праздничные рубахи   радугой (полукружием), означающей связь Земли и Неба.

Вода (Царица-водица) соответствовала первоначалу мира. Ее называли матерью всего живого Земли. Крестьянин полагал, что вода «... как стихия, обладающая особой чистотой, не принимает нечистые предметы»[4]. Царица-водица несла в себе сакральное (дружественное) и демоническое начала. Она приобретала позитивное значение («живая Вода») при благоприятном отношении к ней. В других же случаях Царица-водица воплощала идею смерти. Символы воды (волнистые линии с точками) крестьяне изображали на рушниках (поясах) и полотенцах. Они считались знаками почтения первоначала Вселенной.

Огонь - определяющее понятие колдовства. Русский народ очень почитал данную стихию и называл батюшкой. Человек верил в то, что, если он разведен в домашних условиях, следовательно, ему присуще могущество. Огонь считался символом жизни на Земле. Запрещалось даже бросать в него нечистые предметы и затаптывать ногами.   Крестьяне в знак своего благоприятного отношения к Огню носили в праздники красные рубахи, расшитые бисером.

Вторая группа архетипов представлена животными: конем, быком и коровой. По верованиям наших предков, Солнце проходило свой путь на колеснице, запряженной белыми лошадьми. А ночь выводили черные кони. С лошадью сравнивались грозовые тучи и облака. Крестьяне декорировали образами коня полотенца и рубашки с помощью бисера и ниток. Данное животное называлось мудрым предсказателем. Бык же воплощал в себе большое могущество. Поэтому крестьянки для защиты своего здоровья делали кики рогатыми головными уборами. Корова сравнивалась с тучами, которые дают богатый урожай, проливая дождь на Землю. Крестьяне верили в то, что белая корова олицетворяет собой день, а черная – ночь. Женщины изображали данных животных на праздничных сорочицах.

Третья группа архетипов представлена предметами быта: колесом и мостом. Колесо - символ Солнца и Солнечного диска, изображения которого были на крестьянских рубахах и портах. Колесо было весьма распространенным символом. Используя его в быту, люди не забывали о том, что оно означает. Мост же, в представлениях наших предков, был соединением двух уровней: мира живых и мертвых людей. По верованиям русского народа, человек перед смертью должен был пройти по мосту (радуге) через огонь, чтобы достичь иного мира. В земной жизни люди не забывали об этом. Поэтому они в память об умершем предке сооружали мостик через канавку или ручеек (символ вражды со стихией) и изображали его виде полукружия на своей одежде.

«Космо-Психо-Логос» в Петровскую эпоху стал пространством, выражающим связь человека с Вселенной. Надо сказать то, что изменчивый природный мир, окружающий людей, повлиял на их поведение и характер. Русский человек обладал и обладает непостоянностью в своих поступках и действиях. Поэтому в восемнадцатом веке со стороны государства было проведено реформирование русской культуры. В связи с этим произошли изменения в национальном образе мира России. «Космо-Психо-Логос» дополнился новыми чертами характера русского человека: пренебрежением к природе, утилитарным отношением к жизни и отказом от традиционной культуры и ее ценностей.

Одежда дворян воплощала в себе идею новаций Петра Первого. Барочный стиль вещей и стремление человека к их декоративному оформлению отчуждали его от традиций своих предков. Дворянин в восемнадцатом веке стал носителем европеизированных ценностей (утилитарного отношения к окружающему миру и гедонизма). Данные аксиологические ориентиры изменили поведения дворянского сословия. Оно отказалось от ношения традиционного русского костюма.

Дворяне стали в восемнадцатом веке бриться и носить укороченную одежду (кафтаны, кюлоты и камзолы). Петр Первый считал бороды излишней растительностью на лице и символом догматизма Средневековой Руси. Европеизированная одежда не была похожа на древнерусские одеяния, которые своей длиной выражали любовь к Земле-матушке за ее благодеяния. Представители высшего сословия, находясь под влиянием западноевропейской культуры, были вынуждены надевать короткую одежду. Петр Первый считал, что дворяне должны носить красивую и удобную одежду вне зависимости от плохих климатических условий. Так, представители высшего сословия надевали недлинные кафтаны и камзолы, кюлоты и чулки, декорированные золотой или серебряной вышивкой, шнурками и галунами. Данная одежда выражала телесную красоту мужчины и его стремление к рафинированному поведению. Дворянин хотел того, чтобы его внешний вид символизировал дородность, достаток и связь с высшим обществом. В дворянской среде костюм не нес охранительную функцию. Порой, бывало, что дворяне мерзли в европеизированной одежде. Она не защищала от плохого климата. Дворянский костюм   выражал, в первую очередь, открытость России и ее связь с Европой.

Женская одежда дворянок так же являлась знаком взаимодействия русской и зарубежной культур. Они с восемнадцатого века начали носить пышные платья и юбки с корсетами. Появление в России феномена европейского костюма повлекло за собой развитие светских идеалов в обществе: тяги к искусственности и усложненности, богатству и утилитарному отношению к вещам и предметам. Дворянки любили делать макияж: наносить на лицо румяна и помаду. Так же они надевали высокие парики, которые были покрыты мукой, мелом и даже медом. Очень часто в таких дамских прическах заводились блохи. Дворянки боролись с ними с помощью специального аксессуара: заостренной двузубой палочки.

Барочная искусственность занимала доминирующее положение в дворянской среде. Естественность отрицалась, она была знаком простоты и невежества. Дворянки же считали себя утонченными особами, знающими толк в одежде и ее аксессуарах (веерах и мушках) - символах богатства и настроения женщины. Веера и искусственные родинки в Петровскую эпоху были атрибутом знатной дамы. Они имели свой специфический язык, который позволял замужней женщине флиртовать с молодыми людьми. Измена в восемнадцатом веке была распространенным явлением, которое наказывалось. Но это не мешало женщине вести свободный образ жизни. Именно дворянки в Петровскую эпоху получают возможность быть независимыми от мужчин.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Во-первых, костюм в восемнадцатом веке стал медиатором (элементом), соединяющим русскую и зарубежную культуры. Петр Первый заменил древнерусскую одежу европейской одеждой. Данное преобразование способствовало развитию открытости русской культуры и распространению в ней барочного поведения, отрицающего простоту и духовность. Появление в России одежды по западноевропейскому образцу повлекло за собой изменение национального образа мира. «Космо-Психо-Логос» стал включать в себя не только традиционные ценности (доброжелательное отношение к природе и естественность человека в поведении), но и – новые аксиологические ориентиры (отчужденность от природного мира и искусственность).

Во-вторых, одежда дворян выражала светские идеалы, которые сформировали новую модель русского микромира. Ее мы можем представить в виде пирамиды. На ее вершине находилось государство, стремящееся к разрушению традиционных начал. Его поддерживала элита общества, то есть дворяне. Они были расположены под вершиной пирамиды. Ниже дворянского сословия находились крестьяне, которые работали не только на государство, но и на высший слой общества.

1.2 Мужской и женский костюмы в Петровскую эпоху

Восемнадцатый век в России, как известно, был ознаменован появлением феномена европейского костюма. Представители дворянского сословия в Петровскую эпоху стали бриться и носить халаты и шлафроки, кафтаны и жюстокоры, кюлоты с длинными чулками, камзолы и сюртуки, рубашки с кружевными манжетами и жабо, галстуки и шейные платки, рединготы и куртки. Данная одежда дополнялась аксессуарами (например, часами и тросточками) и париками, головными уборами (двууголками и треуголками) и обувью (башмаками и сапогами).

В данном параграфе будут рассмотрены следующие тезисы. Во-первых, будет изучен дворянский костюм и его основные элементы. Во-вторых, автор опишет традиционную крестьянскую одежду и сделает общие выводы.

Халаты и шлафроки (домашние одеяния) шились из бархата и цветного шелка в виде распашной одежды, которая носилась с поясом и имела шалевый воротник и атласные обшлаги. Кафтан же представлял собой верхнюю двубортную одежду с длинными рукавами и с разрезами по бокам. Их делали для того, чтобы дворянину можно было носить с собой шпагу (символ принадлежности к высшему сословию). Кафтан шился из различных материалов, например, из сукна и имел пуговицы. Парадные кафтаны украшались золотой или серебряной вышивкой и орнаментированными застежками. Иногда дворяне предпочитали кафтану жюстокор. Он был то же верхним двубортным одеянием с длинными рукавами. Специфической чертой жюстокора было наличие сзади разреза и декоративной застежки. Чаще всего данная одежда имела пояс. Кафтаны либо жюстокоры носили с кюлотами. Они были короткими штанами, которые застегивались под коленом и декорировались вышивкой. Надо заметить то, что кюлоты носились с длинными чулками и шились из той же ткани, что и кафтан или жюстокор.

Камзол или веста (прообраз современного жилета) представляла собой просторное одеяние с длинными рукавами. По его бокам полочки были расшиты золотом (или серебром), стеклярусом и шелковой нитью. Часто вместо камзола мужчины надевали сюртук. Он был длинным двубортным одеянием, которое имело прямой покрой и воротник. Под камзол или сюртук мужчины надевали рубашки (сорочки) белого цвета. Они изготовлялись из тонкого полотна и носились с кружевными воротниками (жабо – символами богатства) и манжетами, галстуками и шейными платками.

Рединготы были просторными и расклешенными пальто. Они имели маленький воротник и длинные узкие рукава. Рединготы декорировались пуговицами и дорогими застежками. Куртки (быстроги) шились из сукна и шелка. Они были, как и пальто, просторной одеждой. Куртки имели украшения: вышивки с золотой или серебряной нитью и застежки с драгоценными камнями.

Одежда дополнялась париками и головными уборами, аксессуарами и обувью. Согласно указу Петра Первого, дворяне были обязаны ходить в коротких (либо длинных) и припудренных париках. В восемнадцатом веке было модно носить шевелюру, которая напоминала «крыло голубя». Она состояла из локонов, уложенных на висках и стянутых сзади лентой. Так же в Петровскую эпоху было распространено ношение кошелька, то есть футляра для волос.

Представители дворянского сословия на парики надевали треуголки и двууголки. Они изготовлялись из пуха животных, войлока или фетра. Как пишет И.В.Блохина, тульи двууголок и треуголок, то есть шляп с двумя или тремя приподнятыми углами, были цилиндрического типа. Верхние головные уборы могли быть декорированы галунами, вышивками и перьями. Они дополнялись аксессуарами. Дворяне носили часы в виде луковицы на цепочке, трости и палочки, подвески и награды (знаки отличия). Для дворянина каждая вещь была значима как атрибут его высокого положения в социуме.

В Петровскую эпоху обувь изготовлялась, как и в период Средневековья, на одну ногу. Дворяне носили тупоносые кожаные башмаки, сапоги с длинными голенищами (ботфорты) либо с короткими (ботины), которые имели пряжки.

Одежда дворянского сословия в Петровскую эпоху воплощала в себе идею вестернизации российского общества. Для государя был важен факт приобщения русского человека к западноевропейской культуре. Петр Первый проводил преобразования в материальной сфере, руководствуясь личными интересами. Он хотел изменить направление развития русской культуры, которая должна была отойти от средневековых традиций и обычаев. В Петровскую эпоху новые ценности, такие как рационализм и утилитаризм изменили поведение человека. В результате дворянин стал постепенно отдаляться от традиций своих предков.

Не менее важным является рассмотрение дворянского женского костюма как показателя изменения русской материальной культуры в восемнадцатом веке. Богатые женщины начали носить в Петровскую эпоху корсажи и барочные пышные юбки, распашные платья и куртки, казакины и парики больших размеров. Одежда дополнялась головными уборами (например, шляпами), аксессуарами и обувью (сапогами, туфлями и котами).

Надо заметить то, что основой женского костюма была льняная рубашка. На нее надевались корсаж и пышная юбка. Корсаж представлял собой корсет, который стягивал талию и не позволял женщине сгибаться. Таким образом, дамы выглядели стройными особами. Пышные юбки (округлой или овальной формы) и платья шились из дорогих тканей и декорировались   кружевами и оборками, шлейфом, шнурами и серебряной (или золотой) тесьмой, то есть позументами.   В холодную погоду женщины надевали куртки, например, быстроги и казакины. Быстроги шились из парчи, бархата и шелка. Они были короткой одеждой, которая декорировалась шнурами и тесьмой. Казакин был так же недлинным одеянием с оборками на талии. Он имел воротник и крючки – застежки.

В восемнадцатом веке женщина, как известно, стала носить длинные и напудренные (или покрытые мукой и мелом) парики из натуральных волос. Они очень часто имели спускающиеся вниз букли. Поверх парика дворянки надевали чепец белого цвета – фантанж. Так же женщины носили шляпы и шапки. Шляпы были фетровыми с широкими полями. Они декорировались перьями и лентами. Шапки имели цилиндрическую форму и изготавливались из меха животных.

В Петровскую эпоху к женским аксессуарам относили: мушки, веера и перчатки. Мушки называли «пластырями любви». Их делали из тафты и бархата. Каждая такая «родинка» на лице имела определенное значение. Например, мушка на щеке означала согласие женщины с кем-либо или с чем-нибудь. Искусственные родинки хранили в фарфоровых или хрустальных мушницах (шкатулках).

В России с появлением феномена европейского костюма, как уже было сказано выше, распространяется мода на складные веера и перчатки. С помощью них женщина могла общаться без слов. Например, сложенный веер в правой руке и повернутый в сторону собеседника означал любовь и симпатию.     Перчатки были неотъемлемым аксессуаром богатой дамы. Они шились из бархата, парчи и кожи. Перчатки украшались жемчужинами и вышивками. Их ношение может рассматриваться не просто как дань моде, а как соблюдение языческих традиций. Русичи верили в то, что открытые руки являются символом нищеты.

Одежда и аксессуары дворянок дополнялись обувью: туфлями и сапогами, стерлядками и котами. Туфли изготовлялись из кожи и атласа, парчи и бархата. Они были остроносой обувью с высокими каблуками (до десяти сантиметров). Часто туфли декорировались драгоценными камнями и жемчугом. Сапоги шились из кожи и имели закругленную форму, короткие голенища и большой каблук. В восемнадцатом веке была мода на ношение тапочек без каблука. Их называли стерлядки, так как они напоминали своей формой рыбу стерлядь. Коты были домашней обувью. Они изготовлялись из сукна и войлока и имели мягкую подкладку. Поэтому им и дали такое название коты.

Женская одежда, как и мужская, в Петровскую эпоху воплощала в себе идею европеизации Российского государства. Любой элемент костюма дворянки (например, пышные юбки в барочном стиле) отсылает нас к западноевропейской культуре. Благодаря вестернизации материальной сферы общества русская женщина начала уделять больше внимания своему внешнему виду. Для нее каждый предмет стал знаком ее принадлежности к высшему слою общества.

Не менее важным является исследование одежды крестьян как антипода европейского костюма. Деревенские жители не стригли бород. Они надевали: рубаху с длинными портами, кафтан и однорядку, охабник, опашни и шубы. Традиционная одежда дополнялась головными уборами (например, треухом и тафьей) и обувью (сапогами, поршнями и лаптями).

Надо сказать то, что крестьяне носили рубаху навыпуск с узким ремешком. Порты (штаны) были длинными до щиколоток, они имели ширинку. У крестьян была и праздничная одежда: рубашка красного цвета (символ уважения Огня-батюшки) и порты темного оттенка (знак почитания Земли-матушки). Воротник, рукава и низ рубахи, а так же нижний край штанов были декорированы вышивкой для защиты человека от злых духов и плохой погоды. Одежда украшалась символами Земли (ромбами с точками) и солярными знаками (кругами), изображением Макоши (богини плодородия) и Воды (волнистыми линиями). Такие вышивки делали на своей одежде еще древние славяне. Русский народ в восемнадцатом веке продолжил традиции предков. Крестьяне изображали, например, ромбы с точками и волнистые линии (Землю и Воду) с помощью бисера, жемчуга и цветных ниток. Считалось, что вышивки на одежде помогают человеку жить в гармонии с природными ритмами: зимними и весенними, летними и осенними месяцами. В холодную погоду крестьяне надевали кафтаны и однорядки, охабни, опашни и шубы. Кафтаны изготовлялись из сермяги (дешевого материала) и носились с поясами или рушниками.   Однорядки, охабни и опашни были распашными одеяниями, которые заменяли плащи. Зажиточные крестьяне имели шубы. Их шили из меха животных и украшали разнообразной вышивкой.

В крестьянской среде было распространено ношение следующих головных уборов: треуха и тафьи, мурмолки и высоких шапок. Треух представлял собой высокий колпак с небольшими полями. Тафья была круглой шапочкой, поверх которой надевалась мурмолка (низкий колпак с меховой опушкой). Высокие шапки называли горлатными, они имели цилиндрическую форму и расширялись вверх.

Крестьяне надевали различную обувь: сапоги, поршни и лапти. Сапоги и поршни шились из кожи и украшались вышивками. Их носили чаще всего зажиточные крестьяне. Небогатые деревенские жители надевали лапти из лыка и рогожи. Обувь носили вместе с онучами (портянками).

Крестьянская одежда в Петровскую эпоху олицетворяла собой традиционную культуру. Мужская одежда крестьян воплощала в себе идею макрокосма или «Космо-Психо-Логоса», то есть Вселенной, соединяющей в себе метаязык Воды и Земли, Воздуха и Огня. По выражению Г.Д.Гачева, первая стихия давала жизнь русским людям и окружающей их природе. Благодаря Земле они получали богатый урожай. Воздух был знаком духовности человека и его связи с небесным миром. Огонь являлся, по мнению многих исследователей, символом активности и мужским началом. Все четыре первоэлемента помогали людям жить и трудиться в любое время года. Поэтому они старались почитать данные стихии и изображать их на своей одежде, которая, как известно, так же являлась защитницей человека от злых чар. Согласно народным верованиям, они приносили огромный вред: телесные болезни и плохой урожай.

Представляет огромный интерес рассмотрение национальной женской одежи как антипода дворянского костюма. Представительницы крестьянского сословия носили следующую одежду: длинную рубаху с поясом и сарафан, кофту и летник, душегрею и шубку. Данные виды одежд дополнялись обувью: сапогами, лаптями или валенками и головными уборами, например, повойником и кикой.

Деревенские жительницы носили длинные до щиколоток рубахи с поясом. Поверх нее надевали плечевое распашное платье - сарафан. Крестьянки имели праздничную одежду. Она состояла из рубахи белого или красного цвета (символа телесного и душевного здоровья) и цветного сарафана. Они были декорированы вышитыми изображениями Земли и Солнечного светила, Воды и других природных стихий и явлений. Часто данные виды одежд носились с короткими кофтами (шугаями). В холодную погоду крестьянки надевали летник, душегрею или шубу. Летник был длинной одеждой прямого покроя с широкими рукавами. Душегрея имела такой же крой, но была более короткой одеждой. Шубы носили богатые крестьянки. Они шились из меха и имели откидные рукава. Верхняя одежда крестьянок дополнялась обувью. Деревенские жительницы (зажиточные женщины) носили кожаные сапоги с длинными голенищами. Простые же крестьянки надевали лапти и валенную обувь (валенки).

Женщины носили различные виды одежд вместе с головными уборами: повойником и убрусом, кикой и зимними шапками. Повойник представлял собой небольшую шапочку, поверх которой надевалось покрывало – убрус (платок) и рогатая кика. Считалось, что последний головной убор благодаря наличию рогов, способен отгонять нечистую силу. Ведь они – атрибут быка и мужского могущества. Кику изготовляли из бересты, кожи и ткани. Зимой крестьянки предпочитали надевать зимние шапки округлой формы, подбитые мехом.

Женская крестьянская одежда, как и мужская, олицетворяла собой весь макрокосм. Жизнь деревенских жителей была сильно взаимосвязана с природным миром и его явлениями. Крестьяне не могли представить себя вне него. Природа испокон веков уважалась русскими людьми. Поэтому крестьянин (носитель традиционных ценностей) считал своей обязанностью почитать ее.

Таким образом, мы можем сделать выводы. Во-первых, Петровская эпоха была временем появления в России феномена моды и европейского костюма. Государь, проводя вестернизацию русской культуры, хотел изменить внешний облик дворянского сословия. Оно занимало доминирующее положение в обществе и было источником распространения   светских идеалов жизни. Петр Первый, реформируя материальную область русской культуры, стремился искоренить традиции прошлого столетия. Они препятствовали возникновению в России новых ценностей и обычаев.

Во-вторых, появление в русском обществе европейского костюма усилило социальную дифференциацию, то есть борьбу «по-горизонтали». Дворяне носили богатую одежду, а крестьяне одевались хуже. Мы можем говорить о том, что русская культура в восемнадцатом веке имела состязательный характер. Существование общественного неравенства обуславливало борьбу «по-вертикали» – между европеизированными и традиционными ценностями. Дворяне были распространителями новаций. А крестьянство в Петровскую эпоху являлось хранителем обычаев и верований своих предков. Оно не представляло свою жизнедеятельность без традиций.

Заключение

В настоящее время исследование темы «Европеизация русской культуры в восемнадцатом веке: феномен моды» дает возможность разрешить вопросы, касающиеся современной духовности людей и материальной культуры России. Так как сейчас наша страна, как и много веков назад, испытывает влияние Европы.

Феномен костюма в восемнадцатом веке имел большое значение для русской культуры. Он стал концентрацией выражения традиционного и новационного «Космо-Психо-Логоса». Данное понятие соединяет в себе особенности менталитета русского человека и окружающей его природы. В эпоху Петра Первого традиционный костюм был символом отношения крестьянина к природному миру, социуму и преобразованиям государя. Национальная одежда выражала любовь человека к природе и к ее стихиям: Земле и Воде, Солнцу и Воздуху и его стремление к простоте и естественности. Крестьянин не представлял свою жизнь и деятельность вне почитания природного мира. Он обладал метафорическим мышлением и сравнивал себя с деревьями и растениями и изображал их на своей одежде.

Национальный «Космо–Психо–Логос» в Петровскую эпоху противостоял преобразованиям первого императора, которые стремительно вытесняли традиции на периферию. Крестьянин был убежден в том, что новаторская деятельность государя препятствует сохранению преемственности поколений и культурно-исторических эпох. Петр Первый, видя несогласие представителей крестьянского сословия со своими реформами, разрешил им носить традиционную одежду. Государь, таким образом, подтвердил парадоксальность и бинарность нашей культуры, которая является ее системообразующим фактором развития и движения вперед.

Дворянский костюм, в свою очередь, воплощал в себе идею европеизации российского общества и трансформации национального «Космо-Психо-Логоса». Дворянин под влиянием реформ Петра Первого отказался от ношения национальной одежды. Он стал надевать европейский костюм, который выступал символом и знаком его дородности, знатности и высокого положения в обществе. Доброжелательное отношение к природе сменилось практицизмом и утилитаризмом, тягой к искусственности и усложненности. Следует сказать то, что изменение стиля одежды представителей дворянского сословия способствовало развитию у них отчужденности от природного мира.

Наличие в Петровскую эпоху традиционного начала и новационного начал доказывает невозможность создания новых элементов в русской культуре без сохранения основ старого уклада и порядка жизнедеятельности человека.

Таким образом, автор исследования подчеркивает значимость темы «Европеизация русской культуры в восемнадцатом веке: феномен моды». Данная тема дает в настоящее время возможность объяснить менталитет человека России и его поведение. Это очень важно при изучении русской культуры, затрагивающей духовные и материальные аспекты жизни и деятельности.

Список использованных источников и литературы

Источники

1. Александров В.А. Русские / В.А.Александров. – М: Наука, 1999. – 828 с.

2. Андреев А.Р. История русского дворянства / А.Р.Андреев. – М.: Крафт +, 2003.- 494 с.

3. Андреева А. Ю. Русский народный костюм, путешествие с севера на юг / А.Ю.Андреева. - СПб.: Паритет, 2005. - 134 с.

4. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры / Л.В.Беловинский. – М.: Вузовская книга, 2003. – 421 с..

5. Блохина И.В. Всемирная история костюма, моды и стиля / И.В.Блохина. – Минск: Харвест,2007. – С.162-207.

6. Бородулин И.В. Иллюстрированный энциклопедический словарь / И.В.Бородулин. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. -1038 с.

7. Брун В. История костюма от древности до Нового времени / В.Брун. – М.: Эксмо, 1995. – 500 с.

8. Будур Н. История костюма / Н.Будур. – М.: Олма - Пресс, 2002. – 479 с.

9. Васильченко Л.П. Природа славян / Л.П.Васильченко. – Томск: Красное знамя, 2000. – 296 с.

10. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира / Г.Д.Гачев. – М.: Эксмо, Алгоритм, 2008. – 544 с.

11. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос / Г. Д.Гачев. – М.: Прогресс – Культура, 1995. – 480 с.

12. Дмитракова Т.В. Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению: Собрание от разных авторов / Т.В.Дмитракова. – М.: Планета, 1990. – 88 с.

13. Жабрева А.Э. Русский костюм библиографический указатель книг и статей на русском языке, 1710-2001 / А.Э.Жабрева. – СПб.: Профессия, 2002- 319 с.

14. Живов В. М. Язык и культура в России в 18 в. / В.М.Живов. – М.: Языки русской культуры, 1996. – 590 с.

15. Живов В. М.Разыскания в области истории и предыстории русской культуры / В.М.Живов. – М.: Языки славянской культуры, 2002. – 760 с.

16. Захаржевская Р.В. История моды / Р.В.Захаржевская. – М.: Рипол Классик, 2007. – 287 с.

17. Крюковских А.П. Дворцы Санкт-Петербурга: художественно-исторический очерк / А.П.Крюковских. – СПб., Лениздат, 1999. – С.3-35.

18. Лихачев Д.С. Мифы о России, старые и новые // Наука и жизнь. – 2007. № 1. – С.2 - 9.

19. Лихачев Д.С. Раздумья о России / Д.С.Лихачев. – СПб.: Logos, 1999. – 666 с.

20. Лихачев Д.С. Русская культура / Д.С.Лихачев. – М.: Искусство, 2000. - 438 с.

21. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (18 – начало 19 века). / Ю. М.Лотман. - СПб.: Искусство – СПб., 1997. – 400 с.

22. Муравьева О.С. Как воспитывать русского дворянина / О.С.Муравьева. – М.: LINKA-PRESS, 1995. – 269 с.

23. Нанн Дж. История костюма. 1200-2000 годы / Дж.Нанн.- М.: Астрель, 2003. – 343 с.

24. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории / Н.А.Нарочницкая. – М.: Международные отношения, 2004. – 536 с.

25. Николаюк Н.Г. Многонациональный Петербург. История. Религии. Народы / Н.Г.Николаюк. – СПб.: Искусство-СПб, 2002.- 878 с.

26.Овсянников Ю.М. Картины русского быта / Ю.М. Овсянников.- М.: АСТ – ПРЕСС ГАЛАРТ, 2000.- 357 с.

27. Овсянников Ю.М. Петр Великий. Первый русский император / Ю.М.Овсянников. – М.: Арт – Пресс, 2001. – 273 с.

28. Павленко Н.И. Петр Великий / Н.И. Павленко. – М.: Мысль, 1990. – 591 с.

29. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа / И.Панкеев. – М.: Олма - Пресс, 1999. – 544 с.

30. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система / А.А.Пелипенко, И.Г.Яковенко. – М.: Языки русской культуры, 1998. – 376 с.

31. Песков А.М. Русская идея и русская душа: Очерки русской историософии / А.М.Песков. – М.: ОГИ, 2007. -101 с.

32. Политковская Е.В. Как одевались в Москве и ее окрестностях в 16-18 вв. / Е.В.Политковская. – М.: Флинта, 2005. -165 с.

33. Рычкова Ю. Краткая история живописи / Ю.Рычкова. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – С. 218-233.

34. Соловьев Б. Русское дворянство / Б.Соловьев. – СПб.: Полигон, 2003. – 302 с.

35. Терещенко А.В. История культуры русского народа / А.В. Терещенко. – М.: Эксмо, 2008. – 736 с.

36. Тихонов Ю.А. Дворянская усадьба и крестьянский двор в России 17-18 веков: сосуществование и противостояние / Ю.А.Тихонов. – М.: Летний сад, 2005. – 448 с.

37. Труайя А. Петр Великий / А.Труайя. – М.: Эксмо, 2006. – 448 с.

38. Хоскинг Дж. Россия и русские: в 2 кн. / Дж.Хоскинг. – М.: АСТ. Транзиткнига, 2003.- Кн. 1. - 494 с.

39. Шангина И.И. Русский народ: будни и праздники / И.И.Шангина. - СПб.: Азбука-классика, 230.- 560 с.

Учебные пособия

1. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в 18 – первой половине 19 вв.: История. Историк. Документ: Учеб. Пособие / Е.В.Анисимов, А.Б.Каменский. – М.: МИРОС, 1994. – 336 с.

2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: в 2 ч. / Л.Г.Березовая, Н.П.Берлякова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Ч.1. – 400 с.

3. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Учеб. Пособие / Г.Д.Гачев. - М.: Академия, 1998. - 430 с.

4. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учеб. Пособие / Т.С.Георгиева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 603 с.

5. Драч Г.В. Культурология: Учеб. Пособие / Г.В.Драч.- Ростов - на - Дону: Феникс, 2001. - 608 с.

6. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. Пособие / И.В.Кондаков. - М.: Аспект-Пресс, 1997. - 687 с.

7. Кондаков И.В. Культура России: краткий очерк истории и теории: Учеб. Пособие / И.В.Кондаков. – М.: КДУ, 2008. – 360 с.

8. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт 18-19 веков: Учеб. Пособие / Ю.С.Рябцев. – М.: ВЛАДОС,1997.– 432 с.

9. Семенникова Л. И. Российская повседневность: от истоков до середины XIX века: Учеб. Пособие / Л.И.Семенникова. - М.: Университет - Книжный дом, 2006. - 240 с.

[1] Кондаков И.В. Культура России: Учеб. пособие. – М., 2008. С.175.

[2] Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. – М., 1995. С.451.

[3] Драч Г.В. Культурология: Учеб. пособие. – Ростов – на - Дону, 2001. С.393.

[4] Васильченко Л.П. Природа славян. - Томск, 2000. С.32.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top