Ермакова Д.С.

Последние несколько лет мы можем наблюдать как в общественной так и нашей обычной жизни все возрастающий интерес к Русской православной церкви. Этому способствовала деятельность таких ярких церковных лидеров, как умерший недавно патриарх Алексий II и не менее известный своей деятельностью еще до избрания патриарх Кирилл. Также заметно повсеместное увлечение церковной жизнью (чаще всего поверхностное) большого числа россиян, стимулируемое строительством и реконструкцией православных церквей, появлением разнообразной церковной литературы (от специальной до книжек об ангелах-хранителях), стремлением самой церкви идти на встречу своим прихожанам (телепередачи, интервью и т.д.). Конечно, не стоит отрицать в таком явлении, как рост популярности церкви в России, роль государственной власти, которая позиционирует Русскую православную церковь как одну из основ современной российской государственности.

Повсеместно с бытовым интересом к церкви, появился интерес к истории Русской церкви. Появляются разносторонние исследования посвященные истории церкви в различные хронологические периода, а также посвященные самой разнообразной проблематике: история церковных институтов, монастырей, церковных деятелей и т.д.

Многих исследователей привлекает история российского старообрядчества, особого феномена в истории русской православной церкви. По данной проблеме широко проводятся региональные исследования. Однако, несмотря на большой поток информации, в истории старообрядчества остается много белых пятен.

Одним из таких пятен, по-нашему мнению, является история единоверия, единоверческой церкви в России. Пожалуй, только историки смогут ответить на вопрос, а что это вообще такое? У остальных это понятие не вызовет никаких воспоминаний ни из школьной, ни из институтской программы истории.

В Интернет-энциклопедии «Википедия» мы находим следующее определение: «Единоверие - направление в старообрядчестве, сторонники которого сохраняют древние богослужебные чины ("старые обряды") (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.), но признают главенство Московского Патриархата. Возникло в 1801 (ошибка – в 1800 г. Д.Е.), регламентировалось особыми правилами, принятыми по инициативе московского митрополита Платона [1]». В других многочисленных современных печатных и Интернет изданиях мы находим идентичные друг другу определения: «Единоверие – часть РПЦ, учрежденная в 1800 для тех старообрядцев, которые согласны войти в подчинение Синоду, однако опасались оставить древние обряды, … задумано наподобие западной унии» [2].

В основном литература, посвященная истории единоверия как в общем, так и в региональном аспекте, ограничивается многочисленными статьями в Интернете. Исключение составляет сборник «Православное единоверие в России», оставленный по материалам конференции, посвященной 200-летнему юбилею Единоверия, состоявшемуся в 2000 году [3].

Автор данной работы пришел к теме почти случайно или, лучше сказать, в силу необходимости писать о чем-нибудь курсовую, ну а потом и дипломную работу в период обучения в университете. Теперь мы продолжаем тему в рамках диссертационного исследования и появившегося личного интереса. Естественно, что данная работа основывается на региональных архивных материалах и можно определить тему будущей диссертации как «Единоверческая церковь в Тобольской губернии в XIX – первой четверти XX века». Однако в данной статье мы ограничимся более узкими хронологическими рамками – XIX - начало XX века (с момента официального появления единоверия в 1800 г. до принятия закона о веротерпимости в 1906 г.). Нам бы хотелось представить общую характеристику состояния единоверческой церкви в Тобольской губернии в рассматриваемый период. Работа основана на архивных материалах большинство из которых впервые введено в научный оборот, а именно на материалах архивов г. Тюмени, г. Тобольска, г. Кургана.

Стоит признаться, что одной из главных проблем в процессе изучения темы, стало определение объекта исследования. Да, речь идет о единоверческой церкви, но с какой стороны её рассматривать - как один из институтов РПЦ или как одно из старообрядческих согласий (второе определение имеется у некоторых авторов)? К тому же для исследователей единоверия общеизвестен факт двойственного положения единоверцев, когда РПЦ продолжала считать их старообрядцами (раскольниками), а старообрядцы считали предателями истинной церкви. Однако, ставя своей целью рассмотреть процесс организации единоверческой церкви в Тобольской губернии, определение её состава и численности, мы будем рассматривать единоверие с точки зрения принадлежности к официальной церкви.

Появившись в самом начале XIX века, единоверие распространялось медленно как в центральной части страны, так и в урало-сибирском регионе. Такое положение можно связать с гибкой политикой проводимой Александром I по отношению к старообрядчеству. В 1822 г. был издан указ о прекращении преследования беглых священников. Старообрядцам разрешено было открыто иметь священников там, где есть молельни или церкви. Таким образом, интерес к проблеме единоверческого компромисса в этот период отошел на задний план [4].

При Николае I начинается активное насаждение единоверия. Православие было выдвинуто во главу официальной государственной доктрины. Николай I был против превращения церкви в политическую организацию, преследующую узконациональные интересы. Это относилось как к православной церкви, так и к другим конфессиям [5].

В Тобольской губернии строительство единоверческих церквей начинается в 30-40-е гг. XIX века. Первые единоверческие приходы появились в с. Кодском Ялуторовского округа и с. Романовском Курганского округа в 1836 году. В с. Кодском деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николы была заложена в 1837 году. Точнее, готовое здание для церкви было куплено в Успенском винокуренном заводе Тюменского округа и перевезена в село Кодское. А до строительства церкви было «…разрешено и дозволено пермским архиепископом Аркадием, кроме литургии отправлять часы богослужения, и совершать все христианские требы в доме села Кодского единоверца крестьянина Федора Першина - в отдельной от жительства горнице» [6]. В селе Романовском единоверческая церковь во имя Вознесения Господня была построена в 1837 году [7].

В 1837 г. был создан единоверческий приход в г. Тюмени. Инициаторами его создания были тюменские старообрядцы. Однако строительство церкви затянулось более чем на 10 лет. Тюменскими единоверцами были предприняты попытки забрать под единоверческую церковь каменную Успенскую церковь, принадлежавшую ранее женскому монастырю. По данному прошению было проведено разбирательство, в ходе которого было выяснено, что церковь была построена на средства прихожан, на данный момент не имеет священника, но недавно была отремонтирована, и прихожане отказываются отдать ее единоверцам [8]. Позже единоверцы просили отдать им под церковь старообрядческую часовню [9]. Наконец в 1844 г. на средства, собранные тюменскими единоверцами была заложена церковь. Строительство было закончено в 1850 году [10].

До строительства церкви богослужения исправлялись в старообрядческой деревянной часовне Дорофея Нагибина, находившейся «за рекой Турою в 3 квартале» [11].

В 1839 г. возник единоверческий приход в с. Щучинском Курганского округа. 13 июня 1839 г. Тобольскому архиепископу поступило прошение от доверенного старообрядческого общества Моревской волости Курганского округа государственного крестьянина Ивана Буракова, в котором тот просил «определить к ним в священники дьякона села Моревского Василия Бурова, выдать древний антиминс, …, разрешить построить церковь, …, разрешить суммы от продажи свечей употреблять на обустройство строящейся церкви, именовать церковь не единоверческой, а старообрядческой» [12].

Однако церковь разрешили построить только в случае согласия называть ее единоверческой [13]. 10 февраля 1840 г. было получение согласие Казенной палаты на строительство единоверческой церкви в с. Щучинском [14], а 1 марта 1840 г. последовал указ о начале строительства из Тобольской духовной консистории [15]. В 1842 г. церковь была построена.

В конце 40-х годов XIX века было образовано еще три прихода и открыто три церкви: 1846 г. – в с. Уваровском, 1847 г. – в с. Сосновском (церковь открыта в 1849 г.), 1849 г. – в с. Крутихинском Ялуторовского округа. Во всех трех единоверческих приходах церкви были устроены на основе уже имевшихся старообрядческих часовен. Единоверцы с. Уваровского до образования своего прихода в 1846 г. относились к приходу единоверческой церкви с. Романовского Курганского округа [16].

По данным Л.Н. Сусловой, которые опираются на изданную в 1913 г. Справочную книгу Тоболской епархии, в 40-е гг. XIX века были образованы три единоверческих прихода: 1844 г. – в с. Нижне Алабужском Курганского округа, 1847 г. - в с. Травнинском, в первой половине XIX в. – в с. Сивковском Ишимского округа [17]. К 1855 г. уже существовал приход в с. Теплодубровском Ишимского округа [18], однако дату его образования пока выяснить не удалось.

Таким образом, к середине XIX века в Тобольской губернии было образовано 11 единоверческих приходов в четырех округах: Тюменском, Ишимском, Курганском и Ялуторовском. Часть единоверческих церквей была построена на средства прихожан (Тюменская, Романовская, Уваровская, Щучинская), другая часть приходов была образована на основе имевшихся старообрядческих часовен.

Сведения об организации единоверческих церквей во второй половине XIX века позволяют сделать вывод, что именно к середине XIX века были сформированы основные единоверческие центры в губернии. Новые единоверческие приходы стали появляться только в конце XIX – начале XX века. В 1893 г. был открыт приход и построена церковь в с. Бердюгинском Ялуторовского округа [19]. В 1894 г. была построена церковь в с. Плосковском Курганского окргуга, а в 1897 г. - в с. Снегиревском Ишимского округа [20]. В 1907 г. была построена церковь в с. Савинском Курганского округа [21].

Первые полные сведения о численности единоверцев появляются только к середине XIX века. В 1855 г. больше всего единоверцев насчитывал приход с. Сивковского Ишимского округа – 2802 человека, поменьше было   в приходе с. Травнинского того же округа – 2659 человек и г. Тюмени – 2549 человек. Самым немногочисленным был приход с. Теплодубровского Ишимского округа – 314 человек. Всего в 1855 г. в Тобольской губернии насчитывалось 19523 единоверца [22].

С конца 50-х годов XIX века численность единоверцев в Тобольской губернии начинает постепенно уменьшаться. Это было связано с новой политикой правительства в отношении старообрядчества. Александр II отменил особый секретный комитет, созданный его отцом. 15 октября 1858 г. было принято «Наставление для руководства при исполнительных действиях и совещаниях по делам, до раскола относящимся». Ведение дел о старообрядцах передавалось исключительно гражданским властям [23].

С 1855 по 1858 гг. численность единоверцев сократилась на 4 %. С 1858 г. по 1862 г. численность сократилась ещё на 4,5 %, с 1862 г. по 1898 г. на 5%. По сравнению с 1898 г. численность единоверцев в 1900 г. увеличилась на 3%. Но в общей сложности, численность единоверцев за вторую половину XIX века сократилась на 11 %.

В 1900 г. число единоверцев в Тобольской губернии составило 17 475 человека. Начиная с 1901 г. мы имеем данные о численности единоверцев только Ялуторовского благочиния (приходы г. Тюмени, сел Кодского, Уваровского, Крутихинского, Сосновского и Бердюгинского). Поэтому говорить об изменении численности единоверцев мы можем только на основании эти чисел. Так на протяжении 1901-1906 гг. продолжается сокращение численности единоверцев Ялуторовского благочиния (Таблица 1).

Таблица 1

Численность единоверцев Ялуторовского благочинного округа в 1901 – 1918 гг. *

Год

1901

1904

1905

1906

1907

1908

1909

1910

1918

Число единоверцев

5383

4230

4100

3072

4190

4187

4387

4494

2827

*Посчитано по ГАТюмО Ф. И-108. Оп. 1. Д. 50. Лл. 4 об, 8 об-9, 14 об, 18 об, 24 об-25, 29 об-30, 34 об, 38 об, 42 об, 46 об, 53 об, 57 об, 61 об, 73 об, 77 об, 85 об, 89 об, 95 об, 101 об, 105 об, 113 об, 117 об, 123 об, 129 об, 135 об, 147 об, 151 об, 155 об, 161 об, 165 об, 171 об, 175 об, 179 об, 183 об, 187 об.

Если сравнить численность единоверцев с численностью старообрядцев, то даже официально учтенных старообрядцев было больше. На всем протяжении второй половины XIX века век это соотношение менялось не в пользу единоверцев (Таблица 2). Если в 1858 г. старообрядцев было больше в 1,2 раза, то по переписи 1897 г. уже в 4,3. Например, в Оренбургской губернии в 1893 г. старообрядцев было больше чем единоверцев в 3,3 раза, а в 1896 г. уже в 3,6 раза [24]. В Самарской губернии по данным первой всероссийской переписи единоверцы составляли 0,4% населения (11144 человек), а старообрядцы 2,3% (99262 человека), то есть старообрядцев было в 10 раз больше, чем единоверцев [25]. Таким образом, по численности единоверцев положение в Тобольской губернии было не лучшим, но и не самым худшим.

Таблица 2

Количество единоверцев и старообрядцев в Тобольской губернии во второй половине XIX века*

Год

единоверцев

старообрядцев

число

% от всего населения

число

% от всего населения

1858

18635

1,9

22134

2,2

1862

17822

1,6

24330

2,2

1884

19935

1,5

42311

3,3

1897

16915

1,2

72600

5

*Посчитано: ГАТюмО Ф. И-114. Оп.1. Д.354. Л.23-24, 30-31; Памятная книжка для Тобольской губернии на 1860 год. Тобольск, 1860. С. 117-121, 132-134; Памятная книжка для Тобольской губернии на 1864 год. Тобольск, 1864. С. 344-346; Памятная книжка для Тобольской губернии на 1884 год. Тобольск, 1884. С. 2-5; Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 год. Т. LXXVIII. Тобольская губерния. С.Пб., 1905.С. 2-3; Суслова Л.Н. Старообрядчество в Тобольской губернии (конец XVII – начало XX века) // Религия и церковь в Сибири. Тюмень, 1994. Вып.7. С. 30.

Важной составляющей, характеризующей отношение единоверцев к своей церкви, является то, как они исполняли свои христианские обязанности. Священники единоверческих церквей Тобольской губернии каждый год должны были составлять списки тех, кто присутствовал и отсутствовал на исповеди и причастии.

Процент прихожан не бывших у исповеди и причастия по нерадению или отсутствию в середине XIX века был довольно значительным. В среднем он составлял 42%. В Ялуторовском округе в 1858 г. больше всего людей не бывших у исповеди и причастия было в единоверческом приходе села Кодского, а именно 1441 человек или 57% от общего числа единоверцев. Возможно, одной из причин такого высокого процента была разбросанность прихожан по многочисленным деревням, находящимся далеко от прихода. Добраться до своей церкви было сложно, и это занимало много времени. Однако даже в Тюменской единоверческой церкви не бывших у исповеди в 1858 г. было 34% (Таблица 3).

Таблица 3

Исповедные росписи единоверческих приходов Тобольской губернии во второй половине XIX – начале XX века*

Год

 

 

             Приход

1858

1900

1901

бывшие у исповеди

 

(%)

не бывшие у исповеди

 

(%)

бывшие у исповеди

 

(%)

не бывшие у исповеди

(%)

бывшие у исповеди

 

(%)

не бывшие у исповеди

(%)

г.Тюмень

1424

(53)

921

(34)

561

(34)

941

(56)

695

(38)

851

(47)

с. Кодское

751

(30)

1441

(57)

247

(37)

349

(52)

258

(40)

319

(49)

с.Уваровское

1057

(68)

176

(11)

487

(59)

310

(38)

690

(83)

136

(16)

с.Крутихинское

341

(37)

407

(45)

187

(30)

331

(54)

309

(48)

239

(36)

с. Сосновское

512

(27)

1040

(54)

159

(13)

850

(71)

258

(22)

721

(61)

с. Бердюгинское**

-

-

156

(70)

40

(18)

257

(94)

13

(5)

с. Романовское

****

****

378

(25)

912

(60)

-

-

с. Щучьевское

****

****

947

(57)

372

(22)

-

-

с. Нижне-   Алабужское

****

****

783

(46)

633

(37)

-

-

с. Травнинское

****

****

879

(41)

953

(45)

-

-

с. Сивковское

****

****

1287

(34)

2403

(64)

-

-

с. Снегирёвское***

-

-

931

(66)

470

(34)

-

-

Всего по благочинию

-

-

6541

(41)

7623

(48)

-

-

* Посчитано: ГАТюмО Ф. И-114. Оп.1. Д.361. Л.1-4; Д.362. Л.1; Д.389. Л. 2,3-3 об,7.

Примечание: оставшиеся % включают в себя детей не бывших у исповеди в силу своего малолетства.

**Приход был основан в 1893 году.

***Приход был основан в 1897 году.

****Нет данных.

На протяжении второй половины XIX века процент не бывших у исповеди в Ялуторовком округе и Тюмени увеличивается, в 1900 г. таких единоверцев было 47%. Однако в 1901 г. численность не бывших у исповеди и причастия сокращается до 33% от общего числа единоверцев. По официальным данным процент не бывших у исповеди в официальной православной церкви тоже из года в год увеличивался. В 1842 г. православных не бывших у исповеди по «нерадению» было 15,2%, а в 1852 г. 17,1% [26].

В первой четверти XX века исповедные росписи в архиве не отложились, поэтому говорить о четких цифрах радения в единоверческой церкви в этот период сказать сложно. Однако можно предположить, что оно оставалось на том же уровне или продолжало уменьшаться вместе с уменьшением численности единоверцев.

Таким образом, данные исповедных росписей говорят о том, что до 50% единоверцев состояли в единоверческой церкви формально. С другой стороны уменьшение числа людей, каждый год бывающих у исповеди, было общероссийской тенденцией, как в единоверческой, так и в официальной православной церкви.

По сословному составу среди единоверцев Тобольской губернии преобладало крестьянство, поскольку основную массу прихожан составляло сельское население округов. Городским центром единоверия была Тюмень. Также незначительное число единоверцев было в Кургане (в 1862 г. 13 человек [27]) и в Ялуторовске (в 1858 г. 5 человек [28]). В 1862 г. в городах проживало 553 человека (3%), а в округах 17 269 (97%) [29].

В середине XIX века в Ялуторовском округе крестьяне составляли 97 % единоверцев или около 7 тысяч человек (Таблица 4), а в начале XX века 83% или около 4,5 тысяч. Вторую группу составляли военные. В эту категорию входили военные, находившиеся на службе, бессрочно отпущенные, отставные, а также солдатские жены и дочери [30]. Их численность на протяжении второй половины XIX - начала XX века значительно увеличилась с 2,6% в 1858 г. до 15% в 1901 году. Купцы, мещане и городские обыватели составляли совсем незначительный процент. Видимо они и проживали в Ялуторовске. Таким образом, основную массу единоверцев в Ялуторовском округе составляло сельское население.

Таблица 4

Сословный состав единоверцев Ялуторовского округа Тобольской губернии во второй половине XIX – начале XX века (%)*

Сословие

1858

1901

Духовенство

0,2

1,3

Военные

2,6

15

Статские

0

0

Купцы, мещане и городские обыватели

0,015

0,05

Крестьяне

97

83

*Посчитано: ГАТюмО Ф. И-114. Оп.1. Д.362. Л.1; Д.389. Л.2-3, 7.

Исключение составлял Тюменский округ, где основную массу единоверцев составляло городское население (Таблица 5). Среди тюменских единоверцев преобладали мещане. В 1858 г. они составляли 69 % от числа единоверцев, а в 1901 г. 76,8%. Вторым по численности в середине XIX века было крестьянство, которое в начале XX века уступает купечеству. Военные среди тюменских единоверцев были, но на всем протяжении второй половины XIX века их численность в разные годы не превышала 15 человек [31].

Таблица 5

Сословный состав единоверцев Тюмени во второй половине XIX – начале XX века (%)*

Сословие

1858

1901

Духовенство

1,5

2,6

Военные

-

-

Статские

0,5

0

Купцы

9,5

11,8

Мещане

69

76,8

Крестьяне

19,5

8,8

*Посчитано: ГАТО Ф. И-108. Оп.1. Д.10. Л.4 об.; Д.48. Л.8.

В 1-й четверти XX века сословный состав единоверцев остается прежним – большую его часть продолжает составлять крестьянство [32].

По национальному составу единоверцы фиксируются как русские или природные сибиряки. Среди тюменских единоверцев упоминаются новокрещенные татары [33]. К сожалению более подробных сведений о них в документах нет.

Штат церковно- и священнослужителей для единоверческих церквей был определен следующий: Тюменской церкви полагалось иметь одного священника, дьякона, дьячка и пономаря [34], Кодской церкви Ялуторовского округа – одного священника и двух причетников, другим церквям – одного священника, дьячка и пономаря [35]. По положению 1877 г. Тюменской единоверческой церкви полагалось иметь настоятеля, дьякона и двух псаломщиков [36]. Причт других церквей должен был состоять из священника и двух псаломщиков [37].

Однако в действительности в единоверческих приходах постоянно оставались пустыми вакансии дьячков, псаломщиков, а иногда и священников. По переписи 1858-1859 гг. в Уваровской и Кодской церквях не было пономаря, в Крутихинской и Сосновской церквях не было ни дьячка, ни пономаря, в Тюменской церкви было два священника [38]. К концу XIX века ситуация не сильно изменилась. В 1896 г. при Кодской и Крутихинской церквях не было псаломщиков, при Уваровской церкви был один псаломщик, а при Сосновской церкви не было не только второго псаломщика, но даже и священника [39]. В Тюменской церкви в 1896 г. не было дьякона и второго псаломщика [40].

Священники и церковнослужители назначались Тобольской духовной консисторией из числа служителей официальной православной церкви. Они неохотно соглашались состоять при единоверческих церквях, поскольку продолжали считать единоверцев теми же старообрядцами, и часто вступали с ними в конфликты.

Основу содержания единоверческих церквей, священно- и церковнослужителей составляли пожертвования прихожан, плата за исполнение треб, арендная плата за земельные угодья, а также, с 1858 г. жалованье. При всех единоверческих церквях, кроме Тюменской, имелись пашенные и сенокосные угодья, иногда имелась и усадебная земля. Большую часть земли сдавали в аренду в среднем за 1,5-2 рубля за десятину в год [41].

С 1858 г. священно- и церковнослужителям стали платить жалованье. Священнику платили 137 рублей 20 копеек, дьякону 68 рублей 60 копеек, первому псаломщику 35 рублей 20 копеек, а второму псаломщику 29 рублей 40 копеек в год [42]. В конце XIX века жалование единоверческого священника увеличилось до 294 руб., а псаломщика до 98 руб. в год [43].

Жили священники в домах построенных за счет прихожан. Дома священников Бердюгинской, Сосновской, Уваровской и Крутихинской церквей были построены на церковной земле [44]. Священнику Кодской церкви дом пожертвовал местный крестьянин Стефан Вараксин [45].

Складывание единоверческих центров активно происходило в 30-50-е гг. XIX века. В этот период на территории Тобольской губернии было образовано 11 единоверческих приходов. На протяжении второй половины XIX века новые приходы не создаются, а имеющиеся фактически не развиваются, находятся в состоянии стагнации. Лишь на рубеже XIX-XX вв. вновь появляется интерес к единоверию, образуются новые единоверческие приходы.

Таким образом, рассмотрев имеющиеся материалы по истории единоверия на территории Тобольской губернии XIX века можно сделать следующие выводы:

1. Попытка найти компромисс со старообрядчеством в этом регионе практического успеха не имела. В единоверие переходило очень незначительное число старообрядцев.

2. Несмотря на это, единоверческая церковь представляла собой уникальный и неоднозначный институт в составе РПЦ, сохраняя право на использование старых обрядов, официально все-таки запрещенных.  

Применительно к настоящему дню единоверческая церковь сумела сохранить себя, сейчас в РПЦ действует около 20 единоверческих приходов [46]. Правда, также свое право на свое существованиеполучили и остальные старообрядцы. На территории Тюменской области (территориально это значительная часть Тобольской губернии) единоверческая церковь не сохранилась, даже памяти о ней не осталось [47].

Мы видим перспективу данной работы в дальнейшей аналитической проработке имеющихся материалов, привлечении новых материалов. В частности это изучение единоверия в первой четверти XX века, в сложный период революций, гражданской войны и гонений на церковь, когда становится сложно разобраться в том, что происходило с церковью, не говоря уже конкретно о единоверии и других аспектах ее истории.

Примечания

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. www.hierarchy.religare.ru, Старообрядчество. Лица предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 94.
  3. Православное единоверие в России / сост. П. Чубаров, В.Н. Павлов. СПб., 2004. 195 с.
  4. Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы - часовенные на востоке России в XVIII - XX веке. М., 2002. С. 143.
  5. Выскочков Л. Николай I. М., 2003. С. 183.
  6. Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив Тюменской области» (ГАТюмО). Ф. И-114. Оп.1. Д.43. Лл.76-76 об, 78-78 об.
  7. Государственное учреждение Курганской области «Государственный архив Курганской области» (ГАКО). Ф.17. Оп.1. Д.9. Лл.1-3.
  8. Государственное учреждение Тюменской области «Государственный архив в г. Тобольске» (ГА в г. Тобольске). Ф. 156. Оп.11. Д.433. Л.1а.
  9. Там же. Лл.63-64.
  10. ГАТюмО. Ф. И-114. Оп.1. Д.43. Л.72.
  11. Там же. Л.76-90.; Суслова Л.Н. Организация единоверия на территории Тобольской губернии в конце XVIII- начале XX века // Историческая наука на рубеже веков. Тюмень, 2000. с. 174-179.
  12. ГАКО. Ф. 235. Оп.1. д.151. Лл.179-181об.
  13. Там же. Ф.87. Оп.1. Д.1. Л.12.
  14. Там же. Ф.235. Оп.1. Д.151. Лл.258-260об.
  15. Там же. Л.275.
  16.  ГАТюмО. Ф. И-114. Оп.1. Д.43. Лл.85-85об., 87-87об., 89.
  17. Суслова Л.Н. Организация единоверия ... с. 178-179.
  18. ГАТюмО. Ф. И-114. Оп.1. Д.43. Л.65.
  19. Там же. Ф. И-108. Оп.1. Д.50. Л.172.
  20. Суслова Л.Н. Организация единоверия ... С. 180.
  21. ГАТюмО. Ф. И-108. Оп.1. Д.50. Л.130.
  22. Там же. Ф. И-114. Оп.1. Д.43. Л.65.
  23. ГАТО. Ф. И-114. Оп.1. Д.120. Л.2-3.
  24. Камзина А. Единоверческая церковь и особенности её существования в Оренбургской епархии (XIX – начало XX века) // Религия и общество: судьбы людей и народов. Материалы молодежно-студенческой научно-практической конференции. Оренбург, 2003. С. 37.
  25. Первая всеобщая перепись населения Российской империи // www.civiclordnet/read.ru
  26. Русское православие: Вехи истории. М., 1989. С. 337.
  27. Памятная книжка для Тобольской губернии на 1864 год. Тобольск, 1864. с. 344-346.
  28. ГАТО Ф. И-114. Оп.1. Д.87. Л.20.
  29. Памятная книжка для Тобольской губернии на 1864 год. Тобольск, 1864. с. 344-346.
  30. Памятная книжка для Тобольской губернии на 1864 год. Тобольск, 1864. С. 79.
  31. ГАТюмО. Ф. И-108. Оп.1. Д.10, 39, 40, 42, 43, 46.
  32. Там же Д.50.
  33. Там же. Ф. И-114. Оп.1. Д.87. Л.17.
  34. Единоверческие церкви города Тюмени, Тюменского и Ялуторовского уездов // Из истории церквей г. Тюмени, Ишимского, Тюменского и Ялуторовского уездов XVIII – начала XX века. Тюмень, 1998. С. 110.
  35. ГАТюмО. Ф. И-108. Оп.1. Д.23. Л.4 об.
  36. Там же. Д.10. Л.236.
  37. Там же. Д.47. Л.263, 268, 273, 278.
  38. Там же. Ф. И-114. Оп.1. Д.111. Л.25-37.
  39. Там же. Ф. И-108. Оп.1. Д. 47. Л.4, 9,15, 20.
  40. Там же. Д.46. Л.5.
  41. Там же. Ф. И-108. Оп.1. Д.47. Лл.180.; Д.50.Лл. 130, 166, 172, 176, 184об.; ГАКО. Ф.17. Оп.1. Д.9. Л.6.
  42. ГАТюмО. Ф. И-108. Оп.1. Д. 10. Л.236.
  43. Там же. Д.47. Л.278 об.
  44. Там же. Л.259, 264, 269, 274.
  45. Там же. Л.278 об.
  46. www.hierarchy.religare.ru
  47. Ермачкова Е.Г., Севостьянов А.А. Влияние старообрядчества на экономическое и социальное развитие села Сосновского // Русские старожилы. Материалы III Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск, Омск, 2000. с. 280-281.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top