Варнавских Е.А.

Основной целью статьи является рассмотрение положительного опыта организации государственного устройства, историко-культурного наследия, сохранения памяти о героическом прошлом одного из уникальных уголков России – республики Алтай. Данная статья посвящена историческому прошлому Республики Алтай, формированию ее поликультурности и становлению как субъекта Российской Федерации.

Совсем недавно республика Алтай отметила 250-летие добровольного вхождения в состав России. Это знаменательная для Алтая дата, так как благодаря этому событию, республика получила свою независимость и защиту государства. Лишь после создания Республики Горный Алтай (в середине 1992 года переименована в Республику Алтай), в конце 1991 года, область обрела статус государственного образования в составе Российской Федерации, который определяется Конституцией России и Конституцией республики. В соответствии с республиканской конституцией она имеет свои государственные флаг и герб.

Первое сведения о поселенцах Алтая восходят к глубокой древности. Их история теснейшим образом связана с историей Центральной Азии, ее государственных образований. С рубежа III и II веков до нашей эры и до конца I века нашей эры они находились в сфере политического господства гуннов, образовавших в степях Северной Монголии мощный союз орд и племен. Со II по IV век Алтай жил под «влиянием» сяньбийцев. С конца IV и до середины VI века алтайские племена были подчинены жужанами, населявшими Восточную Монголию и Западную Маньчжураю, и стала платить им дань (изделиями из железа). С падением в 552 году господства жужаней в Центральной Азии возникает новое временное военно-административное объединение - Тюркский каганат - центром на Алтае. Но вскоре он перемещается отсюда в Монголию, в долину реки Орхон.

К 70-м годам территория каганата расширяется, его границы доходят на запад до Аму-Дарьи, до Кавказа и Аральского моря в Восточной Европе и до Большого Хинганского хребта - на востоке. Широко распространилась и господство каганата: от Китая до границ Ирана и Византии. Ему подчинялись Согдиана и болгарско-хазарские племена, обитавшие между Волгой и Азовским морем. Его политическую мощь вынуждены были признать Китай и Византия. Однако положение вскоре изменилась. Под ударами межусобиц и извне каганат распался в 588 году на Западный (с центром в Семиречье) и Восточный (с центром в Монголии). Но просуществовали они недолго. В 630 году восточные тюрки были порабощены Китаем, в 659 году такая же участь постигла и их западных сородичей. Однако первые не смирились с поражением. В 682 году они поднимают под руководством хана (кагана) Ильтереса (Гудулу - по китайки) восстание и освобождаются от китайского ига. Так вышел на арену. Второй Тюркский каганат, просуществовавший на ней более 50 лет. Но постоянное противоборство с уйгурами, внутренние распри подточили устои государства, и оно пало в 745 году под ударами уйгуров, к которым и перешло господство в восточной части Центральной Азии. Их возвышение связано с именем хана Пэйло. Добившись победы над тюрками, он переносит свою ставку с юга на север - между Орхоном и отрогами Алтая - и устанавливает тесные связи с Китаем. Преемники Пэйло, присоединив к себе Южную Сибирь и другие земли, превратили Уйгурское ханство в мощное политическое образование, с которым вынужден был считаться даже Китай, то и дело прибегавший к помощи «северного соседа» для разрешения своих внутренних дел.

В конце 80-х-начале 90-х годов наметился упадок гегемонии уйгуров. Он был обусловлен двумя причинами: внутренними раздорами и иноземными вторжениями, главным образом - тибетцев. Усилившись, они начали в 755 году наступление на уйгуров. Не последнюю роль в гибели их государства - сыграли и стихийные бедствия конца 30-х годов IХ века. Окончательное падение ханства предопределило поражение, которое нанесли ему в 840 году енисейские кыргызы. Именно с этого момента и стало утверждаться их владычество в восточной части Центральной Азии. С подвластных племен, в том числе и алтайских, кыргызы взимали дань пушниной (белками и соболями) и изделиями из железа. Но их господство было недолгим. В начале Х века оно переходит к кытаям («кара-китаям») или киданям. В середине ХI века их владения простирались до Алтая. Устное народное творчество алтайцев сохранило предание о том времени. Одно из них повествует о покорении алтайцев кытаями и об уводе их с Алтая. Напоминают о той эпохе также и остатки оросительных систем, паромных переправ, сохранившихся в разных местах края. К концу XII века могущество захватчиков ослабило и на политическую арену Центральной Азии выходят монголо-язычные найманы, жившие между Хангайскими и Алтайскими горами и частично - в отрогах Алтая.

Попавшие в сферу их влияния алтайские племена были обложены традиционной данью. Конец найманскому господству положили монголы. Разгромив в 1204 году своих соперников, они подчинили себе огромную территорию, западная граница которой простерлась до Иртыша. Насельника Алтая оказались в «тьме нойона Хорчы» - давнего сподвижника Чингисхана. После его смерти (в 1227 году) монгольская империя разделилась на два удела. Алтай попал в «Джучиев Улус» и находилась в нем до конца XIII века. В начале XIV века Улус Джучи (старшего сына Чингисхана) распадается - в результате междоусобных воин - на две части. Алтайские племена оказываются в составе Белой Орды, а спустя 100 лет (к началу ХV века) после ее распада - в составе   Сибирского ханства.

В середине ХV века, в результате феодальных воин и политических интриг, население Алтая попадает в сферу влияния западных монголов или ойротов (последние начиная с 30-х годов XVII века, больше известны под названием «джунгары»). Под их господством оно находилось до 1756 года, то есть до момента в хождения южных алтайцев (алтай-кижи, телеутов, теленгитов) в состав России. В отличие от последних, северные алтайцы (кумандинцы, тубалары, челканцы) стали поданными Русского государства значительно раньше. К концу XVII века свыше ста их «волостей, улусов и аилов» находились под «высокой рукой белого царя» и платили ясак-налог в его казну.  

Вхождение алтайцев в состав России обеспечило им защиту от иноземных посягательств, спасло их от физического уничтожения цинскими войсками. Оно создало условия для дальнейшего их экономического и культурного развития на качественно новой основе. После перехода под протекторат России алтайцы, совместно с другими народами, населявшими Россию, не раз поднимались на борьбу с существующим строем. Трудящиеся Алтая принимали участие в революции 1905 – 1907 годы, Февральской и Октябрьской революциях. Советская власть установлена в декабре 1917 года.

С 1922 по 1947 годы Республика Алтай называлась Ойротская автономная область, с 1948 по 1990 годы - Горно-Алтайская автономная область, 3 июля 1991 года область преобразована в Горно-Алтайскую республику в составе Российской Федерации, а в мае 1992 года переименована в Республику Алтай.

Республика Алтай, как субъект Российской Федерации имеет свою Конституцию, принятую 7 июня 1997 года, государственные символы - флаг и герб.

Для разработки государственных символов республики в 1991 году была создана конкурсная комиссия, которая рассмотрела несколько десятков вариантов, затем их выставили в республиканском краеведческом музее имени А.В.Анохина на суд общественности.

Проекты, несмотря на все их разнообразие, можно разделить на две категории. Одни представляли собой вариации символики бывшего СССР. В них сохранялись основные элементы прежней атрибутики: красный цвет, звезды и т.д. В других - авторы черпали свое вдохновение в этнографии, в местной флоре и фауне.

Верховному Совету республики для утверждения было представлено по три варианта флага и герба. В двух проектах флага использовались идеи, предложенные после победы Февральской революции 1917 года талантливым художником-пейзажистом алтайцем Г.И. Гуркиным, учеником И.И. Шишкина. Его флаг представлял собой полотнище красного цвета, с левой стороны которого размещался треугольник, символизирующий солнечный Алтай. Под треугольником проходила извивающаяся полоска молочно-зеленого цвета, означавшая реку Катунь. Над треугольником - восходящее солнце (все вместе они обозначали землю, солнце, воду). На красном фоне флага шла надпись: «Дерсу Хан-Алтай», что в переводе означает земля и вода царственного Алтая.

Первый флаг Алтая приняло народное собрание Томской губернии в мае 1917 года. До революции Алтайская горная область, официально называемая также округом Алтайских Горных заводов или Колыванско-Воскресенским горнозаводским округом, входила в Томскую губернию. В составе области были четыре из шести округов губернии, а именно Каинский, Барнаульский, Кузнецкий и Бийский, а также самые южные части Томского округа. Губернии по статусу не имели своих флагов. Флаг Гуркина - скорее всего результат революционной самодеятельности, характерной для той поры. И затем многие десятилетия вопрос о флаге Горного Алтая не поднимался. В январе-марте 1918 года на Алтае установилась Советская власть. В июне ее, свергли, к середине апреля 1920 года снова восстановили. 1 июня 1922 года образовалась Горно-Алтайская автономная область в составе Алтайского края РСФСР.

В одном из предложенных вариантов флага использовалась идея всемирно известного «Знамени мира» Н.К.Рериха, который вошел в историю не только как крупный живописец, но и как археолог, путешественник и общественный деятель. В 1926 году он побывал и на Алтае. Во время путешествий у него возникла мысль о привлечении мировой общественности к делу охраны памятников культуры, а на Алтае - о создании особого символа для выражения общечеловеческих духовных ценностей.

Сам Н.К.Рерих в статье «Знамя мира» в марте 1930 года (он тогда жил в Нью-Йорке) писал, что никто не будет отрицать, что флаг Красного Креста оказал неоценимые услуги и напомнил миру о человечности и сострадании. С этой целью проект Международного Мирного Договора, охраняющего все сокровища Искусства и Науки под международно-признанным флагом, представлен нашим Музеем иностранным Правительствам. Этот план предусматривает особый флаг, который будет, почитаем, как международная нейтральная территория; это Знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами.

Учитывая, какой урон наносят памятникам культуры войны, во время которых применяются все более разрушительные средства, Николай Константинович надеялся, что общими усилиями всех стран их можно будет сохранить для будущих поколений.

Знамя мира, предложенное Н.К.Рерихом как флаг и одновременно как эмблема Пакта международной охраны культурных ценностей, представляло собой белый стяг с тремя красными кругами, заключенными в окружность, как символ прошлых, настоящих и будущих достижений человечества в круге вечности.

На основе выдвинутого Н.К. Рерихом Пакта в 1954 году в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и бывшим Советским Союзом.

Во всех вариантах Государственного флага Республики Алтай, предложенных на конкурс, присутствовали четыре цвета: белый, голубой, желтый, оранжево-желтый. О значении белого и голубого речь пойдет ниже. Оранжево-желтый, золотисто-желтый - цвет жизни (свет, солнце), вечности, добра, богатства и цвет алтайского золота, которое с давних пор добывали здесь. (По свидетельству одного византийского писателя VI века, Алтай назывался «золотыми горами». В 1887 году на Алтае было добыто 300 пудов, что составляло седьмую часть всего получаемого в России золота).

Анализ статистической литературы по Республике Алтай показал, что алтайцы являются коренным народом, населяющим горы и предгорья Алтая. С середины XIX века в связи с переходом от кочевого образа жизни к оседлости алтайцы (джунгары после распада Джунгарского государства в Центральной Азии в XVIII веке) до начала XX века делились на ряд племенных и территориальных групп.

В настоящее время алтайцы делятся на малочисленные народности: алтайцы, телеуты, шорцы, тубалары, теленгиты, урянхайцы и проживают в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской области Российской Федерации, Западной Монголии, Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.

Основным источником изучения происхождения народа является его язык. Принято считать, что язык народа - это история народа. Зародившись в глубочайшей древности, язык вместе с его носителем проходит сложный путь развития, в ходе которого он смешивается с соседними языками, обогащается, испытывает определённое влияние и влияет сам на соседние языки. В истории известны языковые смещения, ассимиляции одного языка другим. Алтайский язык является определяющим для многих тюрко-монгольских, тунгусо-маньчжурских, японо-корейских языков. Поэтому эти языки входят в алтайскую языковую семью народов мира, как и другие языковые семьи: индоевропейские, семито-хамитскую и др.

Из тюркских народов наиболее близкими к алтайцам по языку являются соседи западные тувинцы, хакасы и киргизы, уйгуры Средней Азии, карачаевцы и балкарцы на Кавказе.

Также очень большое значение для изучения истории народа имеют сведения древних письменных источников. Так анализ древних шумерских клинописных текстов, найденных на территории Ирака (Месопотамия) и датированных последней третью III тыс. до нашей эры, проведённый многими учёными, свидетельствуют о том, что большинство шумерских слов буквально повторяют общетюркские, в том числе и алтайские, слова и целые фразы. Таких совпадений очень много, более 4-х сотен. Приведённые схождения дают убедительные доказательства в родстве шумерского и алтайской семьи языков. Древние шумеры были давно оторвавшейся от основной массы частью пратюркских племен и соединились с индоевропейцами. В летописях отмечается о приходе шумеров в Месопотамию из равнин, где много кедрового леса и рек - предположительно Сибирь. Открытие в с. Каракол в среднем течении реки Урсул захоронения, которое доказывает синхронность развития культур Древней Месопотамии, Древнего Египта и Древнего Алтая, подтверждает, что между этими столь дальними ареалами тогда ещё существовали определённые контакты, если не прямые, то, во всяком случае, типа эстафеты - от племени к племени.

В настоящее время Республика Алтай относится к числу тех регионов, в которых можно увидеть во всём многоцветии традиционную культуру народов: коренного народа - алтайцев, русского старожильческого старообрядческого населения и казахов, компактно проживающих здесь более 100 лет.

Традиционные праздники и игры, в которых во всём своём великолепии представлены архаика и современность, не могут не оказать глубокого впечатления на современного человека, особенно горожанина - ему может показаться, что он попал в совершенно иной мир, в иное пространственно-временное измерение.

Этнографическое изучение нашего региона началось достаточно давно - более 200 лет назад. Однако и по сей день в этой сфере ещё много белых пятен, ожидающих своих первооткрывателей. Наибольший интерес представляет традиционная духовная культура алтайцев. Здесь бытуют архаические жанры фольклора и используются музыкальные инструменты, практически не испытавшие модернизации.

Много секретов таит и традиционная материальная культура алтайцев. Современному ее развитию способствует сельскохозяйственная ориентация экономики республики. Благодаря сохранению хозяйственно-культурных типов - скотоводства, охоты, промыслов, роль которых особенно возросла в условиях социально-экономического кризиса - народам Горного Алтая удалось не потерять отличительных черт своих культур.

Алтай известен как один из районов этно- и культурогенеза современных тюркоязычных народов мира. Вместе с тем он находится на стыке формирования многих центральноазиатских цивилизаций, оказавших немаловажное воздействие на соседние территории и народы. В алтайском языке при тщательном изучении можно найти слова и понятия, не относящиеся к словнику алтайской языковой семьи.

Здесь возможно проследить коммуникационные пути взаимодействия великих культур древности и раннего средневековья на примере используемых до сих пор зернотёрок и мельниц, другой хозяйственной утвари; способов приготовления пищи; изготовления традиционных жилищ и многого другого.

Горный Алтай, тысячелетиями находившийся на стыке многих культур и языков, племён и народов, и сегодня представляет собой богатейшую мозаику в этническом, конфессиональном и лингвистическом отношении.

Каковы же по сути алтайцы? Представителями коренного населения Алтая являются алтайцы. В совместном проживании на территории Алтая они похожи на русских: они скромны и гостеприимны, хорошие попутчики и талантливые рассказчики.

Традиционное жилище алтайцев - аил. Это шестиугольная постройка (у алтайцев 6 считается символическим числом) из деревянных брусьев с остроконечной крышей, покрытой корой, вверху которой оставлено отверстие для дыма. Современные алтайцы используют аил в качестве летней кухни, предпочитая жить в большей по размерам избе. Еда алтайцев состоит в основном из мяса (баранина, говядина, конина), молока, кисломолочных продуктов.

У алтайских язычников самый важный праздник называется тяжыл-дыр - зелёные листья, это праздник начала лета. Он похож на русскую Троицу. Отмечается в июне, во время белого полнолуния, в новолуние. Осенью отмечают праздник саарыл-дыр - жёлтые листья. Во время этого праздника алтайцы просят хорошей зимы. Один раз в два года в Горном Алтае проводится национальный праздник народных игр Эл-Ойын. На празднике собираются представители всех районов Алтая, прибывают делегации из Монголии, Тувы, Казахстана. Устраиваются конкурсы, спортивные состязания, костюмированные шествия, выступления артистов, конкурс национального костюма.

Характеристика современного национального и этнического состава населения нашей республики показала, что численность населения по состоянию на 1 января 2007 года составила 205,5 тысяч человек, из которых 53,1 тысяч человек - горожане (проживают в г. Горно-Алтайск), а 152,4 тысячи человек - сельские жители.

Распределение населения по территории республики неравномерно. Так на территории города Горно-Алтайска, Майминского и Шебалинского районов, составляющей 9% площади республики, проживает около 50% населения.

Нами выявлено, что национальный и этнический состав населения республики достаточно разнообразен.

Русское население проживает в основном в северных районах Майминском, Турочакском, Шебалинском, Усть-Коксинском и г. Горно-Алтайске. Алтайцы преобладают в Улаганском, Усть-Канском, Онгудайском районах. Казахи (83%) проживают в Кош-Агачском районе.

Алтайцы принадлежат к алтайской языковой семье киргизо-кыпчакской подгруппе восточной ветви тюрской группы. В прошлом они делились на восемь родоплеменных групп-сеоков в зависимости от хозяйственной деятельности.

В этнографическом отношении коренное население представляет две этнографические группы - северные и южные алтайцы. Северные алтайцы, в связи с особенностями происхождения, относятся к уральскому типу, южные - к центрально-азиатскому и южно-сибирскому типу. К северным алтайцам относятся тубулары (туба-кижи), проживающие в Чойском и Турочакском районах, челканцы - в Турочакском районе, кумандинцы - в Турочакском районе (по р.р. Лебедь и Бия), шорцы - в Чойском и Турочакском районах.

К южным алтайцам относятся собственно алтайцы или алтай-кижи, теленгиты, телесы, телеуты. Алтай-кижи сосредоточены в Онгудайском, Усть-Канском, Шебалинском и Майминском районах. Теленгиты в Улаганском и Кош-Агачском (долины Чуи, Аргута). Телеуты компактно проживают в Шебалинском и Майминском районах. Телесы - в Улаганском районе.

Столица республики Алтай – г. Горно-Алтайск. Республика образована в 1922 как Ойротская автономная область, в 1948 году переименована в Горно-Алтайскую автономную область, с 1990 года - Горно-Алтайская АССР, с 1991 года Горно-Алтайская республика. В 1992 году республика стала Республикой Алтай, она входит в состав Сибирского федерального округа.

Каждая республика в составе Российской Федерации имеет свои институционно-правовые признаки, которые характеризуют её как субъект национально-государственное образование в составе России. Так, согласно статье 1 Конституции Республики Алтай «Республика Алтай имеет свою Конституцию, законодательство, территорию, государственные языки, в тему органов государственной власти и местного самоуправления, государственные символы». Однако, объем перечисленных признаков не шлется исчерпывающим [1, С. 32]. Остальные признаки вытекают из текста самой Конституции, которые необходимо выделить. Это такие как: собственность, международная правосубъектность,   бюджет   республики   и   налоговая система.

Конституционно-правовой статус любой республики в составе Российской Федерации характеризуется, прежде всего, тем, что она является государством в составе Российской Федерации и осуществляет собственное правовое регулирование вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Все Республики в составе Российской Федерации, в том числе Республика Алтай, являются не государствами как таковыми, а национально- государственными образованиями, входящие в состав России неотделимые от нее.

Конституционно-правовой статус Республики Алтай характеризуется также наличием собственной Конституции и правовой системы в широком смысле этого слова, а в узком - имеет свое законодательство. Федеративная природа России обуславливает одновременное действие Конституций Федерации и республик в ее составе. Часть 2 статьи 5 Конституции РФ гласит: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство». В соответствии со статьей 89Конституции Республики Алтай правовую основу Республики Алтай составляют:

- Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы;

- Конституция Республики Алтай;

- Законы Республики Алтай, постановления Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай;

- Постановления Правительства Республики Алтай, имеющие нормативно-правовое значение» [1].

Конституциям Российской Федерации и Республики Алтай присущи однотипные черты. В то же время эти конституции отличаются между собой по содержанию, объекту регулирования, территории действия, процедуре принятия. Конституция Республики Алтай обладает спецификой, отражающей исторические, культурные и национальные особенности.

Согласно Конституции Республики Алтай, законы Республики Алтай по вопросам находящимся в ведении Республики, обладают на её территории верховенством. В случае же противоречия федерального правового акта закону Республики Алтай по вопросам собственного ведения действует республиканский закон. В случае же противоречия правового акта Республики Алтай федеральному закону, принятому по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации и совместному ведению.

Российской Федерации и Республики Алтай, действует федеральный закон. Важным является то, что Конституция Республики Алтай содержит положение о том, что органы государственной власти Республики Алтай вправе оспаривать в процессе согласительных процедур в Конституционном Суде Российской Федерации законность и правомерность издания федеральных правовых актов, ущемляющих права республики (статья 98). Республика Алтай пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Говоря о соответствии республиканского законодательства федеральному, речь должна идти не о том, чтобы вернуться к прежней практике, когда вопросы соответствия Конституции СССР, конституций автономных и союзных республик решались посредством их текстуального и структурного сходства. Как утверждает Н.А.Михалева: «ведущее место Федеральной Конституции непререкаемо и должно быть закреплено системой юридических гарантий» [2, С. 4]. Нарушение основ конституционного строя, отказ от выполнения решений федеральных органов, принятых в рамках полномочий и Конституции, угроза территориальной целостности и другие создают основания для принятия политико-правовых мер со стороны федерации. Эти меры и есть юридические гарантии соблюдения Федеральной Конституции. В зависимости от причины, степени нарушения или угрозы нарушения, отказа от соблюдения конституционного принципа целостности территории государства, такие меры могут быть различными.

Статус республики в составе Российской Федерации характеризуется наличием территории. Территория не просто физико-географическое понятие, но и фактор формирования национального самосознания, культуры и быта. С территорией связаны традиции и условия жизни народа, складывание их культурно-исторического типа [3].

Статья 10 Конституции Республики Алтай устанавливает, что территория Республики Алтай - часть территории Российской Федерации, она целостна, неотчуждаема, неотделима и не может быть изменена без согласия Республики Алтай» [1]. Об этом же сказано в законе Республики Алтайот 02.06.99 «Об административно-территориальном устройстве Республики Алтай». Таким образом, провозглашаются принципы, на которых зиждется территория Республики Алтай. Такое положение основано на провозглашении территории Республики Алтай исконной территорией становления и развития конкретной нации, ее достоянием.

Республика Алтай имеет внутреннюю границу, отделяющую ее от других субъектов Российской Федерации. Она имеет и внешнюю границу, отделяющую её от иностранных государств. Согласно статье 10 Конституции Республики Алтай, «территория Республики Алтай в соответствии с федеральным законом имеет статус приграничной зоны». Внешняя граница республики является одновременно государственной границей Российской Федерации. Такое же положение содержится в части 3 статьи 4 Закона Республики Алтай от 02.06.99., где определено, что «Республика Алтай имеет статус приграничной территории Российской Федерации и граничит с Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой и Республикой Монголия» [4]. Отдельными частями территории Республики Алтай в соответствии с федеральным и республиканским законодательством   может   быть   придан   статус   особо   охраняемых территорий, а также создаваться закрытые административно-территориальные образования.

Важным является то, что изменение границ Республики Алтай не может быть произведено без согласия большинства граждан, проживающих на территории республики, выраженного путем референдума (статья 5 Закона). Такое положение создает гарантию незыблемости, неотчуждаемости территории Республики Алтай и изменение границ возможно исключительно с прямого всенародного волеизъявления народа, исторически проживающего на территории Республики Алтай.

Необходимо отметить, что Республика Алтай обладает территориальным верховенством. Её территория - пространственный предел её власти. Высшие органы государственной власти республики распространяют свою власть на всю территорию республики.

Таким образом, территорию Республики Алтай можно рассматривать только во взаимосвязи с её пребыванием в составе России. Вместе с тем должно быть, безусловно, признано, что на эту территорию не может распространяться власть других субъектов. Только обеспечив механизм взаимоотношений между субъектами, субъектами и Федерацией, можно обеспечить согласие, найти путь к компромиссу, консенсусу.

Республики Алтай самостоятельно устанавливает собственную систему органов государственной власти. Конституция Республики Алтай закрепляет принцип разделения властей. Это ярко выражено в части 1 и 2 статьи 7 Конституции: «Государственная власть в Республики Алтай осуществляется на основе разделения её на представительную (законодательную), исполнительную и судебную. Органы представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти действуют самостоятельно, взаимодействуя друг с другом и не выходя за пределы своих полномочий» [1] .

Согласно статье 8 Конституции Республики Алтай: «Государственную власть в Республики Алтай осуществляет Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай, Глава Республики Алтай, Правительство Республики Алтай и суды Республики Алтай».

В соответствии с Конституцией Республики Алтай и Законом Республики Алтай «О Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай» от 23.02.98. «Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай является высшим представительным и законодательным органом государственной власти на территории Республики Алтай» [1, 4]. Данный орган олицетворяет парламентскую демократию, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на его представительство. Это означает, что ни один закон Республики Алтай не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом. Также парламент Республики Алтай обладает контрольными функциями по отношению к Правительству Республики Алтай.

Необходимо отметить, что парламенту Республики Алтай не присуща бикамеральная система, которую имеют лишь несколько республик в составе России. Вероятно, не было необходимости создания двухпалатного парламента, так как функции такового выполняют специальные органы парламента, между которыми обеспечивается своеобразная система сдержек и противовесов.

Важное место в системе органов государственной власти занимает Глава Республики Алтай. В соответствии со статьей 113 Конституции Республики Алтай, Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай является высшим должностным лицом Республики Алтай и возглавляет исполнительную власть. Глава Республики Алтай одновременно является Председателем Правительства Республики Алтай.

Его правовое положение характеризуется тем, что он стоит во главе пирамиды органов государственной власти, между которыми действует система сдержек и противовесов.

Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай обладает довольно широкими полномочиями в законотворческом процессе, имеет разнообразные рычаги и средства влияния на этот процесс в целях изменения содержания принимаемого закона. Так, согласно статьи 118 Конституции Республики Алтай, Глава Республики Алтай обладает правом законодательной инициативы в Государственном Собрании-Эл Курултай Республики Алтай, вправе лично участвовать в его работе и вносить на рассмотрение вопросы, входящие в компетенцию парламента республики. Более того, эти вопросы подлежат обязательному рассмотрению. Глава Республики Алтай также вправе отклонить закон, принятый Государственным Собранием-Эл Курултай Республики Алтай, и направить его на повторное рассмотрение парламенту с учетом замечаний и предложений, то есть Глава Республики Алтай обладает таким важным инструментом влияния на законодательный процесс как право «вето». Процедура «вето» четко регламентируется Законом Республики Алтай от 02.06.99. «О нормативных правовых актах Республики Алтай». Конституция Республики Алтай, думается, ни сколько не нарушает принцип разделения властей, не создает дисбаланс между властями и полностью соответствует Конституции Российской Федерации.

В связи с этим, можно отметить, что фактически Республика Алтай - республика со смешанной формой правления, где центр смещен в пользу Главы Республики Алтай.

Статус субъекта определяется наличием флага и герба. Для разработки проектов были приглашены Г.И.Гуркин и Н.К.Рерих. Однако несмотря на популярность имен, депутаты не приняли варианты флага с использованием их идей, посчитав, что флаг должен быть более лаконичным. В 1993 году парламент утвердил Положение о новом флаге и гербе. Цвета флага имеют несколько значений. Прежде всего, они соответствуют двум цветам Государственного флага Российской Федерации и подчеркивают, что Республика Алтай является субъектом Российской Федерации.

Оба цвета символизируют также объединение двух основных групп населения республики: алтайцев, являющихся тюрками, и русских, являющихся славянами. В «Топонимическом словаре Горного Алтая» О.Т.Молчановой говорится, что слово «ак» (белый) использовалось в тюркских языках для обозначения запада, западной стороны света. Тюрки, в том числе алтайцы, применяли слово «ак» для названия русских царей. Основываясь на сегодняшних реалиях, «ак» применяется к русскому народу вообще и к проживающим в Республике Алтай конкретно.

В том же словаре отмечается, что слово «кок» означает название неба и священного небесного, то есть голубого, цвета. «Кок» может также иметь значение «восток, восточный». Значит, «кок» (голубой) применимо к тюркам-алтайцам и казахам, живущим в горах Алтая.

Таким образом, белый и голубой как бы соединяют запад и восток, славян и тюрков в рамках Республики Алтай. Белый цвет - это цвет чистоты, справедливости, честных и открытых помыслов, исторической взаимосвязи времен и народов. Он свидетельствует и о вхождении алтайских племен в государство белого царя - Россию. Алтайские скотоводческие племена начали принимать русское подданство с колонизацией Сибири (представители северной группы алтайцев - кумандинцы - в 1628 году). Процесс вхождения алтайцев в Россию ускорился после начала опустошительной войны 1755 года между маньчжурскими правителями Китая и Джунгарским ханством, в состав которого входил Горный Алтай. Спасаясь от истребления, алтайцы обратились к русским властям с просьбой принять их в подданство России. Просьбу удовлетворили в 1756 году. Белый цвет - цвет покоя и согласия, цвет молока, вскормившего человеческий род. Белые полосы олицетворяют вечность, стремление к возрождению, любви и согласию народов Республики Алтай.

Голубые полосы олицетворяют бесконечную Вселенную, космос, мир, благополучие, они - символ чистоты неба, гор, рек и озер Алтая, своеобразия края.

Государственный герб Республики Алтай представляет собой сине-голубой круг, окаймленный узкой полоской золотистого цвета. Это символ вечности синего неба Алтая.

На сине-голубом фоне изображены:

в верхней части круга - трехглавая вершина одной из высочайших гор Центральной Азии Белухи-Уч-Сумера, символизирующая красоту и мощь родной земли;

- в центре - грифон - Кан-Кереде с головой и крыльями птицы и туловищем льва, олицетворяющий собой священную солнечную птицу, стерегущую покой, мир, счастье, богатство родной земли, покровительницу зверей, птиц и природы;

- в нижней части круга - орнаментальное изображение двух самых больших рек Алтая - Бии и Катуни с их притоками;

- между ними треножник-очаг - символ Родины, крепости и вечности родного дома;

- волнистые линии под треножником-очагом - символ Телецкого озера - Алтын-Коля.

В цветном изображении герб Республики Алтай выглядит следующим образом: круг сине-голубой; трехглавая вершина Белухи-Уч-Сумера белого цвета; грифон - Кан-Кереде белого цвета с золотистыми крыльями и такими же пятнами на туловище. Грудь, когти и пятна на ногах и кончик хвоста - красно-сиреневого цвета. Клюв, основания и концы крыльев, пятно на шее - черные.

Треножник-очаг и узкая полоска, окаймляющая круг, - золотистого цвета. Орнаментальное изображение рек и Телецкого озера бирюзово-изумрудного цвета.

Центральная фигура герба - грифон. Именно ей отдали предпочтение депутаты, не приняв альтернативный вариант: изображение синей волчицы, которая считается прародительницей тюрков. Согласно наиболее древнему мифу о происхождении племени тюрк (ашина) их предков истребили воины соседнего племени. В живых остался лишь изуродованный врагами десятилетний мальчик, которого вскормила волчица, ставшая затем его женой. Она родила десятерых сыновей, которые женились и основали свои роды. Ашин - один из предводителей рода - стал вождем племени. Его потомок, Асянь-шад, поселился на Алтае.

Что же касается мифического грифона, изображение которого имелось на двух вариантах проекта герба, то его образ идет из глубины веков. В трудах древнегреческого историка Геродота грифон описан как птица, стерегущая Алтай. Изображения грифона вообще широко распространены в искусстве народов Древнего Востока и античности. Такие изображения находили в Пазырыкских курганах урочища Пазырык, на правом берегу реки Большой Улаган. Многочисленные находки этих курганов, относящиеся к середине первого тысячелетия до Р.Х., принадлежали далеким предкам коренного населения Алтая.

Изображенная над грифоном трехглавая Белуха - самая высокая гора (4506 м) во всей горной системе Алтая - символизирует в целом горную республику. Более того, Алтай- центр, по Н.К. Рериху, сердце Азии.

Число изображенных притоков двух самых больших рек Алтая соответствует действительности. Каждый отросток от полукруга обозначает притоки реки Бии: Чолушман, Башкаус, Чебодар, Шавла, Кара-Кокша, Лебедь - и реки Катуни: Кок-Суу, Ак-Кем, Аркы, Чуя, Урсул, Иша. Вся эта система соединяется в нижней части круга волнистыми линиями, символизирующими Телецкое озеро и слияние Катуни и Бии, образующих реку Обь.

И на трехглавой Белухе, изображенной в виде трех соединенных между собой треугольников, и на волнистых линиях, представляющих самые большие реки Алтая, - на всем этом лежит печать идей алтайского художника.

Флаг и герб Республики Алтай - целостное символическое изображение богатейшей природы и истории горного края, выраженных в духе многонационального народа.

Подытоживая сказанное выше, можно сделать вывод о том, что история отдельных регионов, таких как Республика Алтай, интегрируется в развитие исторического прошлого России в целом.

Задача молодежи – хранить наследие предков, бережно относиться к истории своей родины и со всей ответственностью передавать своим потомкам.

Литература

1. Конституция Республики Алтай. - Горно-Алтайск, 1997.

2. Михалева, Н.А. Конституционные реформы в республиках - субъектах Российской Федерации / Н.А. Михалева // Государство и право. - М., 1995. - №4. - С. 3-10.

3. Юсубов, Э.С. Место института федерального вмешательства в дела субъектов федерации в конституционном механизме / Э.С. Юсубов // Актуальные проблемы государства и права в современный период. - Ч. 1. Томск, 1998. - С. 131.

4. О Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай: Закон Республики Алтай от 23.02.98 // Ведомости Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай. - 1998. - № 2.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top