Путилин С.В.

«Искони Всевидец, християнский наш Бог,
Творец всея Твари, Зиждитель дому Своего и
Снабдитель винограду и мысленных овец,
судебно предповеле проповедатися чрез Сибирь
Евангелие в концы вселенныя на край гор
Тобольску граду имениту.»

Ремезовская летопись (13, 312)

Что такое окружающий мир? Каковы принципы его существования? В результате чего он появился? Эти животрепещущие вопросы для любого человека всех времен и народов затрагивают самую суть нашего человеческого бытия. Человек, являясь существом разумным, ищет ответы на эти первостепенные проблемы, а уже затем осознает социальные отношения, нормы поведения, традиции, материальное обеспечение жизни и всё остальное.  

Служилые люди, выступающие объектом исследования, практически единодушно ответили о Боге как первопричине и главном принципе функционирования окружающего мира. Ярким проявлением этого является эпиграф. Данное обстоятельство сразу бросается в глаза исследователя при первичном изучении источников. С помощью религии служилый человек воспринимал окружающий мир, поэтому рассмотрение религиозных представлений позволит увидеть много интересных базовых ментальных координат окружающего мира. Именно религиозные представления образуют ключевой, фундаментальный стержень мировоззрения наших предков, что и послужило основанием для пристального изучения их религиозного пространства – пространства, организованного исходя из субъективного мироощущения и мировидения. Невозможно понять образ жизни людей того времени без объяснения и понимания образа мыслей.

«Идея о Боге является прирожденной идеей для человека. Это подтверждается тем фактом, что история не знает безрелигиозных народов, у которых не было бы совсем никаких религиозных верований. Само по себе стремление к бесконечному, потребность и способность познавать Бога — все это заложено в человеке, укоренено в его природе.» - справедливо замечает иерей О. Давыденков (3). Примерно о том же говорит и архимандрит Алипий: «Стремление к Богу вложено в человеческое естество. Творение видимого мира и человека является осуществлением во времени вечной мысли Божией. Вселенная есть Откровение вечных божественных идей. Красота, разнообразие и гармония, целесообразность и закономерность жизни, наблюдаемые в мире, как бы зовут человека к познанию Творца: Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (2). Весьма точные высказывания относительно богопознания. Нас окружает столько уникальных явлений и вещей, которые просто невозможно мимо своих глаз и мыслей.

Начиная любое исследование, крайне полезно обозначить терминологические моменты – дать ключевые определения применительно к данной работе. Ситуация в современной науке порождает определенную многозначность терминов и иногда бывает трудно уловить авторское понимание того или иного понятийного образования. Ключевыми для моей работы являются три термина: религия, религиозное пространство и служилые люди.

В данной работе автор придерживается мнения, что религия – это определенная система верований, опыта общения и практики по отношению к сврехестественным существам, которые предоставляют человеку убежденность в существовании сверхсмысла и возможность психологической разрядки. Соответственно, религиозные представления (религиозная психология, религиозная вера) есть верования в существование мира сверхъестественных существ, наполняющих жизнедеятельность индивида глубоким смыслом и снимающие психологическую напряженность. Структура религии включает в себя религиозное сознание - религиозная вера (религиозная идеология и религиозная психология), религиозную деятельность, поведение (культ) и религиозных организаций. Автора интересует главным образом религиозная вера (психология).

Религиозное пространство – это некое смысловое поле, существующее в психике индивида, в котором определяющую роль играют сверхъестественные силы. Иными словами, религиозное пространство тождественно мировоззренческому пространству.

Служилые люди – это люди, выполнявшие фактически ключевую роль в присоединении и освоении Сибири в конце XVI – начале XVIII вв. Зачастую их профессиональная деятельность была сопряжена с прямой опасностью для жизни, наполнена самопожертвованием ради Бога, Государя и Отечества. В то время им приходилось совмещать самые различные функции, как военного, так и хозяйственного плана. Высшие слои (воеводы и их приближенные – дьяки и подьячие) занимались преимущественно управленческими функциями, а низшие слои (дети боярские, казаки, стрельцы) реализовали на практике их поручения. Деление служилых людей на слои произведено исходя особенностей несения государевой службы. Высшие слои являлись посредниками, проводниками воли государя в Сибири, а низшие слои брали на себя роль исполнителей. И те и другие одинаково именовали себя «холопами» (в самом хорошем смысле: «верных служителей») в отношении государя и «православными христианами» в общении с Богом.

Еще один из главных аспектов исследования – методологический. Невозможно говорить о научности исследования, если нет ясности в вопросе о теоретических воззрениях, предпочтениях автора о характере исторического развития и методиках реконструкции исторической психологии.

С точки зрения теории исторического процесса, я использую цивилизационный подход. Исходя из высказываний Н.Я Данилевского, «культурно – исторический тип» - это самобытная, самостоятельная цивилизация, высшая единица исторического процесса, отличающаяся качественными особенностями, уникальностью этнического, религиозного, культурного, политического, общественно – экономичесого развития. В большинстве случаев понятие «культурно – исторический тип» синонимично понятиям «самобытность» и «склад ума, чувства и воли». Следовательно, «культурно – исторический тип» есть самобытное развитие склада ума, чувства и воли определенного народа (4, 85, 87-91, 107, 471-472, 508). Деятельность религиозная отождествляется с «народным мировоззрением». Каждая цивилизация имеет свое специфическое религиозное мировидение в качестве одного из центральных самоидентификационных факторов. В нашей стране таким идентификационным национальным фактором является православное христианство.

Особую ценность представляет методика семантического контент–анализа религиозных представлений. За единицу текста принимаем созданную определенными (низшими или высшими) слоями служилой общности всю совокупность литературных и документальных текстов за определенный период времени (конец XVI – начало XVIIIвв.). Единица анализа – сверхестественное существо. Единицей счета служит частота появления смысловой единицы (сверхъестественного существа) в тексте (с последующим переводом в проценты). Данный метод используется для реконструкции не только качественных характеристик, но и количественной определенности представлений служилого населения. С его помощью отражаются существенные стороны мировоззрения служилого человека по доступным признакам и свойствам источника.

Источниковаябазасостоит из летописей (Погодинский летописец, Лихачевская редакция, Головинская и Нарышкинская редакции Сибирского летописного свода, Ремезовская летопись) и делопроизводственных документов (челобитные различных слоев служилой общности). Одно из обязательных условий для использования источника – принадлежность автора к служилой общности. Сформирована источниковая база и распределена на две единицы текста (по авторству и однородности произведений): низшие слои (кон. XVI – нач. XVIII вв.), высшие слои (кон. XVI – нач. XVIII вв.).

Опубликованные источники сначала были оцифрованы (сканирование и распознавание), а затем обработаны с помощью компьютерных программ URSv. 1.1, TextAnalystv. 2.01 и WordTabulatorv. 2.2.3. Архивные источники были обработаны вручную. На первом этапе были выявлены основные сверхъестественные существа в сознании служилого человека (благодаря программе URS) – «Бог», «Троица», «Господь», «Христос», «Вседержитель», «Спас», «Идол», «Дьявол», «Бес», «Змий», «Сатана», «Демон» и «Кумир». Понятно, что одни термины обозначали божественные силы, а другие – дьявольские. На втором этапе необходимо было выявить наиболее емкое (часто употребляемое) слово, отражающее сверхъестественное существо. В одном случае ведущим стало понятие «Бог» (другие божественные понятия упоминаются значительно реже), а в другом – «Идол». Безусловный количественный перевес находился на стороне наименований Бога (86 %). На третьем этапе был произведен смысловой поиск (TextAnalystv. 2.01 и WordTabulatorv. 2.2.3.) по ранее выделенным ключевым индикаторам – словам, которыми пользовался служилый человек для названия Бога («Бог», «Троица», «Господь», «Христос», «Вседержитель», «Спас») и Идола («Идол», «Дьявол», «Бес», «Змий», «Сатана», «Демон» и «Кумир»). Вокруг интересующих меня ключевых слов был вытроен иерархический список взаимосвязанных с ними по смыслу понятий в соответствии с их смысловым весом. На четвертом этапе главной задачей являлась классификация смысловых единиц. Поскольку Бог являются основой религиозного пространства, то принципиально важно выяснить границы богопознания. «Мы знаем, что сущность Божия для человеческого познания недоступна и, следовательно, содержанием этого учения является не сущность Божества, а свойства существа Божия… Наши представления о Боге можно уподобить теням, которые отбрасывают предметы, насколько тень от предмета не соответствует самому предмету, настолько наше представление о Боге соответствует его существу, т. е. наше представление несовершенно и достаточно условно, но тем не менее этого знания нам вполне достаточно для достижения спасения» - пишет О. Давыденков (3). Все божественные свойства были разделены на четыре вида: самодостаточность, просьба-благодарность, наказание и покровительство. Например, божественное свойство «Самодостаточность» состоит из двух подвидов – микросвойств (воля и творение), включающих непосредственные смысловые единицы слова «Бог» («изволи», «сотворих» и т.д.).

К сожалению в историографии проблема религиозного мировосприятия служилого населения Западной Сибири не получила какого-либо освещения. Поэтому новизна данного научного исследования состоит, с одной стороны, в постановке и решении важнейшей научной проблемы религиозного мировосприятия служилых людей, а с другой стороны, в применении новейших методик контент-анализа. Источниковая база весьма обширна и позволяет делать серьезные выводы.    

Переходим к непосредственному исследовательскому анализу. После завершения контент-анализа составляется таблица «Религиозные представления служилого населения». В таблице 6 столбцов: первый указывает параметр изучения (сверхъестественное существо и его свойства), следующие два характеризуют представления низших слоев в кон. XVI – нач. XVIII вв. (абсолютные показатель и проценты), последующие два - представления высших слоев в кон. XVI – нач. XVIII вв. (абсолютные показатель и проценты) и, наконец, заключительный столбец является средним процентным выражением представлений как высших, так и низших слоев служилой общности, то есть средним (обобщенным) показателем их представлений. Благодаря дифференциации и суммированию воззрений разных слоев служилых людей появляется возможность увидеть общее и особенное в их мировоззрении.

 Таблица «Религиозные представления служилого населения»[1]

социальная группа

служилая общность

низшие слои

высшие слои

низшие и высшие

время

конец XVI – начало XVIII вв.

параметр / показатель

абс.

%

абс.

%

%

1

2

3

4

5

6

I. Бог

218

87,9

333

84,1

86

1.1. Самодостаточность

32,9

13,3

32,6

8,3

10,8

1.1.1. Воля

(изволи, изволил, изволением, изволит, воли, волею, предповеле, повелением, повеленно, повеле, произволением)

19,1

7,7

27,1

6,9

7,3

1.1.2. Творение

(Творец, сотворшаго, сотворих, сотворитель, сотвори, творца, деянию, делом, промыслом, по промыслу, содеяшась, содеяшася, богадельня, созданию, создатись, создателю, создании, совершишася,

13,8

5,6

5,5

1,4

3,5

1.2. Просьба-благодарность

49,1

19,8

50,8

12,8

16,3

1.2.1. Упование

(молитвы, молебники, молятся, помолишася, моляся, моление,   моля, в молитвах, моли, помолилися, молитвою, молитвах, богомолными, богомолье, богомольца, ходатаиствы, лобызаху, угодивших, уповаша, уповати, уповающе, прося, призывати, призвав, призывая, надежду возложиша, надеяся, поклоняющеся, поклонишася, кланяются, посте, поклонишася, покланяются, поклонились)

28

11,3

28

7,1

9,2

1.2.2. Слава

(в славе, славно, славимому, славя, славимаго, славословие, славы, славою, славным, славяще, славных, преславном, преславной, прославляюще,   прославляющего, прославися, прослави, прославить, прославляется, прослави, прославитца, прославиша, прославит, прославити, прославишися, прославил, прославляему, православной, православную,   православное, православным, православное, чтяше, чтяху, чти, почитати, почитаху, хвалити, хвали, благодарственная, благодарение, вспоминай, возблагодарение, благодариша, воспоминати, памет)

21,1

8,5

22,8

5,7

7,1

1.3. Наказание

24,1

9,7

56,1

14,1

11,9

1.3.1. Наступление

(вооружи, воинских намерениях, мечь, наступати, постиная, скочили, поход, поиск, на вылоску по взятии, взято, взят, взяша, в добыче, взяли, взята, взятие, со пленом, присвояет, гоними, пленити, взяли, полон, взяти, взял, взято, взяша, добыта, прогнаша, разорить, разрушити, пресече, разорити, разорися, сокрушишася, сокрушися, искоренняя, постиная, отня, тли предавая, усугубися, очистити, отпаде, не пропустит, покорных, покоряет, отполонили, покаряйтесь, поимали, одолении, одоление, одолеша, слабети, ослабеша, оскудевати, оскудевати, казни, пожигая, очистити, не стало, потопили, заскорбел,

скончати, казнь, смерть, не стало, утопе, преставись, умрети,   смертное посечение, убиени, показни, убили, умрет, утонул, не сталась)

12,1

4,9

22,3

5,6

5,3

1.3.2. Гнев

(гнев, гневом, прогневаша, разгневася, розгневанье, отврати, отвращу, богомерския, возревнова, противится, страх, трепет, бойся, устрашая)

6

2,4

21,5

5,4

3,9

1.3.3. Осуждение

(судбами, судом, обличи, постиже, рок, обличающу, судебно,   судбам, обличающи)

6

2,4

12,3

3,1

2,7

1.4. Покровительство

112

45,1

194

48,9

47,1

1.4.1. Милость

(всемилостиваго, всемилостивый, милость, милостию, милостиею, помилует, милостию, милостью, милости,

милосердый, милосердие, милосердье)

22,3

9

71,5

18,3

13,7

1.4.5. Помощь

(помог, помогает, помощи, помощию, поможет, поможение, помози, помощь, помочь, помощи, помочи, подручил, поможе, помощ)

35,8

14,5

31,5

8

11,3

1.4.6. Всеведение

(всевидец, видение, известит, рече, реченных

14,5

5,8

23,5

5,9

5,9

1.4.7. Дары

(даде, подаст, подати, отдает, дати, давшаго, подает, дараванную, подаваемая, предати, принесоша, даст, преобретоша, дарует, дарования, даровани, дали, подаст, приобретоша, подати, дал, подаст, дали, дарованней, давшаго, подал, богодарованней, всещедрому, всещедрую, всещедрого)

10,9

4,4

25,3

6,4

5,4

1.4.8. Защита

(спасени, спасенны, спаса, богоспасаемы, вынес, богоспасаемый, спас, сохранил, сохранимы, отстояли, сохранися, сохранил, зберегли, уберечь, свобоженью, целбами, целости, избавлении, исцеленье, защита, прибежище, храними, невредими, не вреждену, пристанище, пристаниша, прибежищу, попечение, покрывае, поборника, печется, попечение, печется, заступление, покрывает, храними

8,5

3,4

19

4,5

4

1.4.9. Блага

(благодать, благодеянием, благочестие, благоволил, благая, благополучные, благослови, благих, преблаго, благочестивых, благоверие, благоволи, благовели, благоволением, благоволит, изрядно, блаженство, благоизволи, благословением, благословению, благословит  

8,5

3,4

8,5

2,1

2,7

1.4.10. Мудрость

(разумеша, разумев, разумеют, с разумом, вразумит, разумеем, умеищие, ученых, умы, разумейте, мудрьствовати, мудростию, премудростию, ведяще, премудрости, истинного, истинную, истинным, воистину, воистинно, ведающе, ведуще, поведуще, поведено, познати, знающе, новопросвещенных, просветися, просвещением

4

1,6

9

2,3

2

1.4.11. Сила

(всемогущаго, всемогущему, мощен, силою, храбры, силы, силою, силу, всесилнаго, всесильнаго, силны, грозно, крепко, креплящуся, крепостию, крепки, укрепили, тверду, твердостие, твердейший, без боязни, охрабри, храбрость, храбростию, мужественно)

6,5

2,6

1,5

0,4

1,5

1.4.12. Праведность

(правоверных, непорочнии, праведным, достойно, праведною, пречистых, правду, добродетелех, честь, честно, чистоте, праведного, праведнаго)

1

0,4

4

1

0,7

II. Идол

30

12,1

63

15,9

14

2.1. Просьба-благодарность

(упование, молитвы, жертвы к идолу, призывати, идоложертвие, идоложертвием, жертв, жрети, жертвы, жруще, молит, молитву, начаяхуся, служители, служба, идолослужения, кумирослужение, кланяются, идолопоклонник, покланяются, кумиропоклонение, поклоняютца, покланяющеся, поклонники, кланяшеся,

кликати, славен, словутен, чтяху, чтяше, почитаху)

15

6

35

8,8

7,4

2.2. Наказание

(поедати, уязвляти, уязвляеми, уязвлеми, ухапити, умирати, искушайте, действие, игра, игры)

7,3

2,9

17

4,3

3,6

2.3. Поражение

(умйраху, немощь, сокурушил, изыдут, наступати)

4,3

1,7

5

1,3

1,5

2.4. Покровительство

(избавляхуся, исцеляхуся, исцелеваху, веселящаго)

3,5

1,5

6

1,5

1,5

ВСЕГО:

248

100

396

100

100

Как следует из таблицы, все слои служилой общности в кон. XVI – нач. XVIII вв. считают, что Бог занимает 86 %, а Идолы, соответственно, претендуют на 14 % религиозного пространства. Любопытно, что низшие слои отводят несколько больше места Богу в религиозном пространстве (87,9%), чем высшие (84,1%). Идолы, по мнению низших слоев служилой общности, занимают 12,1%, а по мнению высших слоев – 15,9% религиозного пространства. Разобраться в религиозных представлениях и акцентировать внимание на важнейших свойствах Бога и поможет рисунок «Религиозное пространство служилого человека»    

О чем говорят приведенные числа? Во-первых, о том, что индивид предполагал преобладание во всех видах религиозной действительности Бога и в значительно меньшей степени – существование Идола. Значит, религиозный мир есть преимущественно мир Бога и божественного в целом. Во-вторых, по каким-то непонятным причинам казаки несколько больше уделяют место в религиозном пространстве Богу, чем воеводы и их товарищи. О глубинных причинах данного различия мы поговорим подробнее после исследования.  

Начнем рассмотрение в соответствии с иерархией сверхъестественных существ религиозного пространства служилого человека.

Представления о Боге

Понятие «Бог» в терминологии служилой общности представлено различными словами: «Троица», «Бог», «Господь», «Христос», «Вседержитель», «Спас». Наибольшее распространение, между тем, получило непосредственно слово «Бог». В соответствии с обобщенными представлениями всех слои служилой общности в кон. XVI – нач. XVIII вв.

Понятие «Бог» включает следующие свойства: 1) покровительство (47,1 %), 2) просьба-благодарность (16,3 %), 3) наказание (11,9 %), 4) самодостаточность (10,8 %).

Значительный перевес находится на стороне свойства «покровительство».. Покровительство Бога, по обобщенному мнению служилой общности, включает несколько составных элементов («микросвойств»): милость (13,7 %), помощь (11,3 %), всеведение (5,9 %), дары (5,4 %), защита (4%), блага (2,7%), мудрость (2%), сила (1,5 %) и праведность (0,7%). Наибольший вес имеют свойства милость и помощь, поэтому рассмотрим их подробно.

Милость есть главное микросвойство Бога. Что означает данное понятие? Изучив все виды употребления, стало возможным говорить о различных типах милости. Рассмотрим каждый из видов.

Зачастую милость также используется в качестве помощи в военном смысле. Обратимся к эпизоду завоевания Сибири Ермаком. Казаки были отважными людьми вне всяких сомнений, иначе бы не рискнули пойти в Сибирь. Однако численный перевес в вооруженной борьбе также имеет большое значение и он наблюдался у сибирских народов. На стороне казаков перевес было качественное превосходство над татарами – Бог: «Бусурманы ж яростию претяше им и гордостию надымахуся, казаки же храними божиеюмилостию….» (9, с. 120). Уже после первой схватки около «места, глаголемаго Басан» казаки одержали пробную победу и поплыли по реке Тобол, «а татаровя начата из-за гор тмочисленно из луков стреляти на струги по казакам, и сверху стрелы на струги пускати тмочисленно, яко дождю подобно, бес перемолку, дабы казаков не пустити на свою землю». Здесь в очередной раз Бог показал свою истинную силу: «Они же и то место проидоша, невредимы божиею милостию …» (9, с. 121). Как видим милость направлена в социальном плане на воинов с целью сохранения их жизней во время сражения с противниками.

В 1607 г. туринский воевода Иван Годунов направил запрос к тюменским воеводам Матвею Годунову и Назарию Изъединову «не чаять ли Алея царевича с братьею приходу к Туринскому острогу, чтоб тобе жити без опасу». Этот вопрос несколько обескуражил тюменских коллег, что нашло выражение в соответствующей форме ответа: «И то, господине, кому мочно ведать, чаять ли Алеева приходу или не чаять. Как, господине, без опасу жить, всегда надобе береженье». Иными словами, всегда необходимо быть готовым отразить возможную опасность со стороны враждебных иноземцев. Матвей на своем примере показывает эффективность профилактических мероприятий: «Сошел, господине, я Назарей Алея царевича и братей его, жен и детей у Ишима реки, на бору Шамши, в кочевье, июля в 24 число, и божиею милостью и государя царя и великого князя Василия Ивановича всеа Русии щастьем, Алея царевича кочевье погромил, взял Алееву жену саму третью с детьми, да Азима царевича две жены да две дочери, да Алееву сестру, и привел их на Тюмень …». Любопытно, что самого царевича Алея в момент нападения на его кочевье русских войск не было, он «ходил под Тару воевать». По возвращении в свое кочевье и не обнаружив своих близких, надо полагать он дико возмутился и организовал погоню. Об этом повествует тюменский воевода: «сошел меня на дороге на Кибирлы озере, и бился со мною по два дни, во весь день с утра до вечера, и после того шел подо мною три дни и воротился назад» (6, т. 2, 228). Заметим, что сражение с Алеем явно не принесло существенного успеха и упоминания Бога мы не наблюдаем. Другими словами, по случаям упоминания Бога мы можем говорить об успешности военного мероприятия и, напротив, его отсутствие указывает на неудачу. И напротив удачный погром места стоянки царевича Алея осуществлен с милости Бога.  

В 1709 г. тобольские служилые люди во главе с дворянином Ф. Толбузиным «милостию Божиею …многих Башкирцов побили до смерти и ранили многих и лошадей под ними побили…»..(7, т. 1, 386 – 396). Соответственно Бог появляется только в случае удачного военного столкновения с иноземцами, что и называется милостью. Бог проявляет милость в том, что позволяет «побить», «погромить», «в полон взять» «поймать» киргизов..

На втором месте по частоте упоминаний встречается божественная милость в случае экстремальных гражданских ситуацийпожаров, которые в то время были настоящим бедствием вследствие преимущественно деревянного строительства. В 1662 г. в Тобольске вспыхнул пожар большого масштаба и, несмотря на то, что горели «тотарские юрты все без остатку», «и мосты, и лавки и церковь Владимирские богородицы, и колокольня, и руских людей дворы, и лавки, и кузницы», все-таки «милостию всемилостиваго спаса сохранен бысть град Тоболеск» (9, с. 205 – 206). В 1700 г. во время верхотурского пожара, во время которого горело множество различных городских строений, в том числе и «башни и соборная и приходския церкви…, и приказная и таможенные избы, и кружечной двор,…и воевоцкой двор…», однако «великого государя хлебные запасы в житницах за городом, милостию Божиею, отстояли и все в целости…» (6, т. 1, 56 – 57) . Бог оказывает милость в случае больших пожаров для того, чтобы сохранить самое ценное в городе (хлебные запасы, вино, казна и т.д.). Примечательно, что милует Бог далеко не все: сначала огонь получает полную волю и лишь в самый критический момент его усмиряет Бог.

Иногда упоминается милость Бога в распространении информации, сведений. Например, в 1648 – 1653 гг. на воеводстве в Кузнецком остроге был Б. Афонасьев, который пишет царю прошение о вознаграждении за успешную службу в Сибири совместно со своим отцом Б. Зубовым. В качестве показателей его эффективной деятельности он приводит следующие: появление новых ясачных людей («татаровя телеские») и подавление их недовольства вооруженным способом. «Милосердый государь царь и великий князь Алексеи Михаило­вич всеа Русии, пожалуй меня, холопа своего, за мою службишко, как тобе, милосердному государю, милосердый Бог известит» - обращается в конце своего письма Борис. (6, т.1, с. 169). Бог в данном случае, проявляя милость, выступает свидетелем доблестной и сопряженной с опасностью для жизни службой в Кузнецком остроге.

Встречаются также случаи употребления милости в отношении получения высокого духовного звания. В В 1621 г.   «изволе­нием всемилостиваго в троице славимаго бога, за повелением великого государя царя и великаго князя Михаила Федоровича, всеа Великия Росии самодержца, и по благословению великаго кряйняго святителя светейшаго Филарета Никитича, патриарха московского и всеа Росии, избран и освещен бысть, и воздержен на архиерейскую степень, поставлен в Сибирь, в Тоболеск, первопрестолником во архиепископы Киприян» (9, 261 -262). Благодаря воле Бога назначение на должность митрополита Сибирского и Тобольского поставлен Киприан – известный духовный деятель.

Милость может быть истолкована как сама жизнь, существование всего живого на земле. Когда Сибирское царство было покорено Ермаком и его отважной дружиной, то эта новость была доведена до сведения российского самодержца. Вместе с этим он узнал, что «под его высокодержавною царскою рукоюпокорных учинили тамо, в Сибирском царстве, живущих иноземцов многих разных языков, татар и остяков, и самоядцев, и вогулич, и протчих. И всех по их вере к трети привели и вповиновении послушных сотворили ж, что быти им под» ево высокодержавною царскою ру­кою до века, покамест милосердый бог благоволит вселенней стояти, и ему, великому государю, ясак им давати по вся годы всегда безпереводно, почему он, великий государь, укажет,…» (9, 244). Милость Бога состоит в том, что вселенная существует вообще, а значит и все живое. Не случайно в источнике говорится о выплате ясака до тех пор, пока вселенная будет существовать, а она будет существовать по изволению Бога.

Еще одним видом милости является успешный сбор ясака. В 1621 г. томские воеводы И. Шеховской и М. Радилов извещали царю Михаилу Федоровичу, что «…милостью божьею и твоим государевым счастьем, белые колмаки Абак князь тебе государю ясак принес и при Бажене шертовал со всем своим улусом, что ему Абаку быть под твоей царскою высокою рукою безотступно, и где ты, государь, велишь быти на своей государеве службе, и ему Абаку на службу ходити и людей своих посылати, где ты, государь, велишь» (6, т. 2, 304). Воеводы видят милость Бога в том, что иноземный князь Номак принес ясак, а значит и принес верность российскому государю, что было крайне важно в тех непростых отношениях с иноземцами. Любое мирное соглашение с ними воспринималось как серьезная удача, ибо в противном случае пришлось бы воевать.

Не менее важной является милость в строительстве острога. В 1620 г. тобольский воевода Матвей Годунов сообщает томским воеводам Ивану Ивану Шеховскому и Максиму Радилову об успешном мероприятии томских служилых людей, которые были предварительно посланы из Томска в Кузнецкую землю с целью «острог поставити и всякими крепостьми укрепити; и божьею милостию и государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии счастьем Тимофей Бабарыкин да Осип Оничков в Кузнецкой земле острог поставили на старом месте, где был преж сево, на усть Кондомы реке крепость укрепили» (6, т. 2, 301). Строительство острога на новой и не всегда знакомой территории сопряжено с военной опасностью от местных коренных народов и успешная постройка воспринимается как большое достижение.

Таким образом, обнаружено около семи видов милости, которая употребляется в достаточно разных ситуациях крайней опасности или крайнего напряжения сил. Главное значение милости это содействие в военных делах достаточно серьезного масштаба, это своеобразная военная удача. Чуть меньше количество раз встречается милость в значении противопожарной обороны при крупных пожарах, когда город поставлен под угрозу.                

Другим элементом понятия «Бог» является помощь. Слово «помощь» в его обыденном современном значении может обозначать какое-либо содействие кому-нибудь в чем-нибудь. Интересно выяснить, о какого рода человеческой деятельности идет речь и в чем конкретно выражается облегчение?

В абсолютном большинстве случаев помощь Бога связана с военной победой и наделением людей сверхъестественной силой, опять же, для военной победы. Как известно, до прихода русских людей Сибирь была сосредоточением язычества («кумироклонением»). Для его искоренения необходимо было сначала – победить воинов – язычников («бусурман»). Именно в этот момент появляется упоминание Бога: «Воистинно достойно сию победу воспоминисти и впредь идущия роды божию помощь возвещати» (9, 178). Помощь Бога в данном эпизоде вполне однозначно связана с победой над басурманами – язычниками, которую достойно вспоминать через века, слава ее никогда не померкнет – таков смысл высказывания автора Головинской повести. «Не от многих бо вои победа на враги и одоление бывает, - повествуется в Лихачевской редакции, -   но божиею помощию силны и крепки, и храбры вои бывают. И брани их скоро извергоша и смириша гордых шатания» (9, с. 120). Как видим значение помощи Бога имеет всецело военный смысл. Бог наделяет силой, крепостью и храбростью избранных им людей для того, чтобы уничтожить оппонентов («брани», «извергоша и смириша»).

В 1623 – 1624 гг. кузнецкий воевода Евдоким Баскаков пишет томским воеводам князю Афанасию Гагарину и Семену Дивову о том, что «И яз, - ответственно заявляет кузнецкий воевода, - призывая бога в помощь, по государеву указу хочю промышлять над теми государевыми ослушниками…» (6, т. 2, 351). «Промышлять» - значит воевать, а Бог должен оказать содействие именно в этом военном отношении.

В наказе от 1706 г., данном тобольской администрацией дворянину Ивану Аршанскому при вступлении в должность драгунского полковника в 1706 году говорится, чтобы «бится с неприятелями грозно,…и призвав в помочь себе Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа…битися смело и дерзновенно…» (7, т. 1, 291). Как видим, помощь в понимании воеводской администрации понимается также в военном смысле. Бог, по мысли авторов наказа, способен помогать непосредственно в случае военной опасности, он может придавать смелости, храбрости. Говоря о смысловом контексте в содержательном плане слова помощь необходимо посмотреть на близлежащие слова, среди которых «тверду», «силу», «храбрость», «пленити». Исходя из чего можно предположить что помощь есть прежде всего помощь военно-силовая (твердость, сила и храбрость в преодолении неприятелей).

В исключительных случаях помощь Бога выражается в предоставлении жизни. В 1695 г. «в Сибири Верхотурского уезду в селе, именуемом Меркушине, у церкви великого архистратига божия Михаила» начинают происходить чудеса от мощей «божия угодника праведного Симиона». Естественно, что слухи о сверхъестественном явлении быстро распространились среди сибирского населения и, наконец, дошли до Тобольска, до митрополита Игнатия и воеводского окружения. «Слышавше таковая божия дарования во граде Тоболске, архиереи и градцкие началники и жителей о таковем божии даровани зело возрадовашеся». После эйфории от услышанного («зело возрадовашеся») было принято серьезное решение – отправить компетентную комиссию из «освещенного и монашеского чинов духовных искусных мужей» чтобы засвидетельствовать «мощи новаго святаго угодника». Дорога по всей видимости предстояла не самая простая. «И божиею помощию достигают до одного места и церкви архистратига божия Михаила, иже в Верхотурском уезде в Меркушине селе, идеже явились угодника божия мощи, изшедшия из земли». (9, с. 288). Помощь Бога нашла выражение в сохранение человеческих жизней во время пути. Правда, не конкретизируется какого рода опасность ожидала делегацию духовенства во пути. Любопытно также и то, что помощь оказывается Богом по отношению не к воинам, а к духовенству.

Также исключительным случаем можно считать упоминание помощи Бога при пожаре. В 1700 г. верхотурский воевода К. Козлов извещает государю, что 22 апреля «в ночи, в заутрени поздые, учинился на Верхотурье в городе пожар». Сгорело множество различных городских строений, но «…гостиной, … двор за помощию Божиею, потомуж отстояли с великою трудностию…» (7, т. 1, с. 57). В данном эпизоде Бог выступил защитником города и жителей от пожара, он сохранил городские строения.

Помощь Бога крайне разнообразна, но ее костяк, стержень строится на ее силовой, наступательной способности. Помощь это сила, сила способная покорять неприятеля – таков ее главный смысл. Помощь – это доблестные качества, даруемые богом людям для одоления своего противника – врага.      

Однако необходимо провести разграничение между милостью и помощью в сознании служилого населения. Единственная общая черта того и другого понятия это преимущественно военное содержание, они оба чаще всего обозначают военную помощь русским людям от Бога в вооруженной борьбе с иноземцами. Тем не менее, мы должны признать, опираясь на изучение источников, что в большинстве случае милость имеет также как и помощь, военную направленность. Имеются и особенности. Во-первых, в тексте милость в большинстве случаев употребляется перед словом Бог, а помощь – следует после. Приведем один яркий пример. В 1617 г. Тобольский воевода Иван Куракин отдает распоряжение сургутским воеводам Гаврилу Вельяминову и Ивану Зубатому «послати ис Сургута в Кетцкой острог сургуцких служивых людей …, сколько человек пригоже, чтоб было кем над тунгусскими людьми поиск и тесноту учинити, колько милосердый бог помочи подаст, и ясак бы с тунгусов на государя взята» (6, т. 2, 280). В 1709 г. тобольский дворянин Федор Толбузин составил послужной список участников похода против «воровских Башкирцов», руководимый им и длившийся с мая по ноябрь того же года. Федор припоминает, что перед началом похода он усвоил главную задачу данной военной кампании – «чинить над теми воровскими людми промысл, сколко милосердый Бог помощи подаст». (7, т. 1, 386 – 396). В первую очередь, в ближнем контент-анализе бог стоит в связке со словом «милость» (божьей милостью»), а далее расшифровывается конкретное содержание милости Бога – выиграть военное столкновение. Для реализации, получения помощи сначала требуется призвать Бога посредством милости. Во-вторых, в ближнем контексте употребляются такие слова как «явление», «заступление», «чюдеса», «пребогатую», «великую», «дивная чюдеса», «великия». Из этого следует, что понятие милость обозначает более широкую сущностно – содержательную канву, в отличие от военно-силовой направленности помощи. Милость связана с заступничеством, с чюдесами, но не простыми, а дивными, с богатством, с явлением чего – то необычного, великого, большого. «Никто ж себе тако милует, - восклицает Семен Ремезов, - яко ж всех нас Бог» (13, 366). В данном случае милость понимается в качестве всеобъемлющего гуманистического отношения.

Чем объяснить необходимость в существовании двух одинаковых по смыслу слов, обозначающих практически одно и то же явление – военную помощь?

Слово «помощь» используется преимущественно низшими слоями (14,5 %), а «милость» – высшими слоями (18,3 %) служилой общности (см. таблицу). Иными словами, рядовой казак для указания на военное содействие Бога предпочитал использовать слово «помощь», а воевода чаще употреблял для тех же нужд слово «милость». Причина состоит в условиях и характере несения службы теми и другими слоями служилой общности. Низшие слои всю свою сознательную жизнь были заняты деятельностью (сбор ясака и походы против изменников), сопряженной с военной опасностью, что требовало содействия в этом единственном и конкретизированном образе жизни. Высшие слои занимались самыми разнообразными видами деятельности (начиная от материального обеспечения вновь пришедших крестьян и служилых людей до строительства острога, церквей и т. д.), которые требовали употребления термина, более широкого, чем узкоспециализированная помощь. Таким понятием стало слово «милость». Тем не менее, угроза со стороны иноземцев способствовали пониманию милости зачастую также как и помощь в военном смысле.

О других разновидностях свойства «покровительство» упомянем кратко. Бог является Всевидцем, он все знает и обо всех. Бог выступает свидетелем подвигов служилых людей во время дальних походов по огромной территории Сибири. Подтвердить показания служилых людей о наиболее трудных и изнурительных службах в дальние места – такова суть извещательной функции Бога. Бог способен одаривать, что выражает любой акт преподнесения чего–либо своему подзащитному, то есть акт щедрости. В вопросе о дарах Бога мы имеем дело с широким смысловым полем: управление погодой, строительство острога и защита жизни.. «Защита» еще один вид рассматриваемого свойства Бога. Здесь мы имеем также с неоднозначным божественным проявлением. С одной стороны, защита может трактоваться крайне широко (защита, спасение, предохранение от всякого рода неприятностей: от природных стихий до человече6ских болезней), а с другой стороны, узкая направленность защиты в военном смысле. Важным необходимо признать и вопрос о благах. На самом деле данный вид милосердия представляет собой интегративную категорию. совмещающую в себе и другие смысловые элементы. Понятие «благо» относится к разным сторонам окружающей действительности. В самом широком смысле, благо есть комфорт во всем, во всех делах и начинаниях на всей территории (строительство городов и сел, увеличение населения, обогащение земли, умножение природных богатств, исцеление больных, освобождение от страстей). В некоторых случаях речь может идти исключительно о благах духовных («благочестие»). Может также идти речь и о материальных благах (например, продукты питания). Еще один вид покровительства Бога – это   разум в широком смысле (ум, разум, мудрость), благодаря которым возможно приобщение к нему. Ключевая фраза Ермака и его казаков «С нами бог! Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами бог!» (9, 122). Бог способен наделять своих подопечных силой, храбростью и отвагой, то есть главными военными составляющими трудной жизни служилого человека, часто сталкивавшегося со сражениями и засадами. «И избра бог не от славных мужей, ни от царска повеления воевод, и вооружи их бог силою и славою, и ратоборством, и храбростию от простых людей яицких и волских казаков Ермака атамана с товарищи, да с ними … удалых казаков 540 человек». (9, 120).Праведность является также одной из форм проявления добродетельной активности Бога. Он способен наставит на путь добродетели, непорочности, правды, честности.

Обобщая все вышесказанное относительно божественного капитала покровительство, можно сказать следующее. Главными видами данного капитала являются милость и помощь, которые отличаются от других (дары, защита, блага, мудрость и праведность) своим преимущественно военным содержанием: это значительное содействие Бога в военных мероприятиях своих христиан в борьбе против иноземцев. «Потребителями» данных видов покровительства являются в большинстве своем военные люди, каковыми являлись рядовые служилые люди. Все остальные виды покровительства не имеют такого большого распространения, в сравнении с милостью и помощью, по причине своего полисмыслового содержания: они обозначают разные явления, но не сосредоточены на чем-то одном. Напротив, милость и помощь – это характеристики преимущественно военной помощи Бога.      

Следующим по значимости божественным свойством является «Просьба-благодарность», состоящий из двух микроэлементов: «упование и молитвы к Богу»: 9,2% и «бог в славе, благодарности»: 7,1%. Принцип деления на отсеки основан на характере связи с Богом, прошение или прославление. Как правило, молитвы предшествуют какому – либо будущему великому действию Бога, а слава, напротив, характеризует успех его реализации.  

Упование. Интересно узнать, что чаще всего просят у Бога, о чем молятся? Семен Ремезов описывает безысходную ситуацию, в которую попали Ермак и его товарищи 26 июля 1581 года. «И доплыша до усть Турбы, конец Долгаго Яру,…и видеша безчисленное бусурманское множество стояще, ждущее приходу Ермакова; казацы вси убояшася, … рамзышлиша, помолишася Святей Троице… с желанием» (13, 324). Здесь вполне очевидно желание, молитвы к Богу (Троице) о военной помощи, учитывая объективный количественный перевес на стороне противника. И действительно, произошло чудо: «И по явлению Спасителеву, Его ж образ, и знамя …поиде впереди вниз по …берегу Тоболу реки; …казацы единодушно за нем погребоша…, спасении Богом, яко и власу их не вреждену бывшу проплы…» (13, 324). Бог спас их от беды, провел сквозь вражеские стрелы невредимыми. Как видим, в сознании людей того времени молитва – единственное действенное средство актуализировать Бога, который может победить любое существо каким бы сильным оно не было.

Слава и благодарность. Конечно, Бог проявляя свое сверхмогущество, ожидает ответной посильной реакции со стороны человека. И одним из видов активного общения с Богом являются общение с определенными надеждами на будущее действие Бога до момента получения помощи (молитвы и упования), и общение благодарность за уже проделанное действие (прославление, славословие). «И прославиша и благодариша бога, - повествует автор Погодинского летописца, - давшаго такову победу...» (9, 132). Как видим Бога прославляли за его помощь в военной борьбе с нечестивыми язычниками, которые были в конечном счете побеждены небольшим в количественном отношении отрядов казаков, чей секрет состоял в наличии на их стороне самого могущественного в мире существа – Бога.

Следующее свойство Бога – «Наказание», состоящий из нескольких элементов, наиболее сильные позиции, среди которых занимает «наступление». Бог способен быть судьей и выносить праведные приговоры и приводить их в исполнение в случаях большого согрешения людей.

Наступление. Данная характеристика Бога является наиболее существенной во всем рассматриваемом свойстве. Здесь речь идет о бескомпромиссных действиях по отношению к противникам - насильственное овладение чем-либо (людьми, движимым или недвижимым богатством), полное подчинение, как моральное так и физическое, противника. Служилый человек представлял, что «…з Богом …одолеша, и …прогнаша…» , «…покори их бог …» (13, 324; 9, 132) , он глубоко верил в реальность мощи бога. Если «…бог восхоте царство егоразрушити…» (9, 130), то так оно и будет, сомнений не было никаких. Если вдруг человек «…зло мысляще, богу бо обличающе их яве» (9, 132), нельзя укрыть от бога никакие дурные мысли, все они станут явными благодаря богу в скором времени. В 1616 – 1617 гг. томские служилые люди «Богдашко Семенов Терской, да … во всех товарыщей» сообщают государю, что они были посланы в военный поход против «изменников» - кузнецких людей. «И божиею, государь, милостию и твоим государевым счастием кузнецких людей побили, - пишут челобитчики, - и достальных, госу­дарь, кузнецких людей привели под твою царскую высокую руку к шерте, и теперво, государь, кузнецкие люди тебе государю служат и прямят, и ясак с себя платят, и заклады у них в город поймали» (6, т. 2, 456). Как видим, Бог связан с такими насильственными действиями как «побили», «поймали», «победа», «одоление» и т. д. Все жестокие действия направлены исключительно против иноземцев, их язычества и богохульства.            

Бог способен гневаться (гнев, гневом, прогневаша, разгневася). Правда, гневу иногда предшествуют видение чего – то не слишком приятного для ока Божьего, а далее наступает вспышка ревности и гнева (виде, и возревнова, и разгневася). В других ситуациях гневу предшествует попущение, или полное безразличие Бога (попущением и гневом). И, наконец, в некоторых случаях указывается на то что, может вызывать гнев. Например, таковым может выступать гордыня кого – либо из смертных на земле (гордым противится).      

При этом Бог не просто гневается, но проводит определенный «суд» (судбами, судом, обличи, постиже, рок, судебно, судбам, обличающу). В некоторых случаях, суду обязательно предшествует волевое решение (волею и судом, изволением и судом). Между тем суд вполне может быть и праведным (судом праведнаго бога). А обличение предается, например, наличие злых мыслей, обмана (обличающи зломыслие), при том, что сначала выносится приговор и только далее говорится причина преступления.

Последнее значительное свойство Бога – «самодостаточность». Для того, чтобы оказывать покровительство людям, Бог должен обладать определенной мощью и силой, доказывающих его способность и возможность осуществлять различную помощь. Таким религиозным свойством является «самодостаточность», который свидетельствует об его независимости и автономности и включает следующие смысловые элементы: воля: 7,3% и творение: 3,5%. Именно эти три компонента являются наиболее важными для уяснения содержания данного капитала.

Первым и главным видом самодостаточности Бога является его воля. Принципиальным являются функции воли как абсолютно независимого инструмента по внедрению основных главных решений бога на земле и во вселенной. Воля предшествует по своей сущности всем остальным характеристикам (несмотря на их больший процентно-пропорциональный вес). Например, воля упоминается впереди слова суд (волею и судом, изволением и судом). Примечательно, что упоминается она абсолютно в различных жизненных ситуациях. В Нарышкинской летописи говорится о смерти легендарного Ермака, что «волею божиею уготовася час и прииде на воина смерть от поганского царя Кучюма и от агарян» (9, с. 258). Именно по собственному усмотрению Бога может рушиться здание (в 1684 г. в Тобольске при постройке одной из каменных церквей «волею божиею паде … верьх внутрь ея») (8, 276), болеет и умирает Сибирский митрополит Петр (в 1691 – 1692 гг. «волею и судом праведного бога … митрополит заскорбел скоропостижною болезнью, …умре...») (9, 285). В 1701 г. томский воевода Григорий Петров – Соловово информирует государя о том, что из – за частых нападений киргизов в 1700 г. на территории томского разряда, был получен царский указ в 1700 г., в котором «велно киргиских людей смирить войною тремя городами, Томским, Красноярским, Кузнецким». Все необходимые приготовления были сделаны и на 18 января 1701 г. было намечено начало похода. Однако поход пришлось отложить, из – за того, что «изволением Божиим, ныне пали снеги великия и учинились морозы и бездорожица» (7, т. 1, 108). В 1703 г. ситуация повторяется. «И …ноября в 1-х числех, - пишут томские воеводы Г. и Л. Петровы – Соловово тобольским воеводам, - то по тому великого государя указу…, нарядили мы на его великого государя службу в Киргискую землицу войною томских всякого чину служилых людей…; и в то время с первозимья вскоре, изволением Божиим, пали снеги великие и пройтить им томским служилым людем в тот вышеописанный киргизской поход с пушки на лошадях и с обозы ни по котрой мере было невозможно…».(7, т. 1, 239)..

Еще одним видом самодостаточности Бога является «творение». Бог способен создавать крепости («делать крепости»), церкви («воздвигнутись святым божиим церквам»), острог («острог поставят», «поставили»), город («поставиша град»), землю (предати всю землю), мужество в людях (утвердилися мужественно), времена года (зимний путь станет), природные явления (учинились морозы), различные катаклизмы (учинился пожар), царства (поручении царства)…Одним словом, творческий потенциал Бога не имеет границ, навряд ли найдется что-то неподвластное божьему творению. Он истинный «владыка» всего живого на земле. Предоставим слово самими служилым людям: «…Бог, Творец всея твари…», « …Бог, сотворитель наш», «… бога, сотворшаго небо и землю..» (13, 312; 9, 131-132). Например, в Погодинском летописце описывается психологическое состояние казаков («розмышление казаков») 23 октября 1581 года перед главной их битвой «на высоце месте, зовом Чювашеве». Количественный перевес иноземцев был двадцатикратным («яко битись единому з дватцатью поганых») по отношению к казакам. Разные мысли приходили в голову товарищам Ермака. Часть казаков даже «восхотеша тое нощи бежати назад», но из-за того, что на улице наступила осень, то «возвратиться мало мошно». Отчасти и природный фактор сыграл свою роль в усилении религиозных рычагов давления на психику воинов. Если отступать нельзя, то надо найти силы для обороны и самозащиты. Действительно, «вси глаголаху молящеся: «С нами бог, сотворитель наш! Да поможет нам, созда­нию своему!» И паки приложиша: «Боже, помози нам, рабом своим, и прослави свое великолепое имя святое, где было безбожие!» (9, 131). После победы над Кучумом, сам побежденный осознал причины своего поражения: «виде руским людем поможение всесилнаго бога, сотворшаго небо и землю» (9, 132)

Образ Дьявола

Применительно к сибирской действительности в источниках чаще всего употребляется в качестве противоположности Бога не Дьявол, а Идол. Согласно представлениям разных слоев служилой общности 17 – начала 18 веков идолы занимают достаточно скромное место в религиозном пространстве (14%). Они наделены следующими основными религиозными характеристиками: 1) просьба-благодарность: 7,4, 2) наказание: 3,6, 3) поражение: 1,5, 4) покровительство: 1,5%. Удивительное единодушие царит в представлений и низших и высших слоев служилой общности на главный капитал агента Идолы – поклонение. Идол – некое существо, которое требует, прежде всего, поклонения.

При описании Сибири автор Лихачевской редакции производит аналитический обзор всех известных ему народов проживающих в Сибири и их культурные особенности. «Пегая же орда и остяки, - повествует автор, - самоядь закона не имеют, но идолом покланяются и жертвы приносят, яко богу, волшебною хитростию, егда приносят дары кумиром своим, яко да подаст им кумир в домы их всево много.» (9, 118). На первый план выходит упование и жертвы идолам – кумирам («покланяются», «жертвы приносят», «приносят дары»). Все это действие находится вне закона («закона не имеют»), поскольку сам факт упования на существо, не являющееся Богом, по мнению хритианина, не может быть легитимным.

Как известно, в Сибири к моменту прихода Ермака в 1581 г. правил царь Кучум. Автор Головинской повести объясняя причины божьего гнева на царя Кучкма и его подданных пишет: «Паче же идопоклонник правило предлежит, проклятию же сподоблени; проклятие же есть неправлению во царех и нестроению в воинстве его, во всех же людех пря и мятеж мног, рати вождвижение, чад ненаследие, бедами же и напастми скорбя много. Яко сего ради посла на сих гнев свой, на сего царя Кучюма и иже под его властию бысть, яко закона божия не ведуще и покланяющеся идолом, и жруще бесом, а не богу богом, их же не ведущее… Такоже и от сих идолопоклонник отврати бог лице свое идол ради и жертв их кровных и показни их, ни гладом, ни мором, ни огнем жгий, ни камением пожигая, но сопротив посла мечь обоюду остр, постиная и поядая, и искореняя, и тли предавая бесовская идоложерствия и их поклонники и служители» (9, 180,). Из источника явно прослеживается прежде всего главное свойство идолов – «поклонение» («идопоклонник», «покланяющеся идолом», «жруще бесом», «жертв», «идоложерствия и их поклонники и служители»). Идолу нужны преимущественно поклонники, служители, в этом он видит свое богатство, в этом основа его процветания. Именно за это идол и его сторонники терпят поражение («постиная и поядая, и искореняя, и тли предавая») – следующий капитал идолов.

В 1582 г. из Москвы в Сибирь послан воевода Иван Мансуров с «воинскими российскими людми», который основывает городок в устье р. Иртыш. Через несколько дней к этому городку начали приступать многочисленные язычники (остяки). Целый день шли столкновения с ними и только к ночи была достигнута определенная передышка. То что происходило дальше крайне показательно и любопытно с точки зрения религиозной психологии: «На утрии же паки пришедше остяки и начата приступати ко городку, и принесоша с собою кумира, его же вместо бога чтяху. Кумир же сей в земли их слаутен. Поставиша ж его под некое древо и начата жрети пред ним, начаяхуся окаяннии помощию его християномвзяти и предати смерти. В то же время и час, егда они, окаянии, жруще пред ним у древа, из городка стрелища по оному древу из пушки и древо и оного кумира их разбиша на многие части. И сего погании устрашишася, яко не ведуще, что се есть, и чаяху, яко некто из лука стрелил, и рекоша друг ко другу: «Силни убо сии есть стреляти нас всех, яко таково великое древо и кумира нашего росбиша на многи части» (9, 180). Кумир воспринимается прежде всего в качестве объекта поклонения, поскольку его приносят к городку с русскими людьми, ставят под деревом и начинают поклоняться ему. С его помощью надеются победить христиан. Однако у остяков ничего не выходит: русские люди с помощью огнестрельного оружия разбивают кумира на множество частей. Тем самым терпит поражение кумир, что вселяет страх в его почитателей и язычники отступают.

В конечном счете с приходом русских людей в Сибирь «отпаде бесовская служба, и требища идолская сокрушишася, боговидение всади, троице единосущная» (9, 181).

Во всех отношениях Идол уступает Богу. Он не может быть самодостаточным, он требует прошений, поклонений, но не предоставляет покровительства и он может быть уничтожен, что вообще невозможно по отношению к Богу.

* * *

Подведем итог рассуждениям о религиозном пространстве в сознании служилой общности. В обобщенных представлениях всех слоев служилой общности религиозное пространство состоит из двух главных существ: Бог и Идол. Правда, Бог занимает практически подавляющее большинство данного пространства, а Идолам отводится лишь скромное место. При этом в представлениях низших слоев служилой общности Бог несколько больше занимает места в религиозном пространстве, чем среди представлений высших слоев, и наоборот, идол, несколько больше представлен в представлениях высших слоев служилой общности, чем среди высших. Несмотря на то, что разница между процентным весом Бога в представлениях низших и высших слоев не так, велика (около 4 % в пользу низших слоев) можно попытаться найти объяснение данному явлению. С чем это связано?

Объективно язычество продолжало довольно активно существовать и в конце XVI– начале XVIII вв.. на сибирской почве. Возможно, объяснение находится в практической сфере действий служилого человека. Служилый человек постоянно сталкивался с опасностью для своей жизни во время соприкосновений с инородцами, что составляло львиную долю всей его служилой жизни (сбор ясака, подавление измен, защита ясачных людей). В сознании служивого человека, процесс искоренения язычества, надо пола-гать, не закончился в конце XVI века. Бог должен был оказывать покро-вительство именно в военной сфере. Поэтому служивый человек всецело стремился к тому, чтобы осознание присутствия Бога никогда не покидало его психику. В этой связи Бог занимает несколько больше места в религиозных представлениях низших слоев служилой общности. Воеводы в отличие от рядового слоя служилого населения не принимали непосредственного участия в столкновениях с иноземцами, оттого и присутствие Бога в их представлениях несколько ниже. Бог являлся практически единственной значимой духовной ценностью для служилого человека, поскольку вокруг находилось огромное количество язычников – местных коренных народов ,использовавших всяческие ухищрения, чтобы «натравить» своих языческих демонов против крайне малочисленных русских людей. Но у русских людей была огромная психологическая защита – это Бог, который придавал им силы и уверенности в правоте и избранности свыше своего в высшей степени трудного и почти невыполнимого мероприятия. И только благодаря этому русское государство смогло укрепиться за счет присоединения Сибири. Именно Бог был единственной силой, осуществившей присоединение Сибири к России и принесшей туда свет и великолепие истинного христианского Бога. Таково мнение служилого человека о своих верованиях. Именно в религиозной плоскости происходила первостепенная борьба за приобщение некогда языческой Сибири к христианской Руси.      

Служилый человек считает присутствие бога на земле практически постоянным, свидетельством чему являются достаточно эмоциональные высказывания «С нами бог, сотворитель наш! Да поможет нам, созда­нию своему!», «…християнский наш Бог…», «…Бог наш» (9, 131; 13, 312). Эти высказывания не потеряли своей актуальности и по сей день.

[1] Таблица составлена на материалах: 1; 5 – 9, , 117 - 137, 177 - 293; 11, дд. 133, ч. 1-3; 12, дд. 407, 524, 531, 551- 558, 910, 60 - 267; 14.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top