Колесников Б.В.

Конец XIX – начало XX в. – важный период в истории России. Это было время после Великих реформ, изменивших все сферы жизни общества, направивших Россию на новый путь развития. Не обошли они и Православную Церковь. Донская епархия была одной из самых обширных, к 1916 году в ней насчитывалось 43 благочиния. На всей территории проживали 47872 человека, из них 23807 мужского пола, 24065 женского пола[1]. Благочиния – небольшие административные единицы Церкви, объединявшие несколько приходов. Углубленное изучение благочиний Хоперского округа Области Войска Донского, таких как Павловское, позволит четче выделить общие тенденции и особенности их социально-экономического развития, религиозной ситуации в них. Изучение приходской жизни необходимо для понимания повседневной жизни прихода, духовного мира православного донского казака.

Повседневная жизнь провинциального духовенства и мирян долгое время являлась неизученной. Не было краеведческих работ по истории религии, они стали появляться только в последнее время[2]. Однако документы Павловского благочиния до сего дня остались практически незадействованными исследователями. Состояние Русской Православной церкви в конце XIX – начале XX века в общегосударственном масштабе неплохо отражено в исторических исследованиях. Но в истории Донской епархии еще остается много направлений, которые нуждаются в детальном изучении, особенно по отдельным благочиниям.

Источниками по истории Павловского благочиния Хоперского округа второй половины XIX – начала XX вв. являются клировые ведомости за 1870-1885 гг., ведомости о состоянии раскола за 1897-1901 гг., ведомости о родившихся, браком сочетавшихся и умерших за 1897-1900 гг., ведомости о церквах и белом духовенстве за 1897-1901 гг., ведомости о монашествующем и белом духовенстве за 1897-1901 гг., ведомости о людях православного вероисповедания, бывших и не бывших у исповеди и святого причастия за 1896-1900 гг.

Все эти источники относятся к письменным делопроизводственным документам. Источники хранятся в Государственном архиве Волгоградской области, фонд 13.

Клировые ведомости - самый полный и интересный источник. Они содержат сведения о численности и составе клира церквей данного благочиния, их хозяйственной жизни, доходах и расходах, обеспеченности всех членов причта, церковном имуществе и документации, приходских попечительствах и учебных заведениях. Не менее важным является блок информации о штатных и внештатных священниках и других служебных лицах. Он помогает восстановить биографии священников и диаконов и дает представление об их образовании, служении, заслугах и семье. В клировых ведомостях также приводятся данные о численности прихожан.

Русская православная церковь оказывала большое влияние на все стороны жизни православного населения царской России. Без церковного благословения не совершался ни один государственный акт, начиная с коронации царей и кончая объявлением войны или заключением мира. Успехи русской церкви измерялись масштабами внешнего, количественного характера. Колоссально ширилась русская империя, росло её население. Ширилась и русская церковь, росло количество православных[3].

Православное духовенство выполняло целый ряд сугубо государственных функций[4]. Оно производило регистрацию рождений, браков и смертей. Ему поручалось наблюдение за политической благонадёжностью прихожан – подданных Российской империи. Духовенству предписывалось религиозно-церковное обслуживание военных и заключённых, участие в судопроизводстве (приведение к церковной присяге) и т.д. Богослужением сопровождалось открытие предприятия, любого мероприятия. Без молебна не начинали сельскохозяйственные работы, не выгоняли скот на пастбище.

С начала ХVІІІ века в составе, правах, организации и материальном обеспечении белого духовенства произошли такие значительные изменения, которые сделали синодальный период совершенно особой эпохой в истории приходского духовенства[5].

Развитие и укрепление образования в стране привели к тому, что определенный образовательный ценз стал условием и для занятия церковных должностей. Это в корне подрывало традиции общинной выборности духовенства и наследования церковных должностей в приходах. Духовные училища вместе с обучением и воспитанием взяли на себя и функцию отбора кандидатов в приходской клир. Духовенство вырабатывало свой неповторимый жизненный уклад, который был обусловлен особенностями его материального и правового положения[6].

Духовенство как неподатное сословие пользовалось рядом льгот: было освобождено от подушной подати и рекрутской повинности, телесных наказаний, воинского постоя, с начала XIX века получило право приобретать в собственность недвижимость, в том числе и ненаселенные земли.

Каноническое право ставило ряд ограничений и запретов в быту и поведении духовенства[7]. Так, всем клирикам запрещалось предаваться пьянству и азартным играм, принимать участие в спектаклях и других светских развлечениях, заниматься охотой, хирургической практикой, а также промыслами, несовместимыми с духовным званием. В светских судах священник мог ходатайствовать только по делам, касавшимся приходской церкви или лично его самого. Он не имел права занимать государственные и общественные должности. Ему категорически запрещалось заниматься ростовщичеством.

Канонические правила в принципе отвергали добровольное сложение священнического сана. Светское законодательство, хотя формально и запрещало самовольное сложение священнического сана, но дозволяло просить об этом духовное начальство «в особых случаях и по уважительным причинам».

По указу 1831 года добровольно оставившим священнический сан (как обладавшим тайной исповеди) запрещалось в течение семи лет проживание в своем приходе, равно как и в столицах. Запрещалось также в течение десяти лет принимать их на гражданскую службу. Но строго это правило не соблюдалось. По особому ходатайству Св. Синода пред высочайшей властью они принимались на гражданскую службу[8].

Обращаясь к истокам церкви, к появлению первых приходов, Е.Е Голубинский отмечает, что уже тогда служители алтаря или епископы с прочими клириками имели средством своего содержания только добровольные приношения верующих своих приходов. В дальнейшем средства содержания приходского духовенства складывались из добровольных приношений верующих, сборов с прихожан самого духовенства (так называемые славы), взимания плат за требы и частные службы и отчасти доходов с недвижимых имений, которые были пожертвованы некоторым приходским церквям[9]. Д.М. Поспеловский тоже отмечает что «духовенство было бедным и угнетенным»[10]. П.Н. Зырянов объясняет плохую обеспеченность сельского духовенства небольшими размерами или полным отсутствием казенного жалованья, бедностью крестьянского населения и растущим земельным утеснением, влиявшим на величину церковных наделов[11].

Доход приходского священника в первую очередь зависел от платы за требы. Большое значение имели также субъективные моменты, такие как популярность священника. Для прихожан, привыкших высоко ценить таинства и обрядовую сторону церковной жизни, священник был необходимым посредником в общении с Богом, совершителем треб, без которых было невозможно «устроение души», и потому он имел право на вознаграждение. Но при этом верующий считал себя вправе определять величину этого вознаграждения.

Сельский священник для содержания своей обычно многочисленной семьи вел такое же хозяйство, как и его прихожане-крестьяне: пахал землю, разводил домашний скот[12]. При крайнем недостатке средств сельский священник занимался даже мелким ремеслом, например, умел переплетать книги, требники, службы и пр., обучал других переплетному мастерству.

Приход – сосредоточие церковной жизни. Именно в рамках прихода духовенство доносит до верующего народа учение Христа Спасителя. Здесь протекает земное бытие христианина.

Особенности исторического развития региона оказали влияние на жизнь прихода, обусловили длительное сохранение значительных отличий в положении духовенства Дона от положения служителей церкви в других частях России[13].

Многие станицы испытывали недостаток в пахотной, сенокосной и других землях. Естественный прирост населения «съел» свободные юртовые земли, приходилось думать о расселении станиц. Для властей на первом месте стоял казак-воин. Вполне естественно, что в таких условиях интересы духовенства отодвигали на второй план. В лучшем случае соглашались, что духовенство живёт бедно и ему необходимо помочь. Право казачьего духовенства пользоваться юртовой землей постепенно переходит в разряд декларации, хотя и не везде. Рапорты благочинных начала 1860-х годов рисуют безрадостную картину[14].

Основной статьей дохода церквей Павловского благочиния была плата за требы и продажа свечей. На содержание священников, диаконов и церковнослужителей определенного жалования не поступало. Организационная сторона жизни прихода ложилась на особые Церковные Попечительства, утверждаемые войсковым наказным атаманом[15]. Средства приходского попечительства расходовались, главным образом, на ремонт и уплату долгов. Доходы церквей постепенно увеличивались, но в целом их материальное обеспечение было недостаточным. Только в Архангельской церкви Алексеевской станицы содержание клириков было немного выше среднего уровня.

В рассматриваемых станицах не было церковноприходских школ, но были светские учебные заведения – приходские училища, а в Филоновской станице было ещё женское училище 3-го разряда.

Материальное положение приходов было бедным, поддерживалось только на средства прихожан. Значительного отличия между ними не было, средства, которые оставались после ежегодного отчисления в Консисторию налога были довольно скудными и не могли помочь в решении всех насущных материальных проблем.

Управление благочинием осуществлялось Консисторией под непосредственным руководством епархиального архиерея, имевшей административные и судебные функции. Консистория состояла из присутствия (члены которого назначались епископом из белого и черного духовенства, утверждались и в случае необходимости увольнялись Святейшим Синодом) и канцелярии. Каждый член присутствия отвечал за особый круг дел, однако решения принимались на совместных заседаниях. Канцелярия находилась под руководством секретаря, который назначался Святейшим Синодом по предложению обер-прокурора.

Благочинный — административно-судебное должностное лицо православного духовенства. Благочинные осуществляли надзор за нравственностью духовенства, за управлением церковным имуществом и за церковными книгами и были обязаны дважды в год объезжать церкви своего округа[16]. Они имели право самостоятельно улаживать мелкие дела и налагать церковные наказания за незначительные проступки. О результатах своих объездов они должны были делать подробные отчеты епископу. Относительно вознаграждения за эту службу никаких предписаний не было, обычно оно производилось за счет отчислений из доходов клира. В 60-е гг. стали возникать благочиннические советы.

Донская консистория в конце XIX – начале XX века контролировала церковное имущество, через неё проходили все документы церквей, например, Метрические книги, Обыскная книга, Приходорасходные книги. «Приходорасходные книги для записи церковных, свечной и кошельковой сумм выданы из консистории за шнуром и печатью».[17]

Ежегодные отчеты Павловского благочиния Хопёрского округа рассматриваемого периода содержат сведения о прихожанах: в каких местах живут, какого происхождения: казаки, иногородние, указывался атаман, число душ мужского, женского, обоего пола, в каком расстоянии от церкви посёлки и хутора, нет ли препятствий в сообщении, указывалось также, нет ли раскольников. У каждой церкви была своя печать. Введение печатной документации относится к 1878 году. До этого ведомости были полностью рукописными. Бланки для отчетных документов печатались в типографии Волкова в г. Урюпинск[18].

Отчеты передавались в консисторию с помощью благочинного. На основе документов известно, что благочинный был при Николаевской церкви Аннинской станицы, которая находилась от Донской духовной консистории в 430 верстах[19]. Благочинным до 1869 года был священник Лука Антониев[20].

Согласно документам 1878 года, Благочинным в этот период являлся священник Николаевской церкви Аннинской станицы Николай Иоаннов Кузьмин, помощником благочинного - священник Троицкой церкви Филоновской станицы Иоанн Петров[21]. В 1903 году благочинным стал священник Филоновской станицы Фёдор Ильинский[22].

Приходы передавали в консисторию отчёт о материальном положении своей церкви, о собранной за год кошельковой сумме, о других доходах и расходах. Сообщалось также о наличии приходского попечительства, о его средствах и, о том, куда эти средства были израсходованы.

В конце каждого года приходы должны были предоставлять в консисторию информацию о православных прихожанах, о количестве исповедовавшихся, и тех, кто не являлся к исповеди, о наличии раскольников. Указывалось число прихожан всех званий в казачьих поселениях, станицах и хуторах и в поселениях крестьянских, слободах и поселках. Необходимо было ежегодно отчитываться о родившихся за год, вступивших в брак и умерших, причем указывалось число умерших по каждой возрастной группе и сообщались причины неестественной смерти.

Документы свидетельствуют, что управление приходами осуществлялось через контроль над самыми разными сторонами их жизни. Ежегодные отчеты позволяли получить информацию о конфессиональном, этническом, возрастном составе приходов, об их материальном и духовном состоянии и развитии. Из отчетных ведомостей видно, что приходы серьезно относились к составлению этих документов, из года в год предоставляли полную информацию о своем материальном и духовном состоянии, а также обо всех изменениях в жизни причта и прихожан.

Духовенство

Димитриевская церковь Павловской станицы

На основе отчётных ведомостей известно, что причт Димитриевской церкви Павловской станицы, по данным 1885 года, состоял из 2 священников, двух псаломщиков[23]. В указанном году не хватало одного диакона. В 1886 году состав причта полный[24]. В 1897 году в штате были один священник, один диакон, один причетник[25]. В документах 1899 и 1900 года указаны два священника, один диакон, два причетника. По данным 1899 года, при церкви были два ученых священника, диакон, причетники и неучёные исправляющие должность псаломщиков[26].

Документ 1900 года подписали священник Иоанн Колесников, священник Артемий Ермилов, диакон Михаил Прозоровский, псаломщик Георгий Войтов, псаломщик Аристарх Ежов[27].

Священники, диаконы и церковнослужители пользовались некоторым количеством земли по дозволению своих станичных прихожан[28].

В 1879 году священник Аристарх Михайлов жил в собственном деревянном доме на станичной юртовой земле. Священник Авраамий Сергиев и причетники Протопопов и Донецкий жили в наёмных квартирах[29].

По данным на 1884 год, домов у клириков собственных не было, все жили на наёмных квартирах на собственные средства[30].

В Павловской станице было приходское училище, с 1862 года оно содержалось за счёт казны. В первом отделении преподавались Закон Божий, молитвы, чтение по-славянски и граждански, писание. Во втором отделении: изучались краткий катехизис, краткая священная история, первая часть арифметики. В воскресные и праздничные дни объяснялось евангелие. Учителем был коллежский регистратор Николай Якушев. Законоучителем – священник Аристарх Михайлов, а почётным блюстителем – урядник Ермол Попов[31].

Троицкая церковь Филоновской станицы

Причт Троицкой церкви Филоновской станицы в 1878 году состоял из настоятеля, трех помощников настоятеля, четырех псаломщиков[32]. В документах с 1897 года в штате указано 4 священника, 1 диакон, 4 причетника[33].

Дома у священников, диаконов и церковнослужителей были собственные, деревянные, на станичной юртовой земле. Но некоторым служителям церкви приходилось снимать жилье на собственные средства. В 1881 году пономарь Павел Пудовкин жил в наемной квартире[34]. В 1884 году квартиру снимал диакон Андрей Аникеев[35]. В 1885 году псаломщик Александр Прокопиев не имел собственного дома, жил на квартире, оплачиваемой за свой счет[36].

Духовенство жалованье не получало, приходилось пользоваться только доходами от прихожан за исправление духовных треб. Содержание причта было недостаточным, что отмечалось в отчетных документах[37].

Священники и другие члены причта пользовались землей наравне с прихожанами, получали по одному казачьему паю[38].

В Филоновском приходе были 2 светских заведения: приходское мирянское училище и женское 3-го разряда[39].

Николаевская церковь Аннинской станицы

Причта при Николаевской церкви Аннинской станицы по Высочайше утвержденному в 1885 году положению: 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика. Дома у священников собственные деревянные; а диаконы и 2 псаломщика жили в квартирах, нанимаемых на собственные средства[40].

На содержание священников, диаконов и церковнослужителей особого жалованья не было, а пользовались они доходами от прихожан за исправление духовных треб. Содержание их было недостаточным[41].

Троицкая церковь Аннинской станицы Березовского хутора

Причт Троицкой церкви Аннинской станицы Березовского хутора по распоряжению Епархиального Начальства состоял их одного священника и одного дьячка[42]. По данным 1869 года священником был Андрей Иванов Карпов, дьячком - Александр Иванович Тимофеев[43]. По документам 1875 года, в церкви были священник Андрей Карпов и причетник Самсон Уретков[44]. В 1876-1882 гг. должность псаломщика занимал причетник Самсон Анфимович Грешнов.В 1882 года настоятелем церкви стал священник Иоанн Васильевич Смирнов[45]. В 1883-84 гг. исправляющим должность псаломщика по найму был Тимофей Григорьевич Любимов[46]. Согласно документам, в 1885-86 гг. диаконское место было вакантно, а псаломщиком являлся Тимофей Григорьевич Любимов[47].

Священно и церковнослужители пользовались станичной землей вместе с прихожанами чрезполосно, без ограничения количества десятин. Собственных домов у священников и других членов причта, по данным 1869 года, не было, они жили в наемных квартирах[48]. В 1875 году у священника был собственный деревянный дом, на станичной земле, причетник жил в квартире, нанимаемой на собственные средства[49]. В 1881 году священник и причетник жили в наемных квартирах[50]. На основе документов можно сделать вывод, что в 1881 году произошла замена настоятеля церкви, и у него еще не было собственного дома. В 1882 году новый настоятель церкви священник Иоанн Васильевич Смирнов уже имел свой дом, а причетник по-прежнему жил в наемной квартире[51].

Жалованья служители церкви не получали, жили на доходы от прихожан и благодаря труду на станичной земле. Содержание причта, по документам 1869 году, скудное[52], но, начиная с 1875 года, оценивается как достаточное[53].

При Троицкой церкви Аннинской станицы Березовского хутора церкви имелась библиотека. В ней кроме Богослужебных книг находились книги духовно-нравственного содержания 10 наименований и в 22 томах[54].

Приходское попечительство было открыто в 1867 году 1 сентября; но оно состояло сначала из священников Николаевской церкви Аннинской станицы.[55] Попечительство было вновь открыто в 1871 году, председателем в нем стал приходской священник Андрей Карпов[56].

Церковноприходской школы при церкви не было, потому что в станице Аннинской, к которой принадлежал приход, находилось светское приходское училище от Министерства Народного просвещения.

Николаевская церковь Ярыженской станицы Хоперскаго округа

Для Николаевской церкви Ярыженской станицы Хоперскаго округа до 1877 года было положено по штату: Священников 2. Диакон 1. Дьячков 2. Пономарей 2.

Состав причта в 1875 году был следующий: священник Василий Иоаннович Космин, священник Арсений Максимович Грешнов, диакон Андрей Филиппович Аникев, дьячек Петр Васильевич Иванов, дьячек Виссарион Иванович Грешнов, пономарь Александр Григорьевич Космин[57]. В 1875 году в штате не хватало одного пономаря, который был переведен в другое место[58]. По Высочайше Утвержденному расписанию штатов от 2 Апреля 1877 года состав причта был изменен и состоял из одного настоятеля, одного помощника, двух псаломщиков[59]. С 1878 года все клирики были в наличии. В период в 1879 по 1881 годы настоятелем церкви был священник Василий Иоаннович Космин, помощником настоятеля - священник Арсений Максимович Грешнов, исправляющим должность псаломщика - диакон Андрей Филиппович Аникеев, исправляющим должность псаломщика - дьячек Петр Васильевич Иванов. В 1882 году место помощника настоятеля церкви было свободным в связи со смертью священника Арсения Грешнова[60]. В 1883 году настоятелем церкви стал Василий Иванович Кожин, а его помощником - священник Иоанн Хрисанфович Прокопович[61]. С 1884 года помощником настоятеля церкви был священник Феодор Алексеев Григорьев, а обязанности псаломщика исполнял Иоанн Васильевич Данилевский[62]. Новые изменения в штате произошли в 1897 году в связи с увольнением по старости и болезни[63].

Священно и церковнослужители жалованья не получали, жили на доходы от церкви. Из отчетов 1869- 1886 гг. следует, что содержание причта сначала было недостаточным[64], но постепенно улучшалось[65].

Согласно документам 1869 года, служители церкви имели собственные деревянные дома на станичной земле, кроме священника Космина, и причетников, которые жили в скудных квартирах[66]. В 1875 году священник Космин уже жил в собственном каменном доме[67]. С 1883 года в собственном каменном доме жил новый настоятель церкви Василий Иванович Кожин[68]. Священник Григорьев и псаломщик Данилевский нанимали на свои средства квартиры[69].

Церковная летопись велась в церкви с 1867 года, в нее вносились все события, заслуживающие особенного внимания. Выдана она была за подписью бывшего местного благочинного священника Луки Антониева[70].

Библиотека церковная была открыта в 1867 году, в ней находились книги и журналы до 39 номеров; все они значились в особом списке[71].

В станице в 1869 году было учреждено приходское попечительство, его председателем был местный священник Арсений Грешнов. В состав попечительства входили Станичный Атаман, Церковный Староста и прочие избранные обществом[72]. Должность Церковного Старосты Ярыженской станицы занимал урядник Григорий Назарович Авчинников.

В приходе было приходское училище, в котором местный священник Арсений Грешнов преподавал Закон Божий, а другие предметы преподавал урядник Егор Оболонин[73]. С 1883 года Георгий Зиновьевич Оболонин был заведующим училища, Закон Божий с этого времени преподавал местный священник Федор Григорьев[74].

Димитриевская церковь Дурновской станицы

По штату, утвержденному в 1872 году, причт Димитриевской церкви Дурновской станицы состоял из священника и двух причетников[75]. Согласно документам, с 1869 по 1881 год причт представляли священник Василий Иванович Великанов (с 1878 года – настоятель церкви), исправляющий должность дьячка диакон Федор Андреевич Афанасьев, пономарь Василий Абрамович Пономарев. С 1881 года Пономарев занимал должность псаломщика, другим псаломщиком стал Иван Васильевич Кожин[76].

В 1883 году Димитриевская церковь сгорела в результате пожара, в 1884 году на ее месте на средства прихожан был построен и освящен Молитвенный дом. Причт при нем по штату, утвержденному в 1877 году, состоял из одного настоятеля и двух псаломщиков. По распоряжению Епархиального Начальства одно место псаломщика временно было упразднено[77].

Настоятелем Молитвенного дома стал священник Иоанн Хрисанфович Прокопович, исполняющим обязанности псаломщика - пономарь Василий Абрамович Пономарев.

Особо отмежеванной церковной земли - усадебной пахотной и сенокосной - при Димитриевской церкви Дурновской станицы не имелось, священно и церковнослужители пользовались некоторым количеством земли по дозволению станичных прихожан. Дома у них были собственные деревянные на станичной юртовой земле, кроме дьяка Федора Афанасьева, который жил в квартире, нанимаемой за свой счет.

Приходское попечительство было учреждено в 1869 году, председателем в нем являлся станичный атаман Коллежский Регистратор Федор Иванович Якушов[78].

В Димитриевском приходе в 1867 году Министерством Народного Просвещения открыло на войсковую сумму Приходское Духовное Училище. Закон Божий преподавал в нем священник Василий Великанов[79], а затем его сменил священник Иоанн Прокопович[80].

Архангельская церковь Дурновской станицы Мартиновского хутора

Причт Архангельской церкви Дурновской станицы Мартиновского хутора, согласно утвержденному в 1870 году штату, был представлен священником и двумя псаломщиками.

В 1875 году в церкви служили священник Федор Антониевич Попов

( с 1878 года – настоятель церкви), дьячек Михаил Филиппович Иванов, пономарь Никандр Иванович Афанасьев[81]. В 1882 году состав причта изменился. Настоятелем церкви стал священник Николай Димитриевич Дионисьев, исправляющим должность псаломщика - дьячёк Иоанн Филиппович Листов[82].

До 1882 года священник жил бесплатно на квартире прихожан[83]. Псаломщик пономарь Никандр Афанасьев имел собственный дом на станичной юртовой земле. В 1882 году новый настоятель церкви стал жить в Церковном доме, построенном на средство прихожан ( построен в 1882 году), а псаломщик жил в общественной квартире[84].

На содержание причта определенного жалования ниоткуда не поступало, хотя прихожане в 1870 году (при постройке церкви) обязались построить для духовенства дома с участками и выделять из станичных сумм жалованье для священника и псаломщика по 600 руб. серебром в год, но это условие не выполнялось[85]. Священнослужители пользовались доходами от прихожан за исправление треб. В 1881 и 1882 годах в отчетных документах отмечено неудовлетворительное содержание причта[86].

Церковно-приходской школы при церкви не было, потому что в станице Дурновской находилось штатное приходское училище.

Приходское попечительство было открыто в 1872 году, председателем его стал урядник Андрей Зотьев[87]. В 1881 году председателями были казаки Феодор Попов и Прокопий Старынин[88]. С 1883 года попечительство возглавил казак Трофим Никитов Макаров[89].

Архангельской церкви Алексеевской станицы

Причт при Архангельской церкви Алексеевской станицы в 1885 году представляли 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика[90].

Дома у них были собственные деревянные; кроме диакона, который жил в квартире, нанимаемой на собственные средства. На содержание клириков определенного жалования ниоткуда не поступало, а пользовались они доходами от прихожан за исправление духовных треб. Содержание их посредственное.[91]

В 1901 году диаконом стал Виктор Петровский, окончивший курс духовной семинарии[92].

Таким образом, духовенство жило на средства, получаемые от прихожан за исправление духовных треб. Эти средства были довольно скромными. Нередко собранных денег не хватало на содержание причта, о чем свидетельствуют отчетные документы.

Не у всех священно и церковнослужителей были собственные дома, многим служителям церкви приходилось жить на наемной квартире. Клирики пользовались станичной землей чрезполосно наравне с прихожанами и с их разрешения или получали по одному казачьему паю.

Семьи у представителей духовенства, как правило, были большие. Детям они старались дать образование. Ведомости о монашествующем и белом духовенстве отражают качественное изменение состава причта рассматриваемых церквей. В них увеличивалось число учёных священников. В каждом приходе были священники, окончившие богословский курс[93].

Прихожане

После Русско-турецкой войны в продолжение 26 лет Российское государство пользовалось миром и тишиной. Отдохнули казаки, обстроился Дон, расширились и разукрасились станицы[94].

Из Ведомостей о людях православного исповедания, бывших и не бывших у исповеди и святого причастия можно узнать о социальном составе приходов, численности населения станиц, уровне рождаемости и смертности, о возрасте умерших людей и причинах их смерти, количестве заключенных браков, а также о наличии в приходах раскольников, их количестве и проводимой с ними работе.

Вся жизнь людей, проживающих в станицах Павловского благочиния нашла отражение в ежегодных отчетных документах, которые приходы передавали через благочинного в консисторию.

Павловская станица

В 1896 году в Павловской станице было 4191 человек, из них 2102 мужчин, 2089 женщин. Большинство из них принадлежали военному (казачьему) сословию: 1456 мужчин и 1540 женщин.

Статских, купцов, мещан, цеховых и других городских обывателей в приходе не значилось. К исповеди и причастию приходили 136 крестьян мужского пола и 129 женского пола. Остальные жители станицы были малолетними детьми (до 7 лет).

В 1897 году жителей в станице стало больше на 92 человека. Население составило 4283 человека. Представителей казачьего сословия стало 1559 человек мужского пола и 1630 женского. В 1899 году в станице проживали 4309 человек: 2150 мужского и 2159 женского пола. В 1901 году число жителей в станице увеличилось до 4367 человек, среди них 2186 мужчин и 2183 женщин[95].

В отчёте о раскольниках по Димитриевской церкви Павловской станицы за 1897 год указано их отсутствие[96]. В 1898 году отмечен один раскольник из простых казаков[97]. Один человек (в графе хлысты) значится и в отчете за 1899 год[98]. В 1900 и 1901 гг. раскольников в приходе не было[99].

В Павловской станице находилось приходское училище, которое с 1862 года содержалось за счёт казны.

Алексеевская станица

В Алексеевской станице в 1896 году проживали 4505 человек, из них 2250 мужчин, 2255 женщин, исповедовались и причащались 2255 человек казачьего сословия мужского пола, 1750 – женского, 25 человек купеческого и мещанского сословия мужского пола и 28 женского, из крестьян: 75 мужчин, 28 женщин. Раскольников в приходе не было. Не исповедовались и не причащались только те жители станицы, которым мало лет или те, кто находился в отлучке по уважительной причине.

В 1897 году число жителей станицы значительно увеличилось и достигло 5152 человек. В 1899 году население уменьшилось до 4847 человек[100]. В 1901 году оно стало еще меньше и составило 4828 человек. Из них 2431 мужчин и 2397 женщин[101].

Аннинская станица

Население Аннинской станицы в 1896 году составляло 5486 человек, из 2710 мужчин и 2770 женщин. Раскольниками были 10 человек мужского пола, 8 человек женского пола. К исповеди приходили 1937 казаков мужского пола и 2112 женского пола, представителей купеческого и мещанского сословия 17 человек мужского пола, 21 человек женского пола, 140 крестьян мужского пола и 121 женского пола.

В 1897 году в станице проживали 5775 человек, что больше предыдущего года на 289 человек. В 1899 году население составило 5924 человек, из которых 2905 мужчин и 3019 женщин. В 1901 году прихожанами церкви были 5863 человека, из них 2914 мужчин и 2949 женщин. В 1752 году 2914 мужчин и 2949 женщин посещали приписной к церкви Косьма Домиановский Молитвенный дом[102].

Филоновская станица

В Филоновской станице в 1896 году проживали 10271 человек, из них мужское население составило 5017 человек, женское – 5254 человек. Также как и в других станицах, большую часть населения представляли казаки. Согласно документу, у исповеди были 3742 человека казачьего сословия мужского пола, 4043 женского пола, из мещанского и купеческого сословия 42 человека мужского пола, 49 человек женского, из крестьян 159 мужчин и 136 женщин[103].

В 1897 году население станицы возросло только на 28 человек и составило 10299 человек. В 1901 году в станице проживали 11310 человек, из них 5569 мужчин, 5741 женщин[104].

Большинство жителей исповедовали православную веру, но были и приверженцы других вероисповеданий. В документе, составленном в Троицкой церкви Филоновской станицы в 1897 году, указаны 1 армяно-григориан, 377 лютеран, из них 205 мужчин, 173 женщины[105]. В 1900 году по приходу Троицкой церкви Филоновской станицы зарегистрировано 209 лютеран[106].

В Филоновской станице было два училища – приходское мирянское училище и женское училище 3-го разряда.

Мартиновский хутор Дурновской станицы

В 1897 году на Мартиновском хуторе проживали представители шести сословий, из них войскового сословия 1071 человек мужского и 1070 человек женского пола (всего 2141 человек). Простых казаков (хлыстов) было 29 человек, других сословий - 149 человек.

В 1898 году население изменилось. Число казаков войскового сословия уменьшилось до 1726 человек, простых казаков – до 14 человек, представителей других сословий - до 115 человек. В 1899 году войсковое сословие увеличилось на 86 человек и составило 1812 человек, общее число представителей других сословий уменьшилось до 102 человек. В 1900 году число проживающих на хуторе казаков войскового сословия возросло до 2273 человек. Представителей других сословий стало 142 человека.

По данным 1901 года, войсковое сословие продолжало увеличиваться и достигло 2334 человек. Представителей других сословий было 173 человека.

Сектантство в Мартиновском приходе, по данным 1998 года, благодаря частым публичным собеседованиям, заметно сократилось (с 29 до 14 человек), были примеры обращения в православие[107]. В приложении к ведомости о состоянии раскола говорится, что отношения сектантов к местным властям и православному населению были благосклонными. Со стороны духовенства с целью обращения сектантов в лоно православной Церкви каждый воскресный и праздничный день произносились проповеди, в которых раскрывались истины православной Церкви и ложное учение хлыстов. Кроме того, с ними проводились беседы на дому. Эти меры позволили ослабить движение сектантов, подорвать доверие к ним со стороны православных и убедить православных в несостоятельности их учения[108]. Сектантских моленных, сектантских попов, наставников и уставщиков в приходе не было. В документах неоднократно отмечено, что сектанты с одобрением относились к гражданским и церковным школам, но детей своих они отдавали преимущественно в церковные школы[109].

В 1882 году при Архангельской церкви Дурновской станицы Мартиновского хутора была открыта Земская Народная Школа, Учителем являлся казак Тит Филиппович Гвоздиков, а Законоучителем - священник Николай Дионисьев. Председатели в оном казаки Феодор Федоров Попов, Прокофий Марков Старынин, Иван Иванов Линков[110].

Дурновская станица

В станице Дурновской большинство населения составляли представители войскового сословия. В 1897 году их было 2166 человек, простых казаков (раскольников) было 8 человек, представителей других сословий - 28 человек.

В 1898 году население увеличилось на 129 человек. В станице проживали 2287 казаков, 36 человек, не принадлежащих казачьему сословию, и раскольники. Число простых казаков (хлыстов) не изменилось.

В 1899 году население продолжало расти, число православных казаков войскового сословия достигло 2347 человек, представителей других сословий было 73 человека. Число простых казаков (хлыстов) возросло до 15.

В 1900 году численность казаков, проживающих в станице, составила 2371 человека, 77 жителей представляли другие сословия. В 1901 году казачье население войскового сословия увеличилось на 47, зато число жителей, принадлежащих другим сословия, уменьшилось на 9 человек. Количество хлыстов сократилось до 11 человек.

Секта хлыстов появилась в приходе Димитриевской церкви Дурновской станицы в 1889 году, основал ее административно ссыльный из Романовской станицы на Дону казак Соловьев[111]. В первое время последователей хлыстов было больше, но благодаря беседам миссионеров и духовенства к 1899 году осталось только одно семейство, в котором взрослых и детей мужского пола 7 человек и 8 человек женского пола. Особенной вражды к православным хлысты не выражали. Мерой воздействия на них были собеседования домашние и с церковной кафедры, которые заметно повлияли на станичников, которые сначала устремились в эту секту. Наставником хлыстов считался старший Иван Терентьевич Григорьев. К нему обращались за наставлениями хлысты из других мест.

Жила семья хлыстов в 45 верстах от станицы, дети их нигде не учились[112].

В станице Дурновской находилось штатное приходское училище, которое подчинялось дирекции училищ Войска Донского, в это училище прихожане отдавали своих детей.

Ярыженская станица

В 1897 году представителей войскового сословия было 5621 человек. Вместе с казаками в станице жили 278 человек, принадлежащих к другим сословиям. Кроме них были 20 раскольников молокан.

В 1898 году жителей стало меньше: войскового сословия – 5608 человек, других сословий - 271 человек. В 1899году число православных. войскового сословия уменьшилось до 5600 человек, а других сословий - до 250 человек.

В 1900 число казаков уменьшилось на 110 человек (составило 5570 человек), число представителей других сословий увеличилось до 266 человек.

В 1901году население станицы снова изменилось: численность казаков войскового сословия сократилось до 5528, других сословий – до 245 человек.

Жители Ярыженской станицы исповедовали в основном православную веру. Но среди населения были и раскольники. – молокане. По данным 1897 года, их было 20 человек[113].

Образование станичники могли получить в приходском училище, в котором Закон Божий преподавали местные священники.

Хутор Березовский

В 1897 году на хуторе проживали 2560 человек войскового сословия и 226 человек различных других сословий. До конца 1898 года население увеличилось, представителей войскового сословия стало 2593 человека и других сословий -273 человека.

Затем население стало уменьшаться. Число казаков в 1899 году сократилось до 2537 человек, других сословий - до 158 человек. В 1900 году казаков стало больше на 67 человек, численность других сословий не изменилась. В 1901 году казачье население хутора продолжало увеличиваться, представителей войскового сословия было 2686 человек, но число жителей, представляющих другие сословия, уменьшилось до 142 человек. Раскольников на хуторе не было. Все жители были православными.

В Березовском приходе находилось светское приходское училище от Министерства Народного просвещения; в училище учителем и надзирателем был казак Николай Яковлев Ребров, а Закон Божий преподавал местный Священник Иоанн Смирнов[114].

Из документов следует вывод о том, что главную часть населения Павловского благочиния составляли представители военного (казачьего) сословия.

Если сравнить изменение численности населения в приходах и данные о количестве родившихся и умерших, то можно сделать вывод о том, что, в Павловском благочинии была высокая рождаемость, её уровень превышал уровень смертности, например, в Филоновской станице в 1897 году родилось 603 человек, умерло 339 человек[115]. Это способствовало росту численности населения, но были и другие причины, которые оказывали влияние на рост населения, например, миграция. Так, в Павловской станице естественный прирост населения в 1897 году составил 80 человек, а число жителей увеличилось на 92 человека. Одной из причин, побуждавших людей к миграции, были пожары. Люди, чьи дома пострадали из-за пожара, могли временно переселяться к родственникам, живущим в других станицах, а затем возвращались в родные места. Об этом можно судить из того факта, что построенный на месте сгоревшей Димитриевской церкви Дурновской станицы Молитвенный дом сначала был вместительным для прихожан, о чем свидетельствуют клировые ведомости за 1884 год[116]. Но через два года он уже не был вместительным для жителей станицы, численность которых за эти годы увеличилась[117].

Самая высокая смертность в станицах приходилась на возраст до 5 лет. В качестве причины в документах указана младенческая простуда[118]. В более старшем возрасте люди чаще всего умирали из-за инфекционных болезней. Среди болезней, уносивших жизни станичного населения, были дифтерит, оспа, корь, сибирская язва. На смертность оказывали влияние слабое медицинское обслуживание, не умение определить причину заболевания. Из отчетных документов следует вывод о том, что диагностика заболеваний у жителей станиц была на очень низком уровне. Причинами смерти названы, например, детская и старческая слабость[119], кашель, припадок, инфлюэнца[120].

Население Павловского благочиния было православным, за исключением небольшого числа лютеран и раскольников. Среди раскольников преобладали хлысты. С ними велась разъяснительная работа с целью раскрытия истин православной Церкви и обличения хлыстовского учения. В результате количество раскольников в приходах уменьшалось, многие возвращались в православную веру.

В целом, в Павловском благочинии, по данным 1897 года, было раскольников мужского пола 101 человек и женского пола 92 человека[121].

Православная культура неотделима от уклада жизни и исторических традиций Донского казачества. К исповеди и причастию жители станиц не приходили только в случае отлучки по уважительным причинам или по малолетству.

Ежегодно в приходах создавалось большое количество новых семей. Сведения о количестве заключенных браков содержатся в ведомостях о родившихся, браком сочетавшихся и умерших.

Образование жители станиц Павловского благочиния получали в церковноприходских школах, приходских или светских училищах.

В Павловской, Алексеевской, Аннинской и Филоновской станицах не было церковноприходских школ, но там находились светские училища. В Филоновской станице было даже два училища – приходское мирянское училище и женское училище 3-го разряда. Жители станицы Дурновской отдавали своих детей в штатное приходское училище, которое подчинялось дирекции училищ Войска Донского. В Березовском приходе находилось светское приходское училище от Министерства Народного просвещения. При Архангельской церкви Дурновской станицы Мартиновского хутора была открыта Земская Народная Школа.

Заключение

Материалы, собранные по четырём приходам свидетельствуют о том, что уровень материального состояния Павловского благочиния в конце XIX – начале XX в. был невысоким. На содержание причта определенного жалования не поступало. Не у всех представителей духовенства были собственные дома, некоторым приходилось жить на наемной квартире.

При церквях не было собственной усадебной, пахотной и сенокосной земли. Клирики пользовались землей по дозволению своих станичных прихожан, получали по одному казачьему паю.

Средства, которыми располагало приходское попечительство, складывались из добровольных пожертвований прихожан, они тратились на нужды церкви, на ремонт, уплату долгов, починку священнических облачений и других церковных вещей.

Причты Павловского благочиния не всегда были полностью укомплектованы и не все клирики имели академическое или семинарское образование, но со временем число образованных священнослужителей, диаконов и других духовных лиц увеличивалось.

Основным источником доходов приходов была плата за требы. Доходы церквей постепенно увеличивались, но в целом их материальное обеспечение оставалось недостаточным. Можно предположить, что на рост доходов влияло увеличение численности населения станиц, в которых проживали, в основном, люди православного вероисповедания.

Главную часть населения Павловского благочиния составляли представители военного (казачьего) сословия, для которого православие неотделимо от мировоззрения, уклада жизни и исторических традиций.

Среди раскольников преобладали хлысты. В результате разъяснительной работы с целью раскрытия истин православной Церкви и обличения хлыстовского учения количество раскольников в приходах уменьшалось, многие возвращались в православную веру.

В Павловском благочинии была высокая рождаемость, её уровень превышал уровень смертности. Это способствовало росту численности населения, но были и другие причины, которые оказывали влияние на рост населения, например, миграция. Возможны были переселения людей из-за частых пожаров, так как дома у станичников были» в основном, деревянные. В Дурновской станице из-за пожара сгорела даже церковь.

Самая высокая смертность в станицах приходилась на возраст до 5 лет, основной причиной была младенческая простуда. Часто умирали люди из-за инфекционных болезней, среди которых были распространены дифтерит, оспа, корь, сибирская язва. На смертность оказывали влияние слабое медицинское обслуживание и низкий уровень диагностики заболеваний.

Жители станиц Павловского благочиния отдавали своих детей для получения образования в церковноприходские школы, приходские или светские училища.

Жизнь людей была неразрывно связана с приходами. Русская православная церковь оказывала большое влияние на все стороны жизни православного населения. Православное духовенство производило регистрацию рождений, браков и смертей, удовлетворяло все духовные потребности станичников.

Вся жизнь приходов находила отражение в отчетных документах, ежегодно передаваемых через благочинного в консисторию. Консистория была наделена административными функциями и организовывала управление благочиниями и их приходами.

Донская епархия к 1916 году состояла из 43 благочиний. Павловское благочиние подразделялось на несколько приходов.

Приходы передавали в консисторию отчёт о материальном положении своей церкви, о собранной за год кошельковой сумме, о других доходах и расходах. Сообщалось также о наличии приходского попечительства, о его средствах и, о том, куда эти средства были израсходованы.

В конце каждого года приходы представляли в консисторию информацию о православных прихожанах, о количестве исповедовавшихся, и тех, кто не являлся к исповеди, о наличии раскольников. В отчетных документах указывалось число прихожан всех званий в казачьих поселениях, станицах и хуторах и в поселениях крестьянских, слободах и поселках, сообщалось о родившихся за год, вступивших в брак и умерших

Из документов следует, что управление приходами осуществлялось через строгий контроль над хозяйственной, правовой, богослужебной деятельностью духовенства и уровнем его образования. Из ежегодных отчетов начальство получало полную информацию о конфессиональном, этническом, возрастном составе приходов, об их материальном и духовном состоянии и развитии.

Источники и литература

Государственный архив Волгоградской области. Павловское благочиние Хоперского округа. Ф. 13, 39 ед хр., 1860-1901 гг.; оп. 1.

  1. Ведомость о церкви за 1869-1870 год. Фонд 13, оп.1. ед.хр.3, 29 л.
  2. Клировые ведомости Павловского благочиния за 1875 год. Фонд 13, оп.1. ед.хр.4, 73 л.
  3. Клировые ведомости Павловского благочиния за 1876 год. Фонд 13, оп.1. ед.хр.5, 73 л.
  4. Клировые ведомости Павловского благочиния за 1877 год. Фонд 13, оп.1. ед.хр.6, 75 л.
  5. Формулярные ведомости Павловского благочиния за 1878 год. Фонд 13, оп. 1, ед. хр. 7, 74 л.
  6. Формулярные ведомости Павловского благочиния за 1879 год. Фонд 13, оп. 1, ед. хр. 8, 71 л.
  7. Клировые ведомости Павловского благочиния Донской епархии Хопёрского округа за 1881 год. Фонд 13, оп.1. ед.хр.9, 74 л.
  8. Клировые ведомости Павловского благочиния Донской епархии Хопёрского округа за 1882 год. Фонд 13, оп.1. ед.хр.10, 74 л.
  9. Клировые ведомости Павловского благочиния Донской епархии Хопёрского округа за 1883 год. Фонд 13, оп.1. ед.хр.11, 77 л.
  10. Клировые ведомости Павловского благочиния за 1884 год. Фонд 13, оп.1. ед.хр.12, 91 л.
  11. Клировые ведомости Павловского благочиния Донской епархии Хопёрского округа за 1885 год. Фонд 13, оп.1. ед.хр.13, 89 л.
  12. Клировые ведомости Павловского благочиния Донской епархии Хопёрского округа за 1886 год. Фонд 13, оп.1. ед.хр.14, 86 л.
  13. Ведомость о состоянии раскола 1897 г. Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 28, 20 л.
  14. Ведомость о состоянии раскола 1898 г. Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 27, 28 л.
  15. Ведомость о состоянии раскола 1899г. Ф.13. оп. 1, ед. хр. 29, 22 л.
  16. Ведомость о состоянии раскола 1900й г. Ф.13, оп.1, ед.хр. 30, 29 л.
  17. Ведомость о состоянии раскола 1901 г. Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 31, 20 л.
  18. Ведомость о родившихся, браком сочетавшихся и умерших. 1897. Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 32, 22 л.
  19. Ведомость о родившихся, браком сочетавшихся и умерших 1898 год. Ф. 13, оп. 1, ед.хр. 33, 6 л.
  20. Ведомость о родившихся, браком сочетавшихся и умерших. 1899 год. Ф. 13, оп.1, ед. хр. 34, 28 л.
  21. Ведомость о родившихся, браком сочетавшихся и умерших 1900. Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 35, 20 л.
  22. Ведомость о родившихся, браком сочетавшихся и умерших 1903. Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 36, 4 л.
  23. Ведомость о монашествующем и белом духовенстве. 1897 год. Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 37, 22 л.
  24. Ведомость о монашествующем и белом духовенстве. 1898 год. Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 38, 12 л.
  25. Ведомость о монашествующем и белом духовенстве. 1899 г.Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 39, 18 л.
  26. Ведомость о монашествующем и белом духовенстве. 1900 год. Ф.13, оп. 1, ед. хр. 40, 16 л.
  27. Ведомость о монашествующем и белом духовенстве. 1901 г.Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 41, 14 л.
  28. Ведомость о церквах и белом духовенстве. 1897 год. Ф.13, оп. 1, ед. хр. 42, 20 л.
  29. Ведомость о церквах и белом духовенстве. 1898 год. Ф.13, оп. 1, ед. хр. 43, 12 л.
  30. Ведомость о церквах и белом духовенстве. 1899 год. Ф.13, оп. 1, ед. хр. 44, 18 л.
  31. Ведомость о церквах и белом духовенстве. 1900 год. Ф.13, оп. 1, ед. хр. 45, 18 л.
  32. Ведомость о людях православного исповедания, бывших и не бывших у исповеди и святого причастия. 1896 год. Ф.13, оп. 1, ед. хр. 50, 28 л.
  33. Ведомость о людях православного исповедания, бывших и не бывших у исповеди и святого причастия. 1897 год. Ф.13, оп. 1, ед. хр. 49, 26 л.
  34. Ведомость о людях православного исповедания, бывших и не бывших у исповеди и святого причастия. 1899 год. Ф.13, оп. 1, ед. хр. 48, 11 л.
  35. Ведомость о людях православного исповедания, бывших и не бывших у исповеди и святого причастия. 1901 год. Ф.13, оп. 1, ед. хр. 47, 24 л.
  36. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. / Е.Е. Голубинский. - М.: Крутицкое патриаршье подворье, 1997. 2 т. – 987 с.
  37. Гордиенко, Н.С. Современное русское православие. / Н.С. Гордиенко – Л.: Лениздат, 1987. - 304 с.
  38. Зырянов П.Н. Церковь в период трех российских революций/ П.Н. Зырянов. //Русское православие: вехи истории. – М.: Политиздат, 1989. – С.380-437.
  39. Карташев, А.В. Церковь. История. Россия /А.В. Карташев – М.: Пробел, 1996., - 304.с.
  40. Карташев, А.В. Очерки по истории русой церкви т.2 / А.В. Карташев – М.: Терра, 1997. – 576 с.
  41. Краснов П.Н. История войска Донского. Картины былого Тихого Дона/П.Н. Краснов -М.: Вече, 2007. - 448 с.
  42. Литвак Б.Г. Русское православие в ХІХ веке/ Б.Г. Литвак //Русское православие: вехи истории. – М.: Политиздат, 1989. – С.309-379.
  43. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 12 томов, 1994-1996.
  44. Никольский, Н.М. История русской церкви/ Н.М. Никольский. – 3-е изд. – М. : Политиздат, 1983. – 445с.
  45. Поспеловский, Д.М. Русская православная Церковь: испытания начала ХХ века / Д.М. Поспеловский //Вопросы истории. – 1993. № 1. – С. 42-46
  46. Поспеловский, Д.М. Русская православная церковь в XX веке. / Д.М. Поспеловский. – М.: Республика, 1995. – 510с.
  47. Римский, С.В. Церковная реформа Александра II / С.В. Римский // Вопросы истории. – 1996. № 4. – С. 32-48.
  48. Римский, С.В. Православная церковь и государство в XIX веке. Донская епархия: от прошлого к настоящему. / С.В. Римский. – Ростов-на Дону. : Ростовское книжное издательство. 1998 – 336 с.
  49. Церковь в истории России (IX в. – 1917 г.). Критические очерки. М., 1967 – 336 с.

Примечания

[1] Ведомость о людях православного исповедания, бывших и не бывших у исповеди и святого причастия. 1897 год. // Государственный архив Волгоградской области, далее ГАВО. Ф.13, оп. 1, ед. хр. 49. Лист 22.

[2] См. напр. Римский, С.В. Православная церковь и государство в XIX веке. Донская епархия: от прошлого к настоящему. / С.В. Римский. – Ростов-на Дону. : Ростовское книжное издательство. 1998 – 336 с., Русская Православная Церковь и межконфессиональные отношения в Нижнем Поволжье : сб. статей/ ред. Темы З.П. Тинина ; отв. ред. О.А. Прохватилова. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2003. – 222с.

[3] Карташев, А.В. Церковь. история. Россия /А.В. Карташев – М.: Пробел, 1996. - С. 173.

[4] Гордиенко, Н.С. Современное русское православие. / Н.С. Гордиенко – Л.: Лениздат, 1987. – С. 19.

[5] Смолич, И.К. История русской церкви. 1700-1917. Часть первая. / И.К. Смолич. - М., Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. – С. 317.

[6] Там же. С. 317.

[7] Очерки русской культуры ХІХ века. т 2. Власть и культура. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.С. 272.

[8] Твм же. С.273..

[9] Голубинский, Е.Е. История Русской Церкви. / Е.Е. Голубинский. - М.: Крутицкое патриаршье подворье, 1997. Т. 1. - С. 503.

[10] Поспеловский, Д.М. Русская православная церковь в XX веке. / Д.М. Поспеловский. – М.: Республика, 1995. – С. 20.

[11] Зырянов П.Н. Церковь в период трех российских революций/ П.Н. Зырянов. //Русское православие: вехи истории. – М.: Политиздат, 1989. – С.384.

[12] Очерки русской культуры ХІХ века. т 2. Власть и культура. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. С. 273.

[13] Римский, С.В. Православная церковь и государство в XIX веке. Донская епархия: от прошлого к настоящему. / С.В. Римский. – Ростов-на Дону: Ростовское книжное издательство. 1998 – С. 271.

[14] Там же. С.282

[15] Римский, С.В. Православная церковь и государство в XIX веке. Донская епархия: от прошлого к настоящему. / С.В. Римский. – Ростов-на Дону. : Ростовское книжное издательство. 1998 – С. 287.

[16] Там же. С. 276.

[17] Клировые ведомости Павловского благочиния за 1884 год. // ГАВО. Ф. 13, оп.1. ед.хр.12. Лист 66.

[18] Формулярные ведомости Павловского благочиния за 1878 год. // ГАВО. Фонд 13, оп. 1, ед. хр. 7. Лист 2.

[19] Клировые ведомости Павловского благочиния Донской епархии Хопёрского округа за 1886 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.14. Лист 30..

[20] Клировые ведомости за 1869 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.3.. Лист 12.

[21] Формулярные ведомости Павловского благочиния за 1878 год. // ГАВО. Фонд 13, оп. 1, ед. хр. 7. Лист 9.Клировые ведомости Павловского благочиния Донской епархии Хопёрского округа за 1885 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.13. Лист 54.

[22] Ведомость о родившихся, браком сочетавшихся и умерших 1903. // ГАВО. Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 36. Лист 1.

[23]Клировые ведомости за 1885 год. // ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.13. Лист 17.

[24]Клировые ведомости за 1886 год. // ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.14. Лист 61.

[25] Ведомость о церквах и белом духовенстве. // ГАВО. 1897 год. Ф.13, оп. 1, ед. хр. 42. Лист 1.

[26] Ведомость о монашествующем и белом духовенстве. // ГАВО. 1899 г.Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 39. лист 12.

[27]Ведомость о монашествующем и белом духовенстве. //ГАВО. 1900 год. Ф.13, оп. 1, ед. хр. 40. лист 1.

[28] Клировые ведомости за 1879 год. // ГАВО. Фонд 13, оп. 1, ед. хр. 8. Лист 54.

[29]Клировые ведомости за 1879 год. // ГАВО. Фонд 13, оп. 1, ед. хр. 8. Лист 54.

[30] Клировые ведомости за 1884 год. // ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.12. Лист 66.

[31] Ведомость о церкви Димитриевской станицы Павловской за 1870 год. // ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.3. Лист 2.

[32]Клировые ведомости за 1878 год. // ГАВО. Фонд 13, оп. 1, ед. хр. 7. Лист. 1.

[33] Ведомость о церквах и белом духовенстве. 1897 год. // ГАВО. Ф.13, оп. 1, ед. хр. 42. Лист 5.

[34] Клировые ведомости за 1881 год. // ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.9.Лист 1.

[35] Клировые ведомостиза 1884 год. // ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.12. Лист 2.

[36] Клировые ведомостиза 1885 год. // ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.13. Лист 67.

[37]Клировые ведомости за 1878 год. // ГАВО. Фонд 13, оп. 1, ед. хр. 7. Лист 2.

[38] Клировые ведомости за 1878 год. // ГАВО. Фонд 13, оп. 1, ед. хр. 7. Лист 1.

[39]Клировые ведомостиза 1878 год. // ГАВО. Фонд 13, оп. 1, ед. хр. 7 Лист 2.

[40] Клировые ведомости за 1886 год. // ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.14.Лист 29.

[41] Там же. Лист 30.

[42] Клировые ведомости за 1869 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.3.. Лист 8.

[43] Там же. Лист 10.

[44] Клировые ведомости за 1875 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.4.. Лист 14.

[45] Клировыя ведомости Павловскаго благочиния за 1882 год. ф.13 оп.1 ед.хр. 10.лист 48.

[46] Клировыя ведомости Павловскаго благочиния Донскойц Епархии, Хоперскаго округа за 1883 год. ф.13 оп.1 ед.хр.11. Лист 15.

[47] Клировыя ведомости за 1886 г. ф. 13 оп.1 ед.хр. 14.Лист 63

[48]Клировые ведомости за 1869 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.3.. Лист 8.

[49] Клировые ведомости за 1875 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.4.. Лист 14.

[50] Клировыя ведомости Павловскаго благочиния за 1881 год. ф. 13 оп. 1 ед.хр. 9. Лист 15.

[51] Клировыя ведомости Павловскаго благочиния за 1882 год. ф. 13 оп. 1 ед.хр. 10. Лист 15

[52] Клировые ведомости за 1869 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.3.. Лист 8.

[53] Клировые ведомости за 1875 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.4.. Лист 14.

[54] Клировые ведомости за 1869 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.3.. Лист 9.

[55] Там же.

[56] Клировые ведомости за 1875 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.4.. Лист 15.

[57] Клировые ведомости за 1875 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.4... Лист 29..

[58] Там же. Лист 28.

[59] Клировые ведомости за 1869 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.8.. Лист 31.

[60] Клировыя ведомости Павловскаго благочиния за 1882 год. ф.13 оп.1 ед.хр. 10. лист 33.

[61] Клировыя ведомости Павловскаго благочиния Донскойц Епархии, Хоперскаго округа за 1883 год. ф.13 оп.1 ед.хр.11. Лист 35.

[62] Клировыя ведомости Павловскаго благочиния за 1884 год. ф.13 оп.1 ед.хр. 12. Лист 38.

[63] Ведомость о церквах и белом духовенстве 1897 год. ф. 13, оп. 1, ед.хр. 42. Лист 10

[64] Клировыя ведомости Павловскаго благочиния за 1875 год ф.13 оп.1 ед.хр.4. Лист 29

[65] Клировые ведомости за 1883 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.11. Лист 34

[66] Клировые ведомости за 1869 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.3.. Лист 12.

[67] Клировые ведомости за 1875 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.4.. Лист 28.

[68] Клировыя ведомости Павловскаго благочиния Донскойц Епархии, Хоперскаго округа за 1883 год. ф.13 оп.1 ед.хр.11.Лист 34

[69] Клировыя ведомости за 1886 г. ф. 13 оп.1 ед.хр. 14 Лист 39

[70] Ведомость о церкви за 1869 г. ф. 13 оп. 1 ед. хр. 3.лист 12

[71]Там же Лист 14

[72] Клировые ведомости за 1881 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.9. Лист 41.

[73] Клировые ведомости за 1869 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.3. Лист 14.

[74] Клировыя ведомости Павловскаго благочиния Донскойц Епархии, Хоперскаго округа за 1884 год. ф.13 оп.1 ед.хр.12.Лист 37

[75] Клировые ведомости за 1875 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.4.. Лист 40.

[76] Клировыя ведомости Павловскаго благочиния за 1882 год. ф.13 оп.1 ед.хр. 10. Лист 45

[77] Там же. Лист 52

[78] Клировыя ведомости Павловскаго благочиния за 1875 год ф.13 оп.1 ед.хр.4. Лист 40

[79] Там же

[80] Клировыя ведомости Павловскаго благочиния за 1884 год. ф.13 оп.1 ед.хр. 12.Лист 53.

[81] Там же. Лист 45

[82] Клировыя ведомости Павловскаго благочиния за 1882 год. ф.13 оп.1 ед.хр. 10. Лист 51

[83] Клировыя ведомости Павловскаго благочиния за 1875 год ф.13 оп.1 ед.хр.4. Лист 43

[84] Клировые ведомости за 1882 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.10. Лист 49

[85] . [85] Клировые ведомости за 1875 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.4..Лист 40

[86] Клировые ведомости за 1881 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.9. Лист 47.Клировыя ведомости Павловскаго благочиния за 1882 год. ф.13 оп.1 ед.хр. 10. Лист 50

[87] Клировыя ведомости Павловскаго благочиния за 1875 год ф.13 оп.1 ед.хр.4. Лист 44

[88] Там же.

[89] Клировые ведомости за 1883 год. // ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.11. Лист 48

[90] Клировые ведомости за 1886 год. // ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.14. Лист 77.

[91] Там же. Лист 78.

[92] Ведомость о монашествующем и белом духовенстве. 1901 г. // ГАВО. Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 41. Лист 11.

[93] Там же

[94] Краснов, П.Н. История войска Донского. Картины былого Тихого Дона / П.Н. Краснов - М.: Вече, 2007.- С. 395.

[95] Ведомость о монашествующем и белом духовенстве. 1901 г. // ГАВО. Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 41. Лист 11.

[96] Ведомости о состоянии раскола за 1897 г. // ГАВО. Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 28. Лист 9.

[97] Ведомость о состоянии раскола за 1898 г. // ГАВО. Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 27. Лист 11..

[98] Ведомость о состоянии раскола 1899г. // ГАВО. Ф.13. оп. 1, ед. хр. 29. лист 15.

[99] Ведомость о состоянии раскола 1900 г. // ГАВО. Ф.13, оп.1, ед.хр. 30. Лист 10.Ведомость о состоянии раскола 1901 г. // ГАВО. Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 31

[100] Ведомость о людях православного исповедания, бывших и не бывших у исповеди и святого причастия. 1899 год. // ГАВО. Ф.13, оп. 1, ед. хр. 48. Лист 11.

[101] Ведомость о людях православного исповедания, бывших и не бывших у исповеди и святого причастия. 1901 год. // ГАВО. Ф.13, оп. 1, ед. хр. 47. Лист 13.

[102] Ведомость о людях православного исповедания, бывших и не бывших у исповеди и святого причастия. 1901 год. // ГАВО. Ф.13, оп. 1, ед. хр. 47. Лист 5.

[103] Ведомость о людях православного исповедания, бывших и не бывших у исповеди и святого причастия. 1896 год. // ГАВО. Ф.13, оп. 1, едхр. 50. Лист 22.

[104] Ведомость о людях православного исповедания, бывших и не бывших у исповеди и святого причастия. 1901 год. // ГАВО. Ф.13, оп. 1, ед. хр. 47. Лист 1.

[105] Ведомости о состоянии раскола за 1897 г. // ГАВО. Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 28 Лист 12.

[106] Ведомость о состоянии раскола 1900 г. //ГАВО. Ф.13, оп.1, ед.хр. 30. Лист 1.

[107]Ведомость о состоянии раскола 1898 год. ф.13 оп. 1 ед.хр. 27. Лист 20

[108] Ведомость о монашествующем и белом духовенстве 1901 год. ф. 13, оп. 1, ед.хр. 41.Лист 3

[109] Там же

[110] Клировые ведомости за 1882 год. // ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.10. Лист 50

[111] Ведомость о состоянии раскола 1899 год. ф.13, оп.1, ед.хр.29. Лист 11

[112] Там же

[113] Ведомости о состоянии раскола за 1897 г. // ГАВО. Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 28 Лист 12

[114] Клировые ведомости за 1884 год. //ГАВО. Фонд 13, оп.1. ед.хр.12.. Лист 21

[115] Ведомости о родившихся, браком сочетавшихся и умерших за 1897. // ГАВО. Ф. 13, оп. 1, ед. хр. 32. Лист 18.

[116] Клировыя ведомости Павловскаго благочиния за 1884 год. ф.13 оп.1 ед.хр. 12. Лист 52

[117] Там же Лист 49

[118] Там же. Лист 7.

[119] Ведомость о родившихся, браком сочетавшихся и умерших 1897 год. ф. 13, оп. 1, ед.хр. 32.Лист 20

[120] Ведомость о родившихся, браком сочетавшихся и умерших 1898 год. ф. 13, оп.1, ед.хр. 33 Лист 2

[121] Ведомость о людях православного исповедания, бывших и не бывших у исповеди и святого причастия. 1897 год. // ГАВО. Ф.13, оп. 1, ед. хр. 49. Лист 22.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top