Манасова Е.М.

11 ноября 2014 года весь мир отмечал столетие окончания Первой Мировой войны. Эта война - одна из самых страшных войн двадцатого века, и во многих странах Европы дата её окончания причислена к главным национальным праздникам.

На территории современной России, страны, когда-то также участвовавшей в этой войне и понесшей в ней самые большие человеческие потери, мало кто знает о дне поминовения погибших воинов Первой Мировой - 1 августа. Этот день Памяти был введен президентом Российской Федерации В.В. Путиным в декабре 2012 г. как поправка в Федеральный закон России «О днях воинской славы и памятных датах». Несмотря на это, подавляющее большинство воинских кладбищ и братских могил той далекой поры безвозвратно утрачены или поруганы, а мемориалов в честь павших героев на территории России практически не существует.

Подобная "забытость" войны четырнадцатого года во многом объясняется последующими после нее бурными событиями в истории нашей страны. Кроме того, Первая Мировая, прозванная в советской историографии империалистической, «несправедливой и захватнической» войной, крайне мало освещалась в учебниках истории того времени. И так, постепенно, трагедии и герои Первой страшной войны забылись, затерялись в круговерти русской истории ХХ века. А ведь когда-то интеллигенция многих городов Российской Империи принимала решения об увековечении - в казавшемся тогда вечном камне - памяти героев, павших за Родину.

Так уж сложилось на Руси, что на местах крупных сражений или в память о погибших воинах люди ставили христианский крест, часовню, а иногда и воздвигали поминальный храм. Так, например, в память о погибших воинах Отечественной войны 1812 года был заложен храм Христа Спасителя в Москве (первоначальный проект арх. К. Витберга, 1817 г. был спроектирован именно как поминальный собор [10]), а в 1913 году на Куликовом поле в честь преподобного Сергия Радонежского, благословившего русских воинов на победу в Куликовской битве, по проекту архитектора А.В. Щусева построили храм-музей [3].

Память о Первой Мировой войне также должна была воплотиться в поминальных христианских постройках. Так, уже через год после начала военных действий, 15 ноября 1915 года, на заседании Главного совета Всероссийского общества памяти воинов, на котором присутствовали многие государственные и общественные деятели, члены Государственной думы и известные художники, было принято решение об увековечении памяти героев, павших за Родину [2]. Был объявлен конкурс на составление проектов храмов, часовен и надгробных памятников для установки на местах боев и на военных кладбищах. Итоги этого конкурса подвели в июне 1916 года, и поэтому построена была лишь очень незначительная часть проектов. В советские годы все сооруженные памятники Первой Мировой были или уничтожены, или до неузнаваемости перестроены.

Целью данной работы является максимальный поиск забытых людьми и историей поминальных сооружений в честь Первой Мировой войны на территории России; по возможности, выяснение данных о их создании и создателях - архитекторах, скульпторах, строителях. В качестве источников будут использоваться научные статьи и интернет-источники, посвященные этой теме, а также каталоги архитектурных проектов православных храмов начала ХХ века.

Уже с первых дней войны российская армия в жестоких сражениях понесла значительные потери в связи с чем, по указу Императора Николая II, стали создаваться братские кладбища павших воинов. В дальнейшем предполагалось возвести на их территории мемориалы с храмами-памятниками в честь героев [4].

Рис. 1. Царскосельское Братское кладбище героев Первой мировой войны у Казанского кладбища в Царском Селе (г. Пушкин)Рис. 1. Царскосельское Братское кладбище героев Первой мировой войны у Казанского кладбища в Царском Селе (г. Пушкин) Главные и самые большие братские кладбища, конечно же, расположились рядом со столицами - Петроградом и Москвой. Так, по указу Императора Николая II, в Царском Селе, неподалеку от Петрограда, был выделен специальный участок для погребения павших воинов напротив уже заполнившихся старых полковых кладбищ. Так как погребаемые на этом новом кладбище воины в большинстве своем были кавалерами ордена Святого Георгия Победоносца, этот участок вскоре получил прозвание «Кладбище Героев».

В начале 1915 г. «Кладбище Героев» официально стало Первым Братским кладбищем героев Первой Мировой, и на его территории по инициативе Императрицы Александры Федоровны 18 августа 1915 г. состоялась закладка временного деревянного храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», предназначенной для отпевания погибших и умерших от ран воинов [11]. Этот храм, вероятно, являлся одним из первых храмов-памятников героям Первой Мировой. Построенный по проекту гражданского инженера С. Ю. Сидорчука [5], он представляет собой одноглавый шатровый храм, выполненный в очень популярном для церковных построек того времени стиле северно-русского зодчества.

Рис. 2. Временный деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», предназначенной для отпевания погибших и умерших от ран воинов. Заложен 18 августа 1915 года по инициативе Императрицы Александры Федоровны по проекту гражданского инженера С. Ю. Сидорчука.  (фото с сайтов http://tsarskoe-selo.ru/.guard/rus/ocherk.htm, http://ru.wikipedia.org/wiki/Царскосельское_Братское_кладбище_героев_Первой_мировой_войны, дата последнего обращения: 19.12.2014)Рис. 2. Временный деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», предназначенной для отпевания погибших и умерших от ран воинов. Заложен 18 августа 1915 года по инициативе Императрицы Александры Федоровны по проекту гражданского инженера С. Ю. Сидорчука. (фото с сайтов http://tsarskoe-selo.ru/.guard/rus/ocherk.htm, http://ru.wikipedia.org/, дата последнего обращения: 19.12.2014) По замыслу Императора Николая II, Царское Село должно было стать особым местом памяти о войне. Еще до нее, в 1913 г., здесь была заложена Государева Ратная палата, изначально предназначавшая под музей истории русских войск. Предполагалось, что тут будут экспонироваться картины, иконы, предметы вооружения и документы по истории русских войн, коллекции которых были подарены Императору Николаю II на юбилейной Царскосельской выставке 1911 г. вдовой С. М. Третьякова Еленой Андреевной. Однако, с началом войны 1914 года было решено отдать Государеву Ратную палату под музей войны, и разместить здесь портретную галерею георгиевских кавалеров, а также трофеи, доставленные с полей сражений. А после окончания войны императорская семья вместо временной деревянной церкви предполагала возвести каменный храм-памятник павшим героям.

Рис. 3. Проект церкви-памятника для Братского кладбища героев Первой мировой войны, удостоенный первой премии на конкурсе Императорского общества Архитекторов- Художников по поручению Главного Совета Всероссийского Общества увековечивания памяти павших воинов. 26 мая 1916 г. Архитектор С.Н. Антонов.  (фото с сайта http://tsarskoe-selo.ru/.guard/rus/ocherk.htm, дата последнего обращения: 19.12.2014)Рис. 3. Проект церкви-памятника для Братского кладбища героев Первой мировой войны, удостоенный первой премии на конкурсе Императорского общества Архитекторов- Художников по поручению Главного Совета Всероссийского Общества увековечивания памяти павших воинов. 26 мая 1916 г. Архитектор С.Н. Антонов. (фото с сайта http://tsarskoe-selo.ru/.guard/rus/ocherk.htm, дата последнего обращения: 19.12.2014) Для возведения этого поминального храма, а также для создания памятных стел и надгробий, Императорское общество архитекторов-художников объявило конкурс. 26 мая (8 июня) 1916 г. в качестве проекта-победителя для строительства на Царскосельском Братском кладбище был выбран проект храма-памятника архитектора С. Н. Антонова. Это здание должно было быть выполнено в строгом древненовгородском стиле, одноглавое, с двумя пристроенными башнями и подклетом. С западной стороны к храму пристраивалась звонница, а у входа ставились специальные постаменты для боевых пушек.

К сожалению, этому проекту не суждено было воплотиться в жизнь. Открывшийся в 1917 г. в Ратной палате Народный музей войны 1914—1918 годов уже через год был упразднен, наиболее ценные его экспонаты перешли в другие музеи и хранилища, а "ненужные", неугодные новой власти вещи были просто разворованы. В 1923 г. комплекс музея был передан Петроградскому агрономическому институту для размещения в нём ректората, канцелярии и клуба. Богослужения в деревянном кладбищенском храме продолжались до августа 1937 г., а в 1938 г. согласно постановлению Леноблисполкома церковь была закрыта и вскоре после этого снесена [11]. Могилы павших воинов-защитников сначала были сровнены с землей, а в 1950-е г. Братское кладбище было окончательно снесено бульдозерами.

Рис. 4.  План Московского городского братского кладбища жертв Первой Мировой войны.  (с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki, дата последнего обращения: 19.12.2014)Рис. 4. План Московского городского братского кладбища жертв Первой Мировой войны. (с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki, дата последнего обращения: 19.12.2014) В Москве, по инициативе Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, также была отведена часть земли под братское кладбище - в ноябре 1914 года для этих целей был закуплен сад села Всехсвятского [1]. Практически cразу после закупки участка начались работы по планировке кладбища, которыми занялся инженер С. С. Шестаков, а в 1915 г. к нему присоединился архитектор Р. И. Клейн [1]. По их проекту в центральной части кладбища должен был находиться храм и два музея, от которых концентрически расходились бы ряды могил. Вокруг кладбища предполагалось установить неприятельские орудия и устроить подобие фортов.

 15 (28) февраля 1915 г. состоялись открытие Братского кладбища с временной часовней, устроенной в небольшом деревянном домике - летней даче, которая находилась здесь еще до сооружения некрополя [9]. Тогда же произошли и первые погребения.

Рис. 5.  Открытие Братского кладбища с временной часовней,  устроенной в летней даче 15 (28) февраля 1915 г.  (илл. из книги Сорок сороков. Альбом-указатель всех московских церквей в 4 томах. Т.3. Город в границах 1917 г./ составитель С. Звонарев. - М.: 1985, YMCA-PRESS, 1989)Рис. 5. Открытие Братского кладбища с временной часовней, устроенной в летней даче 15 (28) февраля 1915 г. (илл. из книги Сорок сороков. Альбом-указатель всех московских церквей в 4 томах. Т.3. Город в границах 1917 г./ составитель С. Звонарев. - М.: 1985, YMCA-PRESS, 1989) На строительство каменного поминального храма, предложенного по проекту, у городских властей в те годы не хватало денег, но в это время в Московскую городскую думу обратились супруги Катковы, потерявшие в войне двух сыновей. Они просили разрешения построить на московском Братском кладбище Преображенский храм с приделами во имя архангела Михаила и апостола Андрея Первозванного — по именинам своих детей. Они же и выделили на строительство каменного храма необходимые средства.

6 (19) августа 1915 г., в годовщину гибели братьев, состоялась торжественная закладка первого камня Преображенской церкви, автором проекта которой стал архитектор А.В. Щусев. В январе 1917 г. в освещенном приделе во имя Андрея Первозванного состоялись первая литургия и молебен. Сам храм был освящен лишь в декабре 1918 г [3].

Преображенский кладбищенский храм был, также как и проект царскосельского поминального храма С.Н. Антонова, выполнен в неорусском стиле. Храм представлял собой сложный объём - с южной стороны к нему были пристроены приделы, с северной - звонница, в нижней части которой была размещена часовня для отпевания покойных. Храм пятиглавый, с тремя апсидами, что достаточно нехарактерно для столь небольшого объема храма.

Московское Братское кладбище представляло собой огромное захоронение абсолютно всех героев войны - от высших офицерских чинов, до сестер милосердия. Это был национальный парк Памяти Героев Российской Империи.

Рис. 6.  Эскиз храма Спаса Преображения на Московском братском кладбище (арх. А. В. Щусев). (илл. из кн. Кейпен-Варниц Д.В. Храмовое зодчество А.В. Щусева. М.: Совпадение, 2013. - 304 с.).  Чертежи западного и северного фасадов, план. (илл. с сайта https://commons.wikimedia.org/wiki/, дата последнего обращения: 19.12.2014)   Рис. 6. Эскиз храма Спаса Преображения на Московском братском кладбище (арх. А. В. Щусев). (илл. из кн. Кейпен-Варниц Д.В. Храмовое зодчество А.В. Щусева. М.: Совпадение, 2013. - 304 с.). Чертежи западного и северного фасадов, план. (илл. с сайта https://commons.wikimedia.org/wiki/, дата последнего обращения: 19.12.2014) С приходом Советской власти на Братском кладбище и в его окрестностях большевики проводили массовые расстрелы, но захоронения все еще позволялись. Для захоронений кладбище было закрыто в 1925 г., а в 1932 - ликвидировано. Храм-памятник Преображения Господня в связи с тем, что он "находится на территории, отведённой МВО под сверхударное строительство", рекомендовано было уничтожить [1].

Позднее на месте Братского кладбища был устроен городской парк и произведена застройка жилыми домами. Лишь в конце 1980-х на центральной клумбе парка установлен деревянный крест в память о жертвах Первой Мировой войны. В 1998 г. при поддержке правительства Москвы в юго-западной части парка воссоздается мемориальная зона и строится Спасо-Преображенская часовня по названию снесенного поминального храма 1915-1918 годов, а 1 августа 2004 г. состоялась торжественная церемония открытия мемориального комплекса.

Кроме каменных храмов на братских кладбищах и в местах захоронения павших воинов строились и деревянные церкви и часовни. Так, на Петроградском Иоанно-Богословском кладбище в мае 1915 г. по проекту арх. В.Н. Боброва была заложена деревянная трехглавая церковь с колокольней [4], а на Минском Братском кладбище была построена небольшая одноглавая деревянная часовня [1]. По сохранившемуся чертежу главного западного фасада Иоанно-Богословского кладбищенского храма становится ясно, что и деревянная поминальная архитектура стремилась к подражанию древнейшим своим образцам - деревянным храмам Севера. Часовня на минском кладбище - очень небольшая постройка, вероятно шестигранная в плане и, возможно, даже без окон. Она имеет узкий ложный барабан и достаточно необычное крыльцо - в виде арки с гирькой посередине - частый элемент московской церковной архитектуры XVI—XVII веков.Рис. 7. Санкт-Петербургский Иоанно-Богословский кладбищенский храм. Заложен в мае 1915 года. Арх. В.Н. Бобров. (чертеж с сайта http://drevo-info.ru/articles/21565.html , дата последнего обращения 19.12.2014);  Деревянная часовня на Минском Братском кладбище - фотография времен 1-й Мировой войны. (фото с сайта http://expert.ru/users/bogdan2012/, дата последнего обращения: 19.12.2014)Рис. 7. Санкт-Петербургский Иоанно-Богословский кладбищенский храм. Заложен в мае 1915 года. Арх. В.Н. Бобров. (чертеж с сайта http://drevo-info.ru/articles/21565.html , дата последнего обращения 19.12.2014); Деревянная часовня на Минском Братском кладбище - фотография времен 1-й Мировой войны. (фото с сайта http://expert.ru/users/bogdan2012/, дата последнего обращения: 19.12.2014)

Интересно, что волна строительства храмов в память павших героев охватила даже старообрядческую церковь - в Ржеве старообрядцы начали строить храм в память воинов Первой мировой войны [4]. На его стенах предполагалось установить мемориальные доски с именами павших воинов-старообрядцев всей России. К сожалению, не известно, был ли этот храм достроен.

Таким образом, с самого начала Первой Мировой войны стали создаваться кладбища и поминальные храмы или часовни при них. Основной стиль этих храмов - неорусский, основанный на авторском переосмыслении псково-новгородских архитектурных памятников или храмов Севера. Строительство храмов-памятников именно в этом стиле, вероятно, было обусловлено, в первую очередь, идеей создания патриотического, самобытного подъема русского народа, воплощения его исконного духа и духа его павших героев.

Но строились не только кладбищенские храмы. В 1916 г. по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля у Соломенной сторожки близ Москвы был построен деревянный храм-памятник святого Николая [6].

Рис. 8. Храм-памятник святого Николая у Соломенной сторожки. Арх. Ф.О. Шехтель. 1916 г. (фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_Святого_Николая_у_Соломенной_сторожки, дата последнего обращения: 19.12.2014)Рис. 8. Храм-памятник святого Николая у Соломенной сторожки. Арх. Ф.О. Шехтель. 1916 г. (фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_Святого_Николая_у_Соломенной_сторожки, дата последнего обращения: 19.12.2014) В начале XX в. местность, где располагался храм, представляла собой дачный поселок, через который к селу Петровско-Разумовскому шла дорога. Рядом с поселком размещался летний лагерь Московского гарнизонного батальона. После начала Первой мировой здесь стали формироваться воинские части для отправки на фронт и вскоре воины 675-й Тульской пешей дружины предложили на собственные пожертвования построить летний храм. Никольская церковь была выстроена всего за один месяц в неорусском стиле. Это - шатровый храм с одной главой и пристроенной звонницей. Церковь была крестообразная в плане и могла вмещать до ста человек. Вероятно, это одна из немногих гарнизонных церквей, сооруженных во время Первой Мировой войны.

Кроме специально построенных кладбищенских храмов для поминовения павших воинов, на территориях дислокации полка, при приходских полковых церквях, открывались специальные усыпальницы. Именно такой поминальной усыпальницей являлась небольшая пристройка к полковой церкви Архангела Михаила на Сампсониевском проспекте в Петрограде, сооруженная в 1915 г. [2]. Она была решена в русском стиле.

Рис. 9. Храмы, к которым были пристроены поминальные усыпальницы:  Полковая церковь Архангела Михаила на Сампсониевском проспекте в Петрограде, Полковой храм во дворе казарм лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской Фамилии полка по Волконской улице, Петроград (фото с сайтов: http://www.etoretro.ru/pic35158.htm?sort_field=image_date&sort=DESC и http://tsarskoye.livejournal.com/491834.html, дата последнего обращения: 19.12.2014)Рис. 9. Храмы, к которым были пристроены поминальные усыпальницы: Полковая церковь Архангела Михаила на Сампсониевском проспекте в Петрограде, Полковой храм во дворе казарм лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской Фамилии полка по Волконской улице, Петроград (фото с сайтов: http://www.etoretro.ru/pic35158.htm?sort_field=image_date&sort=DESC и http://tsarskoye.livejournal.com/491834.html, дата последнего обращения: 19.12.2014)
Согласно архивным документам, в 1915-1916 годах в строящемся петроградском полковом храме во дворе казарм лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской Фамилии полка по Волконской улице была устроена усыпальница для офицеров полка, погибших на полях сражений во время Первой Мировой войны. В начале 1917 г. там были произведены первые захоронения. Но полностью церковь так и не довелось достроить - к 1917 г. она была возведена только до куполов, и сохранялась в таком виде вплоть до Второй Мировой [8].

Были и отдельные проекты усыпальниц. Так, на Всероссийском конкурсе 1915 г. архитекторы предоставили проекты усыпальницы для полковой церкви лейб-гвардии Преображенского полка, но она так и не была построена [4].

Иногда под уже построенными полковыми церквями сооружались склепы - помещения, предназначенные для захоронения умерших. Так, под сводом церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка в Петрограде была устроена церковь святого мученика Иакова специально для почетных захоронений [4]. В сентябре 1917 года был объявлен конкурс на создание подземной церкви-усыпальницы под сводами еще одного полкового собора - Троицкого, но работы на него уже не представлялись.

Рис. 10. Введенский собор лейб-гвардии Семёновского полка со склепом под храмом.  (фото с сайта http://www.citywalls.ru/house113, дата последнего обращения: 19.12.2014)Рис. 10. Введенский собор лейб-гвардии Семёновского полка со склепом под храмом. (фото с сайта http://www.citywalls.ru/house113, дата последнего обращения: 19.12.2014)
 Кроме полковых усыпальниц, где часто хоронили и простых солдат, сооружались специальные церкви-памятники павшим офицерам в принадлежащих им имениях. История сохранила для нас церковь в селе Осташево Московской области, которая была построена по проекту архитекторов М.М. Перетятковича и С. М. Дешевова в 1915 г. над могилой великого князя Олега Константиновича [7]. Князь императорской крови, правнук Николая I, он стал единственным членом Российского императорского дома, погибшим на фронте Первой Мировой войны. Одноглавая церковь-усыпальница с четырехскатной кровлей и пристроенной с юга звонницей, сооруженная по образцу древних псковско-новгородских церквей, так и не была освящена. Сейчас она находится в полуразрушенном состоянии.

Рис. 11. Проект церкви-усыпальницы над могилой вел. КН. Олега Константиновича в имении Осташево Московской губернии. 1915 г. Арх. М.М. Перетяткович.  Чертежи и фото современного состояния.  (чертежи из Православные храмы. Том 3. Примеры архитектурно-строительных решений. МДС 31-9.2003, Москва, 2005, фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/, дата последнего обращения: 19.12.2014)Рис. 11. Проект церкви-усыпальницы над могилой вел. КН. Олега Константиновича в имении Осташево Московской губернии. 1915 г. Арх. М.М. Перетяткович. Чертежи и фото современного состояния. (чертежи из Православные храмы. Том 3. Примеры архитектурно-строительных решений. МДС 31-9.2003, Москва, 2005, фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/, дата последнего обращения: 19.12.2014) С приходом Советской власти почти все выше перечисленные храмы и усыпальницы были уничтожены, сровнены с землей, как будто их никогда и не существовало. Христианская вера, прозванная "опиумом для народа", была попрана новой властью, а вместе с ней уничтожались все культовые объекты. Одними из первых были уничтожены именно поминальные храмы героев Первой Мировой войны, как наиболее неугодные новым правителям. Напоминания о страшной войне, которые должны были остаться в веках, слишком быстро стерли с лица земли.

Но люди, настоящие патриоты своей страны, не могут не поминать Героев.

Рис. 12. Ужгород. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы  1930 г.  Арх. отец Всеволод Коломацкий  (фото с сайта http://sobory.ru/article/?object=0896, дата последнего обращения: 19.12.2014)Рис. 12. Ужгород. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1930 г. Арх. отец Всеволод Коломацкий (фото с сайта http://sobory.ru/article/?object=0896, дата последнего обращения: 19.12.2014) Уже после войны, в 1930 г. по инициативе русских эмигрантов - выживших участников войны 1914-1918 гг., в Ужгороде по проекту русского эмигранта о. Всеволода Коломацкого был построен Покровский храм-памятник [12]. В крипте храма находилось захоронение русского воина - солдата 18-го корпуса Русской армии, павшего в боях за овладение Черёмхой в 1915 г.. Проект выдержан в стиле московского храмового строительства, за образец была взята Вознесенская церковь в с. Коломенское под Москвой (построена в 1528—1532 годах). На сегодняшний день это единственный поминальный храм героев Первой Мировой на бывшей территории СССР.

В наши дни к столетию со дня начала Первой Мировой войны восстанавливаются некрополи, ставятся поминальные знаки. И, конечно же, воссоздаются христианские часовни и храмы. Так, в Царском Селе планируется восстановление Братского кладбища с постройкой храма-памятника по проекту С.Н. Антонова (проект реконструкции подготовлен архитектором-реставратором А. Кедринским). Построена новая часовня и на Минском Братском кладбище. На новом месте, по старым чертежам восстановлен Никольский храм, бывший храм Святого Николая у Соломенной сторожки. А в 2010 г. в центре города Гусева Калининградской области был заложен храм-памятник в честь Всех Святых в память российских воинов, павших в Первой мировой войне. Место выбрано не случайно: при городке Гусев, до 1946 г. который был немецким городом Гумби́ннен, произошло первое сражение на восточном фронте Первой мировой войны в 1914 году. Битва завершилась победой русских войск и отходом германских частей. Во время Второй Мировой Гумбиннен был вновь взят русскими войсками и переименован в Гусев в честь героически погибшего капитана С. И. Гусева. Наверное, строительство главного поминального храма Героям Первой Мировой войны именно здесь идеологически очень правильно.

Рис. 13. Братское кладбище героев Первой Мировой войны в Царском Селе. Проект восстановления мемориала, арх. А. Кедринского (2002 г.) и проект поминального храма по чертежам арх. С.Н. Антонова (2008 г.).  (илл. с сайта http://www.tsarselo.ru/content/0/read944.html#.UzMVZhfgV8E, дата последнего обращения: 19.12.2014)Рис. 13. Братское кладбище героев Первой Мировой войны в Царском Селе. Проект восстановления мемориала, арх. А. Кедринского (2002 г.) и проект поминального храма по чертежам арх. С.Н. Антонова (2008 г.). (илл. с сайта http://www.tsarselo.ru/content/0/read944.html#.UzMVZhfgV8E, дата последнего обращения: 19.12.2014)
Рис. 14. Проект храма Всех Святых в память российских воинов, павших в Первой мировой войне в г. Гусев. Арх. И.П. Канаев. 2010 г.  (фото с сайта http://ikanaev.ru/Gusev.html, дата последнего обращения: 19.12.2014)Рис. 14. Проект храма Всех Святых в память российских воинов, павших в Первой мировой войне в г. Гусев. Арх. И.П. Канаев. 2010 г. (фото с сайта http://ikanaev.ru/Gusev.html, дата последнего обращения: 19.12.2014)

Хотелось бы, чтобы люди никогда, ни при каком режиме, не забывали своих настоящих Героев и чтили их святую память. И во многом эта память поддерживается с помощью архитектурных сооружений - памятных досок, скульптурных композиций и храмов-памятников.

Библиографический список использованной литературы

1. К столетию начала Первой Мировой войны: Царскосельский музей, Братские некрополи в Москве и Минске. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://moscow-walks.livejournal.com/1257354.html, Дата последнего обращения: 01.05.2014

2. Какие памятники, посвящённые первой мировой войне, были созданы в России? / Школа жизни - познавательный журнал. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-19660/, Дата последнего обращения: 01.05.2014

3. Кейпен-Варниц Д.В. Храмовое зодчество А.В. Щусева. М.: Совпадение, 2013. - 304 с.

4. Кеслер М.Ю. Мемориалы памяти российских воинов, погибших в Первой Мировой войне. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://kesler.ortox.ru/news.html&action=news_detail&id=1210, Дата последнего обращения: 01.05.2014

5. Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей: Краткий исторический справочник. — 2-е изд., испр. и доп.. — СПб.: Genio Loci, 2007. — С. 236—240.

6. Михайлов К. Поруганная слава. М.: Яуза, Экспо, 2007 - 400 с.

7. Православные храмы. Том 3. Примеры архитектурно-строительных решений. МДС 31-9.2003, Москва, 2005

8. Россия, которую мы потеряли. Лейб-гвардии 4-й Стрелковый Императорской Фамилии полк. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ru-oldrussia.livejournal.com/158419.html, Дата последнего обращения: 01.05.2014

9. Сорок сороков. Альбом-указатель всех московских церквей в 4 томах. Т.3. Город в границах 1917 г./ составитель С. Звонарев. - М.: 1985, YMCA-PRESS, 1989

10. Храм Христа Спасителя в Москве. Страницы истории. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://xxc.ru/history/index.htm, Дата последнего обращения: 01.05.2014

11. Царскосельское Братское кладбище героев Первой Мировой войны у Казанского кладбища в Царском Селе (г. Пушкине). [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.pushkin-town.net/.guard/rus/index.htm, Дата последнего обращения: 01.05.2014

12. Ужгород. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. / Народный каталог православной архитектуры. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://sobory.ru/article/?object=08966, Дата последнего обращения: 01.05.2014

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top